1. Общий обзор культуры Египта в рассматриваемый период
К правлению Амен-хотпаIII Египет вследствие завоеваний 18 династии стал могущественной мировой державой. Столица Египта – Фивы, государственный культ – культ Амуна. Имя, содержащее имя этого бога [Амен-хотп в пер. – Амун доволен], носит уже третий правитель, и следующий фараон тоже начинает как Амен-хотп IV.
Ничто, казалось бы, не предвещает грядущей грозы, разразившейся во время правления Амен-хотпа IV «Нефр-шепр-рэ Ва-н-рэ Избранного Амуном»[4, c.40], которому суждено истребить Амуна (и других привычных египетских богов) даже из своего имени и навсегда остаться в истории «Полезным Йоту», богу, не имевшему ни антропоморфной, ни тем более зооморфной иконографии, образ которого не воплощался в ни статуях, ни в многочисленных мифах и сказаниях.
2. Вступление на трон Амен-хотпа IV и личность фараона.
Немного о самом Амен-хотпе IV:
вступает на египетский престол в 1367 (по другим источникам в 1353, в1372) году до нашей эры. В это время он совсем еще молодой человек, «чья внешность как того, так и более позднего времени говорила о его интеллектуальности и чувственности и нисколько не обнаруживала мужественного борца и реформатора»[Морозов]. Внешность действительно неординарная: тело с женственными бедрами и сильно выдающимся назад затылком. На базе этого некоторые исследователи ( М. Черносвитова) подозревают у фараона-реформатора две серьезные врожденные болезни: черепа, получившей название “череп штеттинского ткача”, и желез внутренней секреции, в результате которой недоразвиты яички (отсюда женоподобность). Из этих предположений делаются выводы о неспособности Амен-хотпа IV к умственному напряженному труду, возможном слабоумии и слабодушии, неспособности иметь детей. Соответственно, такой фараон не смог бы совершить столь грандиозный переворот – запретить всех богов, кроме Йота, который вообще непонятно что – просто видимый диск солнца. Значит, кто-то
сделал это за фараона. Здесь называют имена Нефр-эт и Семнех-ке-рэ, причем в самых различных комбинациях – от соправления с Амен-хотпом до правления вместо правителя и даже говорят о сожительстве Нефр-эт с зятем Амен-хотпа, якобы он – отец детей Нефр-эт. Гипотеза о сожительстве царицы с Семнех-ке-рэ довольно бредовая, т.к., во-первых, дети фараона похожи на него даже на уровне строения черепа (это подтверждено современными исследованиями), а во-вторых, дети от Амен-хотпа были не только у Нефр-эт, но и у побочной жены Кэйе. Странно предположить, что они обе изменяли царственному супругу…Соответственно, личность фараона оценивается в истории противоречиво: если мы верим в гипотезу о его слабоумии, мы назовем его «безвольной куклой». Но если мы все-таки обстоятельно рассмотрим этот период, то согласимся с виднейшим специалистом по времени Амен-хотпа IV Перепелкиным Ю.Я., который называл Амен-хотпа «грозным властителем», «самовластнейшим фараоном». Доказательства его жестокости налицо – это и разрушенные гробницы неугодных, и изглаженные имена старых богов, да сама победа над традиционным мышлением многобожия. Ведь введенная Амен-хотпом вера – практически монотеизм.
3. Солнцепоклоннический переворот.
Новое в искусстве: стиль Амарна. Ай-йот.
На 6-ом году правления фараон строит во славу Йота новую столицу, которую называет Ай-йот (Небосклон солнца). Там же расцветает новое искусство – АМАРНА, более реалистическое, чем то, что было раньше. Основной предмет изображения – царская семья, причем изображается она в «демократических» ситуациях: уникальное изображение – скорбь царской четы по умершей дочери. По поводу стиля амарна спорят, был ли этот стиль реалистическим или гротесковым, т.к. примером для подражания в это время становится образ фараона и все стремятся изображать себя с женским животом и вытянутым затылком. Скорее всего, оно ближе к реализму, т.к. реалистическими становятся уже сами запечатленные ситуации.
Новая столица, в которой развивается искусство амарна, процветает, а Фивы и жречество старых богов приходят в упадок, особенно после того, как Амен-хотп меняет имя на Эх-не-йот (полезный Йоту, т.е. солнцу). Итак, старые боги изгнаны даже из имени фараона, а вслед за тем и из имен подданных, слово «боги» запрещено. Бог остался один – Йот, воплощение животворящей силы солнца.
Откуда вообще взялся этот Йот? Само обозначение появляется уже во времена правления отца Амен-хотпаIV, если не раньше.
[правления Тхут-мосе III, персонификация солнечного диска как собственно бога Солнца (Йот изначально олицетворял Солнце как звезду, затем на видимый диск солнца смотрели как на форму проявления бога Рэ, говоря о Йоте как о теле бога Солнца].
Йот, по-видимому, был одной из ипостасей солнечного бога Гелиополя Ра-Харахти или как-то тесно с ним связан. Неслучайно в первые пять лет правления Амен-хотпа IV Йот изображался в виде человека с головой сокола, т.е. именно так, как до тех пор изображался Ра-Хорахти города Гелиополя. Коростовцев М.А. в своей обобщающей работе «Религия Древнего Египта» [1, c.31] выделяет несколько безусловно общих черт культов гелиопольского Рэ и нового Йота:
1) И Йот, и Рэ – боги солнца
2) Оба божества почитаются создателями всего сущего
3) В обоих случаях солнце – прообраз фараона
4) фараон был сыном и подобием Йота так же, как раньше сыном и подобием Рэ.
Иначе говоря, Эх-не-йот выбросил из гелиопольского учения о боге Рэ элементы мифологии, символики и политеизма, сохранив лишь все непосредственно “солнцепоклонническое” в рационализированном виде.
Запреты на любое упоминание старых богов, в том числе и на их изображение, приводят к появлению новой письменность – звуковой, идею которой подхватывают и разносят по всему миру финикийцы. Финикийское письмо –
предок арамейского, квадратного и греческого письма – вытеснило не только иероглифику Древнего Египта, но и находившееся в развитии так называемое линейное письмо минойцев-критян, письмо геометрических фигур и знаков, а также письмо ханаан. Религиозная реформа Эх-не-йота обернулась глобальной перестройкой здания человеческой культуры: в слове знак отделился от значения [Черносвитова]. Запрет на упоминание богов, как предполагает М. Черносвитова, способствовал зарождению фармацевтики как отрасли медицины, т.к. при Эх-не-йоте «доктором считался лишь тот, кто мог оперировать, принимать тяжелые роды или лечить лекарствами»[7].
4. Предпосылки реформы Амен-хотпа IV и причины быстрого
забвения культа Йота.
Но, опять же, интересно то, что грандиозные изменения и само имя Эх-не-йота предаются забвению почти сразу после его смерти. Он объявляется еретиком и мятежником, его столицу разрушают, не забыв разгромить и его гробницу. Спрашивается, что послужило причинами столь резким изменениям и не менее быстрому забвению?.
И опять же, нет единого мнения относительно причин реформы Эх-не-йота и ее забвения.
Приведу несколько позиций:
1. “Опираясь на средние слои населения, на так называемую “немху”, Аменхотеп IV нанес удар фиванскому жречеству и старой аристократии, а потом провозгласил новый государственный культ бога Атона”, – так толкует появление новой религии Советская историческая энциклопедия [6]. Такое толкование “реформы” как орудия ослабления влияния жречества в стране противоречит фактам. И до и после Амен-хотпа IV фараоны нередко конфликтовали со жречеством, но никто из них никогда и не помышлял о подобных мерах. Неугодных жрецов просто устраняли. Рассматривать переворот Эх-не-йота IV как направленный в основном против влияния жречества – «вульгарная социологизация истории» [1, c.31], и в настоящее
время эта теория, как правило, не рассматривается учеными.
2. Другая гипотеза о причинах амен-хотповского переворота – конфликт фараона с фиванским жречеством и прежде всего с верховным жрецом Амуна. Некоторые указания на такой ход событий можно найти в трудах одного из ведущих специалистов по времени Эх-не-йота Ю.Я. Перепелкина [далее факты по: 4, c. 80]. Есть факты, доказывающие существование столкновений между верховным жрецом и правителем уже на 1-ом году царствования, почти сразу после воцарения, но здесь же Перепелкин отмечает и наличие памятников, подтверждающих, что в 3-ий месяц половодья 4-ого года царствования Амен-хотп IV был еще в довольно сносных отношениях с верховным жрецом Амуна. На пограничных плитах новой столицы фараон вспоминает о чем-то «дурном», что пришлось ему слышать на 4-ом году царствования, но четких указаний на то, что «дурное» исходило от верховного жреца, нет. Противоречивость фактов, естественно, не позволила ученому четко высказать свое мнение о коренных причинах солнцепоклоннического переворота, и до сих пор в науке не найти однозначного мнения на этот счет.
2. Интереснейшую версию событий высказал А.Морозов в статье «Загадка культа Атона» [6]. Исследователь исходит из предположения, что «революция», подобная перевороту Амен-хотпа IV, «могла быть успешной при том условии, что она шла не столько “сверху”, сколько “снизу”, выражая настрой широких слоев населения». А что могло заставить традиционное египетское общество отшатнуться от своих богов, да еще в такой короткий период, если не какая-то глобальная трагедия, с которой старые боги “не справились”? Такой трагедией Морозов называет гигантский взрыв вулкана на острове Санторин в Эгейском море, происшедший около 1450-1400 годов до нашей эры (отметим, что годом вступления на престол Амен-хотпа IV Морозов называет 1419. С чем связано расхождение дат у Коростовцева и Морозова, а также других исследователей, мне неизвестно). Отсутствие упоминаний об этом событии в известных памятниках Морозов связывает с «табу» на все, что связано с Эх-не-йотом, после смерти фараона. То «дурное», упоминаемое на плитах Ах-йот, о чем шла
речь выше, исследователь связывает именно с взрывом на Санторине. В названии двора фараона в Фивах – “Замок ликования на небосклоне”, Морозов видит подтверждение своей гипотезы. Дело в том, что в “Замках ликования” проводился обычно праздник “хеб-сед”, который по египетской традиции отмечается в год 30-летия правления фараона, когда, как считалось, возникает опасность физической слабости фараона и надо позаботиться о его “возрождении”. (Этот обычай идет от времен первобытных общин, когда вождя умерщвляли по достижении им определенного возраста. Позднее, с развитием цивилизации, вместо вождя убивали раба, а потом этот ритуал стал символическим.) Морозов предполагает, что название “Замок ликования в небосклоне” было вызвано успешным преодолением каких-то “неполадок”, происшедших с Солнцем . Исследователь считает, что вследствие извержения вулкана на Санторине «до Египта дошли достаточно мощные цунами, мрачные ядовитые тучи, надолго закрывшие небо. Начались затяжные дожди, град, грозы с мощными раскатами грома и молниями . Но главное, эта страна, всегда обласканная благосклонным к ней солнцем, вдруг лишилась его тепла и света. Народ воспринял это как страшное бедствие, трагедию». Жрецы Амуна не справляются с катастрофой, и тут, по мысли Морозова, Амен-хотп IV предполагает гнев солнца на Египет из-за недостаточного к нему внимания. С этой «радикальной идеей Аменхотеп IV выступает перед народом» и тогда же принимает имя Ван-рэ. По совпадению, извержения на Санторине временно прекращаются, Солнце вновь появилось над Египтом. Народ ликует. Тут и возникает идея о “ликовании на небосклоне”, связываемая с “выздоровлением” Солнца. Не проходит и двух лет, как все повторяется. Но теперь фараон знает, что надо делать: молиться и приносить дары новому богу – “солнечному диску” Йоту или его древнему предшественнику – Рэ. Старые боги отодвигаются на второй план. И снова через некоторое время извержение прекращается. Опять – Солнце, опять – нормальная жизнь. На этом этапе двоеверие, хотя уже и ослабленное, сохраняется. И Йот этого “не прощает”. На шестом году правления Амен-хотпа IV начинается третье извержение, завершающееся гигантским
взрывом Санторина.
Сопровождаемые гулом дальнего извержения огромные удушливые тучи, рассекаемые грохочущими молниями, закрывают непроницаемым пологом долину, принося с собой гибель десяткам тысяч людей. Кошмар продолжается день, другой, третий. Естественно, что в мятущихся толпах все больше должна была зреть жажда увидеть диск Солнца, олицетворяемый единственным богом – богом Солнца – Йотом. Обеты, жертвы, моления, клятвы – и вот наконец сквозь тучи прорезается багровый солнечный диск, что вызывает неописуемый восторг и покаянное стремление покончить с двоеверием. Амен-хотп IV становится Эх-не-йотом, начинается строительство новой столицы, посвященной Йоту, где Эх-не-йот клятвенно обещает построить «дома ликования в небосклоне». И все трагедии завершились. Жизнь входит в нормальную колею.
Возвращение к культу Амуна Морозов объясняет появлением нового поколения, не видевшего воочию ужасов времен извержений на Санторине, и необходимостью прекратить непрерывные потери земель на востоке и юге страны из-за активности соседних стран. Ведь именно Амун был богом-воителем, защитником Египта. Может быть, все напасти навлек на Египет Эх-не-йот, запретив поклонение Амуну? Его «реформу», следовательно, предают забвению, а Амуну возвращают былое величие.
Но, как ни красочны картины катастрофы в статье А. Морозова, как ни велик авторитет Советской энциклопедии, мы, вслед за виднейшими специалистами истории Древнего Египта, воздержимся от высказывания конкретного мнения насчет причин «реформы», оставив это за будущим египтологии.
Мнения о причинах забвения культа Йота в науке столь же гипотетичны, как и теории возникновения этого культа. Так, Коростовцев М.А.[1, c.31] считает «религиозный переворот Амен-хотпа IV… чисто мировоззренческим, он не имеющим глубоких социальных корней», а учение о Йоте – результатом творчества самого фараона, свидетельством его высокой одаренности и незаурядности. Так как учение о Йоте не было ни закономерным результатом, ни необходимым этапом эволюции египетского религиозного мышления; оно
являлось порождением ума и воли Эхнатона. «Реальной основой» реформы Коростовцев М.А. называет конфликт Эх-не-йота со жречеством. Там же Коростовцев говорит, что забвению культа способствовало и то, «монотеизм Эх-не-йота был пассивно воспринят народом» который столетиями и даже тысячелетиями воспитывался в духе верований разветвленного политеизма, составлявших неотъемлемую часть его духовной жизни. Бог-фараон Йот был недосягаем и непонятен, он не мог заменить народу сонм великих и малых богов, всевозможных духов, “общение” с которыми было насущной, повседневной потребностью. Слабой стороной новой религии Коростовцев называет ее безразличное отношение к традиционному и столь дорогому для египтян учению о загробной жизни и связанному с ним представлению о загробном возмездии. «Верующий в загробную жизнь египтянин оказался дезориентированным, а их было большинство, и все они были в лагере противников Йота».
Подводя итоги этой части своей работы, отмечу еще раз: современная наука не обладает достаточными доказательствами для подтверждения той или иной точки зрения на причины возникновения и забвения «реформы» Амен-хотпа IV, а потому вопрос остается открытым.
Литература:
1. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976. www.kemet.ru.
2. Луркер М. Египетский символизм. М., 1998 год www.kemet.ru.
3. Перепелкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. М., 1968
4. Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV (часть 2). М., 1984.
5. Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семнех-ке-рэ. М., 1979
6. Морозов А. Загадка культа Атона. «Наука и религия» №3, июнь 1990 www.kemet.ru
7. Черносвитова М. В царстве пламенного Ра (статья). www.kemet.ru
8. Хронология Древнего Египта. Новое царство. www.kemet.ru
9. Encyclopedia Britannica CD 2000 Deluxe (3 CD)