Особенно жестокой была борьба за власть в Киеве. Обольшевиченным воинским частям и красногвардейским отрядом общей численностью в 6 500 чел. противостояли войска, объединенные под общим командованием штаба округа – всего около 10 тыс. юнкеров, курсантов школ прапорщиков, солдат и офицеров частей гарнизона, верных Временному правительству. Подготовкой восстания в городе руководил революционный комитет. Но 28 октября юнкера и казаки арестовали членов ревкома. Восстание, начавшееся 29 октября, возглавил новый ревком. Упорные бои шли три дня – 29-31 октября.
Вначале Центральная Рада заняла позицию доброжелательного нейтралитета по отношению к большевистскому восстанию, считая «контрреволюционное Временное правительство» своим главным противником. От петроградского октябрьского переворота и попыток распространить его на Украину она отмежевалась только 27 октября, когда стало понятным, что разгромом сил Временного правительства большевики не ограничатся, и будут добиваться всей полноты власти в Украине. 27 октября Генеральный Секретариат выступил с воззванием «Ко всем гражданам Украины», дающим отрицательную оценку перевороту в Петрограде и предупреждающим, что силы Временного правительства не в состоянии оказывать сопротивление; штаб Киевского военного округа согласился на прекращение огня и разведение сторон. Поддержание порядка в городе было возложено на силы Центральной Рады, сохранявшие высокую боеспособность и контролирующие в городе все ключевые посты, в том числе почту и телеграф. Войска округа остались без руководства, поскольку большинство членов штаба оставило город. Временным начальником КВО был назначен член Военного генерального комитета подполковник В.Павленко
7 ноября Украинская Центральная Рада выступила со своим Третьим Универсалом, провозглашающим создание Украинской Народной Республики (УНР) в качестве автономной государственной единицы Российской Республики. Но о России под властью большевиков речь не шла. УНР планировала вступить в федеративные отношения с теми государствами, которые сформируются на руинах империи и, конечно, без большевистских правительств.
Юрисдикция УНР распространялась на девять украинских губерний, включая Донбасс, Харьковщину, Юг, в т.ч. Таврию (без Крыма). Что же касается присоединения к УНР «части Курщины, Холмщины, Воронежчины и смежных губерний и областей, где большинство населения украинское», то этот вопрос Универсал переносил на будущее и передавал «организованной воле народов».
Провозглашение УНР стало выдающимся событием в жизни украинского народа. Это был очередной этап в развитии национально-демократической революции. Решение Центральной Рады отражало настроения подавляющего большинства населения Украины. Основная часть украинских крестьян, солдат-украинцев, национальной интеллигенции, служащих поддерживала Центральную Раду и входившие в ее состав украинские национальные партии. На выборах во Всероссийское Учредительное собрание, состоявшихся в ноябре 1917г., большевики на Украине получили лишь 10%, а украинские национальные партии – около 75% голосов.
Таким образом, в конце октября – в начале ноября 1917г. в Украине, за исключением разве что некоторых районов Донбасса, соотношение сил было в пользу Центральной Рады, провозгласившей в соответствии с господствующими среди населения настроениями образование Украинской Народной Республики.
Объявив 7 ноября 1917г. днем образования УНР, Центральная Рада в Третьем Универсале обнародовала основные принципы своей политики.
Значительное место в Универсале отведено решению аграрного вопроса – наиболее жгучего для крестьянства. Провозглашалась отмена частной собственности на «земли помещичьи и другие земли нетрудовых хозяйств сельскохозяйственного предназначения, а также на удельные, монастырские, кабинетские и церковные». Эти земли должны были перейти в руки крестьян без выкупа. Для реализации этого положения Универсала Центральная Рада поручила Генеральному секретарству по земельным делам разработать закон о том, как пользоваться этими землями до окончательного определения их судьбы на Украинском Учредительном собрании.
В Третьем Универсале декларировалась необходимость «хорошего упорядочения производства, равномерного распределения продуктов потребления и лучшей организации труда». С этой целью Центральная Рада поручила Генеральному секретарству труда совместно с представителями рабочих «установить государственный контроль над продукцией на Украине». Провозглашалось введение восьмичасового рабочего дня.
Центральная Рада обещала обеспечить «все свободы, завоеванные всероссийской революцией»: слова, печати, совести, собраний, союзов, забастовок, неприкосновенности личности и жилья. Отменялась также смертельная казнь и объявлялась амнистия для всех политических заключений.
Важное место в Третьем Универсале было отведено правам национальных меньшинств в Украине. Центральная Рада брала на себя обязательство «охранять свободу национального развития всех народностей». «…Народам великорусскому, еврейскому, польскому и другим на Украине, – отмечалось в Универсале, – признаем национально-персональную автономию для обеспечения им права и свободы самоуправления в делах их национальной жизни». Для многонациональной Украине это решение имело особое значение.
В Третьем Универсале Центральная Рада сформулировала свое отношение к войне. Рада брала обязательство предпринять решительные меры, «чтобы через Центральное правительство вынудить и союзников , и противников немедленно начать мирные переговоры». Это был курс на всеобщий, а не сепаратный мир, который должен учесть полностью права украинского народа. «Однако до мира, – отмечалось в Универсале, – каждый гражданин Республики Украина, вместе с гражданами всех народов Российской Республики, должен стоять твердо на своих позициях, как на фронте, так и в тылу».
Третий Универсал назначил на 27 декабря 1917г. выборы в Украинское Учредительное собрание, которое призвано было узаконить новые государственные формы в УНР.
Провозгласив в Третьем Универсале программу переустройства общества на демократических началах – программу, отвечающую интересам большинства населения Украины, – правительство УНР не проявило последовательности в ее реализации. В составе Центральной Рады преобладали умеренные элементы, стремящиеся во имя национального единства отложить на будущее, до Всеукраинского Учредительного Собрания, решение наиболее острых социально- экономических и политических вопросов.
Так, разрабатывать закон об организации государственного аппарата, Генеральное секретарство юстиции предусмотрело сохранение правительственных учреждений, находящихся на территории Украины до 7 ноября. Законы и распоряжения, изданные в свое время Временным правительством, оставались в силе. Не случайно кадетская партия, еще недавно открыто выступавшая против Центральной Рады, теперь высказала поддержку Генеральному Секретариату как «единственному легальному органу власти», образованному в соответствии с инструкцией. Временного правительства. И даже монархист В.Шульгин, еще недавно обвинявший Раду в измене России, 1 ноября заявил на заседании Киевской городской думы: «Если кто-нибудь может спасти Украину от разрухи и анархии, то только Центральная Рада…». Следует отметить, что сближения между великодержавными кругами и Радой не произошло, а поддержка , предоставленная Центральной Раде великорусской буржуазией, имела корыстный, конъюнктурный характер. О совпадении политических целей не могло быть и речи. Российских реакционеров Центральная Рада устраивала лишь постольку, поскольку была противовесом советской власти.
Вопреки положениям Третьего Универсала, Рада постепенно отказывалась от немедленного решения аграрного вопроса. 10 ноября на совещании представителей помещичьих организаций, киевских сахарозаводчиков и банкиров Представителей Генерального Секретариата УНР В.Винниченко успокоил помещиков, заявив, что вопрос о земле будет решен на Украинском Учредительном собрании. А через несколько дней Рада опубликовала разъяснение Универсала запрещало «произвольный захват земель и другой собственности». Тех, кто осмеливался на такие захваты, рекомендовалась привлекать к уголовной ответственности, используя при этом военную силу. Было объявлено, что у землевладельцев, имеющих меньше 40 десятин, землю вообще отбирать не будут. Не подлежали разделу также площади под виноградниками, хмелем и другие культурные хозяйства.
Намерения Центральной Рады были направлены на сохранение продуктивности сельского хозяйства. Хорошо известно, что мелкие хозяйства имеют низкую экономическую эффективность и не редко работают только на себя. Однако стремление внедрить в Украине высокопродуктивное фермерское хозяйство, которое отвечало бы интересам большинства членов общества, вступало в противоречие с чаяниями безземельных и малоземельных слоев села, стремящихся к уравнительному распределению. Крестьяне и даже члены Центральной Рады заявили, что они прекратят поддержку украинской власти, если та отважится на сохранение 40-десятинной нормы. «Понятие «Украина», – с горечью отмечал позже активный участник этих событий историк В.Липинский, – поднялось понятием «десятина земли». В конце концов, от этого законопроекта пришлось отказаться и начать разработку более приемлемого для беднейшего крестьянства.
Неудачной оказалось и политика Центральной Рады относительно финансов и промышленности. «Нас лихорадило от недостатка денег, мы не знали, что платить железнодорожникам, рабочим, не на что своих даже служащих содержать…, – писал В.Винниченко, – а затронуть банки, где лежали крайне необходимые деньги, мы никак не могли». На такой «незаконный» акт правительство УНР не решалось. Не было выполнено и обещание установить «государственный контроль над промышленностью». Рабочие не понимали ее сущности, а предприниматели встретили враждебно. Никаких результатов не принесло и обещание Центральной Рады «через Центральное правительство вынудить и союзников, и противников немедленно начать мирные переговоры». На этот пункт Универсала не обратила внимания ни одна из воюющих сторон. Война продолжалась.