Сочинение рецензия на рассказ Астафьева«Людочка»
«Нравственностьесть Правда», писал Василий Шукшин. Правда и нравственность в литературенеотделимы. Светлая любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищениекрасотой Земли высказывается в произведениях Виктора Астафьева «от первоголица», со всей прямотой и бесстрашием. «По натуре своей он моралист ипевец человечности», в судьбах своих героев «выделяет этическиемоменты, какие понятны всякому времени, и нынешнему, и завтрашнему»”отмечает критик А. Макаров, говоря о творчестве Виктора Петровича.
Всентябрьском номере журнала «Новый мир» за тысяча девятьсотвосемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева «Людочка». Он омолодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себестрадающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачныеощущения на впечатлительные души читателей. Особенно поражает в героях Астафьеваодиночество. Жуткое и неизменное. Людочка пытается вырваться из этого чувства.Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой,примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, неспособна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ейлюди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. ОтчимЛюдочки никак не относился к ней. «Жил он, жила она в одном доме итолько». Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей. Сегодня всемясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верныйдиагноз. Над этим бьются лучшие умы страны.
Оченьточный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставилАстафьев. Главную трагедию героини своего рассказа «Людочка», в образекоторой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства нашихсоотечественников, он увидел в душевном одиночестве. Рассказ легко вписываетсяв литературный процесс современности. Одна из главных особенностей талантаВиктора Петровича умение охватить проблемы, волнующие многих писателей:бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности.Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом работадом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, еётоварки, как должное принимающие всё горести и удары судьбы. В этом кругедолжна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползётпо этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденькихдевушек: выйти замуж, научиться работать.
Речьгероев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальнойпсихологии. «Покуль ты ученицей будешь » иви, но как мастеромстанешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь, ” ” наставлялаГавриловна девушку.
Биографияглавной героини даётся писателем в самом начале повествования. «Людочкародилась в небольшой угасающей деревне» «слабенькой, болезненной иплаксивой». При помощи эпитетов автор создаёт у читателя соответствующийпсихологический настрой на развитие сновной сюжетной линии.
Эпизодыодин за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенноготовя нас к трагической развязке.
Цинизм,бездуховность ” первый сюжетный ласт рассказа. С ним плотно состыкованвторой пласт ” экологическая катастрофа.
Картиныприроды в произведении ” не просто фон, на котором развёртываетсядействие, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключаетсяглубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный обликчеловека, проявляется его нравственная сущность.
Мывидим еревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюся трубуцентрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её«ароматы».
Обаэти символа помогают яснее, без прикрас видеть многие беды и реальныеопасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволноватьчитателя, заставить его оглянуться вокруг.
В.Астафьев,беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, скольнеобходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь,изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко«оперировать» судьбами тысяч людей. Но не хватало внимания кконкретным судьбам. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась вполнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводительгородской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу жеотшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной бедыоказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась сравнодушием. Именно этого она не смогла выдержать ” предательства близкихей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочкаосознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляларавнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминалаотчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнилсяумирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели пониматьживые. Им, живым, не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и онихотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться.«Живые не хотели приносить себя в жертву умирающему. Сама Людочка тогда несознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бычудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почтиумершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути квоскресению». Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что,попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Вот что подвелодевушку к трагическому исходу. Обращает на себя внимание композиция рассказа.После повествования о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает наспамятью героини в прошлое, чтобы найти объяснение происшедшему. Писательстремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не толькоувидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним.Сюжет ” не только и не просто видимая событийная, но чаще и большесокрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторскоймысли. В нашем случае ” мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущихв разъединённом, расколотом, но в одном мире, на одной земле. Людочка принялана себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советскоймилиции, молодёжи городка. Это то, с чем не мог согласиться ещё Достоевский” искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов. Трагедия девушки” недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, безласки и любви. Смерть героини ” это её взлёт. Только после смерти онавдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили. Рассказ на редкостьтрогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив идобросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое числоафоризмов, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонькасизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Этоиспользуется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки еёиндивидуальных качеств.
ГероиАстафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а«выразитель всех сил умственных и нравственных». «Плохие»выписаны со смаком. Остаётся только поаплодировать писателю за великолепноезнание жаргона («рвём когти», «кореши», «отвали»,«пахан»). Русские пословицы, поговорки и другие устойчивыесловосочетания и выражения занимают значительное место среди используемыхписателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложеныбольшие выразительные возможности: высокая степень обобщенности,эмоциональность, экспрессивность. Автор передаёт нам своё мироощущениеудивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком.Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народнойречи («втемяшилось в голову», «гнуть спину», «работалакак конь»). Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании языкАстафьева. Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась вдикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену»)используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающихотдельную картину («пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывалоизношенное сердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»).Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.
Писательне сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказеприсутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит изсердец тружеников, кои не переводятся на Руси. Вспоминается сцена сенокоса,когда «Людочка и мать метали стог», а потом девушка «в роднойреке смывала с себя сенную пыль и труху» с той радостью, которая ведомалишь людям, всласть поработавшим”. Художественный приём контраста, удачноприменённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека сприродой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества,нищете и полной отсталости. Посмотрите вокруг: раздоры, злость, гордыня мучаюти терзают нашу землю. Если не мы, то кто прорвёт этот замкнутый круг”Поэтому особенно актуальны проблемы в свете сегодняшнего дня, поднятые В.Астафьевым. Думая о Людочке, о её судьбе, о той растлевающей, гнетущейобстановке, в которой живут её ровесники и их близкие, невольно хочется воскликнуть:«Это хуже правды»” Послезавтра экзамены
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/