–PAGE_BREAK–«Восток-3» сделал более 64 оборотов вокруг Земли и находился в космическом полете 95 часов. «Восток-4» сделал более 48 оборотов и пробыл в космическом полете 71 час. Этот полет доказал, что разработанная нашими учеными система подготовки космонавтов позволяет им выработать такие физические качества, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность и полную работоспособность в условиях длительного космического полета. В этом состоял главный итог полета.
По сравнению с полетами наших космонавтов более чем скромными кажутся первые робкие прыжки в космос американских космонавтов Шепарда и Гриссома, один из которых чуть было не кончился трагично. По сравнению полетами Ю. А. Гагарина и Г. С. Титова это были всего лишь «подпрыгивания» над нашей планетой.
По сообщению корреспондента газеты «Нью-Йорк Таймс» 15- минутный прыжок Аллана Шепарда был осуществлен с помощью ракеты, мощность которой составляла «всего лишь одну десятую мощности советской ракеты, а вес капсулы составлял лишь одну пятую веса кабины корабля «Восток».
Только 20 февраля 1962 г., после предварительных запуске по проекту «Меркурий» двухтонной кабины с роботом и обезьянами, американцам удаюсь осуществить первый космический полет Джона Гленна. Этот полет был совершен на космическом корабле «Френдшип-7» весом около полутора тонн. Джон Гленн совершил на своем корабле три витка вокруг Земли и опустился в Атлантический океан. Но его полет протекал не совсем благополучно. Во время полета обнаружились неисправности в системах автоматического управления космическим кораблем, и после первого витка Гленну пришлось перейти на ручное управление. Отказала также на некоторое время система охлаждения, и в кабине сильно повысилась температура. На втором и третьем витках полет продолжался только благодаря энтузиазму, выдержке и мужеству космонавта.
Второй космический день Америки — 24 мая 1962 г.— был омрачен большими волнениями за судьбу второго космонавта — Малькольма Скотта Карпентера.
Полет Карпентера был еще более драматичным, чем полет Джона Гленна. Неполадки обнаружились опять и системе управления и терморегулирования кабины и скафандра. Космонавт приводнился в Атлантическом океане в 350км от предполагаемого района посадки корабля. 20 морских кораблей и 70 самолетов и вертолетов и в течение часа разыскивали отважного космонавта. Одна шведская газета назвала этот полет «космической драмой между жизнью и смертью».
Третий космический день Америки был 3 октября 1162 г. В этот день в США с мыса Кеннеди па полуострове Флорида стартовал двухтонный космический корабль-спутник «Сигма-7», пилотируемый летчиком-космонавтом Уолтером Ширрой.
Космический корабль сделал 6 витков вокруг Земли и благополучно приводнился в центральной части Тихого океана. Неисправности системы регулирования температуры внутри скафандра, омрачившие и этот полет, удалось быстро исправить непосредственно на орбите, и дальнейший полет продолжался благополучно.
Наряду с полетами космических кораблей в СССР и США были осуществлены и пробные запуски ракет к планетам. 12 февраля 1961 г. с борта искусственного спутника Земли в сторону Венеры стартовала советская автоматическая межпланетная станция «Венера». Вслед за ней к Венере была запущена американская автоматическая станция «Маринер-2».
1 ноября 1962 г. в сторону Марса стартовала советская космическая ракета «Марс-1». Ее орбита была самой протяженной по сравнению с орбитами всех предыдущих полетов космических аппаратов. Вытянувшись по эллипсу от Земли, она коснулась орбиты Марса. Семь с половиной месяцев длился полет только до встречи с Марсом: 500 млн. км прошел за это время «Марс-1».На значительных расстояниях от Земли сократилось число регистрируемых микрометеоров. Они, по-видимому, концентрируются вблизи Земли, до 40 тыс. км от ее поверхности.
Так закончилась первая космическая пятилетка. Но космические события следуют с космической быстротой.
14 июня 1963 г. вышел на орбиту космический корабль «Восток-5» с летчиком-космонавтом Валерием Федоровичем Быковским, а вслед за ним корабль-спутник «Восток-6», пилотируемый первой в мире женщиной-космонавтом Валентиной Владимировной Терешковой. Пять суток пробыл в космосе Валерий Быковский, за 119 часов он 81 раз облетел Землю. Первая в мире женщина-космонавт пробыла в космосе 71 час и совершила 48 оборотов вокруг Земли. Своим полетом она убедительно доказала равные возможности женщины в таком трудном и сложном деле, каким является освоение космоса.
Новым этапом в исследовании необъятных просторов Вселенной явился запуск 12 октября 1964 г. в СССР трехместного корабля «Восход». Экипаж корабля состоял из трех человек: командира корабля инженера-полковника Владимира Михайловича Комарова, научного сотрудника кандидата технических наук Константина Петровича Феоктистова и врача Бориса Борисовича Егорова. Три специалиста разного профиля провели обширные исследования космоса. Корабль «Восход» существенно отличается от кораблей типа «Восток». Его орбита пролегала выше, космонавты впервые совершали полет без скафандров, а приземлились, не покидая кабину, которая системой «мягкой посадки» была плавно спущена и буквально мягко «поставлена» на поверхность Земли. Новая система телевидения передавала с борта корабля не только изображение космонавтов, но и картину наблюдений.
С каждым годом ширится фронт мирных исследований космического пространства. Вслед за спутниками, «жестко» привязанными к своим орбитам, в космос вышли аппараты, способные осуществлять достаточно широкое маневрирование.
Советские космические аппараты «Полет-1» и «Полет-2», маневрируя в космосе, переходили с орбиты на орбиту, меняя не только высоту, но и плоскость наклона орбиты. Это первые шаги на пути соединения, или, как говорят инженеры, стыковки, космических кораблей непосредственно в космосе, на орбите. Причаливая к кораблю, ракеты-заправщики смогут перегружать на негорючее и строительные детали. Из конструкций, доставленных на орбиту, космонавты смонтируют сначала космические лаборатории, а потом, наверное и целые научные города…
Мирным целям успешно служат и некоторые американские спутники. С помощью метеорологических спутников американцам удалось заблаговременно предупредить население о приближении нескольких тайфунов — сильнейших разрушительных ураганов, очень часто проносящихся над Америкой.
Спутники «Телестар-1» и «Телестар-2» успешно перекинули телевизионный «мост» между Европой и Америкой, ретранслируя из Америки в Европу телевизионные программы.
Проведен первый международный космический эксперимент: радиоволны, посланные из английской обсерватории Джоурелл Бенк, отразившись от огромного надутого металлизированного шара — американского спутника «Эхо-2»,— были приняты в Советском Союзе под Горьким, в Зименках. Были переданы радиотелеграммы, фототелеграммы и радиотелефонный разговор.
30 января 1964 г. и СССГ был произведен запуск интереснейших спутников — «Электрон-1» и «Электроя-2». С одной ракеты были запущены сразу два спутника, один на более высокую, другой на более низкую орбиту.
Ценность такого запуска заключается в том, что одновременные измерения на разныхвысотах позволят лучше исследовать пространственную структуру поясов радиации и их изменение во времени. Запущенные через полюсы «Электрон-3» и «Электрон-4» продолжили одновременно комплексное исследование верхних слоев атмосферы.
После неудачных попыток в выведении тяжелых кораблей-спутников американцам в 1964 г. удалось запустить два многотонных спутника. Это первые удачные запуски по рассчитанной на многие годы программе, которая предусматривает вначале облет, а затем и высадку космонавтов на Луне.
Тем же задачам посвящены и продолжающиеся в СССР исследования окололунного пространства. Очередная станция «Луна-4» прошла в непосредственной близости от нашего естественного спутника. Непрерывно ведется изучение и дальнего космоса. 2 апреля 1964 г. отправилась в глубины космоса очередная советская автоматическая станция «Зонд-1». Ее задача прозондировать многие миллионы километров околосолнечного пространства и передать на Землю научную информацию.
Новая эра в космонавтике
В 1965 г. Своим полетом Павел Беляев и Алексей Леонов заверил славную рабочую биографию космических кораблей серии «Восток» и «Восход». Начался следующий этап в освоении космического пространства, связанный с переходов на более совершенную космическую технику. С весны 1967 г. Центр подготовки космонавтов приступил к освоению новых космических кораблей «Союз». «Союз» во многом отличался от своих орбитальных предшественников и был более совершенной во всех отношениях машиной.
Космический корабль «Союз-1» выведен на орбиту 23 апреля 1967 г. С целью испытаний корабля и отработки систем и элементов его конструкции в условиях космического полета. Пилотировался летчиком- космонавтом В.М. Комаровым, совершившем ранее полет на космическом корабле «Восход». Высота перигея орбиты 201 км., апогея 224 км. В течение испытательного полета, продолжавшегося более суток, В.М. Комаровым была выполнена программа отработки систем нового корабля. 24 апреля космический корабль «Союз-1» при спуске успешно прошел участок торможения в плотных слоях атмосферы и погасил 1 космическую скорость. Однако при раскрытии основного купала парагиюта произошел сбой и с высоты около 7000 м. Корабль снижался с очень большой скоростью, что привело к аварийной посадке и гибели В.М. Комарова. Но не смотря на трагичный исход и гибель космонавта, было решено продолжать разработку космических кораблей серии «Союз».
25 октября 1968 года выведен на орбиту беспилотный космический корабль «Союз-2». Полет прошел успешно.
26-30 октября 1968 г. «Союз-3»-Г.Т. Береговой. Осуществлено многократное маневрирование и сближение с беспилотным кораблем «Союз-2».
14-17 января 1969 г. «Союз-4» В.А. Шаталов.
15-18 января 1969 г. «Союз-5» — Б.В. Волынов, А.С. Елисеев, Е.В. Хрунов. Впервые 16 января в 11 час. 20 минут произведено автоматическое сближение и ручная стыковка двух космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5», создана первая экспериментальная космическая станция. Осуществлен переход А.С. Елисеева и Е.В. Хрунова из корабля в корабль через открытый космос.
11 октября 1969 г. -«Союз-6» — Г.С. Шопин, В.Н. Кубасов.
12 октября 1969 г. -«Союз-7» — А.В. Филипченко, В.Н. Волков.
13 октября 1969 г. -«Союз-8» — В.А. Шаталов, А.С. Елисеев.
11-18 октября 1969 г.-первый групповой полет космических кораблей «Союз-6» -«Союз-7» -«Союз-8». Проведены эксперименты по сварке металлов в условиях вакуума и невесомости.
1-19 июня 1970 г. -«Союз-9» -А.Г. Николаев, В.И. Севастьянов. 18 суток проводилась программа научно-технических и медико-биологических исследований.
23-25 апреля 1971 г. -«Союз-10» — В.А. Шаталов, А.С. Елисеев, Н.Н. Рукавишников. Во время полета произведена стыковка «Союз-10» — станция «Салют».
6-30 июня 1971 г. -«Союз-11» — Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков, В.И.Поидаев. После 24-х дней на орбите программа успешно выполнена, но при возвращении экипаж погиб.
27-29 сентября 1973 г. -«Союз-12» — В.Г. Лазарев, О.Г. Макалов. Произведена проверка усовершенствования бортовых систем.
18-26 декабря 1973 г. -«Союз-13» — П.И. Климук, В.В. Лебедев.
3-9 июля 1974 г. -«Союз-14» — П.Р. Попович, Ю.П. Артыхин. Успешная стыковка «Союз-14» — «Салют-3» (станция).
26-28 августа 1974 г. -«Союз-15» — Г.В. Сарафанов, Л.С. Демин.
2-8 декабря 1974 г. -«Союз-16» — А.В. Филипченко, Н.Н. Рукавишников. Проведены испытания нового стыковочного аппарата.
11 января-9 февраля 11975 г. -«Союз-17» — А.А. Губарев, Г.М. Гречко. Стыковка «Союз-17» — «Салют-4». Успешно выполнен большой объем научных исследований и экспериментов.
24-26 июля 1975 г. -«Союз-18» — П.И. Климчук, В.И. Севастьянов осуществили 63-суточный полет на борту научной станции «Салют-4», за время которого произвели стыковку «Союз-18» — «Салют-4». Выполнен комплекс научно-технических задач, медико-биологические и прикладные исследования.
15-21 июля 1975 г. — Состоялся 1 в мире Международный совместный советско-американский космический полет по программе «Союз» — «Апполон». Произведена стыковка корабля «Союз-19» на борту с А.А. Леоновым и В.Н. Кубасовым и корабля «Апполон», пилотируемого Т. Стаффором, Д. Слейтоном, В. Брандом.
6 июля — 24 августа 1976 г. -«Союз-21» — Б.В. Волынов, В.М. Жолобов. Произведена стыковка «Союз-21» — «Салют-5».
15-23 сентября 1976 г. -«Союз-22» — В.Ф. Быковский, В.В.Аксенов. Космонавты произвели фотографирование Земли с помощью многозональной аппаратуры по программе «Итеркосмос».
14-16 октября 1976 г. -«Союз-23» — В.Д. Зудов, В.И. Рождествеский.
7-25 февраля 1977 г. -«Союз-24» — В.В. Горбатко, Ю.Н. Глазков. Стыковка «Союз-26» — «Салют-6».
9-11 октября 1977 г. -«Союз-25» — В.В. Коваленок, В.В. Рюмин.
10 декабря 1977 г. — 16 марта 1978 г. -«Союз-26» — Ю.В. Раманенко, Г.М. Гречко в длительном полете произведена стыковка «Союз-26» — «Салют-6».
10-16 января 1978 г. -«Союз-27» — В.А. Дженникобеков, О.Г. Макаров. Произведена стыковка «Союз-27» — «Салют-6».
2-10 марта 1978 г. -«Союз-28» — На борту 1 Международный экипаж: Герой Советского Союза А.А. Губарев и космонавт-исследователь ЧССР В. Ремек. Стыковка «Союз-28» — «Салют-6». Проводились совместные научно-технические исследования и эксперименты.
15 июня — 2 ноября 1978 г. -«Союз-29» — «Салют-6» — 140 суток в полете В.В. Коваленок и А.С. Иванченко. Выполнили совместные исследования с международными экипажами.
27июня-5 июля 1978 г. -«Союз-30» — 2 Международный экипаж — Дважды Герой Советского Союза П.И. Климук и космонавт-исследователь Польши М. Гермагиевский. Произведена стыковка «Союз-29» — «Салют-6» — «Союз-29».
26 августа- 3 сентября 1978 г. — «Союз-31» — 3 Международный экипаж: Дважды Герой Советского Союза В.Ф. Быковский и космонавт-исследователь ГДР З.Йен. Выполнен полет по программе «Итеркосмос».
25 февраля — 19 августа 1979 г. — «Союз-32» — В.А. Ляхов, В.В. Рюмин. Произвели стыковку «Слюз-32» — «Салют-6», приняли на ее борт грузы, доставленные транспортными кораблями « Прогресс», вышли в открытый космос.
10-12 апреля 1978 г. -«Союз-33» — 4 Международный экипаж: Дважды Герой Советского Союза Н.Н. Рукавишников и космонавт-исследователь Н.Р. Болгарии, Г. Иванов.
9 апреля 1980 г. -«Союз-35» — Л.И. Попов и В.В. Рюмин перешли в орбитальную станцию «Салют-6» и приступили к выполнению обширной программы 185-суточного полета. «Самлют-6» на орбите уже свыше 3-х лет. Завершен полет 11 октября 1980 г.
26 мая-3 июня 1980 г. — Дважды Герой Советского Союза В.Н. Кубасов и гражданин Венгрии Берталан Фаркаги Выполнили очередной 5 международный полет по программе «Интеркосмос».
5-9 июня 1980 г. -Произведены испытания нового космического корабля «Союз-Т-2». На борту Ю.В. Малышев и В.В. Аксенов. Совместно с экипажем «Салют-6» выполнили программу исследований и экспериментов.
23-31 июня 1980 г. -«Союз-37» — 6 Международная экспедиция «Союз-37» — «Салют-6» — «Союз-36». На борту Дважды Герой Советского Союза В.В. Горбатко и космонавт-исследователь Республики Вьетнам Фан Туан.
18-26 сентября 1980 г. -«Союз-38» — 7 Международная экипаж Герой Советского Союза Ю.В. Романенко и кубинец Арнальдо Тамайо Мендее. Посетили станцию «Салют-6» и вернулись на Землю. Орбитальный комплекс «Союз-37» — «Салют-6» — «Союз-38».
27ноября — 10 декабря 1980 г. — Л. Кизим, О. Макаров и Г. Стрекалов провели испытания трехместного корабля «Союз Т» в автономном полете и входе совместных работ с орбитальным комплексом «Салют-6» — «Прогресс».
12 марта — 26 мая 1981 г. — «Союз Т-4» — «Салют-6» — В.В.Коваленок, В.П.Савиных.
22-30 марта 1981- «Союз-39» — «Салют-6». В.Джангибеков (СССР) — Ж.Гуррачча (Монголия) образовали орбитальный комплекс «Союз-Т-4» — «Салют-6» — «Союз-40».
14 -22 мая 1981 г. -«Союз- 40» — «Салют-6». На борту Л. Попов(СССР) — Д.Прунариу (Румыния). После «Союз-Т-4» — «Салют-6» — «Союз-40».
24 июня — 2 июля 1982 г. «Союз-Т-6» — «Салют-7». Советско-французский экипаж — В. Джанибеков, А. Иванченков — Жан Луи Кретьен. 26 июня после «Союз Т-5»-«Салют-7»-«Союз-Т-6»
19-27 августа 1982 г. -«Союз-Т-7»- «Салют-7»- «Союз-Т-5» На борту Л.И. Попов, А.А. Серебров, С.Е. Совитская — вторая в СССР женщина космонавт.
27 июня-23 ноября 1983 г. «Салют-7»-«Союз-Т-9»-150 суток на борту О.К. В.А. Ляхов, А.П. Александров. Эксперименты в интересах науки и народного хозяйства. Проведены монтажно-сборочные работы в открытом космосе.
продолжение
–PAGE_BREAK–8 февраля-2 октября 1984г. -«Союз Т-10»- «Салют-7»- «Союз Т-11» Л.Д. Кизим, В.А. Соловьев, О.Ю. Атьков.
17-29 августа 1984г. «Салют-7»-«Союз Т-12». Впервые в открытом космосе женщина космонавт С.Е. Совитская, В.А. Джанибеков, И.П. Волк.
1988г. -2 полет Жана Луи Кретьена на орбитальном комплексе «Мир».
Декабрь 1990г.- неделю на орбитальном комплексе «Мир» работал японский журналист Тоехиро Акияма. Его теле репортажи смотрела вся Япония.
18-26 мая 1991г. В космосе англичанка Хелен Шарман.
Октябрь 1991г. — на станции «Мир» инженер электрик из Австрии, Франц Фибел. Программа исследования «Астромир».
Март 1992г. — осуществлен российско-германский проект «Мир-92». На борту Клаус Дитрих Фиаде.
Глобальность космических полетов, перспективы развития космонавтики, тот факт, что все большее число стран выходит в космос, дороговизна космических программ настоятельно требуют всемирного сотрудничество в освоении космического пространства.1992 год ООН объявила международным годом космоса.
1992 г.- подписано новое соглашение о сотрудничестве в космонавтике между Россией и США. В последние годы подписаны соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях с Италией, Бразилией, ФРГ, Канадой, Финляндией, Швейцарией…( а до этого — с ГДР, Францией, Польской Н.Р., ЧССР, ФРЮ, Кубой, Вьетнамом, Индией…). Широко развивается сотрудничество на космической основе. Космонавтика начала приносить солидный доход и в рублях и в иностанной валюте.
Космический корабль многоразового использования «Энергия»-«Буран».
Через 31 год после запуска первого в истории человечества искусственного спутника Земли весом около 83,6 кг наша самая новая ракета-носитель «Энергия» вывела на околоземную орбиту груз весом свыше 100 тонн. Это космический корабль «Буран», совершивший свои 2 первых витка и красиво приземлившийся на Байконуре. «Энергия»- базовая ракета целой системы ракета-носитель. Решение о создании системы «Энергия» — «Буран» было принято еще в 1976г. 15 мая 1987 г. — впервые стартовала советская ракета-носитель «Энергия». В качестве полезного груза использовался макет космического корабля. Основная цель запуска: получение опытных данных о работе конструкции, ее бортовых системах в условиях реального полета — была достигнута.
15 ноября 1988 г. — 2 запуск ракетоносителя «Энергия».
В качестве полезного груза на этот раз для нее одновременно стартовал орбитальный корабль «Буран».
Чисто внешне система «Энергия»-«Буран» напоминала американский «Спейс»-«Шатл».
«Буран»- многоразовый корабль с возвращением из космоса, построенный по схеме самолета «бесхвостка». Длина «Бурана»-36,4 м, размах крыла около 2,4 метра, высота более 16 метров. Стартовая масса около 100 тонн (на топливо приходится 14 тонн.). Для перевозки «Энергия»- «Буран» и блоков ракетоносителя «Энергия» служил огромный самолет «Мрия». (Ноябрь 1989 г.)
Комплекс «Энергия»- «Буран» открыл большие возможности на новом этапе развития космонавтики: вывод на орбиту, возврат с орбиты больших искусственных спутников Земли, блоков орбитальных станций, спасение космонавтов в аварийных ситуациях, монтажные работы для создания в космосе огромных электростанций и стартовый площадок. Это серьезная база для осуществления заветной мечты- пилотируемых экспедиций на Марс.
В 1990 была установлена ракета-носитель «Энергия- М» — облегченный вариант ракета- носитель «Энергия». На низкие орбиты искусственных спутников Земли этот носитель может выводить аппаратуру массой до 35 тонн, а на геостационарную орбиту — до 6 тонн. Стартовая масса «Энергия-М» — 1050 тонн.
Вслед за «Спейс»- «Шатлами» и «Бураном» идет разработка многоразового корабля «Гермес» и обсуждаются возможности его стыковки в будущем российскими орбитальными комплексами.
Полет станции «Мир» продолжается: 11 лет на орбите.
Одиннадцать лет назад в Советском Союзе была запущена восьмая долговременная орбитальная станция (ДОС). Это событие произошло 20 февраля 1986 г. в 00 ч 28 мин 23 с по декретному московскому времени. Для выведения станции «Мир» на низкую опорную орбиту использовалась ракета-носитель (РН) «Протон», стартовавшая с космодрома Байконур. Последующий перевод на рабочую орбиту высотой около 350 км был осуществлен с помощью двигательной установки самой ДОС.
В настоящее время высота орбиты станции «Мир» корректируется в пределах 375-410 км, чему соответствует изменение периода обращения в пределах 91,9-92,6 мин, угол наклонения к плоскости экватора равен 51,6°.
Первый экипаж в составе командираЛеонида Кизима (третий полет) и бортинженераВладимира Соловьева (второй полет) прибыл на станцию 15 марта 1986 г. в грузо-пассажирском транспортном корабле «Союз Т-15» (последний корабль этой серии), который стартовал 13 марта с космодрома Байконур. Отсюда проводились все последующие запуски модулей ДОС (РН «Протон»), транспортных кораблей «Союз» и «Прогресс» (РН «Союз»). Упомянутый экипаж провел уникальную космическую экспедицию, установив своеобразный космический рекорд работы на двух станциях в одном полете. Проработав на станции «Мир» до 5 мая, космонавты отстыковались и отправились на летавшую в то время по орбите вокруг Земли станцию «Салют-7». Проведя там научные эксперименты (с 6 мая по 25 июня; всего 49 сут 22 ч), экипаж на корабле «Союз Т-15» вернулся на станцию «Мир», захватив с собой около 300 кг наиболее ценной научной аппаратуры. Исследования на станции «Мир» были продолжены до 16 июля, общее время работы на ней первой основной экспедиции (ЭО-1) составило 70 сут 11 ч 58 мин.
За одиннадцать лет полета ДОС «Мир» находилась без экипажа только 13,5 месяцев, а с 8 сентября 1989 г. постоянно обитаема. Конфигурация ДОС «Мир» за десять лет претерпела значительные изменения и сейчас она выглядит следующим образом. Основу станции составляетбазовый блок «Мир», к агрегатному отсеку которого пристыкованастрофизический модуль «Квант», имеющий стыковочный узел по схеме «конус-штырь» для взаимодействия с ТКА «Союз» или «Прогресс». К четырем боковым стыковочным узлам переходного отсека пристыкованы:модуль дооснащения «Квант-2»,технологический модуль «Кристалл», исследовательский модуль «Спектр» и научный модуль «Природа». На осевом стыковочном узле (по схеме «конус-штырь») оставлено место для причаливания ТКА «Союз» или «Прогресс». На модуле «Кристалл» установлен андрогинный стыковочный узел, предназначавшийся для стыковки с многоразовым орбитальным кораблем «Буран». В 1993 г. к нему пристыковывался корабль «Союз ТМ-16». Сейчас этот узел применяется для стыковок с американской многоразовой орбитальной ступенью «Атлантис». При этом используется присоединенный к модулю «Кристалл» специальный стыковочный отсек, доставленный в полете STS-74. В перечисленной комплектациимасса станции из шести модулей составляет около 122 т, суммарный объем герметичных помещений — более 400 м3. Кроме шести модулей ДОС в данный сложный орбитальный научно-исследовательский комплекс могут входить один (или два) пилотируемый корабль «Союз», автоматический корабль «Прогресс» (или второй «Союз») и «Атлантис». Тогда общая масса орбитального комплекса составляет около 250 т. Габаритные размеры комплекса весьма внушительны: 33 м по главной продольной оси, которая проходит через блок «Мир», модуль «Квант» и два транспортных корабля; 27,5 м по корпусам модулей «Квант-2» и «Спектр»; около 31 м по корпусам модулей «Природа» и «Кристалл» со стыковочным отсеком.
За время полета на внешней поверхности ДОС появились заметные конструктивно-компоновочные изменения. В 1987 г. Ю.В. Романенко и А.И. Лавейкин установили на базовом блоке дополнительную третью солнечную батарею. В 1991 г. В.М. Афанасьев и М.Х. Манаров смонтировали на нем телескопическую грузовую стрелу и испытали ее работоспособность. С тех пор эта стрела облегчает транспортировку грузов и космонавтов к месту работы и экономит массу времени при выходе в открытый космос. В том же году А.П. Арцебарский и С.К. Крикалев собрали из стержневых элеметов 20-секционную ферму «Софора» длиной 14 м. С помощью монтажной платформы ферма закреплена на модуле «Квант» под углом 79° к продольной оси ДОС. На свободном конце этой фермы в 1992 г. А.Я. Соловьев и С.В. Авдеев смонтировали выносную двигательную установку для облегчения управления станцией по крену. В 1993 г. А.А. Серебров и В.В. Циблиев рядом с «Софорой» собрали из трансформируемых ячеек ферму «Рапана» длиной 6 м, которая затем была В. Г. Корзуном и А.Ю. Калери достроена фермой «Стромбус» до 11,5 м. В 1995 г. В.Н. Дежуров и Г.М. Стрекалов одну из солнечных батарей модуля «Кристалл» перенесли на модуль «Квант». В общей сложности совершено 59 выходов в открытый космос суммарной продолжительностью 259 ч 47 мин. Один выход на 6 ч 2 мин совершили американцы из ступени «Атлантис», когда она была пристыкована к станции «Мир».
Бортовая энергосистема ДОС снабжает научную аппаратуру и оборудование бортовых обеспечивающих систем электроэнергией от аккумуляторов, систематически заряжаемых с помощью солнечных батарей. Состав газовой среды в жилых и рабочих помещениях ДОС не отличается от земного. Это позволяет использовать обычное оборудование для научных исследований, облегчает сравнение результатов экспериментов, проводимых на орбите, с контрольными на Земле, а также уменьшает опасность возникновения пожаров. Здесь прошли всестороннюю проверку и включены в штатный состав система обеспечения жизнедеятельности экипажа, получающая кислород методом электролиза воды, а также безрасходная система ориентации и стабилизации с использованием силовых гироскопов (гиродинов).
Одним из важнейших достоинств конструктивно-компоновочной схемы станции «Мир» является заложенная при проектировании высокая ремонтопригодность. Благодаря удачно подобранной стратегии регламентно-профилактических работ удалось значительно увеличить ресурс ее активного существования.
Важный результат программы — созданиесистемы транспортно-технического обеспечения (ТТО) космических объектов (КО) на орбите. Эта система предназначена длявыведения КО на заданные орбиты, увеличения срока активного существования, повышения эффективности, надежности и безопасности эксплуатации обслуживаемых КО. Очевидно, что без ТТО невозможно было обеспечить длительный полет ДОС. Уникальным достижением мировой космонавтики является успешное обеспечение длительного эффективного функционирования станции «Мир» в течение уже более одиннадцати лет. При этом системой ТТО решаются следующие основные задачи:
1) доставка и смена экипажей основных экспедиций ДОС;
2) доставка на станцию и возвращение на Землю экипажей посещения;
3) материально-техническое обеспечение станции, т.е. снабжение расходными компонентами, запчастями и т.п.;
4) регулярное и оперативное возвращение на Землю результатов деятельности экспедиции на орбите;
5) техническое обслуживание (профилактика, ремонт, замена блоков);
6) проведение монтажно-сборочных работ (солнечные батареи, радиоантенны, исследовательская аппаратура, ферменные конструкции);
7) сборка многоблочной ДОС. Впервые потребность создания транспортно-космических систем (ТКС)возникла после появления в 1971 г. долговременных орбитальных станций типа «Салют». ТКС предназначались для повышения эффективности и увеличения сроков эксплуатации ДОС путем решения задач ТТО с помощьютранспортных космических аппаратов (ТКА). Для решения этих задач создан комплекс грузо-пассажирских («Союз», «Союз-Т») и грузовых («Прогресс») космических аппаратов, а такжеспускаемых грузовых капсул (СГК). В КБ «Салют» и на машиностроительном заводе им. М.В. Хруничева был разработан функционально-грузовой модуль, решавший задачи универсального транспортного корабля снабжения (УТКС). Он прошел успешные летные испытания в автономном полете («Космос-929») и использовался («Космос-1267», «Космос-1443», «Космос-1686») для расширения возможностей станций «Салют-6» и «Салют-7». В настоящее время на основе УТКС создаются блоки международной станции «Альфа». На этом же заводе изготовлялись все станции типа «Салют» и блоки станции «Мир», здесь серийно выпускается одна из самых надежных в мире РН «Протон».
По мере усложнения станций типа «Салют», снабженных двумя стыковочными узлами, и создания станции «Мир» с семью узлами расширился круг решаемых ими задач, заметно возросли требования и были выдвинуты новые задачи ТТО. Появились новые транспортные корабли: модернизированные «Союз ТМ» и «Прогресс М». Кроме того, учитывая экстремальные условия космических полетов, экспериментально прорабатывались задачи аварийного спасения и срочного возвращения экипажей на Землю. Станция «Мир» с 1987 г. работает в рамках международных программ. С 1995 г. международной стала и транспортно-космическая система, после того, как в ее состав была функционально включена американская орбитальная ступень «Атлантис». В ходе продолжительной эксплуатации ТКС накоплен бесценный опыт управления длительными орбитальными полетами.
За одиннадцать лет работы транспортно-космической системы проведено 77 успешных запусков ракеты-носителя «Союз», 6 стартов «Протона» и 5 стартов «Спейс Шаттла» (данные приводятся на 20 февраля 1997 г.). С использованием грузопассажирских кораблей типа «Союз» доставлено 23 экспедиции основные (30) и 14 экспедиций посещения (ЭП). При этом за 25 пилотируемых полетов кораблей «Союз» на станцию «Мир» прибыло 22 советских, 13 российских и 15 иностранных (из 9 стран) космонавтов (67 «человекополетов»). В пяти полетах «Атлантиса» было доставлено 5 членов основных экспедиций (среди них двое наших) и 25 членов (один канадец, остальные американцы) кратковременных экспедиций посещения. Всего на станции «Мир» побывало 79 космонавтов и астронавтов (97 «человекополетов»). При этом Александр Викторенко и Анатолий Соловьев работали на станции по четыре раза, еще 12 человек по два раза. Суммарная продолжительность работы космонавтов и астронавтов на станции «Мир» составила более 9000 «человекосуток». С помощью 18 грузовых ТКА «Прогресс» и 33 «Прогресс М» доставлено около 125 т грузов, что превосходит суммарную массу шести модулей самой станции. Это еще раз подчеркивает важность ТКС.
Основные направления научных исследований на ДОС «Мир»: астрофизика, геофизика, космическая технология, медицина, биология, биотехнология.
Самыми значительнымиастрофизическими достижениями стали наблюдения с телескопами орбитальной обсерватории «Рентген», установленной на модуле «Квант», созданной совместно специалистами СССР, Великобритании, Нидерландов, ФРГ и ЕКА. Получен огромный объем информации о рентгеновских источниках в различных районах Вселенной. Регулярно с помощью телескопов «Глазар» и «Глаэар-2» проводились обзоры небесной сферы для создания звездного атласа в ультрафиолетовом диапазоне. Очень повезло астрономам, что вспышка сверхновой в Большом Магеллановом Облаке произошла в тот момент, когда на орбите уже находилась станция «Мир». Это позволило наблюдать развитие сверхновой в диапазонах электромагнитных волн, недоступных для наземных приборов.
С помощью различных спектрометров в течение многих лет ведутся регулярныегеофизические исследования. Проводятся измерения потоков заряженных частиц высоких энергии и их взаимодействие с магнитным полем Земли, изучается их вклад в радиационные пояса. По результатам наблюдений получена новая информация о верхних слоях атмосферы, полярных сияниях, потоках микрометеорных частиц вдоль орбиты ДОС. Материалы с результатами геофизических исследований либо привозились космонавтами при возвращении, либо доставлялись с помощью специальных СГК. Постоянно ведутся съемки различных районов планеты (в том числе зарубежных территорий на коммерческой основе) с целью исследования природных ресурсов Земли и окружающей среды.
Эксперименты покосмической технологии проводились на электронагревательных установках отечественного и зарубежного производства. Цель этих работ — изучение процессов структурообразования металлических сплавов в условиях невесомости и получение кристаллов полупроводниковых материалов улучшенного качества. Изучалось влияние факторов открытого космического пространства на различные материалы и элементы электрорадиосистем.
Постоянно проводятся эксперименты, направленные на дальнейшее совершенствование космической техники, проверку конструкторско-технологических решений и испытания новых образцов, включая монтажно-сборочные работы. Сюда же относятся исследования динамических характеристик ДОС «Мир» в различной конфигурации. Важным техническим экспериментом стало испытание индивидуального средства передвижения космонавта в открытом космосе. Испытательные полеты на «космическом кресле» успешно провели А.А. Серебров и А.С. Викторенко в феврале 1990 г. Сейчас оно выведено в открытый космос и прикреплено к внешней поверхности модуля «Кристалл».
продолжение
–PAGE_BREAK–Был проведен оригинальный эксперимент (на грузовом корабле «Прогресс М-15») по развертыванию в космосе крупногабаритного бескаркасного пленочного отражателя. Такие отражатели могут использоваться в качестве солнечного паруса для создания тягового усилия или для освещения районов земной поверхности отраженным солнечным светом.
Выполнены многочисленныебиологические исследования жизненного цикла и изменений в развитии высших растений и животных в условиях космического полета. Проводились эксперименты по электрофоретическому разделению и очистке биологически активных веществ и лекарственных препаратов. Получены и доставлены на Землю опытные партии монокристаллов белковых соединений для последующего использования в фармакологии.
На станции постоянно ведутсямедицинские эксперименты, наблюдения и исследования по дальнейшей оценке влияния невесомости и других факторов космического полета на организм человека. Апробирована и доведена до практического использования созданная в нашей странесистема профилактических предполетных, полетных и реадаптационных мероприятий, включающая режимы работы, отдыха и питания, программы проведения наземных и орбитальных тренировок, вопросы применения фармакологических средств и специальных устройств, обеспечение психологической поддержки и многое другое. Это позволило без ущерба для здоровья совершать длительные космические полеты, сохраняя высокую работоспособность и хорошее самочувствие у мужчин и женщин. Обширная статистика это подтверждает. Наш единственный в мире многолетний опыт в этой области сейчас интенсивно осваивают американские ученые и астронавты для реализации его на станции «Альфа». Советскими и российскими космонавтами за 11 лет в 17 полетах достигнута длительность пребывания на орбите 4-5 месяцев, около 6 месяцев продолжалось 18 полетов, четыре полета (Романенко Ю.В., Титов В.Г., Манаров М.Х., Крикалев С.К.) длились 10-12 месяцев. Кроме того, превысив рекорды своих стран, два американских астронавта летали на станции «Мир» по 4 месяца и немецкий космонавт — 6 месяцев. Полеты космонавтов на станции «Мир» существенно подняли планку и мировых рекордов. ВрачВ.В. Поляков совершил два полета продолжительностью 240 и 437 сут, установив абсолютные мировые рекорды продолжительности за один полет и по суммарному пребыванию в космосе. Особого внимания заслуживают рекордные полеты женщин: 169-ти суточный полетЕлены Кондаковой и 188-ми суточный полетШеннон Люсид.
В сжатом виде все транспортные операции системы ТТО, проведенные за 11 лет функционирования станции “Мир”, представлены в таблице.
Орбитальная станция «Мир»,хроника полетов
(1986-1997)
Космические аппараты
Продолжит. Полета
старт
сут
час
мин
1986
20.02
«_»
Станция «Мир»
13.03
16.07
«Союз Т-15»
125:
00:
01
16.07
Кизим Л.Д.(«Маяк») (ЭО-1)Т-15
125:
00:
01
16.07
Соловьв В.А. (ЭО-1)/Т15
125:
00:
01
19.03
21.04
«Прогресс-25»; 2482кг
32:
15:
52
23.04
23.06
«Прогресс-26»; 2405кг
60:
22:
47
21.05
30.05
«Союз ТМ» (беспилотный)
8:
20:
56
1987
16.01
25.02
«Прогресс-27»; 2406 кг 40:
10:
47
06.02
30.07
«Союз ТМ-22»
174:
3:
26
29.12
Романенко Ю.В. (ЭО-2)/ТМ-3
326:
11:
38
30.07
Лавейкин А.И. (ЭО-2)/ТМ-2
174:
3:
26
03.03
28.03
«Прогресс-28»; 2084 кг 24:
16:
35
31.03
Модуль «Квант»; 576 кг
21.04
11.05
«Прогресс-29»; 2227 кг
19:
16:
15
19.05
19.07
«Прогресс-30»; 1656 кг
61:
1:
40
22.07
29.12
«Союз ТМ-З»
160:
7:
17
30.07
Викторенко А.С. (ЭО-1)/ТМ-2
7:
23:
5
29.12
Александров А.П. (ЭО-2)/ТМ-3
160:
7:
17
30.07
[Фарис М.А. — Сирия] (ЭО-1)/ТМ-2
7:
23:
5
04.08
23.09
«Прогресс-31»; 2441 кг
50:
4:
18
24.09
19.11
«Прогресс-32»; 2341 кг
56:
1:
14
21.11
19.12
«Прогресс-33»; 2082 кг
27:
13:
49
21.12
17.06.1988
«Союз ТМ-4»
177:
22:
55
21.12.1988
Титов В.Г. («Океан „) (ЭО-3)/ТМ-6
365:
22:
39
21.12.1988
Манаров М.Х. (ЭО-3)/ТМ-6
365:
22:
39
29.12.1987
Левченко А.С. (ЭО-2)/ТМ-3
7:
21:
58
1988
21.01
04.03
«Прогресс-34“: 2324 кг
43:
8:
38
24.03
05.05
«Прогресс-35»: 2283 кг
42:
9:
54
13.05
06.06
«Прогресс-36»: 2337 кг
23:
20:
48
07.06
07.09
«Союз ТМ-5»
91:
10:
47
17.06
Соловьи» А.Я. (ЭО-3)/ТМ-4
9:
20:
10
17.06
Савиных В.П. (ЭО-3)/ТМ-4
9:
20:
10
17.06
[Александров А.П.-НРБ] (ЭО-3)/ТМ-4
9:
20:
10
19.07
12.08
«Прогресс-37»; 2305 кг
16:
33
29.06
21.12
«Союз ТМ-6»
114:
5:
54
07.09
Ляхов В.А. {«Протон»)(ЭО-3)/ТМ-6
8:
20:
27
27.04.1989
Поляков В.В. (ЭО-3, ЭО-4)/ТМ-7
240:
22:
35
Даты операций
Космические аппараты
Продолжит. полета
старт
посадка
(«Позывные»)
сут
час
мин
07.09
(Моманд А.А. — Афган.](ЭП-4)/ТМ-5
8:
20:
27
10.09
23.11
«Прогрвсс-38»; 2282 кг
74:
18:
33
26.11
27.04.1989
«Союз ТМ-7»
151:
11:
8
27.04.89
Волков А.А. (ЭО-4)/ТМ-7
151:
11:
8
27.04.89
Крикалев С.К. (ЭО-4)/ТМ-7
151:
11:
8
21.12.1988
[Кретми Ж.Л.-Франция](ЭП-5)/ТМ-6
24:
18:
7
25.12
07.02.1989
«Прогресс-39» 2242 кг
44:
9:
37
10.02
05.03
«Прогресс-40»; 1993 кг
22:
7:
34
16.03
25.04
«Прогресс-41»; 2238 кг
39:
18:
17
23.08
01.12
«Прогресс М»; 2682 кг
100:
8:
11
06.09
19.02.1990
«Союз ТМ-8»
166:
6;
58
19.02.90
Викторенко А.С. (ЭО-5)/ТМ-8
166:
6:
58
19.02.90
Серебров А.А. (ЭО-5)/ТМ-8
166:
6:
58
26.11
«_»
Модуль «Квант»; 1596 кг
* * *
20.12
09.02.1990
«Прогресс М-2»; 2726 кг
51:
4:
25
1990
11.02
09.08
«Союз ТМ-9»
179:
1:
19
09.08
Соловьев А.Я. (ЭО-6)/ТМ-9
179:
1:
19
09.08
Баландин А.Н. (ЭО-6)/ТМ-9
179:
1:
19
01.03
28.04
«Прогресс М-З»; 2643 кг
58:
1:
42
0605
27.05
«Прогресс-42»; 2409 кг
21:
15:
43
31.05
«_»
Модуль «Кристалл»; 1965 кг
* * *
01.08
10.12
»Союз ТМ-10″
130:
20:
36
10.12
Манаков Г.М. (ЭО-7)/ТМ-10
130:
20:
36
10.12
Стрекалов Г.М. (ЭО-7)/ТМ-10
130:
20:
36
15.08
20.09
«Прогресс М-4»; 2689 кг
36:
7:
41
27.09
28.11
«Прогресс М-5»; 2594 кг
62:
1:
27
02.12
26.05.1991
«СОЮЗ ТМ-11 »
175:
1:
52
26.05.91
Афанасьев В.М. (ЭО-8)/ТМ-11
175:
1:
52
26.05.91
Манаров М.Х. (ЭО-8)/ТМ-11
175:
1:
52
10.12.1990
[Акияма Т. — Япония) (ЭП-6)ТМ-10
7:
21:
55
1991
14.01
15.03
«Прогресс М-6″; 2546 кг
60:
3:
17
19.03
07.05
«Прогресс М-7»; 2542 кг
49:
4:
2
18.05
10.10.1991
«Союз ТМ-12»
144:
15:
22
10.10.91
Арцебарский А.П. (ЭО-9)/ТМ-12
144:
15:
22
25.03.92
Крикалев С.К.(ЭО-9, ЭО-10)/ТМ-13
311:
20:
1
2605.91
Шармен X. — Великобр.(ЭП-7)/ТМ-11
7:
21:
15
30.05
16.08
«Прогресс М-8»; 2693 кг
76:
22:
30
Даты операций
Космические аппараты.
Продолжит. полета
старт
посадка
(«Позывные»)
сут
час
мин
21.08
30.09
«Прогресс М-9»;2730кг(в СГК 59кг) кг)
40:
9:
24
02.10
25.03.1992
«Союз ТМ-13»
175:
2:
51
25.03.92
Волков А.А. (ЭО-10)/ТМ-1З
175:
2:
51
10.10.91
Аубакиров Т.О. (ЭП-8)/ТМ-12
7:
22:
12
10.10.91
[Фибек Ф.-Австрия] (ЭП-8)/ТМ-12
7:
22:
12
17.10
20.01.92
»Прогресс М-10»; 2623, 5 кг
95:
12:
1
1992
25.01
13.03
«Прогресс М-11»; 2576 кг
48:
7:
57
17.03
10.08
«Союз ТМ-14»
145:
14:
11
10.08
Викторенко А.С. (ЭО-11 )/ТМ-14
145:
14:
11
10.08
Калери А.Ю. (ЭО-11)/ТМ-14
145:
14:
11
25.03
[Фладе К.Д. — ФРГ) (Эп-9)/ТМ-13
7:
21:
57
20.04
28.06
«Прогресс М-12»; 2748,5 кг
69:
2:
33
30.06
24.07
«Прогресс М-13»; 2752 кг
23:
15:
20
27.07
01.02.1993
«Союз ТМ-15»
188:
21:
39
01.02.93
Соловьев А.Я. (ЭО-12)/ТМ-15
188:
21:
39
01.02.93
Авдеев С.В. (ЭО-12)/ТМ-15
188:
21:
39
10.08.1992
(Тонини М.-Франция](ЭП-10)/ТМ-14
13:
18:
56
16.08
22.10
«Прогресс М-14»; 2532 кг
67:
00:
50
27.10
07.02.1993
«Прогресс М-15»; 2558 кг
102:
13:
23
1993
21.01
22.07
«Союз ТМ-16»
179: 00:
44
22.07
Манаков Г.М. (ЭО-13)/ТМ-16
179: 00:
44
22.07
Полещук А.Ф. (ЭО-13)/ТМ-16
179: 00:
44
21.02
27.03
«Прогресс М-16»; 2598 кг
33: 16:
53
31.03
03.03.1994
«Прогресс М-17»; 2603,5 кг
337:
22.05
04.07
«Прогресс М-18»;2192кг(в СГК25кг)
43: 10:
23
01.07
14.01.1994
«Союз ТМ-17″
196: 17:
46
14.01.94
Циблиев В.В. (ЭО-14)/ТМ-17
196: 17:
46
14.01.94
Серебров А.А. (ЭО-14)/ТМ -17
196: 17:
46
22.07.93
[Эньере Ж.П-Франция](ЭП-11)ТМ-16
20: 16:
09
11.08
13.10
«Прогресс М-19»;2248,5кг(в СГК 57кг) кг)
63: 1:
58
12.10
21.11
«Прогресс М-20»;2209,5 кг(в СГК60кг)
40: 11:
30
1994
08.01
09.07
«Союз ТМ-18»
182: 00:
27
09.07
Афанасьев В.М. (ЭО-15)/ТМ-18
182: 00:
27
09.07
Усачев Ю.В. (Э0-15)/ТМ-18
182: 00:
27
22.03.95
Поляков В.В.(ЭО-15, ЭО-16, ЭО-17)/ТМ-20
437: 17:
58
28.01
23.03
«Прогресс М-21»; 2385 кг
53: 3:
48
22.03
23.05
«Прогресс М-22»; 2363 кг
61: 23:
58
22.05
02.07
«Прогресс М-23»; 2207кг(в СГК 56,5 кг)
41: 10:
38
продолжение
–PAGE_BREAK–
Даты операций
Космические аппараты.
Продолжительность полета
старт
посадка
«Позывные»
сут
час
мин
01.07
04.11
«Союз ТМ-19»
125:
22:
53
04.11
Маленченко Ю.И. (ЭО-16)/ТМ-19
125:
22:
53
04.11
Мусабаев Т.Д. (ЭО-16)/ТМ-19
125:
22:
53
25.08
05.10
«Прогресс М-24»; 2355 кг
60:
8:
5
04.10
22.03.1995
«Союз ТМ-20»
169:
5:
21
22.03
Викторенко А.С. (ЭО-17)/ТМ-20
169:
5;
21
22.03
Кондакова Е.В. (ЭО-17)/ТМ-20
169:
5:
21
04.11
[Мербольд У.-ЕКА-ФРГ](ЭП-12)/ТМ-19
31:
12:
36
11.11
16.02.1995
«Прогресс М-25»; 2380,4 кг
97:
9:
30
1995
15.02
15.03
«Прогресс M-26»; 2388,1 кг
27:
13:
27
14.03
11.09
«Союз TM-21»
115:
8:
43
07.07
Дежуров В.Н. (ЭО-18)/SТS-71
115:
8:
43
07.07
Стрекалов Г.М. (ЭО-18)/SТS-71
115;
8:
43
07.07
(Тагард Н.И.-США](ЭО-18)/STS-71
115:
8:
43
09.04
23.05
«Прогресс М-27»; 2390 кг
43
7:
54
20.05
«_»
Модуль «Спектр», 6650 кг
* * *
27.06
07.07
«Атлантис»; STS-71
9:
19:
22
07.07
[Гибсон Р.Л.-США](ЭП-13)/STS-71
9:
19:
22
07.07
[Прекорт Ч.ДЖ.-США](ЭП 13)/STS-71
9:
19:
22
07.07
[Бейкер Э.Ш.-США](ЭП-13)/STS-71
9:
19:
22
07.07
[Харбо Г.Дж.-США](ЭП13)/SТS-71
9:
19:
22
07.07
[Даyбар Б.Дж.-США](ЭП-13)/STS-71
9:
19:
22
11.09
Соловьев А.Я. (ЭO-19)/ТМ-21
75:
11:
20
11.09
Бударин Н.М.(ЭО-19)/«Союз ТМ-21»
75:
11:
20
20.07
04.09
«Прогресс М-28»; 2379,5 кг
46:
6:
30
03.09
29.02.1996
«Союз ТМ-22»
179:
01:
42
22.02.96
Гидзенко Ю.П. (ЭО-20)/ТМ-22
179:
01:
42
29.02.96
Авдеев С.В. (ЭО-20)/ТМ-22
179:
01:
42
29.02.96
(Райтер Т.-ЕКА -ФРГ](ЭО-20)/ТМ-22
179:
01:
42
08.10.
19.12
«Прогресс М-29″, 2382,4 кг
71:
21:
24
21.11
20.11
«Атлантис»; STS-74
8:
4:
31
20.11
[Камерон К.Д.-США](ЭП-14)/STS-74
8:
4:
31
20.11
[Халселл Дж.Д.-США](ЭП-14)/ STS-74
8:
4:
31
20.11
[Росс Дж.Л. -США](ЭП-14)/ STS-74
8:
4:
31
20.11
[МакАртур B.C. — США](ЭП-14)/ STS-74
8:
4:
31
20.11
[Хадфилд К. — Канада](ЭП-14)/ STS-74
8:
4:
31
18.12
22.02.1996
«Прогресс М-3О», 2325 кг
66:
00:
26
Даты операций
Космические аппараты.
Продолжит. полета
старт
посадка
(«Позывные»)
сут
час
мин
1996
21.02
02.09
«Союз TM-23»
193:
19:
08
02.09
Онуфриенко Ю.И. (ЭО-21)/ТМ-23
193:
19:
08
02.09
Усачёв Ю.В. (ЭО-21)/ТМ-23
193:
19:
08
22.03
31.03
«Атлантис»; STS-76
9:
5:
17
31.03
[Чилтон К.Р.-США](ЭО-15)/STS-76
9:
5:
17
31.03
(Сирфосс Р.А.-США](ЭП-15)/STS-76
9:
5:
17
31.03
[Сига P.M. — США] (ЭП-15)/STS-76
9:
5:
17
31.03
[Клиффорд P.M. -США](ЭО-15)/STS-76
9:
5:
17
31.03
[Гудвин Л.М.-США](ЭП-15)/STS-76
9:
5:
17
26.09
[Люсид Ш.У.-США](ЭО-21,30-22)/STS-79
188:
4:
00
23.04
* — *
Модуль «Природа»
* * *
05.05
01.08
«Прогресс М-31″; 2410,2 кг
88:
12:
29
31.07
21.11
«Прогресс М-Э2″: 2407,8 кг
112:
3:
33
17.08
02.03.1997
«Союз ТМ-24»
02.03.97
Корзун В.Г. (ЭО-22)/ТМ-24
02.03.97
Калари А.Ю. (ЭО-22)/ТМ-24
02.09
[Андре-Двз К.-Франция](ЭП-16)/TM-23
15:
18:
24
16.09
26.09
«Атлантис»; STS-79
9:
5:
17
26.09
(Ридди У.Ф. — США](ЭО-17)/STS-79
9:
5:
17
26.09
[Уилкутт Т.У. — США](ЭО-17)/STS-79
9:
5:
17
26.09
[Эпт З.Дж. — США] (ЭП-17)/STS-79
9:
5:
17
26.09
[Эйкерс Т.Д.-США](ЭП-17)/STS-79
9;
5:
17
26.09
[Уолз К.Э. — США] (ЭП-17)/STS-79
9:
5:
17
22.01.97
[Блаха Дж.Э. — США](Э0-22)/STS-81
128:
5:
28
20.11
«Прогресс М-ЗЗ»; 2462 кг
1997
12.01
.01
«Атлантис»; STS-81
10:
4:
55
[Байкер М.А. — США](ЭО-18)/STS-81
10:
4:
55
[Джетт Б. — США](ЭП-18)/STS-81
10:
4:
55
[Уайэофф П.Дж. — США](ЭП-18)/STS-81
10:
4:
55
[Грунсфелд Дж.-США](ЭП-18)/STS-81
10:
4:
55
[Айвинс М.С.-США](ЭП-18)/STS-81
10:
4:
55
[Линенджер Д.М.-США](ЭО-22,30-23)/STS-84
10.02
«Союз ТМ-2»
Циблиев В.В. (ЭО-23)/ТМ-25
Лазуткин А.И. (ЭО-23)/ТМ-25
02.03
[Рейнхольд Э.-ФРГ](ЭП-19)/ТМ-24
19:
16:
35
06.04
«Прогресс М-34»
Полет станции «Мир» продолжается
(2-е полугодие 1995 г.).
ДЕВЯТНАДЦАТАЯ ОСНОВНАЯЭКСПЕДИЦИЯ (ЭО-19)
Первая стыковка американской орбитальной ступени «Атлантис» к модулю «Кристалл» орбитальной станции «Мир» состоялась 29 июня 1995 г. в 16 ч 00 мин 16 с (здесь и далее декретное московское время). Вместе с пятью американскими астронавтики (командир полета STS-71 Роберт Гибсон, пилот Чарльз Прекорг, специалисты — Эдлен Бейкер, Грегори Харбо. Бойни Данбар) на станцию «Мир» прибыл экипаж ЭО-19 (позывной «Родник»), в состав которого вошли Соловьев А.Я. и Бударин Н.М. Почти пять суток на станции «Мир» работало 10 человек. Расстыковка «Атлантиса» и «Мира» произошла 4 июля 1995 г. в 14 ч 09 мин 22 с. Приземлился «Атлантис» на космодроме Космического центра имени Дж. Кеннеди (мыс Канаверал, штат Флорида) 7 июля в 17 ч 54 мин 36 с ДМВ. Длительность полета «Атлантиса» составила 9 сут 19 ч 22 мин 17 с. Вместе с пятью членами экипажа STS-71 на Землю вернулся экипаж ЭО-18, в который входили Дежуров В.Н., Стрекалов Г.М. и американский астронавт Норман Тагард. В этом своем пятом полете он установил национальный рекорд США, который теперь равен 115 сут 8 ч 43 мин 2 с. Правда, пока он уступает достижению абсолютной мировой рекордсменки среди женщин Елены Кондаковой, пролетавшей в космосе 169 сут 5 ч 21 мин.
Работу на станции «Мир» продолжил экипаж ЭО-19: Соловьев АЛ. и Бударин Н.М. Они осуществили три выхода в открытый космос:
1) 14 июля 1995 г. (продолжительность 5 ч 34 мин) проведены осмотры зоны солнечной батареи на модуле «Квант-2», зоны соприкосновения на конусах модулей «Спектр» и «Кристалл»
, привалочного шпангоута бокового стыковочного узла на переходном отсеке базового модуля «Мир», осуществлен ввод в строй дополнительной солнечной батареи на «Спектре».
2) 19 июля 1995 г. (продолжительность 3 ч 08 мин) проведен демонтаж аппаратуры «Трек» (США) и кассет с образцами конструкционных материалов с внешней поверхности модуля «Квант-2» и поставлены новые кассеты для оценки влияния условий открытого космоса.
3) 21 июля 1995 г. (продолжительность 5 ч 50 мин) установлен спектрометр «Мирас» (Бельгия) на модуль «Спектр».
17 июля 1995 г. была проведена перестыковка модуля «Кристалл» с осевого стыковочного узла (ось X) на боковой (ось Z).
Затем была работа с грузовым кораблем «Прогресс М-28», стартовавшим 20 июля 1995 г. в 6 ч 04 мин 40 с ДМВ. Стыковка к переходному отсеку станции «Мир» проведена 22 июля в 8439 мин 37 с, отстыковка корабля «Прогресс М-28» прошла 4 сентября в 8 ч 09 мин 51 с ДМВ.
ДВАДЦАТАЯ ОСНОВНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (ЭО-20)
3 сентября 1995 г. в 12 ч 00 мин 22 с. с космодрома Байконур (Казахстан) был запущен очередной корабль «Союз ТМ-22», который пристыковался к переходному отсеку станции «Мир» 5 сентября в 13 ч 29 мни 53 с ДМВ. Он доставил экипаж ЭО-20 (позывной «Уран») в составе: командир Гидзеко Ю.П., бортинженер Авдеев С.В. и второй бортинженер Томас Райтер (Германия). Их дублерами были командир экипажа (позывной «Вулкан») Герой Советского Союза полковник Манаков Г.М. (69-й летчик-космонавт СССР, 229-й в мире), совершивший два полета, и новички Виноградов П.В. (отряд космонавтов НПО «Энергия») и астронавт Европейского космического агентства Крисгер Фуглесанг (Швеция).
Подполковник Гидзенко Юрий Павлович (329-й космонавт мира, 11-й летчик-космонавт РФ) родился 26 марта 1962 г. в селе Еланец Еланецкого района Николаевской области Украины. Окончил в 1983 г. Харьковское высшее военное авиационное училище им. С.И. Грицевца. Служил в авиационных частях Вооруженных сил СССР. Имеет квалификацию «Военный летчик 3 класса» (общий налет 730 часов) и «Инструктор парашютно-десантной подготовки» (145 прыжков). В октябре 1987 г. зачислен в отряд космонавтов ЦПК им. Ю.А. Гагарина. В 1994 г. заочно закончил Московский государственный университет геодезии и картографии. Герой Российской Федерации Авдеев Сергей Васильевич ( 274-й космонавт в мире, 2-й летчик-космонавт РФ) родился 1 января 1956 г. в г. Чапаевске Куйбышевской обл. Окончил в 1979 г. Московский инженерно-физический институт и распределен на работу в НПО «Энергия». В отрад космонавтов НПО «Энергия» зачислен в сентябре 1987 г. Первый полет длительностью 189 суток он совершил с 27 июля 1992 г. по 1 февраля 1993 г. в качестве бортинженере российско-французского экипажа на корабле «Союз ТМ-15» (вместе с Героем Советского Союза Соловьевым А.Я. и французом Мишелем Тонини) и ЭО-12 на станции «Мир». Выполнил 4 выхода в открытый космос общей продолжительностью 18 ч 21 мин. Имеет квалификацию «Космонавт 3 класса».
Астронавт Европейского космического агентства, гражданин Федеративной Республики ГерманииРейтер Томас (опыта космических полетов не имел) родился 23 мая 1958 г. во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Окончил Университет Вооруженных Сил Германии (Нойбиберг) в 1982 г. по специальности «Космические технологии». Прошел подготовку в качестве пилота военных реактивных самолетов на базе ВВС США Шепард (штат Техас). Служил в эскадрилье истребителей -бомбардировщиков в Германии (Ольденбург). В 1990 г. завершил курс обучения в Германском летно-испытательном центре (Манчинг), а в 1992 г. окончил Высшую школу летчиков-испытателей в Великобритании (ВоскомбДаун). Имеет квалификацию «Летчик-испытатель 1 класса», освоил 15 типов боевых реактивных самолетов (общий налет свыше 1500 ч). В мае 1992 г. Т. Райгер зачислен кандидатом в астронавты ЕКА и принят в Европейский центр астронавтов в Германии (Кельн). В августе 1993 г. приступил к занятиям в ЦПК им. Ю.А. Гагарина.
После передачи смены экипаж ЭО-19 сел в корабль «Союз ТМ-21 », на котором на станцию «Мир» прилетели Дежуров В.Н., Стрекалов Г.М., Тагард Н. Расстыковка произошла 11 сентября 1995 г. в 6 ч 30 мин 44 с ДМВ. Приземлился спускаемый аппарат корабля «Союз ТМ-21» с космонавтами Соловьевым А.Я. и Бударимым Н.М. в 9 ч 52 мин 40 с ДМВ 11 сентября 1995 г. в 108 км северо-восточнее г. Аркалыка в Казахстане. Длительность их полета составила 75 сут 11ч 20 мин 22 с. Суммарная длительность пребывания в космосе за четыре полета Соловьева А.Я. равна 453 сут 6 ч 28 мин. Напомним, что третий результат в мировой табели у Викторенко А.С. — 488 сут за четыре полета. Второе место у Макарова М.Х. (541 сут за два полета), а абсолютным рекордсменом мира является Поляков В.В. (678 сут за два полета).
12 ноября 1995 г. в 15 ч 30 ми 43 с ДМВ в свой 15-й полет (STS-74) с космодрома Космического центра имени Дж. Кенкеян (мыс Канаверал, штат Флорида) отправился «Атлантис» с пятью астронавтами (четыре американца и один канадец) на борту. 15 ноября в 9ч 27 мин 39 с ДМВ состоялась вторая (после STS-71) стыковка «Атлантиса» с «Миром», началась работа итернационального экипажа с представителями четырех стран.
ЭКИПАЖ ПОЛЕТА STS-74
Командир, полковник морской пехоты США, астронавт NASA Камерон Кеннет Д. (Сamегоn Kennet D.; 240-й в мире, 147-й астронавт США) родился 29 ноября 1949 г. в г. Кливленд (штат Огайо). В 1969 г. зачислен в морскую пехоту США, служил во Вьетнаме. В 1972-73 гг. прошел летную подготовку в г. Пенсакола (штат Флорида), получил квалификацию летчика морской авиации. В 1978 г. получил в Массачусетском технологическом институте степень бакалавра по аэронавтике и астронавтике, а в 1979 г. — степень магистpa. Служил в г. Ивакуни (Япония) в авиационной группе морских пехотинцев, затем — в Тихоокеанском ракетном испытательном центре. В 1982 г. закончил Школу легчиков-испытателей ВМФ США в г. Патаксент-Ривер (штат Мери-леид). Остеил 46 типов самолетов (общий налет 3400 час). В отряд астронавтов NASA зачислен в октябре 1984 г. Совершил два космических полета: 1) пилот корабля (STS-37, «Атлантис-8») 5-11 апреля 1991 г. 2) командир корабля (STS-56, «Дискавери-16») 8-17 апреля 1993 г. В 1994 г. руководитель полетных операций от NASA в ЦПК им. Ю.А. Гагарина при подготовке астронавтов NASA к полету на станции «Мир».
Пилот корабля, подполковник ВВС США, астронавт Халселл Джеймс Домльд. мл. (Halsell James Donald, Jr.; 310-й в мире, 195-й астронавт США) родился 29 сентября 1956 г. в г. Монро (штат Луизиана). В 1978 г. окончил Академию Военно-воздушных сил США и получил степень бакалавра машиностроения. В 1979 г. закончил курсы подготовки летчиков на базе ВВС Коламбус (штат Миссисипи). В 1983 г. получил степень магистра по менеджменту в Тройском университете (шт. Алабама), а в 1985 — по космическим операциям в Технологическом институте ВВС на базе Райт-Пайтерсон (штат Огайо). Затем окончил Школу летчиков-испытателей на базе ВВС Эдварде (штат Калифорния). Имеет налет на самолетах и планерах около 3000 часов. В отряд астронавтов NASA зачислен в июле 1991 г. Свой первый космический полет совершил 8-23 июля 1994 г. в качестве пилота корабля (STS-65, «Колумбия-17»). Продолжительность этого полета, равная 14 сут 17час. 35 мин, стала рекордной для американских МТКК «Спейс-Шаттл».
Специалист полета, полковник ВВС США. астронавтРосс Джерри Линн (Ross Jerry Lynn; 194-й в мире, 116-й астронавт США) родился 20 января 1948 г. в г. Краун Пойнт (штат Индиана). В 1970 г. окончил Университет Пердью, после получения степени бакалавра ему присвоили офицерское звание, там же в 1972 г. получил степень магистра по машиностроению. В 1976 г. закончил курсы инженеров-испытателей и был направлен на базу ВВС Эдварде, где принимал участие в летных испытаниях самолета-разведчика PC-135S и бомбардировщика В-1. Росс летал на самолетах 21 типа (общий налет более 2400 ч), имеет удостоверение на право пилотирования личного самолета. В отряд астронавтов зачислен в сентябре 1980 г. Совершил четыре полета на многоразовых транспортно-космических кораблях общей продолжительностью 27 сут 5 ч.21 мин:
1) 27 ноября-З декабря 1985 г. (STS-23-61B, «Атлантис-2»);
2) 2-6 декабря 1988 г. (STS-27, «Атлантис-З»);
3) 5-11 апреля 1991 г. (STS-37. «Атлантис-8»);
4) 26 апреля-8 мая 1993 г. (STS-55, «Колумбия-14»).
Специалист полета, подполковник Армии США МакАртур Вильям Сарлес, мл. (McArtur William Surles, Jr.; 302-й в мире, 190-й астронавт США) родился 26 июля 1951г. в г. Лауринбург (штат Северная Каролина). В 1973 г. окончил Военную академию США в г. Вест Пойнт (штат Нью-Йорк). В 1976 г. с отличием закончил Школу военной авиации в Форт Ракер (штат Алабама) и получил квалификацию военного летчика армии США. В 1983 г. окончил
Технологический институт (штат Джорджия) и получил степень магистра по аэронавтике, в 1987 г. окончил Школу летчиков-испытателей ВМС США в Патак-сент-Ривер (штат Мериленд). МакАртур освоил 37 различных типов самолетов (общий налет более 3300 час). В отряд астронавтов NASA зачислен в июле 1991 г. Свой первый космический полет совершил 18 октября — 1 ноября 1993 г. (STS-58, «Колумбия-15»).
Специалист полета, майор ВВС Канады, астронавт ККА Хадфилд Крис Остин (Hadfield Chris Austin; 337-й астронавт мира, 4-й астронавт Канады) родился 29 августа 1959 г. в г. Сарния (провинция Онтарио, Канада). В 1980 г. окончил начальные курсы летчиков в г. Портедж Ла Прейри (провинция Манитоба). В 1982 г. с отличием закончил Королевский военный колледж в г. Кингстон (пр. Онтарио), получил степень бакалавра. Затем в 1989 г. окончил Школу летчиков-испытателей на базе ВВС Эдварде (штат Калифорния). Общий налет более 2000 часов. В отряд астронавтов Канадского космического агентства зачислен в июне 1992 г. Опыта космических полетов не имел.
В полете STS-74 решались следующие основные задачи:
1) сближение и стыковка с модулем «Кристалл», который находится на боковом стыковочном узле переходного отсека базового модуля станции «Мир» (ось Z);
2) доставка и установка на модуле «Кристалл» специального стыковочного отсека, разработанного в РКК «Энергия» им. С.П. Королева, с двумя андрогинными узлами для обеспечения последующих стыковок с «Атлантисом» без перемещения модуля «Кристалл» на основную ось X, как делалось в полете STS-71;
3) доставка солнечных батарей для последующей установки их на модуле «Квант»: одна из батарей площадью 36 м2 имеет мощность 4 кВт, а вторая с американскими фотоэлектрическими преобразователями площадью 42 м2 даст 7,2 кВт:
4) выполнение совместной научной программы.
После успешной работы 18 ноября 1995 г. «Атлантис» отстыковался от станции «Мир» в 11 ч 15 мин 44 с ДМВ и совершил 20 ноября в 20 ч 1 мин 27 с ДМВ посадку на мысе Канаверал.
Затем была работа с грузовым кораблем «Прогресс М-ЗО», стартовавшим 18 декабря 1995 г. с космодрома Байконур (Казахстан) в 17 ч 31 мин 35 с ДМВ. Стыковка со стороны модуля «Квант» проведена 20 декабря в 19ч 10 мин 11 с ДМВ, отстыковка корабля «Прогресс М-ЗО» прошла 22.02.1996 г. в 10 ч 26 мин 47 с ДМВ, включение ТДУ для схода с орбиты в 17 ч 58 мин.
Работая на станции «Мир», экипаж ЭО-20 выполнил три выхода в открытый космос:
1) 20 октября 1995 г. (продолжительность 5 ч 16 мин) Авдеев и Райтер установили на модуле «Спектр» электронное и механическое оборудование ЕКА, аппаратуру для исследования микроатмосферы около станции «Мир», поставили кассеты швейцарско-российского детектора межзвездного газа «Комза»;
2) 8 декабря 1995 г. (продолжительность 29 мин) Гидзенко и Авдеев перенесли пассивное стыковочное устройство, подготовили его к приему модуля «Природа»;
3) 6 февраля 1996 г. (продолжительность 3 ч 06 мин) Гидзенко и Райтер заменили кассеты, сняли образцы и элементы грузовой стрелы, вывели СПК (средство передвижения космонавта) на выходное устройство у люка модуля «Квант-2».
ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ ОСНОВНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (ЭО-21)
21 февраля 1996 г. в 15 ч 34мин 05 с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз ТМ-23» с экипажем ЭО-21 (позывной «Скиф»). Стыковка со станцией «Мир» проведена 23 февраля в 17 ч 20 мин 36 с ДМВ. После передачи смены экипаж ЭО-20 вернулся в СА корабля «Союз ТМ-22» на Землю 29 февраля 1996 г. в 13 ч 41 мин 18 с в 105 км северо-восточнее г. Аркалыка (Казахстан). В этом полете Томас Райтер превысил результат Тагарда и установил новый рекорд продолжительности для астронавтов ЕКА, равный 178 суток 1 ч 40 мин 56 с.
ЭКИПАЖ ЭО-21
Командир, подполковник Онуфриенко Юрий Иванович (опыта космических полетов не имел) родился 6 февраля 1961 г. в селе Рясное Золочевского района Харьковской обл. В 1982 г. окончил Ейское высшее авиационное училище летчиков им. В.М. Комарова. Служил в Вооруженных силах СССР. Имеет квалификацию «Военный летчик 3 класса» (общий налет 810 ч, 60 прыжков с парашютом). В апреле 1989 г. зачислен в отряд космонавтов ЦПК им. Ю.А. Гагарина.
Бортинженер Герой Российской Федерации Усачев Юрий Владимирович (305-й космонавт в мире, 5-й летчик-космонавт РФ) родился 9 октября 1957 г. в г. Донецке Ростовской обл. В 1985 г. закончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе и распределен на работу в НПО «Энергия» (ныне Ракетно-космическая корпорация им. академика С.П. Королева). В отряд космонавтов НПО «Энергия» зачислен в апреле 1989 г. Первый полет длительностью 182 сут он совершил в качестве бортинженера на корабле «Союз ТМ-18» (вместе с Героями Советского Союза Афанасьевым В.М. и Поляковым В.В.). Второй — в качестве бортинженера ЭО -15 с 8 января по 9 июля 1994 г. Имеет квалификацию «Космонавт 3 класса».
Экипажу ЭО-21 предстоят работа по насыщенной программе, в которую вошла стыковка в марте с «Атлантисом» в полете STS-76, прием в апреле модуля «Природа» и встреча летом французской астронавтки Деа Клаудия Андре (Deshays Claudie Andre).
На «Атлантис» (в конце марта 1996 г.) прибыл третий член экипажа 21-й основной экспедиции ЛюсидШеннонУэлс (Lusid Shannon Wells; 170-я в мире, 99-й астронавт США). Родилась 14 января 1943 г. в Шанхай (Китай). В университете Оклахомы получила степень бакалавра (1963 г.) и магистра (1970 г.) химических наук, а в 1978 г. — доктора биохимических наук. В августе 1978 г. принята в отряд астронавтов NASA. Совершила 4 космических полета в качестве специалиста:
1) 17-24июня 1985 (STS-18-51. «Дискавери-5»):
2) 18-23 октября 1989 (STS-34, «Атлантис-5»);
3) 2-11 августа 1991 (STS-43, «Атлантис-9»);
4) 18 октября — 1 ноября 1993 (STS-58, «Колумбия-15»).
Дублерами экипажа ЭО-21 были Герой Российской Федерации полковник Циблиев Василий Васильевич (296-й космонавт в мире, 4-й летчик-космонавт РФ) и Лазуткин Александр Иванович (опыта космических полетов не имеет).
(Использованы справочно-информационные материалы ЦУПа, NASA, РКК «Энергия» им. С.П. Королева, ЦПК им. Ю.А. Гагарина, ИМБП, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и информация пресс-конференций, проводимых в ЦУПе).