Учение о церкви у святых отцов и учителей церкви

Учениео Церкви у святых отцов и учителей Церкви
 

План
Введение
1    Мужиапостольские. Св. Игнатий Богоносец
2    Киприан Карфагенский- как родоначальник богословской науки
3    Св.Кирилл Иерусалимский – догматист Золотого века богословской и аскетическойобразованности
Использованная литература
 

Введение
«Христианстванет без Церкви», — писал в начале XX века архиепископ Иларион (Троицкий),один из многих российских новомучеников. Церковь — это Христово Царство,купленное ценой Его крови, Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своимидетьми и кто избрал Его своим Спасителем.
Жизнь Церквиесть продолжение в истории жизни Иисуса Христа. В этом все объяснение Церкви.Христос — в Его Тайной Вечере, Голгофе и Воскресении, Христос — в Его святостипродолжает Духом Святым жить в теле Церкви. Мы можем говорить только о такой, одействительно святой Церкви, так как только такая Церковь есть любовь и надеждачеловечества. Она есть свет, который «во тьме светит, и тьма не объялаего» (Ин 1: 5). И она истинно существует: следы ног святых мы видим и внаши дни.
Жизнь Церквинеразрывно связана со св. Преданием, и в историческом странствии Нового Израилясуществует постоянная и насущная необходимость авторитетного свидетельстваЦеркви своему Преданию. Отцами Церкви считаются такие личности, такие учителя иПисатели, в которых Церковь единодушно признает авторитетных свидетелей, т.е.людей, глубоко понимавших и правильно толковавших Откровенную Истину.
Понятие«святые отцы Церкви» неотделимо от понятия церковного Предания — одной из глубочайших основ нашей веры. Священное Предание в свою очередьсвязано с понятиями авторитета и отбора. У христиан один Учитель Христос, ноЕго учение не было закреплено в письменной форме Им лично во время Его земногослужения. В продолжении этого времени память о жизни и словах Христапередавалась из уст в уста, от человека к человеку, и так возникло устноепредание. Это предание существовало в памяти отдельных людей, но было в то жевремя и выражением веры христианской общины, Церкви. Отдельные лица живут не ввакууме, а принадлежат к Церкви, которая есть храм Духа и та среда, гдесуществуют не только отдельные человеческие обычаи и предания, но и единоесвященное Предание, писанное или неписанное. Святой Дух руководит всем теломЦеркви, и потому Церковь, руководствуясь своей полнотой познания и авторитетом,производит отбор того, чему надлежит стать ее Преданием. Этот отбор осуществлялсяуже в апостольские времена.
Лишьбожественным Промыслом можно объяснить, почему уже в самые ранние времена былиотвергнуты или приняты в канон те или иные произведения. Дух Святой действуетчерез людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святыхотцов» не по причине древности, а руководствуясь своей внутреннейинтуицией, на основании которой и формируется Предание.

1 Мужи апостольские. Св.Игнатий Богоносец
МужиАпостольские по времени своей деятельности занимают среднее место между апостолами,первыми самовидцами и служителями Слова, и собственно так называемыми святымиотцами христианской Церкви. Они жили при самих апостолах, от них научились вереХристовой, с ними разделяли труды евангельской проповеди и после них осталисьнепосредственными преемниками их служения для Церкви. Такие мужи процветали до2-й половины второго века христианства, и некоторые из них оставили по себеписьменные памятники своей деятельной заботливости о распространении иутверждении между людьми Христовой истины. Они не отличаются разнообразием иполнотою богословского раскрытия истин христианской веры, почти все они вызванывременными нуждами и положением той или другой христианской общины. Это былпериод не столько обширной и ученой письменности, сколько высоких характеровпрактических деятелей христианства.
О св. ИгнатииАнтиохийском (известном также под прозванием Богоносец) мы знаем из «Церковнойистории» Евсевия Кесарийского (IV век). Игнатий был вторым епископомантиохийским (после Еводия) и скончался мученической смертью ок.110 г. во времяправления императора Траяна. Согласно Евсевию, он был послан в Рим и отдан нарастерзание диким зверям в цирке. По дороге в столицу Игнатий написал рядпосланий, в которых ободрял и утешал малоазиатские христианские общины. Письмасв. Игнатия представляют собой драгоценный источник сведений ораннехристианском периоде, о котором нам известно очень мало.
В письмахИгнатия для обозначения христианской общины употребляется глагол парэкео,откуда происходит слово парэкия, означающее «вторичное» или «временноепребывание». Так, по гречески заглавие Послания к Римлянам буквально означает«К церкви Божией, (временно) пребывающей в Риме». Впоследствии слово парэкиястало техническим термином, обозначающим «приход», т.е. церковную общину,находящуюся в каком-то определенном месте. Это всегда одна и та же ЦерковьБожия, «временно обитающая» или «странствующая» будь то в Риме, Антиохи илиМоскве, ибо истинным «домом», «постоянным местом жительства» христиан являетсянебесный Иерусалим, который сойдет на землю в конце времен.
Особыйинтерес в писаниях св. Игнатия для нас представляют две взаимосвязанные темы — христология (учение о Христе) и экклесиология (учение о Церкви). Следует иметьв виду, что в истории ранней Церкви Игнатий был первым крупным христианскимписателем нееврейского происхождения и из нееврейского окружения, и в егописьмах содержится довольно мало ссылок на Ветхий Завет.
Учение св.Игнатия о Церкви (экклесиология) непосредственно вытекает из его христологии.Поскольку для нашего спасения необходим реальный, плотский, историческийХристос, постольку и спасение осуществляется в конкретной видимой общине.Церкви. Невозможно быть христианином лишь на духовном, мистическом уровне, безучастия в видимой Церкви. Понятие христианской жизни предполагает участие вреальном сообществе людей в конкретном месте. Спаситель с самого начала своегоземного служения был окружен группой Им же самим избранных учеников, которыепосле Его Вознесения остались свидетелями Его жизни и учения, а послеПятидесятницы образовали ядро и стали первыми вождями новорожденной Церкви. Стех пор Церковь существовала всегда, и ее существование неотделимо отсуществования самого христианства.
Ключом кправильному пониманию экклесиологии св. Игнатия является трудно переводимоегреческое выражение эп`и то авт`о, означающее «на то же самое» и чаще всегопереводимое на русский язык как «в одно место». В христианской литературе этовыражение впервые встречается в «Деяниях апостолов» (2:1, 44, 47 и др.), гдеоно относится к собранию верующих как Церкви, то есть для восхваления Бога исовершения таинства преломления хлеба.
Первохристианеизбегали прямо говорить о таинствах в смысле «обрядов», а понимали саму Церковьпрежде всего в сакраментальном смысле. Церковь осуществляет себя, становитсясама собою, когда ее члены физически собирются «вместе» (эп`и то авт`о),осуществляя тем самым важнейшую черту или, скорее, самую сущность Церкви каксобрание.
Собираясь вопределенном месте для совершения евхаристии, Церковь нуждалась в определенныхорганизационных правилах и особенно в руководстве. Евхаристия рассматриваласькак некое «воспроизведение» Тайной Вечери, и поэтому кто-то один должен былзанимать место Христа. Св. Игнатий всегда называет главу евхаристическогособрания «епископом», вводя ясность, которой не существовало в новозаветнойтерминологии. В Новом Завете еще не проводится четкого разграничения между«епископами» и «пресвитерами» (т.е. «старейшинами»). Непостоянство вновозаветном употреблении этих терминов породило много богословских иисторических споров о происхождении различных функций церковного служения.Некоторые историки предпологали, что иерархическая структура Церкви являетсянововведением самого св. Игнатия и представляет собой полную революцию по сравнениюсо старыми порядками.
«Итак,старайтесь иметь одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа иодна чаша в единении крови Его, один жертвенник, как и один епископ спресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делаливы о Боге» [1.1,4]. Одна плоть, одна чаша, один жертвенник, один епископ — всеэто необходимо потому, что евхаристическое собрание существует для всех и естьсобрание всех. В нем не может быть никакого разделения, его нельзя превратить вчастное мероприятие, совершаемое по прихоти отдельных людей.
«Особенно жебегайте разделений, как начала зол… Все последуйте епископу, как ИисусХристос — Отцу, а пресвитерству, как апостолам» [1.2,8]. Этот текст интересентем, что в нем устанавливается связь между «старейшинами» (пресвитерами) иапостолами. В раннехристианской литературе происхождение епископата прямо несвязывается с апостольством. Апостольское преемство епископата называется«апостольским» лишь постольку, поскольку оно восходит ко временам апостолов и капостольскому рукоположению силою Духа (напр. Деян. 20:28). Но епископы — неапостолы. Деятельность епископов неразрывно связана с поместной общиной иособенно с евхаристическим предстоятельством. Епископ состоит как бы в брачномсоюзе со своей церковью, и ее имя становится частью его имени (ГригорийНисский, Филарет Киевский). «… Без епископа не делайте ничего,относящегося к Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, котораясовершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ,там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическаяЦерковь» [1.2,8]. В этом тексте впервые в истории христианства мы встречаемвыражение «кафолическая Церковь» (кафолик`и экклес`иа). В раннехристианскойлитературе это выражение не имело смысла географической универсальности, аотносилось к «полноте» Церкви (от греческого каф`олон, «согласно целому»). Наславянские языки слово «кафолическая» было переведено как «соборная»:по-гречески кафолик`он — главная церковь общины, куда хотят все, т.е.по-славянски «собор».Кафолическая сущность Церкви может реализоваться даже вобщине, состоящей только из двух людей. Все зависит от того, с какой целью онисобрались. Для того, чтобы собрание стало Церковью, необходимо присутствиеХриста, а для этого, в свою очередь, нужен епископ — залог присутствия Христасреди своего стада.
Писанияучеников апостольских в многообразных отношениях связаны с главнейшимивопросами относительно библейского текста, древней истории Церкви и догматическогоучения. В виду лжеучений, грозивших нарушить мир, чистоту и ясность верования,христиане того времени довольствовались свидетельством Божиим в писанияхапостольских и в хранительнице истины — Церкви, и с своей стороны старалисьобезопасить себя от заразы чуждыми христианству посредством положительныхограждающих правил христианского благоповедения и церковного устройства. Церковныеотношения, которые обозначаются в посланиях Игнатия Богоносца, знакомят нас спервобытным устройством христианской Церкви; и все они весьма поучительны дляпознания общего верования и частных направлений в разных Церквах христианскихпосле апостолов, составляли дополнение и продолжение к писаниям последних. Егосочинения были читаемы и изучаемы в позднейшие века отцами и учителямицерковными.
2 КиприанКарфагенский — как родоначальник богословской науки
 
Киприанродился около 200-210 гг. в столице Африканской области Карфагене — крупномторговом и интеллектуальном центре, где процветала космополитическая культура.Биография Киприана известна нам из его собственных писем и трактатов.Сохранился также официальный отчет о его аресте, следствии и мученическойсмерти. Он был родом из богатой и знатной языческой семьи, получил хорошееобразование, после чего преподавал риторику (словесность) и имел адвокатскуюпрактику. Будучи уже средних лет, после многих раздумий, он обратился вхристианство, вскоре после чего сделался священником, а потом и епископомКарфагена. Епископом он был избран по единодушному требованию всей карфагенскойцеркви, хотя у него и был конкурент — старший и более заслуженный пресвитерНоват. Это послужило поводом для личной неприязни со стороны Новата ивпоследствии сыграло свою роль в жизни и карьере Киприана.
Вскоре послевступления Киприана на епископский престол император Декий начал жестокоепреследование христиан (250 г.). Киприан считает, что гонения постигли Церковьза грехи христиан, которые к середине третьего века пользовались большейсвободой, что и усыпило их бдительность, породив безнравственность и небрежениек делам веры: «… Так как продолжительный мир повредил учение, преданное намсвыше, то сам небесный Промысел восстановил… почти спящую веру. При этом…всемилостивый Господь расположил все так, чтобы случившееся казалось болееиспытанием, чем гонением…»[2.1]
Декиевогонение отличалось тем, что впервые за всю историю христианства всеххристианских граждан римской империи принуждали к языческим жертвоприношениям.Многим казалось, что такое жертвоприношение — пустая формальность, и поэтому числоотступников в этот раз было намного больше, чем в прежние гонения. «Пусть никто не думает,будто добрые могут отделиться от Церкви. Ветер не развевает пшеницы, и буря неисторгает дерева, растущего на твердом корне. Только пустые плевелы уносятсявихрем; только слабые деревья падают от устремления бури.» [2.2].
В 251 годугонение прекратилось, и встал вопрос, что делать с отступниками: возможно ли, иесли возможно, то каким образом, снова принять их в лоно Церкви? В те временаотступничество считалось смертным грехом, и, по мнению многих, примирениеотступников с Церковью было невозможно. Вопрос о том, что же делать сотступниками, св. Киприан решает вполне однозначно: один лишь Бог можетпримирить их с Церковью, а потому примирение может происходить там, где обитаетБог, то есть в Церкви.
Давнишнийпротивник Киприана Новат придерживался того мнения, что принимать отступниковобратно в Церковь могут только «исповедники», т.е. люди, подвергшиеся гонениями открыто исповедавшие свою веру, которые по той или иной причине не погиблимученической смертью. Другая категория христиан, не отступивших от веры,состояла из людей, которых просто не поймали римские власти, и к этой-токатегории принадлежал сам епископ Киприан. Исповедники настаивали на своемисключительном праве судить всех отступников и принимать их в Церковь. Киприанже считал, что только епископ как глава Церкви может нести ответственность запримирение отступников: «… Церковь не отступит от Христа, а ее составляетнарод, приверженный священнику, и стадо, послушное своему пастырю. Из этого тыдолжен уразуметь, что епископ — в Церкви и Церковь — в епископе, и кто не сепископом, тот и не в Церкви. Церковь кафолическая одна — она не должна быть нирассекаема, ни разделяема, но должна быть совершенно сплочена и скрепленасвязью священников, взаимно к себе привязанных.»[2.3]. В ответ партияисповедников хором осуждала самого Киприана, обвиняя его в трусости инедостойном поведении. На местном карфагенском соборе (251 г.) было решено, чтоотступники могут быть допущены к покаянию и, хотя бы на смертном одре, сноваприняты в лоно Церкви, но только епископским судом. Недовольная этим решениемцелая группа пресвитеров-исповедников во главе с Новатом откололась от Церкви.
Этимпроблемам — отступничества и раскола — посвящены два основных сочинения св.Киприана — «О падших» и «О единстве кафолической Церкви». В этом послании,как и почти во всех своих писаниях, св. Киприан прежде всего утверждаетабсолютное единство Церкви: «Бог один, и один Христос, одна Церковь Его, и вераодна, и один народ, совокупленный в единство тела союзом согласия. Единство недолжно дробиться; так же не должно дробиться и одно тело через разрыв связи —не должно разрываться на куски терзанием отторженных внутренностей: все, чтотолько отделилось от жизненного начала, не может с потерей спасительнойсущности жить и дышать особой жизнью» [2.2], и говорит об опасности ересей ирасколов, ибо они разрушают веру, искажают истину и нарушают единство Церкви.Каждый христианин обязан принадлежать к кафолической Церкви — единой иединственной Церкви, основанной на Петре: «Господь говорит Петру: «И Я говорютебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф.16:18)… И опять Онговорит ему же по воскресении своем: «Паси овец Моих», (Иоан.21:16). Такимобразом основывает церковь свою на одном. И хотя по воскресении своем Он даетравную власть всем апостолам (Иоан.20:21-23), однако, чтобы показать единствоЦеркви, Ему угодно было с одного же начать это единство. Конечно, и прочиеапостолы были то же, что и Петр, имея равное с ним достоинство и власть, но вначале указывается один, для обозначения единой Церкви…Церковь одна, хотя, сприращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнцамного лучей, но свет один… Отдели солнечный луч от его начала — единство недопустит существовать отдельному свету. Равным образом Церковь, озареннаясветом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет,разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным…От нее рождаемсямы, питаемся ее млеком, одушевляемся ее духом. Невеста Христова искажена бытьне может: она чиста и нерастленна, знает один дом и целомудренно хранитсвятость единого ложа. Она блюдет нас для Бога, уготовляет для царстварожденных Ею. Всяк, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене-прелюбодейцеи делается чуждым обетовании Церкви; оставляющий Церковь Христову лишает себянаград, предопределенных Христом: он для нее чужд, непотребен, враг ее. Тот неможет уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся внеЦеркви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо изнаходившихся вне ковчега Ноева. Господь так говорит в научение наше: «иже нестьсо Мною, на Мя есть; и иже не собирает со Мною, расточает»(Мф. 12, 30)» [2.2].
В своемконкретном случае он, конечно, думает о церкви карфагенской. Целиком следуяэкклесиологической традиции свв. Игнатия и Иринея, он видит в каждой местнойцеркви единую и единственную кафолическую Церковь во всей ее полноте: местнаяцерковь — не частица, не кусочек Церкви, а вся Церковь.
Учение св.Киприана о епископате, согласно которому каждый епископ обладает полнотойавторитета и власти, не соответствует духу многих его высказываний о роли св.Петра: «Господь наш, коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяядостоинство епископа и управление своей Церкви, говорит Петру в Евангелии: «Яговорю тебе: ты — Петр (по-гречески — «камень»), и на сем камне Я создамЦерковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; ачто свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, тобудет разрешено на небесах» (Мф. 16:18,19). Отсюда последовательно ипреемственно вытекает власть епископов и управление Церкви, так что Церковьпоставляется на епископах и всяким действием Церкви управляют те женачальствующие… Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих ввере…» [2.1]. Иными словами, Киприан хочет сказать, что, когда Господьговорил с Петром, Он имел в виду установление епископского служения, а не приматРима. Св. Киприан с большим почтением говорит о римской Церкви, отдавая ейдолжное, как «исходной» или главной церкви, служащей примером и центром всегозападного христианства. Однако это не следует толковать в терминахэкклесиологической уникальности, а, скорее, следует отнести на счетисторического и политического положения Рима, как корня и истока всегозападного (и, в частности, африканского) христианства. Римская церковь невправе объявлять себя непогрешимой лишь на основании своего территориальногоположения. Церковь — как римская, так и любая другая, — «непогрешима» лишь втой мере, в которой в ней поддерживается единство кафолической веры. В связи сэтим интересен спор св. Киприана с папой римским Стефаном по поводу крещенияеретиков, начавшийся в 254 году. Как и Тертуллиан, Киприан считал, что крещениееретиков нельзя считать действительным, потому что крещение невозможно внеЦеркви и, по существу, есть вступление в Церковь.
Стефанпризнавал действительность еретического крещения, Киприан считал, что еретиковнеобходимо перекрещивать: «Все мы вместе на соборе прочли, возлюбленные братья,ваше письмо. В нём вы спрашиваете: следует ли крестить тех, которые крещены уеретиков и раскольников, когда они обращаются к единой истинной кафолическойЦеркви? …Именно, мы думаем и принимаем за верное, что никто не может бытькрещен на стороне, вне Церкви, потому что в святой Церкви установлено однокрещение. Наконец, соглашаться с тем, что у еретиков и раскольников естькрещение, значит одобрять их крещение… Кто мог крестить, тот мог дать иСвятого Духа. Если же не может дать Святого Духа, потому что, находясь внеЦеркви, не пребывает с Духом, то не может и крестить, так как и крещение одно,и Дух Святой один, и Церковь по началу и требованию единства, основаннаяХристом Господом на Петре, одна. Отсюда следует, что так как у них все ничтожнои лживо, то мы не должны одобрять ничего, совершенного ими… Таким образом, мы… должны отринуть, отвергнуть и почитать нечестивым все, совершаемоепротивниками Его (Господа) и антихристами; (мы) должны тем, которые, обращаясьот заблуждения и нечестия, познают истинную веру одной Церкви, преподать вполнетаинства божественной благодати и истину единства и веры….» [2.4]
Этот взглядна вещи был официально провозглашен на трех карфагенских соборах (255-256 гг.),вызвав резкое неодобрение со стороны римского папы Стефана.
Св. Киприанстарается рассуждать логически: тот, кто сам находится вне Церкви, не можетникого ввести в Церковь. Однако остается вопрос, что все это означает напрактике, т.е. каким образом можно решить, кто принадлежит Церкви, а кто — внеее. Аргументы Киприана имеют преднамеренно круговой характер: Церковь объемлетвсех, кто разделяет единство ее веры. Очевидно, что четких формальных критериевв общем случае быть не может. Сам Киприан имел дело с конкретной ситуацией,когда епископ Новациан сознательно разрушал свою местную церковь. Киприан немог предположить, что в четвертом веке арианская ересь распространится наогромных территориях и захватит почти весь христианский мир. Он не знал, что к350-му году единственным неарианским епископом на Востоке будет св. АфанасийВеликий (да и тот в изгнании), что св. император Константин Великий будеткрещен завзятым арианином Евсевием Никомидийским и что при таком положениивещей и самих отцов — каппадокийцев крестили и рукополагали епископы, формальнопринимавшие арианские или полуарианские символы веры.
Следуетзаключить, что решение св. Киприана перекрещивать еретиков было правильным дляего времени, когда было ясно, кто — еретики, разрушающие Церковь. В дальнейшемположение Церкви в мире коренным образом изменилось. Когда в четвертом векеарианство было побеждено и Второй Вселенский собор утвердил православную веру,невозможно, и в пастырском отношении неправильно, было бы заново крестить всеххристиан, таинства над которыми совершались арианским духовенством почти вовсем христианском мире. Очевидно, что единого общего решения этой проблемы несуществует: необходимо в каждом отдельном случае принимать во внимание намерение,с которым совершаются таинства. Если совершитель таинства движим сознательнымстремлением разделить Церковь, разрушить ее единство, то тогда таинства нельзясчитать настоящими, «действительными». Если же таинства совершаются в добройвере, с честными намерениями, с желанием упрочить Церковь, то их можно признатьаутентичными, даже если они совершались вне канонических пределов православнойЦеркви.
Однако всемспорам вскоре пришел конец, так как в 258 году император Валериан провозгласилновый эдикт против христиан. В ходе разразившихся гонений и Киприан, и папаСтефан погибли мученической смертью.
Сочиненияхристианских писателей 2-3го веков представляют нам апологетическую деятельностьдревней церкви, — деятельность, обращенную ко-вне, направленную против внешнихврагов церкви: они главным образом имеют в виду защитить христианство противнападок и гонений отчасти со стороны неверующего иудейства, особенно же состороны язычества и властей римского государства. Надо сказать, что в это времяеще не было церковной догматики в том виде, в каком мы ее имеем в своихнынешних учебниках. Было очень много проблем, очень многое оставалосьнераскрытым. И хотя вера в Церковь была та же самая, что и теперь, – и этоинстинктивно чувствовали все, кто защищал истину против еретиков, – но длятого, чтобы вера была выражена всем понятными и недвусмысленными словами,понадобились века и целая серия Вселенских Соборов.
3 Св. КириллИерусалимский – догматист Золотого века богословской и аскетическойобразованности
Биографическиеданные о св. епископе Иерусалимском Кирилле достаточно скудны и вдобавоксбивчивы. Родился он около 313–315 г. в области иерусалимской. Образование егобыло достаточное и главным образом направлено было на изучение СвященногоПисания. Около 343–345 г. он был рукоположен в иереи св. МаксимомИерусалимским. Кирилл становится епископом- преемником св. Максима, смертькоего имела место в 348 г. Уже в древности подвергали спору его рукоположение(бл. Иepoним, Руфин), полученное, вероятно, от Акакия Кесарийского при участииПатрофила Скифопольского (т.е. от лиц, заведомо неправомыслящих). ОтцамКонстантинопольского собора 382 г. пришлось свидетельствовать о законности иликаноничности его поставления. В середине 50-х годов св. Кирилл вступил в спор сАкакием о первенстве и митрополичьих правах. Вероятно, при этом вскрылось идогматическое разногласие. Св. Кирилл был низложен и, уступая силе, удалился вАнтиохию, затем в Тарс. Здесь он сближается с омиусианами. В их рядахприсутствует на Селевкийском соборе 359 г.
Но главнаяскорбь была только впереди. С 358 года жизнь св. Кирилла начинает походить нажизнь его знаменитого современника, св. Афанасия Александрийского. Три разаиерусалимский епископ должен удаляться в изгнание. Это время он проводил вразных местах, но преимущественно в Антиохии и в Тарсе.
В 381 г. св.Кирилл участвует на Втором Вселенском Соборе. Умирает он в 386 г. или в 387году.
Литературнаядеятельность св. Кирилла не богата. Его произведения могут быть причисленыпреимущественно к типу проповеднических. «Оглашения» св. Кирилла представляютсобою, прежде всего, дидактическое произведение. Кирилл не только проповедник,но в них он дает свод догматических и нравственных истин, необходимых дляназидания приходящих к вере. В этом разрезе эти поучения важны и какисторический документ, свидетельствующий о состоянии церковной мысли тоговремени.
Бурное времядогматических состязаний, в которое жил св. Кирилл, требовало ясного сознанияавторитета Церкви и ее границ. На голос Свящ. Писания ссылались и еретики, иверные Церкви; православными считали себя все, но у святых отцов не было вобычае писать трактаты по экклесиологии. Поэтому, из произведений отцов Церквинадо выбирать отдельные мысли и отрывки, свидетельствующие об их церковномсамосознании. Св. Кирилл Иерусалимский в этом оставляет желать многого посравнению со св. Иринеем или, тем более, со св. Киприаном Карфагенским. Тем неменее, при внимательном чтении его «Поучений», можно вывести следующиезаключения об его экклесиологии.
В ХVIII поучениион несколько подробнее останавливается на понятии Церкви, толкуя слова символаверы «во единую, святую, соборную Церковь» и предупреждая, что, «хотя о Церквиможно сказать многое, но мы выразимся в немногих словах».
«Церковьназывается соборною потому, что она в целой вселенной, от пределов земли, допределов ее, и потому, что во всеобщности и без всякого опущения преподает все,долженствующие входить в состав человеческого ведения, догматы о видимом иневидимом, о небесном и земном. Еще и потому, что подчиняет благочестию весьчеловеческий род, и начальников и подчиненных, ученых и неученых. Наконецпотому, что как повсеместно врачует и исцеляет она всякого рода грехи,совершенные душою и телом, так в ней же приобретается все, именуемое добродетелью,какого бы то ни было рода, — и в делах, и в словах, и во всяком духовномдаровании» [3.XVIII, 23]. Церковь называется так потому, что — по самомузначению греческого термина — она всех собирает и совокупляет: «Церковию же(т. е. созванием или собранием) называется соответственно самой вещи,поелику всех созывает и вместе собирает, как в книге Левитской говорит Господь:и весь сонм собери пред двери скинии, сведения (Лев. 8, 3)» [3.XVIII, 24].Важно отметить такое именно толкование прилагательного «соборный», буквальносоответствующее греческому понятию «кафолический». Ее «кафоличность» состоит,следовательно, в: а) повсеместности, б) целостности догматического учения и в)всеобщности всех ею спасаемых людей. Это одно из древнейших понятий«соборности», как видим, ничего не имеет общего с распространенными впозднейшее время мнениями о каком-то всеобщем начале управления церковью.Соборность Церкви вовсе не в том, что ею управляют наряду с иерархией и миряне,а в том, что она повсеместна и неповреждена в своем предании.
ЕдинствуЦеркви не противоречит наличность многих местных церквей [3.XVIII, 25]. Но еслии возможно применять понятие Церкви к отдельным местным, областным объединениямверующих, то слово Церковь не должно быть применяемо ко вне Церкви находящимсясобраниям иноверных и инославных. Еретические и раскольнические объединенияприлично называть «церковью лукавнующих», «еретическими сборищами», но неЦерковью, в собственном смысле этого слова. Церковь соборная — одна. Онаявляется общею всем нам матерью, невестою Господа Иисуса Христа [3.XVIII, 26].
Подтвердивеще раз, что «одна святая соборная Церковь имеет неограничиваемую пределамисилу во всей вселенной» [3.XVIII, 27], св. Кирилл учит, что в Церкви мыприобретаем царство небесное и вечную жизнь [3.XVIII, 28]. В Церкви — овцы; внеее -волки. Еретиков надо избегать и не удаляться от Церкви [3.VI, 36]. Церковьнаследовала в истории спасения людей древней синагоге, оставшейся бесплодной [3.XVIII,25]. В Церкви: таинства, иерархия и авторитет, в частности — признания илинепризнания Писаний [3.IV, 35].
Посему св.епископ иерусалимский часто в своих поучениях предостерегает от общения серетиками, самарянами, иудеями, язычниками, врагами Церкви, так как ухристианина много врагов, находящихся вне Церкви. Еретических«священнодействий», — по крайней мере крещения некоторых еретиков, св. Кириллне признает за крещение. «Их перекрещивают, потому что первое их крещение небыло крещением» [3.предогл. 7]. Он не называет по имени, кто эти еретики. Церквикафолической он противопоставляет «сборища еретиков».
Значение св.Кирилла для богословской литературы и для истории развития догматической мыслине малое. Выше было указано отношение людей, ему современных, к его церковнойпозиции и резко противоположная оценка его деятельности. Св. Кирилл не был ярковыраженным представителем какого-либо самостоятельного течения в богословии.Его нельзя причислить к руководителям «богословских школ», какими были в своевремя Климент Александрийский и Ориген, а впоследствии — св. КириллАлександрийский для «александрийцев»; или же как великие «каппадокийцы»,современники св. Кирилла Иерусалимского; вряд ли его можно причислить кучителям «антиохийского» направления. Он—не арианин, но и не примыкает открыток чисто никейской, каппадокийской линии; никейского символа он не принимает, апридерживается в своих поучениях местного, иерусалимского символа, который «неесть дело рук человеческих». Но он, тем не менее, никак не может быть причисленк типу людей, не твердых в своей вере, или к богословски безразличным людям.
Как бы то нибыло, его «Огласительные поучения» заняли свое прочное место в истории развитияхристианского вероучения, а Церковь причислила его к сонму святых и учителейЦеркви.
Основным ирешающим условием в определении истинности учения того или иного отца Церквиявляется апостольская вера: следует всегда помнить, что Церковь определяет себякак Церковь апостольская, а не святоотеческая. Святым отцом почитается тот, ктов правильных понятиях толкует апостольскую веру для своих современников. Такойчеловек ясно видит проблемы своего времени и проповедует христианство такимобразом, чтобы разрешить эти проблемы, ответить на вопросы, противостоятьзаблуждениям. Четкая «юридическая» формулировка в таком случае невозможна:вся Церковь, все Предание служат критерием. Это отсутствие четких определений вкаком-то смысле представляет большое неудобство — люди любят, чтобы ихнаправляли, ими руководили, указывали, как поступать и что думать.
Как и всякиелюди, отцы Церкви жили в конкретной исторической и культурной обстановке, и ихписания были ответами на определенные вопросы, адресованные конкретным лицам.Все это имеет огромное значение для правильного понимания святоотеческихтворений. Для того, чтобы действительно проникнуть в мир святых отцов,почувствовать их мысль, узнать, почему они говорили именно так, а не иначе, ичто все это значит для нас — носителей другой ментальности, живущих много вековспустя, в иной культуре, — нам необходимо изучать историю.

Использованная литература
 
1.  Писания Мужейапостольских. Рига. Латвийское библейское общество. 1999
Послания ИгнатияБогоносца:
     Кфиладельфийцам
     Ксмирнянам
2.  Творения священномученикаКиприана, епископа Карфагенского. М., «Паломник», 2002
     Опадших
     Книгао единстве Церкви
     Письмо№54 «К Флоренцию Пупиану о поносителях»
     Письмо№57
3.Святитель Кирилл,Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., Синодальнаябиблиотека Московского Патриархата, 1997
4. Киприан (Керн) архим.Золотой век святоотеческой письменности.М., «Паломник», 1995
5. Флоровский Г.В.Восточные отцы IV века. Париж, 1931
6.  Мейендорф И.протопрес.Введение в святоотеческое богословие. Ч.1
7.  Болотов В.В. Лекции поистории древней Церкви. СПб., 1918
8.  Фаррар Ф.В. Жизнь и трудысвятых отцов и учителей Церкви. СПб.,1891
9.  Илларион (Алфеев) иером.Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М.,2002
10.      Варнава(Беляев) епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород. Братство во имясв.кн. Александра Невского, 2000