Прием обманутого ожидания в творчестве Д. В. Веневитинова

Прием обманутого ожидания в творчестве Д. В.
Веневитинова

Поэзия
Д. В. Веневитинова — одна из самых ярких, но, к сожалению, коротких страниц
русской литературы. Войдя в историю как создатель одного из направлений в
русском романтизме — любомудрия, Веневитинов не был обойден вниманием критики.
Но работ, посвященных его творчеству, совсем немного. Основной интерес
исследователей сосредоточен на теоретических статьях поэта. Обращение к его лирике
чаще всего связано со стремлением увидеть художественное воплощение
теоретических постулатов. Традиционно в творчестве Веневитинова выделяется ряд
тем, наиболее полно отражающих философские воззрения поэта: тайны бытия,
человек и природа, высокое предназначение поэта.

Философский
характер лирики Веневитинова определяется страстью к познанию мира и человека,
тайн духа и природы, связи времен. Однако целью моей работы является не
тематический анализ произведений поэта, а исследование одного из важнейших художественных
средств его поэтического арсенала — приема обманутого ожидания, который легко
распознается как в области содержания, так и в области формы стихотворений.
Использование данного приема объясняется особенностями философских тезисов
Веневитинова, в которых передается картина мира в представлении поэта. Для хода
дальнейших рассуждений необходимо обозначить эти тезисы: всякий человек рожден
счастливым, но чтобы познать свое счастье, душа его осуждена к борению с
противоречиями мира; неизбежность будущего синтеза современных противоречий,
примирения мысли с миром.

Подобные
взгляды определяют движение лирического сюжета многих стихотворений.
Веневитинов часто использует этот прием для того, чтобы держать читателя в
напряжении. Как правило, читая первые строки, невозможно предугадать, что ждет
нас в конце.

Наличие
оппозиций в окружающем мире определяет контраст как основу композиции
большинства произведений поэта. Можно выделить две основные антитезы
Веневитинова: красота и гармония природы противостоит несовершенству человека,
или, напротив, мысль о быстротечности жизни, ее изменчивости и неподвластности
человеку, предложенная в начале стихотворения, преодолевается в финале,
обманывая ожидание читателя и меняя тональность поэтических раздумий. Действия
приема обманутого ожидания можно рассмотреть на примере конкретных
произведений.

Стихотворения
“Три розы” и “Жизнь” построены на основе первой антитезы, которую условно можно
назвать пессимистической.

Повествуя
о судьбе трех роз, брошенных богами “в глухую степь земной дороги эмблемой
райской красоты”, поэт строит свое стихотворение на контрастном взаимодействии
аллегорических характеристик. Аллегория трудно поддается расшифровке,
исследователи по-разному трактуют образ каждой из трех роз. По-видимому, правы
те, кто считают, что в аллегорических “розах” воплощены природа, искусство и
человек. Смысл контраста — грустное утверждение вечной, непреходящей красоты
природы и искусства и бренности самого прекрасного произведения природы —
человека. Образы первой строфы образуют контрастные пары с третьей строфой:
“Лишь только утра луч проглянет…” — “И тщетно утра луч проглянет…”; “Свежее
роза расцветет…” — “Не расцветет опять она”.

В
стихотворении “Жизнь” контраст состоит в сопоставлении молодости и старости,
“заманчивого рассказа” и “пересказанной сказки”. В этом стихотворении
Веневитинов движется от светлого к темному. Начало не соответствует концу. Этот
путь уготовлен каждому человеку.

Прием
обманутого ожидания в этих стихотворениях продиктован мыслью об обособленности
человеческого и природного бытия, но в ряде других произведений Веневитинов
ищет возможность преодоления их разделейности. Показательно в этом смысле
стихотворение “Веточка”. На первый взгляд, автор сравнивает человека в океане
мироздания с оторвавшейся и утонувшей веточкой (стихотворение построено на
фольклорном принципе психологического параллелизма). И человек не может
противостоять и сопротивляться “необоримой волне”. Все люди равны перед “дверью
гробовой”. Однако в последних строках появляется мысль о человеке не песчинке,
а активном участнике природного движения, идущем к “верной цели”.

Похожую
мысль можно найти в “Послании к Рожалину”.

Вначале
мы узнаем, что лирический герой “изведал жизни море”. В молодости опасности его
не пугали. Он думал, что в жизни все очень просто и он преодолеет испытания. Но
это не так. Он не познал жизни до конца. Ее невозможно узнать. Ведь жизнь —
“безбрежный океан”, а жизнь человека — “утлая ладья”. Жизнь таит в себе
множество тайн и подводных рифов, которые скрываются под волною. Натыкаясь на
эти рифы, не все могут их преодолеть, но это грустное убеждение опровергается в
конце мыслью о том, что когда ты преодолеешь все преграды, тогда можно сказать:
“Я изведал жизни море”, можно соприкоснуться с мудростью природы и загадкой
бытия.

Если
в “Веточке” разочарование преодолевается знанием “верной цели”, то в “Сонете” и
“Жертвоприношении” грустная мудрость бесцельности существования преодолевается
идеей поэтического служения.

В
стихотворении “Жертвоприношение” поэт поклоняется своей богине, поэзии. Он
всецело принадлежит ей. У него есть откуда черпать и любовь, и надежды, и
вдохновение. А это для него главное. Ему не нужны покой, беспечность, радость.
Для него в “кубке счастья” нет измены, в “кубке счастья” — вдохновение. Жизнь
ему изменяет, а поэзия никогда. Ожидание печальных выводов об обманчивости
жизни не оправдывается, так как стихотворение завершается мыслью о верности
поэзии.

В
“Сонете” Веневитинов говорит о том, что он пресытился жизнью. Его разрушили
“пламень чувств” и “душевные порывы”. И он живет одними лишь воспоминаниями.
Однако он получил от жизни все, что хотел, поэтому не чувствует себя
разочарованным и опустошенным. Он жил полноценной жизнью, так как у него были
его муза, его творчество, его поэзия. И хотя муза убийственна для него, хотя
она требует полной самоотдачи, страданья не заслоняют от поэта того, что жизнь,
конец которой он остро предощущает, не закончится вместе с его гибелью, что она
вечно жива и бесконечна в других (“И, погибающий, тебя  благословляет”). Такова последняя строка,
меняющая ведущую стихотворную интонацию. Веневитинов воспринимает смерть лишь
как оборотную, естественную и неизбежную сторону бытия. Таким образом, эти
произведения объединяет одна общая мысль, реализующаяся через рассматриваемый
нами прием: только благодаря поэзии поэт может прожить свою жизнь полноценно.

Реализацию
приема обманутого ожидания можно увидеть и на формальном уровне. Финал
стихотворений Веневитинова обычно характеризуется использованием фигуры выдвижения
как способа организации текста, выделения существенных элементов. В последних
строках можно наблюдать либо конвергенцию (скопление
изобразительно-выразительных средств), либо смену ритма.

Так,
в последних строках стихотворения “Жизнь” использована градация, синонимический
ряд резко противопоставляет эту строку всему остальному стихотворению (“Ее
загадка и завязка уже длинна, стара, скучна…”). В последних четырех строках
“Элегии” сосредоточены два вопросительных предложения, которых не было в основной
части. Смена синтаксических конструкций привлекает внимание к риторическим
вопросам, опровергающим рассказ о любовной идиллии. В стихотворении
“Импровизация” в двух последних строках используется авторское тире. Являясь
разрывным пунктуационным знаком, оно передает напряженность поэтической мысли
(“Мне — пеною выкипеть в праведном бое, а вам — для свободы созреть, как
вино!”), противостояние восторженности первой части стихотворения.

Таким
образом, контрастность и использование приема обманутого ожидания в
произведениях Веневитинова определяются его мировоззрением и доминировавшей в
нем идеей закономерности противоречий, из которых рождается гармония. В
дальнейшем его взгляды воплотились в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.

Поэзия
Веневитинова — живое, грустное, но не безнадежное раздумье поэта, ищущего смысл
жизни, выходящего к человеку с открытым сердцем, переполненным страданием л
тысячью мучительных вопросов, на которые нужно искать ответы. Именно поэтому
она современна и интересна сегодня.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/