Сущность и содержание «крестьянской реформы» 1861 г.

Омский Государственный Аграрный Университет. Кафедра земельного кадастра и права. Реферат на тему Сущность и содержание крестьянской реформы 1861 г. Выполнил студент 17 группы Корзун С. Ю. Проверил Карпова О.А. Омск 2003 Содержание 1. Предпосылки реформы 2. Подготовка реформы 3. Манифест 19 февраля 1861 года 4 4.

Действия после отмены крепостного права 5. Значение отмены крепостного права 6. Список литературы 12 Предпосылки реформы. Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями природой

российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы. Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых государств. В конце XVIII – середине XIX в. российская общественность постоянно обсуждала проблему освобождения

крестьян. Об этом говорили некоторые депутаты Уложенной комиссии 1767- 1768 гг. И. Чупров, Ф. Полежаев, А.Д. Маслов, Г. Коробьин, просветители Н.И. Новиков, С.Е. Десницкий, А.Н. Радищев, первые русские революционеры – декабристы, либералы славянофилы и западники, а также радикально настроенные общественные деятели. Создавались различные проекты, вызванные в основном морально-этическими соображениями.

Даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания необходимости решения крестьянского вопроса вспомним проекты М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, деятельность Секретных комитетов по крестьянскому делу, указ об обязанных крестьянах 1842 г. и особенно реформу государственных крестьян 1837 1841 гг Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления
крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективны ми из-за сопротивления крепостников. К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Прежде всего, она изжила себя экономически, Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков. Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации

страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговля. Необходимость ликвидация крепостного права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. В целом антикрепостнические народные выступления в первой половине XIX в. были довольно слабыми. В условиях полицейско-бюрократической системы, созданной при

Николае I, они не могли вылиться в широкие крестьянские движения, потрясавшие Россию в XVII-XVIII вв. В середине XIX в. недовольство крестьян своим положением выражалось в разных формах отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги, поджоги помещичьих имений и др. Участились волнения в районах с нерусским населением. Особенно сильным было восстание 10 тыс. крестьян Грузия в 1857 г.

Народное движение не могло не влиять на позицию правительства, которое понимало, что крепостное состояние крестьян это пороховой погреб под государством. Император Николай I в речи на заседании Государственного совета весной 1842 г. признал Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положения у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным.
В этом высказывания содержится вся суть николаевской внутренней политики. С одной стороны, понимание несовершенства существующей системы, а с другой – справедливая боязнь, что подрыв одного из устоев может привести к ее полному краху. Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны.

Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе. После 1856 г. за отмену крепостного права открыто выступали не только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. Ярким примером служит изменение политических взглядов М.П.Погодина, который в 40-е годы был рупором консерватизма, а после

Крымской войны выступил с решительной критикой самодержавно-крепостнической системы и потребовал ее реформирования. В либеральных кругах разрабатывались многочисленные записки о ненормальности, аморальности и экономической невыгодности крепостного состояния крестьян. Наибольшую известность приобрела Записка об освобождения крестьян, составленная юристом и историком К.Д. Кавелиным. Он писал Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития

Россия. Его план предусматривал сохранение помещичьей собственности на землю, передачу крестьянам небольших наделов, справедливое вознаграждение помещиков за потерю рабочих рук и предоставленную народу землю. К безоговорочному освобождению крестьян призывали А.И. Герцен в Колоколе, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов в журнале Современник. Публицистические выступления представителей разных общественно-политических направлений
во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса. Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Подготовка реформы. Впервые о необходимости освобождения крестьян Александр II заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства.

Его знаменитая фраза о том, что лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу, означала, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования государства. Среди них Були члены императорской фамилии младший брат Александра Константин Николаевич, тетка царя великая княгиня Елена

Петровна, а также некоторые представители высшей бюрократии министр внутренних дел С.С. Ланской, исполняющий должность товарища министра внутренних дел Н.А. Милютин, генерал Я.И. Ростовцев, общественные деятели князь В.А. Черкасский, Ю.Ф. Самарин, сыгравшие выдающуюся роль в подготовке и проведении реформы. Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в традиционном для

Росси Секретном комитете, созданном в 1857. для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Однако недовольство дворянства, обеспокоенного слухами о возможной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комитета, всячески тормозившего подготовку реформы, привело Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большой гласности. Он поручил другу детских лет и генерал-губернатору

В.И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. последовал указ рескрипт В.И. Назимову о создании губернских комитетов по улучшению быта помещичьих крестьян. Вскоре другие генерал-губернаторы получили аналогичные распоряжения. Рескрипт Назимову считается началом официальной истории подготовки крестьянской реформы.
В феврале 1858 г. Секретный комитет бал преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Переименование означало решительные изменения характера деятельности комитета она перестала быть тайной. Правительство разрешило обсуждение проектов реформы и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса.

Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с другой предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дворяне. В феврале 1859 г. при Главном комитете были учреждены

Редакционные комиссии председатель Я.И. Ростовцев. Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами. В поступающих с мест проектах размеры крестьянских наделов и повинностей зависели от плодородия почвы. В черноземных районах помещики были заинтересованы в сохранении земли и поэтому были против предоставления ее крестьянам. Под нажимом правительства и общественности они готовы были дать крестьянам небольшие

наделы по высокой цене за десятину. В нечерноземной полосе, где земля не имела такой ценности, местные дворяне соглашались передать ее крестьянам, но за большой выкуп. Обобщенные редакционными комиссиями проекты к началу 1859 г. поступил в Главный комитет. Он еще больше сократил размеры крестьянских земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет.
19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей Практические условия освобождения были определены в Положениях о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Манифест 19 февраля 1861 года Объявляем всем Нашим верноподданным

Божьим Провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский Всероссийский Престол, в соответствии сему призванию Мы положили в сердце Своем обет обнимать нашею Царскою любовию и попечением всех Наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу

Государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом. Вникая в положение званий и состояний в составе Государства, Мы усмотрели, что Государственное законодательство, деятельно благоустраивая высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем , потомственно

укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроить их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностью законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, приумножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных
отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте. Усматривали сие и приснопамятные Предшественники Наши и принимали меры к изменению на лучшие положения крестьян но это были меры, частию

нерешительные, предложенные добровольному свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, Император Александр-1 издал постановления о свободных хлебопашцах, и Бозе почивший Родитель Наш Николай-1 постановление о обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землей и их повинности.

Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах. Таким образом, Мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для Нас завещание Предшественников наших и жребий, через течение событий подданный Нам рукою Провидения. Мы начали сие дело актом нашего доверия к Российскому Дворянству, к изведанной великими опытами преданности его

Престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, при чем Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В Губернских Комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего
Дворянского общества каждой губернии, Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих Комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам. Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в

Главном по сему делу комитете и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном Совете. Призвав Бога в помощь, Мы решились дать сему делу исполнительное движение. В силу означенных новых положений крепостные люди получают в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам,

за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их перед Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временно обязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия

помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и угодия, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников. Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получают полное
освобождение и срочные льготы Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, Мы первее всего возлагаем упование на всеблагое Провидение Божие, покровительствующее России. За сим полагаемся на доблестную о благе общем ревность Благородного Дворянского сословия, которому не можем не изъявить от Нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших

предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалась от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив

быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению Государственных постановлений. Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях

применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимная доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе. Для удобнейшего же проведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодия, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих
на имениях долгов. Полагаемся и на здравый смысл Нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами возникали было частые недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно

пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим, воздавать всем должное, ив особенности кому должно, урок, дань, страх, честь что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без должного вознаграждения или добровольной уступке что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за си соответственной повинности,

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся для них новой будущности, поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное, Благородным дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получили для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, перед обществом и пере самим собою, благотворность нового закона дополнить верным благонамеренным и прилежным

употреблением в дело дарованных им нравов. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабленным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостью и вообще честною в страхе божием жизнью. Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого введения в сие
устройство употребят бдительное попечение, чтобы сие совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времен, дабы внимание землевладельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на землю постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность. Осени себя крестным знаменем, православный народ, и призови с

Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного. Дан в Санкт-Петербурге, в девятнадцатый день февраля в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, Царствование же Нашего в седьмое. Действия после отмены крепостного права. Изменение способа эксплуатации и правового положения крестьян

Манифест и Положения касались трех основных вопросов личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка. Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов.

Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.
Наделы. Положения регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория Россия была условно разделена на три полосы черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела высший – больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший – меньше которого помещик не должен был предлагать

крестьянину. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Среди них были в основном защитники интересов дворян, однако некоторые прогрессивные общественные деятели писатель Л.Н. Толстой, филолог К.М. Сеченов, биолог

К.А. Тимирязев и др став мировыми посредниками, отражали интересы крестьянства. При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот излишек отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40 земли, в нечерноземной – 10 . В целом по стране крестьяне получили на 20 земли меньше, чем они обрабатывали до реформы.

Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение вплоть до 1917 г. При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинилась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или полевыми работами отработки.
Выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. Фактически, крестьяне платили и за личное освобождение.

У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80 стоимости наделов. Остальные 20 крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6 годовых. К 1906 г когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили

государству около 2 млрд. рублей, то есть почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г. Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временнообязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Только в 1881 г. был издал закон о ликвидация временнообязанного положения крестьян.

Значение отмены крепостного права. Реформа 19 февраля 1861г. ознаменовала, по определению В. И. Ленина. начало новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи. Поэтому реформа имела революционное значение, она была гранью между двумя эпохами, двумя способами производства феодализмом и капитализмом. В.И. Ленин ставил реформу 1861 г. по историческому значению в один ряд с революциями в западной Европе, уничтожившими крепостное право.
Он отмечал, что в результате реформы произошел крупный переворот, смена одной формы общества другой – замена крепостничества капитализмом. В результате реформы основной производитель перестал быть собственностью своего хозяина, что привело к смене формы эксплуатации, составляющей главный признак общественно- экономической формации. Конечно, другие признаки новой капиталистической формации- полное господство товарного производства и его перехода в капиталистическое, подчиненное капиталу пережитков старой феодальной формации и их

уничтожения, буржуазная переделка политической надстройки и т. д не могли быть изменены быстро. К моменту реформы капиталистический уклад уже был довольно развит в России. Сельское хозяйство уже достигло высокой своей степени товарности, промышленность проходила стадию промышленного переворота, значительная часть рабочей силы промышленности уже превратилась в товар, т. е. стала наемной. Как уже отмечалось, крестьянское хозяйство так выделило, особенно в государственной

деревне, зажиточные элементы с товарным, преимущественно мелкотоварным производством. Но господствующими укладами в России до 1861г. были крепостнический барщина, натурально- патриархальный и полунатуральный. Реформа подорвала все основные устои как крепостнического, так и натурального укладов. Барщинная система хозяйства писал В. И. Ленин была подорвана отменой крепостного права. Подорваны были все главные основания этой системы натуральное хозяйство, замкнутость и самодовлеющий

характер помещичьей вотчины, тесная связь между ее отдельными элементами, власть помещика над крестьянами. Следовательно, историческое значение реформы состояло в замене способа эксплуатации и в подрыве тем самым основ барщинного хозяйства. Реформа представляла определенный шаг в направлении к капитализму. Но этот шаг к капитализму мог быть великим или малым, решительным или половинчатой, недостаточно последовательной буржуазный характер. Прежде всего это проявилось в том , что крестьяне получили достаточно земли.
По этому вопросу у В. И. Ленина возник спор с некоторыми народниками, которые называли себя марксистами. В частности, Даниельсон и Скворцов считали капиталистическим принципом освобождение крестьян совсем без земли, потому что, по учению Маркса, освобождение крестьян от средств производства есть основное условие капиталистического способа производства. Но это было формальное понимание марксизма, ибо в среде крестьян были зажиточные элементы, способные сами развивать капиталистическое хозяйство.

Поэтому В. И. Ленин писал, что чем больше земли получили бы крестьяне при освобождении и чем дешевле бы они ее получали, тем быстрее, шире и свободнее шло бы развитие капитализма в России В этом случае развитие капитализма пошло бы по крестьянско-буржуазному, или американскому, фермерскому пути, и тогда походило бы экономическое развитие России на экономическое развитие Америки. Но тот факт ,что у крестьян даже отняли пятую часть земли, которой они пользовались до реформы,

и их заставляли заплатить за полученные наделы в три дорога, чрезвычайно затормозил развитие по американскому типу аграрной буржуазной эволюции, хотя реформа заложила возможность такого пути. С другой стороны, старая барщинная система была только подорвана, но не уничтожена окончательно. Помещики сохранили возможность полубарщинной или отработочной системы хозяйства, основанной на отрезках и недостаточных наделах крестьян. Получение помещиками огромных массивов земель и большого денежного

выкупа создало основные условия для развития капитализма в их хозяйствах, но сохранение указанных пережитков крепостничества тормозило и этот помещичье- буржуазный, или прусский юнкерский путь развития капитализма. И американский, и прусский пути капиталистического развития вполне ясно обрисовали в России после 1861года, хотя ни один из них не мог развиваться свободно, поскольку осталось много пережитков феодализма. В оценке реформы нельзя ставить знак равенства между прогрессивными и реакционными ее оценками.
В целом реформа была прогрессивной, поскольку открывала простор развитию производительных сил, привела производительные отношения к определенному, хотя и не оптимальному соответствию им. Список литературы. 1. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. М. Проспект, 1999. 2. В.Ф. Антонов. Учебное пособие для педагогических институтов.

Хрестоматия по истории. М. Просвещение, 1990. 3. Ю.В. Балакин, Ю.А. Сорокин. Очерки по отечественной истории. Пособие для поступающих в ВУЗы. Омск. ТОО Дельта, 1992