Категории мифов

Мифыэтиологические (букв. , т. е. объяснительные) — это мифы, объясняющиепоявление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов.В принципе, этиологическая функция присуща большинству мифов и специфична длямифа как такового. Практически под этиологическими мифами понимаются преждевсего рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частныхсвойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельныхсоциальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а такжеогня, смерти и др. Подобные мифы широко распространены у первобытных народов, оничасто слабо сакрализованы. Как особую разновидность этиологических мифов можновыделить мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия.В случае эзотеричности культового мифа, он может быть сильно сакрализован.
Мифыкосмогонические (большей частью менее архаические и более сакрализованные, чемэтиологические) повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанныхв единой системе. В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуетсяхарактерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос. В нихнепосредственно отражаются космологические представления о структуре космоса(обычно трёхчастной вертикально и четырёхчастной горизонтально), описываетсяего вегетативная (мировое древо), зооморфная или антропоморфная модель.Космогония обычно включает разъединение и выделение основных стихий (огонь, вода,земля, воздух), отделение неба от земли, появление земной тверди из мировогоокеана, установление мирового древа, мировой горы, укрепление на небе светил ит. п., затем создание ландшафта, растений, животных, человека.
Мирможет возникнуть из первоэлемента, например, из мирового яйца или изантропоморфного первосущества-великана. Различные космические объекты могутбыть найдены, даже похищены и перенесены культурными героями (см. ниже), порожденыбиологически богами или их волей, их магическим словом.
Частьюкосмогонических мифов являются мифы антропогонические — о происхождениичеловека, первых людей, или племенных первопредков (племя в мифах частоотождествляется с , с человечеством). Происхождениечеловека может объясняться в мифах как трансформация тотемных животных, какотделение от других существ, как усовершенствование (самопроизвольное илисилами богов) неких несовершенных существ, , как биологическоепорождение богами или как изготовление божественными демиургами из земли, глины,дерева и т. п., как перемещение неких существ из нижнего мира на поверхностьземли. Происхождение женщин иногда описывается иначе, чем происхождение мужчин(из другого материала и т. п.). Первый человек в ряде мифов трактуется какпервый смертный, ибо уже существовавшие ранее боги или духи были бессмертны.
Ккосмогоническим мифам примыкают мифы астральные, солярные и лунарные, отражающиеархаические представления о звёздах, солнце, луне и их мифологическихперсонификациях.
Мифыастральные — о Звёздах и планетах. В архаических мифологических системах звёздыили целые созвездия часто представляют в виде животных, реже деревьев, в виденебесного охотника, преследующего зверя, и т. п. Ряд мифов заканчиваетсяперемещением героев на небо и превращением их в звёзды или, напротив, изгнаниемс неба не выдержавших испытания, нарушивших запрет (жён или сыновей жителейнеба). Расположение звёзд на небе может трактоваться и как символическая сцена,своеобразная иллюстрация к тому или иному мифу. По мере разработки небесноймифологии звёзды и планеты строго прикрепляются (отождествляются) копределённым богам. На основе строгого отождествления созвездий с животными внекоторых ареалах (на Ближнем Востоке, в Китае, у части американских индейцев идр.) складывались закономерные картины движения небесных светил. Представлениео воздействии движения небесных светил на судьбу отдельных людей и всего мирасоздало мифологические предпосылки для астрологии.
Мифысолярные и лунарные в принципе являются разновидностью астральных. Вархаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной парыкультурных героев или брата и сестры, мужа и жены, реже родителя и ребёнка.Луна и Солнцетипичные персонажи дуалистических мифов, построенных напротивопоставлении мифологических символов, причём Луна (Месяц) большей частьюмаркирована отрицательно, а Солнце — положительно. Они представляют оппозицию идвух тотемных племени, ночи и дня, женского и мужского начала ит. д. В более архаических лунарных мифах месяц представляется чаще в видемужского начала, а в более развитых — женского (зооморфного илиантропоморфного). Небесному существованию Луны и Солнца (как и в случае созвёздами) иногда предшествуют земные приключения пары мифологических героев.Некоторые специально лунарные мифы объясняют происхождение пятен на Луне(). Собственно солярные мифы лучше представлены вразвитых мифологиях, в архаических — популярны мифы о происхождении Солнца илиоб уничтожении лишних солнц из первоначального их множества. Солнечное божествотяготеет к тому, чтобы стать главным, особенно в древних обществах, возглавляемыхобожествлённым царём-жрецом. Представление о движении солнца часто ассоциируетсяс колесом, с колесницей, в которую впряжены кони, с борьбой против хтоническихчудовищ или богом грозы. Суточный цикл также отражается в мифологическом мотивеисчезающего и возвращающегося солнечного божества. Уход и приход могут бытьперенесены с суток на сезоны. Универсальный характер имеет миф о дочери солнца.
Мифыблизнечные — о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и частовыступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Истокиблизнечных мифов прослеживаются в представлениях о неестественности близнечногорождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым. Наиболееранний пласт близнечных представлений наблюдается в зооморфных близнечных мифах,предполагающих родство между животными н близнецами. В мифах облизнецах-братьях они, как правило, выступали сначала соперниками, а позднеестановились союзниками. В некоторых дуалистических мифах братья-близнецы неантагонистичны друг другу, а являются воплощением разных начал (см. выше мифысолярные). Есть мифы о близнецах брате и сестре, но встречаются и усложнённыеварианты, где в кровосмесительных браках брата и сестры предпочитается наличиенескольких братьев. Особенностью многих африканских близнечных мифов являетсясовмещение обоих рядов мифологических противоположностей в одном мифологическомобразе (т. е. близнечные существа — двуполые).
Мифытотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований иобрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическомсверхъестественном родстве между определённой группой людей (родом и др.) и т.н. тотемами, т. е. видами животных и растений. По содержанию тотемические мифыочень просты. Основные персонажи наделены в них чертами и человека, иживотного. В наиболее типичном виде тотемические мифы известны у австралийцев иафриканских народов. Тотемические черты ясно видны в образах богов и культурныхгероев в мифологии народов Центральной и Южной Америки (таковы Уицилопочтли, Кецалькоатль,Кукулькан). Остатки тотемизма сохранились в египетской мифологии, и в греческихмифах о племени мирмидонян, и в часто встречающемся мотиве превращения людей вживотных или растения (напр., миф о Нарциссе).
Календарныемифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило саграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенностина возрождение растительности весной (сюда вплетаются и солярные мотивы), наобеспечение урожая. В древних средиземноморских земледельческих культурахгосподствует миф, символизирующий судьбу духа растительности, зерна, урожая.Распространён календарный миф об уходящем и возвращающемся или умирающем ивоскресающем герое (ср. мифы об Осирисе, Таммузе, Балу, Адонисе, Ammuce, Дионисеи др.). В результате конфликта с хтоническим демоном, богиней-матерью илибожественной сестрой-женой герой исчезает или погибает или терпит физическийурон, но затем его мать (сестра, жена, сын) ищет и находит, воскрешает, и тотубивает своего демонического противника. Структура календарных мифов имеетмного общего с композицией мифов, связанных с ритуалами инициации илиинтронизации царя-жреца. В свою очередь они оказали влияние на некоторыегероические мифы и эпические предания, на мифы о сменяющих друг друга мировыхэпохах, на мифы эсхатологические.
Мифыгероические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокругбиографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороныстарших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбус чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Биографическое начало вгероическом мифе в принципе аналогично космическому началу в мифекосмогоническом; только здесь упорядочивание хаоса отнесено к формированиюличности героя, способного в дальнейшем поддержать своими силами космическийпорядок. Отражением инициации в героическом мифе является обязательный уход илиизгнание героя из своего социума и странствия в иных мирах, где он приобретаетдухов-помощников и побеждает демонических духов-противников, где ему иногдаприходится пройти через временную смерть (проглатывание и выплёвываниечудовищем; смерть и воскрешение-инициационные символы). Инициатором испытаний(принимающих иногда форму выполнения ) может быть отец, илидядя героя, или будущий тесть, или племенной вождь, небесное божество, напримербог-Солнце, и т. п. Изгнание героя иногда мотивируется его проступками, нарушениемтабу, в частности, инцестом (кровосмешением с сестрой или женой отца, дяди), такжеугрозой для власти отца-вождя. Герой как термин греческой мифологии означаетсына или потомка божества и смертного человека. В Греции имел место культумерших героев. Героический миф — важнейший источник формирования какгероического эпоса, так и сказки.
Мифыэсхатологические о вещах, о конце мира возникают относительнопоздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифовкосмогонических. В противоположность космогоническим мифам, эсхатологическиерассказывают не о возникновении мира и его элементов, а об их уничтожении — гибельсуши во всемирном потопе, хаотизация космоса и др. Трудно отделить мифы окатастрофах, сопровождавших смену эпох (о гибели великанов или старшегопоколения богов, живших до появления человека, о периодических катастрофах иобновлении мира), от мифов о конечной гибели мира. Более или менее развитуюэсхатологию находим в мифах аборигенов Америки, в мифологияхдревнескандинавской, индуистской, иранской, христианской (евангельский). Эсхатологическим катастрофам часто предшествуют нарушениеправа и морали, распри, преступления людей, требующие возмездия богов. Мирпогибает в огне, потопе, в результате космических сражений с демоническимисилами, от голода, жары, холода и т. п.
Многиеизвестные европейскому читателю мифы — античные, библейские и некоторые другиене умещаются в перечисленные категории, а являются включёнными в мифологическийцикл легендами и историческими преданиями. Иногда очень трудно провести границумежду мифом, легендой, преданием. Например, мифы о Троянской войне и другиеподобные мифы, впоследствии обработанные в форме эпоса, являютсямифологизированными историческими преданиями, в которых действуют не толькогерои, имеющие божественное происхождение, но и сами боги. На стыке подлинногомифа и исторического предания складывается и священная история типа библейскихповествований. Здесь растягивается: включает события, находящиесяна значительной хронологической дистанции друг от друга, а историческиевоспоминания мифологизируются и сакрализуются. Вообще предания, как правило, воспроизводятмифологические схемы, прикрепляя их к историческим или квазиисторическимсобытиям. То же относится и к легендам, трудно отделимым от преданий; легенды вбольшей мере сакрализованы, в большей мере склонны к фантастике, например, изображению. Классическим примером легенд являются рассказы о христианскихсвятых или буддийских перевоплощениях.
Список литературы
Источник:Мифологический словарь (Под ред. Мелетинского Е.М.)
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.1astrolog.ru