«Мелодией одной звучат печаль и радость…» (Тема любви в лирике А.Блока.)

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» (Тема
любви в лирике А.Блока.)

Эпоха
1900-х годов – эпоха лирики, в которой по преимуществу отразились тревоги,
упования времени, сулившего  «неслыханные
перемены, невиданные мятежи». Блок, бесспорно – первый лирик своего времени.
Поэт вошёл в литературу как  певец
Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлёт, озарённость,
романтический порыв, томление,  восторг,
душевная чиситота – это ранний Блок. В юношеской лирике Блока («Стихи о
Прекрасной Даме») всё овеяно атмосферой  мистической
тайны и совершающегося чуда. Всё в этой лирике «робко и темно», зыбко и
туманно, подчас неуловимо.

Возвышенная
нежность, любовь – вот чувства, которыми проникнуты стихи о Прекрасной Даме.
Каждая встреча с ней – событие,  имеющее
глубокий смысл, за ним – тайна:

Предчувствую
Тебя. Года проходят мимо –

Всё
в облике одном предчувствую Тебя.

Весь
горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И
молча жду, – тоскуя и любя.

Сюжет
сборника «Стихи о Прекрасной Даме» – это сюжет ожидания встречи с возлюбленной
– встречи, которая изменит  мир,
преобразит его.

Вхожу
я в тёмные храмы,

Совершаю
бедный обряд.

Там
жду я Прекрасной Дамы

В
мерцаньи красных лампад…

Эта
тема ожидания и предчувствия – господствующая в юношеской лирике Блока.

Облик
героини в юношеской лирике, с одной стороны, вполне реален, она «земная»
женщина, каждая встреча с которой  открывает
в ней лирическому герою какую-либо новую черту:

Она
стройна и высока,

Всегда
надменна и сурова.

С
другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари»,
«Владычицы Вселенной», «Величавой  Вечной
жены», «Российской Венеры».

Литературоведы
часто называют первый том стихов Блока «стихотворным молитвенником»: в нём нет
событийной динамики,  герой молча ждёт,
«тоскуя и любя»; ритуальность происходящего поддержана образными знаками
религиозного служения –  упоминания
лампад, свечей. Однако внешняя малоподвижность лирического героя компенсируется
драматичной сменой его  настроений:
светлые надежды сменяются сомнениями, ожидание любви осложняется боязнью её
крушения. В стихотворении  «Предчувствую
тебя…» наряду с нетерпеливым ожиданием звучит мотив боязни встречи:

Весь
горизонт в огне и близко появленье,

Но
страшно мне: изменишь облик Ты.

И
дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив
в конце привычные черты.

Постепенно
действительность вторгается в изолированный мир мечты лирического героя,
нарушая гармонию. Начинается  страшная,
никем неизжитая трагедия души. В записной книжке 1904г. Блок признаётся, что
Прекрасная Дама его покинула –  навсегда.
Единая направленность творчества – всецелая погружённость в мечту – исчезла,
мир становится многообразен. Мир  тревожный,
страшный, но и влекущий.

Много
нас – свободных, юных, статных –

Умирает,
не любя…

Приюти
ты в далях необъятных

Как
и жить и плакать без тебя!

Ты
– уже с маленькой буквы. Здесь путеводным огоньком мерцает вдали тот образ,
который чем дальше, тем будет всё  ярче и
светлее – образ Родины.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/