“”
Центральныйсюжет поэмы “Двенадцать” очень прост: красногвардейский патруль идет по зимнейночной улице революционного Петрограда. Но эта ночь, эта метель и пурга, вкоторой теряются встречные фигуры, невольно напоминают “Зимнюю ночь”Пастернака:
Ивсе терялось в снежной мгле
Седойи белой.
Свечагорела на столе,
Свечагорела.
Впоэме Блока тоже горит своя свеча. Это — образ Христа. Христос Блока остаетсяодной из загадок мировой литературы. Прежде всего, бросается в глаза то, что онне исчезает во мгле подобно другим фигурам. Другая странность:, Христос ведетодин из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокойненавистью ко всему, что связано с религией. Может быть, это не Христос, аАнтихрист? Сам Блок писал в своем дневнике: “Страшная мысль этих дней: не в томдело, что красногвардейцы “недостойны” Иисуса, который идет с ними сейчас; а втом, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы Другой”.
Втом же 1918 году повилось произведение Сергея Булгакова “На пиру богов”,написанное в виде диалогов платоновского типа. Один из участников диалогов,Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из поэмы Блока с апостолами:“Ведь там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, “безкреста”, в другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведет?” И Беженецдекламирует последнее четверостишие поэмы. Но дальше он говорит, что Блок“кого-то видел, только, конечно, не Того, кого он назвал, но обезьяну,самозванца”, то есть Антихриста. И все же самому Блоку, может быть,действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вел их, в его глазах,действительно подлинный Иисус Христос. И цель их поэт видел в том, чтобыуничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, быть может вообщесвободный от зла. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство,способное сделать то, что так и не сделало старое — очистить мир от вековогозла. Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии, ибо былоснован на насилии. Апостолов нельзя заменить уголовниками. Поэтому новая“звезда Востока” сожгла не зло, а, наоборот, то доброе, что было в старом миреи без чего Блок не мог существовать. Он не пережил своей ошибки. Жизнь автора“Двенадцати” кончилась в тоске и горе: “Слопала-таки… матушка Россия, какчушка, своего поросенка”.
Сомненияв том, кто же все-таки идет во главе красногвардейцев, отразились и в самомоблике этого персонажа. С одной стороны, в руках у этого непонятного существакровавый флаг, что дает основание считать его Антихристом. Но на голове у него“белый венчик из роз”. Белый цвет всегда считался цветом мира. ВспомнимЦветаеву:
Белизна— угроза Черноте.
Белыйхрам грозит гробам и грому.
Бледныйправедник грозит Содому
Немечом — а лилией в щите.
Темабелизны подчеркивается и другими чертами блоковского Христа: он идет “нежнойпоступью надвьюжной,/ Снежной россыпью жемчужной”. Белизна пронизывает весьоблик Христа. Но флаг все-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как быперекликается с ее самыми первыми строками, подчеркивающими двойственностьвсего происходящего:
Черныйвечер.
Белыйснег.
Таккто же все-таки шел впереди красногвардейского отряда? И еще вопрос: если всеже Христос, то шли красногвардейцы за ним или стреляли в него, как этопредположил М. Волошин? Блок, наверное, так и не сумел до конца Жизни найтиответ на эти вопросы. Но в самом последнем своем стихотворении поэт обратился ксамому главному для Русского интеллигента образу и к самой святой идее — идеесвободы:
Пушкин!Тайную свободу
Пелимы вослед тебе!
Дайнам руку в непогоду,
Помогив немой борьбе!
Этимкриком боли и — несмотря ни на что — надежды и закончился творческий ижизненный путь одного из самых трагических “детей страшных лет России”.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/