Феномен двойничества в христианской антропологии

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Шуйскийгосударственный педагогический университет»
Кафедрафилософии и религиоведения
Реферат
Феномендвойничества в христианской антропологии
Выполнил:
ст. историко-филологического ф-та
IV курса, 4 группы
Баранов А.А.
Проверила:
старший преподаватель
Пустовойт Ю. В.
Шуя 2009

Содержание
Введение
1. Святоотеческое учение о двойничестве человеческой природы
1.1 Идея противоречивостичеловека у апостола Павла в послании «К римлянам» (Рим., 7:15-23)
1.2 Учение о двойничестве человека святителя Григория Паламы
2. Проблема двойничества в русской религиозной философии
2.1 Взгляд на проблему в антропологии Николая Бердяева
Заключение
Литература

Введение
«Я поставил Тебяпосреди мира, чтобы мог Ты свободно обозревать все стороны света и смотрелтуда, куда Тебе угодно. Я не создал Тебя ни земным, ни небесным, ни смертным,ни бессмертным. Ибо Ты Сам сообразно воле Своей и чести можешь быть Своимсобственным Творцом и Созидателем и из подходящего Тебе материала формироватьСебя. Итак, Ты свободен в том, чтобы нисходить на самые нижние ступениживотного мира, но Ты также можешь поднять Себя в высочайшие сферы Божества.»
Актуальность
Человек- удивительноесущество, имеющее странное качество- двойничество, которое на всем протяжениичеловеческой истории, мы имеем ввиду истории, начавшейся после грехопадения,доставляло и доставляет не только немало страданий людям, но и радости. Этозагадочное явление в человеке всегда заставляло его размышлять над егосущностью: что заставляет страшных злодеев и преступников совершатьдобродетельные поступки, и самое страшное- праведников совершать преступлениеили практически одновременно совершать доброе и злое? Настоящее время- времяособенной активности проявления всех сторон человеческого существования, и чтоявляется крайне ужасным и печальным, в большей мере негативных сторон. И именнотеперь как никогда, всюду мы можем наблюдать явление двойничества, котороевыражается все в более странных, а зачастую жутких формах, требующихобъяснения. И несмотря на сегодняшнее существование огромного количества различныхверований, только истинное христианское учение дает адекватное объяснение этомуявлению. Поэтому изучение феномена двойничества, именно в ракурсе христианскогоучения, является крайне актуальным.
Цель
Дать объяснение феноменудвойничества с позиций христианского богословия и философии.
Задачи
Заданная нами цель,достигается посредством выполнения следующих задач:
1) рассмотрение идеипротиворечивости человека у апостола Павла
2) рассмотрение учения одвойничестве святителя Григория Паламы
3) рассмотрение проблемыдвойничества в русской религиозной философии, а именно решение ее НиколаемАлександровичем Бердяевым.

1.Святоотеческое учение одвойничестве человеческой природы
1.1 Идея противоречивости человека у апостола Павлав послании «К римлянам» (Рим., 7:15-23)
Христианское благовестиепринесло миру и распространило несколько руководящих идей о человеке и егоназначении. Отчасти они были восприняты из ветхозаветной традиции, отчасти жезаново даны в христианском Откровении. Особенное значение в этом вопросе имеетап. Павел, затронувший в своих посланиях ряд антропологических тем, одной изкоторых является тема непрестанной борьбы в человеке двух сильнейших начал:добра и зла, в церковной же интерпритации именуемых благодатью и грехом.
Указанная нами темаособенно ярко выражена апостолом в 7 главе знаменитого «Послания кРимлянам»: «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, чтохочу, а что ненавижу, то делаю… Ибо знаю, что не живет во мне, то есть вплоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделатьоное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого нехочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, а живущий вомне грех. Итак, я нахожу закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мнезлое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но вчленах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающийменя пленником закона греховного, находящегося в членах моих.» (Рим., 7:15-23).
По мнению известного икрупного исследователя посланий апостола Павла Альберта Швейцера, апостолописывает состояние своей души, которая еще не перестала быть пленницей греха, «греховногозакона», кроме того исследователь считает, что это есть описание человекаеще не просвещенного таинством Крещения, нооднако в самом послании нет прямых указаний, позволяющих так однозначносоотносить описанное апостолом состояние с какими-то определенными вехами в егоперсональной биографии. Сам же автор Послания именно здесь максимально заостряетдраматический конфликт между благодатью и законом греха, господствующим в томмире, в котором по-прежнему еще живет плотский, «внешний» человек.
Думаю необходимо подробноразобрать указанный отрывок из послания руководствуясь толкованиями блаженногосвятителя Феофилакта Болгарского и известного западного христианского теологапроповедника и эгзегета, Ивана Вениаминовича Каргеля/>, который в своем толковании несколько схож с блаж.Феофилактом, но его изъяснение слов апостола имеет некоторое своеобразие.
Итак в словах: «Ибоне понимаю, что делаю.» (Рим., 7:15) апостол Павел, по толкованию блаж. Феофилакта говорит не осовершенном неведении т.к. если бы люди грешили в совершенном неведении, то зачто бы им посылались наказания? Но имеет в виду крайнюю силу греховныхсоблазнов и увлечение ими. Хотя апостол и пишет как бы о себе, но все это онговорит о всех людях живших до пришествия Христа, больше по законам земнойплоти, чем духовным.
Каргель считает, что и втой жизни, где новый человек не есть одно со Христом, но живет только сам всебе, его опытом будет: «не понимаю, что делаю», так он говорит, хотяон ничего не делает и ничего сделать не может, ибо другое (ветхое) «Я»имеет над ним силу: оно думает, делает выбор, решает, говорит и действует. Однакочеловеку страшно от того, что за все действия он чувствует именно себяответственным и действительно, он тоже виноват потому, что грех опять ожил, истарый, плотской, преданный греху человек, действует в нем без ограничений,потому что обновленные люди, приемлющие обилие благодати и дар праведности,будут царствовать в жизни посредством Единого Иисуса Христа.
Далее фразу: «Потомучто не то делаю, что хочу а что ненавижу, то делаю.» (Рим., 7:15) блаж. Феофилактсчитает, что апостол имеет ввиду не то, что люди жившие до Христа делали не то,что хотели, а делали то чего не одобряли, не принимали, даже не любили, этопроисходило по причине немощи и увлечению грехом, которая была порожденагрехопадением Адама и была унаследована всеми людьми. Закон, который был даниудейскому народу Богом, через Моисея, не мог уврачевать эту склонность когреху, хотя он и содержал в себе все правила борьбы с грехом, и то что не могсделать закон, было сделано самим Богом, пришедшим на землю в лице ИисусаХриста. Следовательно цель у апостола состоит в том, чтобы доказать, чточеловечество пришло в совершенно неисцелимое состояние, и может быть исцеленотолько Иисусом Христом.
Каргель же думает, чтоэта фраза имеет следующий смысл: мои намерения всегда идут навстречу самомулучшему. Я стараюсь, но получается всегда наоборот. Между моими желаниями идействиями всегда находится противоположность, хотя и стараюсь их согласовыватьи эта противоположность непреодолима. Как только я пожелаю что-нибудь доброе,то является во мне что-то, которое начинает торговаться и уже не хочетсяисполнить задуманное, и постепенно ничего не остается от доброго намерения и яего не исполняю. Свои плохие поступки ненавижу, очень хочу их никогда неповторять, но все равно повторяю. Внезапно возникает мысль, за ней побуждение,потом нечистое предложение или мне встречается неприятное зрелище и непрекращается, преследует меня, пока я больше не могу противиться, и я побежден.Все добрые намерения и обещания с моей стороны, мои молитвы не помогают, потомучто несмотря на все это — годами все оставалось в одном и том же положении.
Следующий стих изпослания: «Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что ондобр.» (Рим., 7:16)святитель Феофилакт истолковывает, что человек по природе знает как нужно себявести, знает закон, и предаваясь пороку делает это вполне разумно, а не всостоянии сумасшествия.
Каргель в свою очередьсчитает, что из ужасного разлада в обращенном, но плотском человеке, измучительного противоречия между желанием и действием становится ясным, чтоволей своей человек солидарен с законом Бога. Желание он имеет, но если бы всепроисходило по его воле, то он жил бы рука об руку с законом. Не было быразлада и противоречий среди обращенных с законом Бога, если бы не было ещекого-то другого и этот самый другой не добился бы опять одержания верха.
«А потому уже не яделаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть вплоти моей, доброе.»(Рим., 7:17-18) блаженный Феофилакт изъясняет слова апостола следующим образом:грех заставляет человека творить зло, точнее живущее в человеке тяготение когреху- «мучительство греха», но не плоть. Так как человек сотоит издвух частей: души и плоти, то плоть является рабой души, которая (душа)властвует над всем, поэтому чего захочет душа, то и будет делать тело, и те ктоговорит что все зло исходит от плоти заблуждаются.
Каргель этот моментпонимает так: Действие и исполнение того, что человек не желает, исходит не отего, нового «Я», но от другого «Я», которое взяло верх идобилось господства, после того, как ожил принцип греха, от которого исходитвсе зло. Эта бездна погибели действует в человеке против его воли иБожественного закона и он не в состоянии преградить ей путь. Это изображениенового человека, что не он совершает нечистое и греховное, это грешит не новыйчеловек, но старый рядом с ним, который предан был смерти, и в котором нет нималейшей части добра, опять ожил и стал действовать, но апостол вовсе неотрекается от вины и греховной ответственности. Он рисует и освещает достойнуюсожаления и бесполезную борьбу между двумя «Я», в которой Христосникакого участия не имеет, ибо без Христа новому человеку никто и ничто непомогает в борьбе со старым человеком, если даже он желает добра, согласуется сзаконом, ненавидит зло и никогда сам не делает зла, грех все же неудержимопродолжает его себе подчинять.
«Потому что желаниедобра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которогохочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу,уже не я делаю то, но живущий во мне грех.» (Рим., 7:18-20) святительФеофилакт полагает, что словом «не нахожу» апостол обозначилнападение греха, он снимает вину с существа плоти и души, приписывая еепорочной деятельности и воле, когда говорит «которого не хочу», тоснимает вину с души, а словами ” уже не я делаю” вину с тела. Грехпорождает зло, т.е. грехолюбивая воля, она не была содана Богом, это чисточеловеческое проявление, не смотря на то что сама по себе воля это творениеБога.
У Каргеля мы находимследующее объяснение: желание добра, уже есть добро, так как это признак новогочеловека, с которым Господь его создал, Новый человек имеет в себе только этокачество и больше ничего.Новый человек так бессилен, что доброе он может толькожелать но не исполнять, ему во всем мешает ветхий человек. Такое бессилиенового человека по отношению к старому происходит от того, что он емупротивопоставлен один вне Христа. Если нет Христа, то это печальная борьба безНего или вне Его, поэтому происходит поражение, будет происходить до тех пор,пока новый человек не вернется ко Христу, который для него является жизнью.
«Итак я нахожузакон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.» (Рим., 7:21) святитель Феофилактсчитает, что данный стих не очень ясный, в нем чего-то не хватает. Объясняет онего так: в человека изначально вложено доброе начало и он желает совершатьдобро, которое защищает также и закон, но некая сила заставляет совершать зло,следовательно злое начало не исчезает. Однако святитель предлагает еще вариантистолкования этого непростого стиха, на основании толкования святителя ИоаннаЗлатоуста: закон дан человеку, желающему делать добро, так как закон существуеттолько для желающих делать добро, как для желающих того же, чего желает и он(закон).
Каргель же толкует этоместо так: человек, в своем новом «Я» имеет некий чудесный закон,который состоит в том, чтобы желать только доброе. Однако, апостол, говоря обэтом законе, имеет ввиду не сборник заповедей вроде синайского закона, новнутренний принцип, который действует как законы природы, и этот закондействует всегда точно и без отклонений, этот закон свидетельствует о том, чточеловек сотворен Богом, и он (закон) действует до тех пор пока на него неподействует другой закон, сильнее его так как рядом с законом добра в человеке (личности),есть злое, совершенно противоположное доброму, и оно постоянно присутствует.Следовательно человеческая сущность состоит из двойного «Я». Этовыявляется посредством доброго закона.
«Ибо по внутреннемучеловеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон,противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником законагреховного, находящегося в членах моих.» (Рим., 7:22-23) святитель Феофилакт толкуя данныестихи говорит, что человеку был известно добро и до закона, ибо оно емуаприорно и когда он читает призыв к добру прописанный в законе то с этимзаконом человек соглашается, но это исходит от внутреннего человека или от ума.Но существует еще «иной закон», то есть грех, он тоже назван закономпотому что ему присущи черты закона: его слушаются, боятся оставить егоисполнение. Этот закон противостоит «закону ума» (внутреннемучеловеку, естественному закону), и побеждает его, а с ним и письменный закон.Блаж. Феофилакт еще раз подчеркивает, что апостол обвиняет именно грех,греховный закон в противоборстве, а не человеческое тело (плоть), котороеабсолютно не виновато что в нем обитает зло.
Изъяснение Каргелем этихстихов таково, что человек испытывает радость от того письменного законакоторый дан ему Богом, этот закон удовлетворяет добрую сущность в человеке. Ноэту радость от Божественного закона может испытывать человек, которого ИванВениаминович называет «возрожденным», видимо имея в видупросвещенного святым Крещением, искренно верующего и старающегося исполнятьэтот Божественный закон.
Так же как и святительФеофилакт, Каргель говорит о греховном законе, который существует параллельно сБожественным, напомню, что апостол называет его «иной закон». Однакотолкование известного проповедника несолько отлично от святителя.
Он (Каргель) считает чтозакон греха настолько связан с природой человека, что только уничтожение человеческойприроды может освободить от этого закона, так как его (греховный закон) нельзяни улучшить, ни изменить. Его действие всегда против Бога. Этот закон плотской,мирской, идущий от сатаны. Он настолько силен, что превосходит даже духобитающий в человеке (Божественный?) и дух не может устоять. И если добрыйзакон внутри нового от Бога рожденного (возрожденного) человека, откуда онвлияет через дух на душу, а через нее и на тело, то закон греха появляетсявместе с человеком при его рождении и находится непосредственно в членах еготела. Греховный закон постоянно борется с добрым началом, и спокойствие от этойборьбы можно получить только через единение со Христом, единение достижимочерез веру в Бога и исполнении Его закона, иначе человек никогда не сможетсотворить то доброе чего хочет, а все благие желания останутся всего лишьжеланиями, и это будет продолжаться до тех пор пока греховный закон полностьюподомнет под себя новое «Я» в человеке, который в свою очередь будетсовершать только зло (грех).
Делая вывод по даннойглаве необходимо сказать, что апостол Павел, в разобранном нами отрывке, даеточень красочную картину противоречивости и борьбы внутри человека, однако,руководствуясь толкованиями известных экзегетов, изъяснения которых были намииспользованы: блаженного Феофилакта святителя болгарского и христианскогопроповедника Ивана Вениаминовича Каргеля, заметим факт, что апостол говорит недвойнической противоречивости в человеке, а как выделяет святитель Феофилактборьбу четырех самостоятельных субстанций (законов): 1) Божий, который учитдобру; 2) противоборствующий добру, который приходит к нам от дьявола; 3) законума или естественный закон; 4) закон находящийся внутри членов тела-грехолюбивая воля и склонность к злу. Почти такие же законы в человеке выделяети Каргель, только, если можно так сопоставить, вместо «закона ума»Иван Вениаминович приводит понятие «дух обитающий в человеке». Крометого они оба говорят, не смотря на все расхождения в процессе толкования, о томчто только с помощью Бога (Христа) человек может, если не освободится от законазла, то хотя бы начать это освобождение до тех пор пока в человеке останетсяодин закон-Божественный.
1.2 Учение о двойничествечеловека святителя Григория Паламы
О проблеме двойничества,как таковой, святитель Григорий говорит немного ибо для него, как и другихпредставителей патристики большую важность представляли вопросы такие как:состав человека (дихотомия, трихотомия), а также методика борьбы со страстями,которая состоит из конкретных советов, подобных советам в лечебниках. И поэтомурассаматривая эту проблему у святителя Григория необходимо осветить его взглядна состав и природу человека и его души и через это рассмотрение будет понятенвзгляд святителя на интересующий нас вопрос о сосуществования в человекедоброго и злого начал.
Итак великий богослов ипроповедник, один из представителей восточной богословской традиции, автормногих вероучительных трудов, особенно известный как составитель знаменитогоучения «о Божественных энергиях», святитель Григорий считал что, человекдвойствен по природе: один внешний, т.е. тело, и другой внутренний, т.е. душа. Душа является двигателем тела, егосодержанием и как бы «разлита» в нем, т.е. находится не в каком тоодном месте в теле, а везде. Сама душатрехчастна т.е. состоит из трех сил (частей): 1)мыслительной;2)раздражительной; 3)желательной. Вдругом же месте святитель говорит, что душа как и тело имеет члены:1)растительную способность; 2) желательную; 3)страстную; 4)рассудочную.
По мнению архимандритаКиприана (Керна) доктора богословия и автора докторской диссертации поантропологии Григория Паламы, во всем этом учении о структуре души, Паламаповторяет каппадокийцев, Немезия, Леонтия, Дамаскина, т.е. другими словамивполне унаследовал язык и воззрения древней философии.
Далее святитель Григорийговорит что, после того как Богом был сотворен видимый и невидимый миры,появился человек, который удостаивается от Бога большей чести, потому что этотвидимый мир образовался до него и для него. Человек был сотворен рукой Божией,и что самое главное, по образу Бога душа которого приняла «вдуновение»в себя от Него, и ее троичное строение является ярким свидетельством этого,чтобы возвышаться над всем остальным творением Божиим. Подкрепим пересказ учения святителяконкретной цитатой: «Бог благословил в особенности шестой день, в которыйОн не только извлек из земли живую душу пресмыкающихся и четвероногих, но ипоказал дело, достойное Его собственного Совета, подведя итог всему, и собрал водном и величайшем существе чувственное и разумное начало. Ибо Он СвоейБожественной благодатью вложил Самого Себя в это существо, сотворив его поСвоему образу и подобию, и возвысил на земле человека, сознающего самого себя». Однако земное тело человека смертно, аперед телесной смертью существует и смерть души т.е. это отделение от Богапосредством греха, ведь как говорилось выше, человек это образ Бога и носительЕго духа, поэтому изначально имел только доброе, благое начало. И те силы души,о которых также упоминалось, в процессе грехопадения были поражены злом ипоэтому внутри души идет борьба помыслов, желаний, страстей, которая настолькосильна, что может отделить ее (душу) от Бога и умертвить. Но если человеквстанет на путь борьбы, со злом с помощью разумного начала в душе, котороеявляется отблеском божественной силы в нем. Здесь мы видим, что святительГригорий, подобно апостолу Павлу, выделяет разумную часть души, у апостола этоносит название «закон ума». То перед ним откроется путь «возводящийего на Фавор» т.е. к бесконечному совершенствованию, высшему подвигу. Помнению архимандрита Киприана, в нами приводимом учении святителя Григория,сказывается все учение исихазма, так как на этом пути человеку удается заметитьв себе «внутреннего человека», сорвать с себя греховный образ,который является обманом. Это ведет его к причастию божественной природе. Подтвердим сказанное конкретной цитатой: «Икогда ум, истребив всякую живущую в нем страсть, доставит душебесчувственность, и не только сам себя, но и другие душевные силы целикомобратит к себе, и все чужое, что до того отпечатлелось в нем дурного, онотстранит прочь… Сам же он, возвысившись до духовных и умопостигаемыхвидений, благочестиво и благоговейно отстраняется от всего, и предстоит передБогом немым и безгласным. Тогда в нем откроется логос (т.е. смысл)вещественного начала, и в нем образовывается небесный образ, выше всякогобесстрашия, не нарушаемы никакой со вне приходящей страстью, и по благодатицеликом обращенный к лучшему. Наделенный этими дарами, ум передает знакибожественной красоты и соединенному с ним телу»
Нужно заметить, что длясвятителя одним из самых важных вопросов была смерть души, отделение ее отБога, о которой мы уже говорили, он не перестает напоминать об этом факте всвоих проповедях или беседах и аскетических трактатах. Он говорит что, несмотря на то что падение Адама изменило и нарушило первозданную красоту игармонию премирного плана, однако грехопадение не лишило человека совсем егобогоподобности. Ему дана надежда излечиться от злой сущности, «обожится»и эту надежду подает Сам Бог вочеловечением своего Слова- Христа… Приведем непосредственно слова святителяГригория для особого подтверждения уже сказанного: «Сын Божий сталчеловеком, чтобы показать на какую высоту Он нас возводит…, чтобы показать,что Бог создал наше естество добрым; чтобы стать начальником новой жизни,подтвердить воскресение и прекратить безнадежность; чтобы, став СыномЧеловеческим и причастившись смерти, сделать людей сынами Божиими и участникамибожественного бессмертия; чтобы показать, что естество человеческое, в отличиеот всех тварей, создано по образу Божию; что оно настолько сродно Богу, чтоможет с Ним соединиться в одной Ипостаси, чтобы почтить плоть, и именносмертную плоть.»
В заключение данной главысделаем следующие выводы: человек сотворен по образу Бога отсюда следует, чтоизначально его природа добра, в тоже время, как подобие Бога, человек имеетсвободную волю, значит имеет право выбирать и через это свойство он(человек)совершает грехопадение, в процессе которого человек отделяет себя от Бога, и внем появляется злая сущность, наступает смерть души, однако и послегрехопадения человек не потерял полностью своей Богоподобности, и всегда, излюбой степени падения может вернуться к исходному состоянию, такую возможностьдает человеку сам Бог через воплощение своего Слова, и кроме того благодаря сложномустроению души человеческой, в которой, как только появился фактор зла, началасьборьба между частями (силами) души, поэтому человек способен практическиодновременно совершать грех и добродетель, или вовсе не совершать греха.

2. Проблема двойничества в русскойрелигиозной философии
2.1 Взгляд на проблему вантропологии Николая Бердяева
Проблема человека, быладля великого русского, религиозного мыслителя Николая Александровича Бердяева,центральной составляющей его философского учения: «В центре моей мысливсегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла и теодицеи,т. е. в сущности, одна проблема — проблема человека, его назначения, оправданияего творчеством» В данной главемы, на анализе произведения «Проблема человека. К построению христианскойантропологии», постараемся понять, как он объясняет проблему раздвоенностичеловека и в чем видит ее разрешение. Но не смотря на то, что основной текст будетоснован на вышеприведенной нами работе, будут приводиться цитаты и из других произведенийвеликого мыслителя, касающихся исследуемой нами проблемы.
Итак, Николай Бердяевсчитает, что в основе самосознания человека всегда лежало два противоположныхчувства — чувство подавленности и угнетенности и восстание человека против этойподавленности- чувство возвышения и силы, способности творить. И, чтохристианство дает оправдание и для того, и для другого самочувствия человека. Содной стороны, человек есть существо греховное и нуждающееся в искуплениисвоего греха, существо низко павшее, от которого требуется смирение, с другойстороны, человек есть существо, сотворенное Богом по Его образу и подобию, Богстал человеком и этим высоко поднял человеческую природу, человек призван ксотрудничеству с Богом и вечной жизни в Боге,так же он пишет: «Странное существо — двоящееся и двусмысленное, имеющееоблик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное ислабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным» (заметим, что вышеприведенный взглядфилософа на человека схож, практически повторяет святотеческое учение, кпримеру, святителя Григория Паламы, нами рассматриваемого ранее.) Бесспорно, помнению Бердяева, христианство освободило человека от власти космических сил, отдухов и демонов природы, подчинило его непосредственно Богу, и следуя мысли философа, можно сделатьвывод, что все христианство, связано с этой двойственностью человеческойприроды.
Так же Бердяев считает,что человек принадлежит и природному миру, так как в нем весь состав природногомира, и поэтому он зависит от низших ступеней природы. Но всякий раз, когдачеловек совершал акт самосознания, он возвышал себя над природным миром,проявление самосознания является преодолением животного натурализма, этотсамосознание можно назвать «самосознанием духа». Можно предположить, что данное понятие, как «самосознаниедуха», схоже с такими понятиями, как: «закон ума» у апостолаПавла и «разумная сила души» у святителя Григория Паламы. ОднакоНиколай Александрович понимает, что самосознание человека двойственно, ибочеловек осознает себя высоким и низким, свободным и рабом сложившихсяобстоятельств, который является существом смертным и бессмертным. Вообщеприрода человека полярна, это означает, что если что-нибудь утверждается вчеловеке на одном полюсе, то это компенсируется утверждением противоположногона другом полюсе.
Решение проблемыраздвоенности, полярности человека Бердяев предлагает в свете идеиБогочеловечества, т.е так как, человек есть образ Бога, его главнымдоказательством этого факта, является способность к творчеству, в творчествечеловек наиболее подобен Творцу. Поэтому мыслитель критически смотрит на тотподход, что человек существо тварное, а значит достойно унижения и вообще непредставляет особой ценности. Человек не должен быть унижаем, не смотря на своюгреховность, но чувствовать себя подобием Бога- творцом. Однако не всякаячеловеческая активность, творчество от Бога, они могут быть проявлениемпротивоположного начала- греха, страсти. Творческий акт должен быть всегдагосподством духа над природой, над душой и предполагает свободу. Но, в другом труде, философ уточняет какуюсвободу он имеет ввиду:«Истинная свобода человеческой личности имеетдуховный, а не социальный источник, она определяется ее вкорененностью вдуховном мире, а не вкорененностью в мире социальном». Поэтому для творчества человеку посылаетсяблагодать, т.е. даются таланты, гениальность, каждому в разной мере. Так жеБердяев выводит мысль, что собственно творит то человек благодаря своейраздвоенности, так как он, видя свое несовершенство, телесное и духовное,постоянно недоволен собой, а в творчестве он видит один из путей исцеления своего больного существа.
Кроме того Бердяеввыделяет в человеческой природе некую бессознательную стихийную основу, котораясвязанна с космосом и землей. Поэтому сами страсти, которые связанны сприродно- стихийной основой, могут служить материалом для создания добродетелейПоэтому когда сознание подавляет и вытесняет бессознательно-стихийное, топроисходит раздвоение человеческой природы и ее ожесточение, возможно философимеет ввиду, тот некий нравственный внутренний закон, априорный человеку, окотором так же говорит апостол Павел, ибо он(Бердяев) считает, что путьреализации человеческой личности лежит от бессознательного через сознание ксверхсознательному, а сверхсознательным выступает дух.
Поэтому огромное значениедля решения проблемы раздвоенности человека, по мнению Николая Бердяева имеетвопрос об отношении в человеке духа к душе и телу. Он считает, что представлятьчеловека состоящим только из души и тела и лишенным духа, будет натурализациейего т.е. низведение его на уровень животного мира, уподобление бессмысленнойскотине. Духовный же элемент означает, что человек не только природноесущество, но и надприродное, поэтому раздвоенность человека упраздняется тогда,когда дух овладевает душой и телом, тогда реализуется личность, котораяявляется Божией идеей в человеке, и только человеку ставшему личностью присущебогоподобное творчество, что можно прекрасно видеть на примере святых.
В завершение данной главысделаем сделаем следующий вывод: Человек есть образ Божий, в свидетельствоэтого он наделен способностью к творчеству, но не всегда то творчество, котороечеловек совершает есть богоподобное, часто происходит подмена истинного смыслатворчества или просто подавление творческого начала, что порождаетдвойственность, так как Божественное творческое начало находится вбессознательно-стихийной сущности человека, именно эта сущность ведет ксверхсознательному, а сверхсознательным в человеке является дух следовательнокогда дух овладевает человеком полностью, то он становится личностью, способнойк богоподобному творчеству, в следствие чего его раздвоенность упраздняется.

Заключение
В результате проведенныхнами исследований, необходимо сделать выводы по поставленным задачам:
1) Апостол Павел, даеточень красочную картину противоречивости и борьбы внутри человека,руководствуясь толкованиями известных экзегетов, изъяснения которых были намииспользованы: блаженного Феофилакта святителя болгарского и христианскогопроповедника Ивана Вениаминовича Каргеля, заметим факт, что апостол говорит недвойнической противоречивости в человеке, а как выделяет у него святительФеофилакт, борьбу четырех самостоятельных субстанций (законов): 1) Божий,который учит добру; 2) противоборствующий добру, который приходит к нам отдьявола; 3) закон ума или естественный закон; 4) закон находящийся внутричленов тела- грехолюбивая воля и склонность к злу. Почти такие же законы вчеловеке выделяет и Каргель, только, если можно так сопоставить, вместо «законаума» Иван Вениаминович приводит понятие «дух обитающий в человеке».Кроме того они оба говорят, не смотря на все расхождения в процессе толкования,о том что только с помощью Бога (Христа) человек может, если не освободится отзакона зла, то хотя бы начать это освобождение до тех пор пока в человекеостанется один закон-Божественный.
2) Святитель Григорийучит, что человек сотворен по образу Бога отсюда следует, что изначально егоприрода добра, в тоже время, как подобие Бога, человек имеет свободную волю,значит имеет право выбирать и через это свойство он(человек) совершаетгрехопадение, в процессе которого человек отделяет себя от Бога, и в немпоявляется злая сущность, наступает смерть души, однако и после грехопадениячеловек не потерял полностью своей Богоподобности, и всегда, из любой степенипадения может вернуться к исходному состоянию, такую возможность дает человекусам Бог через воплощение своего Слова, и кроме того благодаря сложному строениюдуши человеческой, в которой, как только появился фактор зла, началась борьбамежду частями (силами) души, поэтому человек способен практически одновременносовершать грех и добродетель, или вовсе не совершать греха.
3) Николай АлександровичБердяев считает, что Человек есть образ Божий, в свидетельство этого он наделенспособностью к творчеству, но не всегда то творчество, которое человексовершает есть богоподобное, часто происходит подмена истинного смыслатворчества или просто подавление творческого начала, что порождаетдвойственность, так как Божественное творческое начало находится вбессознательно-стихийной сущности человека, именно эта сущность ведет ксверхсознательному, а сверхсознательным в человеке является дух следовательнокогда дух овладевает человеком полностью, то он становится личностью, способнойк богоподобному творчеству, в следствие чего его раздвоенность упраздняется.
Также необходимо сказатьоб общей идее, которая просматривается в учении всех исследованных намиперсоналий, а именно о том, что в человеке существует некая разумная сущность,которую по разному называют: «закон ума», «дух обитающий вчеловеке», «разумная часть души», «самосознание духа»,эта сущность свидетельствует о человеке, как единственной твари созданной пообразу и подобию Бога, которая непрестанно напоминает человеку об этом факте ипризывает его к совершению добра, подавление которой самим человеком илидругими людьми в нем, вызывает к власти зло- греховный закон, который будет дотех пор мешать человеку, пока он в совершенстве не восстановит в себе Божийзакон, что возможно совершить только с помощью Творца.

Литература
1. Библия / российское библейское общество.-М.: 1999,- С.194, (Рим., 7:15-23)
2. Бердяев Н.А. Самопознание. Проблема человека. К построениюхристианской антропологии. – Л. 1991.// [Электронный ресурс www hpsy. ru]
3. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. –Париж.: Изд-во ИМКА-ПРЕСС, 1985
4. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опытперсоналистической метафизики. — М.: Республика, 1995.
5. Григорий (Палама), святитель. Омилии. Святоотеческоенаследие. Библиотека произведений св. отцов и учителей Церкви // [Электронныйресурс www. Pagez.ru]
6. Феофилакт Болгарский, святитель.Толкование на послание к римлянам Святого Апостола Павла. Святоотеческоенаследие. Библиотека произведений св. отцов и учителей Церкви // [Электронныйресурс www. Pagez.ru
7. Альманах по истории русского баптизма. Выпуск 4. /сост.М.С. Каретникова.- М.: Изд-во Библия для всех, 2009 // [Электронный ресурс www.blagovestnik.org /other/ indeks.htm.]
8. Александр(Милеант), епископ. Возникновение мира и человека. М.: Изд-во Правило веры,2008.
9. Григорий (Дьяченко), протоерей. Область таинственного. М.: Изд-воАксиос, 2007.
10. Гусейнов А.А. История этических учений. Учебное пособиедля вузов. М.: Гардарики, 2007.
11. Илларион(Афеев), епископ. Святоотеческое учение о человеке. М.: Изд-во Правило веры,2005.
12. Киприан (Керн),архимандрит. Антропология св. Григория Паламы: Дис. д.богословия.- Париж: Изд-воYMCA-Press, 1950. // [Электронный ресурс [email protected] ]
13. Позов А. Основы древнецерковной антропологии. В2т.Т.1.-СПб.: Изд-во С.- Петербург. ун-та, 2008.