Советское общество в годы застоя

ПЛАН Введение….1. Борьба реформистских и консервативных сил в советском обществе за выбор путей развития страны….2. Экономическая реформа второй половины 60-х годов и причины ее неудачи. Растущее отставание Советского Союза от стран Запада в формировании условий перехода к постиндустриальному обществу… 3. Кризис общественно-политической социалистической системы, его сущность и причины. Усиление застойных явлений…10 Заключение… 14 Список использованной литературы….15

ВВЕДЕНИЕ К 1964 г. положение Хрущева быстро осложнялось. Главное противоречие реформаторской деятельности Хрущева заключалось в том, что проводимая им антисталинская политика демократизации и обновления осуществлялась сталинской командно-административной системой управления, осуществленные меры только подорвали, но не сломали ее. В обществе и партии росло разочарование результатами его реформ.

Реорганизация управленческих структур задевала интересы партийно-государственной номенклатуры. Втайне от Хрущева были созваны расширенное заседание Президиума, а затем и пленум ЦК, на котором Хрущеву был предъявлен длинный список обвинений. В результате голосования Хрущев был смещен со всех своих постов. Первым секретарем ЦК был избран Л.Н. Брежнев. Смещение

Хрущева не вызвало в стране недовольства. И население, и номенклатура связывали со сменой руководства надежды на преодоление ошибок, жаждали спокойствия, стабильности. Мало кто сознавал, что вместе с отставкой Хрущева закончилась и эпоха «оттепели». 1. Борьба реформистских и консервативных сил в советском обществе за выбор путей развития страны. Пришедшие к власти в результате «октябрьского переворота» люди не имели единой позитивной программы,
однако негативная установка существовала. Еще на октябрьском пленуме были осуждены волюнтаризм и субъективизм и подчеркнута необходимость коллективного руководства. Фактически речь шла об отказе продолжения реформ. Однако новый курс утвердился не сразу. Первый период (1964 – 1968гг.) исследователи часто характеризуют как этап от стабильности к застою.

Выбор дальнейших путей развития страны происходил в условиях противоборства мнений в верхнем эшелоне власти. А.Н. Косыгин был известен как сторонник реформ, внедрения некоторых экономических стимулов в административно-командную систему, Ю.В. Андропов – как сторонник последовательного продолжения курса XX съезда партии и решительных мер в защиту социалистических ценностей, А.Н, Шелепин – как сталинист. Л.И. Брежнев занимал центристские позиции,

М.А. Суслов – правоцентристские. Таким образом, на первых этапах в обществе наблюдалось две основных тенденции: 1) консервативная, ее выражали Брежнев, Суслов, Шелепин; предполагались следующие мероприятия: – свертывание десталинизации общества и государства; – отказ от курса XX съезда КПСС; – лозунг «Стабильность во всех сферах общественной жизни»; – порядок приоритетов: сельское хозяйство, тяжелая индустрия, оборона.

2) технократическая (Косыгин, Громыко, Андропов), которая включала в себя: – продолжение реформ в экономике; – освоение новых промышленных технологий; – выход на мировой рынок; – развитие самоуправления и некоторая либерализация общественно-политической жизни; – среди приоритетов предпочтения отданы легкой промышленности как основе повышения уровня жизни граждан. Главным источником расхождений и потенциальных конфликтов было разное понимание смысла экономической реформы.
Борьба между двумя направлениями проявилась и в экономической литературе, где с начала 60-х годов появились публикации о неэффективности функционирования промышленности. Накануне принятия нового пятилетнего плана на 1965 – 1970 гг. в прессе развернулась оживленная дискуссия о путях развития советской экономики. Споры шли вокруг статьи В.С. Немчинова «Социалистическое хозяйствование и планирование производства».

В ней содержались весьма радикальные для советской системы предложения. Прежде всего, предлагалось изменить порядок планирования – составлять план не сверху, а снизу, от предприятия, которое должно дать свои предложения к плану. План должен был стать не столько не столько заданием, сколько заказом. «Основное и главное писал В.С. Немчинов состоит в том, чтобы механизм планирования сомкнуть с системой хозяйственного расчета и с общественными фондами предприятия…

Согласие предприятия принять соответствующее плановое задание, будучи подкреплено письменными документами, превращает плановое задание в плановый заказ. Такой порядок более сложен для плановых органов, но он необходим как фильтр против проявления голого волюнтаризма и вполне реален. Такая система может быть названа хозрасчетной системой планирования, так как в ней органически сочетаются плановые и хозрасчетные начала – те начала, которые должны регулировать любую хозяйственную деятельность

в условиях социализма». Вся система экономических рычагов должна быть отрегулирована через нормативы длительного действия и цены таким образом, чтобы было выгодно выполнять директивы и цифры контрольного плана. Противоречия среди руководства по вопросам дальнейшего развития страны были видны и на XXIII съезде. На этом съезде ожидалась возможность политической реабилитации Сталина. Однако эта тема была фактически обойдена Брежневым, а
Н.Г. Егорычев, первый секретарь Московского горкома партии, выступая на съезде, по существу, продолжил критику Сталина. Противоречивый характер политического развития проявился в том, что в КПСС были восстановлены прежние, воспринимавшиеся как сталинские, названия партийных органов. Президиум ЦК был переименован в Политбюро, а Первого секретаря ЦК КПСС стали называть Генеральным секретарем. К началу 70-х гг. лидирующее положение заняло консервативное

направление, суть которого – умеренно-консервативная политика во всех сферах общественной жизни. Новый курс опирался на настроения тех слоев общества, чьи ожидания не оправдались в хрущевское десятилетие и которые теперь требовали наведение «твердой рукой» порядка. Основным методом борьбы консерваторов стала так называемая «ползучая кадровая революция», в ходе которой были устранены те, кто был ставленником Хрущева, как правило, отставки и смены объяснялись политическими

мотивами. В итоге – высшее руководство в стране изменилось, в состав Политбюро были введены люди Брежнева, которые становились практически несменяемыми. 2. Экономическая реформа второй половины 60-х годов и причины ее неудачи. Растущее отставание Советского Союза от стран Запада в формировании условий перехода к постиндустриальному обществу. Необходимость реформирования экономики осознавалась и высшим руководством

СССР. Новый экономический курс был обозначен решениями двух пленумов ЦК КПСС 1965 г мартовским (по сельскому хозяйству) и октябрьским (по промышленности). Решения положили начало перестройки, вошедшей в историю как Экономическая реформа 1965 г или косыгинская реформа. Сельское хозяйство пытались реформировать на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления
материальной заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства. В частности, снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет. Сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Снимались некоторые ограничения с личных подсобных хозяйств, уменьшались ставки подоходного налога на крестьян. С колхозов и совхозов были списаны долги государству.

Снижались цены на технику и запчасти. Особый акцент делался на повышении роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве производством и на увеличение капиталовложений. Мероприятия принесли выгоду уже в 1965 г.: за сданную продукцию колхозы и совхозы выручили почти на 15 % больше, чем в предыдущем году. Но это был лишь временный эффект. Темпы роста сельскохозяйственного производства быстро снижались.

Резко возросли закупки зерна за границей. С 70-х гг. продовольственное положение в городах стало быстро ухудшаться. В разряд «дефицита» попали мясо, колбасы, а в ряде районов – сыры и молочные продукты. Нововведения в промышленности были провозглашены на сентябрьском (1965) пленуме ЦК КПСС в докладе А.Н. Косыгина «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленных предприятий».

Призывая к отказу от совнархозов и к восстановлению отраслевого принципа управления, председатель правительства подчеркивал, что речь идет не о простом восстановлении досовнархозовской системы министерств, а о сочетании централизации руководства с расширением оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий. Основные направления реформы: 1) изменение системы государственного планирования. Число плановых показателей сократилось с 30 до 9.
Главным показателем работы предприятия и отрасли вместо объема валовой продукции становился объем реализованной продукции. Таким образом производитель ставился в непосредственную зависимость от спроса на произведенную им продукцию. 2) расширение самостоятельности промышленных предприятий, внедрение элементов хозрасчета, усиление материального стимулирования. К ведению предприятий отнесена сфера установления региональных связей, связей с поставщиками сырья и потребителями продукции.

Из отчислений от прибыли предприятий создавали фонды развития производства и материального поощрения. 3) перестройка организационной структуры. Усиление централизации управления экономикой – через отмену территориального принципа управления. Вместо ВСНХ и комитетов по отраслям воссозданы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства. Реализация хозяйственной реформы требовала затрат госбюджета, поэтому решения внедрялись постепенно: в январе 1966г. на систему хозрасчета перешли первые 43 завода

и фабрики в 20 городах страны, а к концу 8 пятилетки таких предприятий было уже 90%. Работа по-новому позволила успешно выполнить 8 пятилетний план, увеличить выпуск промышленной продукции на 50,5%; было возведено 1900 новых крупных промышленных объектов (в т.ч. Западно-Сибирский металлургический комбинат, Красноярская ГЭС). Новая система хозяйствования внедрялась и в сельском хозяйстве.

Совхозы перешли на полный хозрасчет, сами из своих средств покрывали все производственные затраты, создавали фонды. К концу восьмой пятилетки на новых условиях работало более 40% совхозов. В колхозах с мая 1966 г. вводилась гарантированная ежемесячная оплата труда деньгами по тарифным ставкам. Для обеспечения устойчивых темпов развития сельского хозяйства за счет государственного бюджета проводились работы по мелиорации земель, повышению их плодородия.
Октябрьский (1968 г.) пленум ЦК принял меры по увеличению поставок машин и минеральных удобрений. Однако вскоре среднегодовые темпы прироста национального дохода и темпы роста производительности труда снизились. Руководство страны объясняло это следующими причинами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения; истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным

ростом военных расходов. Все эти факты действительно негативно сказывались на развитии экономики. Однако были и другие обстоятельства объясняющие неудачу реформ. Реформа быстро развивалась вширь, а в качественном отношении стали проявляться недостатки и просчеты. Ряд мероприятий не обеспечены материальными ресурсами и соответствующей инфраструктурой. В условиях реформы действовала тенденция: опережающий рост зарплаты по сравнению с ростом производительности

труда. Наблюдались перекосы в развитии самостоятельности, особенно в использовании фондов предприятия, в частности неконтролируемый рост заработной платы. С 1967 г. наблюдается свертывание реформы, которое объясняется как объективными (непродуманность и половинчатость принимаемых решений, бюрократизация хода реформы), так и субъективными (нежелательность возвышения Косыгина как потенциального харизматического лидера, отсутствие последовательных документов

и решений) причинами. Свертывание особенно ускорилось после «пражской весны» 1968 г когда попытки придать «второе дыхание» социализму с использованием рыночных механизмов вылились в Чехословакии в массовое движение за обновление общества и вызвали испуг у советского руководства. Упор в промышленном развитии в 70-е годы был сделан на создание гигантских территориально-производственных комплексов. Руководство страны максимально использовало естественное преимущество
СССР перед другими странами – колоссальные природные богатства. Расширение продажи нефти и газа в страны Запада давало валюту, на которую закупалось недостающее зерно, высокотехнологичное оборудование. Однако экстенсивное развитие экономики сдерживало развитие наукоемких отраслей. Хронически отставал аграрный сектор экономики. Страна, имея более половины мировых площадей черноземов, не могла накормить население, создать надежную

базу для развития индустрии и сферы услуг. Обострилась продовольственная проблема. В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. Потребление же продуктов было в СССР втрое ниже, чем это допускалось медицинскими нормами. Уже в 70-х гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов.

По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место. По официальным данным разрыв между СССР и США с каждой пятилеткой сокращался, но следует учитывать, что советская статистика выполняла прежде всего пропагандистскую функцию. По альтернативным оценкам, национальный доход СССР к середине 80-х гг. составлял примерно 20% от уровня США. В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития.

Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуализацию процессов труда. На роль основного ресурса выдвинулась информация. Доля занятых в сфере услуг и, особенно, в образовании стремительно росла и стала существенно превосходить так называемую сферу материального производства, где многие традиционные отрасли стали свертываться.
В США доля средств на науку и образование в общей сумме капиталовложений выросла до 46,3% (1979г.). Подавляющая часть активного населения СССР работала в сфере «материального производства», при этом до 49% рабочих – в промышленности, 60% – в строительстве были заняты ручным трудом. Удельный вес расходов на социально-культурные нужды с середины 60-х гг. снижался. К 1985 г. доля расходов на просвещение упала ниже уровня 1940г.

К 1985 г когда в США действовало 1.5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей. В СССР о научно-техническом прогрессе также говорили. На XXIV съезде прозвучала установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских

ученых в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники не ощущался. Лидеры страны начали сознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства: создавались научно-производственные объединения, возникали отвечавшие потребностям времени новые отрасли такие, как роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение. 3. Кризис общественно-политической социалистической системы, его сущность и причины; усиление застойных

явлений Импульсом к утверждению открыто консервативного курса во внутренней политике СССР послужила «пражская весна». Важнейшей составляющей нового политического курса стала концепция «развитого социализма», заменившая концепцию развернутого строительства коммунизма. 21 декабря 1966 г. в «Правде» была опубликована статья Ф.М. Бурлацкого под названием «О строительстве развитого социалистического общества».
В следующем году в речи по случаю 50-летия Октябрьской революции Л.И. Брежнев объявил, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Официально этот вывод был закреплен решениями XXIV съезда партии (март – апрель 1971 г.). Эта концепция позволяла, с одной стороны, констатировать «большие успехи», достигнутые страной под руководством партии, а с другой – снять какую-либо определенность в достижении конкретных целей повышения

благосостояния народа, демократизации общества, перехода к общественному самоуправлению. Концепция «развитого социализма», объявив существовавший в стране порядок высшим достижением социального прогресса, по существу создавала теоретическую базу для увековечивания и апологетики тоталитарной системы. Эта идеология показала, что руководство не видит перспективы в развитии системы. На укрепление власти партийной номенклатуры было направлено и принятие новой

Конституции. В 6 статье она закрепила монопольное положение КПСС в политической системе, определив Коммунистическую партию как руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической системы. В конституции в особую главу была выделена проблема прав и свобод, их список был расширен, но с различными оговорками, к тому же отсутствовал механизм их реализации. Например, Конституция гарантировала свободу слова, печати, собраний, митингов, шествий, но лишь в том

случае, если они «соответствовали интересам трудящихся и использовались в целях укрепления социалистического строя» (ст.50). Свобода научного, технического и художественного творчества гарантировалась, но лишь «в соответствие с целями коммунистического строительства» (ст.47). Таким образом, Конституция СССР 1977г. окончательно оформила консервативный курс брежневской внутренней и внешней политики, узаконила жесткий идеологический контроль партии над обществом, законсервировала
взрывоопасные противоречия в национальном вопросе. В идеологии наблюдался процесс ресталинизации. Впервые за последние годы высокая оценка вклада Сталина в победу прозвучала в докладе Брежнева на праздновании 20-летия Победы. С тех пор все чаще не только имя Сталина, но и образ начинают присутствовать в художественных произведениях, кинофильмах, периодике. В них Сталин представал скромным, немногословным, мудрым лидером.

Одна из характеристик структурного кризиса – бюрократизация управленческого аппарата и его быстрое разбухание. К 1985 г. общая численность управленцев в стране приблизилась к 18 млн. человек на каждых 6 – 7 работающих приходился один руководитель. На содержание бюрократических структур ежегодно расходовалось до 10% госбюджета, расширялась система льгот и привилегий для сотрудников аппарата всех уровней. Подчеркивание неуклонного возрастания роли КПСС сопровождалось постоянным численным ростом партии,

при этом рядовые коммунисты практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Высшее руководство страны к концу 70-х гг. выродилось в настоящую геронтократию. Средний возраст членов и кандидатов в члены Политбюро, секретарей ЦК составлял 68 лет. Любая вертикаль власти требует завершения. Партийное руководство в начале 70-х гг. пытается создать культ личности

Брежнева. За 18 лет – 114 высших отечественных и иностранных государственных наград, из них 4 Звезды героя СССР; золотой почетный знак «50 лет пребывания в КПСС» (созданный специально для Брежнева). В 1976 г. у Брежнева случился инсульт, полностью восстановить работоспособность не удалось. Подобная фигура у власти свидетельствует о деградации, представляет определенную угрозу миру (непредсказуемость
действий). Параллельно с этим шло моральное разложение общества. В нем как бы легализовалась двойная мораль, двойные стандарты жизни. На ответственные посты Брежнев назначал, главным образом, своих близких или лиц, преданных ему лично. По свидетельству Шелепина, «под» родственников Брежнева создавались не только посты, но и целые министерства. Неудивительно, что протекционизм, семейственность в 70 –

80-е гг. пронизали все общество. Естественным спутником этих процессов явилась коррупция. Структурный кризис политической системы, всевластие номенклатуры привело к обострению всех общественных противоречий, в т.ч. и национальных. В данный период СССР вступил в фазу вторичного этногенеза; начинается процесс осознания национальной целостности и принадлежности к определенной этнокультуре, возрождения национального самосознания, особенно в национальных республиках.

Все это происходит на фоне неравномерного развития национальных регионов. В рассматриваемый период наблюдался рост преступности, особенно хищений и взяточничества. По приблизительным оценкам, капиталы теневой экономики на рубеже 70 – 80-х годов достигли 70 – 80млрд рублей. Преступность в обществе быстро росла, однако официально распространялся тезис о ее сокращении. О кризисе общественно-политической системы наглядно свидетельствовало появление

ростков «антисистемы», выразившихся, в частности, в зарождении и развитии диссидентского движения во всех регионах СССР. Четкая идеология у диссидентского движения отсутствовала, в нем можно выделить множество направлений: правозащитное, религиозное, национальное. Диссиденты используют в основном мирные формы: петиционные, подписные кампании, реже – манифестации и пикеты. В основном власть использовала административные методы борьбы с диссидентами: привлечение
за тунеядство, лишение социальных льгот; появляются новые формы репрессий – внесудебное помещение в психиатрические лечебницы. Основная причина кризиса общественно-политической системы – противоречие между потребностью радикальных перемен и неумением, нежеланием правящей структуры государства оперативно решать назревшие проблемы в экономике, социально-политической и духовной жизни. Можно выделить следующие особенности, характеризующие политическую систему к середине 80-х гг.: – закостенелость

партийно-государственного аппарата; – усиление бюрократизации политической системы; – существование расхождения между формальными документами и фактической деятельностью; – ужесточение репрессий против инакомыслящих; – накопление противоречий между политической элитой и потребностями общества. Консервация политического режима не могла не привести к застою во всех сферах жизни. Со второй половины 60-хгодов значительно усиливается идеологический контроль за

СМИ, учреждениями культуры. Основанием для этого стало выпущенное в январе 1969 г. постановление ЦК КПСС «О повышение ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара». Эта политическая линия вполне закономерно вылилась в кампании травли и проработок деятелей науки, искусства и культуры. Отсюда – снижение уровня художественного творчества, распространение бездарной конъюнктуры.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика, но и исполнители тех или иных ролей. Театральные постановки выпускались лишь с одобрения специальной комиссии. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре. В обществе в результате противоречия между провозглашенными ценностями и реальностью начинается поиск
новых идеалов. Главной причиной духовного кризиса являлся политический, номенклатурный режим. За слуга общества в том, что оно пыталось оказать сопротивление, смогло сберечь определенный интеллектуальный и нравственный потенциал. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В короткий период с осени 1964 по осень 1968 г. СССР столкнулся с рядом альтернатив, главной являлась попытка проведения экономической реформы. Но в условиях директивной экономики она оказалась неуспешной.

К концу 70- гг. многочисленные проблемы в экономике становились очевидными. Громадные инвестиции в строительство промышленных предприятий, в амбициозные проекты вроде поворота стока северных рек на юг, в Среднюю Азии, не давали отдачи, нарастал «долгострой», в промышленности широко использовался ручной и неквалифицированный труд, что приводило к нехватке трудовых ресурсов, особенно в строительстве и ряде отраслей промышленности.

Со второй половины 70-х гг. заметно ухудшилось продовольственное снабжение населения. Росло недовольство промышленных рабочих размерами оплаты труда Следствием этого недовольства стали поистине чрезвычайные для тогдашнего СССР события – забастовки. Время, привычно называемое «периодом застоя» (конец 60-х – начало 80-х гг.), стало и высшей точкой развития социализма в СССР.

Огромное государство постепенно и непрерывно увеличивало объем промышленного производства. Природные ресурсы – нефть, золото – шли на оплату закупок сельскохозяйственной продукции. Создавалась иллюзия способности преодоления уже намечавшегося экономического кризиса за счет экстенсивных факторов развития. Лидеры государства сознательно отказывались от проведения реформ, усмотрев в событиях в Чехословакии опасность для «реального социализма».
В политической жизни страны утвердился «неосталинизм», то есть строжайший идеологический контроль и диктат, преследование любого инакомыслия, радикальное повышение роли Комитета государственной безопасности в обществе. Это сочеталось с так называемой «заботой о кадрах» – устойчивостью господствующего партийно-государственного номенклатурного слоя. Таким образом, невозможность сохранения без изменений существовавших в стране порядков стала очевидной.

Список использованной литературы 1. Барсенков А.С Вдовин А.И. История России: 1938 – 2002 М 2003. 2. Верт Н. История Советского государства М 1998. 3. История России: в 2 т. Т.2 / под ред. С.В. Леонова М 1997. 4. История России. XX век. / отв. ред. В.П. Дмитренко

М 2000. 5. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945 – 1991 Новосибирск,2000