Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала

Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала Девяностолетний путь театра имени Галиаскара Камала, по существу, является сконцентрированным отражением всей татарской театральной культуры. За эти годы произошла смена нескольких поколений. В театре переплелись десятки, сотни писательских, режиссерских и актерских судеб.

Рождение татарского театра было вызвано жгучей потребностью времени. Еще в конце прошлого – начале нынешнего веков, будто родники из-под земли, на свет общественной жизни стали пробиваться ростки театра, одновременно – в разных местах крупных поселений татар. Театры появлялись в форме театральной самодеятельности при медресе; в качестве домашних, школьных, клубных спектаклей в Казани и Уфе, Астрахани и Оренбурге,

Челябинске и Троицке, во многих других городах. Мощный революционный подъем 1905-1906 годов ускорил формирование профессионального театра у татар. 22 декабря 1906 года в Казани был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. Эта дата и считается днем рождения театра имени Г.Камала. Хотя, пока он обретет свой хорошо знакомый поколениям зрителей современный облик и свою славу

одного из самых популярных в России национальных театров, пройдет немало времени, насыщенного борьбой за выживание и становление, будет проделана огромная, трудная и кропотливая созидательная работа. История бережно хранит имена зачинателей татарского профессионального театра, первых режиссеров и актеров – И.Кудашева-Ашказарского, Г.Кариева, С.Гиззатуллиной-Волжской, Г.Болгарской, М.Мутина, Ш.Шамильского, Ф.

Ильской, Н.Таждаровой, А.Синяевой, З.Султанова, К.Шамиля и многих других. Татарский профессиональный театр начала века насчитывал несколько трупп. Самой известной была труппа “Сайяр” (“Путешественник”). В 1918 году “Сайяр” преобразовывается в Первую советскую татарскую драматическую труппу. В 1920 году труппа получает название ”
Первый татарский показательный Государственный театр”; в 1926 году ему присваивается звание “Академический”, а в 1939 году – имя классика татарской драматургии Галиаскара Камала. Самобытное искусство артистов театра росло и крепло в лучших спектаклях по пьесам драматургов Г.Камала, Г.Исхаки, Ф.Амирхана, К.Тинчурина, Ф.Бурнаша, М.Файзи, Ш.Камала, Т.Гиззата, Н.Исанбета,

Т.Рахманкулова, М.Амира, А.Гилязова, Ш.Хусаинова, Т.Миннуллина, И.Юзеева. С первых же лет своего существования татарский театр, кроме национальной драматургии, стал обращаться к произведениям русских и зарубежных классиков. Актеры обогащали и оттачивали свое мастерство, воплощая на сцене образы из произведений А.Островского и А.Чехова, Ж.Б.Мольера и Н.Гоголя, М.

Горького и Ф.Шиллера, У.Шекспира и Лопе де Вега, К.Гольдони и К.Гоцци. В творческой истории Татарского театра имени Г.Камала значительное место занимают музыкальные спектакли. В их создании велика заслуга основоположника татарской музыки, композитора Салиха Сайдашева. Жанр музыкальной драмы, получивший развитие в этом театре, явился благодатной почвой

для рождения Татарского Академического театра оперы и балета имени М.Джалиля. Первые профессиональные певцы и артисты балета вышли из творческого коллектива драматического театра. Татарские актеры и режиссеры помогли в создании национальных театров Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Туркмении, Башкортостана и других тюркских народов. Художественными руководителями театра в разные годы были

Г.Кариев, К.Тинчурин, Г.Девишев, Р.Ишмурат, Х.Уразиков, Г.Юсупов, Ш.Сарымсаков. С 1966 года главным режиссером театра является народный артист СССР, лауреат Государственных премий Татарстана и России, профессор М.Салимжанов. Неоценимый вклад в татарскую сценографию внесли художники П.Сперанский, М.Сутюшев, А.Тумашев, Э.Гельмс, А.Кноблок,
Р.Газиев, А.Закиров, С.Скоморохов и другие.