«Мелодией одной звучат печаль и радость…» (Тема
любви в лирике А.Блока.)
Эпоха
1900-х годов – эпоха лирики, в которой по преимуществу отразились тревоги,
упования времени, сулившего «неслыханные
перемены, невиданные мятежи». Блок, бесспорно – первый лирик своего времени.
Поэт вошёл в литературу как певец
Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлёт, озарённость,
романтический порыв, томление, восторг,
душевная чиситота – это ранний Блок. В юношеской лирике Блока («Стихи о
Прекрасной Даме») всё овеяно атмосферой мистической
тайны и совершающегося чуда. Всё в этой лирике «робко и темно», зыбко и
туманно, подчас неуловимо.
Возвышенная
нежность, любовь – вот чувства, которыми проникнуты стихи о Прекрасной Даме.
Каждая встреча с ней – событие, имеющее
глубокий смысл, за ним – тайна:
Предчувствую
Тебя. Года проходят мимо –
Всё
в облике одном предчувствую Тебя.
Весь
горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И
молча жду, – тоскуя и любя.
Сюжет
сборника «Стихи о Прекрасной Даме» – это сюжет ожидания встречи с возлюбленной
– встречи, которая изменит мир,
преобразит его.
Вхожу
я в тёмные храмы,
Совершаю
бедный обряд.
Там
жду я Прекрасной Дамы
В
мерцаньи красных лампад…
Эта
тема ожидания и предчувствия – господствующая в юношеской лирике Блока.
Облик
героини в юношеской лирике, с одной стороны, вполне реален, она «земная»
женщина, каждая встреча с которой открывает
в ней лирическому герою какую-либо новую черту:
Она
стройна и высока,
Всегда
надменна и сурова.
С
другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари»,
«Владычицы Вселенной», «Величавой Вечной
жены», «Российской Венеры».
Литературоведы
часто называют первый том стихов Блока «стихотворным молитвенником»: в нём нет
событийной динамики, герой молча ждёт,
«тоскуя и любя»; ритуальность происходящего поддержана образными знаками
религиозного служения – упоминания
лампад, свечей. Однако внешняя малоподвижность лирического героя компенсируется
драматичной сменой его настроений:
светлые надежды сменяются сомнениями, ожидание любви осложняется боязнью её
крушения. В стихотворении «Предчувствую
тебя…» наряду с нетерпеливым ожиданием звучит мотив боязни встречи:
Весь
горизонт в огне и близко появленье,
Но
страшно мне: изменишь облик Ты.
И
дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив
в конце привычные черты.
Постепенно
действительность вторгается в изолированный мир мечты лирического героя,
нарушая гармонию. Начинается страшная,
никем неизжитая трагедия души. В записной книжке 1904г. Блок признаётся, что
Прекрасная Дама его покинула – навсегда.
Единая направленность творчества – всецелая погружённость в мечту – исчезла,
мир становится многообразен. Мир тревожный,
страшный, но и влекущий.
Много
нас – свободных, юных, статных –
Умирает,
не любя…
Приюти
ты в далях необъятных
Как
и жить и плакать без тебя!
Ты
– уже с маленькой буквы. Здесь путеводным огоньком мерцает вдали тот образ,
который чем дальше, тем будет всё ярче и
светлее – образ Родины.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/