Русь во времена Владимира Святославича

Содержание:
1. Правление Владимира
2. Принятие Владимиром христианства
3. Крещение Руси
4. Значение принятия христианства
5. Заключение
Св. ВЛАДИМИР I СВЯТОСЛАВИЧ КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
(948 – 15.07.1015+) (колено 4)
Из рода Рюриковичей. Сын Святослава Игоревича. Кн. Новгородский в 969 – 977 гг. Вел. кн. Киевский в 980 – 1015 гг.
По свидетельству летописца, Владимир был незаконным сыном Святослава, прижитым им от рабыни, ключницы Ольгиной Малуши. Дядькой Владимира был брат Малуши Добрыня.
В 969 году Святослав, только что схоронивший мать и собиравшийся в новый длительный поход в Болгарию, посадил старшего сына Ярополка князем в Киеве, а другого сына – Олега – князем у древлян. В то время пришли новгородцы, прося и себе князя. Узнав, что старшие сыновья Святослава уже получили княжения, они сказали: “Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя”. Святослав спросил: “Но кто пойдет к вам?”, и стал уговариваться он о том со старшими сыновьями, но те отказались. Тогда Добрыня сказал новгородцам: “Просите Владимира себе в князья”. Новгородцы стали просить Владимира, и Святослав согласился с тем, чтобы тот был у них князем. В том же году Владимир вместе с Добрыней отправился в Новгород, а Святослав отплыл в Переяславец на Дунай. Из этого похода он уже не вернулся, так как в 972 году погиб у днепровских порогов. После смерти Святослава его сыновья стали править Русью, сидя каждый в своем городе. Владимир был еще мал годами и всеми делами за него распоряжался Добрыня. В Полоцке тогда княжил Рогволод, варяг, пришедший из-за моря и утвердивший власть свою среди полочан. Добрыня стал сватать Владимиру Рогнеду, дочь Рогволода. И спросил Рогволод у дочери: “Хочешь пойти за Владимира?” Но та отвечала: “Не хочу разуть робичича. За Ярополка хочу”. Владимир прослышал об этом ответе и сильно разгневался, так как обидно ему было от того, что его назвали робичичем. И пожаловался князь своему дяде, а тот, распалясь яростью, собрал воинов и пошел на Полоцк. И побежден был Рогволод в битве, и затворился в городе. Новгородцы же, подступив к Полоцку, взяли его и захватили Рогволода с женой и его дочерью. Добрыня, насмехаясь над Рогнедой, нарек ее рабыней и велел Владимиру обесчестить ее на глазах отца и матери. После Рогволода убили, а Рогнеда сделалась женой Владимира и родила ему сына Изяслава.
В 975 году Ярополк поссорился с братом Олегом. Через два года он пошел на него войной. Олег погиб в бою, а Ярополк захватил его волость. Когда Владимир в Новгороде услыхал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. Ярополк же посадил своих посадников в Новгороде и стал один владеть Русской землею.
В 980 году Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: “Идите к брату моему и скажите ему: “Владимир идет на тебя, готовься с ним биться”, – и пошел на Ярополка. Дойдя до Киева с большим войском, Владимир осадил его, а Ярополк заперся в городе вместе с своим воеводой Блудом. Когда осада затянулась, Владимир стал тайно сговариваться с Блудом, говоря ему: “Будь мне другом. Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него”. Блуд ответил послам Владимировым: “Буду с князем вашим в любви и дружбе”. И стал с тех пор Блуд пересылаться с Владимиром, призывая его идти приступом на город. Блуд хотел убить Ярополка, однако опасался мести горожан. И тогда Блуд придумал такую хитрость. Он стал говорить Ярополку, будто киевляне вошли в сговор с Владимиром и надо-де бежать из города. Ярополк поверил ему и, выбежав из Киева, затворился в городе Родне, в устье реки Роси. Владимир вошел в Киев, а после осадил Ярополка в Родне. Среди осажденных вскоре начался жестокий голод. И сказал Блуд Ярополку: “Видишь, сколько воинов у брата твоего. Нам не победить их. Заключай мир с братом твоим”. Ярополк согласился. Блуд же послал к Владимиру с такими словами: “Сбылась мысль твоя, приведу к тебе Ярополка, приготовься убить его”.
Владимир, услышав это, вошел в отчий терем и сел там с воинами и дружиной своей. Когда Ярополк пришел к Владимиру и входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуху. Блуд тем временем затворил двери и не дал войти своим. Так убит был Ярополк, и с этого времени Владимир стал княжить в Киеве один.
Поначалу Владимир был ярым приверженцем язычества. Утвердившись у власти, он установил на киевских холмах новые статуи языческих идолов: главного языческого бога Перуна с серебряной головой и золотыми усами, а рядом с ним Хорса, Дажбога, Стрибога, Симаргла, Мокоша. Идол Перун был также поставлен и в Новгороде. Этим идолам приносились жертвы, и не раз русская земля обагрялась невинной кровью. Один из случаев жертвоприношения описан в летописи. Возвратившись в 983 году в Киев из похода, Владимир решил принести жертву языческим идолам. Старцы и бояре подсказали: “Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву богам”. Жил в это время в Киеве один варяг, который побывал в Греции и принял там христианскую веру. Вот на его-то молодого сына и пал слепой жребий. Старый варяг отказался отдавать сына: “У вас не боги, а дерево: нынче есть, а завтра сгниют; не едят, не пьют, не говорят . не дам сына своего бесам!” Разъяренная толпа растерзала и отца, и сына. Эти люди, таким образом, были первыми и последними мучениками за христианскую веру в языческом Киеве. Церковь наша чтит их под именами святых Феодора и Иоанна.
Предания рисуют Владимира-язычника человеком жестоким, кровожадным, безнравственным, утопающим в чувственных наслаждениях. Особенно поражает его необузданное женолюбие: у него было 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Среди его наложниц была и вдова убитого им брата Ярополка Юлия, которую он взял себе беременную, и которая родила ему Святополка. Кроме того, Владимиру часто приводили для растления замужних женщин и девочек. Языческая вера разрешает многоженство. У Владимира было пять законных жен, среди которых первой супругой была Рогнеда.
Но уже в эти годы Владимир решал крупные государственные вопросы. Он продолжал старую традиционную политику, стремился удержать в своих руках власть над покоренными народами. Он взимает с них дань. Он расширяет границы государства, включая в его состав новые, не покоренные еще до него народы, защищает границы от нападения врагов. Особенно много забот и хлопот доставляли русичам степные варвары-печенеги. Летописец рассказывает, что, когда русское войско встретилось с печенегами на берегах Трубежа, князь печенежский предложил Владимиру решить судьбу битвы поединком своих богатырей. “Ежели русский убьет печенега, то обязан три года не воевать с вами, а ежели наш победит, мы вольны три года опустошать твою землю”. Против страшного великана-печенега вышел малорослый юный россиянин, который неожиданно крепкими мышцами своими надавил на печенега и мертвого ударил о землю. Воспрянувшая духом княжеская дружина бросилась на войско печенегов, которое едва спаслось бегством. В память об этом событии Владимир заложил на берегах Трубежа город и назвал его Переяславлем, ибо юноша русский “переял” у врагов славу. Именно при Владимире начали рождаться былины о легендарных богатырях, таких, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие. Для защиты просторов Руси от нападения чужеземцев по указанию Владимира строились оборонительные рубежи с новыми городами и крепостями.
После того, как Владимир завоевал ятвягов, ему удалось значительно продвинуться к берегам Балтийского моря.
До нас дошел очень интересный рассказ о войне Владимира с камскими болгарами 984 г.1 Осматривая пленных, его воевода Добрыня обратил внимание князя на то, что все они в сапогах. Отсюда воевода сделал вывод, что они не будут платить дани, и предложил искать лапотников.
Сапоги — это признак известной высоты культуры. Добрыня понял, что, несмотря на то, что разбить болгар в бою удалось, включить их в состав своих подданных не удастся.
Летописец указывает ряд походов Владимира на поляков, вятичей, ятвягов и хорватов.
В 981 г. «иде Володимер к ляхом и зая грады их — Перемышль, Червень и ины грады, иже суть и до сего дне под Русью. В сем же лете и вятичи победи и возложи на ня дань от плуга, якоже и отец его имаше».
В следующем году он снова идет против восставших вятичей, В 983 г. «иде Володимер на ятвяги и победи ятвяги и взя землю их». В 992 г. «иде Володимер на хорваты».
За этими слишком краткими сообщениями кроется длительная и нелегкая борьба. Краткость этих сообщений иногда граничит с неясностями и неточностями. Перемышль и Червень, например, по населению не польские земли, а русские (украинские), за которые шла длительная борьба между Польшей и Русью. Когда началась эта борьба, мы точно не знаем. Но во всяком случае, при Владимире Святославиче, когда в Польше сидел Болеслав Храбрый, эта борьба, как мы видим, приняла определенные формы. Она продолжалась и после смерти Владимира, когда Болеславу удалось отобрать Червенские города. Германские источники тоже говорят о войне между Польшей и Русью. В 992 г. Владимир имел перевес в борьбе с Польшей, после чего установились мирные отношения между двумя государствами, и польский князь Болеслав даже выдал свою дочь замуж за сына Владимирова Святополка. Титмар говорит, что Святополк вошел в тайные сношения с Болеславом и готовил с его помощью восстание против отца. Владимир раскрыл заговор и арестовал Святополка с его женою и ее духовником, епископом Райнберном, приставленным к ней самим Болеславом. У Болеслава, несомненно, были свои намерения использовать в своих щелях дочь и зятя, и недаром в 1013 г. он выступил в поход против Владимира.
Владимиру действительно удалось раздвинуть пределы своего государства до таких размеров, что дальше ему уже некуда было идти. Распространять свои владения на север было невозможно: чтобы властвовать над таким слишком отдаленным районом не хватало организационных средств. Владимира, вероятно, и не особенно тянуло туда: никаких соблазнов он там не видел. Это дело собственной политики Новгорода, осуществлявшего свои задачи независимо от Киева.
Что касается запада, то Владимир, завоевав ятвягов, продвинулся по направлению к Балтийскому морю. Отношения с Польшей не позволяли ему двигаться дальше на запад.
На юге складывалась не менее трудная обстановка. Здесь опасность грозила от кочевников южных степей.
Владимир не только расширяет пределы государства, но и укрепляет связь отдельных частей. Достигает он этой цели различными «средствами: сначала путем приспособления язычества к своей объединительной политике, потом путем принятия христианства в качестве единой государственной религии и путем изменения системы управления частями государства.
По-видимому, Владимиру удалось почти везде (кроме вятичей) заменить местных «светлых и великих князей» либо своими мужами, либо своими детьми. Сыновей у него было много. Летописец называет нам 12. Новгород он поручил сначала Вячеславу, а потом Ярославу, Псков — Судиславу, Полоцк — Изяславу, Смоленск — Станиславу, Туров (Дреговическая земля) — Свято-полку, Владимир Волынский — Всеволоду, Тмуторокань (Подонье, Крым и Северный Кавказ) — Мстиславу, Ростов (в земле мери) — Ярославу, потом Борису, Муром — Глебу. Это факты, сообщаемые летописью. В ученой литературе иногда оспаривается пребывание в указанных местах Бориса и Глеба. Сам Владимир сидел в Киеве и отсюда держал власть над всеми в той или иной мере подчиненными ему землями.
Однако Владимир не ограничивается этой обычной традиционной политикой киевских князей — расширением границ и обложением данью подвластного населения. Подобно Святославу, он принимает участие в европейских делах того времени. Ему пришлось иметь дела с Византией и снова:— по инициативе этой последней.
После смерти Иоанна Цимисхия покоренные им болгары, воспользовавшись затруднениями империи, восстали. Во главе восставших стал энергичный правитель Западной Болгарии Самуил.
Новый византийский император Василий II долго терпел неудачи. Только с начала XI в. он стал одолевать болгар. За свою жестокую расправу с болгарами (он ослепил 14000 болгар) Василий получил прозвище Болгаробойцы. В 1018 г. Болгарское царство было превращено в византийскую провинцию.
Но в 80-х годах X в., когда в Киеве княжил Владимир Святославович, положение императора Василия II было весьма критическим. Кроме внешних, появились и серьезные внутренние осложнения. Поднявший восстание против Василия Варда Фока, имея на своей стороне почти всю Малую Азию, подошел с востока к самой столице. Победоносные тогда болгары-угрожали ей с севера. Василий обратился за помощью к Владимиру.
Перед Владимиром встал очень серьезный вопрос. До сих пор мы не видели, чтобы он как-либо менял курс международной политики, намеченный его отцом. Арабский писатель Яхья решительно утверждает, что накануне этих переговоров отношения между Русью и Византией были враждебные. Владимир взвесил обстоятельства и решил на известных условиях вмешаться в сложные и трудные византийские дела. Тем самым он шел на перемену своего курса в отношениях с Византией. Какие это были условия, нам, к сожалению, неизвестно. Мы можем только догадываться, что одним из условий была выдача замуж за Владимира сестры византийского императора Анны.
Такое условие с первого взгляда может показаться несерьезным. Однако стремление породниться с византийским императорским двором было важным политическим шагом, к которому стремились и европейские дворы. Германский император Оттон сватал своего сына за греческую царевну, но получил от византийского императора отказ. Последний заявил, что это неслыханная вещь, чтобы «багрянородная» (т. е. рожденная в багряной палате византийского дворца) породнилась с варваром.
Константин Багрянородный давал в общей форме своему сыну совет: «Если какой-либо народ из этих неверных и презренных северных жителей попросит породниться с царем Ромеев или взять, в невесты его дочь или дать свою дочь в жены царю или царскому сыну, то такую нелепую их просьбу следует отклонить». В данном случае с Владимиром дело сложилось иначе. Василию грозила опасность лишиться престола и власти. В таких тяжелых обстоятельствах он, по-видимому, пошел на уступки. Но вряд ли Владимир ограничился только этим одним условием.
Соглашение было достигнуто, и Владимир послал на помощь Василию II отборное русское войско. Это нам известно по греческим источникам. Русское войско блестяще справилось со своей задачей. Армия восставших после двух крупных сражений была разгромлена и Фока убит.
Василий II, спасенный Владимиром, укрепив свою власть, очевидно, не выполнил всех условий и, может быть, как раз отказал ему в выдаче замуж своей сестры. Мы точно этого не знаем, но можем догадываться об этом по связи событий. Владимир, союзник Василия, только что спасший его от политической, а может быть и от физической гибели, вдруг после этого идет в Крым и осаждает греческий город Корсунь — по-гречески Херсонес (развалины его существуют и сейчас под Севастополем), представлявший собой очень сильную крепость. Осада продолжалась несколько месяцев, и город был взят.
Владимир послал к греческим императорам Василию и Константину требовать себе в супружество сестру их, царевну Анну, с угрозою, что если не пришлют сестры, то он возьмет и Константинополь, как взял Корсунь. Императоры отвечали, что не могут выдать сестры за язычника; тогда Владимир послал сказать им, что примет христианство; и действительно, когда Анна приехала в Корсунь, то он крестился со многими боярами.
Летописи повествуют, что болевший глазами и потерявший зрение князь во время крещения прозрел. Вслед за крещением состоялся брак его с Анной, родившей впоследствии Владимиру сыновей Бориса и Глеба. По возвращении в Киев он крестил своих сыновей и народ. По некоторым сведениям, всенародное крещение Руси было совершено в Киеве 1 августа 988 года.
Сам великий князь с митрополитом и корсунскими священниками присутствовал при крещении. Обнаженные люди всякого возраста и пола после погружения в воду и выполнения обряда крещения получили новые имена. Языческие идолы были низвергнуты. Одних сожгли, других рассекли на части. Главного идола, Перуна, привязали к лошадиному хвосту и потащили с горы в Днепр. При этом двенадцать человек били истукана палками, изгоняя беса, который этим идолом прельщал народ.
После всенародного крещения великий князь приступил к искоренению язычества на Руси и принялся ревностно истреблять языческих идолов. На их местах устанавливались христианские храмы, богослужение в которых шло по книгам, переведенным с греческого на славянский святыми братьями Кириллом и Мефодием. В самом Киеве он построил церковь Св. Василия и церковь Богородицы, так называемую “Десятинную”, получившую название после того, как князь назначил на ее содержание и содержание духовенства десятую часть княжеских доходов. Для ускорения распространения новой веры и просвещения великий князь приказал брать детей у состоятельных родителей и обучать их грамоте. Благодаря этому на Руси в последующие два десятилетия выросло новое поколение людей, ставших проводниками просвещения и христианства в Отчизне. Много стал заботиться Владимир о больных и бедных. Он созывал на княжеский двор народ отовсюду; кормил, поил всех пришедших, а для тех, которые не в состоянии были приходить на княжеский двор, приказывал развозить еду по городу.
Значение принятия христианствабыло огромно и проявлялось буквально во всем. Принятие православия перевернуло всю жизнь восточнославянского человека:
· на Руси стало совершенствоваться огородничество; новая религия содержала много постов, когда рекомендовалось принимать в пищу только овощи; лучшими огородниками на Руси всегда были монахи;
· на Руси появилось каменное зодчество; русские у греков переняли приемы кладки стен, возведения куполов, камнерезное дело;
· для украшения храмов нужны были иконы; на Руси возникла Иконопись – изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых и сцен из их жизни;
· на Руси появилась Фресковая живопись – техника стенной живописи – рисование по сырой штукатурке красками, разведенными на воде
· появилась письменность; первые рукописные книги церковного содержания известны на Руси с ХI в.;
· христианство способствовало укреплению великокняжеской власти; вместе с православием в восточнославянское общество стала приникать мысль о том, что любая власть, тем более великокняжеская, от Бога, поэтому подданные должны князю беспрекословно подчиняться;
· христианство объединило всех восточных славян в один народ – русский;
· изменилось международное положение Руси; она перестала считаться варварским государством;
· с принятием христианства русское общество обрело духовный стержень, Церковь стала объединяющей силой в государстве.
Вместе с тем, принятие православия привело к культурному размежеванию восточных и части южных – с западными славянами, принявшими христианство из Рима. Восточные славяне ушли в орбиту византийской культуры, а западные – римской.
Владимир умер 15 июля 1015 года. Церковь причла его к лику святых как равноапостольного; в народе осталась о нем память как о государе чрезвычайно добром, милостивом.
Изучая эпоху св. кн. Владимира, можно спорить о тех или иных подробностях, по-разному описываемых древними историками и летописцами, можно настаивать на той или иной последовательности событий, предшествовавших крещению князя. Можно предлагать свое прочтение причин, приведших святого Владимира к воцерковлению. Но одно для непредвзятого взгляда остается несомненным — в условиях, крайне неблагоприятных для Церкви, в среде народа дикого и нерасположенного к обращению, в стране, враждебной православной Византийской империи, произошло событие, не объяснимое естественным ходом вещей, — Крещение Руси.
Литература:
Греков Б.Д. Киевская Русь.М.,1953;
Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. Т. 1.
А.Ладинский Когда пал Херсонес .;
“Правители России” Валентина Валькова, Ольга Валькова
Шикман А.П. Деятели отечественной истории.