Вечное и «вещное» в изображении Бунина

ИванАлексеевич Бунин — признанный классик, один из ярчайших мастеров слова. Тонкочувствующий образ, автор создает замечательную прозу, самобытную исвоеобразную, существующую как бы вне времени и пространства, хотя и имеющуючеткие временные границы.
Писательникогда не откликался на сиюминутные события, его, казалось, интересовалитолько вечные проблемы. Решение социальных вопросов было вне рамок егопроизведений. В одном из лучших своих рассказов «Господин из Сан-Франциско»писатель размышляет о ценности и смысле человеческой жизни, праве человека насчастье. Идя от противного, писатель выбирает центральным действующим лицом«антигероя». С едва ощутимым сарказмом Бунин крупным штрихом дает предысториюгероя. «Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствие,на путешествие долгое и комфортабельное и мало ли еще на что. Для такойуверенности у него был тот резон, что, во-первых, он был богат, а во-вторых, онтолько что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет».
Четкораспланированная непостроенная по чужому образцу жизнь господина изСан-Франциско оказывается не столь долговечной и счастливой, как ему хотелосьбы. Все предшествующее время он готовился к легкой безмятежной жизни с еерадостями и удовольствиями. Но смерть пришла без предупреждения, и господинумер, не вкусив тех благ, на которые рассчитывал.
Писатель,кажется, предупреждает своих читателей задуматься над жизнью, ее реальнымиценностями и неумолимостью быстро текущего времени. Человеку не дано знатьсобственную судьбу, поэтому надо ценить каждый миг. Не стоит смотреть на жизнькак на бесконечное удовольствие или, напротив, делать из нее ад, в надежде набудущее вознаграждение.
Писательпоказывает вечные ценности: жизнь, любовь, стихии природы, но в обществе егогероев все это заменено на подделку: вместо любви — нанятая пара играет вовлюбленных, «живая» жизнь заменена на четко размеренный распорядок дня. И лишьприрода неподвластна воле денег. Люди пытаются отгородиться от стихии каютамикорабля, стараются не думать о той бездне, которая царит под ними. Они верят вкапитана, надежность «Атлантиды», заботу команды, а главное, в силу денег, обеспечивающихэтот комфорт.
Писательпоказывает зыбкость этих надежд. В самом начале путешествия умирает господин изСан-Франциско — ничто не спасает его от предначертанной судьбы. И размеренная,казалось бы, жизнь, сулящая столько удовольствий, оборачивается совершенно инойстороной. Теперь уже никакие деньги не могут оплатить уважительного отношения кбезжизненному телу. Бездыханный господин возвращается в Новый Свет в ящикеиз-под содовой, глубоко в трюме этого роскошного лайнера, на котором так недавноеще он мечтал о наслаждениях, сулящих радость и отдых.
Бунинбеспощадно развенчивает силу денег, их призрачную власть над миром. Все в рукахБожьих, и не человеку мнить себя господином. Есть вечные ценности, которымпоклоняется автор, показывая безыскусную жизнь простых людей: коридорногоЛуиджи, танцоров: Кармеллу и Джузеппе, мальчишек и i«дюжих каприйских баб».Жизнь идет своим чередом, ею можно наслаждаться или бездумно прожить, но нельзяигнорировать, не стоит надеяться продлить свои часы, это не получится. Иблагословенны те «дети природы», которые счастливы, оттого что живы, подобныедвум абруццским горцам, которые «обнажили головы, приложили к губам своицевницы — и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей,непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, ирожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской, в бедном пастушеском приюте, вдалекой стране Иудиной…»
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/