Великаясоциалистическая революция впервые в мировой истории противопоставила странустроящегося социализма всему капиталистическому миру. С октября 1917, с моментасоздания советской власти, вместе с вооруженной борьбой за новыйсоциально-политический строй, возникают и первые шаги новой советской культуры,возникает советская литература.
Всоответствии с темой настоящей статьи дальнейшее изложение посвящено историирусской советской литературы. Но Р. л., несмотря на свое ведущее значение,несмотря на то, что в лице таких своих представителей, как В. Маяковский и вособенности А. М. Горький, она оказала огромное влияние не только на литературыдругих народов СССР, но и на революционную литературу Запада, все же должнарассматриваться как один из отрядов советской литературы. С самого началасоветская литература определяется как литература многонациональная, как сложное,но единое целое, образованное творческими усилиями всех народов, населяющихСоюз советских социалистических республик.
Великаясоциалистическая революция, покончив с веками рабства, уничтожила те преграды, которыестояли на пути творческого развития национальностей б. Российской империи и темсамым создала необходимые предпосылки для ничем не ограниченного расцветамощного и подлинно народного искусства. Своеобразие национально-историческихусловий, различие художественно-культурных традиций — все это естественнообусловливает пестроту и разнообразие форм советской литературы. Но решающимявляется единство идейно-творческого содержания советской литературы, как литературы,отражающей действительность с позиций советской власти, с позиций трудящихся масс,строящих социалистическое общество.
Методсоциалистического реализма «является основным методом советской художественнойлитературы и литературной критики» (А. Жданов, Речь на 1-м всесоюзном съездесоветских писателей, «Первый всесоюзный съезд писателей», Стенографич. отчет,М., 1934, стр. 4). Это значит, что основной задачей советской литературыявляется стремление правдиво показать действительность в движении, в борьбеновых революционных начал со старыми отживающими формами жизни, раскрыть вхудожественных образах сущность и логику исторического процесса. Вмесе с темправдивое и конкретное изображение революционной действительности, новых людейи характеров, рожденных социализмом, неотделимо от задач идейно-воспитательныхв широком смысле этого слова, задач идейной переделки человека, воспитаниятрудящихся масс в духе социализма. Углубленность революционно-реалистическогопознания действительности и большевистская страстность, партийность в борьбе заутверждение социалистических идеалов, пронизанность идеями социалистическогогуманизма и революционная непримиримость по отношению к темным силамкапитализма — таковы отличительные черты советской литературы, особенно ярковыраженные во всей деятельности А. М. Горького. Поэтому, несмотря на ряднедостатков, присущих советской литературе и объясняющихся ее молодостью,несмотря на художественную и идейную незрелость отдельных ее представителей, вцелом она является «самой идейной, самой передовой и самой революционнойлитературой. Нет и никогда не было литературы, кроме литературы советской,которая организовывала бы трудящихся и угнетенных на борьбу за окончательноеуничтожение всей и всяческой эксплоатации и ига наемного рабства. Нет и не былоникогда литературы, которая кладет в основу тематики своих произведений жизньрабочего класса и крестьянства и их борьбу за социализм. Нет нигде, ни в однойстране в мире, литературы, которая бы защищала и отстаивала равноправиетрудящихся всех наций, отстаивала бы равноправие женщин. Нет и не может быть вбуржуазной стране литературы, которая бы последовательно разбивала всякоемракобесие, всякую мистику, всякую поповщину и чертовщину, как это делает нашалитература. Такой передовой, идейной революционной литературой могла стать истала в действительности только советская литература — плоть от плоти и костьот кости нашего социалистического строительства» (А. Жданов, Речь на 1-мВсесоюзном съезде советских писателей, «Первый всесоюзный съезд советскихписателей», Стенографический отчет, М., 1934, стр. 3).
Историясоветской литературы и представляет собой историю становления еереволюционно-социалистического содержания, процесс все более полного иглубокого овладения методом социалистического реализма. Процесс этот, в которомпринимали участие не только молодые кадры рабочих и крестьянских писателей, нои выходцы из других классов и в первую очередь представители мелкобуржуазнойинтеллигенции, протекал негладко и противоречиво, отражая ход и борьбуклассовых противоречий в стране. В итоге энергичной борьбы с антиреволюционными,буржуазными тенденциями и постепенного изживания интеллигентских сомнений ииллюзий происходит обусловленный решающими победами социализма перелом внастроениях основной массы писательской интеллигенции, объединяющейся на почвесознательной и активной борьбы за социализм. Этот перелом был отмечен вапрельском постановлении ЦК 1932 «О перестройке литературно-художественныхорганизаций» и привел к созданию единого Союза советских писателей.
Основныеэтапы исторического развития после октября 1917 определили соответствующиеполосы литературного развития. Так, годы гражданской войны и военногокоммунизма, начало нэпа, обострение классовой борьбы в конце восстановительногои начале реконструктивного периодов, ликвидация кулачества как класса иа базесплошной коллективизации, наконец успехи социалистического строительства 1-йпятилетки и построение бесклассового общества в годы 2-й пятилетки, — каждый изэтих этапов сказался особыми чертами внутри литературного процесса. Следуетпомнить однако, что живой процесс литературного развития не может бытьмеханически расчленен на изолированные и замкнутые в себе отрезки, измеряющиесяк тому же 4-мя и 5-ью годами каждый. Сплошь да рядом отдельные явлениядействительности находят свое отражение в литературе с известным запозданием,процессы идейной эволюции и перестройки у различных писателей протекают тоболее замедленными, то убыстренными темпами и т. д. Так. обр.историко-литературное рассмотрение может выделить лишь наиболее историческихарактерные и типические тенденции литературного развития, не стремясь уложитьвесь литературный процесс; в «прокрустово» ложе неподвижной исторической схемы.
Литература периода гражданской войны и военногокоммунизма
Задачи,вставшие перед молодой советской литературой непосредственно после октября1917, не имели никаких аналогий в опыте искусства всей предшествующей историичеловечества. В условиях мировой капиталистической блокады советской литературепредстояло художественными средствами утверждать историческую необходимость и правотумолодой советской власти, реальные черты небывалого нового строя, художественноотразить патетику и мощь социалистической революции. Естественно, чтоцентральной и существеннейшей проблемой для всей старой писательскойинтеллигенции явилась проблема политического самоопределения, проблемаотношения к советской власти. В первые годы Октябрьской революции с необычайнойостротой происходит политическое размежевание в писательской среде. Большаячасть буржуазно-дворянских писателей оказалась в белой эмиграции. И дворянскиеэпигоны и буржуазные демократы объединились на почве звериной ненависти кпролетарской революции. Куприн в эмиграции стал писать тенденциозныемонархические сказки, Шмелев — контрреволюционные повести-памфлеты, Л. Андреевзанялся антисоветской публицистикой, Бунин и Зайцев обратились к воспеваниюпогибших дворянских гнезд.
Наиболеесущественным и резким оказался раскол в среде самого значительного направленияпредреволюционной литературы — русского символизма. Злобствующими эмигрантамиоказались в эпоху Великой социалистической революции Бальмонт, Мережковский,З. Гиппиус — второстепенные, хотя и самые претенциозные представители этойшколы. Значительная часть буржуазно-дворянской писательской интеллигенцииосталась в пределах СССР. Однако чуждая пролетарской революции она образуетсомкнутый фронт более или менее открыто выраженной оппозиции советской власти.Художественным отражением антисовеского саботажа буржуазной интеллигенцииявился своего рода «эстетический бойкот» революционной современности втворчестве таких писателей, как М. Кузмин, Ф. Сологуб, Гумилев и ряд др.Замыкание в идеальном и эстетизированном мире искусства, ретроспективизм иэкзотика, любовно стилизованное воспроизведение мотивов «галантного» XVIII в. ипр. пр. — все это в условиях исключительно напряженной революционной обстановкипериода гражданской войны приобретало подчеркнуто антисоветской характер.
Втех же случаях, когда революционная современность становилась предметомизображения в творчестве буржуазно-дворянских писателей, на первый планвыдвигались мотивы хаоса, смерти, гибели и опустошения.
Вряде журналов и сборников этого периода — «Скифы» (1917—1918), «Запискимечтателей» (1918—1922), «Вестник литературы», (1919—1922), «Книжный угол» (1918—1922)и др. — усиленно разрабатывается тема кризиса и крушения культуры какединственного итога революции. Социальный переворот осмысляется как распад иуничтожение культурных и моральных ценностей вообще. Ососбенно показательно вэтом отношении творчество Е. Замятина (см. рассказ «Пещера», 1922). Характернымявлением в буржуазной литературе первых лет революции оказывается и попыткаприспособления отдельных сторон революции к своим буржуазным идеалам итенденциям. Так, поэты собственнической кулацкой деревни (напр. Клюев ),сначала, поскольку советская власть попутно разрешала и задачибуржуазно-демократической революции, выступают со славословиями Октябрю. Таковнапр. «Медный кит» Клюева (1919) и др. его стихотворения. Но вся художественнаясистема клюевской поэзии, националистически стилизованная, пронизаннаясимволикой сектантского толка, была приспособлена для утверждения идеаловкосной патриархальной собственнической деревни с ее «мужицкой» мистикой икулацкой домовитостью. Враждебность к социалистической перестройке старойдеревни очень скоро приводит Клюева на антисоветские позиции. Сильное влияниеКлюева испытал и С. Есенин в своих глубоко эмоциональных лирических образах«деревянной Руси», отразивший представления буржуазной части деревни. Мотивысочувствия революции творчестве Есенина, приветствовавшего Октябрь какнаступление «мужицкого рая», в результате осознания неизбежной гибели старойРуси сменяются резкими выпадами против пролетарского города в духе клюевскойпоэзии. Настроения смятенности и социальной растерянности вызывают в творчествеЕсенина мрачные, пессимистические ноты, приводят его к упадочно-богемныммотивам, цинической опустошенности. Пытаются выступать под флагом революции иразличные осколки предреволюционного буржуазного искусства, типическиепредставители богемы — разложившейся и деклассировавшейся буржуазнойинтеллигенции. Таковы «имажинисты» (Шершеневич, Мариенгоф, Р. Ивнев),крикливо заявлявшие о себе в годы военного коммунизма всевомзожнымидекларациями и рекламной шумихой. За quasi-революционным «новаторством»имажнизма крылся голый и беспринципный формализм, предельная и циническаяидейная опустошенность последышей буржуазного искусства.
Норешающим моментом литературной жизни первых лет революций был приход в рядысоветской литературы лучших представителей старой интеллигенции. Так, вождирусского символизма, возглавлявшие его самые основные тенденции, — Брюсов,Блок, Андрей Белый, — сумели порвать со старым миром и приветствовалипролетарскую революцию. В. Брюсов вступил в коммунистическую партию, сталинициатором и руководителем большой культурной работы, принимал большое участиев литературном воспитании молодого поколения начинающих пролетарских поэтов.Рационалист и буржуазный индивидуалист в прошлом, Брюсов увидел в пролетарскойреволюции осуществление исторического разума и воли, свершение мечтаний самыхзамечательных великих людей прошлых эпох. Все брюсовские пооктябрьские сборникистихов («Миг», «Дали» и др.) пронизаны мыслью о наследовании пролетарскойреволюцией всей мировой культуры прошлых эпох. Однако образная, интонационная иритмическая структура этих стихов перегружена старым символистским восприятиеммира. Неразрешенное противоречие между революционным политическим сознанием иэстетику и поэтику символизма составляет подлинную трагедию последних леттворчества Брюсова.
Другойхарактер был присущ приходу к революции приходу А. Блока. Ненависть кмещанскому застою буржуазного общества, одушевлявшая творчество Блока впредреволюционную эпоху, помогла его приходу к Великой социалистическойреволюции. В ней он увидел не только свершение мировых мистерий, предсказанныхвсей философией символизма, но и социальное возмездие ненавистному мирукапитализма. Поэма Блока «Двенадцать» и явилась проклятием старому миру, гимномв честь революции, воспринятой в плане люмпенской стихии, но оправданной какразрушительная и очистительная сила. Образ «метели», как воплощение стихийнойсущности революционного процесса, впоследствии был широко использован рядомсоветских писателей. Ни роли пролетариата, ни исторического смысла революцииБлок однако не понял. Элементы мистики и мессианистического национализмаотчетливо сказались и в «Двенадцати» (1918) и в «Скифах» (1918). И вскоренаступает разочарование Блока в революции. Суровое лицо гражданской войны иголода, реальные условия, в которых совершалась революция, пугали Блока,вызывали в нем настроения тоски и безнадежности. Во многом аналогичен и путь А.Белого, хотя в его принятии революции мистические ноты звучат значительносильнее («Христос Воскресе» и «Рыдай буревая стихия»). От своихмистико-антропософских концепций Белый начинает освобождаться значительно позжев романах «Москва» и «Москва под ударом» (1926—1927) и в мемуарах о символизме«На рубеже двух столетий». Мемуары Белого посвящены предвзятой и ложной идеевнутреннего сродства символистской культуры и социалистической революции. Затодругая тема этих последних произведений Белого — рабство научной мысли вбуржуазном обществе, кризис индивидуалистического сознания — чрезвычайно сильнозвучит в них. В этих мимуарах блестяще воспроизведена атмосферабуржуазно-интеллигентских салонов профессорской и литературной Москвы передреволюцией.
Гораздорешительнее и органичнее вошла в революцию группа футуристов во главе сВладимиром Маяковским. Непосредственно после победы Октября футуристы начинаютбезоговорочно сотрудничать с советской властью, в частности организуя газету«Искусство коммуны» — орган ИЗО Наркомпроса. Нигилистический бунт футуристовпротив закостеневших буржуазных литературных традиций оплодотворяетсяпозитивным революционным содержанием.
Послереволюционныепоэмы В. Хлебникова. «Ладомир» (1923), «Ночь перед советами», «Ночной обыск» —это лучшие его произведения, и в значительной степени освобожденные от прежнихформалистических тенденций. В творчестве В. Каменского этих лет особым подъемомвыражен пафос народной крестьянской, «разинской» революции.
Ноцентральное место принадлежит, разумеется, В. Маяковскому. Ранние егобунтарские мотивы, призывы к мести и разрушению буржуазного общества, идейныйразрыв со старым миром, звучавший во «Флейте-позвоночнике» (1915) и в «Облаке вштанах» (1915), антимилитаристические стихи времен мировой войны — все этоподготовило прямой приход Маяковского к Пролетарской революпии. «Ода революции»и «Наш марш» — первые восторженные отклики Маяковского на победу пролетариата.В эпоху военного коммунизма началось превращение Маяковского изиндивидуалистического бунтаря в самого замечательного поэта пролетарскойреволюции. Его «Приказы по армии искусств», его стихотворные передовицы вгазете «Искусство коммуны», несмотря на следы анархического бунтарствафутуристов с их нигилистическим отрицанием искусства прошлого как «музейногостарья» представляют собой яркие манифесты подлинно-революционного народногоискусства. В 1918 появилась «Мистерия Буфф» — острая политическая сатира набуржуазный строй в форме массовой агитационной народной комедии. 1919ознаменован в творчестве Маяковского исканием прямых форм обслуживания боевыхзадач революции средствами искусства: стихи и плакаты в «Окнах Роста». В1920—1921 пишется поэма «150 000 000», характернейший памятник революционнойпоэзии периода военного коммунизма, своего рода героический эпос революции.Разработка форм ораторской и разговорной стиховой речи, патетические интонациипоэта-трибуна, обобщенный гиперболизм образов — все это служит утверждению идейинтернационализма, классовой ненависти, сочетающихся с едкой сатирой набуржуазную науку и искусство. Этот первый этап октябрьского творчества Маяковскогооказал огромное влияние на дальнейшие пути советской поэзии. Идейный размахстихов Маяковского и отдельные черты его поэтики отчасти усвоило молодоепоколение пролетарских поэтов, формировавшееся в эти же годы.
Этомолодое поколение группировалось вокруг Пролеткульта, организованного в 1917 ивозглавлявшегося А. Богдановым, В. Полянским, Ф. Калининым, В. Плетневым и др.Пролеткульт сыграл большую роль в собирании сил пролетарской литературы, имелцелый ряд журналов — «Пролетарская культура», «Грядущее», «Горн» и т. д. Но вдеятельности Пролеткульта, отразившей идеи Богданова с его «Всеобщейорганизационной наукой», был ряд существеннейших ошибок. Пролеткульт стремилсяобособить процесс выработки пролетарской культуры от конкретной социально-политическойпрактики рабочего класса и советской власти. В многочисленных пролеткультовских«студиях» создавалась кастово-замкнутая атмосфера, в них выращивалсясвоеобразный пролетарский «аристократизм»; в рядах пролеткультовцев широкораспространены были идеи огульного отрицания ценности буржуазного культурногонаследства. Эти пролеткультовские установки, в корне противоречившие ленинскойконцепции культурной революции, встретили резкий протест со стороны ВладимираИльича (см. составленный им проект резолюции для I Всероссийского съездапролеткультов, происходившего в 1920).
В1920 группа молодых поэтов вышла из Пролеткульта и создала в Москве группу«Кузница», в Ленинграде — «Космист». Тема революции — основная в творчествеэтих поэтов (Кириллов, Герасимов, Гастев, Садофьев, Казин, Крайский, Князев,Обрадович, Александровский, Полетаев и др.). При различии индивидуальностей идальнейших литературных судеб для всех этих поэтов характерныабстрактно-романтические гимны и оды в честь революции. Радостное сознание мощипобедившего класса, идеи пролетарского коллективизма и индустриализма — таковоосновное содержание их творчества. Наряду с влиянием поэтики раннегоМаяковского в этих стихах сильно звучат тенденции символизма с его отвлеченной«космической» образностью. Отвергая в своих декларациях роль буржуазногокультурного наследия, поэты-космисты сами некритически поддвергались влияниюнаиболее чуждого им по мировоззрению и художественному складу литературногонаправления начала XX в. Сыграв бесспорно положительную роль в начальномпериоде развития советской поэзии, большинство пролеткультовских поэтов припереходе к нэпу переживает тяжелый идейный и художественный кризис. Отсутствиепрочной связи с конкретными задачами классовой борьбы пролетариата не позволилопоэтам «Кузницы» понять исторический смысл нэпа, воспринятого ими как торжествобуржуазной стихии. Отсюда рост упадочных и пессимистических настроений (см.напр. поэму Герасимова «Черная пена», 1921).
Первенствующаяроль в советской литературе этих лет принадлежит естественно основоположникам изачинателям пролетарской литературы — Горькому, Серафимовичу, Демьяну Бедному. Идеи пролетарской революции, заботы о собирании и воспитании рабочих икрестьянских писателей проходят через всю их деятельность и творчестводореволюционной поры.
ТворчествоГорького — художественный первоисточник идей пролетарского, советскогогуманизма. Борьба за освобожденное прекрасное человечество против капитализма,уничтожающего человеческую личность, — таков лейтмотив творчества Горького навсех этапах. В эти годы он пишет свои замечательные воспоминания о Толстом (1919),в журнале «Коммунистический интернационал» он печатает ряд статей. Вместе с темуже в период гражданской войны начинается та культурно-организаторская деятельностьГорького, которая так грандиозно и плодотворно развернулась впоследствии. Вэтом отношении чрезвычайно показательна работа Горького в издательстве«Всемирная литература».
Втеснейшей связи с конкретными задачами революционной борьбы пролетариата развиваетсяв этот период литературная деятельность А. Серафимовича. Работая в качествекорреспондента «Правды», Серафимович создает целый ряд статей, очерков,фельетонов, корреспонденции с фронтов гражданской войны, собранных впоследствиив книге «Революция, фронт и тыл». Богатейший фактический материал, накопленныйСерафимовичем в этой книге, лег в основу его дальнейшей работы над героическойэпопеей «Железный поток» (1924).
Особозначительное место в литературе первых лет революции принадлежит Демьяну Бедному.Поэт-большевик, Демьян Бедный сознательно видит назначение своей поэзии вагитации и пропаганде идей пролетариата, обращая их и к его ближайшемусоюзнику, к массам многомиллионного русского крестьянства. Насыщенность егопоэзии политическими мотивами, неразрывная связь его произведений с конкретнымизадачами революционной борьбы пролетариата и ленинской партии, исключительнаяпростота и доступность демократизированного поэтического языка, наконецорганическая спаянность с фольклором — все эти черты массовой подлинно народнойпоэзии Д. Бедного достигли наивысшего расцвета именно в годы военногокоммунизма. Беспощадная сатира и гротескный гиперболизм, с одной стороны,высокий пафос революционной героики — с другой — таковы художественные методыД. Бедного. Его жанры — фронтовые песни и частушки, сатирические памфлеты,стихотворные прокламации и воззвания — рассчитаны прежде всего на эффектмассового агитационного воздействия. Поднятые на высоту настоящего мастерства«агитки» Д. Бедного, его тексты к газетным карикатурам и плакатам во многомблизки поэтической практике Маяковского этих лет. Эта близость сказывается и встремлении Д. Бедного к монументально-эпическому изображению величияпролетарской революции в поэме «Земля обетованная».
Идеисоветского гуманизма, борьба за политическое созревание масс в классовых боях,за создание народного революционного искусства, раскрывающего перед широкимимассами подлинный смысл и мировой размах Октября — таков пафос творчестваГорького, Серафимовича, Маяковского и Демьяна Бедного, составляющий сущностьпервого этапа создания советской литературы. Это процесс с самых первых своихшагов развивался в творчестве этих писателей в направлении социалистическогореализма и народности.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта feb-web.ru/