Проблема глубины корней эпоса и воспроизводимости архаического клише в поэпическое время

Проблема глубины корней эпоса и воспроизводимости
архаического клише в поэпическое время
I. Шаманский миф.

1.Шаманский
миф (повествование о странствии шамана в ином мире) есть источник мифа, сказки.
Чем архаичнее произведение любого из этих жанров, тем больше общих черт с
другими жанрами, и наоборот – чем больше общего, тем ближе сюжет к шаманскому
мифу.

2.Место
действия шаманского мифа (и сюжетов, восходящих к нему) – иной мир – мир хозяев
стихий, мир совершенного знания (мудрость мертвых), мир совершенства вообще
(охотник бьет без промаха). Древнейшая форма хозяина иного мира – всемудрая
прародительница, чьи функции в сказке перешли к Яге. Сюжет шаманского мифа –
инициатические странствия героя в ином мире и его брак с хозяйкой.

3.Со
сменой мышления в конце первобытности иной мир начинает оцениваться негативно
(хозяин превращается в змея-вредителя), а сюжет брака в ином мире – в
отвержение героем любви богини.
II. Эпос.

1.Если
эпический сюжет начинается с отлучки героя из дому, то далее он так или иначе
развивается по клише шаманского мифа.

2.В
русском эпосе есть былина об инициатическом странствии – “Илья и
Святогор”: горы – типичная форма иного мира, центральное звено сюжета –
поглощение и изрыгание (в роли поглотителя представлен гроб), в результате чего
герой возрастает силой (Илья получает мощь Святогора) и получает магическое
оружие (ср. бурятский эпос). Любовные отношения Ильи с женой Святогора – форма
брака в ином мире.

3.
В раннегосударственном эпосе герой, связанный с иным миром, вызывает двоякое
отношение: он и желанен (как самый могучий защитник) и гоним (поскольку он
необычный человек). На этот исходный мифологический конфликт затем может быть
наложен социальный (“Ссора Ильи с Владимиром”). Страх перед
магической силой героя приводит к изгнанию его из мира людей (мотив гибели
богатырей).
III. Роман (на примере “Евгения Онегина”).

1.
Клише шаманского мифа (или его отдельные элементы) очень часто встречаются в
литературе.

2.
Анализ “Онегина” с точки зрения воспроизведения клише:

Завязка
– отлучка и подразумеваемая недостача (герой должен встретить героиню, обрести
духовную силу).

Деревня
– мир, лишенный лжи и “мишуры”,- аналог иного мира.

Татьяна
– совмещение чистой и глубокой русской души и европейской образованности –
“милый ИДЕАЛ” – аналог хозяйки иного мира.

Ленский
– тянется к ложным ценностям (Ольга), посему неизбежна гибель.

Аналог
ложного героя, который обязательно наказан или убит.

Настоящая
любовь Татьяны и Онегина – аналог отвержения героем любви богини (сюжет
воспроизводится во всех подробностях мифа).

Онегин
в начале IX гл. – духовно изменившийся и потому чуждый свету. Его духовная сила
не находит применения. Аналог судьбы архаического героя в раннегосударственном
эпосе. Неудивительно, что именно в “Евгении Онегине” базируется
понятие ТИПИЧЕСКОГО.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://venec.com/