Язычество славян

ГУ-ВШЭ
Факультет психологии
Реферат по истории религий
Язычество древних славян
183 группа 1 курс
Богатов Николай
Москва 2009

Содержание
Введение
История славян
Славянская религия
Вселенная древних славян
Периодизация развития славянского язычества
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Чем вызван интерес к рассматриваемой проблеме? Ответ на этотвопрос, на мой взгляд, лежит в самой формулировке темы работы. История древних славян- это, прежде всего, часть истории Русского народа. Язычество можно назвать архаическойрелигией, то есть прарелигией Руси. Даже сейчас, в 21 веке, существует немало людей,придерживающихся языческой религии древних славян. Вот почему я считаю, что даннаятема может быть достаточно актуальной.
В предлагаемой работе, я хочу дать читателю представление о культуреи жизни наших предков — славян. Их культура неразрывно связанна с религией, чтоможно легко понять, едва приступив к рассмотрению данного вопроса. Однако дать полноепредставление о религии славян невозможно без обращения к истории. Именно по этомупервой частью этой работы является именно краткое описание истории древнего народа.
Об интересе к этой теме в последние время, не стоит и говорить,с каждым днём в России становится всё больше и больше поклонников оккультных учений.С чем связана подобная тенденция, сказать трудно. Возможно, это связанно с тем,что сейчас, в период экономического подъема России, многие вновь пытаются обратитьсяк истокам — истории русского народа. История же эта неразрывно связанна с однойиз её частей — периодом язычества на Руси. Тем самым, люди, изучающие данный вопрос,иногда находят в этом более глубокий смысл, или же их просто увлекают за собой мифыи легенды русского фольклора.
Сказанья же эти действительно весьма увлекательны и интересны.Они способны отразить дух русского народа и его истинную сущность при их глубокомизучение. Погружение в историю народа невозможно без изучения его культуры и религии.
История славян
Гипотезы возникновения славян можно разделитьна два основных потока, которые допустимо назвать “московский” и “петербургский”.Представители первого выводят происхождение славян из глубин бронзового века (подобноаналогичным версиям образования иллирийцев, фракийцев, балтов и т.д.). Слабым местомэтого течения является отсутствие каких бы то ни было письменных упоминаний о славянахдо первых веков нашей эры. Ученые, представляющие второй поток, утверждают что славяневозникли в первые века нашей эры на пространстве между Днестром, Припятью и ВерхнейВислой. Здесь они подвергались различным культурным воздействиям: балтскому, скифо-иранскому,дако-фракийскому. Под давлением готов и других германских племен славяне были втянутыв Великое переселение народов. Одни из них двинулись на запад и распространилисьвплоть до Эльбы, другие направились на юг, наводнив Балканский полуостров, третьиосваивали Причерноморье и днепровские земли.
В 6 веке нашей эры Центральную Европу ожидалоновое потрясение — вторжение ираноязычных аваров, пришедших с низовьев Сырдарьи.Авары поселились на территории нынешней Венгрии, тем самым, разделив земли славянства.Последнее таким образом, распалось на южную, западную и восточную ветви.
Судьба их была различна. Южные славяне (предкиболгар, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев) попали в сферу влияния цивилизацииСредиземноморья и быстрее других приняли христианство. Западные славяне (их нынешниепредставители: чехи, словаки, поляки) дольше сохраняли языческую традицию. Особоеразвитие она получила у обитателей южного берега Балтики: польского Поморья и междуречьяЭльбы и Одера. Последние в 10 в. оказались в трудных условиях отражения экспансиигерманской империи. Чтобы выжить, балтийские славяне создали воинственные княжества(лютическое, ободритское, руянское) со множеством укрепленных городов, наиболееизвестными из которых были Аркона и Ретра. В этих городах, где большим влияниемобладало жречество, строились роскошные деревянные храмы, украшенные религиознойскульптурой. Почти все это погибло в 12 веке, после падения западнославянских княжестви обращения их населения в католичество.
Иная ситуация сложилась в Восточной Европе. Осваиваяее необозримые пространства, славяне сохраняли свои наиболее архаичные черты. Длясовершения языческих богослужений использовались холмы и рощи. Строились и специальныесвятилища в виде круглой площадки. окруженной изгородью, в центре которой ставилисьдеревянные или каменные идолы.
В создании восточнославянского государства важнуюроль сыграли русы. Согласно одной точке зрения “русь” означает просто “войско,дружина” (Кирпичников, Дубов, Лебедев). Другое мнение отождествляет русов слетописными ругами или росомонами, народом германского происхождения, жившим наюжном берегу Балтики. Часть его, спасаясь от натиска готов, переселилась в ВосточнуюЕвропу еще раньше славян, во 2 в. н.э. (Гумилев). Как бы там ни было, к началу 9века сложилось огромное славяно-русское государство. Его правителем являлся летописныйДир, носивший титул “каган” (хан). Этот кочевнический титул, необычный для европейскогонарода был принят Диром для того, чтобы продемонстрировать свое равенство с главоймогущественного Хазарского каганата. В середине 9 века, однако, государство славяно-русовраспалось.
В это время Русь вступила в сложные и многосторонниеотношения со странами Скандинавии. Викинги, появляясь в Восточной Европе, принималив свои ряды финнов, эстов, балтов и славян и получили здесь название “варягов”.С последними связана проблема происхождения правящей династии древнерусских, а затеми московских великих князей, носящих имя “рюриковичи”. В основу их генеалогии положенылетописные сведения о Рюрике, вожде варягов-руси, призванном из-за моря в Новгороднеким Гостомыслом для успокоения смут. Происхождение Рюрика неясно — его считаютдатчанином, ругом или даже западным славянином. Преемнику Рюрика — “Вещему Олегу”удалось в 882 г. захватить и Среднеднепровскую “Русскую землю” вместе с Киевом,куда он перенес свою столицу. Так возникла историческая Киевская Русь.
Киевская Русь играла роль связующего звена междуСкандинавией, Западной Европой, Византией и мусульманским миром. На территории ВосточнойЕвропы существовали два великих торговых пути: Волховско-Днепровский и конкурировавшийс ним Поволжский. Правда, значение последнего резко сократилось после разгрома киевскимкнязем Святославом в 965 г. Хазарского каганата — главного соперника славян.
На мировоззрение Киевской Руси оказывали влияниеидеология скандинавов и народов южного берега Балтийского моря. Однако общее направлениеевропейских событий побуждало киевских князей к отходу от язычества, а крепнущиесвязи с Византией, равно как и тогдашнее процветание последней — к официальномупринятию православия. Что и было осуществлено великим князем Владимиром в 988 году.Сам процесс перехода в новую веру оказался (как и везде) длительным, растянувшисьдо времени монгольского нашествия. Но и после того, как Русь получила самоназвание“святая”, язычество продолжало жить в качестве фольклора и календарной обрядности.
Несмотря на огромный ареал обитания, славяне практическине сохранили описания мифологических сюжетов. Их территория явилась ареной многочисленныхвойн и нашествий. Ни изолированных островов, ни неприступных гор здесь не было.Правда, «Исландией русского эпоса» был назван Русский Север (Онега, Печераи побережье Белого моря). Но там сохранились именно эпические памятники — преждевсего былины, где нет ни следа языческих богов (хотя и делаются попытки увидетьотражение оных в образах богатырей). Более архаичен массив славянских сказок. Однакосказки, представляя произведения художественной словесности, изначально содержалиизрядную долю вымысла (отличаясь от мифов, которые являлись объектом веры). Упоминанияязыческих богов мы находим у христианских авторов в виде всевозможных «поученийпротив язычества» и в таком ярком произведении, как «Слово о полку Игореве».Интересный материал, как и у балтов, представляют песенный фольклор и народные праздники.Знаменитая же «Велесова книга» вызывает сомнения в ее подлинности.
Языческое изобразительное искусство древних славянтакже беднее кельтского или скандинавского. Возможно, применительно к восточными южным славянам это объясняется их «бродячим» образом жизни в эпоху расселенияи довольно быстрой последующей христианизацией. Сохранились ювелирные украшения,на которых изображены предполагаемые мифологические персонажи, деревянные резныепредметы (прялки и т.д.), элементы каменной резьбы православных соборов. Интересензнаменитый каменный Збручский идол. Западная же ветвь данной группы народов былав несколько ином положении (вспомним языческие города). Но крестоносцы не пощадилидеревянные храмы и скульптуры богов. К настоящему времени археологами найдены лишьгрубые элементы внешнего убранства святилищ, сохранившиеся в грунтовых водах и заштукатуренныекаменные рельефные изображения богов в стенах католических церквей, построенныхна месте разрушенных храмов. Все они лишь отдаленно напоминают великолепные описаниязападных хронистов. Весьма важной была бы коллекция небольших, покрытых руническиминадписями идолов из замка Прилвиц, если бы не сомнения в их аутентичности.
Фанталов Алексей. Таким образом,опираясь на монографию Фанталова, мы можем представить, как отличалось положениевосточных, западных и южных славян. Определенно одно, история древнерусского государстваочень противоречива и малоизученна. Однако, несмотря на это, имеющиеся у нас представлениедостаточно для составления общей картины истории страны.
Те далекие времена представляют большой интерес для исследователейрелигии. Славянская культура — отличная почва для подобных исследований. Так женемалая доля неизвестной информации может быть реконструирована без материальнойбазы, что порой приводит к потере достоверности.
 Славянская религия
Под этим понятием обычно подразумевается комплекс воззрений,верований и культов древних славян, существовавший до введения в 988 году княземВладимиром Святославичем христианства, до сих пор сохраняющийся в культуре славянскихнародов в качестве традиций, и исконного устоя древней культуры.
Термин «язычество» имеет христианское книжное происхождениеи применяется к верованиям различных народов. По отношению к мифологии и религииславян употребление этого термина вполне оправдано его славянской этимологией. Слово«язык» означало в том числе и «отдельный народ, племя». Русскийлетописец, рассказывая о истории славян придерживался мнения, что все славяне произошлиот единого корня: «Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от местна которых осели… И так разошёлся славянский язык…». Таким образом слово«язычество» можно использовать как синоним народной, племенной религииславян.
Стоит отметить, что сами славяне судя по многим источникам, никогдане называли себя «язычниками» так как это название дается внешним наблюдателеми служит скорее для обобщения архаических религий различных народов.
Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгогопериода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народовво II-I тысячелетии до н.э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседнихнародов.
Историки выделяют значительный пласт индоевропейской лексики,которая использовалась язычниками как сакральная. Среди параллелей: Сварог и сварга,Макошь и мокша, рота (клятва) и рита (на санскрите «порядок»), вещий иВеста, ведьма и Веды, Див и девы и т.д. Среди древнейших культов, имеющих общиеиндоевропейские и европейские корни, можно назвать близнечный миф, культ быка ирога, почитание Луны и Солнца. Ещё со средневековья традиционно отождествление славянскихбожеств с богами и персонажами греко-римской мифологии, имеющих много общего.
Но стоит задуматься, что было причиной, а что следствием? Намой взгляд нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что славянские божествабыли заимствованы из древнегреческой мифологии. Основанием для этих сомнений служитнеопределенность истории славян до прихода их на территорию Европы. Вполне возможно,что эта схожесть обусловлена не чем иным, как архетипами, лежащими в глубоких пластахколлективного бессознательного.
Религия славян не однородна, это связанно скорее всего с территориальнымиособенностями и условиями жизни различных славянских народов. Наряду с общеславянскимибожествами (Сварог, Перун, Лада), в каждом племени складывался свой пантеон богов,одни и те же боги получали различные названия. Можно утверждать, что в раннем Средневековьеразделились верования западных балтийских славян и восточных поднепровских, тогдакак язычество южных, восточных а также польских славян во многом сохраняло единство.
При расселении славянских племён в VI-IX вв. их культура смешиваласьс верованиями местных финно-угорских, балтских и тюркских народов. Это вызвало сильнуюраздробленность и межплеменную вражду славян. Каждая деревня могла иметь своих богов,а конфликты на религиозной почве возникали с завидной регулярностью.
Славянское язычество относится к политеистическим религиям, тоесть славяне признавали существование многих богов. Язычник, используя слово«бог», имел ввиду конкретное сверхъестественное существо, представителяславянских родов, достигшего духовного уровня Творца и получившего возможность оперироватьпроцессами вселенной. Славяне говорят: «Боги наши — суть предки наши, а мыдети их».
Особенностью славянского язычества часто является выделение укаждого племени своего главного божества. Так в договорах Руси с Византией Перунназван «бог наш», «в которого веруем». Гельмольд говорит о поклоненииСвятовиту, «которому посвятили величайшей пышности храм и идола, ему именноприписывая первенство между богами». Вместе с тем у славян, как и у балтов,имелось представление о верховном божестве. Но, как правило, боги эти у разных племенмогли быть разные.
Для славянского язычества характерен дуализм. Если у скандинавов,например, трудно выявить «добрых» и «злых» богов, то славянеразличали и противопоставляли чёрное и белое начало мира, тёмное и светлое, земноеи небесное, женское и мужское начала. Такое противопоставление известно для Белобогаи Чернобога, Перуна и Велеса, Святовита и его ночных врагов. Исследователи заметили,что в пантеон князя Владимира не вошли ни Велес, ни Сварог, ни Род, важнейшие боги,которые противостояли Перуну.
 Вселенная древних славян
Славяне делили мир на три яруса. Верхний ярус — небо, мир богов.Средний ярус — мир людей. Нижний, подземный ярус — мир духов, теней. Каждый ярусимел цифровое обозначение (1,2,3) и символизировался птицами (небо), волком и медведем(земля) и змеем (подземный мир). Нижний ярус включал в себя несколько частей, проникнутьпод землю и вернуться обратно можно было через колодцы, реки, озера и моря.
Все три яруса объединяло мировое древо, или древо жизни: корнямионо уходило под землю, ствол и дупло в нем — в мире людей, а ветви — в небе. Помнению ученых, у славян мировым древом был дуб. С образом дерева связывают букву«Ж»
Солнце, двигаясь вокруг мира людей по своему пути («путьХорса»), посещает и небо, и подземное царство (ночное Солнце). Особое местозанимают моменты восхода и захода Солнца (образы вечерней и утренней Зари).
Славяне выделяли четыре или восемь сторон света. Наиболее значимымибыли запад, как ориентация тела усопшего в могиле, и северо-восток, как ориентацияхрамов на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния.
Элементом, связующим вселенную, для славян был огонь. Его использовалипри принесении жертв, на похоронах, на праздниках, в охранительных целях и т.д.Огонь был символом вечности. Персонификацией огня был Сварог. Исследователи называютСварога богом вселенной. Арабские авторы называют славян и русов огнепоклонниками.
Считается, что у славян были представления о «рае»,который в восточнославянском фольклоре называется Ирий (Вырий), это место связанос Солнцем и птицами, находится на юге или под землей (под водой, в колодце). Тудапереселяются души усопших. Также имеются представления об острове Буяне, также отождествляемымс потусторонним миром. В средневековом Новгороде существовало представление о том,что рая можно достичь по морю, и что якобы один из новгородцев сделал это, отправившисьна восток.
Происхождение людей восточные славяне связывают с Дажьбогом,сыном Сварога. Все славяне верили в жизнь после смерти, верили в бессмертие. Считалось,что после сожжения, душа умершего попадала в рай. По мнению некоторых исследователей,славяне верили в реинкарнацию.
 Периодизация развития славянского язычества
Б.А. Рыбаков составил свою периодизацию славянского язычества,она включает в себя три стадии.
1-я стадия. Люди живут в каменном веке, воюют палицамии камнями, знают лишь групповой брак и до появления Сваpога, очевидно, не знаютединого бога. В то время существовал лунный календарь.
2-я стадия. Эра Сварога. Появилось божество неба и огня- Сваpог. Люди познали металл. Устанавливается моногамия и жестокая казнь (сожжение)за нарушение ее.
3-я стадия. Эра Дажьбога. Установилось классовое общество,люди начали платить дань царям. И, по всей вероятности, в это время в связи с культомСолнца старый счет по лунным месяцам был заменен солнечным календарём из 12 месяцев.
Данная периодизация не совсем точно отражает летописный текст,так как в нём идет речь о двух периодах — до и после правлений Сварога и Дажьбога.Первый период характеризуется матриархальными порядками, лунным календарем и каменнымиорудиями труда. Второй — патриархатом, солнечным календарем, металлическим оружием,наличием княжеской власти и верой в богов.
В данной работе я не считаю целесообразным представлять иныевзгляды на периодизацию, так как это тема отдельной работы. Стоит заметить, чтовзглядов на это предостаточно: каждый историк пытался составить свою периодизацию.Поэтому судить о достоверности систем Рыбакова достаточно сложно.
язычество славянский религия мифология
Заключение
С течением веков славянское язычество все более становилось выражениемнародного мировосприятия. Язычество удержалось в деревне и было формой проявлениянародных, крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконныхосновах. Русская народная культура XVIII — XIX вв. традиционна, и эта традиционностьуходит в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством.В языческие времена искусство было неразрывно связано с самим язычеством.
Для изучения истории России, на мой взгляд, необходимо обратитьсяк истокам — к религии древних славян. Это — неисчерпаемый кладезь народной мудрости,который нам завещали предки. Познание народной культуры, всех видов крестьянскоготворчества невозможно без выявления его архаичной языческой подосновы. Изучениеязычества — это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культурынарода.
История государства неоднородна и складывается она не толькоиз решений правителей и военных действий, история страны — это прежде всего егонарод, который напрямую связан с религией. Без неё трудно представить существованиеполноценного государства: все мы прекрасно помним СССР. Вот почему изучение архаическихистоков культуры так важно при изучении истории и культуры страны.
Список используемой литературы
1. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. А-Я. М., 1995
2. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси М., Индрик.1999
3. Вуйцицкая У. Из истории русской культуры: Языческое наследие в традиционнойкультуре. 2002
4. Толстой Н.И.  Очерки славянского язычества. М., Индрик. 2003
5. Рыбаков Б.А.  Язычество древних славян. М., Наука. 1981
6. Культура варварской Европы: типология мифологических образов (диссертацияАлексея Фанталова)