Становление белорусского этнического сообщества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО» БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической информатики и математической экономики

Реферат

по дисциплине: История Беларуси

на тему: «Формирование белорусского этнического сообщества»

Студент 05.10.2010 В.С. Артеменко

ЭФ, 1-й курс, Э21

Проверил Г. Ф. Шаповал

Кандидат исторических

наук, доцент

Минск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………3

1. Древнее государства на территории Беларуси в 9 — 13 веках. Основные черты древнего права……………………………………………………………………………5

1.1 Возникновение древних государств на территории Центральной и Восточной Европы………………………………………………………………………………..5

2. Особенности общественного и государственного строя государств-княжеств на территории современной Беларуси…………………………………….8

3. Становление права древней Беларуси и его характеристика……………..12

Заключение…………………………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………………………..17

Введение
До настоящего времени ученые так и не пришли к единому мнению о том, когда же возникла государственность у народов Восточной Европы. На это есть множество различных причин, основной из которых является отсутствие, либо недостаток исторических документов, анализ которых позволил бы установить действительные причины возникновения государственности, перехода от государственных форм гражданского существования к политико-территориальной организации управления обществом. Результатом исследований ученых различных исторических периодов стало множество различных теорий, каждая из которых называют свои даты и причины происхождения государственности на территории Беларуси.

Долгое время основной теорией в дореволюционной истории была норманнская теория, в соответствии с которой первые государства в Восточной Европе были основаны заграничными князями-варягами в 9 в. н.э. Однако эту теорию оспаривали многие ученые. Одним из первых антинорманнистов был Ломоносов, который утверждал, что немецкие ученые, приглашенные в Россию, в значительной степени придумали эту историю. Так же норманнскую теорию оспаривали Юшков, Греков, Рыбаков и многие другие известнейшие ученые. По теории Рыбакова, например, государственность у славян появилась на границе старой и новой эры. Так же существовали теории, в которых говорилось о том, что государственность у славян существовала задолго до начала новой эры (Татищев, Забелин, Дьяконов и др.).

С целью разобраться в этой проблеме, рассмотрим следующую литературу:

1) Вiшнеускi А.Ф., Вiшнеускi I.У. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI: вучэбны дапаможнiк- Мiнск, 2005 г.;

2) Вiшнеускi А.Ф., Саракавiк I.А. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI: некаторыя пытаннi I адказы -Мiнск, 1997 г.;

3) Вишневский А.Ф., Юхо Я.Н. История государства и права Беларуси в документах и материалах. — Минск, 1998.;

4) Вiшнеўскi А.Ф. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. — Мiнск, 2003.;

5) Гiсторыя Беларусi: у 6 т. Т.1. Старажытная Беларусь. — Мiнск, 2000.;

6) Довнар Т.И. Краткий очерк истории государства и права Республики Беларусь. — Минск, 1997.;

7) Доунар Т.I. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI 2-е выданне- Мiнск, 2008 г.;

Кузнецов И.Н. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ: учебное пособие -Москва, 2004 г.;

9) Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА БЕЛАРУСИ: пособие для студентов высших учебных заведений — Минск, 2004 г.;

10) Мазарчук Д.В. История государства и права Беларуси: ответы на экзаменационные вопросы — Минск, 2008.;

11) Новiк Я.К., Арцуля Г.С. ГIСТОРЫЯ БЕЛАРУСI у 2 частках, частка 1 — Мiнск, 2003 г.;

12) Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi: У 6 т. — Мiнск, 1991 — 2002. Т.1 — 6.;

13) Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. Ч.1-2. — Мiнск, 2000.

и разберем следующие вопросы: возникновение древних государств на территории Центральной и Восточной Европы, особенности общественного и государственного строя государств-княжеств на территории современной Беларуси, становление права древней Беларуси и его характеристика.

1. Древние государства на территории Беларуси в 9 — 13 веках. Основные черты древнего права
1.1 Возникновение древних государств на территории Центральной и Восточной Европы
На фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую), происходили процессы образования классов у славян. Форму общественных отношений, сложившуюся у славян в 7-8 вв. можно назвать военной демократией. Признаками военной демократии являются:

участие всех мужчин в решении важнейших вопросов, общественных проблем;

особая роль народного собрания как высшего органа власти;

всеобщее вооружение населения.

Естественно, что во главе становились представители старой родоплеменной аристократии (старейшины, жрецы, вожди), а так же члены общины, которые разбогатели за счет эксплуатации рабов и соседей. [8,7]

Образование государственности у славян было обусловлено и совпало с разложением родоплеменных союзов, кровнородственных отношений, которые сменились территориальными, политическими и военными связями. К 8 в. на территории, принадлежавшей славянам, образовалось 14 племенных союзов, возникших, как военное объединение, в которых в качестве главного военного руководителя и правителя выступали князья. [8, 8]

Такие племенные союзы в военно-политических целях объединялись в еще более крупные формирования-“союзы союзов”. В некоторых источниках упоминаются три протогосударственных объединения: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород) и Артания (юго-восточная группа, Рязань). В 9 в. большая часть славянских племен объединяется, сливается в этакий территориальный союз, получивший название “Русская земля”, центром которого стал Киев. [8,8]

В 882 г. Образовалось Древнерусское государство, оно же Киевская Русь (после объединения двух крупнейших славянских политических цетра-Киевского и Новгородского). С конца 9 в. до начала 11 в. в него входили территории многих славянских племен: древлян, северян, родимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государства оказалось племя полян. Древнерусское государство стало, по своей сути, своеобразной федерацией племен, по форме своей это раннефеодальная монархия. [8,8]

Развитие ремесленничества и торговли, городов, животноводства и земледелия, необходимость обороны славянских земель от набегов внешних агрессоров (хазары, печенеги и др.) привели к созданию великой и могущественной державы — Киевской Руси. [11,44-45]

Киевская Русь являлась раннефеодальным государством — монархией. Во главе государства стоял князь. При князе имелась дума, в которую входили самые знатные князья, а так же бояре (старейшие дружинники). Князю подчинялся многочисленный управленческий аппарат, который занимался государственными делами, такими, как сбор налогов, взимание штрафов, и др. В землях, которые принадлежали великому князю, управление осуществляли посадники и их ближайшие помощники — тысяцкие. Тысяцкие возглавляли во время военных действий народное ополчение — «тысячу». Посадников назначал князь, а вот тысяцкими были знатные бояре, которых выбирали на эту должность на вече. [11,45]

Князья отдельных земель, входящих в состав Киевской Руси, находились в вассальной зависимости по отношению к великому князю. Они обязаны были выполнять любое указание великого князя, поставлять воинов, и являться вместе с дружиной по его требованию. Население, которое находилось в владениях князей, обязаны были платить великому князю дань. Но в то же время князья отдельных земель пользовались в своих землях безграничной властью. Даже наместники великого князя не имели права вмешиваться во внутренние дела отдельных княжеств. Но если вдруг какому-нибудь князю хотелось выйти из подчинения великого князя, к послушанию его принуждали силой. [11,45-46].

Во второй половине 11 в. — начале 12 в. в землях Киевской Руси постепенно образуются устойчивые княжества — полугосударства: Киевская, Черниговская и Переяславская земли. [4,8]

К середине12 в. все территории «полугосударств» соединились в одно. Название “Русская земля” распространилось на всю территорию государства (а не только на южную часть Руси, как было до этого), объединившего более 20 народов и племен. [8,8]

Рассмотрев вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что причинами возникновения государства у славян являются экономические (развитие торговли, отделение земледелия от животноводства и др.), социальные (появление в обществе богатых и бедных, появление иностранцев, появление и выделение родовой знати) и политические (возникновение противоречий между разными социальными группами, защита территорий от внешних агрессий, необходимость захватывать иные земли).

2. Особенности общественного и государственного строя государств-княжеств на территории современной Беларуси
В 9-12 вв. классовая структура общества еще четко не сложилась, шло формирование двух основных классов: феодалов и феодально-зависимых людей. Так, как экономика была многоукладной, существовали такие социальные группы, как холопы, челядь и свободные люди. Холопы и челядь выполняли роль рабов, а вот свободные люди не находились в зависимости от отдельных феодалов, а всего лишь уплачивали государственные налоги и выполняли повинности. [9,6]

Так, как в 9-13 вв. такого термина, как “государство” еще не было, использовались другие названия: “земля”, «город», «княжество». Каждый «город» имел свой политический центр — стольный город. Мелкие государства-княжества преобладали, и по мере развития феодальных отношений, объединялись под присмотром более сильных княжеств, либо сливались с ними. Причем происходило это как на добровольной основе, так и по принуждению. [9,7]

По форме правления княжества были монархией. Высшими органами власти были князь, совет (рада), вече (сейм). Во главе государства стоял великий князь. Но власть монарха была ограниченной: имея право решать все вопросы, наиболее важные из них он решал только после обсуждения их в совете или на вече (такие вопросы, как сбор дани, организация военного похода и т.д.). Помощь князю оказывали дружина и совет старейшин. В городах управление осуществляли наместники, и в сельской местности— волостители. [8,10]

Усиление в 9-12 вв. местных феодалов провоцирует появление новой формы и нового органа власти — снема, так называемого феодального съезда. Именно на этих съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. [8,10]

Отношение сюзеренитета-вассалитета ставили всех феодалов в положение служилых людей. Младшая дружина находилась в наибольшей зависимости от князя, нежели крупные феодалы-землевладельцы, которые пользовались большей автономией. В статусе крупного боярина-вотчинника соединились право собственности на землю и власть. Князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине, становились первыми вассалами. Для них основной обязанностью являлась не уплата налогов, а военная служба. [8,10]

Так, как киевские князья стремились централизовать власть, это привело к ликвидации племенных князей, устранению князей-наместников. Землю получили сыновья великого князя, что усилило сюзеренитет отца, его авторитет. При этом принцип старшинства сталкивался с принципом «отчины»: при обмене землями, перемещении с одного «стола» на другой, некоторые не хотели менять насиженные места, другие рвались к киевскому «столу» через головы братьев. Для урегулирования подобных конфликтов в 9-12 вв. начинают заключаться договоры между князьями на условиях господства-подчинения, союзов и военных коалиций. Многие князья частенько признавали в таких договорах за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход от службы. [8,10]

Местное управление осуществляли сыновья князя, либо доверенные люди князя. Управление опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими, продолжает существовать численная (десятичная) система управления. Ресурсы для существования местные органы власти получали собирая с населения, через систему кормлений. Органом местного крестьянского самоуправления оставалась вервь — территориальная община. В 9-12 вв. вервь сочла в себе элементы соседской и семейной общины. [8,11]

Государству было выгодно сохранить общинную структуру, которая использовалась в полицейских, административных, фискальных целях. Так же община была наделена и судебными полномочиями, на нее возлагались обязанности по перераспределению земель, аккумулированию брошенных и пустующих земель. Те феодалы, которые приобретали общинные земли, освобождались от податных, судебных и административных обязанностей. [8,11].

В это период отношения между киевским князем и местными князями строились по принципу вассалитета — сюзеренитета. Сюзереном являлся киевский князь, он оказывал помощь местным князям, а они в свою очередь находились у него в послушании, обязаны были предоставлять войско, отдавать часть дани. Если же кто-нибудь из вассалов решал противостоять князю, его принуждали к повиновению силой, либо просто лишали владений, опять же при помощи силы [1,15-16]. Функции органов управления на местах осуществляли посадники, тысяцкие, войские, ключники, тиуны и др. Посадник избирался вече или назначался князем в иные города государства, где он являлся заместителем великого князя. Тысяцкие исполняли обязанности по военному управлению, во время войны командовали ополчением, а в мирное время следили за поддержанием порядка в городе. Войские следили за исполнением решений вече и распоряжений князя. Государственными делами и некоторыми судо-административными делами занимались ключники и тиуны. Так же важным элементом политической системы была церковь, которая, по сути, занималась идеологической обработкой населения. Верхушка духовенства принимала активное участие в политической жизни государства. [1, 16].

Таким образом, мы видим, что государственный строй в 9-13 вв. на территории современной Беларуси по форме управления являлся монархией, государство являлось унитарным, сдемократическим политическим режимом. Государственный аппарат составляли как высшие органы власти (князь, вече, совет), так и местные органы самоуправления (посадники, тысяцкие, тиуны, войские, ключники). Было строгое подразделение на классы и социальные группы.

3. Становление права древней Беларуси и его характеристика

Возникновение государств на территории Беларуси сопровождалось формированием права. Доминирующим правом в древности было обычное, неписанное право, источником которого были обычаи, возникшие из общинных отношений, и санкционированные государством. По мере формирования государства складывалось и право, преимущественно из обычаев и норм поведения, выгодных господствующему классу. Результатом стала несовместимость права и справедливости. По мере того, как усиливалось напряжение в обществе, возникла необходимость в более четком определении всех сторон общественной жизни, что можно было сделать только посредством писаного права, нормы которого в определенной мере ограничивали произвол феодальной администрации. Раннефеодальное право предусматривало равноправие свободных людей и мягкость наказания, но в то же время феодалы пользовались определенными привилегиями, закреплялось полное бесправие рабов. Писаное право не заменило обычное, они действовали на равных условиях, дополняя друг друга, или изменяя отдельные нормы, содействуя укреплению существующей власти. Первыми нормативными актами писаного права являлись договоры, грамоты князей. [2, 9].

Обычным правом в древности регулировались все правоотношения: структура и компетенция государственных учреждений, права и обязанности разных классов, социальных групп населения, гражданские, семейные, земельные, судо-процессуальные, и др. На территории Беларуси обычное право было господствующим до 15 в. Только с 15 в. оно постепенно вытеснилось писаным правом. [2,9-10]

Для древнего обычного права характерны такие черты, как: партикуляризм, традиционализм, дуализм. Партикуляризм связан с наличием в каждой местности своих обычаев, правил, норм, отсутствием общегосударственной правовой системы. Традиционализм правовых норм обусловлен в большинстве своем воздействием церкви. Церковь придерживалась правовой теории, в основании которой лежало учение о том, что во всем свете, раз и навсегда, установлен Богом неизменный порядок. Каждого, кто пытался критиковать, или изменять социально-экономическую, политическую или правовую систему, обвиняли в выступлениях против церкви. Это ограничивало законодательную деятельность князя, так как он не был уполномочен создавать или изменять существующие нормы права. Дуализм обычного права заключал в себе идею полного бесправия рабов и формального равенства свободных людей. С дальнейшим развитием феодальных отношений простые люди начали ограничиваться в трудоспособности. [2,9-10]

Наиболее древними документами писаного права были грамоты, касающихся отношений Полоцка и Витебска с Ригой и немецкими купцами, а так же множество договоров белорусских земель с немецкими городами. Так же договора заключались и с греками. [2,10]

С греками было заключено четыре договора:

в 907 году, когда Олег в походе на греков дошел до Константинополя, он заставил греков заплатить выкуп по количеству его воинов, после чего заключил мир с царями Александром и Львом. В договоре были отмечены такие обязательства греков, как: платить дань русским на каждый из старших городов, в котором сидели князья — подручники Олега, давать корм тем русским, кто приходит в Византию, а русским гостям — месячное содержание. Греки же всего лишь прибавили оговорку, чтобы русские не разбойничали в окрестностях Византии и в самой Византии;

в 911 году, в Византии, через послов Олега, был заключен второй договор. Он имел уже большее юридическое содержании: урегулировал отношения уголовные и гражданские между греками и русскими, находившимися в Византии, взаимный выкуп и возвращение на родину рабов — пленников, международные обязательства русских возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушение;

в 945 году заключен третий договор с греками, который включал в себя статьи из договоров 907 и 911 гг., с некоторыми изменениями не в пользу русских, и добавку о пограничных землях;

в 971 году Святослав терпит поражение от греков и заключает четвертый договор с греками о вечном мире с греками. Договоры не устанавливали каких-либо норм для русского права, но имели очень большое значение для его истории. Под влиянием Византийской культуры русские впервые делают попытку выразить нормы своего права в письменной форме, после чего делают их для себя обязательными. Такое же значение имели и договора с немцами, не смотря на то, что заключались они в более позднее время — 12-13 вв. Договоры с немцами заключали западные земли: Смоленская, Новгородская, Галицкая и Полоцкая. Нормы, которые содержались в этих договорах, благодаря культурной близости обеих сторон, были практически идентичны. Там, где немецкое право шло в разрез с русским — русское брало верх. [8,15]

В конце 10 в. Русь принимает христианство. Естественно, это произвело огромный переворот во всех сферах правовой жизни, так как обычное русское право противоречило учениям христианской морали и церковного права, приехали множество лиц из Византии, которые привыкли к своему праву, и ни в коем случае не хотели его менять, и т.д. Такой переворот мог привести к тому, что местное право было бы полностью заменено другим. Но обычное русское право отличалось своей устойчивостью, поэтому появилась только необходимость усвоить церковное право и частично и свободно заимствовать некоторые кодексы византийского права. Византийское право оказало влияние на русское: членовредительские и болезненные наказания заменились денежными штрафами, было назначено определенное число послухов (в зависимости от важности дела), закон о подделке монеты был заменен другим (так как на Руси монеты еще не чеканились). [8,15-16].

Так, переворот, вызванный принятием христианства, стимулировал и самостоятельную законодательную деятельность. Первый закон появился в форме уставов. Первоначально в законе допускалась неопределенность формы, его возможно было изменять без нарушения основных начал и без предположения о подлоге. В уставах определялись пределы суда, назначается содержание церкви, а в уставе Ярослава содержится ряд уголовных постановлений, которые имели связь с семейным правом и нравственностью. [8, 16].

Таким образом, из изученного материала различных историков видно, что право хотя и начинало развиваться, появлялось «писаное» право, главенствующую роль в обществе 9-13 вв. все же имело обычное право. Причем, ни о каком равноправии в тот период времени не могло идти и речи. Чем больше материальных благ имел человек, тем выше он стоял в обществе. А чем выше положение в обществе — тем больше прав.

Заключение

Изучив соответствующую литературу, и рассмотрев вопросы о возникновении государств на территории Беларуси, особенности общественного и политического строя, становлении права в период 9-13 вв., мы видим, что в этот период на территории современной Беларуси активно зарождались, развивались и расширялись новые государства. Соответственно, развивалось и общество, налаживались взаимоотношения между городами, государствами, что требовало правового урегулирования. Как следствие этого-развитие и совершенствование права.

Список литературы

Вiшнеускi А.Ф., Вiшнеускi I.У. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI: вучэбны дапаможнiк- Мiнск, 2005 г.

Вiшнеускi А.Ф., Саракавiк I.А. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI: некаторыя пытаннi I адказы -Мiнск, 1997 г.;

Вишневский А.Ф., Юхо Я.Н. История государства и права Беларуси в документах и материалах. — Минск, 1998.

Вiшнеўскi А.Ф. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. — Мiнск, 2003.

Гiсторыя Беларусi: у 6 т. Т.1. Старажытная Беларусь. — Мiнск, 2000.

Довнар Т.И. Краткий очерк истории государства и права Республики Беларусь. — Минск, 1997.

Доунар Т.I. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI 2-е выданне- Мiнск, 2008 г.

Кузнецов И.Н. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ: учебное пособие — Москва, 2004 г.

Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА БЕЛАРУСИ: пособие для студентов высших учебных заведений — Минск, 2004 г.

Мазарчук Д.В. История государства и права Беларуси: ответы на экзаменационные вопросы — Минск, 2008.

Новiк Я.К., Арцуля Г.С. ГIСТОРЫЯ БЕЛАРУСI у 2 частках, частка 1 — Мiнск, 2003 г.

Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi: У 6 т. — Мiнск, 1991 — 2002. Т.1 — 6.

Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. Ч.1-2. — Мiнск, 2000.

Становление белорусского этнического сообщества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО» БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической информатики и математической экономики

Реферат

по дисциплине: История Беларуси

на тему: «Формирование белорусского этнического сообщества»

Студент 05.10.2010 В.С. Артеменко

ЭФ, 1-й курс, Э21

Проверил Г. Ф. Шаповал

Кандидат исторических

наук, доцент

Минск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………3

1. Древнее государства на территории Беларуси в 9 — 13 веках. Основные черты древнего права……………………………………………………………………………5

1.1 Возникновение древних государств на территории Центральной и Восточной Европы………………………………………………………………………………..5

2. Особенности общественного и государственного строя государств-княжеств на территории современной Беларуси…………………………………….8

3. Становление права древней Беларуси и его характеристика……………..12

Заключение…………………………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………………………..17

Введение
До настоящего времени ученые так и не пришли к единому мнению о том, когда же возникла государственность у народов Восточной Европы. На это есть множество различных причин, основной из которых является отсутствие, либо недостаток исторических документов, анализ которых позволил бы установить действительные причины возникновения государственности, перехода от государственных форм гражданского существования к политико-территориальной организации управления обществом. Результатом исследований ученых различных исторических периодов стало множество различных теорий, каждая из которых называют свои даты и причины происхождения государственности на территории Беларуси.

Долгое время основной теорией в дореволюционной истории была норманнская теория, в соответствии с которой первые государства в Восточной Европе были основаны заграничными князями-варягами в 9 в. н.э. Однако эту теорию оспаривали многие ученые. Одним из первых антинорманнистов был Ломоносов, который утверждал, что немецкие ученые, приглашенные в Россию, в значительной степени придумали эту историю. Так же норманнскую теорию оспаривали Юшков, Греков, Рыбаков и многие другие известнейшие ученые. По теории Рыбакова, например, государственность у славян появилась на границе старой и новой эры. Так же существовали теории, в которых говорилось о том, что государственность у славян существовала задолго до начала новой эры (Татищев, Забелин, Дьяконов и др.).

С целью разобраться в этой проблеме, рассмотрим следующую литературу:

1) Вiшнеускi А.Ф., Вiшнеускi I.У. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI: вучэбны дапаможнiк- Мiнск, 2005 г.;

2) Вiшнеускi А.Ф., Саракавiк I.А. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI: некаторыя пытаннi I адказы -Мiнск, 1997 г.;

3) Вишневский А.Ф., Юхо Я.Н. История государства и права Беларуси в документах и материалах. — Минск, 1998.;

4) Вiшнеўскi А.Ф. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. — Мiнск, 2003.;

5) Гiсторыя Беларусi: у 6 т. Т.1. Старажытная Беларусь. — Мiнск, 2000.;

6) Довнар Т.И. Краткий очерк истории государства и права Республики Беларусь. — Минск, 1997.;

7) Доунар Т.I. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI 2-е выданне- Мiнск, 2008 г.;

Кузнецов И.Н. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ: учебное пособие -Москва, 2004 г.;

9) Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА БЕЛАРУСИ: пособие для студентов высших учебных заведений — Минск, 2004 г.;

10) Мазарчук Д.В. История государства и права Беларуси: ответы на экзаменационные вопросы — Минск, 2008.;

11) Новiк Я.К., Арцуля Г.С. ГIСТОРЫЯ БЕЛАРУСI у 2 частках, частка 1 — Мiнск, 2003 г.;

12) Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi: У 6 т. — Мiнск, 1991 — 2002. Т.1 — 6.;

13) Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. Ч.1-2. — Мiнск, 2000.

и разберем следующие вопросы: возникновение древних государств на территории Центральной и Восточной Европы, особенности общественного и государственного строя государств-княжеств на территории современной Беларуси, становление права древней Беларуси и его характеристика.

1. Древние государства на территории Беларуси в 9 — 13 веках. Основные черты древнего права
1.1 Возникновение древних государств на территории Центральной и Восточной Европы
На фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую), происходили процессы образования классов у славян. Форму общественных отношений, сложившуюся у славян в 7-8 вв. можно назвать военной демократией. Признаками военной демократии являются:

участие всех мужчин в решении важнейших вопросов, общественных проблем;

особая роль народного собрания как высшего органа власти;

всеобщее вооружение населения.

Естественно, что во главе становились представители старой родоплеменной аристократии (старейшины, жрецы, вожди), а так же члены общины, которые разбогатели за счет эксплуатации рабов и соседей. [8,7]

Образование государственности у славян было обусловлено и совпало с разложением родоплеменных союзов, кровнородственных отношений, которые сменились территориальными, политическими и военными связями. К 8 в. на территории, принадлежавшей славянам, образовалось 14 племенных союзов, возникших, как военное объединение, в которых в качестве главного военного руководителя и правителя выступали князья. [8, 8]

Такие племенные союзы в военно-политических целях объединялись в еще более крупные формирования-“союзы союзов”. В некоторых источниках упоминаются три протогосударственных объединения: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород) и Артания (юго-восточная группа, Рязань). В 9 в. большая часть славянских племен объединяется, сливается в этакий территориальный союз, получивший название “Русская земля”, центром которого стал Киев. [8,8]

В 882 г. Образовалось Древнерусское государство, оно же Киевская Русь (после объединения двух крупнейших славянских политических цетра-Киевского и Новгородского). С конца 9 в. до начала 11 в. в него входили территории многих славянских племен: древлян, северян, родимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государства оказалось племя полян. Древнерусское государство стало, по своей сути, своеобразной федерацией племен, по форме своей это раннефеодальная монархия. [8,8]

Развитие ремесленничества и торговли, городов, животноводства и земледелия, необходимость обороны славянских земель от набегов внешних агрессоров (хазары, печенеги и др.) привели к созданию великой и могущественной державы — Киевской Руси. [11,44-45]

Киевская Русь являлась раннефеодальным государством — монархией. Во главе государства стоял князь. При князе имелась дума, в которую входили самые знатные князья, а так же бояре (старейшие дружинники). Князю подчинялся многочисленный управленческий аппарат, который занимался государственными делами, такими, как сбор налогов, взимание штрафов, и др. В землях, которые принадлежали великому князю, управление осуществляли посадники и их ближайшие помощники — тысяцкие. Тысяцкие возглавляли во время военных действий народное ополчение — «тысячу». Посадников назначал князь, а вот тысяцкими были знатные бояре, которых выбирали на эту должность на вече. [11,45]

Князья отдельных земель, входящих в состав Киевской Руси, находились в вассальной зависимости по отношению к великому князю. Они обязаны были выполнять любое указание великого князя, поставлять воинов, и являться вместе с дружиной по его требованию. Население, которое находилось в владениях князей, обязаны были платить великому князю дань. Но в то же время князья отдельных земель пользовались в своих землях безграничной властью. Даже наместники великого князя не имели права вмешиваться во внутренние дела отдельных княжеств. Но если вдруг какому-нибудь князю хотелось выйти из подчинения великого князя, к послушанию его принуждали силой. [11,45-46].

Во второй половине 11 в. — начале 12 в. в землях Киевской Руси постепенно образуются устойчивые княжества — полугосударства: Киевская, Черниговская и Переяславская земли. [4,8]

К середине12 в. все территории «полугосударств» соединились в одно. Название “Русская земля” распространилось на всю территорию государства (а не только на южную часть Руси, как было до этого), объединившего более 20 народов и племен. [8,8]

Рассмотрев вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что причинами возникновения государства у славян являются экономические (развитие торговли, отделение земледелия от животноводства и др.), социальные (появление в обществе богатых и бедных, появление иностранцев, появление и выделение родовой знати) и политические (возникновение противоречий между разными социальными группами, защита территорий от внешних агрессий, необходимость захватывать иные земли).

2. Особенности общественного и государственного строя государств-княжеств на территории современной Беларуси
В 9-12 вв. классовая структура общества еще четко не сложилась, шло формирование двух основных классов: феодалов и феодально-зависимых людей. Так, как экономика была многоукладной, существовали такие социальные группы, как холопы, челядь и свободные люди. Холопы и челядь выполняли роль рабов, а вот свободные люди не находились в зависимости от отдельных феодалов, а всего лишь уплачивали государственные налоги и выполняли повинности. [9,6]

Так, как в 9-13 вв. такого термина, как “государство” еще не было, использовались другие названия: “земля”, «город», «княжество». Каждый «город» имел свой политический центр — стольный город. Мелкие государства-княжества преобладали, и по мере развития феодальных отношений, объединялись под присмотром более сильных княжеств, либо сливались с ними. Причем происходило это как на добровольной основе, так и по принуждению. [9,7]

По форме правления княжества были монархией. Высшими органами власти были князь, совет (рада), вече (сейм). Во главе государства стоял великий князь. Но власть монарха была ограниченной: имея право решать все вопросы, наиболее важные из них он решал только после обсуждения их в совете или на вече (такие вопросы, как сбор дани, организация военного похода и т.д.). Помощь князю оказывали дружина и совет старейшин. В городах управление осуществляли наместники, и в сельской местности— волостители. [8,10]

Усиление в 9-12 вв. местных феодалов провоцирует появление новой формы и нового органа власти — снема, так называемого феодального съезда. Именно на этих съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. [8,10]

Отношение сюзеренитета-вассалитета ставили всех феодалов в положение служилых людей. Младшая дружина находилась в наибольшей зависимости от князя, нежели крупные феодалы-землевладельцы, которые пользовались большей автономией. В статусе крупного боярина-вотчинника соединились право собственности на землю и власть. Князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине, становились первыми вассалами. Для них основной обязанностью являлась не уплата налогов, а военная служба. [8,10]

Так, как киевские князья стремились централизовать власть, это привело к ликвидации племенных князей, устранению князей-наместников. Землю получили сыновья великого князя, что усилило сюзеренитет отца, его авторитет. При этом принцип старшинства сталкивался с принципом «отчины»: при обмене землями, перемещении с одного «стола» на другой, некоторые не хотели менять насиженные места, другие рвались к киевскому «столу» через головы братьев. Для урегулирования подобных конфликтов в 9-12 вв. начинают заключаться договоры между князьями на условиях господства-подчинения, союзов и военных коалиций. Многие князья частенько признавали в таких договорах за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход от службы. [8,10]

Местное управление осуществляли сыновья князя, либо доверенные люди князя. Управление опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими, продолжает существовать численная (десятичная) система управления. Ресурсы для существования местные органы власти получали собирая с населения, через систему кормлений. Органом местного крестьянского самоуправления оставалась вервь — территориальная община. В 9-12 вв. вервь сочла в себе элементы соседской и семейной общины. [8,11]

Государству было выгодно сохранить общинную структуру, которая использовалась в полицейских, административных, фискальных целях. Так же община была наделена и судебными полномочиями, на нее возлагались обязанности по перераспределению земель, аккумулированию брошенных и пустующих земель. Те феодалы, которые приобретали общинные земли, освобождались от податных, судебных и административных обязанностей. [8,11].

В это период отношения между киевским князем и местными князями строились по принципу вассалитета — сюзеренитета. Сюзереном являлся киевский князь, он оказывал помощь местным князям, а они в свою очередь находились у него в послушании, обязаны были предоставлять войско, отдавать часть дани. Если же кто-нибудь из вассалов решал противостоять князю, его принуждали к повиновению силой, либо просто лишали владений, опять же при помощи силы [1,15-16]. Функции органов управления на местах осуществляли посадники, тысяцкие, войские, ключники, тиуны и др. Посадник избирался вече или назначался князем в иные города государства, где он являлся заместителем великого князя. Тысяцкие исполняли обязанности по военному управлению, во время войны командовали ополчением, а в мирное время следили за поддержанием порядка в городе. Войские следили за исполнением решений вече и распоряжений князя. Государственными делами и некоторыми судо-административными делами занимались ключники и тиуны. Так же важным элементом политической системы была церковь, которая, по сути, занималась идеологической обработкой населения. Верхушка духовенства принимала активное участие в политической жизни государства. [1, 16].

Таким образом, мы видим, что государственный строй в 9-13 вв. на территории современной Беларуси по форме управления являлся монархией, государство являлось унитарным, сдемократическим политическим режимом. Государственный аппарат составляли как высшие органы власти (князь, вече, совет), так и местные органы самоуправления (посадники, тысяцкие, тиуны, войские, ключники). Было строгое подразделение на классы и социальные группы.

3. Становление права древней Беларуси и его характеристика

Возникновение государств на территории Беларуси сопровождалось формированием права. Доминирующим правом в древности было обычное, неписанное право, источником которого были обычаи, возникшие из общинных отношений, и санкционированные государством. По мере формирования государства складывалось и право, преимущественно из обычаев и норм поведения, выгодных господствующему классу. Результатом стала несовместимость права и справедливости. По мере того, как усиливалось напряжение в обществе, возникла необходимость в более четком определении всех сторон общественной жизни, что можно было сделать только посредством писаного права, нормы которого в определенной мере ограничивали произвол феодальной администрации. Раннефеодальное право предусматривало равноправие свободных людей и мягкость наказания, но в то же время феодалы пользовались определенными привилегиями, закреплялось полное бесправие рабов. Писаное право не заменило обычное, они действовали на равных условиях, дополняя друг друга, или изменяя отдельные нормы, содействуя укреплению существующей власти. Первыми нормативными актами писаного права являлись договоры, грамоты князей. [2, 9].

Обычным правом в древности регулировались все правоотношения: структура и компетенция государственных учреждений, права и обязанности разных классов, социальных групп населения, гражданские, семейные, земельные, судо-процессуальные, и др. На территории Беларуси обычное право было господствующим до 15 в. Только с 15 в. оно постепенно вытеснилось писаным правом. [2,9-10]

Для древнего обычного права характерны такие черты, как: партикуляризм, традиционализм, дуализм. Партикуляризм связан с наличием в каждой местности своих обычаев, правил, норм, отсутствием общегосударственной правовой системы. Традиционализм правовых норм обусловлен в большинстве своем воздействием церкви. Церковь придерживалась правовой теории, в основании которой лежало учение о том, что во всем свете, раз и навсегда, установлен Богом неизменный порядок. Каждого, кто пытался критиковать, или изменять социально-экономическую, политическую или правовую систему, обвиняли в выступлениях против церкви. Это ограничивало законодательную деятельность князя, так как он не был уполномочен создавать или изменять существующие нормы права. Дуализм обычного права заключал в себе идею полного бесправия рабов и формального равенства свободных людей. С дальнейшим развитием феодальных отношений простые люди начали ограничиваться в трудоспособности. [2,9-10]

Наиболее древними документами писаного права были грамоты, касающихся отношений Полоцка и Витебска с Ригой и немецкими купцами, а так же множество договоров белорусских земель с немецкими городами. Так же договора заключались и с греками. [2,10]

С греками было заключено четыре договора:

в 907 году, когда Олег в походе на греков дошел до Константинополя, он заставил греков заплатить выкуп по количеству его воинов, после чего заключил мир с царями Александром и Львом. В договоре были отмечены такие обязательства греков, как: платить дань русским на каждый из старших городов, в котором сидели князья — подручники Олега, давать корм тем русским, кто приходит в Византию, а русским гостям — месячное содержание. Греки же всего лишь прибавили оговорку, чтобы русские не разбойничали в окрестностях Византии и в самой Византии;

в 911 году, в Византии, через послов Олега, был заключен второй договор. Он имел уже большее юридическое содержании: урегулировал отношения уголовные и гражданские между греками и русскими, находившимися в Византии, взаимный выкуп и возвращение на родину рабов — пленников, международные обязательства русских возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушение;

в 945 году заключен третий договор с греками, который включал в себя статьи из договоров 907 и 911 гг., с некоторыми изменениями не в пользу русских, и добавку о пограничных землях;

в 971 году Святослав терпит поражение от греков и заключает четвертый договор с греками о вечном мире с греками. Договоры не устанавливали каких-либо норм для русского права, но имели очень большое значение для его истории. Под влиянием Византийской культуры русские впервые делают попытку выразить нормы своего права в письменной форме, после чего делают их для себя обязательными. Такое же значение имели и договора с немцами, не смотря на то, что заключались они в более позднее время — 12-13 вв. Договоры с немцами заключали западные земли: Смоленская, Новгородская, Галицкая и Полоцкая. Нормы, которые содержались в этих договорах, благодаря культурной близости обеих сторон, были практически идентичны. Там, где немецкое право шло в разрез с русским — русское брало верх. [8,15]

В конце 10 в. Русь принимает христианство. Естественно, это произвело огромный переворот во всех сферах правовой жизни, так как обычное русское право противоречило учениям христианской морали и церковного права, приехали множество лиц из Византии, которые привыкли к своему праву, и ни в коем случае не хотели его менять, и т.д. Такой переворот мог привести к тому, что местное право было бы полностью заменено другим. Но обычное русское право отличалось своей устойчивостью, поэтому появилась только необходимость усвоить церковное право и частично и свободно заимствовать некоторые кодексы византийского права. Византийское право оказало влияние на русское: членовредительские и болезненные наказания заменились денежными штрафами, было назначено определенное число послухов (в зависимости от важности дела), закон о подделке монеты был заменен другим (так как на Руси монеты еще не чеканились). [8,15-16].

Так, переворот, вызванный принятием христианства, стимулировал и самостоятельную законодательную деятельность. Первый закон появился в форме уставов. Первоначально в законе допускалась неопределенность формы, его возможно было изменять без нарушения основных начал и без предположения о подлоге. В уставах определялись пределы суда, назначается содержание церкви, а в уставе Ярослава содержится ряд уголовных постановлений, которые имели связь с семейным правом и нравственностью. [8, 16].

Таким образом, из изученного материала различных историков видно, что право хотя и начинало развиваться, появлялось «писаное» право, главенствующую роль в обществе 9-13 вв. все же имело обычное право. Причем, ни о каком равноправии в тот период времени не могло идти и речи. Чем больше материальных благ имел человек, тем выше он стоял в обществе. А чем выше положение в обществе — тем больше прав.

Заключение

Изучив соответствующую литературу, и рассмотрев вопросы о возникновении государств на территории Беларуси, особенности общественного и политического строя, становлении права в период 9-13 вв., мы видим, что в этот период на территории современной Беларуси активно зарождались, развивались и расширялись новые государства. Соответственно, развивалось и общество, налаживались взаимоотношения между городами, государствами, что требовало правового урегулирования. Как следствие этого-развитие и совершенствование права.

Список литературы

Вiшнеускi А.Ф., Вiшнеускi I.У. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI: вучэбны дапаможнiк- Мiнск, 2005 г.

Вiшнеускi А.Ф., Саракавiк I.А. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI: некаторыя пытаннi I адказы -Мiнск, 1997 г.;

Вишневский А.Ф., Юхо Я.Н. История государства и права Беларуси в документах и материалах. — Минск, 1998.

Вiшнеўскi А.Ф. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. — Мiнск, 2003.

Гiсторыя Беларусi: у 6 т. Т.1. Старажытная Беларусь. — Мiнск, 2000.

Довнар Т.И. Краткий очерк истории государства и права Республики Беларусь. — Минск, 1997.

Доунар Т.I. ГIСТОРЫЯ ДЗЯРЖАВЫ I ПРАВА БЕЛАРУСI 2-е выданне- Мiнск, 2008 г.

Кузнецов И.Н. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ: учебное пособие — Москва, 2004 г.

Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА БЕЛАРУСИ: пособие для студентов высших учебных заведений — Минск, 2004 г.

Мазарчук Д.В. История государства и права Беларуси: ответы на экзаменационные вопросы — Минск, 2008.

Новiк Я.К., Арцуля Г.С. ГIСТОРЫЯ БЕЛАРУСI у 2 частках, частка 1 — Мiнск, 2003 г.

Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi: У 6 т. — Мiнск, 1991 — 2002. Т.1 — 6.

Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. Ч.1-2. — Мiнск, 2000.