Становление характера Ивана Грозного
В такой вот
обстановке интриг, междуусобиц и распрей рос будущий царь всея Руси Иван VI, оставшийся в 3 года без
отца и в неполных 7 лет без матери. Таким образом с самого раннего детства Иван
попал в жуткую атмосферу жестокости, непрекращающихся интриг, смертельной
борьбы за власть.
Борьба вокруг
престола, бесконечные заговоры, жестокость не могли не оставить след в душе
рано осиротевшего ребенка, который был от природы очень впечатлительным,
уязвимым, ранимым и беззащитным. Рожденный
с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли он не получил должного
воспитания, которое усовершенствовало бы в нем дары природы.
Рано лишенный
отца и матери, не имевший доброго наставника, отданный на волю буйных вельмож,
ослепленных безрассудным властолюбием, Иван рос по его собственному выражению
“в небрежении”.
Бояре мало
заботились о воспитании Ивана и его брата: занятые своими делами они содержали
братьев в унижительной для князей бедности. Дети терпели порой нужду даже в
одежде и пище.
В присутствии
Ивана, бояре беззастенчиво оскорбляли память родителей, на что он очень
болезненно реагировал, не обращали внимания на его пожелания и просьбы;
случалось, чуть ли не у него на глазах убивали его друзей и покровителей,
принадлежавших к другому лагерю. С.М.Соловьев писал: “Окруженный людьми,
которые не обращали на него внимания, оскорбляли его, в своих борьбах не щадили
друг друга, позволяли себе в его глазах насильственные поступки, Иоанн привык не обращать внимания на интересы
других, привык не уважать человеческого достоинства, не уважать жизнь
человека”.
Подобное детство
могло искалечить психику любого ребенка, и Иван IV не стал исключением, в нем развились
чувства одиночества, досады и беспомощности.
Несмотря на
перечисленные выше малопривлекательные черты характера, Иван IV отличался наблюдательностью, имел
великолепную память, гибкий наследственный ум, обладал незаурядными
способностями.
Рано повзрослев,
он пристрастился к чтению, получив таким образом отличное образование по тем
временам. Он много и охотно читал. По обычаю Древней Руси, учась грамоте по
псалтирю и часослову, Иван не скользил по ним бессмысленно глазами, как скользила вся учившаяся тогда молодежь, он
останавливался там, где книги говорили о царской власти, он вникал, вчитывался,
перечитывая это место, запоминая их.
В 1542 году,
когда Ивану было 12 лет, в Московскую митрополию был переведен из Новгорода
митрополит Макарий, который оказал на Ивана благотворное влияние. С Макарием
перешли в Москву его сотрудники по литературному делу, в их числе священник
Сильвестр, в дальнейшем приближенный Иван IV. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием Грозного, а
влияние Сильвестра выразилось в том, что он собрал около царя особый круг
советников, называемый “избранной радой”. Воздействие этих лиц обратило Ивана к
вопросам богословского знания и политических теорий.
Прочитав
практически все, что только можно было найти в библиотеках Великого князя, Иван
IV познакомился со
священной историей, историей церкви, Древного Рима, русскими летописями. Так же
юный князь умел и очень любил играть в шахматы, сам сочинял “стихиры”
(церковные песнопения) и музыку.
Способный и
впечатлительный от природы, Иван скоро усвоил себе все то, чем питался ум и
возбуждалось чувство передовых москвичей. Он сумел впитать значительный
политический капитал из массы прочитанных книг, и впоследствии в 1551г. на
соборе “Стоглава” он явил собой “ритора в словесной премудрости”. “…во всех
своих выступлениях перед духовенством и боярами молодой царь обнаруживал
начитанность и умственную развитость: для своего времени это был образованнейший
человек”. /С.Ф.Платонов/.
Таково было
“воспитание” Ивана: его ублажали на столько, чтобы вызвать желание
привязанности, потребность в близком человеке; его на столько обижали, чтобы
испортить его сердце и дать живо почувствовать отсутствие такого близкого
человека; а более всего им пренебрегали. В результате к 17-ти годам появилась
преждевременная зрелость, сопровождающаяся постоянным недовольством, мелочной,
нервной раздражительностью, вспышками гнева. Рожденный для престола, он вынес
из детства жгучее желание мести своим обидчикам.
Таким образом
Иван IV умный и
образованный человек своего времени был одновременно, из-за отсутствия должного
и своевременного воспитания очень порочным и жестоким. Но бывая жестоким царь
порою не осознавал своей жестокости, так как само время было очень жестоким и даже в цивилизованной
Европе тогда проливалось куда больше крови, чем на Руси в правление Ивана
Грозного.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru