Шодерло
де Лакло
Д. Д.
Обломиевский
Особое место в прозе конца века принадлежит роману
Пьера-Амбруаза Шодерло де Лакло (1741-1803) «Опасные связи» (1782). Эта книга
не укладывается в рамки сентиментализма; в ней сильны тенденции реалистического
отражения действительности. «Опасные связи» – это роман в письмах, по своему
жанру явившийся дальнейшим развитием повествовательных приемов Ричардсона и
Руссо. Мы имеем дело в «Опасных связях» не столько с рассказом о событиях,
сколько с предположениями о будущих событиях, с жизненными планами героев или с
последующим анализом этих событий. Душевные переживания, связанные с
планированием событий или с воспоминанием о них, составляют в первую очередь
содержание романа.
Поскольку в «Опасных связях» всегда на первом плане то
или иное состояние души человека, многие персонажи изображаются в романе
совершенно так же, как герои в романах Ричардсона или Руссо – не такими, каковы
они на самом деле, а такими, какими они представляются другим. Это придает
своеобразную объемность. Так, Вальмон то таков, каким рисуется президентше де
Турвель, судя по ее письмам к г-же де Воланж, то таков, каким воображают его
себе Сесиль де Воланж и кавалер Дансени в их письмах, то близок к тому, каким хочет
казаться маркизе де Мертей, и т. д. Это или раскаявшийся соблазнитель, или
«истинно любезный» человек, делающий все для других, человек необыкновенный,
обладающий «добрым сердцем», или лживый и опасный распутник, бесчестный и
преступный, жестокий и злой, или, напротив, существо в конечном счете слабое,
пытающееся перехитрить других, но само попадающее в конце концов в капкан.
Двоится, троится и образ маркизы. То она такая, какой она представляется
Дансени и Сесили, то такая, какой видит ее г-жа Воланж, рассказывающая о ней
президентше, то такая, какой она видится себе самой, о чем свидетельствуют ее
письма к Вальмону, которому она рассказывает историю своей жизни.
Другой существенной особенностью романа, тесно
связанной с традициями сентиментализма, является резкое отличие в нем
персонажей, переживания которых наиграны, неискренни, от тех, чьи чувства
подлинны. Первые играют роль, надевают на себя маску. Вторые выражают то, что
действительно чувствуют и сознают. Письма первых передают лишь сконструированные
состояния души, в письмах вторых мы находим действительные, на самом деле
существующие чувства и страсти. К первым персонажам относится виконт де
Вальмон, соблазнитель молодой девушки Сесиль де Воланж и замужней женщины –
президентши де Турвель; а также маркиза Мертей, вдохновляющая его на эти
поступки, убеждающая его посмеяться над президентшей, соблазнить, а затем
изменить ей на ее глазах, думающая, как бы отомстить будущему мужу Сесиль графу
де Жеркуру, который когда-то покинул маркизу. Вторую группу персонажей
составляют сама президентша де Турвель, полная набожных, добродетельных чувств,
видящая в Вальмоне раскаявшегося грешника, а в самой своей любви к нему заботу
о его душе, а также Сесиль и кавалер Дансени, которые оба любят друг друга
чисто и неиспорченно, без всякой задней мысли, без попыток кого-либо обмануть,
совратить или кому-нибудь отомстить. Сесиль недаром представляется маркизе
глупой и простодушной, а в Дансени виконт де Вальмон видит человека чересчур
нерешительного и совестливого.
Дансени уделяет очень много места рассказу о своем
чувстве. Он горячо любит Сесиль, беспокоится о ней, тревожится, думает о ней
беспрестанно. В то же время Вальмон, повествуя в письмах о своих любовных
предприятиях, ведет о них рассказ в стиле военных реляций, сообщая о том,
например, как президентша де Турвель прислала ему «план капитуляции», как сам
он «вынудил противника принять бой», добился преимущества в выборе места
сражения и диспозиции, сумел усыпить бдительность врага, чтобы застать его
врасплох, смог, обеспечив себя надежной базой, укрыться в ней и сохранить все
ранее завоеванное. Он вспоминает, информируя маркизу де Мертей о своем любовном
поединке с президентшей де Турвель, о Тюренне, о Фридрихе, о Ганнибале. Что
касается маркизы де Мертей, она в письмах к Вальмону более всего говорит не о
том, что она чувствует, а о своих планах мести, о замыслах, намерениях, о своем
вмешательстве в душевную жизнь других людей. Она рассказывает, например, о том,
как она сделалась госпожой ума и сердца Сесили, как она вскружила ей голову,
посеяла в ее душе сомнения. Сообщая о своем поведении, маркиза все время
подчеркивает расхождение между подлинными своими настроениями и тем, как она
представляется другим. Она делает вид, что согласна с аргументами Сесили, тогда
как на самом деле думает совсем иначе. Она испытывает удовольствие, появляясь
перед окружающими в различных обликах. Она скрывает от окружающих свои истинные
побуждения и чувства. Так, если она испытывает печаль, то старается принять вид
беззаботный и даже радостный.
Подчеркивая различие между персонажами типа маркизы де
Мертей и персонажами, вроде кавалера Дансени, Лакло показывает при этом
конечное поражение рассудочного, рационального, победу природной страсти даже у
таких героев, как маркиза и виконт. В этом и сказывается сентименталистский
аспект романа, подчеркивающий примат чувства над разумом, чистоту природы и
испорченность цивилизации.
Очень характерно в этой связи, что даже хитроумный
Вальмон влюбляется в конце концов в президентшу де Турвель, которую так долго
старался покорить, попадает в ловушку, им же самим расставленную. И только под
влиянием маркизы, которая возбуждает в нем чувство оскорбленного самолюбия, он
преодолевает свою любовь, фактически насмехаясь над президентшей, изменяя ей на
ее глазах с куртизанкой. Аналогичный процесс обнаруживает Лакло и у маркизы де
Мертей. Она очень много рассуждает о роли сознания в жизни, строит все свое
поведение, подчиняя его рассудку. Но и она оказывается в конце концов во власти
бессознательного чувства и, забыв обо всем, ревнует Вальмона к президентше.
Очень важно, что в своем представлении о мире Лакло в
целом исходит из социальных критериев. Проводя резкую дифференциацию героев,
распределяя их как бы по двум категориям, Лакло кладет в основу различия между
ними разграничение двух сфер в обществе, двух социальных кругов, к которым
принадлежат эти персонажи. Маркиза де Мертей и виконт де Вальмон – это
представители богатого дворянства, аристократии. Президентша де Турвель
относится к буржуазии, близок ей и кавалер Дансени, не обладающий ни чинами, ни
богатством, ни особой знатностью. Сесиль де Воланж, правда, по своему
происхождению принадлежит к знатному и богатому дворянству, но она еще не
относится к власть имущим, находится в подчинении у своей матери, г-жи де
Воланж.
«Опасные связи» кончаются катастрофой, действие
приводит большинство персонажей или к гибели, или к несчастью, причем погибают,
терпят поражение и отрицательные, и положительные действующие лица. На дуэли
погибает виконт де Вальмон, застреленный Дансени. Маркиза де Мертей,
разоблаченная в своих преступных замыслах и деяниях общественным мнением,
кончает свои дни за границей, всеми забытая. В то же время г-жа де Турвель,
соблазненная в конце концов де Вальмоном и покинутая им, тяжело заболевает и
умирает, а Сесиль де Воланж, обесчещенная Вальмоном, уходит в монастырь.
Дансени разделывается на дуэли со своим соперником Вальмоном, но оказывается
также в числе потерпевших поражение, утратив навсегда Сесиль. Судьбы де
Вальмона и де Мертей показывают, что отрицательное начало, связанное со старым
режимом, уже не так сильно, чтобы безраздельно, до конца торжествовать над
добром. Зло в романе наказывается. И вместе с тем носители положительного
начала – г-жа де Турвель, Дансени и Сесиль – еще недостаточно сильны, чтобы
полностью одержать победу над злом.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.philology.ru