МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ЕВПАТОРИЙСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРАИСТОРИИ И ПРАВОВЕДЕНИЯ
РЕФЕРАТ
Попредмету:
«ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКИХНАРОДОВ»
На тему:
«КУЛЬТУРАЮЖНЫХ СЛАВЯН 17- 19 вв.»
Выполнил: студент 11 ЕИП группыТеплых Николай Юрьевич
ЕВПАТОРИЯ 2004
СЛОВЕНИЯ… 3
Хорваты… 7
Сербы… 12
СЛОВЕНИЯ
Территориюнынешней Словении населяли в разные времена самые разные народы: кельты,норики, иллирийцы, венеты. Земледельцы-славяне пришли сюда, на склоны ВосточныхАльп, после 500 года, пройдя через Моравию. Самоназвание «словенцы» традиционнодля окраинных славянских народов. Как считают многие исследователи, такимобразом люди одного языка («словене» — «говорящие», от «слово») отличали себяот соседних народов, говорящих на иных языках— это были «не говорящие»,«немые» — немцы, «чудные» — «чудь». Этноним с корнем «слов-» встречается толькона периферии славянского мира (словенцы, словаки, словене ильменские) и никогда— в его толще.
Междутем известно другое, более раннее самоназвание словенцев — «хорутане» или«карантане». Так они называли себя до прихода на край славянского мира. Подназванием «хорутане» словенцы известны русским летописям. А земля, на которой поселилисьхорутане-словенцы, получила название Карантании (ныне Карин-тия, одна изадминистративных единиц современной Австрии).
Территория,которую занимали словенцы (карантанцы), простиралась от Триеста на Адриатике доТироля,
Дуная иозера Балатон (по-словенски — Blatno jezero, Болотистоеозеро), захватывая всю нынешнюю Австрию.
Еще входе расселения и освоения новой территории карантанцы-словенцы попали подвласть Аварского каг а ната. Карантанцы приняли активное участие в восстаниипокоренных аварами славянских племен во главе с Само (622—626). В ходе этоговосстания возникло одно из первых государственных образований славян, западнуючасть которого к 630 году занимало княжество Карантпния.
На протяжении почтитысячи лет словенцы, находившиеся на крайнем юго-западе славянского мира,противостояли непрерывному немецкому давлению. Несмотря на то, что национальнаятерритория словенцев сократилась почти на две трети (сегодняшняя Австриязанимает исключительно бывшие земли славян-карантанцев), они сохранили свойязык, свою самобытную славянскую культуру. Напрямую бороться с немцами былозаведомо бесполезно: силы были слишком неравны. И «линия фронта» словенскогосопротивления пролегла в области языка и культуры. Словенцы боролись заславянский язык, за славянскую школу, за славянскую книгу, и эту борьбу напротяжении веков возглавляли не полководцы, а деятели культуры и просветители,среди которых были и протестантские, и католические священники, и светскиелюди, и политические лидеры: не вероиспозедание, не социальное положение, аобостренное национальное самосознание и чувство собственного национальногодостоинства сплачивали словенцев в единую нацию
Выдающимисядеятелями словенской культуры были первопечатник При-мож Трубар (1508—1586),издавший первые книги на словенском языке — «Абецедарий», «Катехизис» и«Словенский календарь», Адам Бохорич (1520—1598) — создатель словенской азбуки(на основе латинской графики), издатель первой словенской грамматики, ЮрийДалматин (1547—1589) — первый переводчик Библии на словенский язык, епископЛюблянский Томаш Хрен, создавший на рубеже XVI—XVIIвеков кружок словенских просветителей, педагогов и проповедников, историк иписатель Антон Томаш Линхарт (1756—1795), написавший первую историю словенскогонарода, поэт Валентин Водник (1758-1819).
В своихмногочисленных трудах словенские культурные деятели постоянно подчеркивали, чтословенцы являются частью великого славянского племени. Идея славянскогоединства и попытки установить культурные связи с Россией характерны для многихсловенских деятелен. Словенский просветитель Блажа Кумердей (1738—1805) однимиз первых установил связи с Российской Академией наук, направив в 1780 году вПетербург свое «Сочинение о языкознании славян и русских».
Создателемсовременного словенского литературного языка считают Франце Прешерна(1800—1849)— поэта общеславянского значения. Его знаменитая «Здравица», вкоторой поэт воспел дружбу славянских народов, стала сегодня гимном независимойСловении.
Словенцембыл и Сигизмунд Герберштейн (I486— 1566)— посол австрийского императора,побывавший в России в 1517 и 1526 годах и оставивший свои знаменитые «Записки оМосковии» (1549).
Пройдячерез многие и многие испытания, словенский народ победил в многовековой борьбес онемечиванием, сохранив себя как нация. В 1910 году в тогдашнейАвстро-Венгрии словенцами считали себя 1,4 миллиона человек. Словенскиепромышленники, банкиры и торговцы играли важную роль в экономикеАвстро-Венгерской империи. К 1910 году экономическое развитие словенских земельнаходилось на довольно высоком уровне. Здесь действовало несколько крупныхметаллургических предприятий, в основном принадлежавших «Краинской промышленнойкомпании», химические, деревообрабатывающие и пищевые производства, угольныешахты. Словенски-Люблянский кредитный банк и Союз югославянских сберегательныхкасс являлись одними из крупнейших кредитно-финансовых учрежденийАвстро-Венгрии.
Однакозасилье австрийских шовинистов и пангерманистов тормозило дальнейшее развитиенации. Особую тревогу у словенцев вызывало явно обозначившееся на рубеже1860—1870-х годов стремление пангерманистов к созданию общегерманскогогосударства в центре Европы, возникшее на волне объединения Германии.Пангерманисты считали своей первоочередной миссией полную германизацию Словенииввиду ее чрезвычайно важного географического положения: через словенские землилежал выход Австрии и Германии к Адриатическому морю. А «лоскутная»Австро-Венгрия грозила вот-вот развалиться, и тогда земли, населенныесловенцами, попали бы под власть Германии. Была и другая опасность: на западныесловенские земли претендовала объединившаяся Италия.
С однойстороны, такая ситуация подталкивала многих словенцев к защите целостностиимперии Габсбургов, но наряду с этим усиливалась и другая тенденция: стремлениек укреплению межславянских связей, связей с Россией и землями южных славян.Именно на конец XIX векаприходится пик интереса словенцев к русской культуре. Очень много в этомнаправлении сделали словенские литераторы Фран Целестин, Иван Хрибар, БогумилВош-няк, Иван Приятель, трудами, которых на словенский язык переведены многиерусские писатели-классики, опубликованы исследования и эссе о русской культуреи русской литературе.
Чрезвычайноважным событием, ставшим катализатором процесса югославянского объединения,явилась конституционная реформа 1867 года, в результате которой вместо единойАвстрийской империи была создана «дуалистическая» монархия — Австро-Венгрия подскипетром австрийского монарха. Обе части Австро-Венгрии отныне имелисобственные парламент и правительств. Официальным языком в Австрии оставалсянемецкий, в Венгрии им становился венгерский. При этом в состав Австриивходили населенные славянами Чехия, Моравия. Галиция, Буковина, Словения иДалмация, в состав Венгрии — Хорватия и ряд областей, населенных сербами.
Всеострее вставал вопрос об объединении всех южных славян, находящихся под властьюГабсбургов. Пер вым крупным шагом в этом направлении стало объединенноесовещание политических и общественных деятелей Австро-Венгрии — словенцев,хорватов и сербов, состоявшееся в Любляне в 1870 году. Собрание опубликовалодекларацию о единстве всех «югославян» Австро-Венгрии. Из этой декларации беретсвое начало идея Югосла-вянской федерации — прообраза будущей Югославии.
По мереусиления пангерманистских тенденций, усиливалась борьба словенцев заюгославянскую солидарность. На рубеже XIX—XX веков на эти позиции перешли дажесловенские католические организации, до той поры, выступавшие с консервативныхпозиций. Окончательную форму идея единства славян Австро-Венгрии обрела в такназываемой концепции триализма, которая должна была заменить «дуалистическую»Австро-Венгерскую монархию: по замыслу ее авторов-славян, все землиАвстро-Венгрии, населенные южными славянами, должны были быть объединены вавтономную единицу, которая станет самостоятельным в государствен но-правовомотношении организмом под скипетром габсбургской династии, и Австро-Венгрияпревратится в Австро-Венгро-Югославию.
Идеятриализма господствовала в умах словенских политиков вплоть до последнего годаПервой мировой войны. Казалось, что эта идея может быть плодотворной, ивероятно, ее реализация на какое-то время задержала бы распад империиГабсбургов, но в Вене и особенно в Будапеште доминировали совсем другиевзгляды. Твердолобые националисты просто отвергали саму мысль о возможностикакой-либо славянской автономии, а более трезвые умы понимали, что ситуация насамом деле гораздо сложнее: ведь в состав Австро-Венгрии входили еще Чехия,Словакия, Южная Польша, Галиция, Буковина и Трансильвания, и шаг навстречутребованиям югославян означал, что Вене придется тогда иметь дело саналогичными претензиями и других народов, в первую очередь чехов, которыепараллельно с югославянами предлагали свое видение триализма:Австро-Венгро-Чехия. Но тогда империя просто развалится!
Ситуацияявно вела в тупик. И выходом из этого тупика неожиданно стала Первая мироваявойна, к которой Европа последовательно двигалась начиная с 1870-х годов…
Хорваты
Наплодородных землях бассейна рек Савы и Дравы славяне поселились в VI веке. Славянское племя, осевшее, наэтих землях, принесло с собой древнее название «хорватов» — hrvati. Подобно этнонимам «русь» и «сербы»,этноним «хорваты» — иранского (сарматского) происхождения и означает «стражскота», «пастух». Часть хорватских племен осела в междуречье Дравы и Савы, адругая прошла к Адриатике, в Далмацию, заселив обширные приморские территории.
Ихисторические судьбы оказались различны. Поселившиеся в Далмации хорваты попалив струю сильного итальянского влияния, там возникла славянская купеческаяДубровницкая республика. «Книжная» культура Италии повлияла на культурудалматинских хорватов. Дубровник (Рагузу) в средние века именовали «славянскимиАфинами», подчеркивая таким образом, что Дубровник — центр славянскогопросвещения. Ученые, писатели, художники, архитекторы из Дубровника и городовДалмации внесли огромный вклад в развитие славянской культуры. Именно здесьвпервые прозвучала мысль о всеславянском единстве.
Хорваты— выходцы из Далмации оказали большое влияние на развитие русско-хорватскихсвязей. Среди далматинских моряков Петр I набирал специалистов для молодого русского флота. Выходцемиз Дубровника был знаменитый Савва Рагузинский (ок. 1670—1738 гг.) — соратникПетра I, видный русский дипломат и государственныйдеятель.
Главнымгородом хорватов, осевших на берегах Савы и Дравы, стал Загреб — древняястолица хорватских князей и королей. Два центра старого Загреба — Горний град иКаптол — разделяет Долац, торговая площадь. Каптол с Надбискупским двором ивознесшимся в небо огромным готическим собором — средоточие власти духовной.Горний град со зданиями Сабора и Банского двора — средоточие власти светской. Аочень древняя церковь Святого Марка в центре Горнего града помнит еще 1241 гол,когда Загреб был взят и сожжен Батыем, тем самым, который взял и сжег Москву иКиев.
Одна изулиц Горнего града носит имена Кирилла и Мефодия, учителей славянских—Чирило-Методска улица, по имени расположенного на ней католического храма воимя святых Кирилла и Мефодия. Созданной Кириллом и Мефодием азбукой —глаголицей — хорваты пользовались дольше других славянских народов. Длясредневековой Хорватии, вошедшей с начала XII столетия в состав Венгерского королевства, глаголицастала символом национального языка и культуры — ведь официальным государственнымязыком и языком католической церкви был язык латинский. Хорватские священники —их называли «глаголяши» — противопоставили ему славянский язык и глаголическуютрадицию, и еще в XV веке- глаголицабыла распространена в хорватском Приморье и на островах Адриатики.
Хорватывели героическую борьбу против турецкого нашествия, фактически своими теламизакрыв Европу от азиатских орд. Во всех европейских столицах с изумлением ивосторгом называли имя Николы Зринского — хорватского князя (бана), сгарнизоном в 600 человек в 1566 году в течение месяца оборонявшего крепостьСигет от 100-тысячной армии турецкого султана. Защитив от турок земли Австрии,хорваты в итоге перешли в подданство к австрийскому императору, а границаХорватии и Боснии стала границей между Австрийской империей и ОттоманскойПортой. Для несения пограничной службы еще в конце XVI века имперские власти создали в пограничной области —Славонско-Хорватской Крайне— особую автономную военно-административную единицу:Военную Границу. Ее поселенцы — по-хорватски «граничары», или по-немецки«гренцеры», по своему статусу чем-то напоминали русских казаков: за земельные ипрочие казенные пожалования они обязывались пожизненно нести «цесарскую»службу, защищая границу от турецких набегов. Первоначальными поселенцамиВоенной Границы были хорваты и влахи, но в XVII—XVIIIвеках сюда, спасаясь от турецких погромов, переселилось большое число сербов. Врезультате в Крайне образовалась крупная прослойка, сербского населения.
Заброшенныеволею судеб на окраину славянского мира, хорваты всегда ощущали своюпричастность к нему. Проповедником идеи политического и культурного союзаславян под покровительством России был хорватский книжник Юрай Крижанич(1618—1683), приехавший в Москву в 1659 году. Его идеалом было всеславянскоегосударство, способное противостоять немецкой экспансии навосток. Интересно,что для пропаганды своих идей Крижанич изобрел «всеславянский» язык — смесьрусского, хорватского и старославянского.
Хорватия— родина иллиризма, своеобразного культурно-общественного течения середины XIX века. В его основе лежала мысль обэтническом родстве всех славянских народов, общности их языков и историческихсудеб. Последователи иллиризма— хорватские ученые, писатели, общественныедеятели, — борясь с германизацией и мадьяризацией хорватов, несли в народсознание того, что хорваты принадлежат к великому и могущественному славянскомуплемени. Проповедником славянского мес сианизма, идеи об особом призванииславянских народов был хорватский поэт Петр Прерадович (1818— 1872). Имен нописатели-иллиры — Векослав Бабукич, Станко Враз. Янко Драшкович, братья Антун иИван Мажураничи, Людевит Вукотинович и признанный лидер иллиризма Людевит Гайсоздали хорватский литературный язык и хорватскую литературу. На хорватскийязык были переведены Пушкин, Лермонтов, Веневитинов. На страницах хорватскихлитературных журналов регулярно помещались статьи о русской литературе, музыкеи театре, о Пушкине, Крылове, Гоголе, Лермонтове.
В 1840году Россию посетил Людевит Гай. Он встретил восторженный прием в Москве,особенно в славянофильских кругах. Идея славянского единения получала новоеподкрепление: оказывается, границы славянского мира не ограничиваются Белградоми Варшавой!
Русскиеславянофилы оказали хорватским иллирам материальную помощь в размере 25 тысячрублей для создания Национального хорватского музея и на продолжение изданиягазеты «Даница» и журнала «Коло». В свою очередь, посетившие в начале 1840-хгодов Загреб русские ученые и общественные деятели И. И. Срезневский и П. И.Прейс встретили теплый прием в Хорватии.
Всерьезобеспокоенная ростом панславистских настроений среди хорватов Вена в 1843 годузапретила публично употреблять слово «иллир» и установила строгую цензурухорватской печати.
Революция1848 года явилась серьезнейшим испытанием для Австрийской империи. ТронГабсбургов висел на волоске. Бои шли на улицах Вены, вся Венгрия восстала,требуя независимости. Для Хорватии, административно входившей в составвенгерских земель, это было бы национальной катастрофой: им была уготованасудьба стать национальным меньшинством в независимом Венгерском королевстве,националистические круги которого открыто выступали за «мадьяризацию» хорватов.Национальный герой Венгрии, руководитель венгерского восстания Лай-ош Кошут,публично заявил, что ему неизвестна такая нация — хорваты.
И тогдахорваты, вняв слезным мольбам императорского двора, выбрали из двух золменьшее: выступили на защиту австрийской короны и целостности империи. Бан(королевский наместник) Хорватии Йосип Елачич во главе армиц, набранной изхорватов, выступил на подавление венгерской революции. Навстречу ему шлирусские войска, вошедшие в Венгрию по просьбе венского двора. Революция былаподавлена, и молодой император Франц Иосиф в апреле 1850 года утвердилполитическую независимость Хорватии от Венгрии. В память об этих событиях нацентральной площади Загреба сегодня высится памятник бану Елачичу — навздыбившемся коне, саблей указывающий в направлении Будапешта. А мысли хорватскогополководца о национальном самоопределении славян и сегодня не утратили своейактуальности:
«Я быпредпочел видеть мой народ под турецким игом, чем под полным контролем егообразованных соседей… Просвещенные народы требуют от тех, кем они правят, их душу,то есть, говоря иначе, их национальную принадлежность».
Славянскиймир— мир, волею судеб сформировавшийся на стыке Европы и Азии, но он неевропейский и не азиатский. Он вполне самодостаточен и имеет право насамостоятельное существование без какого бы то ни было участия «просвещенных» и«непросвещенных» соседей…
… Несмотряна, казалось бы, полный успех хорватов, управление Хорватией перешло в рукиавстрийских чиновников, назначавшихся из Вены. Официальным языком сталнемецкий. А в 1868 году, в результате долгой закулисной борьбы, Хорватия сновастала частью Венгрии.
1868 годстал переломным в истории Хорватии. Соглашение 1868 года полностью блокировалолюбую возможность изменения ее статуса в составе Австро-Венгрии: пересмотрсоглашения мог быть осуществлен только с согласия парламента Венгрии, и всембыло ясно, что Венгрия никогда на это не пойдет. Так начался долгий ипротиворечивый путь Хорватии к национальному самоопределению…
Хорватскиеполитические деятели искали союзников. Лидер Хорватской Партии права ЕвгенКватерник побывал в России, во Франции. Своим союзником хорваты считали иправославную Сербию, где жили их единокровные братья-славяне. Именно в Хорватиивпервые прозвучало слово «Югославия», под которой здесь понимали федерациююжных славян, освободившихся от ига «просвещенных» и «непросвещенных» соседей.
Главахорватской католической церкви, епископ Йосип Штросмайер, выдающийся славянскийполитический деятель и просветитель, основал в 1867 году в Загребе Югославскуюакадемию. Прекрасно понимая, что разница в вероисповедании может стать главнымпрепятствием в деле объединения славян, он ставил своей целью добиться наславянских землях духовного примирения православной и католических церквей:вероисповедание не может служить причиной разделения братских народов. Й.Штросмайер выступал против некоторых догматов католицизма, способных оскорбитьчувство православных верующих, в частности против догмата о непогрешимостиримского папы. Штросмайер и его сторонники поддерживали контакты с Сербией ибыли готовы в подходящий момент выступить за отделение Хорватии от Австрии, засоздание единого югославянского государства.
Огромныйэнтузиазм вызвали в Хорватии вступление русской армии на Балканы в ходеначавшейся русско-турецкой войны 1877—1878 годов и победы русского оружия вБолгарии. Хорваты ждали от России помощи в национальном освобождении, иказалось, что долгожданный «момент» вот-вот наступит…
Нопараллельно с ростом национально-освободительных настроений в хорватскомобществе набирал силу и другой процесс. Хорватский национализм, вышедший изтемных углов сознания мистически настроенной части хорватской интеллигенции иохотно подхваченный австрийскими и венгерскими властями, видевшими внационализме средство разобщения славянских народов, зародился на рубеже1860—1870-х годов. «Отцом» хорватских националистов считается философ ипублицист Антун Старчевич. В молодости он увлекался идеалами иллиризма, нозатем постепенно отошел от идей славянского единства. Увлекшисьраннесредневековой историей Хорватии, он пошел по тому пути, который повторялии продолжают повторять сотни «любителей истории» фашистского толка: по путифальсификации истории на основе создания собственной мифологии, собственного«нового взгляда на историю». Старчевич попытался доказать, что хорваты — неславяне, а германцы, потомки готов, принявших славянский язык. Эти«хорватоготы» якобы завоевали Балканы и покорили славян, которые стали ихрабами. «Раб» по-латыни звучит как «servus», «серв», и отсюда-то, утверждал Старчевич, и произошел якобы этноним«серб». Значит, делал вывод Старчевич, сербы — исторические, «исконные» рабыхорватов, нация неполноценная, «недочеловеки». Практически то же самое, как мыпомним, говорил обо всех славянах вообще Гитлер: вероятно, и у Старчевича, и уГитлера были одни и те же духовные учителя. Старчевич освоил тот образ«скромного народного вождя», которому потом интуитивно следовали все фюрерымира: вел скромный образ жизни, старался быть «ближе к народу», в своихпублицистических выступлениях обличал власти и заступался за «простой народ»,говорил ч об угнетении хорватов «инородцами»: сербами и венграми. Вместе сЕвгеном Кватерником Старчевич создал Партию права, однако вскоре отделился отнее, создап свою «Чистую Партию права» (ну как же обойтись без деления на«чистых» и «нечистых»!).
Послесмерти Старчевича лидером «чистых» стал Йосип Франк. Националисты выступали засоздание Великой Хорватии, которая должна была объединить все населенныехорватами земли и стать равноправным автономным с Австрией и Венгриейобразованием в составе империи Габсбургов: «дуалистическая» Австро-Венгриядолжна была превратиться в «триалистическую» Австро-Венгро-Хорватию. При этомни о каком выходе Хорватии из состава империи Габсбургов речь не шла: «чистые»хорватские националисты являлись надежными союзниками Вены и яростнымипротивниками Сербии и сербов. Хорватия же. по замыслу националистов, должнабыла включать в себя Хорватию, Боснию и Герцеговину, часть Словении иименоваться «Великой Хорватией».
Ногораздо большее влияние, чем националисты типа Старчевича, имели в Хорватиисторонники епископа Штросмайера и Евгена Кватерника. Идея союза югосла-вянскихнародов преобладала в общественном сознании хорватов. Сторонники федерализмавыступали за создание Югославии как объединения живущих в Австро-Венгриисербов, хорватов и словенцев и за преобразование Австро-Венгрии вАвстро-Венгро-Югославию. В этом федералистски настроенные хорватские деятелинаходили поддержку у словенцев, у сербов, но только не у своих «чистых»националистов, которых негласно поддерживала официальная Вена. Здесь давнопоняли, что австрийская монархия может выжить, лишь сталкивая лбами народыАвстро-Венгрии. Чехов натравливали на венгров, венгров — на хорватов, хорватов— на сербов. Но сохранить единство монархии, постоянно балансируя на взаимномнедовольстве разных народов, правящие круги Австрии не могли — рано или поздноэто недовольство должно было обратиться против самой монархии.