Криницын А.Б.
Многиене понимали «сурового» лиризма Некрасова. О стихотворении «В больнице» Боткинписал поэту, что его стихи «действуют на душу, как сырой холодный туман на тело– проникают исподволь и страшно холодят». Вместо пушкинского благозвучия мынайдем у Некрасова нагоняющую тоску инструментовку гласных на у и ы[i], а согласных –на шипящие и «р» (так, в стихотворении«Утро» звукопись на «ж» передает душераздирающий скрежет метала о камень:«Жутко нервам – железной лопатой /Там теперь мостовую скребут»).
Благодарясвоим картинам петербургской действительности Некрасов стал одним из первых поэтов-урбанистовв русской поэзии (так называют поэтов, избравших своей темой изображение городаи его жизни). Особенно выделяются циклы стихотворных очерков «О погоде», «Наулице», стихотворения «Утро», «Еду ли ночью по улице темной…», «Секрет (опытсовременной баллады)», «Петербургское утро». И надо сказать, что город в егоизображении предстает неизменно отталкивающим: либо бесчеловечно морознымзимой, либо пасмурным, сырым и промозглым осенью, либо раскаленно душным,чадящим и задымленным летом.
Надовсем, что ни есть: над дворцом и тюрьмой,
Инад медным Петром, и над грозной Невой,
Дочугунных коней на воротах застав
(Чтохотят ускакать из столицы стремглав) –
Надовсем распростерся туман.
Душный,стройный, угрюмый, гнилой,
Некрасивв эту пору наш город большой,
Какизношенный фат без румян… («О погоде»)
Вцикле «О погоде» есть один особенно пронзительный рассказ, вызывающийпронзительное чувство жалости, – об жестоком избиении извозчиком своей лошади:
Поджестокой рукой человека
Чутьжива, безобразно тоща,
Надрываетсялошадь-калека,
Непосильнуюношу влача.
Вотона зашаталась и стала.
«Ну!»- погонщик полено схватил
(Показалоськнута ему мало) –
Иуж бил ее, бил ее. бил!
Ногикак-то расставив широко,
Всядымясь, оседая назад,
Лошадьтолько вздыхала глубоко
Иглядела… (так люди глядят,
Покоряясьнеправым нападкам).
Онопять: по спине, по бокам,
Ивперед забежав, по лопаткам
Ипо плачущим, кротким глазам!
Это– одна из самых сильных картин изображения человеческой жестокости как таковойв русской литературе (позднее Достоевский в романе «Братья Карамазовы»,сопоставляя разные типы жестокости, выберет именно избиение кнутом в качествепримера жестокости «по-русски»). Лошади придаются разумные, кроткиечеловеческие черты, а сам погонщик их лишается, превращаясь в озверевшего,безрассудного палача.
Образмузы и лирический герой Некрасова
Сэтим стихотворением перекликается другое, знаменитое своей афористичностью, гдеречь так же идет о прилюдном избиении:
Вчерашнийдень, часу в шестом,
Зашеля на Сенную;
Тамбили женщину кнутом,
Крестьянкумолодую.
Низвука из ее груди,
Лишьбич свистал, играя…
ИМузе я сказал: «Гляди!
Сестратвоя родная!»
Некрасовне просто пишет о том, как избивают крестьянку, но говорит о ней как о молодойженщине, чтобы возбудить в нас самое живое сочувствие. Тем самым онсосредотачивает внимание прежде всего на общечеловеческом в несчастной жертве.Заканчивается же стих риторическим сравнением истязаемой крестьянки с Музой. Вдальнейшем это уподобление стало устойчивым в лирике Некрасова. «Рыдающимзвукам» его стихов соответствует образ «неласковой и нелюбимой Музы, /Печальнойспутницы печальных бедняков, /Рожденных для труда, страданья и оков, – /ТойМузы плачущей, скорбящей и болящей, /Всечасно жаждущей, униженно просящей…»(«Муза» 1852). В конце своей жизни Некрасов вновь возвратится к излюбленнойметафоре, отождествив музу с бичуемой кнутом крестьянкой: «Не русский —взглянет без любви /На эту бледную, в крови, /Кнутом иссеченную Музу…» («ОМуза! Я у двери гроба!» 1877).
Нонаиболее ёмкое определение Некрасовым своей Музы, пожалуй, следующее – «Музамести и печали», ибо часто она вдохновляет поэта не любовью, а ненавистью. В1852 году он пишет стихотворение на смерть Гоголя, являеющееся поэтическимпереложением одного из авторских отступлений «Мертвых душ»[ii].Стихотворение построено на противопоставлении двух художников:романтика-идеалиста и сатирика. Под первым поэтом легко угадывается Пушкин.
Блаженнезлобивый поэт,
Вком мало желчи, много чувства:
Емутак искренен привет
Друзейспокойного искусства,
Дивясь великому уму,
Егоне гонят, не злословят,
Исовременники ему
Прижизни памятник готовят…
Подвторым поэтом подразумевается Гоголь, хоть его имя и не упоминается поцензурным соображениям (месяц спустя за напечатание некролога о смерти Гоголя в«Московских ведомостях» был на месяц посажен под арест Тургенев). Но учитателей того времени с художником-сатириком ассоциировался прежде всего самНекрасов. Этот поэт не угождает моде и вкусам публики, но решается говорить ейнелицеприятные истины, изобличать ее пороки и слабости, служа не ей, но – вслучае Некрасова – крестьянам и беднякам, которые никогда не прочтутпосвященных им стихов. Некрасов как бы отрекается от своего «я», делаясьголосом вечно «безмолвствующего» народа. Поэтому он никогда не будет моден ипрославлен среди читающего высшего сословия. Он призывает его к самоотречению,к жертвам, осуждает его спокойную и беззаботную жизнь, что, разумеется, не можетпонравиться большинству. Сознательно вызывает он на себя шквал возмущения икритики:
Нонет пощады у судьбы
Тому,чей благородный гений
Сталобличителем толпы,
Еестрастей и заблуждений
Питаяненавистью грудь,
Уставооружив сатирой,
Проходитон тернистый путь
Ссвоей карающею лирой.
Егопреследуют хулы:
Онловит звуки одобренья
Нев сладком ропоте хвалы,
Ав диких криках озлобленья.
Иверя и не веря вновь
Мечтевысокого призванья,
Онпроповедуетлюбовь
Враждебнымсловом отрицанья…
Такимобразом, вместо известного выражения Гоголя: «озирать всю громадно несущуюсяжизнь сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»Некрасов использует другой оксюморонный образ: любви-ненависти («Онпроповедуетлюбовь враждебным словом отрицанья»). Конец стихотворения уже напоминаетлермонтовскую «Смерть поэта» по ожесточенности конфликта поэта с обществом,когда поэт подвергается настоящей травле и гибнет в неравной борьбе:
Совсех сторон его клянут
И,только труп его увидя,
Какмного сделал он, поймут,
Икак любил он — ненавидя!
Сточки зрения Некрасова, в этом как раз и заключается истинный патриотизм –обличить пороки, чтобы исцелить от них общество. Но Некрасов заостряет этотмотив: общество нужно активно изменить, и возможно, не только через искусство.Некрасов призывает к активной гражданской позиции («Страшись их участьразделить, Богатых словом, делом бедных, И не иди во стан безвредных, Когдаполезным можешь быть!..»).
Встихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов окончательно формулирует своюпоэтическую и идеологическую программу. Стихотворение построено как диалогпоэта с гражданином, являющегося представителем общественности и требующим отпоэта служения обществу своей поэзией. Этот диалог можно понять как диалогвнутренний, поскольку за обоими голосами стоит сам Некрасов, который осознаетсебя одновременно и художником и патриотом. Произведение явно соотносится поформе и по тематике с пушкинскими стихами «Разговор книгопродавца с поэтом» и«Поэт и толпа», тоже построенными в форме диалога. Некрасов, таким образом,вступает не только в демонстративный спор сам с собой, но и в полемику сПушкиным, цитируя в своем стихотворении от лица Поэта пушкинские строки:
Недля житейского волненья,
Недля корысти, не для битв,
Мырождены для вдохновенья,
Длязвуков сладких и молитв.
Некрасовприводит их для того, чтобы их опровергнуть устами Гражданина:
…я восторг твой разделяю,
Но,признаюсь, твои стихи
Живеек сердцу принимаю…
Нет,ты не Пушкин. Но покуда
Невидно солнца ниоткуда;
Ствоим талантом стыдно спать;
Ещестыдней в годину горя
Красудолин, небес и моря
Иласку милой воспевать…
Такимобразом, Отечество находится, по мысли Гражданина, в опасности, в бедственномсостоянии, и посему им объявляется своего рода «военное положение» в искусстве(хотя по видимости и нет никакой войны). Но Некрасов именно зовет в бой, «вогонь» – за освобождение народа, в бой, который закончится, только когда народизбавится от своей скорбной участи.
Неможет сын глядеть спокойно
Нагоре матери родной,
Небудет: гражданин достойный
Котчизне холоден душой —
Емунет горше укоризны…
Идив огонь за честь отчизны,
Заубежденье, за любовь,
Идии гибни безупречно –
Умрешьне даром: дело прочно,
Когдапод ним струится кровь…
Поэтпризнает в конце концов правоту гражданина, но жалуется на отсутствие дара ивдохновенья, на потерю сил («Под игом лет душа погнулась, остыла ко всему она,И Муза вовсе отвернулась, презренья горького полна»).
Некрасовпостоянно изображает себя слабым, грешным, лишенным сил, не могущем далеебороться за свои идеалы. Достойных борцов он видит лишь в своих соратниках:Белинском, Добролюбове, Чернышевском. В их облике он всякий раз подчеркиваетсамоотверженность и:
Суровты был, ты в молодые годы
Училрассудку страсти подчинять.
Училты жить для славы, для свободы,
Ноболее учил ты умирать. («Памяти Добролюбова»).
ОЧернышевском:
Нолюбит он возвышенней и шире,
Вего душе нет помыслов мирских.
«Житьдля себя возможно только в мире,
Ноумереть возможно для других!»
Вэтих стихах появляется церковная лексика (например, упоминание о «помыслахмирских»): Некрасов описывает борцов за идею освобождения народа какхристианских мучеников за веру. Так, в облике Добролюбова он подчеркиваетаскетизм («Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил, Тыжажде сердца не дал утоленья; как женщину, ты родину любил…»), самоотреченностьи готовность к смерти, всемирность любви. Чернышевского он даже прямосравнивает со Христом:
Егоеще покамест не распяли,
Ночас придет – он будет на кресте;
Егопослал Бог гнева и печали
Рабамземли напомнить о Христе».
СамНекрасов считал себя недостойным своих товарищей-подвижников. В его лирике сгодами все усиливаются покаянные мотивы. В стихотворении «Замолкни, Муза местии печали…» он повествует о минуте слабости и отчаяния, когда истощаются вседушевные силы, и близкой кажется одинокая смерть. Месть и злоба, которыми онпривык «питать свою грудь» и свои стихи, не проходят даром для души: онивыжигают ее, отучая от любви: «То сердце не научится любить, которое усталоненавидеть». При этом лирический герой презирает и себя, и собственныестрадания: «Мне самому, как скрип тюремной двери, /Противны стоны сердцамоего». Так дорого обходятся художнику его язвительные сатиры.
Наиболееполно раскрывает поэт свое внутреннее состояние в поэме «Рыцарь на час» – одномиз самых задушевных своих стихотворений.
Еслипасмурен день, если ночь не светла,
Есливетер осенний бушует,
Наддушой воцаряется мгла,
Кгерою приходит тоска, усиленная бессонницей, «вспоминается пройденный путь,совесть песню свою запевает…», и он решает припасть к груди всеисцеляющейприроды:
СлаваБогу! Морозная ночь –
Ясегодня не буду томиться.
Поширокому полю иду,
Раздаютсяшаги мои звонко,
Разбудиля гусей на пруду,
Ясо стога спугнул ястребенка,
Отдаешьсяневольно во власть
Окружающейбодрой природы;
Силаюности, мужество, страсть
Ивеликое чувство свободы
Наполняютожившую грудь;
Жаждойдела душа закипает…
Некрасовсоздает в этом стихотворении один из своих лучших пейзажей, вслед за Пушкиным,который тоже некогда опоэтизировал позднюю осень:
Дальглубоко прозрачна, чиста,
Месяцполный плывет над дубровой,
Игосподствуют в небе цвета
Голубой,беловатый, лиловый.
Водыярко блестят средь полей,
Аземля, прихотливо одета
Вволны белого лунного света
Иузорчатых, странных теней.
Поэтпереносится в воображении в детство, в родную деревню, представляет старуюцерковь с «колокольней руиной», тень от которой протягивается через освещенныелуной луга, на старинный церковный погост[iii], где подкрестом затеряна могила его матери. Образ матери связывается у Некрасова ссамыми святыми идеалами и лучшими сторонами его души. Далее следует страстнаяисповедь-плач, похожая одновременно на молитву Богородице, покаяние блудногосына в грехопадении.
Якручину мою многолетнюю
Haродимую грудь изолью,
Ятебе мою песню последнюю,
Моюгорькую песню спою.
Опрости! то не песнь утешения,
Язаставлю страдать тебя вновь,
Нои гибну — и ради спасения
Ятвою призываю любовь!
Япою тебе песнь покаяния,
Чтобыкроткие очи твои
Смылижаркой слезою страдания
Всепозорные пятна мои!
Чтобту силу свободную, гордую,
Чтов мою заложила ты грудь,
Укрепилаты волею твердою
Ина правый наставила путь…
Такпокаяние незаметно переходит в призыв к самому себе о возрождении и восстанииот душевной слабости для новых свершений, под которыми подразумеваетсядальнейшая борьба за дело освобождения крестьян, становящаяся для Некрасова игражданским, и по-своему интерпретированным христианским долгом. Отсюдавозникает метафора «тернистой дороги» – в христианстве это путь подвижника,который трудами и молитвами стяжает благодать Божию и спасение души, избавляясьот страстей и суетных, греховных помыслов. Для Некрасова «тернистая дорога» –это путь революционной борьбы, связанный с служением высокой, надличностнойидее, с отказом от комфорта и земных наслаждений, с готовностью принятьстрадания тюрьмы и каторги. Поэтому когда образ матери пробуждает в герое былоестремление к очищению и обновлению, то это надо понимать как решимостьполностью отдаться общественной борьбе.
Увлекаембесславною битвою,
Сколькораз я над бездной стоял,
Поднималсятвоею молитвою,
Сновападал — и вовсе упал…
Выводипа дорогу тернистую!
Разучилсяходить я по ней,
Погрузилсяя в тину нечистую
Мелкихпомыслов, мелких страстей.
Отликующих, праздно болтающих,
Обагряющихруки в крови
Уведименя в стан погибающих,
Завеликое дело любви!
Нос приходом утра решимость пропадает, вновь душу охватывают бессилие и отчаяние.Подобно Лермонтову в его стихотворении «Дума», Некрасов изображает свою личнуюболь и слабость как горькую судьбу и трагедию всего своего поколения:
Всё,что в сердце кипело, боролось,
Всёлуч бледного утра спугнул,
Инасмешливый внутренний голос
Злуюпесню свою затянул:
«Покорись,о ничтожное племя!
Неизбежнойи горькой судьбе,
Захватиловас трудное время
Неготовымик трудной борьбе.
Выеще не в могиле, вы живы,
Нодля дела вы мертвы давно,
Сужденывам благие порывы,
Носвершить ничего не дано…»
Изображениенарода у Некрасова
Самажизнь давала Некрасову богатый материал для стихов о печальной участи народа.Он, как и все поколение русской интеллигенции 60-х годов, ощущал свою неизбывнуювину перед простым народом, который высшие сословия лишили как материальных,заставив трудиться на себя даром, так и духовных благ, оставив без образованияи средств для развития. Некрасов чувствовал как личную вину, так и коллективную– всего своего сословия.
Пожелаемтому доброй ночи,
Ктовсё терпит, во имя Христа,
Чьине плачут суровые очи,
Чьине ропщут немые уста,
Чьиработают грубые руки,
Предоставивпочтительно нам
Погружатьсяв искусства, в науки,
Предаватьсямечтам и страстям;
Ктобредет по житейской дороге
Вбезрассветной, глубокой ночи,
Безпонятья о право, о боге,
Какв подземной тюрьме без свечи…
Помысли поэта, каждый совестливый человек должен отдать свой долг народу, помочьему вернуть несправедливо у него отнятое.
Разницав социальном положении, материальном благосостоянии и культуре между народом идворянами действительно была катастрофически огромной, как ни в одной западнойстране (где по крайней мере не было крепостного права, и если рабочие нафабриках там по-настоящему бедствовали, то крестьянство оставалось весьмазажиточным). Поэтому даже плохие качества народа: темнота, невежество,пьянство, нечистоплотность, грубость, лакейское самоуничижение (у дворовых)понимались передовой интеллигенцией как следствие его угнетения, причинойкоторого были они сами. Народ становился в их глазах носителем нравственности,трудолюбия и подвижничества, идеализировался ими и делался объектом поклонения.
Средистуденческой молодежи возникло целое движение – хождение в народ: они отправлялисьработать в сельские школы, шли в грузчики и в батраки, с одной стороны, чтобына своем опыте узнать народные тяготы, а с другой стороны, чтобы просветитьнарод, рассказать ему, как несправедливо попраны его человеческие права иубедить в том, что существующее его положение можно и должно изменить. Этохождение в народ приобрело массовый характер, хотя не все у пылких разночинцевполучалось. Народ видел фальшь в том, что «господа» переодеваются в мужицкуюодежду и трудятся на черной работе, не имея в том никакой нужды, да еще ипытаются поссорить их с властями. Зачастую мужики сами выдавали «агитаторов» вполицию, в чем наивные и обескураженные юноши и девушки видели лишнеедоказательство как своей чужести народу, так и его невежества. Вследствие многихнеудач движение вскоре пошло на спад и угасло.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru