Изображение природы в
творчестве Фета
“Только пчела узнает в
цветке затаённую сладость…”
По нашему мнению, Фета можно назвать певцом русской природы.
Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей,
нет, он писал о самом простом – о картинах природы. Его поэзия радостна и
светла, ей присуще чувство света и покоя. Природа у Фета всегда спокойная,
притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и
красками, живет своей жизнью; здесь скрытый от невнимательного
глаза……………………………………………
***
Так резко – сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.
***
Как мошки зарёю,
Крылатые звуки толпятся.
Нельзя не заметить, что у Фета человек и природа, живое и
живущее – две половины одной всеохватывающей мировой гармонии.
Мотылёк мальчику.
Цветы кивают мне, головки наклоня,
И манит, куст душистой веткой;
Зачем же ты один преследуешь меня
Своею шелковою сеткой?
Дитя кудрявое, любимый нежно сын
Неувядающего мая,
Позволь мне жизнию упиться день один,
На солнце радостном играя.
Постой, оно уйдет, и блеск его лучей
Замрет на западе далеком,
И в час таинственный я упаду в ручей,
И унесет меня потоком.
В стихотворении ”Мотылёк мальчику” Фет показывает
беспечность человеческого отношения к насекомым. Как это ни печально
признавать, но человечество в большинстве своём
думает, что может обойтись без природы и её обитателей, хотя всё совершенно
наоборот, и, не осознавая всей серьёзности вопроса, уничтожает все попадающееся
на пути, что подтверждает слова: ”Человек уничтожает тех, перед кем чувствует
силу”.
Мотылёк, понимая, что его жизнь быстротечна, ценит её,
стремясь в полной мере насытиться её прелестью и красотой. Однако, большой и
умный по сравнению с ним человек не желает осознавать ценность тех немногих
часов жизни мотылька, что отведены ему природой. Здесь можно увидеть
философскую мысль о кратковременности и смысле жизни. Ведя повествование от
первого лица, Фет обращает наше внимание на то, что природа взывает о помощи,
но мы не замечаем её мольбы. Она пытается показать нам, что жизнь столь
неприметного существа ценна ничуть не меньше человеческой. Показывая зыбкость и
ничтожность жизни мотылька, Фет подталкивает нас к мысли о сущности нашего
бытия. Наша жизнь много длиннее жизни мотылька, однако, ничтожно малое
количество людей способно испытать ту бурю чувств и эмоций, осознать всю
полноту жизни, её прелести и горести, которые доступны этому маленькому,
незаметному существу.
В этом стихотворении звучит тема любви к жизни. Эта же тема
раскрывается в стихотворении ”Бабочка”. Оба они любят жизнь и хотят жить, но
мотылёк стремится жить осознано, желая понять всем своим существом, что же это-
”жизнь”, в то время как бабочка живёт и радуется этому, восторженно созидает
окружающий её красочный и удивительный мир, не задумываясь о том, как и зачем
живёт:
Бабочка
Ты прав
Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу.
Вот- вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Бабочка в стихотворении А. Фета олицетворяет беззаботность и
легкомысленность.
Мы задумались, что же лучше, быть мотыльком или бабочкой? И
пришли к выводу, что характер бабочки присущ ребёнку, который, любуясь красотой
предмета, не задумывается о его ценности и предназначении. Это внимание
моментально, оно может переключаться на более яркое или эмоциональное явление.
Такова бабочка, а каков же мотылёк? Он скорее похож на серьёзного, вдумчивого
человека, который стремится осознать своё бытие, подчиняя свою жизнь
философским нормам.
Фетовские весенние стихотворения поразили нас стихийной силой
любовного влечения: ”Смело можно сказать, что на русском языке ещё не бывало
подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности”. Так сказал
критик Дружинин о стихотворении ”Пчёлы”, в котором поет буквально не находит
места от сжигающего его ”весеннего огня”:
Сердце пышет всё более и более,
Точно уголь в груди я несу.
Музыка ”сердечного огня” звучит пчелиной песнью: ”В каждый
гвоздик душистой сирени // Распевая, вползает пчела” – и сам поет, как будто
превращается в пчелу.
ПЧЕЛЫ
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
Дай хоть выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу…
С каждым шагом не легче на воле,
Сердце пышет все боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.
Нет, постой же!
С тоскою моею
Здесь расстанусь.
Черемуха спит.
Ах, опять эти пчелы под нею!
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.
Мы заметили, что Фет особо выделяет пчелу среди
разнообразного, красочного мира насекомых. Она несёт в себе ”радость земли” –
она символизирует как раз ту ”страстную чувственность”, которую отмечала
критика в фетовской поэзии среди других характерных черт.
Ещё одним из весенних стихотворений является стихотворение
”Это утро, радость эта”.
***
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
Здесь Фет утверждает, что мошки и пчёлы являются неотъемлемой
частью прекрасной весны.
Фетовские ”песни любви” часто поёт пчела, символизирующая
страстно- чувственное начало в его поэзии. Так, некогда в стихотворении
”Роза” поэт говорил:
И тебе, царица Роза,
Брачный гимн поёт пчела.
Мы заметили, что Фет глубоко ценил и уважал насекомых, как
равноправных жителей нашего мира, отражая в своих стихотворениях их характеры,
настроения и чувства, которые подчас не замечают в них люди:
”Вот жук взлетел и прожужжал сердито”
”Плачась, комар пропоёт”
”Жук, налетевший на ель
Хрипло подругу позвал”
В некоторых стихотворениях Фет использовал образы насекомых
для более глубокой передачи окружающей обстановки и атмосферы в ней:
У Камина.
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьётся огонёк.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылёк.
Видений пёстрых вереница
Влечёт, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
Встаёт ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжёт душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.
В изображении энтомологии Фет часто использовал
изобразительные средства языка такие как метафоры, сравнения, эпитеты:
”На тмине горят светляки”
”Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьётся огонёк.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылёк”.
Надо подумать ещё
Только Фету
свойственен такой язык. Только поэтический глаз Фета мог бы заметить такие
тонкости в смутной окружающей среде.
Исследовав все эти поэтические произведения мы готовы
поддержать философскую мысль: ”Человек и природа едины и зависимы друг от друга”.
Как бы мы ни хотели их не замечать, тем не менее, насекомые – это часть нашей
жизни.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru