Изображение помещиков в поэме Гоголя "Мертвые души"

Изображение помещиков в поэме Гоголя«МЕРТВЫЕ ДУШИ»
НиколайВасильевич Гоголь — великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошлов русскую классическую литературу.
Егосвоеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображениеуездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме «Мертвые души»Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русскойдействительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократическогоаппарата, отмирание крепостническо-феодальных отношений, тяжелое положениепростого народа. Поэтому поэму «Мертвые души» по праву называютэнциклопедией русской провинциальной жизни первой трети XIX века. В поэме, нарядус отрицательными образами помещиков, чиновников, нового героя — зарождающегосяпредпринимателя, даны образы народа, Родины и самого автора.
Центральноеместо в первом томе занимают пять «портретных» глав, в которыхпредставлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича иПлюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность.отсутствие привычки к труду. Автор располагает главы, посвященные помещикам,вoособой последовательности-по степени деградации своих героев, начиная с Мани’лова и кончая Плюшкиным.
Полноенепонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечаем мы упомещика Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, всецелопередоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у негокрестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом «стоялодиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть».Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез «сжиденькими вершинами». Да и в самой деревне нигде не было «растущегодеревца или какой-нибудь зелени». О его непрактичности говорит ивнутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью«соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей», или «горкивыбитой из трубки золы», лежащие на дорогом полированном столе. Но самоеяркое отражение характера Манилова мы находим в его языке, речевой манере:”… Конечно… если бы соседство было хорошее, если бы, например, такойчеловек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, охорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелилодушу, дало бы, так сказало, паренье этакое”. Здесь он еще что-то хотелвыразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукой ввоздухе”.
Совсеминое отношение к хозяйству у Коробочки. У нее «хорошенькаядеревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды скапустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть«яблони и другие фруктовые деревья». Имена крестьян своих она знаетнаизусть. Но умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна,суеверна. Коробочка не видит ничего дальше «своего носа». Все«новое и небывалое» пугает ее. Она является типичным представителеммелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением (чтоможно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.
НоСобакевич значительно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя,«чертов кулак». Страсть к обогащению толкает его на хитрость,заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от другихпомещиков, он применяет новшество — денежный оброк. Его нисколько не удивляеткупля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.
Представительеще одного типа помещиков — Ноздрев. Он полная противоположность Манилову иКоробочке. Ноздрев — непоседа, герой ярмарок, попоек, карточного стола. Онкутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находитсятолько псарня. Среди собак он как «отец родной» среди большогосемейства (так и хочется сравнить его с фонвизинским Скотининым). Доходы,получаемые от подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорито его нравственном падении, безразличии к крестьянам.
Полноеморальное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина.Автор по праву окрестил его «прорехой на человечестве». Говоря оПлюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Облекая в форму легкойшутки, Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин — «мошенник, всехлюдей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостныеего». За ‘последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой минойполусумасшедшего он заявляет, что «народ-то больно прожорлив у него, отпраздности завел привычку трескать». Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало,стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до позднейзимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и тонадеваются они только тогда. когда дворовые входят в сени барского дома.Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: «Наобширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ)экономическая жизнь замерла: перестали двигаться мельницы, валяльни, суконныефабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стогаобращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам идомашним материям страшно было прикоснуться. А между тем в хозяйстве доходсобирался по-прежнему, по-прежнему нес оброк мужик, несла холст баба. Все этосваливалось в кладовые, и все это становилось гнилью и прахом». Поистине«смех сквозь слезы».
Плюшкини другие помещики, представленные Гоголем, «списаны с жизни;».являются порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когда-то умным,бережливым хозяином; Манилов служил в армии и был скромным, деликатным,образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавогомечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинениефеодально-крепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, вкоторой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество — типичные, нормальныежизненные явления.
Вэтом показе насквозь порочного крепостнического порядка и политического строяРоссии и заключалось великое значение поэмы «Мертвые души».«Поэма потрясла всю Россию» (Герцен), она пробуждала самосознаниерусского народа.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта sochok.by.ru/