С нами Бог и андреевский флаг!

С нами
Бог и андреевский флаг!

В.Дыгало

Флаг как символ
играл огромную роль в истории религии. Давид в одном из своих псалмов говорит:
“…и во имя Господа нашего водрузим знамена наши…”. Известно фанатичное
усердие крестоносцев, вдохновляемых крестом на безжалостную борьбу с
мусульманским полумесяцем. По мнению историков, упорство и жестокость, с
которыми они действовали против “неверных” (мусульман) за освобождение “Гроба
Господня” и “Святой земли” (Палестины), никем и никогда не были превзойдены.

Доказано
фактами, что крест святого Георгия был дан крестоносцам королем Англии Ричардом
Львиное Сердце. Семисотлетняя борьба с маврами*
(Реконкиста) в
Испании также шла под флагом борьбы креста с полумесяцем. Особенно тесное
сплетение религии и флага произошло в средние века – века рыцарства. Многие
знамена рыцарей почитались их последователями как нечто священное. Знамена,
отбитые у врагов, хранились в церквах как символ славы и могущества предков.
Это бы романтический, героический и глубоко религиозный период.

Когда-то и
воспитанники Морского кадетского корпуса воспитывались на славном наследии героических
дел своих предков. В столовом зале корпуса стояли взятые в бою флаги турецких
судов. Раз в год, в день праздника Корпуса, с них снимались чехлы. Воспитанники
с благоговением рассматривали их, читал надписи, когда и как эти знамена были
взяты и кем. Нам следует возродить эту славную традицию!

Деяния
крестоносцев сильно отразились на всей Европе сказались на архитектуре,
культуре, письме и др. Крест и прежде венчал короны монархов, но после
священных войн символ креста стал доминирующим повсюду. Тройной крест на флаг
Великобритании, кресты на флагах Швейцарии, Норвегии, Дании, Швеции, Италии и
других стран, а с конца XVIIв. и н корабельном флаге России несут с собою
традицию поклонения символу креста до настоящих дней.

Мы глубоко
убеждены, что император Петр Великий, давая новый флаг своему любимейшему
детищу – флоту, следовал исторической традиции, созданной
рыцарями-крестоносцами. Сказанное подтверждает сохранившаяся надпись Петра на
оригинале – рисунке флага: “Зане (ибо.- В. Д.) св. апостол Андрей Первозванный
землю русскую светом Христова учения просветил”.

Символика
креста укрепилась и на гюйсе Российского флота на красном поле был тот же синий
Андреевский крест на белой подкладке в комбинации с прямым белым греческим
крестом.

Кресты на
корабельных флагах русского императорского флота были той путеводной звездой,
которая вела офицера и матросов через тяжкие испытания от победы к победе. Но
не только крестовые флаги вдохновляли русских моряков на подвиги. В их душах и
сердцах всегда находился один из сами почитаемых и любимых на Руси святых –
Николай Чудотворец известный на флоте как Никола Морской, или Никола Мокрый.

Это реально
существовавший в IIIв. человек, признание православной церковью святым. Его
родиной была страна Ликия на юге Малой Азии. Поэтому он известен в истории как
Архиепископ Мир Ликийских Чудотворец. По преданию, св.Николай сотворил великое
множество чудес ради стариков, сирот, вдов невинно осужденных и оклеветанных.

Воистину
неповторим великий чудотворец Николай! “От труса, глада и потопа” – от всего
спасает он. Недаром же его как своего покровителя так чтят моряки. Говорят,
суда, названные святым именем Николая, никогда не терпят крушений… 6декабря
1788г., в день святого Николая, русские войска под командованием
генерал-фельдмаршала Г.А.Потемкина взял мощную турецкую крепость Очаков. В
память о победе правитель Новороссии повелел возведенную верфь на Ингуле
именовать городом Николаевом, а первый построенный на этой верфи фрегат назвать
“Св.Николай”. Первенец местных корабельных мастеров в составе эскадры адмирала
Ф.Ф.Ушакова вместе с флагманским линейным кораблем Ушакова “Св.Павел” и другими
кораблями, построенными в Николаеве, громил турецкий флот, штурмовал крепости
на островах Видо и Корфу, действовал в других морских сражениях. Фрегат
“Св.Николай” прожил славную и долгую боевую жизнь. После него еще несколько
боевых кораблей и транспортов носили это славное название. Традиционно
большинство русских моряков носили на шейной цепочке образок с изображением
святого Николая. Перед боем на кораблях обязательно проводилось богослужение. В
числе молитв моряки из поколения в поколение обязательно произносили и такую:
“…Отче наш, святителю Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим”.

Эту молитву
сотворяли наши моряки с самого зарождения флота Российского. Вот почему
последними напутственными словами командиров кораблей к своим экипажам перед
боем были: “С нами Бог и Андреевский флаг!”

Теперь, когда
нашему флоту возвращена его историческая символика и вновь налажены “контакты”
с Богом, не исключено, что в годину суровых испытаний по корабельной трансляции
будет звучать властный голос командира корабля: – Матросы! Помните: с нами Бог
и Авдреевский флаг! Сейчас рассматривается вопрос о введении в штаты кораблей я
судов ВМФ корабельных священников. Вспомним организационную структуру
православной церкви в Российском флоте, существовавшую до Октябрьского
переворота 1917г.

Главным
представителем Русской Православной церкви (РПЦ) в Вооруженных Силах России был
так называемый протопресвитер армии и флота. Накануне Февральской революции эту
должность занимал отец Георгий Шавельский. “Протопресвитер” переводится на
русский язык как “главный священник”. Протопресвитер возглавлял также военный
отдел в Святейшем Синоде – учреждении, которое осуществляло руководство всеми
структурами РПЦ. Во главе Святейшего Синода стояло светское лицо –
обер-прокурор, – которое назначалось царем, так как церковь в дореволюционной
России не была отделена от государства, а патриаршество было отменено Петром1.
Обер-прокурор святейшего Синода обладал правами министра и входил в состав
Совета Министров России.

Протопресвитеру
армии и флота подчинялись все корабельные священники, а также священники
морских и военных церквей. В Синоде решались вопросы о назначении и перемещении
священников, а также об установлении им должностных окладов, снабжении кораблей
церковным имуществом. Корабельные священники по своему церковному положению
были иеромонахами то есть священниками – монахами. Появление священнослужителей
на кораблях имело свои исторические корни.

Религиозные
верования и обряды отразились и на сами судах. Судам, как мы уже знаем, часто
давали имена святых а носовые украшения с их изображениями, или, как они
назывались, “галионные фигуры”, как правило, связывали с названием корабля.

Изображения
святых помещались также под полуютом в особых нишах. Алтари**
располагались в силу обычая там же, под полуютом, где
раньше греки, римляне и карфагеняне устраивали свои божницы и помещали скульптурные
изображения своих морских богов.

То, что у нас
называется “ют”, у англичан зовется роор. Этот морской термин пришел к нам от
латинского слова риpрis которым обозначалось место на древних судах,
посвященное богам, то есть место, где хранились рирi, или изображения богов. С
приходом христианства под полуютом помещали изображение Богоматери и других
святых. Весьма возможно, что и у нас на первых судах времен Петра и даже
Екатерины икона Николы Морского помещалась на верхней палубе при входе под полуют
Поэтому корма вообще была и остается привилегированно частью судна.

На кораблях
русского флота участок палубы от грот-мачты до бизань-мачты или до входа под
полуют, где обычно на старых судах располагалось помещение командира корабля,
называли шканцами. То, что у нас подразумевалось под шканцами, в английском
флоте называется “квартердек” (quarter-deck; quarter – четверть, deck –
палуба). Это приподнятая на 0,8-1м кормовая часть верхней палубы.

Пространство
шканцев на корабле каждого типа определялось приказом по Морскому ведомству.
Кроме того, с начала кампании русского военного корабля первым приказом
командира был приказ, строго определяющий шканцы.

С удалением
символа религии с верхней палубы почитание и уважение остались и перешли к
кормовому флагу и шканцам. И это понятно. Флаг, в идее первоначального своего
зарождения до некоторой степени был также символом религии страны, эмблемой
правителя и имел в своем употреблении двойное значение. Не надо забывать также
и то, что правители в течение столетий царствовали в силу права, данного Свыше,
были помазанниками Божьими, а потому флаг самодержца был символом церкви и
страны, центром внешнего уважения. Шканцы были, как мы уже говорили, священной
частью корабля с первых дней мореплавания, и почитание их как символа, как
наследие очень раннего морского обычая (оказания уважения и почтения к богам, а
позже, с приходом христианства, символу креста . и изображениям святых –
покровителей моряков) существовало всю историю парусного флота.

Капитан
английского королевского флота В.Холл, давая описание жизни на море в его
время, писал в 1931г.: “Каждое лицо, не исключая капитана, ступив на священное
место, квартер-дек, притрагивается к головному убору. Ввиду того что отдание
уважения относится к месту, все те, кто имеет честь быть на квартердеке в это
время, обязаны ответить тем же. Таким образом, когда мидшипмен (мичман- В.Д.)
приходит на квартердек и снимает свой головной убор, все офицеры на палубе,
включая и адмирала, если он был тут же, отвечают на отданную честь”.

Этот обычай и
его исполнение настолько входят в плоть и кровь служащих во флоте, что
исполняются автоматически даже ночью и тогда, когда никого на шканцах нет. У
нас, православных, был обычай снимать шапку и осенять себя крестным знамением,
проходя храм Божий. Исполнение этого обычая наблюдается и сейчас в странах, где
господствует католическая религия, как, например, в Италии и Испании. В других
странах, например во Франции, в Англии, принято снимать шляпу как знак уважения
при проходе могил Неизвестного солдата.

Офицеры
русского флота .часто упрекались в либерализме, и как пример приводилась, между
прочим, манера “штатского приветствия дамы” на улице сниманием фуражки. В
действительности же это делалось в силу старого обычая выражения особого
почтения. Вице-адмирал Н.Н.Коломейцов указывает на то, что обычай морских
офицеров на берегу снимать фуражку в ответ на отданную честь или для
приветствия с равными сохранился до конца XIXстолетия, к общему удивлению
офицеров армии. Мы вправе сказать, что снятие фуражки при входе на шканцы есть
старый обычай – традиция, короткое, легкое, достойное, чисто “морское”
признание значения флага, символа страны, места представителей власти.

Наставление о
значении шканцев на корабле русские моряки получали в первые же дни поступления
в Морской корпус от “стариков” – бывалых моряков, “отломавших” морскую кампанию
на “Моряке” и “Невке” – первых учебных судах корпусного отряда. Помимо обычая,
и Морской устав требовал от всех без исключения при входе на корабль, на
шканцы, снимать фуражку, отдавая этим знак уважения и почтения флагу. Почетной
стороной шканцев считалась правая при стоянке корабля на якоре, или когда он
шел на фордевинд (то есть при ветре, дующем прямо в корму. – Б.Д.), или под
парами; в прочих случаях – наветренная.

Почему почет
отдавался правой стороне? В русском флоте аналогично с флотами всего мира,
кроме португальского, признавалось превосходство правой стороны на корабле над
левой. Правая сторона была почетной стороной. Англичане, а с ними и моряки всех
других наций признают почетной стороной правую потому, что мыс Горн впервые был
обойден с востока на запад то есть правым бортом.

Португальцы
признают как почетную сторону левую потому, что их знаменитый мореплаватель
Васко да Гама первым обогнул мыс Доброй Надежды, идя с запада на восток, то
есть левым бортом.

Если шканцы
признавались как святое место, то правые шканцы были святая святых. На
современных боевых кораблях русского флота, стоящих на якоре или бочке, правый
трап и поныне является парадным.

На судах, где соблюдались
традиции, правые шканцы отводились командиру и адмиралу, а также Георгиевским
кавалерам и священникам, и никто не мог быть там иначе, как по службе. При
входе командира корабля на шканцы все находящиеся них, кроме старшего офицера и
вахтенного начальника, обязаны были переходить на левую или подветренную
сторону. В присутствии флагмана на почетной стороне могли оставаться только
командир корабля и вахтенный начальник.

На русском
военном корабле шканцы были местом, где совершалось богослужение, объявлялись
высочайшие повеления, манифесты, приказы и приговоры судов, где в старое время
производились физические наказания, а позже объявляли словесные выговоры.
Получить выговор от старшего офицера или командира было первой формой
наказания, но получить выговор с вызовом на шканцы по морской традиции
считалось много серьезнее наказания быть посаженным под арест, или быть “с
пикой”, как это называлось во флоте. На шканцах собиралась команда для слушания
чтения Морского устава по праздникам, что также являлось старым морским
обычаем, существующим у нас во флоте до сих пор.

На шканцах
запрещалось курить и садиться. За всякое нарушение дисциплины, совершенное на
шканцах, наказание усугублялось.

С началом эры
броненосных кораблей и миноносцев значение шканцев как таковых сильно
уменьшилось по многим причинам, но это не значит, что они должны быть забыты в
будущем, а как раз наоборот, значение их должно быть особенно подчеркнуто, ибо
на связанных со шканцами обычаях во многом покоится дисциплина.

Шканцы и теперь
должны оставаться местом представителей власти и церкви, а почитание их –
фундаментом воинской дисциплины.

Одной из причин
уменьшения значения шканцев было то, что там уже не проводились богослужения.
Для них отводилось специальное помещение – церковная палуба. Перед
богослужением на церковной палубе разворачивали переносной иконостас – складень
и устанавливали другую церковную утварь – лампады, подсвечники, иконы.
Богослужение проводил, как правило, корабельный священник – иеромонах, а
помогал ему так называемый церковник, выбираемый из числа кондукторов
(старшин.- В.Д.) или сверхсрочнослужащих унтер-офицеров. Последний отвечал
также за сохранность церковного имущества. При отсутствии на борту священника
богослужение мог проводить специально на’значенный для этого один из
корабельных офицеров, знавших церковную службу.

Матросам других
вероисповеданий предоставлялось право отправлять свои религиозные обряды на
берегу – в мечетях, синагогах, буддийских храмах. Подавляющее большинство
корабельных офицеров принадлежали к двум религиозным конфессиям – православию и
лютеранству. Лютеранство, как правило, исповедовали выходцы из Прибалтики и
Германии. Кроме повседневных богослужений, корабельный священник исповедовал
офицеров и матросов, перед боем служил молебен о победе русского воинства,
кропил пушки и другое оружие корабля святой водой.

История знает
немало случаев, когда корабельные священники отказывались спасаться и гибли
вместе с кораблем. Такой героический поступок совершил, например, корабельный
священник минного транспорта “Прут” на Черном море в начале 1-й мировой войны.

* Мавры (лат.
mauri – от греч. mauros) – темный – в древности римское название коренного
населения Мавритании, в средние века – в западной Европе название
мусульманского населения Пиренейского п-ова и западной части Северной Африки. –
Прим. авт.

** Алтарь (лат.
alteria от altus -высокий) – жертвенник; первоначально место для
жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме – отдельные
сооружения; в христианских храмах – столы (“престолы”) для совершения таинства.
В православных храмах с XVв. алтарь называется иконостасом. – Прим. авт.
Список
литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.navy.ru/