Технологический переворот последней трети XIX в.: вторая промышленная революции и ее социально-экономические последствия

Белорусскийгосударственный университет
Исторический факультет
Кафедра нового иновейшего времени

Реферат на тему:
Технологический переворот последней трети XIXв.:вторая промышленная революциии ее социально-экономические последствия
Подготовил:
Студент 4 курса, 3 группы
Сидоренко В.
Минск, 2003

Последствияпромышленной революции в полной мере проявились только во второй половине XIXв. 50—60-е гг. XIX в. были периодом освоения достижений промышленной революциии подготовки условий для перехода стран Запада на качественно новый уровеньразвития. Ф. Бродель данный период обозначает как важный рубеж в развитиизападного общества: «С середины XIX в… мы как будто вступаем в другую эру:вековая тенденция… — это тенденция к одновременному подъему численностинаселения, цен, ВНП, заработной платы, прерываемому лишь случайностямикратковременных циклов, как если бы «постоянный рост» нам был обещаннавсегда».
На рубежеXIX—XX вв. основной чертой экономического развития ведущих стран Запада сталнебывалый подъем производительных сил и глубокая перестройка всей системыобщественного производства. За последние три десятилетия XIX в. объем мировойпромышленной продукции вырос более чем в 3 раза. Согласно статистикеамериканского экономиста У. Ростоу, в начале XX в. в мировом экономическомразвитии уже стало доминировать промышленное производство: если в 1870 г. егодоля составляла 19,5 %, то в 1900 г. — 58,7 % (1913 г. — 100 %). Благодаряросту производства и развитию транспорта оборот мировой торговли увеличился в 3раза.
Такимобразом, в начале XX в. в странах Запада утвердилась индустриальная экономическая система,основанная на новейших технологиях и динамичном экономическом росте. Основнымипоследствиями технико-технологических изменений последней трети XIX в. были,во-первых, формирование зрелого индустриального общества, во-вторых —вступление капитализма на новую монополистическую стадию развития.
Подобныйоблик западное общество приобрело в результате ускорения технического прогрессаи нового технологического переворота, в современной исторической литературеобозначенного как вторая промышленная революция (в советской историографии —техническая революция). Социально-экономическое развитие западного общества врассматриваемый период и проходило под знаком кардинальных перемен, которыевлекла за собой вторая промышленная революция.
Характернымичертами последней были:
1Качественная трансформация технико-технологической базы промышленности: выходна ведущие позиции тяжелой индустрии (отраслей группы «А»), решающей теперьсудьбу экономики страны, и создание системы крупного машинного производства.
2. Резкоевозрастание роли фундаментальной науки в преобразовании технологической базыпроизводства: на основе научных открытий и изобретений формировались новейшиеотрасли, имевшие приоритетное значение в экономическом развитии(электротехника, моторостроение, нефтепереработка и т. п.). Производство всеболее становилось технологическим применением науки.
3.Изменение энергетической базы производства: переход на новыйтопливно-энергетический источник — электричество и нефтепродукты.
4. Глубокиеизменения в технико-организационной системе: рост концентрации производства ицентрализации капитала, создание акционерных обществ и монополий, повышениеуровня обобществления труда.
5. Быстрыйрост производительности труда, повышение общей эффективности воспроизводства,возрастание уровня жизни населения.
6. Качественныеизменения в составе и уровне квалификации рабочей силы, возрастание числаученых, инженеров, техников, непосредственно включенных в процесс производства.
7.Удешевление, расширение номенклатуры и повышение качества многих товаров.
8.Углубление противоречий технического прогресса: более разрушительный характерполучили экономические кризисы, резко возросла интенсивность труда, обострилисьсоциальные проблемы, новейшие технические достижения все более широкоиспользовались для создания средств уничтожения людей.
Ключевуюроль во второй промышленной революции играли кардинальные изменения в областиэнергетики: пар заменялся электричеством. Начало революционным изменениям вэтой сфере положило изобретение в 1867 г. немецким электротехником Э. Сименсомпервого электромашинного генератора (динамо). Затем последовали другиеизобретения: в 1879 г. американский изобретатель Т. Эдисон создал электрическуюлампу накаливания, в 1882 г. при его участии в США была построена первая в миреэлектростанция общественного пользования, а в 1896 г. — перваягидроэлектростанция (на реке Ниагара). Важнейшее значение имело создание линийэлектропередач, позволявших передавать энергию на дальние расстояния. Одна изпервых таких линий (Мисбах — Мюнхен) была сооружена в 1882 г. французскимученым М. Депре. Однако главным открытием здесь было изобретение в 1888 г. М.О. Доливо-Добровольским экономичного и относительно простого способа передачиэлектрической энергии трехфазным переменным током. Он же спроектировал и в 1891г. построил первую подобную линию — Лауфен — Франкфурт. Данное изобретениеположило начало широкой электрификации промышленного производства, транспорта ибытовой сферы. Использование электричества произвело настоящую революцию вмировой экономике. На его основе появилась новая электротехническая отрасль,ставшая базовой в производственном комплексе.
Преобразованияв энергетике были тесно связаны с изменениями в топливной отрасли. В серединеXIX в. в США (в Пенсильвании) были обнаружены месторождения нефти, что положилоначало развитию нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности взападных странах. Подобные изменения вызвали заметный прогресс в добывающейпромышленности: нефть начала постепенно заменять твердое топливо — каменныйуголь. Уже в последней трети XIX в. добыча нефти получила большой размах: заэто время она увеличилась в 25 раз. С 1870-х гг. в развитых странах стал широкоиспользоваться газ, в том числе и в быту для освещения и отопления квартир.Вместе с тем в рассматриваемый период наблюдался и подъем угледобывающегопроизводства. Каменный уголь широко использовался не только в качестве топлива,но и как сырье для металлургической промышленности и бытовых нужд населения,особенно в городах. На протяжении всего столетия крупнейшим европейскимпроизводителем каменного угля была Великобритания. Накануне Первой мировойвойны по этому показателю ее догоняла Германия.
Созданиеновой топливно-энергетической базы промышленности дало толчок радикальнымтехническим и технологическим изменениям. В последней трети XIX в. наблюдалсябурный подъем металлургической промышленности. Широкое внедрениебессемеровского и мартеновского способов производства стали вызвали здесьнастоящий переворот. Вскоре последовало новое изобретение в этой отрасли — в1878 г. английский металлург С. Томас разработал экономичный способ получениястали в конвертере (назван томасовским процессом), а в конце XIX в. внедренаэлектроплавка. Отмеченные открытия вывели сталелитейное производство на ведущееместо в металлургии: если суммарный ежегодный выпуск чугуна в Великобритании,Франции, Германии и США, за 1870—1900 гг. вырос в 3 раза, то выплавка сталипочти в 20 раз. На рубеже веков были разработаны промышленные способы полученияалюминия, а в начале XX в. был изобретен дюралюминий — металл для будущейавиации. Особое значение получила цветная металлургия, что привело к повышениюценности различных видов сырья и расширению его ассортимента. Изобретения вметаллургии содействовали быстрому внедрению новейших моделей станков. Это создавалооснову для перехода к широкой стандартизации промышленной продукции.
В конце XIX— начале XX в. революционные изменения коснулись химической промышленности,прежде всего, началось производство искусственных материалов: искусственноговолокна, синтетического каучука, пластмасс, синтетических красителей. Быстрымитемпами развивалось производство химических удобрений и лекарственныхпрепаратов. Возникли фармацевтическая промышленность и нефтехимия. Теперьхимическая промышленность заняла одно из лидирующих мест в экономике странЗапада.
Стремительноразвивалась сфера транспорта. Как уже отмечалось, изобретение Фултона положилоначало бурному расцвету морского и речного парового судоходства. В серединестолетия корпуса крупных судов строились уже только из металла. С 1870-х гг.началось вытеснение парусников стальными пароходами с винтовым двигателем.Лидером в этом направлении оставалась Великобритания. Тоннаж английского флотаза 1890—1914 гг. почти удвоился. Крупнейшими пароходами были английские суда «Аквитания»(водоизмещение — 45 000 т), «Олимпик» (водоизмещение — 60 000 т), немецкие —«Бисмарк» (водоизмещение — 64 000 т), «Фатерланд» (водоизмещение — 66 000 т). В1880-х гг. появились суда-рефрижераторы, доставлявшие продукты на дальниерасстояния. В конце XIX в. паровые суда пересекали Атлантический океан не болеечем за одну неделю. К этому времени стоимость фрахта снизилась почти в 4 раза иморские перевозки стали дешевле. Однако паровое судоходство еще оставалосьболее дорогостоящим видом транспорта, чем парусное, поэтому в 1890 г. на долюпоследнего приходилось 87 % тоннажа всех морских судов в мире.
С серединыXIX в. особый размах получило железнодорожное строительство. За 1870—1913 гг.мировая протяженность железнодорожных путей увеличилась в 5,5 раз, чтосущественно раздвинуло рамки международных связей, удешевило и повысиломобильность населения, экономики и торговли. В последней трети XIX в.развернулось строительство трансконтинентальных магистралей: с 1883 г. междуПарижем и Стамбулом начал курсировать пассажирский поезд «Восточный экспресс»,в конце XIX в. в США действовало уже 4 железнодорожных линии, соединявшихзападное и восточное побережье. В этот период железнодорожный транспорт получилразвитие в городах и значительно усовершенствовался: чугунные рельсы заменялисьстальными, происходил переход на электрическую тягу. В 1863 г. в Лондоне былапостроена первая в мире линия метрополитена (3,6 км) на паровой тяге, а в 1890г. — на электрической. В 1879 г. Э. Сименс создал первую в мире опытнуюэлектрическую городскую железную дорогу, а в 1881 г. в Германии был пущенпервый электрический трамвай. В 1890-х гг. в США и в странах Европы появилисьпервые пригородные электрички. Железные дороги окончательно устранилиотносительную обособленность региональных рынков, которая была присущадоиндустриальной экономике.
Очереднуюреволюцию на транспорте вызвало появление автомобиля. Ключевым изобретениемздесь был двигатель внутреннего сгорания. Его первый вариант был создан в 1860г. французским механиком Э. Ленуаром. Затем в 1876 г. немецкий изобретатель Н.Отто построил более совершенный газовый двигатель внутреннего сгорания. Посравнению с паромашинной установкой новый двигатель был более прост, компактен,экономичен и работал с использованием нефти и газа. В 1897 г. немецкийизобретатель Р. Дизель создал подобный двигатель, работающий на нефтяномтопливе, но более экономичный с замедленным горением (дизельный). В дальнейшемдвигатель Дизеля получил особенно широкое применение, им оснащали все виды транспорта,в том числе корабли, грузовики, локомотивы. Так, в 1903 г. в России был созданпервый теплоход — танкер «Вандал», оснащенный дизельным двигателем.
Изобретениедвигателя внутреннего сгорания положило начало развитию автомобилестроения.Первый автомобиль современного типа «Даймлер» был создан в Германии в 1886 г.Заслуга этого изобретения принадлежит немецким инженерам Г. Даймлеру и К.Бенцу. В 1890-х гг. появились первые автомобили во Франции. В 1892 г. известныйамериканский изобретатель и предприниматель Г. Форд построил свой первыйавтомобиль. Уже в начале XX в. он развернул промышленное производствоавтомобилей, а к 1908 г. создал модель «Т» стоимостью в 850 долларов,рассчитанную на массовый сбыт. В 1913 г. в США было зарегистрировано свыше 1 миллионаавтомобилей. Новое изобретение сразу же вызвало столь большой интерес, что ужев 1894 г. прошли первые в мире автогонки по трассе Париж — Руан. В начале XX в.автомобилестроение стало одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей.
Дальнейшееразвитие двигателей внутреннего сгорания привело к появлению другой новойотрасли на транспорте — авиастроению. Начало его созданию было положено в США:в 1903 г. братья О. и У. Райт совершили первый полет на построенном имипланере, оснащенном бензиновым двигателем (находился в воздухе 12 секунд).Американский опыт положил начало освоению этой отрасли во всех странах. В 1909г. во Франции (в г. Кале) изобретатель Л. Блерио осуществил первый полет насвоем моноплане.
Втораяпромышленная революция заметно отразилась и на военном производстве, превративего в крупную отрасль промышленности. Развитию военной сферы в немалой степениспособствовало обострение в конце XIX — начале XX в. международной обстановки,а затем — развязывание Первой мировой войны. В рассматриваемое время появилисьновые виды военной техники. С появлением первых самолетов началось созданиевоенной авиации: на основе моноплана Л. Блерио были сформированы первыефранцузские военно-воздушные части. Уже в октябре 1914 г. произошел первыйвоздушный бой между французским и немецким самолетами. В 1915 г. было положеноначало созданию бронетехники: появились первые (английские) танки, впервыепримененные в 1916 г. (битва на реке Сомме). В эти годы заметно возросламощность военно-морского флота. Великобритания создала новые типы военныхсудов: линкоры — дредноуты «неустрашимые» и подводные лодки. На основе новейшихдостижений химической промышленности было создано оружие массового уничтожения.Один из его видов — отравляющий газ хлор — был впервые применен в 1915 г. вбитве на реке Ипр и получил название «иприт».
Втораяпромышленная революция в меньшей степени, чем промышленность, затронулааграрную сферу. Однако и здесь произошли важные перемены. Прежде всего,развивалась механизация сельскохозяйственного производства. В это время болеешироко стали распространяться разные земледельческие машины (сеялки, жнейки,молотилки и др.). В США был создан и в 1890 г. начал применяться первыйтрактор. Использование техники существенно повысило производительность сельскохозяйственноготруда, высвободило в деревне большое число рабочей силы. Это повлекло массовыйотток населения в города, новый виток урбанизации. В последней трети XIX в.ведущие страны Европы поразил затяжной аграрный кризис, вызванный притоком дешевойсельскохозяйственной продукции из Америки и Австралии. В значительной степениэтому способствовало развитие транспортной системы. В результате большинствоевропейских крестьян разорялось.
В условияхиндустриализации особое значение имело развитие информационной сети. Широкоеразвитие получила телеграфная связь, основы которой были заложены еще в 1830-хгг. В начале 50-х гг. XIX в. появились международные, и, благодаря прокладкеподводных кабелей связи, межконтинентальные телеграфные линии. В 1866 г. былаустановлена регулярная телеграфная связь между Европой и Америкой. В 1876 г.шотландец А. Белл изобрел в США первый телефон, а в 1878 г. здесь была созданапервая телефонная станция. В 1890-х гг. такие станции появились во всем мире. Вконце XIX в. русским ученым А. Поповым (1895) и итальянским радиотехником Г.Маркони (1897) было изобретено радио, быстро получившее всемирное признание. В1890-х гг. Г. Маркони изобрел беспроволочный телеграф, а в 1901 г. осуществилрадиосвязь через Атлантический океан. Отмеченные изобретения дали импульсразвитию средств массовой информации.
Развитаяинформационная сеть была необходима и для организации сбыта быстро растущегообъема продукции. В этой связи со второй половины XIX в. бурное развитиеполучило рекламное дело, выделившееся в самостоятельную отрасль экономики. Вэто время создаются профессиональные рекламные конторы. Реклама сталанеобходимым средством сбыта продукции массового производства. Многие ее видывыросли на рекламе: маргарин, лекарства, сигареты, косметика вошли вупотребление в век рекламы. Особенно широко рекламный бизнес развивался в США,где в середине XIX в. имел эффективные средства воздействия на потребителя. В1910 г. в США на эту отрасль тратилось около 4 % национального дохода.Благодаря рекламе лидерами на мировом рынке стали «Кока-кола», «Кодак»,«Кэмел», «Лэвис» и началась глобальная экономическая экспансия ведущих фирмСША.
Развитиесредств коммуникации и информации привело к окончательному объединению всехпяти частей света в единую мировую экономическую систему. В этой связиусилилась взаимозависимость и взаимодействие всех регионов мира, что создавалопредпосылки для развития интеграционных процессов в мировой экономики.
Втораяпромышленная революция стремительно вторглась и в сферу быта, изменив и взначительной степени облегчив жизнь западного человека. По словам Э. Хобсбаума:«…это было время, когда частью современного образа жизни стали телефон ибеспроволочный телеграф, фонограф, кино, автомобили и самолеты, не говоря уже отаких достижениях науки и техники, проникавших непосредственно в домашнююжизнь, как пылесосы (1908 год) или аспирин (1899 год), оказавшийся самымуниверсальным лекарством из всех, когда-либо изобретенных человеком. Не следуетзабывать и о самой полезной машине всех времен — скромном велосипеде,достоинства которого были признаны немедленно и повсеместно».
Развитиеиндустриализации влекло за собой серьезные финансовые проблемы: быстро рослапотребность в инвестициях. В этой связи в странах Запада в годы второй промышленнойреволюции была создана стабильная и разветвленная кредитно-финансовая система,основанная на акционерных банках. Последние предоставляли как кратковременные,так и долгосрочные коммерческие кредиты, что было особенно важно для развитиятяжелой индустрии.
Внедрениеновейших техники и технологии потребовало научного подхода к управлениюпроизводством и организации труда. «Отцом научного управления» сталамериканский инженер Ф. Тейлор, разработавший основы теории и практикиинженерной социологии, направленной на повышение производительности труда.Система Ф. Тейлора была впервые успешно внедрена Г. Фордом, применившим в 1913г. на своем автозаводе первый сборочный конвейер.
В условияхнового технологического переворота экономическое отставание угрожало национальномусуверенитету даже крупнейших европейских стран. В этой связи втораяпромышленная революция в конце XIX в. вызвала ускоренную индустриализацию встранах «второго эшелона». Экономическое развитие здесь шло бурными темпами:складывался общенациональный рынок, формировалась разветвленная банковскаясистема, внедрялись новейшие техника и технологии в промышленности, высокогоуровня достигла концентрация производства. Форсированная модернизацияпроводилась властями и носила неорганический, искусственный характер. Этопредполагало широкое государственное вмешательство в развитие экономики.Государство выступало основным инициатором структурных преобразований икрупнейшим инвестором. Большую роль в развитии индустрии стран «второгоэшелона» играл и зарубежный капитал, прежде всего английский и французский.
Втораяпромышленная революция повлекла за собой изменения и в социальной сфере. Наэтом этапе сформировалось потребительское общество — социум, ориентированный наматериальные ценности, на потребление. Окончательно утвердилась социальнаястратификация экономического типа и классовая социальная структура общества.Все обычные критерии статусной групповой стратификации (образ жизни, уровеньобразования, профессиональная специализация, конфессиональная и национальнаяпринадлежность) являлись вторичными по отношению к экономическим факторам иклассовому статусу.
На рубежеXIX—XX вв. произошли изменения во внутренней иерархии классов. В этот периодзаметно ускоряется консолидация класса буржуазии. Развитие массовогопроизводства и тяжелой индустрии способствовало формированию буржуазныхмагнатов — финансовой олигархии. Последняя теперь являлась новой правящейэлитой западного общества. В ее составе были и представители старинныхбанкирских домов, и наследники крупных состояний, и удачливые биржевыеспекулянты, и немногочисленные нувориши, в основном из средних слоев буржуазии.Представители большого бизнеса позиционировали себя как люди, которые «самисебя создали» благодаря своему уму, энергии, трудолюбию. Известный немецкийэкономист В. Зомбарт в своем исследовании о буржуазии называет их«сверхпредпринимателями», «которые одновременно являются разбойниками и ловкимикалькуляторами, феодалами и спекулянтами… Если прежде доверие к солидности,например, банка, покоилось на уважении к старым «патрицианским семьям», тотеперь положение банка в деловом мире, и у публики главным образом определяетсявеличиной вложенного капитала и резервов». В рассматриваемое время с теми илииными особенностями новый тип крупного предпринимателя встречается во всехразвитых странах.
Такимобразом, новая буржуазная элита, сформировавшаяся к началу XX в., состояла излюдей различного происхождения, сумевших благодаря своему богатству и положениюв мире бизнеса, войти в круг избранных. При этом продолжался процесс сближенияверхушки буржуазии со старой аристократией, влияние которой было еще заметным.Политическая элита западноевропейского общества рекрутировалась в основном изтрадиционной земельной аристократии, поэтому финансовая олигархия всяческистремилась с ней сотрудничать. На основе общности нового, элитарного образажизни, соответствующих ему норм поведения, ценностных ориентаций, экономическихинтересов формировалась единая социальная элита, претендующая на политическоегосподство. Уровень богатства и власти финансовой олигархии резкопротивопоставлял ее всему обществу. Между различными группами буржуазии всегдабыли определенные расхождения в интересах, однако никогда прежде не было стольглубоких противоречий между верхушкой буржуазии и ее основной массой.
Вотмеченное время заметные перемены произошли в положении рабочего класса,превратившегося в мощную социальную группу. В развитых странах в последнейтрети XIX в. он составлял уже большинство самодеятельного населения: в Англии —1/2, во Франции — 1/5, в США — 1/4. Изменилась и структура рабочего класса:повысился удельный вес фабрично-заводского пролетариата, занятого на крупномпроизводстве. Все более широко применялся женский труд. Например, во Франциичисленность работающих женщин с 1866 по 1901 гг. увеличилась на 50 %. Женщиныбыли заняты в основном в текстильной и швейной промышленности, зачастую онивыполняли тяжелую неквалифицированную работу. Несмотря на постепенно вводимыеограничения все еще широко применялся детский труд. Особенно высокой была долядетей и женщин среди промышленных рабочих в Италии — 40 %.
Важныеизменения происходили в характере труда. Прежде всего, возросла потребность вквалифицированной работе. Например, в США в конце XIX в. на долю квалифицированныхи полуквалифицированных рабочих приходилось 2/3 промышленного пролетариата.Особенно высокие требования к рабочим предъявляли новейшие отрасли(электротехническая, автомобильная, машиностроительная и т. п.). В этой связи вразвитых странах в данный период растет слой квалифицированных рабочих (рабочейаристократии), отличавшихся от основной массы пролетариата болеепривилегированным положением. Заметно изменились и условия труда. В конце XIXв. наметилась тенденция сокращения рабочего дня в фабрично-заводскойпромышленности: практически во всех развитых странах в начале XX в. егопродолжительность не превышала 10 часов. Наблюдался и рост заработковфабрично-заводских рабочих. Так, во Франции за 1874—1905 гг. зарплата впромышленности повысилась на 58 %, в США за 1860—1891 гг. — на 69 %. В целомжизненный уровень трудящихся в развитых странах заметно возрос.
Однаконесмотря на рост реальной заработной платы, рабочие не могли выйти за узкиерамки прожиточного минимума: почти весь свой заработок они тратили на питание,одежду, коммунальные услуги. Наиболее тяжелым было положениесельскохозяйственных и малоквалифицированных фабричных рабочих. Сохранялась имассовая нищета в пролетарской среде: в 1890-х гг. в Англии около 2/5 рабочихнаходились на уровне бедности. Серьезной социальной проблемой оставаласьбезработица, даже в благополучные годы ее уровень в западных странах достигал3—5 %.
Ростконцентрации производства, развитие научно-технического прогрессаспособствовали формированию новых групп наемных работников — служащих, занятыхнефизическим трудом (конторских, торговых и т. п.). Так, в Германии за1882—1907 гг. их общее количество увеличилось в 4 раза. Работники нефизическоготруда имели гарантированную занятость (в силу квалификации и образовательного уровня),более высокую заработную плату, систему льгот (оплачиваемые отпуска, пенсии ит. п.). В рассматриваемое время заметно увеличилась и доля среднего класса,отличавшегося привилегированным имущественным положением и достаточно высокимсоциальным статусом, что, несомненно, стабилизировало общество. В начале XX в.средний класс составлял около 10 % населения развитых стран — предприниматели,интеллигенция — (юристы, врачи, преподаватели), растущий слой «белыхворотничков» (инженеры, служащие частных компаний и государственного аппарата).

Списокисточников и литературы
 
1.   Бернал, Д. Наука вистории общества. М., 1956.
2.   Бродель, Ф.Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV—XVIII вв. М., 1986—1992.Т. 1—3.
3.   Бродель, Ф. Динамикакапитализма. Смоленск, 1993.
4.   Виппер, Р.Ю. История н/>ового времени / Р.Ю. Виппер. Киев, 1997.
5.   Германская история вновое и новейшее время: в 2 т. М., 1970. Т. 1.
6.   Ерофеев, Н.А. Очерки поистории Англии (1815—1917). М., 1959.
7.   Ерофеев, Н.А. Промышленнаяреволюция в Англии. М., 1965.
8.   Иванян, Э.А. ИсторияСША / Э.А. Иванян. М., 2004.
9.   Ленин, В.И. Империализмкак высшая стадия капитализма. М., 1977.
10. Лойберг, М.Я. Историяэкономики. М., 1997.
11. Маевский, В.И.Кондратьевские циклы, экономическая эволюция и экономическая генетика. М.,1994.
12. Маныкин, А.С. Новая иновейшая история стран Европы и Америки. М., 2004.