Петербургские
повести Гоголя – новый взгляд на город
Сегодняшнее
писательское искусство признает Н.В. Гоголя своим наставником. Он был один из
выдающихся деятелей русской прозы. Смех в его творчестве соединен с
трагическими потрясениями. Хотя его произведения отличаются красочностью языка
и простотой сюжета, сам Гоголь был человеком, постоянно удивляющим и немного
таинственным. Его “Петербургские повести” оказали огромное влияние на
развитие культуры в России. Русской литературе северная столица виделась
“фантастическим” городом: в его едином образе совмещались и
переходили друг в друга очень противоположные облики – величие и ничтожество,
красота и блеск императорского окружения и темная жизнь бедняков. Мы видим,
читая повести Гоголя, как это противоречие разрастается, получая все новые
оттенки в красивых эпитетах и образных гиперболах.
“Записки
сумасшедшего” – это единственное в творчестве Гоголя произведение, написанное
как исповедь, как рассказ героя о себе. Он ведет свой внутренний монолог,
“говорит сам в себе”, во внешней же жизни он другой. Перед генералом
и его дочкой, он хотел бы много сказать и спросить, но никак не мог.Это
различие его внутреннего и внешнего мира сводит его с ума. Героя мучает вопрос
о собственной самооценке. Так как никто за ним таковой не признает, он должен
выяснить это для себя сам. Разглядывая свои достоинства и недостатки, Поприщин
разговаривает сам с собой. Вот, например, его игривое замечание: “Что это
за бестия наш брат чиновник! Ей-богу, не уступит никакому офицеру, пройди
какая-нибудь в шляпке, непременно зацепит”. Этот тон легкой пошлости,
думает наш персонаж, должен показывать, что “все у меня в порядке, и я
большой любитель до шуток”. Но это не настоящий Поприщин. Он только хотел
бы быть таким. На самом же деле замечания его слишком резки, в них чувствуется
неуверенность, которая его выдает. Многие мысли автора записок кажутся грубыми,
но ведь таким и звучит для него тон независимого человека, которым пытается
себя считать.
В отличие от
других произведений Гоголя, в “Записках сумасшедшего” прямо слышится
в каждом слове пошлость и трагизм – две краски петербургского мира. В попытке
оценить себя Попрыщин руководствуется только ценными для себя понятиями: чин и
звание. Поэтому он стремится поближе “рассмотреть жизнь этих господ”
и в сладкой мечте фантазирует, что “станем и мы полковником и заведем себе
репутацию”. Но его “бедное богатство” достается камер-юнкеру, и
Попрыщин пытается вдуматься глубже: “Отчего происходят все эти разности?
Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?”. Вмиг
перепрыгнуты все мечты о том, чтобы быть полковником. Для Попрыщина теперь они
мелки и незаметны. Герой ставит себя над теми, кто в жизни выше его. Его
рассуждения об “исполинских делах” и есть сумасшествие. Но именно
поэтому на испанском короле записки и заканчиваются.
Заключительный
монолог – уже не речь прежнего Поприщина, а лирика Гоголя. Сознание человеком
своего несчастья рождает у Гоголя любимый образ дороги, тройки и колокольчика.
“Дорога мчит через весь свет в каких-то космических далях; куда несет она
человека?… Взвейтесь кони и несите меня с этого света!”. Так разрешаются
поиски бедным человеком своего места в мире: не титулярный советник, и не
полковник, и не испанский король, ,а “ему нет места на свете!”.
Все повести
петербургского цикла составляют истинную художественную энциклопедию чиновничей
жизни и психологии. В них вырастает монументальный образ гоголевского Петербурга,
где личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы
искусственного, притворного поведения. Здесь властвует сила чина, нивилкрующая
личность. Чин для Поприщина является некоей великой ценностью, критерием
справедливости и счастья. Освободившись от этой иллюзии, бедный Поприщин
открывает новую истину: “Все, что есть лучшего на свете, все достается или
камер-юнкерам, или генералам”. Негодуя на такую несправедливость, больная
душа героя рождает воображаемую месть с помощью воображаемого достижения власти
(он становится королем Испании). Месть виновникам всех несчастий и
несправедливостей в мире -“чиновным отцам” – “патриотам”,
которые “мать-, отца, бога продадут за деньги, честолюбцы,
христопродавцы!…”.
Всеобщая
обезличенность чином для Гоголя – некий глобальный социальный закон. Он
губителен для всех, для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об
этом хочет предупредить человечество Гоголь. Все страшные последствия этого
явления показывает нам великий классик-реалист, изображая с критической
беспощадностью героев петербургских повестей. Он “первый представил нас
нам в настоящем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться
ими,” – этим, считал Чернышевский, Гоголь осуществлял великую художественную
функцию литературы: двигать “вперед свою нацию”.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/