Русская культура в период монголо-татарского нашествия

Социально-экономическое развитие России в XIV веке
В социально-экономической области XIV век характеризовалсясерьезными переменами. После кризиса, вызванного разрушениями середины — второйполовины XIII в., в Северо-Восточной Руси происходило восстановление сельскогохозяйства, вновь оживилось ремесленное производство.
В XIV в. наблюдается рост и увеличение экономическогозначения городов, не игравших в домонгольский период серьезной роли (Москва,Тверь, Нижний Новгород, Кострома). Активно идет крепостное строительство,возобновляется возведение каменных храмов, прерванное на полвека после Батыеванашествия.
В XIV столетии происходит рост вотчинных владений путемраздачи земель князьями своим боярам и дворянам. Но значительная частьтерриторий оставалась в государственной собственности — эти земли получилиназвание «черных». Черные волости часто отдавались князьями боярам в«кормление» (т.е. управление) с правом сбора в свою пользу податей.Со второй половины XIV в. начинает быстро расти монастырское землевладение.Рядовое сельское население начинает именоваться «крестьянами»(«христианами») — позже этот термин закрепился в качестве егообобщающего наименования. Сохранилась и категория холопов.
XIV век был отмечен бурным развитием ремесла и сельскогохозяйства в Северо — Восточной Руси. Повсеместно происходила не толькодифференциация существовавших технологий, но и появление новых. В производстверуды, например, наблюдается отделение добычи и плавки руды от последующей ееобработки.
В кожевенном производстве помимо сапожников появляются такиепрофессии, как ременники, сумники, чеботари, уздечники и др. В XIV в. на Русиполучили распространение водяные колеса и водяные мельницы, пергамен сталактивно вытесняться бумагой, увеличивался размер железных рабочих деталей сохи.
Получает распространение солеварение (в районах СтаройРуссы, Соли Галицкой, Костромы и др.). Появляются мастерские по изготовлениюкниг в крупных княжеских центрах и монастырях. Развивается массивное литье(колокольное производство), возникают медно-литейные мастерские дляхудожественного литья, возрождается искусство скани и выямчатой эмали.
Сельское хозяйство развивалось несколько медленнее, чемремесло. Однако подсека продолжала вытесняться полевой пашней, широкораспространилось двуполье, активно осваивались целинные земли и строились новыедеревни. Увеличилось также количество домашних животных, а значили внесениеорганических удобрений на поля.
Русская культура в период монголо-татарского нашествия
Развитие культуры в русских землях после нашествия иустановления ордынского господства в целом не претерпело столь серьезныхдеструктивных изменений, подобных тем, что произошли в социально-политическойсфере. Однако в результате татарских набегов был нанесен жестокий уронматериальным и культурным ценностям. Давало себя знать резкое усилениеразобщенности русских земель с середины XIII в., что отрицательно сказалось наразвитии общерусских культурных процессов. Сразу же после установленияордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменныхзданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел(производство изделий с чернью и зернью, с перегородчатой эмалью и др.). Сократилисьмасштабы изготовления рукописных книг. Значительно сужается кругозорлетописцев, они почти утрачивают интерес к событиям, происходящим в другихкняжествах.
Вместе с тем важнейшим жанром литературы в XIII в.,получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины,песни, сказания, воинские повести. В них отразились представления pyccкиx людейо своем прошлом и об окружающем мире.
В XIV в. осмыслению монгольского завоевания посвящен целыйряд повестей -сказаний: о битве на Калке, о разорении Рязани, о нашествииБатыя, сказание о Евпатии Коловрате, а также о защитнике Смоленска юношесмолянине Меркурии, спасшем город по велению Богородицы от Батыевых ратей.
В Северо-Восточной Руси, которая на протяжении XIV — началаXV в. постепенно шла к воссозданию государственного единства, создалисьблагоприятные предпосылки для культурного подъема, обогащаемого ростомнационального самосознания. Мощный толчок развитию патриотических чувстврусских людей дала Куликовская битва. Блестящей победе русских воинов на полеКуликовом посвящен целый ряд выдающихся произведений литературы: летописнаяповесть , , воинская повесть .Другим произведением из антиордынского цикла является историческая песнь оЩелкане Дудентьевиче, повествующая о восстании в Твери в 1327 г., о разоренииТохтамышем Москвы 1382 г., о нашествиях на Русь Тамерлана и хана Едигея.
Идея национального освобождения и патриотизма отражена такжев произведениях, посвященных защите северо-западных рубежей Земли русской:«Житие Довмонта» и .
Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим вОрде. Это и . Князья предстают в этих произведениях как защитники православнойверы и своей Отчизны.
Постепенно со второй половины XIII в. в русских земляхпостепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставалисьГалицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, немного позднее(примерно с 1250 г.) -Владимир, а с конца XIII в.- Тверь. Со второй половиныXIV в. составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъем.Ведущее место постепенно занимает московская летописная традиция, а ее центрамистановятся Симонов, Андроников и другие монастыри. Она дошла до нас в составеТроицкой летописи начала XV в. и являет собой в отличие от местных летописныхзаписей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера.
Наряду с развитием литературы развивается письменность.Показателем степени распространения грамотности среди всех слоев населенияявляются найденные в XX в. при раскопках в Новгороде берестяные грамоты.Постепенно с развитием книжности меняется характер письма, расширяется деловаядокументация. В XIV в. на смену приходит — более беглое и свободное письмо. А с конца XIV в. начинается развитие скорописи,само название которой говорит о принципе написания. На смену дорогостоящемупергамену постепенно приходит более дешевый материал — бумага.
В конце XIII-ХIV в. в русских землях возобновляется каменноестроительство. До настоящего времени сохранились на Новгород-чине церковьНиколы на Липне (1292), церковь Федора Стратилата на Ручью (1360) и Спаса наИльине улице (1374). Сохранилось в Новгороде и несколько гражданских строенийXIV — начала XV в. Наиболее интересной постройкой является среди них Грановитаяпалата (название появилось позднее), созданная в 1433 г. Она была возведена поуказанию архиепископа новгородского Евфимия, ярого противника Москвы, чтобыподчеркнуть суверенитет Новгорода.
При Иване Калите в Московском Кремле строится четырекаменных храма: Успенский собор (1326), церковь Ивана Лествич-ника (1329),церковь Спаса на Бору (1330) и Архангельский собор (1333). От некоторых из нихсохранились отдельные фрагменты. Возобновление каменного строительства в Москвесвязано с княжением Дмитрия Донского, при котором возводятся белокаменныеукрепления Московского Кремля (1360-е годы). Дошедшие до нас памятникикаменного зодчества первой четверти XV в. свидетельствуют об их новомтехническом качестве. Примером такого рода памятников является Успенский соборв Звенигороде. Помимо Москвы каменные крепости возводятся вокруг рядамонастырей, а также в Изборске, Орешке, Яме, Копорье и Порхове.
Мощный подъем русской культуры в конце XIV в. нашелотражение в развитии русской живописи. Одним из наиболее ранних памятниковмонументальной живописи являются фрески собора Снетогорского монастыря в Пскове(1313). Наиболее крупным художником этого периода был Феофан Грек ( ок. 1340 г.– 61 после 1405 г.), византийский мастер. Фресковые росписи Феофана Грека всохранившихся новгородских храмах отличают необыкновенная виртуозностьисполнения, свобода в обращении с эсхатологическими традициями, оригинальноемонохромное исполнение в красно-коричневых глубоких тонах.
Помимо фресковой живописи Феофану Греку приписываетсяизображение Успения на обороте известной иконы изБлаговещенского собора в Москве. Его кисти принадлежит большая икона из Переяславля Залесского. На рубеже XIV-XV столетий вМоскве складывается русская национальная школа иконописи. К этому времениотносится ранний период творчества гениального русского художника АндреяРублева.
Огромную роль в развитии культуры на Руси в эту эпохусыграли великие духовные пастыри митрополит Алексий (ок. 1310-1378) и игуменСергий Радонежский (1314(или 1319)-1392). Последний, основатель Троицкогомонастыря под Москвой, является подлинным вдохновителем борьбы русских людейпротив ордынского владычества.
Золотая Орда: расцвет и падение
Золотая Орда, улус Джучи, феодальное государство, основанноев начале 40-х гг. 13 в., во главе с ханом Батыем(1236-1255), сыном хана Джучи.Власть ханов Золотой Орды простиралась на территорию от нижнего Дуная иФинского залива на западе до бассейна Иртыша и нижней Оби на Волге, от Черного,Каспийского и Аральского морей и озера Балхаш на юге до Новгородских земель насевере. Однако коренные русские земли территориально не входили в Золотую Орду,а находились в вассальной зависимости от нее, платили дань и подчинялисьприказам ханов. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье, где при Батыестолицей стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани), в 1-й половине 14в. столица перенесена в Сарай-Берке [основан ханом Берке (1255-1266), близсовременного Волгограда].
Золотая Орда была искусственным и непрочным государственнымобъединением. Население Золотой Орды по составу было пестрым. В оседлыхобластях жили волжские болгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы и др.Основную массу кочевников составляли тюркские племена половцев (кипчаков),канглыев, татар, туркмен, киргизов и др. Уровень общественного и культурногоразвития населения Золотой Орды был также различным. У кочевого населениягосподствовали полупатриархальные, полуфеодальные отношения, в районах соседлым населением — феодальные отношения.
После завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениямии человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей былоограбление порабощенного населения. Это достигалось путем жестоких поборов.Основная часть земель и пастбищ была сосредоточена в руках монгольскойфеодальной знати, в пользу которой и несло повинности трудовое население.
Ремесленное производство кочевников Золотой Орды имело формудомашних промыслов. В городах Золотой Орды существовали разнообразные ремесла спроизводством на рынок, но производителями были, как правило, мастера,вывезенные из Хорезма, Северного Кавказа, Крыма, а также пришлые русские,армяне, греки и др. Многие города на завоеванных территориях, разоренныемонголами, находились в упадке или вовсе исчезли. Крупными центрами главным образомкараванной торговли были Сарай-Бату, Сарай-Берке, Ургенч, крымские городаСудак, Кафа (Феодосия), Азак (Азов) на Азовском море и др.
Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особоважных случаях политической жизни созывались курултаи — съездывоенно-феодальной знати во главе с членами правящей династии. Государственнымиделами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями — везиры. В города и подчиненные им области посылались даруги, главнойобязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с даругаминазначались военачальники — баскаки. Государственное устройство носилополувоенный характер, т.к. военные и административные должности, как правило,не разделялись. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии,царевичи («огланы»), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие воглаве войска. Из среды бегов (нойнов) и тарханов выходили основные командныекадры войска — темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники,распределявшие военное содержание, добычу и т.д.).
Непрочный характер государственного объединения Золотой Ордыи особенно рост освободительной борьбы покоренных и зависимых народов сталиглавными причинами распада и гибели Золотой Орды. Уже при своем образованииЗолотая Орда делилась на улусы, принадлежавшие 14 сыновьям Джучи: 13 братьевбыли полусамостоятельными государями, подчинявшимися верховной власти Батыя.Децентрализаторские тенденции проявились после смерти хана Менгу-Тимура(1266-82), когда началась феодальная война между царевичами дома Джучи. Приханах Туда-Менгу (1282-87) и Талабуге (1287-91) фактическим правителемгосударства стал темник Ногай. Только хану Тохте (1291-1312) удалось избавитьсяот Ногая и его сторонников.
Через 5 лет возникла новая смута. Ее прекращение связано сименем хана Узбека (1312-42); при нем и его преемнике хане Джанибеке (1342-57)Золотая Орда достигла максимального подъема военного могущества. Военные силыпри Узбеке насчитывали до 300 тыс. чел. Однако смуты, начавшиеся в 1357убийством Джанибека, свидетельствовали о начале ее распада. С 1357 по 1380 назолотоордынском престоле перебывало более 25 ханов. В 60-70-х гг. фактическимправителем стал темник Мамай. В начале 60-х гг. 14 в. от Золотой Орды отпалХорезм, Польша и Литва захватили земли в бассейне реки Днепр, отделиласьАстрахань. Мамаю пришлось, кроме того, столкнуться с усилившимся союзом русскихкняжеств во главе с Москвой. Попытка Мамая путем организации огромногограбительского похода вновь ослабить Русь привела к разгрому татар объединеннымирусскими войсками в Куликовской битве 1380. При хане Тохтамыше (1380-95)прекратились смуты, и центральная власть стала контролировать основнуютерриторию Золотой Орды. Тохтамыш в 1380 году разгромил войско Мамая на рекеКалке, в 1382 пошел на Москву, которую захватил обманом и сжег. Послеукрепления своей власти он выступил против Тимура. В итоге ряда опустошительныхпоходов Тимур разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, втом числе Сарай-Берке, ограбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесенудар, от которого она уже не смогла оправиться.
В начале 20-х гг. 15 в. образовалось Сибирское ханство, в40-е гг. — Ногайская Орда, затем возникли Казанское ханство (1438) и Крымскоеханство (1443), а в 60-е гг. — Казахское, Узбекское ханства, а такжеАстраханское ханствОрда В 15 в. значительно ослабла зависимость Руси от ЗолотойОрды В 1480 Ахмат, хан Большой Орды, являвшейся некоторое времяпреемницейЗолотая Орда, пытался добиться повиновения от Ивана III, но этапопытка окончилась неудачно. В 1480 году русский народ окончательно освободилсяот татаро-монгольского ига. Большая Орда прекратила существование в начале 16в.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы ссайта russia.rin.ru/