Изображение природы в творчестве Фета

Изображение природы в
творчестве Фета

“Только пчела узнает в
цветке затаённую сладость…”

По нашему мнению, Фета можно назвать певцом русской природы.
Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей,
нет, он писал о самом простом – о картинах природы. Его поэзия радостна и
светла, ей присуще чувство света и покоя. Природа у Фета всегда спокойная,
притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и
красками, живет своей жизнью; здесь скрытый от невнимательного
глаза……………………………………………

***

Так резко – сух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон.

***

Как мошки зарёю,

Крылатые звуки толпятся.

Нельзя не заметить, что у Фета человек и природа, живое и
живущее – две половины одной всеохватывающей мировой гармонии.

Мотылёк мальчику.

Цветы кивают мне, головки наклоня,

И манит, куст душистой веткой;

Зачем же ты один преследуешь меня

Своею шелковою сеткой?

Дитя кудрявое, любимый нежно сын

Неувядающего мая,

Позволь мне жизнию упиться день один,

На солнце радостном играя.

Постой, оно уйдет, и блеск его лучей

Замрет на западе далеком,

И в час таинственный я упаду в ручей,

И унесет меня потоком.

В стихотворении ”Мотылёк мальчику” Фет показывает
беспечность человеческого отношения к насекомым. Как это ни печально
признавать, но человечество в большинстве своём
думает, что может обойтись без природы и её обитателей, хотя всё совершенно
наоборот, и, не осознавая всей серьёзности вопроса, уничтожает все попадающееся
на пути, что подтверждает слова: ”Человек уничтожает тех, перед кем чувствует
силу”.

Мотылёк, понимая, что его жизнь быстротечна, ценит её,
стремясь в полной мере насытиться её прелестью и красотой. Однако, большой и
умный по сравнению с ним человек не желает осознавать ценность тех немногих
часов жизни мотылька, что отведены ему природой. Здесь можно увидеть
философскую мысль о кратковременности и смысле жизни. Ведя повествование от
первого лица, Фет обращает наше внимание на то, что природа взывает о помощи,
но мы не замечаем её мольбы. Она пытается показать нам, что жизнь столь
неприметного существа ценна ничуть не меньше человеческой. Показывая зыбкость и
ничтожность жизни мотылька, Фет подталкивает нас к мысли о сущности нашего
бытия. Наша жизнь много длиннее жизни мотылька, однако, ничтожно малое
количество людей способно испытать ту бурю чувств и эмоций, осознать всю
полноту жизни, её прелести и горести, которые доступны этому маленькому,
незаметному существу.

В этом стихотворении звучит тема любви к жизни. Эта же тема
раскрывается в стихотворении ”Бабочка”. Оба они любят жизнь и хотят жить, но
мотылёк стремится жить осознано, желая понять всем своим существом, что же это-
”жизнь”, в то время как бабочка живёт и радуется этому, восторженно созидает
окружающий её красочный и удивительный мир, не задумываясь о том, как и зачем
живёт:

Бабочка

Ты прав

Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем —

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу.

Вот- вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

Бабочка в стихотворении А. Фета олицетворяет беззаботность и
легкомысленность.

Мы задумались, что же лучше, быть мотыльком или бабочкой? И
пришли к выводу, что характер бабочки присущ ребёнку, который, любуясь красотой
предмета, не задумывается о его ценности и предназначении. Это внимание
моментально, оно может переключаться на более яркое или эмоциональное явление.
Такова бабочка, а каков же мотылёк? Он скорее похож на серьёзного, вдумчивого
человека, который стремится осознать своё бытие, подчиняя свою жизнь
философским нормам.  

Фетовские весенние стихотворения поразили нас стихийной силой
любовного влечения: ”Смело можно сказать, что на русском языке ещё не бывало
подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности”. Так сказал
критик Дружинин о стихотворении ”Пчёлы”, в котором поет буквально не находит
места от сжигающего его ”весеннего огня”:

Сердце пышет всё более и более,

Точно уголь в груди я несу.

Музыка ”сердечного огня” звучит пчелиной песнью: ”В каждый
гвоздик душистой сирени // Распевая, вползает пчела” – и сам поет, как будто
превращается в пчелу.

ПЧЕЛЫ

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле

Иль совсем потеряюсь в лесу…

С каждым шагом не легче на воле,

Сердце пышет все боле и боле,

Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же!

С тоскою моею

Здесь расстанусь.

Черемуха спит.

Ах, опять эти пчелы под нею!

И никак я понять не умею,

На цветах ли, в ушах ли звенит.

Мы заметили, что Фет особо выделяет пчелу среди
разнообразного, красочного мира насекомых. Она несёт в себе ”радость земли” –
она символизирует как раз ту ”страстную чувственность”, которую отмечала
критика в фетовской поэзии среди других характерных черт.

Ещё одним из весенних стихотворений является стихотворение
”Это утро, радость эта”.

***

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

Здесь Фет утверждает, что мошки и пчёлы являются неотъемлемой
частью прекрасной весны.

Фетовские ”песни любви” часто поёт пчела, символизирующая
страстно- чувственное начало в его поэзии. Так, некогда в стихотворении
”Роза” поэт говорил:

И тебе, царица Роза,

Брачный гимн поёт пчела.

Мы заметили, что Фет глубоко ценил и уважал насекомых, как
равноправных жителей нашего мира, отражая в своих стихотворениях их характеры,
настроения и чувства, которые подчас не замечают в них люди:

”Вот жук взлетел и прожужжал сердито”

”Плачась, комар пропоёт”

”Жук, налетевший на ель

Хрипло подругу позвал”

В некоторых стихотворениях Фет использовал образы насекомых
для более глубокой передачи окружающей обстановки и атмосферы в ней:

У Камина.

Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьётся огонёк.

Так плещет на багряном маке

Крылом лазурным мотылёк.

Видений пёстрых вереница

Влечёт, усталый теша взгляд,

И неразгаданные лица

Из пепла серого глядят.

Встаёт ласкательно и дружно

Былое счастье и печаль,

И лжёт душа, что ей не нужно

Всего, чего глубоко жаль.

В изображении энтомологии Фет часто использовал
изобразительные средства языка такие как метафоры, сравнения, эпитеты:

”На тмине горят светляки”

”Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьётся огонёк.

Так плещет на багряном маке

             Крылом лазурным мотылёк”.

Надо подумать ещё

 Только Фету
свойственен такой язык. Только поэтический глаз Фета мог бы заметить такие
тонкости в смутной окружающей среде.

Исследовав все эти поэтические произведения мы готовы
поддержать философскую мысль: ”Человек и природа едины и зависимы друг от друга”.
Как бы мы ни хотели их не замечать, тем не менее, насекомые – это часть нашей
жизни.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru