Русская православная церковь в XIV-XV вв

Министерство образования и науки РоссийскойФедерации
Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования «Камчатский государственныйпедагогический университет имени ВитусаБеринга»
Кафедраистории России и зарубежных стран
Русскаяправославная церковь в XIV-XV вв.
контрольная работа
по истории Россиистудентки
социально-экономическогофакультета
2 курса, гр. Из-0911
Кисиленко ИриныВалерьевны
Проверила:
Ильина ВалентинаАлександровна,
доцент кафедры историиРоссии и зарубежных стран,
кандидат историческихнаук
Петропавловск– Камчатский 2010

План
Введение
I. Роль русскойправославной церкви в объединении Руси XIV – XV веках
1.1 Появление на Руси выдающихся церковных деятелей, светочейнравственности и патриотизма
1.2 Поддержка церковью великокняжеской власти, как прочнойзащиты православия и лидера в борьбе с ненавистной Ордой
II. Роль русскойправославной церкви в политической жизни Руси в XIV – XV веках
2.1 Столкновения между светской и духовной властью в периодобразования единого государства
2.2 Православная церковь как вдохновитель в борьбе занезависимость Руси
Заключение
Список источников и литературы

Введение
 
Пережив расцвет в XI –ХII веках, Русь распалась на множество княжеств и после Батыева нашествияутратила национальную независимость. Прошло два века, прежде чем московскимкнязьям удалось объединить русские земли и покончить с чужеземным гнетом. Иконечно же неоценимую роль в возрождении народа и его государственности сыгралаправославная церковь.
Великое наследие оставилаКиевская Русь Московской: величественные церковные храмы и богатейшиемонастырские библиотеки, хранившие как переводные греческие, так и оригинальныерусские рукописи. Выдающиеся деятели церкви приняли участие в составлениилетописных сводов, житий, сказаний, оказавших глубокое влияние на развитиедуховной культуры Руси в целом. По сути, в этот сложный период, церковьявлялась институтом управления и освящала порядки феодального государства.
На обширном пространствеВосточно-Европейской равнины, где проживало несколько миллионов жителей Руси,занимавшихся предпочтительно земледелием, роль церкви определялась тем, что онаобъединяла свой многострадальный народ единой верой.
Церковная иерархия былаорганизована по типу светской. Митрополиту служили бояре и вооруженные слуги.Церковь располагала крупными земельными богатствами и участвовала вполитической жизни страны. Еще большее влияние она оказывала на нравственную идуховную жизнь общества. Церковная организация имела как бы два лица,обращенных в разные стороны. Князья церкви были настолько близки к феодальным верхамобщества, насколько приходские священники близки к народу. Ни один важный шаг вжизни человека не обходился без участия духовенства. Брак, рождение и крестины,посты и праздники, смерть и похороны – в этом кругу жизни все совершалось подруководством духовных пастырей. В церкви люди молились о самом насущном –избавлении от недугов, спасении от стихийных бед, мора и голода, об изгнаниииноплеменных завоевателей.
В XIV веке русскаяцерковь оказалась как бы в двойном подчинении. Делами русской митрополиипо-прежнему распоряжалась Византия. Русские митрополиты назначалисьпреимущественно из греков. Через Константинополь шли все назначения на высшиецерковные посты Руси, что приносило патриаршей казне немалые доходы. В то жевремя церковь подчинялась власти Золотой Орды. Господство монгольскихзавоевателей несло русскому народу бедствия и разорение. И среди всех этихраздоров, междоусобных браней, всеобщего одичания и татарских ратей церковьнапоминала народу о былом величии, звала к покаянию и подвигу. «Господьсотворил нас великими, — писал епископ Серапион в 1275 году, — мы же своимослушанием себя претворили в ничтожных».
Золотая Орда отличнопонимала значение Церкви в жизни Руси, и потому вместо гонений на православноедуховенство ее властители освободили церковь от даней и объявилинеприкосновенными ее имения. Подобно князьям, русские митрополиты должны былиездить в ханскую ставку за ярлыками, подтверждающими права церкви.
В решающий моментсвятители благословили народ на Куликовскую битву, но их благословение,во-первых, было легендарным, а во-вторых, «нетипичным эпизодом, нехарактернымдля проводимой русской митрополией союзнической линии с Ордой». Политическаядоктрина церковных иерархов, согласно той же концепции, определялась неизменнымстремлением поставить Русь на рельсы теократического развития, то есть «повестирусскую церковь к победе над светской властью». В этой работе мы и попробуемвыяснить, насколько основательны эти выводы.
Основной задачей нашейработы является выяснить, какую роль играла церковь в политической истории РусиXIV-XV веков.
Цели нашей работы:показать роль церкви в возрождении духовности народа и его государственности, атак же показать заслуги выдающихся деятелей церкви в развитии духовной культурынарода, которые ценой собственной жизни вдохновляли народ на подвиг во имянезависимости отчизны. В дальнейшем, благодаря всем этим факторам, в XV веке собразованием единого государства, страна обрела национальную независимость.
О роли русскойправославной церкви в жизни Руси периода XIV –XV веков подробно пишет в своейкниге «Святители и власти» Р.Г. Скрынников.
Книга посвященаповоротным событиям русской истории от Куликовской битвы до периода Смуты. Вней исследуется роль духовенства в этих событиях, раскрываются взаимоотношениямежду светской властью и церковной. Избрав биографический жанр, автор даетяркие жизнеописания выдающихся церковных деятелей России.
Н.М. Никольский в своейкниге «История русской церкви» освещает историю русской церкви в историческойнауке. В книге прослеживается история зарождения религии и атеизма.
Широкий круг проблем,связанных с историей русской православной церкви, раскрывает очень подробно иинтересно в своей книге видный советский ученый А.И. Клибанов. Автор критическианализирует попытки богословов приукрасить прошлое русского православия,представить его в качестве единственного хранителя исторических и культурныхтрадиций.
Очень подробно иинтересно повествует об истории русской церкви Знаменский П.В. в своей книге«История Русской церкви». Автор подробно рассказывает на страницах книги обистоках зарождения христианства на Руси, о путях становления и развитияправославия на всей территории огромного государства, о тесном взаимодействии иразногласиях светской власти и духовной. В книге освещается деятельностьмитрополитов, руководителей крупных монастырей, которые оказывали мощнуюподдержку великим князьям и занимались просветительской деятельностью.
Теперь начнём нашеисследование.

I. Роль русской православной церкви вобъединении Руси в XIV – XV веках
1.1Появление на Руси выдающихся церковных деятелей, светочей нравственности ипатриотизма
Большую роль вобъединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземнымизахватчиками сыграла в это время Русская православная церковь. Это выражалось втом, что церковные деятели – митрополиты, руководители крупных монастырейоказывали мощную моральную поддержку московским князьям, не жалели денег наорганизацию русского войска, вдохновляли русских князей, воевод, простых воиновна защиту родных земель.
Не случайно, чтопоявление церковных деятелей, просветителей и священнослужителей, которыесобственным примером жизни и деятельности побуждали русский народ кконсолидации и подвигу, во имя освобождения от чужеземных захватчиков.
 Так митрополит Петр,первый переехавший в Москву, и его преемники оказали большую поддержку Москве вее объединительных усилиях. Их деятельность неразрывно была связана сдеятельностью Ивана Калиты и его сыновей. Митрополит Алексий (ок.1293 – 1378)встал рядом с Дмитрием Ивановичем, когда тот в мальчишеском возрасте занялродительский трон. Он поддерживал Дмитрия во всех его патриотических делах. Этобыл умный, образованный, обладающий твердым характером человек. И одновременноотличался благочестием и скромностью в личной жизни. Алексий был настоящимпастырем душ человеческих. Митрополит Алексий использовал авторитет церкви,чтобы предотвратить княжеские междоусобицы в Нижнем Новгороде. Глава церквипытался воздействовать на враждовавших членов нижнегородско – суздальскойдинастии, использовав посредничество суздальского епископа Алексия. КогдаАлексий отказался исполнить волю главы церкви, последний прибег к решительнымдействиям. Он объявил об изъятии Нижнего Новгорода и Городца из составаепископства и взял название города под свое управление. Вскоре суздальскийепископ лишился кафедры. Сохранились сведения о том, что митрополит направил вНижний личного эмиссара игумена Сергия, затворившего в городе все церкви.
Когда Русско – литовскаявойна грозила окончательно расколоть общерусскую церковь, руководствовселенской православной церкви решительно встало на сторону Москвы. В 1370 годупатриарх Филофей подтвердил постановление, «чтобы литовская земля ни под какимвидом не отлагалась и не отделялась от власти и духовного управлениямитрополита Киевского» (Алексия).
В июне того же года вразгар русско – литовской войны патриарх обратился с обширными посланиями кмитрополиту Алексею и русским князьям. Филофей полностью одобрил деятельностьАлексея и советовал ему и впредь обращаться в Константинополь по церковным игосударственным делам ввиду того, что русский «великий и многочисленный народ»требует и великого попечения: он «весь зависит от тебя (митрополита Алексия. –Р.С.), и потому старайся, сколько можешь, поучать и наставлять его во всем».[1]
Филофей убеждал всехрусских князей оказывать почтение и послушание митрополиту Алексею какпредставителю патриаршей власти, заместителю самого патриарха, «отцу и учителюдуш». Одновременно глава вселенской церкви решительно осудил нападения Литвы наМоскву, а князей, помогавших литовцам, заклеймил как нарушителей божественныхзаповедей. Позднее Алексий был канонизирован Русской православной церковью.
Большое влияние на всюрусскую жизнь оказал святой Сергий Радонежский (ок.1321 -1391). Уже вотроческом возрасте Варфоломей (так звали Сергия до пострижения в монахи)отличался склонностью к уединению, книжному чтению, к постоянному труду ивысокой религиозностью, которая удивляла окружающих. После смерти родителей,обедневших бояр, Варфоломей отказался от наследства и ушел в монастырь, где уженаходился его старший брат. Там он уговорил брата принять еще более трудный итяжелый обед – уединиться, уйти жить в пустынь и там посвятить себя богу.
В густом Радонежском лесубратья расчистили небольшую полянку, соорудили хижину, поставили маленькуюцерковь в честь святой Троицы. Жизнь их стала «скорбной и жестокой», какнаписано в древнем источнике. Брат не выдержал холода, голода, другихтрудностей и ушел в один из московских монастырей. Варфоломей остался один.Через два года он был пострижен в монахи под именем Сергия и провел на своейполяне 12 лет. Жизнь его проходила в трудах, молитвах и размышлениях. Онстрадал от одиночества и невзгод. Дикие звери грозили ему гибелью. Слава оподвижничестве Сергия, о его святых делах быстро распространилась по Руси. Ивот вокруг него собираются последователи и соратники, рубят кельи, осваиваютприроду, ставят новые деревянные церквушки. Так зарождается Троице – Сергиевмонастырь.
Впервые на Руси Сергийорганизовал монастырь на новой, общежительной основе. Это означало, что вотличие от прежних особножительных или келийных монастырей теперь все монахижили одним общим хозяйством, не имели личного имущества и не могли заниматьсяличным предпринимательством. Сергий призвал их жить в братстве, любви и служитьдруг другу. Сам он, уже будучи игуменом монастыря, часто помогал братьям –монахам, таскал бревна, чинил их жилища, выполнял другую тяжелую работу.
Сюда, к Сергию, к святымотцам, тянутся люди за советом, утешением, отпущением грехов, духовнойподдержкой, здесь же селятся крестьяне. Монастырь начинает обрастать деревеньками.
При участии Сергия и поего благословению на Руси возникают в лесных дебрях десятки новых монастырей.Их основывают ученики и соратники Сергия. Постепенно идет преображение глухихлесных углов, там зарождается жизнь. Не случайно имя Сергия знала вся Русь, неслучайно к его голосу прислушивался и великий князь, и последний горемыка –крестьянин.
Несколько позже совершаетсвой отшельнический подвиг московский монах Симонова монастыря Кирилл (ок.1337– 1427), выходец из знатной боярской семьи. Он уходит из Москвы в далекийБелозерский край и там в лесной чаще копает себе землянку – келью и ставиткрест. Это было началом знаменитого на Руси Кирилло – Белозерского монастыря.Добродетельный и скромный образ жизни, наполненный трудами и молитвами, отказот стяжания, т.е. накопления денег и вещей, привлекают к Кириллу людей. Он учитдобру, высокой нравственности, взаимопомощи, трудолюбию, преданности роднойземле. Кирилл также был канонизирован Русской православной церковью.
Но мирские интересы,мирские страсти проникли и за монастырскую ограду, входили в монашеские кельи,меняли жизнь монастырского братства. Монастыри обрастали хозяйством. Князьянаделяли их землями, появлялась собственная пашня, которую обрабатывализависимые крестьяне. Развивались торговые операции. Трудно было сохранятьсвятость в этих условиях. Однако истинные ревнители религии старались сочетатьхристианские идеалы с житейскими условиями.
 
1.2Поддержка церковью великокняжеской власти, как прочной защиты православия илидера в борьбе с ненавистной Ордой
В 1425 году после смертивеликого князя Василия Дмитриевича, на престол взошел его сын, малолетнийВасилий (1415 -1462). У Василия появился грозный соперник, претендовавший накняжеский престол – второй сын Дмитрия Донского князь Юрий ДмитриевичЗвенигородский – Галицкий (1374 – 1434). Ему по завещанию Дмитрия Донскогодостались крупные по тому времени города – Звенигород и Галич. Основная жечасть Московского княжества перешла к великому князю. После смерти ВасилияДмитриевича пятидесятилетний Юрий Дмитриевич предъявил свои права на престол.Он попытался вернуть прежний порядок наследования престола – по старшинству, неот отца к сыну, как происходило до последнего момента. Это отступление отсложившейся традиции откинуло бы опять Русь в глубокую удельную старину. Тольконаследование от отца к сыну способствовало единению русских земель и укрепляломощь Московского княжества, только от отца к сыну переходил основной массивмосковских земель, казна княжества и ресурсы.
Юрий Звенигородский решилнарушить этот порядок. У него были личные причины захватить великокняжескийтрон. Он являлся по первому завещанию Василия I прямым его наследником. Нопосле рождения еще одного сына про первое завещание забыли. Но Юрий помнил и онявлялся сыном Дмитрия Донского, а при рождении был крещен самим СергиемРадонежским, что делало его очень популярным среди народа. Юрий был всестороннеобразован, знал и ценил литературу и искусство. Он был покровителем великогорусского иконописца рубежа XIV – XV вв. Андрея Рублева. Известна его перепискас основателем Кирилло – Белозерского монастыря игуменом Кириллом. В Звенигородеи округе Юрий на свои средства развернул строительство прекрасных церквей имонастырей. Он был прекрасным воином, мужественным полководцем, и на поле бояни разу не терпел поражений. Вот такой яркий человек бросил вызов десятилетнемумальчику, наследнику престола.
Но к сожалению, не всегдатакая легендарная личность может объединять большие массы людей и увлекать ихза собой. В Угличе и Звенигороде Юрия любили, но только в своих уделах, которыепривыкли к вольностям и чувствовали себя независимо от сильной московскойвласти. За него встали и северные города – Вятка и Устюг, которые такжепривыкли к вольностям, а так же верхушка Новгорода, мечтавшая, что при Юриидавление Москвы не будет таким сильным. Поддержали Юрия и мелкие князьки,мечтавшие о былой независимости.
Борьба между старымиудельными порядками и новой тяжелой и неодолимой поступью рождающегося единогорусского государства стала закономерным явлением в истории. Ожесточеннаяфеодальная война в середине XIV в. вспыхнула в Англии между династиями Йорков иЛанкастеров – Алой и Белой розы. Англия из этой борьбы вышла сильным и единымгосударством.
За плечами маленькогомальчика стояли мощные силы централизации и единства Руси. Это были служилыекнязья, боярство и нараждающиеся помещики – дворяне – основа великокняжескоговойска, которые поднялись к славе вместе с великими князьями, получили отДмитрия Донского и Василия I большое количество земель и теперь не хотелиделиться богатством и влиянием со сторонниками Юрия Звенигородского.
Великокняжескую властьподдержали и крупные русские города во главе с Москвой (Коломна, НижнийНовгород, Кострома, Ярославль и др). Горожане, посадский и торговый люд завремя татарских набегов и потом в период борьбы Юрия Дмитриевича и его сыновейс Василием II устали от насилий, грабежей, пожаров, бесконечных поборов имечтали о стабильной жизни.
Поддержала Василия II ицерковь – московский митрополит, епископы, кроме новгородского владыки, игуменыкрупных монастырей. Они видели в московском великом князе прочную защитуправославия, лидера в борьбе против ненавистной Орды, о чем мечтали все ихприхожане. Кроме того, великокняжеская власть неустанно поддерживала церковьматериально – богатыми земельными пожалованиями, предоставлением церковнымхозяйствам всяческих льгот.
Наконец, весь «домКалиты», все родственники великого князя, даже братья Юрия Звенигородскогоподдерживали юного московского правителя. Они понимали, что сильнаявеликокняжеская власть – это и их сила и мощь.
Война между дядей иплемянником, между силами единства и централизации и удельной вольницейначалась. Но на первом этапе стороны при помощи московского митрополитадоговорились, что лучше решить дело миром. Оба соискателя отправились в Орду заярлыками, и пробыв там год спор выиграла Москва.
Вскоре ЮрийЗвенигородский вместе с сыновьями нанес по Москве неожиданный удар.Великокняжеские войска были разбиты, а Василий бежал в Кострому. Сыновья Юриятребовали расправы над великим князем, но Юрий одарил племянника уделомКоломна, самым значимым городом после Москвы. Что давало возможность послесмерти Юрия Василию вернуть себе великокняжеский трон.
Но случилась удивительнаявещь: сломленный и изгнанный из Москвы, поселенный в Коломне Василий II сразупривлек к себе повышенное внимание всех слоев русского общества. Они не хотелислужить удельному князю. В Коломну перекочевала вся московская элита. Юрийостается в одиночестве и принимает неожиданное решение: отказывается отмосковского престола и уступает столицу племяннику. Василий II занимает столицуи решает наказать сыновей Юрия. Василий II наскоро собрал войско и пустился забежавшими в Кострому братьями. На берегу Клязьмы Василий опять терпит поражение.Василий собирает новую рать и двигает ее на Юрия и сыновей. В решающем сражениив 1434 году на территории ростовской земли вторично Юрий, одержав полнуюпобеду, занимает Москву, захватывает казну. Судьба дала Юрию на правление двамесяца, затем он умирает, а старший сын Василий Косой провозглашает себявеликим князем. Начался новый этап феодальной войны. Ареной битв и походовстала вся Северо – Восточная Русь. Горели села и города, брались штурмомкрепости. Гибли тысячи людей. Обескровливалась Русь в угоду амбициям отдельныхправителей. Насилием и жестокостями шла Русская земля к своему единству ицентрализации.
Василий Косой не обладални обаянием, ни талантами своего отца. Все более широкие слои общества, в томчисле и другие сыновья Юрия, выступают против честолюбивого авантюриста иподдерживают старомосковскую власть. В решающем сражении в той же Ростовскойземле в 1436г. Василий Косой был разбит московским войском, пленен и отвезен вМоскву. Там он был ослеплен по приказу великого князя; так был преподан первыйурок жестокости.
Казалось, теперь Русьможет вздохнуть с облегчением и залечивать раны, нанесенные междоусобнойвойной. Но нет, военное разорение и ослабление Руси немедленно использовалстарый враг — Орда, которая предприняла ряд набегов на русские земли. Зимой1444г.ордынское войско вновь появилось на Руси, захватило нижний Новгород,Муром, другие города. Василий II сам повел войска навстречу врагу и потерпелпоражение. Вспомогательный отряд Шемякина не явился на поле боя в назначенноевремя. Именно в этот момент у Шемяки возникла идея заговора против великогокнязя. Он использовал поражение Василия II и обвинил его в неумении защищатьРусь от татар.
Под руководством ШемикиВасилий II был похищен и ослеплен, затем его доставили в Москву. Василий IIвошел в историю под именем Иван Темный. Великий князь вместе с семьей былсослан в Углич на Волгу.
Казалось, что противникиВасилия II прочно захватили власть в Москве, но все силы, которые преждеподдерживали великого князя, отвернулись от мятежников. Сторонники Василиястали перебираться в Углич, как когда-то в Коломну, собрали вооруженные отрядыи начали борьбу с Шемякой. В этой ситуации пришлось освободить великого князя иперевезти его на постоянное место жительства в Вологду, взяв с него клятвуникогда более не претендовать на трон.
Но расчет Шемяки неоправдался, т.к. Вологда очень быстро стала центром сопротивления мятежникам. Ктому же Шемяка быстро дискредитировал себя как правитель. При нем началсяпередел земельной собственности, разграбление государственной казны. Огромныемасштабы приобрело взяточничество и несправедливость в княжеском суде.
Вскоре игумен Кирилло –Белозерского монастыря освобождает Василия II от клятвы, данной Шемяке. Великийкнязь собрал войско и в этом же году захватил Москву. Шемяка бежал в Новгород,где вскоре умер. Еще несколько лет шла война, и в1453году Василий II окончательно утвердился намосковском троне. Много лет он потратил на укрепление власти; восстановилвлияние великокняжеской администрации в Новгороде, который за время феодальнойвойны добился для себя рядя свобод; укрепил союз с Тверью, продолжил борьбу снедовольными мелкими князьями; отражал новые ордынские набеги. Князь жестоконаказал смутьян, которые являлись сторонниками Шемяки, устроив в Москвепоказательные казни.

II. Роль православной церкви вполитической жизни Руси в XIV-XVвеках
 
2.1Столкновения между светской и духовной властью в период образования единогогосударства
 
Церковь поддерживалаобъединительную политику московских государей и помогала им справиться сфеодальной смутой. Однако период образования единого государства отмечен такжестолкновениями между светской и духовной властью. Конфликт был вызван нетеократическими замашками церкви, ее стремлением захватить руководящие позициив государстве, а усилением светской власти и самодержавными поползновениямимонарха. Иван III являлся первым из московских государей, именовавших себясамодержцем. Этот титул в первую очередь символизировал независимость от орды.Но в титуле отразилась также огромная власть, которой в дальнейшем сталипользоваться государи всея Руси. Вмешательство монарха в церковные делаусилилось.
В период раздробленностицерковь сохраняла известную независимость в силу того, что она оставаласьединственной общерусской организацией, последовательно боровшейся с феодальнойанархией. Митрополитам принадлежало право назначения епископов в разных земляхи княжествах, исключая Новгород Великий. Церковь выступала посредником и судьейв межкняжеских ссорах и столкновениях. Наконец, московские митрополиты – греки– Киприан, Фотий, Исидор подписал унию с католической церковью. По возвращениив Москву он был лишен сана. Митрополиты стали избираться из среды русскогодуховенства. А с падением в 1453 году Византии узы зависимости московскоймитрополии от патриарха окончательно порвались. Опека Константинополя стесняларусскую церковь и в то же время давала ей извесную независимость отвеликокняжеской власти. К середине XV века церковь всея Руси окончательно разделилась. Глава русской церквипринял титул митрополита Московского и всея Руси, на православных землях Литвы,возникла митрополия Киевская и всея Руси.
Митрополиты твердоотстаивали неприкосновенность церковного имущества, где бы оно не находилось.Самое крупной епархией на Руси было новгородское архиепископство. Когда местноебоярство сломило княжескую власть и основало республику, новгородскиеархиепископы стали осуществлять некоторые функции по управлению землей, ранеепринадлежавшие князю. Софийский дом располагал огромными земельнымибогатствами, содержал полк. Чрезмерное обогащение духовенства побудилоновгородские власти искать пути к тому, чтобы воспрепятствовать стремительномуросту церковного землевладения. Проект, обсуждавшийся боярами и народом,предусматривал конфискацию вотчин, пожертвованных землевладельцами в пользуцеркви. Митрополит Филипп в 1467 году обратился к Новгороду с грамотой, грозякарами небесными новгородцам, которые «имения церковные и села дана(пожертвованные. – Р.С.) хотят имати собе». Проекты отчуждения церковных земельне были осуществлены.
В январе 1478 года ИванIII окончательно подчинил Новгород и упразднил там вече. Сокрушив республику,он потребовал себе волостей и сел в Новгороде, без которых ему нельзя«государство свое дръжати на своей отчине». Новгородские посадники и новгородцывыступили с почином отдать десять крупнейших церковных волостей. Они решилипожертвовать церковными землями, чтобы сохранить свои вотчины. Иван III принялих предложение, но сначала он потребовал себе половину всех церковных земель вНовгороде, а когда новгородские бояре принесли ему списки подлежащих отчуждениюволостей, государь смилостивился –«у владыки половины волостей не взял, а взялдесять волостей». Зато крупнейшим монастырям пришлось расстаться с половиной своихсел. Неожиданная милость Ивана III была связана, вероятно, с тем, что заархиепископа заступилось московское духовенство. Проводя конфискацию церковныхземель, Иван III опирался на помощь новгородцев – своих сторонников из числабояр и духовных лиц. Некоторых из них князь взял затем к себе в столицу и ввелв круг придворного духовенства.
Покушение на церковноеимущество всегда считалось святотатством. Это являлось покушением на землисвятой Софии. Иван III не мог рассчитывать на сочувствие высших иерархов имонахов. Противниками его начинаний выступали митрополит Геронтий и многиестарцы, среди них Иосиф Санин. Среди сторонников великого князя выделялисьростовский епископ Вассиан Рыло, старцы Кирилло – Белозерского монастыря ПаисийЯрославов и Нил Сорский.
Иосифу Санину и НилуСорскому суждено было сыграть выдающуюся роль в истории русской церкви, и ихистория заслуживает особого внимания. Оба они родились в годы феодальной войны,залившей кровью Московское государство. Нил появился на свет приблизительно в1433-1434 годах, а Иосиф – шесть лет спустя.
Познакомившись после многолетнихстранствий по монастырям в землях России, Санин пришел к выводу, что лишьстрогие меры могут спасти пошатнувшееся древнее благочестие. Не надеясьисправить нрав в старинных монастырях с давно сложившимся уставом жизни, Санинпришел к мысли о необходимости основать новый монастырь, который стал быобразцом очищения монашеской жизни от разъедавшей его ржавчины. С этой цельюИосиф решил удалиться в родные края – Волоцкий удел, где княжил БорисВасильевич, Брат Ивана III.
Борис встретил Санинамилостиво и, расспросив его, отвел место в двадцати верстах от своей столицыВолока Ламского. На этом месте у слияния речек Сестры и Струги Иосиф основалпосреди великолепного соснового бора обитель.
Посреди лесной расчисткииноки срубили деревянную церковь. Но уже семь лет спустя на ее месте былвоздвигнут величественный каменный храм, расписать который Иосиф поручил самомузнаменитому из художников Руси — Дионисию. В церковном великолепии, музыке,живописи заключена была сила, оказавшая глубочайшее воздействие на душу народа.
Ни одна обитель не имелаболее строгого устава, чем Иосиф монастырь. В его монастыре царил авторитетигумена, и от братии требовалась строгая дисциплина и безоговорочноеповиновение. Всем вместе и каждому в отдельности Санин внушал, что никто неуйдет от наказания, даже за малое нарушение Священного писания. «Души наши, — писал он, — положим о единой черте заповедей божьих».[2]
Отношения ввеликокняжеской семье резко ухудшились в 1479 году, а в следующем Борис иАндрей разорвали мир с Москвой и ушли на литовскую границу. Готовясь кдлительной войне с Иваном III, Андрей и Борис переправили свои семьи к польскомукоролю, а сами ушли в Великие Луки.
Все эти факты объясняют,почему Борис Волоцкий не жалел земель и денег на устроение Иосифо –Волоколамского монастыря. В распре с братом Иваном III Борис рассчитывал напосредничество Санина. Боровский монастырь был семейной обительювеликокняжеской семьи, и него власти в лице Пафнутия и Иосифа пользовалисьавторитетом у вдовы Василия II и его сыновей. Они помогали тушить ссоры вродственном кругу и мирили враждующих братьев. В конфликте между Иваном III иБорисом Санин открыто встал на сторону удельного князя. Иосиф написал подробныйтрактат о происхождении власти государя и о его взаимоотношениях с подданными.Не надо повиноваться царю, писал Санин, если царь имеет «над собою царствующиестрахи и грехи, сребролюбие…лукавство и неправду, гордость и ярость, злейши жевсех неверие и хулу», ибо «таковой царь не божий слуга, но диавол, и не царьесть, но мучитель».
Ввиду войны с Ордойвеликий князь помирился с братьями, пожаловал им земли, а затем, выбравподходящий момент, расправился с ними. В 1494 году в заточении скончалсяудельный князь Андрей. Тогда же умер покровитель Санина князь Борис. Иосиф,оплакав гибель удельных князей, обрушился на Ивана III с обличениями. Игуменуподобил великого князя Каину. Иван III, писал Санин, обновил «древнее Каиновозло», ибо по его вине древний род государев «яко лист уже увяде, яко цветотпаде, яко свет златого светильника угасе и остави дом пуст». Нападки Санинана великого князя обнаруживают истоки столкновения последнего с духовенством.Стремясь объединить страну и утвердить в ней единодержавие, Иван III слишкомчасто нарушал право («правду»), традицию, и старину. Не только Санин осуждалИвана III, митрополит Геронтий не раз осуждал Ивана III и открыто ссорился сним. Официальные московские летописи замалчивали конфликты такого рода, однаков неофициальных они получили отражение. Одна из таких летописей была составленав Москве, предположительно митрополичьим дьяком или же священником Успенскогособора в Кремле, другая – монахом в Ростовской земле. Ростовский монах в целомсохранял лояльность по отношению к Ивану III. Московский книжник отстаивалстарину и потому резко обличал великого князя за бесчисленные нарушения права итрадиции. Известия неофициальных летописей дают наглядное представление овзаимоотношениях монарха с главой церкви в 1479 – 1480 годах. Поводом дляпервого крупного конфликта между ними послужило строительство и освящениеглавного храма государства.
Возведение новогоУспенского собора в Кремле первоначально с благословения митрополита поручилиправославным отечественным архитекторам. Их постигла неудача. Стены соборарухнули, и стройка остановилась. Тогда Иван III повелел выписать из Италиизнаменитого архитектора Аристотеля Фиораванти. Руководство строительствомперешло в руки еретиков – латинян. Собор был окончен к августу 1479 года,освящен митрополитом и высшим московским духовенством. Новая кремлевскаясвятыня и стала предметом спора между светской и духовной властями. Верховныйсвятитель, по мнению Ивана III, допустил ошибку при освящении главного храмагосударства. Он обошел собор крестным ходом против солнца. Великий князьостановил Геронтия и приказал идти по солнцу. Начался спор, в котором вместе сИваном III против митрополита выступили его давние недруги – архиепископ ВасианРыло и чудовский архимандрид Геннадий. Поддерживавшие князя иерархи не привелиникаких серьезных доказательств в пользу своей точки зрения. Напротив, главацеркви отстаивал одновременно и русскую старину, и византийскую традицию. «Егдапресто диакон ходить в олтаре, — заявил он, — на правую руку ходить с кадилом».Так было принято в русских церквах. Правоту митрополита подтвердил игумен,совершивший паломничество на Афон. Власть была главным аргументом великогокнязя. Впредь до решения спора он строго запретил митрополиту освящатьновопостроенные церкви столицы.
Вторжение орды в 1480году на время прекратило распри. Но едва опасность миновала, конфликт вспыхнулс новой силой. Из-за запрета Ивана III вновь построенные в столице церквиоставались неосвященными более года. Недовольные этим священники и миряневынуждены были поддерживать митрополита, по мнению которого кресный ходследовало вести против солнца. Потеряв надежду переубедить Ивана III, Геронтийсъехал с митрополичьего двора за город – в Симонов монастырь и пригрозилсложить с себя сан, если государь будет настаивать на своем и не побьет емучелом. Угроза главы церкви возымела действие. Великий князь вынужден былуступить. Он послал к митрополиту своего сына, а сам отправился в Симоновмонастырь на поклон, обещая во всем слушаться святителя, а относительнохождения с крестами положился на его волю и старину.
Мир между светской идуховной властью оказался недолгим. Автор неофициальной московской летописиотметил, что в ноябре 1483 года митрополит Геронтий хотел оставить митрополию и«съеха в монастырь на Симоново и с собою ризницу и посох взя, понеже болен».[3]
Вместе с посохом главацеркви забрал ризницу с хранившимися в ней митрополичьими одеждами, церковнойутварью и драгоценностями. Без «митрополичьего сана» ни один святитель не могзанять стол и служить митрополичью службу».
Глава церкви рассчитывална то, что великий князь вновь, как и два года назад, посетит Симоновскиймонастырь и заявит о своем послушании духовному пастырю. Однако он просчитался.Иван III попытался избавиться от строптивого владыки. Государь прямо предложилзанять митрополичью кафедру старцу Паисею.
Геронтий пережилнеслыханное унижение. Иван III добился послушания от главы церкви, но низложитьнеугодного ему святителя он не смог. Первосвященник пробыл в Симонове целыйгод, пока в 1484 году «в тот же день по Кузьме Демьянове дни по осеннем возведекнязь великий того же митрополита Геронтия на стол».[4]
Прошло столетие с тоговремени, как Сергий Радонежский основал Троицкий монастырь, дав импульсмосковскому благочестию и духовности. За это время многое переменилось в жизниРоссии и в жизни основанных Сергием и его учениками монастырей. Предпринятый имопыт организации общины (коммуны, киновия) потерпел крушение. Попытки воплотитьв жизнь принципы равенства, обязательного труда, самоотречения не привели куспеху. Князья и бояре, постригшиеся в Троице и пожертвовавшие села и деньги вмонастырь, пользовались в общине такими же привилегиями, как и в миру. КогдаПаисий попытался вернуть Троицкой общине ее первоначальный строй и порядок, онлишь навлек на свою голову озлобление знатных пострижеников. В 1482 году делодошло до того, что Ярославов заявил о сложении сана. Сообщая о решении Паисия,церковный писатель подчеркнул: «Принуди его, князь великий, у Троицы в Сергеевемонастыре игуменом бытии, и не може Чернцов превратити на божий путь – намолитву, и на пост, и на воздержание, и хотеша его убити, бяху бо там бояре икнязи постригшиеся не хотяху повинутися, и остави игуменство».[5]Утративчин игумена, Паисий не потерял влияния при дворе, но не пожелал оставаться встолице.
Тем временем на Русьвернулся самый выдающийся из учеников Паисия – Нил. Во время странствий наБалканах он видел бедствия порабощенного турками тысячелетнего византийскогоцарства и унижения православной церкви. Нил совершил паломничество вКонстантинополь и побывал на Афоне. На Афоне Нил Сорский получил возможностьблизко познакомиться с теорией и практикой исихастов. По возвращении на Русь онвыступил с идеей возрождения русской духовности через исихазм. Исихастыутверждали, что разум убивает веру, что человек совершенствуется не черезразмышление, а через самоуглубление и безмолвие.
Нил основал скит на рекеСорке, в пятнадцати верстах от Кирилло – Белозерского монастыря. Нилова пустыньне была поселением отшельника – анахорета. Нил отверг общину ради скита, « ежесо единым или множае со двема братома житии». Скиту не нужен был ни игумен –управитель, ни учитель – наставник. Служение ближним приобретало чистый вид:«Брат братом помогает». В XIV-XV веках мистические идеи исихастов получилиширокое распространение на Балканах. Русь была не подготовлена к восприятиюучения исихастов в момент его возникновения. Но столетие спустя положениепеременилось.
 Иосиф Санин надеялсяреформировать русское монашество, сохранив богатые процветающие монастыри. Нилзвал к отказу от богатств и пустынножительству. Нищета, в его понимании, былаверным путем для достижения идеала духовной жизни. «Очисти келью твою, — поучалНил, — и скудость вещей научат тя воздержанию. Возлюби нищету, и нестяжание, исмирение». Монахам следует жить в пустынях и кормиться «от праведных трудовсвоего рукоделия».
В основной массе черноедуховенство осталось глухо к проповеди Нила. Лишь немногие избранныеоткликнулись на его призыв. В дремучих лесах возникли скиты пустынножителей,отправившихся в Заволжье по стопам Нила Сорского. Число Заволжских старцев былоневелико. Но сторонники новых идей имели важное преимущество передтрадиционалистами. Паисий и его ученики пользовались покровительством монарха.Они отстаивали принципы нестяжательского жития монахов и тем самым оправдывалидеяния государя в отношении новгородских монастырей и церкви. Поэтому Иван IIIготов был передать в руки Паисия кормило управления русской церковью. Однакопоборники мистических идей исихазма не на словах, а на деле стремились куединенной жизни и категорически отказывались прикасаться к рычагам власти.Этот принцип очень устраивал монарха т. к. давал полную неограниченную власть.
 
2.2Православная церковь как вдохновитель в борьбе за независимость Руси
православныйцерковь русь орда
С объединением русскихземель возникли исторические предпосылки для освобождения страны от игаиноземных завоевателей. Огромную роль в борьбе, вернувшей государству независимость,сыграла православная церковь.
После Мамаева побоищастарая система господства ханов над Русью расшаталась. Великие князьяМосковские, пользуясь междоусобиями в Орде, не раз выходили из-под властиханов, отказывались платить им дань или же посылали «царю» легкие «поминки»,определяя их размеры по собственному усмотрению. Ахмат-хан дважды снаряжалвойска, что бы добиться покорности от Ивана III. Первый его поход не увенчалсяуспехом в 1472 году, при переправе через Оку войска татар были отбиты московскимиратниками. Хан выжидал долгих девять лет, прежде чем решился на новоевторжение. Момент он выбрал подходящий. Казалось, против России ополчились всеее соседи. С запада ей грозил войной король Казимир. Псков подвергся нападениюсо стороны Ливонского ордена. С юга надвинулись татары. В довершение бед встране началась смута. Новгородские бояре, не смирившиеся с утратой вольностей,ждали благоприятного момента для выступления против власти Москвы.
Не медля ни дня, Иван IIIнаправил наследника сына Ивана Ивановича – с полками в Серпухов. Основанныйбратом Дмитрия Донского Серпухов располагал превосходными укреплениями инадежно прикрывал подступы к Москве с юга. Пока Орда маячила в степи поблизостиот Дона, Иван III успел собрать немало сил. Независимость от Москвы сохранилилишь Тверь, Рязань и Псков. Но и они подчинились приказам из Москвы. Великийкнязь из-за смуты должен был держать огромные силы в Новгороде, опасаясьбоярского мятежа. В условиях начавшейся феодальной смуты любой из московскихгородов мог подвергнуться нападению со стороны мятежных удельных войск. Пока неминула смута, великий князь мог лишь частично использовать городские ополчениядля обороны южных границ.
Узнав о движении Орды насеверо- запад, Иван III велел сыну и воеводам перейти из Серпухова в Калугу,чтобы прикрыть подступы к столице со стороны Угры. 30 сентября великий князьвернулся в Москву для совета и думы с боярами и высшим духовенством. Согласноотчету официальной летописи, Иван III пробыл в Москве четыре дня, чтобы город«окрепить» и подготовить его к осаде. Духовенство, дума и население умолялигосударя «великим молением, чтобы стоял крепко за православное христьянствопротиву безсерменству».[6]
Начавшись во второйполовине дня 8 октября, ожесточенные бои на переправах через Угру продолжалисьчетыре дня. Известия об ожесточенных боях на Угре, по-видимому, застали ИванаIII в пути. Вместо того, чтобы поспешить к месту сражения, великий князьостановился лагерем «на Кременце с малыми людьми, а ратных людей всех отпустилна Угру.
После завершения боев напереправе началось знаменитое «стояние на Угре», продолжавшееся целый месяц. Вдни стояния Иван III решил проявить хитрость и вступил в мирные переговоры сОрдой. Он хотел выждать время до подхода удельных полков. Пока Орда стояла наУгре, то разграбила в поисках продовольствия близлежащие литовские земли, чтообернулось бедой против самого Казимира, который спровоцировал нападение Ордына Русь. Русские полки обороняли Угру, пока в том была необходимость. СДмитриева дня зима вступила в свои права, «и реки все стали, и мразы великыи,яко же не мощи зрети». Угра покрылась ледяным панцирем. Теперь татары получиливозможность перейти реку в любом месте по всей границе от Калуги до Опоковна.Орда могла прорвать боевые порядки русской армии, растянувшиеся на десяткиверст. В таких условиях в окружении Ивана III обострились разногласия. Одни егосоветники предлагали без промедления отступить к Москве, а если понадобится,еще дальше –на север. Другие требовали решительных действий против татар.
В Москве с нетерпениемждали известий о сражении с неприятелем и разгроме Орды. Вместо того столицаузнала о мирных переговорах с Ахмат-ханом и готовящемся отступлении русскихвойск с Угры. Весть произвела тягостное впечатление на столичное население, имитрополит Геронтий созвал священный собор, чтобы укрепить воинство дляодоления поганых. В послании Ивану III от 13 ноября 1480 года Геронтий «купно»с Вассианом Ростовским и прочим духовенством писал, что «соборно» благословляютвеликого князя, его сына Ивана, братьев Андрея и Бориса, бояр и всех воинов наратный подвиг. Митрополичье послание было выдержано в торжественном,велеречивом стиле, и из него невозможно было понять, что встревожило отцовцеркви.
Архиепископ Вассиан Рыло,в качестве духовника Ивана III, послал ему еще и личное послание. Вассианпревознасил заслуги государя, хвалил его доблесть во время боев на Угре, нодалее в письме звучали и критические нотки. Вассиан взялся выразить общеенастроение. Похваляя заслуги Дмитрия Донского, он обличал малодушие Ивана III.Смысл его слов был понятен каждому современнику.
Вассиан Рыло заклиналИвана III не слушать злых советников –«духов лстивых» и давних «развратников»,шепчущих в ухо державному «льстивая словеса», советующих ему не «противитисясопостатом, но отступити и предати на расхищение волком словесное стадохристовых овец». Вместе с тем духовник выражал крайнюю тревогу по поводуначатых Иваном III мирных переговоров с «бесерменином Ахматом». В Москве,видимо, были плохо осведомлены о целях и характере мирных переговоров,затеянных Иваном III. Рисуя образ князя, смиренно молящего Орду о мире,архиепископ впадал в риторическое приувеличение, далеко отклоняясь от истины.
Вассиан не долго прожилпосле описанных событий. Его послание Ивану III оказалось последним заветом. Насовременников письмо святителя произвело огромное впечатление своей смелостью, пафосоми литературными красотами. То, что духовник был благожелателем великого князя,ни у кого не вызывало сомнений. Все это объясняет, почему письмо Вассианаоказало огромное влияние на формирование летописной традиции.
Версию Вассиана принялилетописцы самых разных направлений, хотя каждый дал ей свое истолкование.Ростовский летописец, как и официальный московский, одинаково считали, что ИванIII отвел полки от Угры из страха перед татарами, но вину за отступлениевозлагали на злых советников. Великий князь приказал «отступити» к Кременцу,«боящееся татарьского прехождения, а слушая злых человек, сребролюбец богатых ибрюхатых, иже советуют государю глаголюще: поиди прочь, не можеши с ними статина бои».
Московская летопись,составленная в церковных кругах в конце XV века, пошла значительно дальшеростовской в обличении великого князя. Автор летописи объединил сделанные ранеезаписи, дополнил их и придал им новое звучание. Слова насчет малодушия итрусости Ивана III дают летописцу повод обратиться непосредственно к письмуВассиана. Находившийся в Москве владыка узнал, что Иван III хочет «бежати» оттатар, и написал ему письмо. Составитель летописи включил в свод полный текстпослания, а затем прокомментировал его. Поражают, с одной стороны, песпорнаяосведомленность книжника и, с другой, его пристрастность.
Официальная летопись ограничиласьтем, что глухо упомянула о дьявольских советах «Мамоновых». Церковный авторраскрыл полные имена «злых советников» и использовал случай для прямогоосуждения Ивана III. Церковный автор был осведомленным человеком, и, еслиотбросить его навязчивое стремление оклеветать Мамону, тогда станет ясным, чтосоветники князя вовсе не были предателями, только и думавшими о том, чтобывыдать христиан басурманам. Просто они считали, что личное участие Ивана III вбоях с татарами сопряжено с неоправданным риском. В случае пленения Ивана IIIМоскву могли захватить либо татары, либо мятежные удельные князья.
Вассиан не боялсяговорить правду в лицо державному, и именно это дало церковному автору поводизобразить его подлинным обличителем Ивана III. С этой целью автор сочинилследующую историю. Получив послание владыки, князь не послушал его мужественныхсоветов и с Оки «побежа на Москву». Там его «срете» митрополит и сам Вассиан.«Нача же владыка Вассиан зле глаголати князю великому, бегуном его называя, ещеглаголаше: вся кровь на тебе падет хрестиянская, что ты, выдав их, бежишьпрочь, а бою не поставя с татары и не бився с ними». Можно с полным основаниемутверждать, что речь Вассиана была вымышлена от первого до последнего слова.Иван III действительно ездил с Оки в Москву, но произошло это задолго дополучения им письма Вассиана. Как сообщает официальная летопись, князь стоял наКоломне с 23 июля, а 30 сентября приехал на четыре дня в Москву для подготовкигорода к осаде. В то время татары еще не перешли русскую границу и не вступилив бой с русскими полками. Вассиан попросту не имел повода упрекать Ивана III втрусости и в предательстве. Русская армия заняла оборону на Оке., что ивынудило татар уйти с прямого пути на Москву к Калуге.
Чтобы оттенить трусостьИвана III, церковный автор утверждал, будто тот, будучи в Москве, писал письмасыну Ивану, веля ему бросить армию и присоединиться к отцу. Однако наследник непослушал его приказа, «мужество показа… а не еха от берега, а христианства невыда». Население Москвы громко роптало на трусливого государя. Князь же неосмелился жить в своем кремлевском дворце, а почему –то оставался в Красномселе (к востоку от Москвы), «бояся граждан мысли злыя поимания».
Церковный автор крайнепристрастно изображал поведение удельных князей Андрея Большого и Бориса.Подняв мятеж, они ушли из Углича к литовской границе. Ввиду угрозы татарскоговторжения Иван III послал к братьям во Ржев архиепископа Вассиана Рыло и бояр спредложением: «Возвратитес на свои отчины, а яз вас хочу жаловати, а даю тебекнязю Андрею к твоей отчине и к матери нашей данью Колугу да Олексин». Однакобратья, домогавшиеся доли в завоеванном Новгороде, отклонили предложение ИванаIII. Война с Ордой вынудила в конце концов удельных князей пойти на мир сИваном III. С границы они двинулись в Псков. Автор церковной повести постаралсяобелить Андрея и Бориса и изобразил их как миротворцев. Псковичи просили Андреяи Бориса принять участие в походе против Ливонского ордена, но они «не поидошав немцы» и не «учинили» ничего доброго, лишь «пограбили» псковские волости.
Официальный летописецкратко упоминает о прибытии в Москву послов от Андрея и Бориса. Но ростовскийлетописец уточняет, что инициатором примирения было духовенство, по челобитьюкоторого Иван III велел матери послать гонцов к братьям с обещанием «ихжаловати». Ожидая их прибытия Иван III и затеял переговоры с Ордой. Рассказкнижника не оставляет сомнения в том, что переговоры не были проявлениемнерешительности или трусости Ивана III и его советников, а явились обычнойдипломатической уловкой.
Недруг Ивана III невольноопроверг церковную легенду, отметив, что татары «побежа прочь» с Угры посленаступления жестоких морозов. Не чудо богородицы, а холода изгнали Орду изРоссии – такова мысль книжника. Взявшись подробно изъяснить читателю смысл исодержание письма Вассиниана, книжник опустил сведения о «бегстве» армии с Угрына Кременец и далее на Боровск, поскольку не нашел в письме владыки никакихнамеков на это «бегство» (письмо было написано до отхода армии).
Влияние церковнойтрадиции на умы современников было огромным. Вести о подвиге Вассиана с устноймолвой и благодаря летописям разнеслись по всей стране.
В дни «стояния на Угре»церковь заняла решительную позицию, настаивая на необходимости довести борьбу синоземными поработителями до конца. Вопреки легендам Вассиан в то времявыступил не обличителем и противником Ивана III, а его надежнейшим союзником.
Иван III не походил наДмитрия Донского, атаковавшего татар во главе передового полка. Он полностьюдоверял своим воеводам, среди которых два-три человека обладали большим военнымталантом. Творя легенду о героях Угры, книжники не удосужились назвать именавоевод, одержавших победу. Ожесточенные бои на угорских переправах нельзярассматривать ни как генеральное сражение, ни как мелкие стычки. Атаки татарбыли отражены на всех бродах. Русская армия остановила Орду на пограничныхрубежах и не пропустила неприятеля к Москве. Столкновения на Угре моглипослужить прологом к генеральному сражению, которое привело бы к большимпотерям. Но Иван III не искал такого сражения. Он желал добиться победы надОрдой малой кровью. Его принципами были всегда терпение и осторожность. Вместотого, что бы расширить свои действия до масштабов подлинного сражения, Иван IIIпопытался с помощью дипломатических средств остановить кровопролитие награнице.
При общем патриотическомнастроении, царившем в народе, Иван III и его окружение вовсе не помышляли обегстве от татар или подчинении требованиям Ахмат-хана. Дипломатия призванабыла лишь подкрепить военный успех, достигнутый в ходе четырехдневных боев наУгре.
Церковь была причастна ксозданию легенды, согласно которой спасительницей Руси явилась богородица, а невеликий князь с воеводами и ратниками. Чудо богородицы состояло в том, чторусские бежали с Угры к Москве, боясь татар, а Орда бежала в степи, боясьрусских. На самом деле «стояние на Угре» завершилось не бегством противников, абоевыми действиями.
Одержав победу на Угре,русский народ покончил с ненавистным иноземным игом. Знаменитое «стояние наУгре» явилось важнейшим рубежом в истории России.

Заключение
 
Русская православнаяцерковь всеми силами защищала и поддерживала объединение русских земель вокругМосквы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства.Благодарные великие князья всячески поддерживали церковь, предоставляли ейновые земельные владения, делали в монастыри и церкви богатые вклады деньгами,дорогими вещами, предоставляли церковным земельным собственникам налоговыельготы, позволяли им самим судить и рядить живущих на их землях людей. Такойпорядок на Западе называли иммунитетом, утвердился он и в России.
Особенно авторитетРусской православной церкви вырос после падения Константинополя и превращениярусской церкви с середины XV века в автокефальную, т.е. самостоятельнуюорганизацию, независимую от константинопольского патриарха. Теперь это быласамая крупная, богатая, хорошо организованная православная церковь в Евразии.
Большую помощь церковьоказала великокняжескому престолу в борьбе с католической агрессией Запада и восвобождении Руси от власти Орды. На протяжении всех междоусобных распрей ивойн, во время Новгородского бунта, при отражении постоянных набегов ордынскихзахватчиков, церковь всегда направляла и воодушевляла русский народ на подвигво имя сохранения единого сильного государства, призывая к единству и сплоченности.
Однако по мере укреплениякняжеской власти, мы видим, что позиция церкви становилась слабее. Великиекнязья Иван II и Василий III немогли смериться с существованием государства в государстве. А церковь с ееогромным религиозным влиянием, земельными богатствами, многочисленными льготамистала наравне соперничать с княжеской властью. Это заметно проявлялось, когдана митрополичьем престоле появлялись энергичные, умные, честолюбивые деятели.Так, Иван III пошел на конфликт с тем же Геронтием. Василий III фактическисместил его. С течением времени именно от великих князей стало зависетьизбрание митрополитов. Началось сокращение налоговых и судебных льгот церкви.Великие князья стали ограничивать церковь в дальнейшем расширении земельныхвладений.
Но церковь в XV – первойполовине XVI в. по –прежнему оставалась мощной религиозной и нравственнойсилой, одним из богатейших землевладельцев на Руси. Монастыри, другие церковныеорганизации были средоточием больших культурных ценностей. Здесь создавалисьлетописи, рождались живописные шедевры, действовали школы. И великокняжескаявласть не могла не учитывать все эти моменты.
И, наконец, церковьобрушилась на возникшие в XV – начале XVI в. ереси, которые подрывали не толькосуществовавшие церковные порядки, но и устои самого государства. Ересивыступали против церкви, а поскольку она поддерживала государство, обосновывалабожественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей,то борьба против церковных устоев равнялась борьбе против государственныхинтересов.
Церковь, не смотря нанекоторые противоречия с великокняжеской властью, продолжала всячески возвышатьРусское централизованное государство. Именно в церковной среде в начале XVI в.сложилась теория «Москва – третий Рим». Ее создатели доказывали, что Москва,Русское государство, великокняжеская власть являются истинными наследникамиРима и Древнего Константинополя. Они считали, что первый Рим был погубленкатоличеством, второй Рим – Константинополь погряз в грехах и был захвачентурками по велению божьему. Теперь только православная Москва способна статьмировым центром истинного христианства, а Русское централизованное государстводолжно выполнить свою мировую миссию и спасти человечество от разного родаересей и стать поистине мировой державой.

Списокисточников и литературы
1. Знаменский, П.В. ИсторияРусской Церкви. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. – 474 с.
2. Клибанов, А.И.Русское православие: вехи истории. / Под ред. А.И. Клибанова. – М.: Политиздат,1989. – 719 с.
3. Никольский, Н.М.История русской церкви. – М.: Политиздат, 1983. – 440 с.
4. Сахаров, А.Н.История с древнейших времен до наших дней. / Под ред. А.М. Сахарова. – М.:Проспект, 2009. – 544 с.
5. Скрынников, Р.Г.Святители и власти. – Л.: Лениздат, 1990. – 333 с.