Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница")

Трагедия
страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского
“Бесприданница”)

Трагедия… Это
слово предполагает смерть. В конце пьесы гибнет чудесная, одаренная, хрупкая
девушка — Лариса Огудалова. Ее гибель не случайна. Драматург последовательно
проводит свою героиню через страдания и потрясения, заставляя ее испытать всю
горечь обманутой любви, крушение надежд на счастье.

В чем же
причина этой трагедии? Молодая девушка из обедневшей дворянской семьи обладает
чуткой любящей душой, музыкальной одаренностью, красотой. Но это богатство не
может заменить того, что больше всего ценится в мире дельцов — денег,
приданого, которое бы обеспечило ей достойное положение в обществе. Рассуждая о
предстоящем замужестве Ларисы, Вожеватов откровенно говорит о том, что в
нынешнее время столько женихов, сколько приданых, то есть каждый человек ищет
прежде всего выгоду. Поэтому жизнь Ларисы превращается, по выражению Карандышева,
в цыганский табор. Она вынуждена по приказанию предприимчивой маменьки
любезничать с богатыми холостяками, развлекать многочисленных гостей, привлекая
их пением и красотой.

Первый же
диалог Ларисы с женихом убеждает нас в том, что ей не по нраву такая шумная,
беспорядочная жизнь. Ее чистая и честная натура стремится к тихому семейному
счастью с любимым человеком. Вожеватов называет Ларису простоватой,
подразумевая под этим определением не глупость, а искренность, отсутствие
хитрости, лести и притворства. Эта девушка создала своим поэтичным воображением
свой собственный мир, в который ее уносит музыка. Она прекрасно поет, играет на
гитаре и фортепиано, выражая в звуках старинного романса свои сокровенные
чувства и переживания. Обладая возвышенной поэтической душой, Лариса
воспринимает окружающих людей как героев русского романса, не видя их пошлости,
цинизма, корыстолюбия. Паратов в ее глазах — идеал мужчины, Карандышев —
честный, гуманный, не понятый окружающими человек, Вожеватов — близкий друг
детства. Но все эти герои оказываются не такими, они раскрывают свою истинную
сущность в их отношении к Ларисе. Блестящий Паратов оказывается заурядным
соблазнителем, который губит любящую девушку ради мимолетного удовольствия. Он,
не задумываясь, оставляет ее ради женитьбы на владелице золотых приисков. С
циничной откровенностью он признается Кнурову в том, что для него нет ничего
заветного, что он готов продать все что угодно ради выгоды. И действительно
доказывает это делом: продает “Ласточку”, отказывается от любимой
девушки. Значит, всеми действиями Паратова движет стремление к богатству,
выгоде. Такова жизненная позиция и остальных героев пьесы, потому что все их
отношения определяет тугой кошелек. Разговоры действующих лиц постоянно
сводятся к деньгам, к купле-продаже. Вспомним примечательный диалог Хариты
Игнатьевны Огудаловой с богатым купцом Кнуровым накануне званого обеда у
Карандышева. Мокей Перменыч совершенно недвусмысленно предлагает Огудаловой
взять на содержание ее дочь. И родная мать слушает его с пониманием и
благодарностью, фактически принимая это предложение.

Пожалуй,
единственным человеком в пьесе, для которого деньги не играют никакой роли,
оказывается Лариса. Она ценит в людях не богатство, а доброту, честность,
порядочность. Именно поэтому она решает выйти замуж за бедного чиновника
Карандышева и уехать с ним в деревню. Потеряв всякую надежду на счастье с
любимым человеком, она хочет хотя бы понимания и уважения, честной, достойной
жизни. Не умея притворяться, Лариса признается жениху, что только хочет
полюбить его, потому что ее манит скромная семейная жизнь, что ждет от него
сочувствия, нежности и ласки. Она хочет верить в то, что такое отношение
будущего мужа вызовет со временем ее ответное чувство. Но многие бестактные
реплики Карандышева, его поведение убеждают нас в том, что это не тот человек с
доброй и чуткой душой, который сможет сделать героиню счастливой. Это и попреки
“цыганским табором”, и ревнивые придирки к свободному разговору с
Васей Вожеватовым, и злобная зависть к преуспевающим дельцам. Сама нелепая идея
званого обеда — результат болезненного уязвленного самолюбия, зависти, ревности
и тщеславия, которые, в общем-то, и составляют основу его характера.
Карандышеву недостает чуткости, любви к невесте. Ни он, ни Харита Игнатьевна не
обращают внимания на настойчивые просьбы Ларисы о скромной и простой свадьбе.
Их одолевают тщеславные мысли о великолепном торжестве, где будет блистать
красотой и богатым нарядом невеста. И Лариса произносит здесь почти пророческие
слова: “Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и
бросите”. В финале драмы Карандышев найдет более точное и жестокое слово,
которое ударит Ларису, как пощечина. Это слово — “вещь”. Именно оно
помогает осмыслить причину трагической судьбы героини. Она живет в мире, где
все продается и покупается, в том числе красота, любовь, честь. Все это товар,
имеющий своего покупателя. Ведь Кнуров и Вожеватов деловито заключают торговую
сделку, разыгрывая Ларису в орлянку. Связанный “честным купеческим
словом”, Василий Вожеватов, старинный друг детства, отказывает ей даже в
жалости и утешении, чтобы уступить дорогу выигравшему Кнурову.

В финале
драмы к потрясенной Ларисе приходит прозрение. Она осознает себя вещью, которой
распоряжаются по своему усмотрению окружающие люди. Жестокость этого открытия
вызывает в героине отчаянный протест, который выражается в мысли о
самоубийстве. Но у Ларисы нет решительности и воли Катерины, силы и цельности
ее характера. Ей недостает сил расстаться с жизнью. И она находит другой выход
— бросить болезненный вызов миру корысти и наживы, приняв предложение Кнурова.
В таком случае она станет по крайней мере дорогой вещью богатого хозяина. Такое
решение означает нравственную смерть героини, от которой ее спасет выстрел
Карандышева. Последние слова Ларисы — это благодарность за то, что она
избавлена от унижения и окончательного падения. Для нее, как и для Катерины
Кабановой, нет места в жестоком мире выгоды, наживы, обмана и предательства.
Таким образом, замечательная драма Островского “Бесприданница”
раскрывает конфликт чистой, честной, одухотворенной личности с обществом, где
все подчинено могущественной власти денег.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/