Страны Северной Европы (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия) во второй половине ХХ века

СтраныСеверной Европы (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия) во второйполовине ХХ в.

1. СтраныСеверной Европы после войны Второй мировой
Вторая мировая войнананесла сравнительно небольшой ущерб странам Северной Европы. Больше всего жертви разрушений пришлось на заполярную часть Норвегии — следствие немецкой тактики«выжженной земли» при отступлении.
Весь Скандинавский региониспытывал после войны сходные хозяйственные трудности: инфляция, изношенностьоборудования и жилого фонда, нехватка предметов первой необходимости (особеннов Норвегии), безработица. Различалась степень экономического развития отдельныхчастей этого региона — от рыболовно-аграрной Исландии и аграрно-индустриальнойДании до индустриально-аграрных Норвегии и самой развитой Швеции. Что касаетсяуровня развития государственно-монополистического капитализма, то наиболеевысоким к началу 50-х гг. он был в Швеции и Норвегии, значительно ниже в Даниии тем более в Исландии, где крупная промышленность все еще почти полностью отсутствовала.
В течение послевоенныхлет правительства стран Северной Европы сохраняли значительную долюэкономической регламентации, военного времени, а именно: контролировали внешнююторговлю, распределение сырья, направление капиталовложений и уровень цен.Карточная система на дефицитные импортные товары, а подчас и экспортные дожиладо 50-х гг.
В политическом отношенииСеверная Европа сохранила довоенную организацию. В Финляндии и Исландииутвердился республиканский строй.
В соответствии ссоглашением о перемирии, подписанным между Финляндией, с одной стороны, СССР иВеликобританией — с другой, в стране были распущены фашистские организации,отменены чрезвычайные законы военного времени, из тюрем и лагерей вышлиантифашисты. Началось утверждение нового курса во внешней и внутренней политикеФинляндии. Наряду с Социал-демократической партией и Аграрным союзом важнуюроль стал играть Демократический союз народа Финляндии (ДНСФ), образованный воктябре 1944 г. По инициативе ДСНФ было заключено соглашение между тремякрупнейшими фракциями нового парламента — ДСНФ, Социал-демократической партиейи Аграрным союзом, на основе которого в апреле 1945 г. было сформировано правительство демократического сотрудничества (второе правительствоПаасикиви).
Схожая партийнаяструктура образовалась и в Исландии, которая добилась независимости в 1944 г. Единая социалистическая партия Исландии, объединявшая коммунистов и левых социалистов, былаотносительно самой сильной из коммунистических партий региона.
В Швеции, Дании иНорвегии сохранились монархии. Хокон VII Норвежский и Кристиан X Датскийпользовались большим личным авторитетом после событий Второй мировой войны.Однако их политическая значимость падала, особенно в последний период ихправления. При их преемниках Улафе V и Маргарите II, а также с восшествием нашведский престол Густава VI власть скандинавских монархов свелась косуществлению номинальных представительских функций. Тем не менее королевскиеособы неизменно пользовались уважением и авторитетом у своих сограждан.
В Швеции послевоеннаярасстановка партийно-политических сил была определена еще парламентскимивыборами 1944 г. В основной палате риксдага социал-демократы получилиабсолютное большинство. Однако в 1947 г. после непопулярной волныгосударственного регулирования и роста оппозиции в лице буржуазной Народнойпартии успех выборов был за последней, хотя кабинет оставалсясоциал-демократическим.
Осенние парламентскиевыборы 1945 г. в Дании принесли Успех буржуазной аграрной партии Венстре(Левая). На смену коалиционному «правительству освобождения» пришлооднопартийное правительство партии Венстре во главе с ее лидером К–Кристенсеном. Другой ведущей партией была Социал-демократическая, которой послевыборов 1947 г. было поручено сформировать кабинет.
В 1945 г. в освобожденной Норвегии англо-американское командование вручило высшую власть вернувшемусяиз Лондона эмигрантскому правительству Ю. Нюгорсволла, которое, в свою очередь,передало ее временному правительству из политических лидеров как эмиграции, таки движения Сопротивления. Временное правительство возглавил новый председательНорвежской рабочей партии (социал-демократической) Э. Герхардсен. Вследствиеосенних парламентских выборов 1945 г. Норвежская рабочая партия получилаабсолютное большинство мест в стортинге и сформировала однопартийноеправительство.
Таким образом, партийнаясистема стран Северной Европы подверглась минимальным изменениям по сравнению сдовоенным периодом. Потерпели поражение и ушли с политической арены наиболеерадикальные националистические движения. Под влиянием общего в мире сдвигавлево как следствия победы над фашизмом и подъема рабочего движения в северныхстранах были проведены различные прогрессивные реформы. Социал-демократическиеи аграрные партии сохранили свое прежнее влияние. Наметилось сближениепрограммных установок всех ведущих политических сил, что привело в будущем кпреемственности государственной политики, а отсюда к определенной стабильностискандинавских обществ.
Внешнеполитическаяориентация североевропейских стран в итоге Второй мировой войны существенноизменилась. Они отказались от довоенной политики изоляционизма, хотя подписаниеими Устава ООН не означало полного разрыва с политикой нейтрализма. Онипретендовали на роль связующего звена между Востоком и Западом, заявляя о своемнамерении держаться вне блоков. Несмотря на экономическую и идейно-политическуюориентацию на англосаксонские страны, сложившуюся исторически, сразу послеокончания войны страны Северной Европы стремились наладить отношения сСоветским Союзом. В 1946 г. были продлены и подписаны вновь торговые отношенияс СССР.
С началом «холоднойвойны» страны Северной Европы были фактически поставлены перед выбором. Летом 1947 г. ими был принят план Маршалла (кроме Финляндии). Образование Западного союза, усилениеантикоммунистической кампании толкнули три Скандинавских государства — Швецию,Норвегию и Данию — на создание тройственного оборонительного союза. Однакомежду Норвегией и Швецией существовали политические разногласия: Норвегиясчитала необходимым придерживаться проамериканской ориентации союза, а Швеция —нейтральной. Одновременно, пока велись переговоры по одному союзу, Западныедержавы вовлекали Скандинавские страны в Североатлантический блок. В итоге 4апреля Дания, Норвегия и Исландия стали соучредителями НАТО, хотя и с «базовымиоговорками», означавшими, что территории трех стран не будут в мирное времяиспользоваться для размещения иностранных вооруженных сил. Швеция сохранилаверность традиционной политике нейтралитета и не вступила в НАТО, ограничившисьнаряду с другими Скандинавскими странами вступлением в 1949 г. в консультативный Европейский совет.
2. Экономическоеи социально-политическое положение стран во второй половине XX в.
северныйевропа экономический политический
К началу 50-х гг. задачивосстановления народного хозяйства и преодоления послевоенных экономическихтрудностей были в основном решены. Экономическое развитие всех стран СевернойЕвропы, кроме Исландии, приобрело стабильность. Решающую роль в этом сыграловосстановление жизненно важных для этого района внешнеторговых связей.
Скандинавские страны взначительной мере обновили оборудование своих промышленных предприятий, всевиды транспорта, была проведена механизация и электрификация сельскогохозяйства. В экономике стран наметились важные структурные сдвиги: снизиласьдоля сельского, лесного хозяйства, рыболовства в национальном продукте; впромышленности увеличилась доля производства средств производства. Экспортныеотрасли как ведущие в экономике оставались лидирующими по темпам роста и уровнютехнической оснащенности.
В начале послевоенногодесятилетия были отменены меры прямой регламентации хозяйственной жизни,вызванные послевоенной нехваткой твердой валюты. Именно в 50-е гг. системагосударственно-монополистического капитализма обрела свой современный вид,прежде всего в Швеции и Норвегии. Хозяйственное регулирование принялопреимущественно косвенный характер — через налогообложение, кредитную иинвестиционную политику государственной власти, а также с помощью экономическихпрограмм, необязательных, однако, для частного сектора. Частный сектор былрешающим в промышленности всех стран Северной Европы.
Ускорились процессыконцентрации производства и капитала, а также их интернационализация.
Государственноепредпринимательство в странах Европейского Севера имело скромный объем посравнению с государственным предпринимательством Англии, Франции, Италии. ВШвеции, например, доля государства в общем выпуске промышленной продукциисоставляла лишь 5—6 %. Однако вследствие высокого уровня налогов фактическаядоля национального продукта, присваиваемая и распределяемая государственнойвластью, была в Скандинавских странах одной из самых высоких вкапиталистическом мире.Укреплению системы ГМК в регионе Северной Европыспособствовало также участие в Организации европейского экономическогосотрудничества (ОЕЭС), Европейском платежном союзе (ЕПС), региональном Северномсовете. Из опыта стран Общего рынка была позаимствована практика ростакосвенных доходов с оборота и на добавленную стоимость.
В 60-е гг. темпыпромышленного роста превышали средние показатели по Западной Европе в целом.Объем продукции обрабатывающей промышленности, главной отрасли их экономики,почти удвоился. По средним размерам годового национального продукта на душунаселения страны Северной Европы превзошли все капиталистические страны, кромеСША. По улову рыбы и морским перевозкам они удерживали одно из первых мест вкапиталистическом мире.
Социально-классоваяструктура стран Северной Европы почти не менялась. Наиболее многочисленныйкласс составляли рабочие. Второй по величине, хотя и классово неоднородной,социальной группой были служащие — наемные работники нефизического труда. Вцелом прослеживалась следующая тенденция: масса лиц, живших на зарплату, рослаабсолютно и относительно, а масса самодеятельных мелких предпринимателей,особенно в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, сокращалась.
Даже в наименее индустриализированнойИсландии доля рыбаков, фермеров и их рабочих сократилась за 1960—1970 гг. с 23до 17 % самодеятельного населения. Примечательной чертой стал ускоренный ростчисленности и доли работников, занятых в государственном и коммунальном управлении,здравоохранении, народном просвещении, научных учреждениях и социальномобеспечении.
Расстановка основныхполитических сил во всех странах региона оставалась примерно прежней. В Швеции,Норвегии, Дании и Финляндии социал-демократы сохраняли за собой позиции ведущихпартий, получая на выборах от 30 до 50 % голосов. В Исландии на первое местовыходила консервативная Партия независимости.
Внутренняя политикаправящих партий проводилась под лозунгом «демократического социализма», илимирного «врастания» капитализма в социализм. На самом же деле Северная Европапредставляла собой вариант государственно-монополистического капитализма,который включал: преимущественно косвенное регулирование национальной экономикигосударством при опоре на собственные финансовые средства; развитую системугосударственного обеспечения, финансируемую в основном государством, а такжечастными предпринимателями; принятие важнейших экономических решенийправительством с участием наиболее влиятельных общенациональных организаций, представляющихразличные социальные группы населения; периодическую регламентацию отношенийтруда и капитала, в первую очередь темпов роста заработной платы для разныхотрядов рабочих и служащих, посредством общенациональных отношений междуцентральными организациями предпринимателей и профсоюзов. Однако в каждойсевероевропейской стране имелись свои особенности.
В Норвегии уровенькапиталовложений был одним из самых высоких на Западе — в среднем около 35 %валового национального продукта. Большая роль уделялась развитию крупнойпромышленности, в числе прочего можно отметить усиленное строительствоэлектростанций. Тоннаж торгового флота Норвегии с 1959 до 1970 г. вырос с 10 млн до 20 млн брутто-тонн и занимал четвертое место в мире. Увеличен экспортцеллюлозно-бумажной, электрометаллургической и электротехнической продукции.Вообще экспортный характер экономики был выражен очень резко: на 1970 г. экспорт товаров и услуг составил 48 % валового продукта. Жизненный уровень норвежцев к исходу50-х гг. значительно вырос. Львиная доля национальных богатств странынаходилась в руках буржуазной верхушки — у 91 семьи судовладельцев,промышленных и лесных магнатов, директоров банков и крупных адвокатов. Раньше, чемв других западноевропейских странах, в Норвегии стали разрабатываться программы(четырехлетние) развития экономики. В целом экономическое развитие Норвегиибыло более равномерным и устойчивым, чем в других северных странах. В то жевремя в Норвегии сильнее всего ощущалась зависимость от иностранного капитала.На 1970 г. удельный вес иностранного капитала, сосредоточенного в основном вэкспортных отраслях промышленности, оценивался в 25 %.
Особенностями датскогоразвития экономики, а также и ее трудности проистекали из преимущественноаграрного характера ее экспорта. Вывоз сельскохозяйственных продуктовзатруднялся как аграрным протекционизмом других западноевропейских стран, так иотносительно низкими мировыми ценами на эти продукты, «^то вело к хроническомуотрицательному сальдо текущего торгового и платежного баланса Дании ииностранной задолженности Датских банков. Ситуация стала исправляться к концу50-х гг.
В 1958—1959 гг.соотношение мировых цен на промышленное сырье и на сельскохозяйственныепродукты изменилось в пользу Дании: первые стали падать, вторыестабилизировались. Кроме того, и внутри страны наметилисьсоциально-экономические сдвиги. Датским фермерам удалось добиться увеличенияобъема продукции почти в 1,5 раза при сокращении рабочей силы на 25 %.Освободившиеся рабочие руки перешли в промышленность. При этом преимущественноеразвитие получили высокопроизводительные отрасли, такие, как судостроение,дизелестроение, электроника, производство холодильного оборудования, пищевыхконцентратов, лечебных препаратов и пр., т. е. к началу 60-х гг. можно говоритьо превращении Дании из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную страну.При этом в Дании раньше, чем в других странах, сложился агропромышленныйкомплекс.
Исландия, странавысокоразвитого специализированного рыбного хозяйства, ориентированного навнешние рынки, отличалась крайней неровностью своего экономического развития.Именно крайняя зависимость от стихийного фактора — улова рыбы и от мировых ценна нее —.делала хозяйственную жизнь Исландии весьма неустойчивой. В 60-х гг.была сделана попытка преодолеть такую однобокость экономики: с помощью крупныхиностранных инвестиций была усилена разработка гидроэнергоресурсов, а в 1967 г. стал строиться алюминиевый завод — фактически первый шаг к созданию тяжелой промышленности наострове. К 70-м гг. по величине валового национального дохода на душу населенияИсландия вошла в число наиболее развитых стран мира, хотя это можно объяснить такимфактом, как низкая плотность населения.
В середине 50-х гг. вэкономическом развитии Финляндии произошел перелом: в 1955 г. объем промышленного производства был наивысшим за всю предшествовавшую историю страны. Напервое место во внутреннем рынке стали выходить машиностроительная исудостроительная отрасли промышленности. К 1970 г. Финляндия обогнала многие страны Западной Европы как по общим темпам экономического развития(рост валового национального продукта составил в среднем 5 % в год), так и потемпам роста промышленного производства (примерно 7 % в год). Это во многомобъяснялось тем, что на внешних рынках сохранялся высокий спрос на лесобумажныетовары, что позволило Финляндии за счет возросших валютных поступлений отэкспорта этой продукции финансировать расширение и модернизациюпроизводственных мощностей в других отраслях промышленности. Нельзя не отметитьтакже благотворную роль в экономическом подъеме советско-финляндских отношений.
3. «Шведскаямодель»
На фойе общейсбалансированности экономического развития североевропейского региона особенновыделялись успехи Швеции. Термин «шведская модель» возник в связи состановлением Швеции как одной из самых развитых в социально-экономическомотношении государств. Он появился в конце 60-х гг., когда иностранныенаблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономическогороста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальнойбесконфликтности в обществе. Этот образ успешной Швеции особенно сильноконтрастировал с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
В самом широком смысле«шведская модель» — это весь комплекс социально-экономических и политическихявлений и процессов в стране с ее высоким уровнем жизни и большим охватомсоциальной политики. Однако этот термин используется в различных значениях исемантике в зависимости от угла зрения. Некоторые отмечают смешанный характершведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование,преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществлениепотребления.
Уже в 20—30-е гг. вШвеции начали складываться специфические черты социал-реформистской модели ГМК.Эти черты оказались созвучны цели построения «государства всеобщегоблагоденствия», что означало такое распределение материальных благ, которое быуменьшило социальное неравенство общества, его поляризацию. Доля налогов вместес предпринимательскими отчислениями в пенсионный фонд достигла в 1970 г. 46 % валового национального продукта, а государственные расходы — до 70 %. Такие средствапозволили создать эффективную систему социального обеспечения, которая охватилавсе слои населения вне зависимости от классовой принадлежности и уровнядоходов. Так, пенсии выплачиваются всем шведам с 66 лет. С 1963 г. больничное пособие выплачивалось на 2/3 за счет работодателей и государства и лишь на 1/3 засчет страховых взносов трудящихся. В целом на нужды министерстваздравоохранения и социального обеспечения в 50—70-е гг. приходилось болеечетверти государственного бюджета, министерства образования — почти седьмаячасть, тогда как на министерство обороны — двенадцатая часть.
Другая характерная чертапослевоенной Швеции — специфика отношений между трудом и капиталом на рынкетруда.
В начале 70-х гг.сложилось своего рода северное содружество наций, подкрепленное подписанием в 1962 г. Хельсинкского соглашения. Это содружество достигло значительной реальной всестороннейинтеграции при сохранении разной внешнеполитической ориентации.
Фактически созданиеСеверного совета являлось альтернативной политикой стран Северной Европы напопытку полной интеграции их в различные международные организации. Напротяжении послевоенных десятилетий Скандинавские страны пытались выработатьсвою внутреннюю политику. Так, членство этих стран в НАТО ограничивалосьпроблемами безопасности без антикоммунистической истерии. Мало того, они не разпротестовали против агрессивных действий США в мире. Позиция Скандинавскихстран в ООН также резко контрастировала с позицией США и других западныхдержав, например, в вопросах о приеме новых членов, о восстановлении прав Китаяв ООН, о вооруженном конфликте 1956 г. и кризисе 1958 г. на Ближнем Востоке и пр.
Такая позицияпредставителей Скандинавских стран на миро-; вой арене была обусловлена тем,что внутри Северного региона не прекращались массовые выступления против разныхсобытий и явлений мирового масштаба: ядерного оружия и его испытаний,американской агрессии в Корее и Вьетнаме, вступления в Общий рынок, баз НАТО,колониализма, расизма, возрождения германского милитаризма.
В то же время практическивсе страны Северной Европы приветствовали развитие международных связей вгуманитарной, правовой, экономической сферах, а также в вопросах безопасности.Они стали активными участниками Совета Европы и Организации экономическогосотрудничества и развития, а также в организации Совещания по безопасности исотрудничеству в Европе (первое заседание СБСЕ состоялось в Хельсинки в 1975 г.).
Одним из активныхорганизаторов СБСЕ был президент Финляндии Урмо Кекконен, который занимал свойпост с 1956 по 1982 г. (его миролюбивая внешняя политика и забота одобрососедских отношениях с СССР и тем самым сохранение независимой политикиФинляндии вызвала такую симпатию у избирателей, что в 1973 г. был издан особый закон, продливший срок его полномочий, а в 1978 г. вновь 82 % избирателей проголосовало за него).
Если в первыепослевоенные десятилетия успешное социально-] экономическое развитие странСеверной Европы служило опорой для независимой и альтернативной внешнейполитики, то кризисные явления 70-х гг. заставили руководство стран СевернойЕвропы пересмотреть свою политику по отношению к интеграционным проблемам. В 1972 г. Дания вошла вместе с Великобританией и Исландией в ЕЭС. В это же время такое же приглашениеполучила Норвегия, но проведенный референдум не принес победу сторонникаминтеграции. Только в 1995 г. Швеция и Финляндия становятся полноправными членамиЕЭС. Этот шаг вызвал внутри стран протест, что неудивительно вследствиемноголетней приверженности этих стран к самостоятельной политике. Так,норвежские избиратели после решения правительства о вступлении страны в ЕдинуюЕвропу, вновь высказались против этого решения.
Таким образом, передстранами Северной Европы встала проблема выбора. С одной стороны, разочарованиев вечности «шведской модели», надежда на новое процветание благодаряевропейской интеграции, с другой, боязнь потерять политическую самостоятельность,утратить преимущества протекционистской экономической политики заставляютСевероевропейский регион вновь искать свое место в международной системеотношений.