Стихотворение В.А. Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…»)

Восприятие, истолкование, оценка
Егостихов пленительная сладость
Пройдетвеков завистливую даль.
А.С.Пушкин.
Встатье «Сочинения Александра Пушкина» Белинский назвал В.А. Жуковского первымрусским романтиком. Жуковский открыл романтизм для русской литературы. В этомБелинский видел историческую заслугу поэта.
Тематикаи интонация творчества В.А. Жуковского специфична. Он считал поэзию могучимсредством духовного воспитания человека. В письме 1816 г. к своему ближайшемудругу А.И. Тургеневу поэт писал о поэзии: «…она должна иметь влияние на душувсего народа, и она будет иметь это благотворное влияние, если поэт обратитсвой дар к этой цели».
Кпроизведениям, имеющим влияние на душу человека, можно отнести стихотворение«Песня» («Минувших дней очарованье…»). Оно написано в июле-ноябре 1818 г. Этобыл период, когда в творчестве Жуковского усили-лось немецкое влияние.Усилились мистические мотивы. Мечтательное во-ображение перерастает в концепциюдвух миров – таинственного мира сущ-ностей и видимого мира явлений.Стихотворение посвящено Е.Ф. Вадков-ской, племяннице родственницы ЖуковскогоА.И. Плещеевой, которая горя-чо поддерживала намерение Жуковского жениться наМ.А. Протасовой, лю-бовь к которой так и осталась в возвышенно-мечтательномварианте.
Темастихотворения – внутренний мир человека, полный глубокого драматизма.Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью иблаженству. В этом смысл жизни человека. Но прекрасный идеал несовместим сгрубой, жестокой и обыденной жизнью. И поэт находит его в глубинах человеческойдуши. Отсюда в «Песне» глубокая грусть и тихое «томление». Здесь четкопрослеживается мысль о том, что человек не может достичь счастья и блаженства вреальной жизни. Религиозные мотивы, воз-никающие в стихотворении, питаютсяхристианскими представлениями о бессмертии души. Поэтому Жуковский так частообращается к этому образу: «шепнул душе привет…», «душе блеснул знакомыйвзор…», «зачем душа в том край стремится…»
«Песня»(«Минувших дней очарованье…») – лирический монолог, об-ращенный в прошлое.Глубоко интимные чувства, пронизывающие стихо-творение, подобно какому-тотончайшему инструменту, воздействуют на чи-тателя, заставляют покориться этомупрекрасному, немного со слезой, миру света и добра, миру надежд и сомнений.
Мыимеем возможность наблюдать тонкий духовный мир автора. Ему не дают покоявоспоминания об «очарованье» минувших дней, когда были живы мечты, когда мирбыл освещен блеском «знакомого взора». Душа поэта наполняется чудесной музыкой,вызванной незабываемыми воспоминания-ми, она озарена светом надежды… Автор всомненье: имеет ли он право на нее? Не погас ли этот робкий огонек от малейшегодуновения? Жуковский проводит тонкий психологический анализ своего состояния.Читаешь строки и попадаешь в мир прекрасных чувств, переживаний, сомнений. Идуше хо-чется надеяться и верить в красоту мечты, которая увяла, но не надолго.Язык «Песни» очень звучный, живой. Считается, что таким языком до Жуковскогоникто не писал.
Минувшихдней очарованье,
Зачемопять воскресло ты?
Кторазбудил воспоминанье
Изамолчавшие мечты?
Вэтих строках явно прослушивается исповедальная интонация. Имея воображение,можно представить «Песню» в виде художественного полотна. Какие тона выбралавтор? Они разнообразны. Меланхолия – тона приглу-шенные, мрачные: «минувшихдней», «замолчавшие мечты…», «мечты увядшей красоту…». Но откуда это: «днейочарованье», «воскресло», «блес-нул… взор». Будто солнечный лучик проник вмрачное подземелье, и на на-шем полотне появились живые тона, краски радости инадежды. Известно. Что стихотворение «Минувших дней очарованье» положено намузыку не-сколькими композиторами: Н. Норовиным, Ю. Капри и П. Булаховым. Это инеудивительно. Строки «Песни» необыкновенно лиричны, проникновенны, музыкальны.
Этомуспособствует стихотворный размер, избранный Жуковским. Это ямб с частичновстречающимся пиррихием, перекрестная рифма органично вплетается в ритм«Песни». Лексический состав стихотворения также не-обыкновенно продуман.Возьмем, к примеру, 1-ю строфу и проведем ее лек-сический анализ. «Минувших» — «воскресла», «разбудил» — «замолчавшие», «блеснул… взор» — «незримое». Явнопрослеживается тенденция к антитезе. Этот прием позволяет проследить токонтрастирующее состояние, которое переживает автор. Что касается глаголов, тоони в основном употреблены в прошедшем времени: «воскресло», «разбудил»,«шепнул», «блеснул» и т.д. Да, вновь и вновь обращается автор к прошлому,которое так тревожит и волнует его.
Чтокасается синтаксиса, то бросается в глаза обилие вопросительных предложений.Причем, вопросы, заключенные в них, носят риторический ха-рактер: «Зачем опятьвоскресла ты?». «Зачем в мою теснишься грудь?». Этот синтаксический приемЖуковского направлен на то, чтобы придать произве-дению философскую окраску.
Авторнаходит и другие изобразительные средства, позволяющие пере-дать мир сложныхчеловеческих переживаний. Это олицетворение: «…дней очарованье, зачем опятьвоскресло ты?». Или: «Могу… одеть покровом зна-комой жизни наготу?».
Авот еще один интересный прием. Во второй строфе часто употребля-ется частицаль: «могу ль сказать», «могу ль узреть», «скажу ль…». Какой мир сомнений иисканий перед нами! И этого автор достигает благодаря по-втору всего лишьодного маленького слова.
Влитературных кругах известен афоризм Горация: «Не желай удивле-нья толпы, нопиши для немногих». Эти слова я полностью отношу к творче-ству В.А. Жуковского.Не будем кривить душой, утверждая, что поэзия этого поэта-романтика до сих порпривлекает большую массу читателей. Меняются времена, люди. Но пока существуетв мире природа, любовь, красота, будут живы стихи Жуковского, исполненныенеобыкновенным чувством воспри-ятия окружающего мира, стихи, давшие русскойпоэзии «душу и сердце».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/