Синкретизм

Завоевателииспанцы, придя в Мексику, охотились не только за золотом ацтеков и майя.Индейских богов они истребляли с той же жестокостью, что и самих индейцев. Нонедаром мексиканцы называют свою страну плавильным котлом культур и рас. Здеськатолицизм мирно уживается с основами индейской космогонии. Мессысопровождаются ритуальными танцами, а у Девы Марии лицо индейской женщины.
Надцентральной площадью Мехико развивается самый большой в стране национальный флаг.Здесь перед президентским дворцом и кафедральным собором всегда многолюдно иоживленно. Мексиканцы чрезвычайно импульсивны. Демонстрации и забастовки — самое обычное явление для страны. В Мехико они проходят на центральной площадистраны — цокало. Площадь — не только политический, но и исторический центрМексики. Рядом с цокало, на улице Гватемалы, во время строительстваметрополитена были обнаружены руины ацтекского города Теночтитлан. Ацтеки быликровожадным народом. Испанцы в Теночтитлане стали свидетелями массовыхжертвоприношений. У несчастных на вершине пирамид вырывали сердца, а трупысбрасывали к подножию, где их расчленяли. Говорят, что в тот день, когдаиспанцы сюда явились, ацтеки принесли в жертву 80 000 человек. Все пирамидыбыли залиты кровью.
Католическаяцерковь сурово осуждала человеческие жертвоприношения, конкистадоры повсеместноразрушали языческие храмы. На их месте строили церкви. Не избежали общей судьбыи культовые сооружения на древней площади Тлателолко, которая сейчас называетсяплощадью Трех культур. Здесь ацтеки проиграли испанцам решающее сражение.Мексиканцы считают, что кровь индейцев и испанцев, пролитая на Тлателолко, даланачало новому народу. К месту рождения новой нации водят школьников. Им с юныхлет объясняют, что, какая бы кровь ни текла у них в жилах, прежде всего все они- мексиканцы. Формирование нации шло через смешение индейцев,испанцев-конкистадоров и иммигрантов последующих эпох. Метисы составляютбольшую часть населения — 85%, остальные — индейцы и белые. Мексика — католическая страна, и абсолютное большинство ее граждан независимо отэтнического происхождения почитают Деву Марию. 12 декабря — один из самыхважных для мексиканцев праздников. Мексика чествует Деву Марию Гваделупскую.Накануне праздника паломники стекаются в Мехико. Все они обязательноподнимаются на холм, где, по преданию, произошло чудо явления Девы Марии.
В1531 г. индеец Хуан Диего шел мимо этого холма Тепиак и ему явилась темнокожаяДева Мария. Когда он рассказал об этом священникам, те ему не поверили,сказали, что Богоматерь не может явиться какому-то там индейцу. Тогда ХуанДиего снова пришел к холму и попросил у Девы Марии помощи. Богоматерь на языкеацтеков посоветовала индейцу нарвать на холме роз и в накидке отнести их домой.Диего так и сделал. Картина, висящая в церкви, и есть та самая накидка, вкоторую Хуан Диего завернул розы. Дома он обнаружил, что на ней в лучах солнцаизображена Дева Мария. Ее изображение можно увидеть везде. Деву МариюГваделупскую вырезают из дерева, лепят из глины, рисуют на холстах. Недавнокатолическая церковь канонизировала Хуана Диего. Люди идут в этот храм, чтобыпопросить помощи. Рядом с его статуей вешают фотографии больных родственников,просят у святого исцеления. Но главная героиня празднования, конечно же, ДеваМария Гваделупская, покровительница Мексики. Антонио Веласко Пинья, профессористории: «Взгляните на Деву Гваделупскую повнимательней. Сам ее образ — это слияние христианских и дохристианских традиций. 4 раза она являлась ХуануДиего, всегда в лучах солнца, которое занимало важное место в культе индейскихнародов. Дева была темнокожа, как индианка, говорила с Диего на языке ацтековнауатль».
СвященникХуан Ортис Магос облачается в костюм, который ему преподнесли индейцы изпригорода Мехико. По-моему, наряд этот больше подобает языческому жрецу, а некатолическому падре. По воскресеньям Хуан Ортис произносит проповедь в собореМарии Гваделупы по-испански и по-ацтекски. Индейцы от своего падре в восторге.Они говорят, что наконец-то церковь стала понимать и уважать их культуру итрадиции. Коллеги-священники были потрясены, впервые увидев отца Хуана вголовном уборе индейского вождя. Сейчас ничего — привыкли. Хуан Ортис: «Яразрешаю своим прихожанам проводить обряды очищения, возжигать благовония иокуривать ими храм. Индейцы у меня кланяются четырем сторонам света, подносятБогу фрукты, танцуют в храме. Я и сам с ними танцую».
Средипредставителей разных индейских общин, празднующих день Девы Марии Гваделупскойна центральной площади Мехико, нет индейцев цоциль из штата Чапас. Они неприехали на праздник, потому что вообще избегают контактов с внешним миром.Чтобы увидеть, как они хранят чистоту своей индейско-христианской культуры, ясам отправился к ним. Штат Чапас богат памятниками доиспанского периода.Древний индейский город Паленке самый знаменитый из них. В центре города — площадь с четырьмя пирамидами и дворцом, в котором некогда жили жрецы… Каждые52 года индейцы совершали ритуал зажжения Нового огня. В определенный день онизабирались на холм, где стоял главный храм и ждали, когда созвездие Плеядминует зенит. Для индейцев это значило, что в следующие 52 года жизнь будетпродолжаться, конец света не наступит. Когда Плеяды проходили через зенит, вглавном храме зажигали огонь. Это было сигналом к тому, чтобы огонь зажигался ив домах обычных индейцев. Древняя традиция зажигать новый огонь жива в Мексикедо сих пор, только жрецы к этому ритуалу уже отношения не имеют. По дороге вЧапас мне часто попадались бегущие люди. Они несли в свои деревни, передавая поэстафете, «анторче» — огонь, который зажгли в храме Марии Гваделупы.Перевозить его на машине нельзя.
Впоселке Сан-Хуан-Чомулас и живут индейцы цоциль, принадлежащие к группе народовмайя. Одна из интереснейших достопримечательностей поселка — используемое досих пор старое индейское кладбище с разрушенной церковью. Рядом с индейскимкладбищем магазин, где индейцы покупают кока-колу и пепси-колу. С недавних порони вытеснили священный напиток чече, который варили и продолжают варить из чернойкукурузы. Черный цвет в индейской культуре очень важен, так как черный — этоцвет подземного царства мертвых. И выпивая напиток черного цвета, человек какбы очищает свой внутренний мир. Все кладбище здесь усеяно пробками. ЭстебанЛопес, гид: «Майя в поселке Сан-Хуан-Чомулас придерживаются древнихобычаев. От католичества они взяли немного. Католические святые прижились здесьвсего лет сто назад. Индейцы покупают иконы, переделывают на свой лад ииспользуют в своих ритуалах. Католические мессы здесь не практикуются. Раз вгод в поселок приглашают священника, который проводит коллективный обрядкрещения. В остальное время священникам в храм входить запрещено».
Мессав церквях индейцев цоциль — чаще всего импровизация. Индейцы опасаются, чтосвященники станут навязывать им каноническое богослужение, поэтому и не пускаютих в свои храмы. Хоэль Падрон Гонсалес, священник: «Индейцы оченьсвоеобразно поклоняются Христу: делают подношение из фруктов и овощей, могутпринести в жертву курицу. Я был потрясен, когда в церкви Сан-Хуан-Чомуласувидел, как десять семей в разных частях храма проводили свои собственныеслужбы. Мы все это не приветствуем, но и запретить не можем».
Мнедовелось побывать в семье, члены которой продают туристам изделия народногопромысла. По воскресеньям семейство посещает индейскую мессу. Это не мешает импоклоняться и католическим святым. Дома у Эрнандесов целый иконостас. Перед темкак обращаться с просьбой к Небесам, надо зажечь благовония и поставить свечку.Самая частая молитва Эрнандесов — о том, чтобы Господь послал им побольшепокупателей. В этом гостеприимном доме я наконец-то попробовал настоящейдеревенской еды. Специально для меня напекли кукурузных лепешек, которые служатосновой для такосов. Чтобы приготовить такос, нужно взять тортилью и положитьна нее понемногу от всего, что есть на столе. А на столе у нас сыр, кладемчуть-чуть сметанки, чили, совсем чуть-чуть бобов, странную смесь из помидоров,похоже на аджику, авокадо. Солим. Тыквенные семечки, которые сушат иразмалывают. Их можно побольше положить. Все. Индейский такос готов. Теперь всеэто съедается.
УЭрнандесов можно отведать не только такосов, но и отменного самогона. Егопродают и в другие штаты Мексики. Хуана Перес Эрнандес: «Мы используемэтот напиток во время всевозможных ритуалов: при крещении, во время свадьбы, вдень всех святых. Человеку разрешается пропустить 3 рюмки до церемонии, 3 — вовремя и 3 — после». Напиток называется пош, в переводе с языка цоциль — «лекарство». Делают его из маиса и сахарного тростника, для цвета ивкуса иногда добавляют фруктовый или ягодный сок, корицу. Градусов в поше35-38. Я выпил всего-то рюмки три, но захмелел изрядно. Трудно представить,чтобы Ватикан официально разрешил индейцам прямо в храмах распивать пош илирезать кур. Все это они делают без спроса. Правда, священники при этом неприсутствуют. Но кое-какие обряды мексиканцам позволено совершать прямо наглазах у католического падре, не боясь при этом быть отлученным от церкви.
Нацентральной площади Мехико, рядом со знаменитым кафедральным собором, можносовсем незадорого поучаствовать в древнем очистительном обряде. Настоящий шаманокутает вас облаком благовоний, а за отдельную плату погадает на зеркале.Процесс сращивания культур проходил тяжело. Индейцам нужно было отказаться отих языческих ритуалов, которые много значили для них. Испанцам надо былопризнать за индейцами право на самобытность. Но зато сейчас, когда всетрудности позади, Мексике не грозят межнациональные конфликты и религиозныераспри. Смешение языческого и христианского породило новую общность, котораязовется мексиканским народом.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.worlds.ru