Господство иудаизма в России

СамарскийГосударственный Медицинский Университет
КафедраСоциологии и Политологии

Реферат
На тему: Господство иудаизма вРоссии
 
Студентка Vкурса
Лечебного факультета
группы 422
Гречук Е.А.
Самара,2010

Содержание
Введение
1. Хазарский каганат (VII-Xвв)
2. Российское государство(XV-XVIH вв.)
3.«Военно-исправительная система» императора Николая I
4. Течения в иудаизме натерритории России в XVIII — начале XXв.
Выводы
Литература
 
 

 
Введение
 
На территориибудущей РФ, иудаизм существовал ещё с Античности — евреи известны в Боспорском царстве,в составе которого был Таманский полуостров и прилегающие к нему территории. В Средниевека иудаизм исповедовало одно из соседних с Киевской Русью мощных государств —Хазарский каганат. При выборе веры для Руси среди религий-кандидатов наряду с христианствоми исламом рассматривался и иудаизм. В Киеве иудейская община известна с X века,составленное ей т.н. Киевское письмо является самым древним письменным памятникомРуси.
В большинствеязыков мира слова «иудей» и «еврей» обозначаются одним и тем же словом, и соответственноне разграничиваются. Это соответствует позиции иудаизма, который считает каждого,принявшего иудаизм — частью еврейского народа. Поэтому говоря о численности иудеев,о распространённости иудаизма и т.п. трудно провести границу между еврейским религиозными еврейским этническим признаками.

1. Хазарский каганат (VII-X вв)
Хазарскийкаганат — тюркское государственное образование, сложившееся в середине VII в. охватывалообширную территорию от Каспийского моря до среднего течения Днепра, включая СеверныйКавказ и степной Крым. Ко времени образования хазарского государства на этих земляхпроживало многочисленное еврейское население. Оно значительно возросло после того,как в 723 г. при императоре Льве III Исавре евреи были изгнаны из Византийской империи.
Будучинаиболее культурными среди многоплеменного населения Хазарского каганата, евреизаняли видное место при дворе хазарских правителей. Вооруженная конфронтация с мусульманскимАрабским халифатом и православной Византийской империей, стремившимися подчинитьХазарию религиозно и политически, не могла не вызывать у хазарских владык интересак религии еврейских подданных.
Около740 г. один из хазарских беков (князей) Булан под влиянием кавказских евреев принялиудаизм, взяв себе еврейское имя Сабриэль. Вместе с ним в иудаизм перешло примерно4 тысячи хазар. Внук Булана-Сабриэля Обадия, став в 799 г. хазарским царем, объявилиудаизм государственной религией Хазарского каганата. Он приказал выстроить в хазарскихгородах синагоги и пригласил в страну авторитетных раввинов — знатоков Талмуда.Образование иудейского государства принявшими иудаизм не евреями — исключительныйисторический факт.
Принятиеиудаизма покончило с притязаниями Византии и Арабского халифата на религиозное подчинениеХазарии. Однако иудаизм не стал религией большинства населения Хазарского каганата.Он охватил лишь высшие слои знати, а талмудическая образованность оставалась привилегиейнемногих. Большинство населения хазарского государства составляли мусульмане, христианеи язычники — последователи древнетюркской религии небесного божества Тенгри. Впоследствиирелигиозная рознь в значительной мере обусловила внутреннюю слабость Хазарскогокаганата, приведшую к гибели государства.
Примечательныйфакт — попытка установления связей между Хазарским каганатом и иудейским духовнымцентром в Испании, сложившимся под властью мусульманских правителей страны. В серединеX века авторитетный испанский раввин Хасдай ибн Шафрут, глава дипломатического ведомствапри дворе кордовского халифа Абдуррахмана III, узнав от византийских купцов о существованиив восточных степях иудейского государства, направил его владыке послание. В немсодержалась просьба рассказать о хазарах, их стране и обстоятельствах принятия имииудаизма.
Несмотряна огромное расстояние и противодействие Византийской империи сближению Хазариис европейскими евреями, около 960 г. Хасдай ибн Шафрут получил ответ на свое посланиеот хазарского правителя Иосифа. В нем было дано подробное описание страны и народа,происхождение которого возводилось к библейским патриархам. Тем не менее установитьпостоянные связи хазар-иудаистов с испанским центром еврейства не удалось.
В965 г. киевский князь Святослав I Игоревич совершил поход на Волгу и Дон, разгромивхазарские города Итиль, Саркел, Семендер. Вслед за этим хазарские поселения НижнегоПоволжья были заняты войсками Хорезма, а оставшиеся хазары обратились в ислам. В1016 г. тмутараканский князь Мстислав Владимирович уничтожил остатки хазарскогогосударства в Крыму. После гибели Хазарского каганата часть хазар-иудеев, включаявидных раввинов, нашла себе прибежище в мусульманской Испании .
В древнем Киевесуществовала еврейская община торговцев, о которых русские летописи сообщают, чтоони разоряли русских купцов и ремесленников и потому были изгнаны из пределов Руси.В течение последующих столетий русское государство старалось оградить страну отвлияния иудаизма. В 1470 году группа иудейских проповедников под видом купцов идипломатов прибыла в Новгород, где ими была создана секта, получившая название «жидовствующих»,исповедовавшая ересь, отвергавшую все христианские догматы и нравственные нормы.Русским властям пришлось применить предельно жесткие меры для пресечения деятельностисекты.
 
2. Российское государство (XV-XVIH вв.)
ВМосковской Руси отдельные евреи появляются в числе других иностранцев не ранее XVв., в правление великого князя Ивана III (1462-1505 гг.). Можно назвать богатогокрымского еврея Хозю (Охозию) Кокоса, который был дипломатическим посредником междумосковским князем и крымским ханом Менгли-Гиреем, а также врача Леона Жидовина,поплатившегося головой за неудачное лечение сына Ивана III — князя Ивана Молодого.
Почти250 лет непрерывных бедствий, нашествий, войн со всех направлений породили у россиянксенофобию и религиозно-политический изоляционизм. Большую роль в формировании такогоизоляционизма сыграла Русская православная церковь с ее идеологической доктриной«Москва — Третий Рим», обосновывавшей особое историческое значение столицыРоссийского государства как всемирного политического и культурного центра. Иноземцевв России XV в. принимали с большим подозрением, заглазно полагая их всех еретикамии лазутчиками.
Обиноверных евреях, изредка прибывавших в Москву в качестве купцов, дипломатов и переводчиковпри миссиях, россиянам достоверно было известно лишь, что они — проклятый Богоми рассеянный по земле народ, враги Христовы, книжники и фарисеи, занимающиеся такимипрезираемыми на Руси делами, как ростовщичество и торговля спиртным. Определенноезначение в формировании антиеврейских настроений имела также история с так называемойересью «жидовствующих» — распространением идейного течения иудеохристианскоготолка в России в период правления великого князя Ивана III.
Великиемосковские князья династии Рюриковичей не издавали никаких специальных антиеврейскихзапретительных актов и законов, но общая социальная атмосфера предубежденности,ксенофобии и слухов была достаточным основанием для неблагоприятствования еврейскоймиграции в Московию. Как указывал в этой связи С.Дубнов, у русских людей надолгоутвердился «суеверный страх перед евреями, которых они знали лишь понаслышке»/3, кн.2, с.502/.
В1563 г., во время Ливонской войны, после взятия русскими войсками г. Полоцка, царьИван IV Грозный приказал утопить тех евреев, которые не пожелают креститься. Тоже самое он проделал в 1570 г. в Новгороде, но на этот раз безо всяких условий,поголовно. Торговый договор между Россией и Польшей 1678 г. и российско-польскийдоговор о «вечном мире» 1686 г. специально предусматривали запрет еврейскимкупцам на приезд в Россию /3, кн.2/.
Лишьв годы правления Петра I (1682-1725), который евреев не притеснял, хотя и не позволялим селиться во внутренних губерниях, еврейское население вновь появилось на территориях,присоединенных к России в 1667 г. — в Левобережной Украине и окрестностях Смоленска.В 1723 г. богатый купец Борох Лейбов построил в селе Зверовичи (близ Смоленска)первую на территории России синагогу. Она была разрушена уже в 1727 г., когда российскоеправительство, возглавляемое при номинальной императрице Екатерине I фактическимправителем страны светлейшим князем Александром Меншиковым, объявило о запрете евреямжить в пределах России. Данный указ практически не был выполнен; большая часть еврейскогонаселения в России тогда осталась.
Марксистскогопрозелитизма и одновременно исключительной для послепетровских времен инквизиторскойрасправы. Бывая по торговым делам в Москве, Лейбов сблизился с отставным морскимофицером Александром Возницыным, который под его влиянием обратился в иудаизм, совершивобряд обрезания. Дело раскрылось; Лейбов и Возницын были арестованы и по приказуимператрицы Анны Ивановны сожжены в Санкт-Петербурге в июне 1738 г.
Резкоухудшилось положение евреев после вступления на престол дочери Петра I императрицыЕлизаветы Петровны (правила в 1741-1761 гг.), отличавшейся крайней нетерпимостьюк неправославным вероисповеданиям. В 1742 г. был выпущен указ об удалении евреевиз пределов Российской империи. Ввиду того, что изгнание евреев грозило экономическимущербом казне. Генеральная войсковая канцелярия Украинского казачьего войска и магистратг. Риги обратились к императрице с просьбой приостановить выполнение указа. В ответна это Елизавета заявила: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».
Антииудейскиегонения затронули даже верхи российского общества. Выдающийся ученый-медик АнтониоСанчес, работавший в Санкт-Петербурге и происходивший из семьи испанских марранов(евреев-христиан), в 1749 г. был изобличен в тайной приверженности иудаизму и изгнаниз Российской Академии наук. Всего в период царствования Елизаветы Петровны из Россиибыло выселено 35 тысяч евреев.
Вступившаяв 1762 г. на российский престол императрица Екатерина II ( правила в 1762-1796 гг.)официально не отменила антиеврейский указ своей предшественницы, но на его выполнениине настаивала. В итоге на западных окраинах России вновь начали складываться еврейскиеобщины. Ситуация резко изменилась около 1772 г., когда после раздела Речи Посполитойв состав Российской империи вошли земли с многочисленным еврейским населением

 
3.«Военно-исправительная система» императора Николая I
Вышеназванныесобытия были лишь предвестием тех притеснений, которым подверглись российские евреисо вступлением на престол в 1825 г. императора Николая I, правившего страной до1855 г. Новый российский государь относился к евреям, как к вредному элементу, вправославном государстве неуместному.
Онпредпринял ряд мер, направленных не просто на ограничение прав лиц иудейского вероисповедания,но и на полную ассимиляцию еврейства.
Ведущуюроль в этом могло бы, по мысли императора, сыграть привлечение евреев к отбываниювоинской повинности. Николай I рассчитывал на то, что «казарма должна былафабриковать новое поколение евреев, освобожденных от своих национальных черт, вполнеобрусевших и по возможности также окрещенных» /4, т. 2, с.152/.
Указо призыве евреев на военную службу, взамен существовавшего ранее особого рекрутскогоналога, был опубликован в августе 1827 г. Воинская повинность, и без того достаточнотяжелая, предусматривавшая 25 лет действительной службы, в отношении евреев приобреларепрессивный характер: если право-
славноенаселение призывалось на военную службу в возрасте от 20 до 35 лет, то еврейское— с 12 лет.
Еврейскихдетей принудительно зачисляли в кантонисты (так называли в России солдатских сыновей,с рождения приписанных к военному ведомству и обязанных по достижении совершеннолетияпоступать на военную службу), для которых существовали специальные военные школы.Отсчет срока воинской службы для евреев-кантонистов начинался не с 12 лет, а лишьс 18-летнего возраста.
Фактическив кантонисты приходилось зачислять детей с 8-10 лет, поскольку норма выделения рекрутовдля евреев была в несколько раз выше, чем для остального населения. Ответственностьза подбор рекрутов возлагалась на руководство еврейских общин. Семьи раввинов икупцов первой гильдии освобождались от воинской повинности, но при условии уплатырекрутских денег.
Учреждениедля еврейских детей института малолетних рекрутов-кантонистов явилось одной из наиболеемрачных страниц царствования Николая I, надолго запечатлевшейся в памяти еврейскогонарода. Насильственное изъятие из привычной среды и плохие условия содержания приводилик высокой смертности среди еврейских кантонистов, достигавшей от трети до половиныличного состава.
Моральное,а нередко и физическое давление с целью принудить еврейских кантонистов к крещениюдалеко не всегда давало желаемый результат. Известен случай, когда несколько кантонистовво время принудительного совершения над ними обряда крещения в реке, предпочли утопиться,но не изменить вере отцов (этому событию посвящен рассказ Н.Лескова «Жидовскаякувырколлегия»). Солдат-евреев, сохранявших приверженность иудаизму, запрещалосьпроизводить в унтер-офицеры, а в одном из армейских циркуляров указывалось, что«нижние воинские чины из евреев… остающиеся в своем вероисповедании, не могутбыть представлены за военные подвиги к награде»
Несмотряна это, солдаты-евреи храбро воевали во всех войнах, которые вела в то время Россия.Особенно они отличились при героической обороне Севастополя во время Крымской войны1853-1856 гг. Позже над братской могилой 500 солдат-евреев, погибших в Севастополе,был воздвигнут памятник. Писатель Н.Лесков в очерке о российских евреях, ссылаясьна этот и другие факты, писал, что евреи всегда были способны к патриотической жертвево имя того государства, в котором жили, а «если и есть евреи, которые не любятРоссии, то это понятно: трудно пламенеть любовью к тем, кто тебя постоянно отталкивает»
Нарядус мерами «военно-исправительного» характера правительство Николая I вводилоиные ограничительные акции в отношении еврейского населения. В 1835 г. был установлензапрет на проживание евреев в ряде городов «черты оседлости» (Киеве, Севастополе,Николаеве). В 1836 г. введена цензура иудейских духовных книг, включая ревизию книжныхфондов синагогальных и йешивных библиотек, и даже частных книжных собраний. Былотакже запрещено строительство синагог вблизи православных храмов, а в 1844 г. выпущенуказ о ликвидации кагалов и подчинении евреев системе общего гражданского управления,хотя, несмотря на официальный запрет, кагалы фактически просуществовали до самогоконца XIX века.
Предпринималисьпопытки вытеснения системы иудейского религиозного образования. В 1848 г. в городахВильно и Житомир были созданы казенные «раввинские училища», причем надолжности раввинов предписывалось ставить лишь выпускников этих училищ. Данная меране имела успеха: в большинстве синагогальных общин наряду с «казенным раввином»служил «духовный раввин», выпускник традиционноййешивы, который и руководилбогослужением. Таким образом, антиеврейская образовательная политика правительстваимператора Николая I потерпела неудачу.
Интересно,что Николай I, проводя антиеврейскую политику внутри страны, широко пользовалсяуслугами крупных финансистов-евреев Западной Европы: почти все займы его правительствабыли сделаны при посредничестве банкирского дома Ротшильда во Франции. Внешней политикойНиколая I в течение всех 30 лет его правления руководил португальский еврей по происхождению,граф Нессельроде; выходцем из немецко-еврейской семьи был и лейб-медик императораМандт.
Нечегоговорить и о том, что именно в царствование Николая I, словно в насмешку над егоорганической юдофобией, значительное количество польских, прибалтийских и германскихевреев поселилось в России вне «черты оседлости» — в губернских и уездныхгородах Центра и Поволжья. Почти все они были достаточно секуляризованными, имелинемецкие фамилии, легко обзаводились свидетельствами о христианском крещении (какправило, в неправославной конфессии) и занимались мелким предпринимательством.
4.Течения в иудаизме на территории России в XVIII — начале XX в.
Подвлиянием идейного брожения в еврейских общинах, вызванного мессианскими движениями,а также распространением идеологии хаскалы и ассимиляторства, в рамках иудаизмапроисходило формирование различных течений. Наиболее мощным из них явился хасидизм,восходящий к мистическим традициям Каббалы.
Основоположникомхасидизма считается странствующий проповедник Израиль Бешт (1700-1760), в 40-50-егоды XVIII века выступавший с проповедями в еврейских местечках Галиции и Подолии(«Бешт» представляет собой аббревиатуру из слов «БаалШемТов»,что означает «Господин Доброго Имени»). В своих проповедях Бешт провозглашал,что Бог не создал мир раз и навсегда, но вечно и беспрерывно его создает. Жизненнаямиссия человека — отыскивать в обыденной жизни творческую божественную энергию («божественныеискры»), через нее приближаясь к Богу вплоть до экстатического слияния с ним,тем самым спасая мир от греха и падения.
Дляэтого прежде всего необходимы не талмудическая ученость и точное следование ритуальнымпредписаниям, а искреннее благочестие, душевная чистота и горячая молитва. Соблюдениетребований Торы и Талмуда лишь тогда полезно, когда возбуждает восторженное религиозноечувство. По словам исследователя хасидизма З. Крупицкого, Бешт, «не затрагиваяобряда в принципе, перенес центр тяжести религии в сторону идей и одухотвореннойверы» /9, с.20/. Последователи Бешта именовали себя хасидами («благочестивыми»).
Бештне оставил письменного изложения своих идей. Это сделали после смерти учителя егоученики — прежде всего БерМежирицкий (из г. Межиричи на Волыни, Украина). При немхасидизм оформился в самостоятельное течение, создав институт цадиков. Цадик («праведник»,«провидец») — это особая высоконравственная личность, достигшая идеалаеврейства и ставшая посредником между Богом и людьми, выступая в качестве духовногонаставника. Первым цадиком считался сам Бешт, после которого эта роль закрепиласьза династиями его потомков.
ПриМежирицком у хасидов появились отдельные синагоги наподобие синагог представителейразличных профессий, членов благотворительных братств, последователей выдающихсяраввинов. Для хасидских общин характерны высокая степень солидарности и постояннаясвязь с цадиками, которые ежегодно устраивали общую трапезу и давали духовные наставления.Многие цадики прославились как святые и чудотворцы; рассказы об их жизни составилиобширную литературу.
Врамках хасидизма сложились отдельные направления. Польско-украинская ветвь хасидизмаразвивала преимущественно мистические стороны учения Бешта. Наиболее видным ее представителембыл НахманБрацлавер (1772-1810), один из правнуков Бешта, ставший основоположником«брацлавского хасидизма» (от г. Брацлава в Подолии). Им была разработанаконцепция индивидуальной духовной практики как средства преодоления эгоистическойволи, включавшая систему молитв, благотворительность (цедака) и радостное духовноесостояние (симха).
Вначале XX в. учение брацлавского хасидизма было систематизировано польским раввиномИцхаком Брейтером (1886-1940) в книге «Порядок дня». После второй мировойвойны уцелевшие брацлавские хасиды выехали в Израиль. Ныне они имеют своего духовногоглаву и главную синагогу в Иерусалиме //.
Литовско-белорусскоенаправление хасидизма носило рационалистический характер. Одним из ведущих его представителейбыл ЗалманШнеерсон (1747-1812) — основоположник хасидского течения «Хабад»,название которого есть сокращение слов девиза: хокма (мудрость), бинах (разум),даат (знание). Шнеерон внес в учение Бешта метод религиозно-философского исследования.В своем трактате «Тания» он рассмотрел главные проявления Бога в мире,обосновав, что постижение богоприсутствия происходит не посредством мистическогоозарения, а путем интеллектуальной рефлексии. Цадик рассматривался им не как чудотворец,но как вероучитель, причем сам Шнеерсон не называл себя цадиком, именуясь раввином.
Распространениехасидизма в Литве и Белоруссии вызвало острое недовольство сторонников ортодоксальногораввинизма — так называемых миснагдим (буквально оппоненты, возражающие), к которымпринадлежала верхушка кагалов и раввината. Против хасидов выступил ВиленскийГаон,по инициативе котороговиленский катальный суд в 1772 и 1797 гг. налагал на последователейШнеерсона херем.
Подоносу катальных старшин Шнеерсон дважды (в 1798 и в 1800 годах) арестовывался российскимивластями. Противники обвиняли его в направлении значительной денежной суммы НаполеонуБонапарту, вторгшемуся в Палестину. Находясь в заключении в Петропавловской крепостиСанкт-Петербурга, Шнеерсон составил для Павла I изложение хасидского вероучения,благосклонно принятое императором. После этого Шнеерсон был освобожден, а от имениПавла I литовскому губернатору объявили, что государь не усмотрел «в поведенииевреев, коих считают в секте той, ничего вредного для государства, ниже развратногов нравах и нарушающего общее спокойствие» /38, с.162/. «Положение»1804 г. разрешало хасидам устраивать свои синагоги и выбирать раввинов с тем, чтобыкатальное управление было общим для всех членов общины.
Шнеерсонположил начало династии духовных руководителей хасидизма школы «Хабад»— Любавических ребе. Его зять Мендель Любавичер, считающийся третьим ребе, утвердилместопребывание наследников Шнеерсона в г. Любавичи (ныне Смоленская область России).При Любавичере последователи хабад-хасидизма стали называться любавическими хасидами.В любавическом хасидизме утвердился культ сакрального знания, запечатленного в священныхтекстах. Началось собирание знаменитой библиотеки
Любавическихребе, создание любавическихйешив. Хасидская молельня действовала при Петербургскойхоральной синагоге. Постепенно утвердилось более или менее мирное сосуществованиехасидизма с другими течениями иудаизма.
Реакциейна распространение хасидизма среди российского еврейства и в то же время средствомпротивостояния ассимиляторству явилось моралистическое течение в среде миснагдим,получившее наименование мусар (буквально «мораль»). Оно ставило своейцелью воспитание личности в духе религиозного ригоризма и аскетизма. У его истоковстоял видный талмудист И. Зундель (1786-1866), прославившийся ученостью и аскетизмом.
УченикЗунделя И. Салантер (Липкин) в 1849 г. в своем послании к руководству Виленскойеврейской общины выступил с планом организации массового движения за моральное совершенствованиечленов еврейских общин. В таком движении он видел решение проблемы сохранения традиционногоеврейского жизненного уклада, основанного на установлениях Галахи. Основой этогодвижения в каждой общине должны были стать «мусарштибл» — специальныепомещения для моралистических занятий, к которым Салантер предлагал привлекать иженщин.
Ввидутого, что по отношению ко всем членам общины данный план оказался трудновыполнимым,последователи мусар сосредоточили свое внимание на учащихся йешив, главным образомЛитвы и Белоруссии. Наиболее значительныейешивы, созданные последователями мусар,действовали в городах Ковно (ныне Каунас, Литва) и Новогрудке (Белоруссия). В йешивахмусарбыла разработана система воспитания и обучения, ведущая к интеграции личности врамках ригористического уклада на базе еврейской традиции.
Системамусар, помимо ученых занятий, включала моралистические беседы под руководством особогонаставника — машгиаха (буквально «надзиратель») и специальные приемы психологическойсамотерапии («пеулес»), имеющие целью освобождение личности от пороков.Воспитание, полученное в йешивахмусар, объединяло их выпускников на протяжении всейоставшейся жиз-
ни,определяя ее уклад и эмоционально-нравственную окраску. Ныне идеология мусар сохраниласьв некоторых йешивах Израиля (так называемых йешивах литовского типа).

Выводы
После разделовПольши в конце XVIII в. общее число еврейских подданных Российской империи составилоболее миллиона человек. В1804 году по указу имп. Александра I создается «Комитетпо благоустройству евреев». Иудеи в России стремились сохранить свою религиозно-культурнуюобособленность от христианского населения, и все попытки государства преодолетьэту обособленность встречали сопротивление кагалов — органов общинного самоуправления.Иудейское вероисповедание и духовный авторитет раввинов, кагальное самоуправление,официально признавались государством.
Вплоть до началаXX века Россия избегала роста влияния евреев на жизнь государства, хотя в то жевремя прирост еврейского населения в России был выше, чем русского населения. Кконцу XIX века в России насчитывалось до 7 млн. евреев. Евреи активно включилисьв подготовку революции в России, и аппарат первого революционного правительствапримерно на 90 % состоял из иудеев, в том числе детей раввинов.
События 1917г. привели к ликвидации «черты оседлости» и других ограничений прав евреев.В первые годы советской власти иудаисты явились единственной религиозной общиной,которой удалось построить в Москве новые молитвенные здания. Среди раввинов возниклотечение «живая синагога», объявившее о поддержке советской власти какизбавительницы евреев от «черты оседлости» и «погромов». Однаковпоследствии «живая синагога», как и «живая церковь» прекратиласвое существование.
После распадаСССР в 1991 г. влияние иудаизма среди еврейского населения РФ значительно усилилось.Вместе с тем усилилось воздействие иудейской общины на общественно-политическуюи культурную жизнь России. Это подтверждают такие факты, как, например, проведениеиудейского праздника Хануки на территории Московского Кремля в 1992 г. Этот праздникежегодно отмечается иудаистами в честь освящения Иерусалимского Храма после освобожденияИудеи от власти греко-сирийцев в 165 г. до н.э. Примечательно, что мэрия Москвыразрешила празднование Хануки именно в Московском Кремле, одном из главных святыхмест Русского Православия, где никогда не было ни одной иудейской святыни или культовогосооружения. Однако, несмотря на протесты православной общественности, празднованиеХануки в Кремле все же состоялось.
 
 

 
/>Использованная литература
1. Мень А. В поисках Пути,Истины и Жизни: История религии в 7 томах. М.: Слово, 1991-1992; Т.2. Магизм и единобожие.- 462 с; Т.5. Вестники Царства Божия. — 431 с; Т.6. На пороге Нового Завета. — 622с.
2. Самюэле Р. По тропам еврейскойистории. — М., 1991. — 367 с.
3. Дубнов С.М. Всеобщая историяевреев на основании новейших научных исследований. Кн. 1-3. СПб., 1904-1906.
4. Дубнов С.М. Новейшая историяеврейского народа. Т. 1-3. Берлин: Грани, 1923.
5. Баканурский Г.Л. Современныйиудаизм. Локальные и синкретические культы: [сб. ст.]. М., 1991.- С. 50-97.
6. Григорьев В.В. Еврейскиерелигиозные секты в России. СПб., 1847. — 221 с.
7. Беленький М.С. Иудаизм.М.: Политиздат,1974. — 240 с.
8. Финкелстайн Л. Еврейскаярелигия: верования и практика; //Азия и Африка сегодня, 1992; N 2.- С.41-44; N 3.-С.61-63; N 4.- С. 61-64; № 5. — С. 60-64.
9. Крупицкий З.Н. Хасидизм,его происхождение, философская сущность и культурно-историческое значение. Киев,1912.-59 с.
10. Еврейская энциклопедия:Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. — Т. 1-16. М.: Терра,1991.
11. Грицевский Я.Л. Начало- в Боспорском царстве //Еврейская газета. 1992. — № 20.