Содержание
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Порядок чинопроизводства в XVIII веке……………………. 5
§1. Установление порядка чинопроизводства иориентировка на армию ……………………………………………………………………… –
§2. Указ 1762 года и изменения в порядкечинопроизводства ……… 10
Глава 2. Недостатки системы чинопроизводства вРоссии …………. 12
Заключение ……………………………………………………………… 15
Список литературы ……………………………………………………. 17
Примечания ……………………………………………………………… 18
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с 20-х годов XVIII века, то есть с учрежденияПетром I системы чинов и порядка чинопроизводства,[1]вся система государственной службы Российской Империи основывалось на системечинов. При этом порядок перехода от одного чина к другому такжерегламентировался, и довольно жестко, что имело и негативные последствия, окоторых речь пойдет во второй главе данной работы.
В целом же необходимо отметить, что историягосударственной службы XVIII века – это история трансформации системы чинов ипорядка чинопроизводства, ведь на протяжении XVIII века процессчинопроизводства и самопонимание чина существенно трансформировались.
В данной работе, cтавящей своей целью рассмотрениепроцесса изменения порядка чинопроизводства в течение XVIII века, сделанапопытка ответить на следующие вопросы:
1) Чем были вызваны изменения в системе чинопроизводства?
2) Каким образом трансформировались чины, порядок их получения, связанные сними привилегии?
3) Почему система чинопроизводства была ориентирована на армию?
Эти вопросы подробно рассматриваются в первой главе,которая носит название «Порядок чинопроизводства в XVIII веке».
Кроме того, мне показалось интересным рассмотретьнекоторые недостатки системы чинопроизводства в России, на которые указываютученые, в частности, В. О. Ключевский.[2]Эта задача выполнена во второй главе – «Недостатки системы чинопроизводства вРоссии».
Работа ограничена рамками XVIII века, однако хотелось быпредупредить, что иногда они расширяются и захватывают отдельные годы XIX векас тем, чтобы показать значение тех или иных законодательных инициатив XVIIIвека.
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ЧИНОПРОИЗВОДСТВА
В XVIII ВЕКЕ
§1. Установление порядкачинопроизводства и ориентировка на армию
24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядкегосударственной службы в Российской империи (чины по старшинству ипоследовательность чинопроизводства). Принятие «Табели о рангах» былоестественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результатекоторой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате.[3]
Все чины «Табели о рангах» подразделялись натри типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились начетырнадцать классов. Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие«чин», в силу чего одни историки последний рассматривали буквально илишь в системе чинопроизводства, другие же — как ту или иную должность. На нашвзгляд, «Табель о рангах» включала и те и другие понятия. Постепеннодолжности из «Табели» исключаются и в конце XVIII века исчезают вовсе(Петровская «Табель о рангах» насчитывала 262 должности).
Порядок чинопроизводства был задуман Петром I с такимрасчетом, чтобы дать возможность выдвинуться людям, возможно, и незнатным, ноблагодаря личным заслугам, образованию, службе Отечеству. И наоборот, позамыслу Петра I, не должны были получать чины вне очереди неслужившие знатныесынки.
Петр I зафиксировал в «Табели о рангах»: «Надлежитдворянских детей в колегиах производить снизу:
а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и
освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты
получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением
ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и
быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго
колегеи юнкарства… Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которыеучились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит».[4]
В связи с особенностями чинопроизводства в первойполовине XVIII в. типичной для офицерского корпуса фигурой стал дворянин,обязанный служить пожизненно, поступающий на службу рядовым, затем получавшийунтер-офицерский чин и, наконец, производимый в офицеры. До трети офицеров производилосьиз нижних чинов гвардии, весь личный состав полков которой долгое время состоялиз дворян. Значительное число офицеров производилось из солдат недворянскогопроисхождения (в начале 1720-х годов недворянское происхождение имели до третиофицеров).
Какой-либо разницы в путях получения первого офицерскогочина по принципу происхождения тогда не существовало. Производство на вакансииосуществлялось путем баллотировки — выборами всего офицерского состава полка,однако порядок чинопроизводства еще окончательно не устоялся и менялся довольночасто, колеблясь между принципами баллотировки и производства по старшинству (взависимости от длительности срока службы в предыдущем офицерском чине).
Поскольку убыль офицеров в это время была сравнительнонебольшой, вакансий открывалось не так много, и продвижение по службе дляосновной массы офицерства в мирное время шло довольно медленно. Прослужив всюжизнь, офицер, как правило, не достигал даже штаб-офицерских чинов (особенноесли начинал солдатскую службу не в гвардии). Чин майора (учитывая малое числоштаб-офицерских должностей) считался уже весьма значительным.
Особенности гражданского чинопроизводства в петровскуюэпоху диктовались тем, что Табель о рангах только начала действовать, а нужда влюдях для государственных должностей была велика, поэтому на начальном периодевысокие чины могли получать люди, не прошедшие всю лестницу Табели или дажевовсе не имеющие чинов. Петр I указывал по этому поводу: «Понеже статские чиныпрежде не были распоряжены, и для того почитай никто или зело мало чтоб ктонадлежащим порядком с низу свой чин верхней заслужил из дворян, а нужда ныненеобходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя боной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбителновоинским людем, которые во многие лета, и какою жестокою службою оное получили,а увидят без заслуги себе равного или выше: того ради кто в которой чин ивозведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежитиз Сенату, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будетнынешней ради нужды с котораго времени, давать имена их обор фискалу, дабымогли фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь наваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятца».[5]
Следует отметить еще вот какой момент: в России эволюциягосударственной службы инициировалась интересами военной службы, поэтомувоенные были в более привилегированном положении и в смысле привилегий согласночину, и в смысле чинопроизводства, нежели штатские, причем особое место виерархии военных чинов занимали офицеры гвардейских частей всех родов войск,получившие в Петровской «Табели» преимущество в два чина передармейскими офицерами.
Интересен и тот факт, что вплоть до 1837 года офицерыгвардии, назначаемые на новые вышестоящие должности в армию, имели правосохранения своего гвардейского чина и гвардейского чинопроизводства. Вдокументах XVIII века нередко можно встретить обращение типа «полковникармии и лейб-гвардии капитан».
Только в 1798 году чин полковника гвардии был смещен с
4-го класса до 6-го, т. е. сравнялся с чином армейского полковника.
Это было связано с тем, что командиры гвардейских полков стали
определяться генеральским чином, а полковники гвардии стали занимать должностикомандиров батальонов.[6]
Служба в гвардейских частях давала преимущество и вчинопроизводстве. Как правило, на вакансию в армейских частях
зачислялись гвардейские офицеры, бравшие перевод из гвардии в армию. Особенноэто характерно для должностей командиров батальонов и командиров полков.Получив новую должность, а вместе с ней и новый чин, гвардейцы в армии долго незадерживались н снова переводились а гвардию.
С таким положением вещей и связано стремление недворян вгвардию, хотя уже в начале XVIII века эти части стали практически полностьюдворянскими.[7]
До конца XVIII века преимущество в один чин перед армиейимели офицеры артиллерии и инженерные чины. Объяснялось это тем, что служба вназванных родах войск требовала от офицеров большей образованности особенно вобласти математики. В 1798 году это преимущество было ликвидировано, однаконенадолго, и уже при Александре I в 1811 году преимущество в один чин против армейскихофицеров было возвращено армейской артиллерии и инженерным войскам.
При производстве в следующий чин по выслуге лет офицерыдолжны были служить в каждом чине 4 года (в гвардии из-за отсутствия чинаподполковника капитаны выслуживали чин полковника 6 лет).
От военных чинов русской армии следует отличать свитские
звания генерал-адъютант и флигель-адъютант, которые имели генералы и офицеры,приближенные к императору. С
производством штаб-офицера в генеральский чин (4-й класс) последний могполучить звание генерал-адъютанта, естественно, если того желал сам император.
В конце XVIII века среди унтер-офицеров дворянского
происхождения устанавливаются особые звания, не входившие в «Табель орангах»: портупей-прапорщик (в пехоте), эстандарт-юнкер (у драгун),портупей-юнкер (в легкой кавалерии и артиллерии). Просуществовали эти званиянедолго, и уже в 1800 году все унтер-офицеры – дворяне из пехотных частей сталиименоваться подпрапорщиками. С 1802 года юнкерами стали именоваться всеунтер-офицеры егерских, артиллерийских, кавалерийских частей — выходцы издворян.
§2. Указ 1762 года и изменения впорядке чинопроизводства
Период с 60-х годов XVIII до середины XIX в., отмеченныйпочти непрерывными блестящими победами русского оружия, доставившими России первенствующееположение среди европейских держав, связан и с существенными переменами воблике офицера.
После указа 1762 г., освобождавшего дворян отобязательной службы, офицеры получили право на отставку в любое время, иосновной причиной убыли офицерского состава стала именно добровольная отставка.Естественно, что по сравнению с предшествующим периодом обязательной службы ипоследующим (с середины XIX в.) периодом, когда служба превратилась вединственный источник средств существования для подавляющего большинстваофицеров, это время отличалось необычайно большой степенью ротации офицерскогокорпуса. Через его ряды прошли тогда многие десятки, если не сотни тысяч людей.
С 60-х годов XVIII в. установилась, принципиально неменяясь в течение всего этого периода, система производства в офицеры черезопределенное время службы в нижних чинах — в зависимости от происхождения от 3до 12 лет (поскольку именно происхождением практически полностью определялся вто время общеобразовательный и культурный уровень потенциального офицера).[8]
Эти обстоятельства привели к заметному изменениюофицерского состава. Если ранее преобладающим (собственно, практическиединственным) типом офицера был человек, служивший всю жизнь, то теперь нарядус ним типичной фигурой стал молодой человек, служащий не по обязанности и не понеобходимости, а добровольно — из чувства долга и чести — и уходящий в отставкув обер-офицерских чинах после нескольких лет службы. Исключительно сильнаятрадиция связи российского высшего сословия с государственной службой имеласледствием то, что для дворянина еще и в первой половине XIX в., спустя 80 – 90лет после указа о «вольности дворянства», не служить хотя бы какое-то времясчиталось неприличным.
Как писал один из известных публицистов второй половиныXIX в., «никогда не следует забывать, что не только деды, но и отцы и дяди наши— все сплошь почти были армейские и гвардейские отставные поручики иштабс-ротмистры».
В целом следует отметить, что система чинопроизводства вXVIII веке претерпела существенные изменения. Если при Петре I она давалабольше шансов людям из непривилегированных сословий, и принуждала служитьотпрысков даже самых знатных семейств, то Указ от 1762 года ставил дворян впривилегированное положение. Время службы в нижних чинах стало полностьюзависеть от происхождения, причем разницы была очень велика – от 3 до 12 лет.
Глава2. Отрицательные стороны чинопроизводства
Петровская «Табель», определяя место в иерархии
государственной службы, в некоторой степени давала возможность
выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать кслужбе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать» — гласила одна изописательных статей закона. Однако по мере утверждения «Табели» вгосударственном устройстве чин все больше и больше становился объектомпочитания, тормозившего любые демократические процессы в стране. Вспомнимгрибоедовские строки: «Служить бы рад, — прислушиваться тошно…»,вспомним героев чеховских рассказов. Французский аристократ маркиз де Кюстин,побывавший в николаевской России, был поражен культом чина, определяя его как«гальванизм, придающий видимость жизни телам и душам, это, — писал он, — единственная страсть, заменяющая все людские страсти. Чин — это нация,сформированная в полки и батальоны, военный режим, примененный к обществу вцелом и даже к сословиям, не имеющим ничего общего с
военным делом». Конечно, все перечисленные цитаты относятся уже к XIXвеку, однако нельзя забывать, что корни проблемы упираются в XVIII век.
В. О. Ключевский в 41-й лекции указывал на этообстоятельство: с XVIII в. дворянство пристроено было к чиновничеству как егоплодовитейший рассадник, и в половине этого века Россия управлялась неаристократией и не демократией, а бюрократией, т. е. действовавшей вне обществаи лишенной всякого социального облика кучей физических лиц разнообразногопроисхождения, объединенных толькочинопроизводством. Такимобразом, демократизация управления сопровождалась усилением социальногонеравенства и дробности. Это социальное неравенство еще усилилось нравственнымотчуждением правящего класса от управляемой массы.[9]
Еще более вредным результатом стало то, что учителя,врачи, инженеры и пр. также были подвержены недостаткам системычинопроизводства. Приведем пример: начиная со второй половины XVIII и до концаXIX века горные инженеры Алтайского горного округа представляли собойответственных исполнительных лиц, не заинтересованных в успехе горногопроизводства. Основной причиной такого положения вещей стало бюрократическоечинопроизводство, когда должности горных инженеров привязывались к чинам. Этоозначало на практике абсолютно гарантированное получение чина по выслуге лет,независимо от какого-либо личного вклада. В таких объективных условиях ниличная, ни коллективная ответственность горных инженеров за состояние горногопромысла была немыслима.
Не самым лучшим аспектом чинопроизводства былопревосходство гвардейских (по сути, дворянских) чинов над остальными военными впорядке получения очередных чинов. Эти правила предусматривали льготы дляполучения должности командира полка или отдельного батальона. В армейскойсреде, так хорошо показанной в «Поединке» Куприна, наличие льготвызывало почти всегда злобу и зависть. Эти чувства, как
правило, адресовывались в основном гвардейцам и
офицерам Генерального штаба, для которых были, как вспоминал А. А. Самойло,«весьма характерны разъедавшие эту среду интриганство и высокомерие».Заметим, что, хотя приведенные нами цитаты, опять-таки, относятся к XIX веку,подобное состояние дел, несомненно, было характерно и для XVIII века.
Таким образом, система чинопроизводства, сначала дававшаявозможность выдвинуться простым людям, постепенно обрастала ограничениями длянепривилегированных сословий. С другой стороны, порядок чинопроизводства повыслуге лет не давал стимула для продвижения по службе благодаря личнымзаслугам, делая, таким образом, значительное количествоинтеллигентов-чиновников простыми винтиками в бюрократической системе.
Заключение
В течение XVIII века система чинопроизводства впретерпела существенные изменения. Петром I она задумывалась как система,обеспечивающая возможность продвижения людей из непривилегированных сословий, атакже обеспечивающая обязательную службу для дворянских сыновей.
Однако постепенно система чинопроизводстватрансформировалась, давая больше льгот дворянскому сословию. Указ от 1762 годаставил дворян в привилегированное положение. После указа 1762 г.,освобождавшего дворян от обязательной службы, офицеры получили право наотставку в любое время. Время службы в нижних чинах стало полностью зависеть отпроисхождения, причем разницы была очень велика – от 3 до 12 лет. Системапроизводства в офицеры через определенное время службы в нижних чинах до концаXVIII века принципиально не менялась.
Необходимо подчеркнуть, что эволюция государственнойслужбы инициировалась интересами военной службы, поэтому военные были в болеепривилегированном положении и в смысле привилегий согласно чину, и в смыслечинопроизводства, нежели штатские, причем особое место в иерархии военных чиновзанимали офицеры гвардейских частей. Превосходство гвардейских (по сути, дворянских)чинов над остальными военными в порядке получения очередных чиновпредусматривали льготы для получения должности командира полка или отдельногобатальона.
В целом, начиная с 20-х годов XVIII века, вся системагосударственной службы Российской Империи основывалось на системе чинов ижестко регламентированном порядке перехода от одного чина к другому. При этомсистема чинопроизводства, сначала дававшая возможность выдвинуться простымлюдям, постепенно обрастала ограничениями для непривилегированных сословий, тоесть трансформировалась в сторону сословности.
Литература
1. Зубов А.Е. Кто кому тайный советник. Новосибирск, 2003.
2. КлючевскийВ. О. Русская история. Полный курс лекций. М., 1993.
3. Табель орангах // Российское законодательство 10 – 20 вв. М., 1986. С. 53 – 70.
4. ШепелевЛ.Е. Титулы, мундиры, ордена. Л.: Наука, 1991.
Примечания