АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Возникновение
Православной Церкви в Америке связано с миссионерской активностью Русской
Церкви. В конце XVIII века русские миссионеры – иноки Валаамского и Коневского
монастырей – пришли проповедовать слово Божие в Русскую Америку, тогда –
удаленную часть своего собственного Отечества. При этом они не ставили перед
собой цель русифицировать местное население – одним из первых их дел был
перевод Священного Писания и богослужебных книг на языки местных народов. И
семена веры Христовой, посеянные здесь, дали обильные всходы, а преподобный
Герман Аляскинский и святитель Иннокентий (Вениаминов) прославлены в лике
святых. К концу 1960-х годов начались переговоры представителей Американской
митрополии с Русской Православной Церковью, в результате которых в апреле 1970
года Православной Церкви в Америке была дарована автокефалия.
ИСТОРИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Обширные
пространства Северной Америки, особенно самые удаленные северные ее части, в
большинстве своем были открыты и изучены отважными русскими исследователями.
“Сотни русских названий на огромном пространстве, от самого западного из
Алеутских островов почти до залива Сан-Франциско, от самой южной точки Аляски и
до самой северной, свидетельствуют о замечательном подвиге нашего народа”.
“Еще в XVIII веке, осваивая неведомый до того времени для европейцев край,
русские люди несли сюда и первые семена русского Православия. Среди алеутов и
жителей Аляски особенно памятно имя гражданина города Рыльска Курской губернии
купца Григория Ивановича Шелихова (1748 —1795 ) — основателя на той земле
первых постоянных русских поселений. Налаживая мирную торговлю с местными
жителями, обучая их промыслу, грамоте, счету, …, подготавливая из местных
жителей переводчиков, мастеровых и мореходов, Шелихов одновременно стремился
внушить им основные понятия православной веры в Триединого Бога, в Христа
Спасителя, учил их начальным молитвам, подчас крестил их, так как священника
среди промышленников сначала не было; в различных местах устанавливал большие
деревянные кресты как символы того, что честь первого посещения и освоения
данных мест принадлежит русским православным людям” (Адамов А. Шелихов
Г.И. — М., 1952. С. 3..).
По представлению
Григория Ивановича и близкого к нему человека, тоже купца, жителя города
Иркутска, Ивана Ларионовича Голикова, Святейший Синод назначил в 1793 г. в
Аляску первую православную миссию, составленную, главным образом, из валаамских
иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Согласно
“Наставлению”, полученному начальником миссии от Петербургского
митрополита Гавриила, главная цель ее заключалась в распространении света
Христова среди местного американского населения и создании Православной Церкви на
чужбине.
В сентябре 1794
г., после долгого десятимесячного путешествия миссия прибыла к месту своего
назначения — на о. Кадьяк. Здесь миссионеров ждали суровые условия:
негостеприимный климат, чужие обычаи и пища, которая вызывала недомогания у
монахов. Предстояла трудная задача привести к познанию истинного Бога людей,
долгое время проживших во тьме язычества и обоготворяющих силы природы.
По прибытии
миссионеры сразу построили храм, крестили и просвещали туземцев. Уже к концу
1796 года число христиан в Северной Америке достигло 12 тысяч. Успеху миссии
сильно препятствовало жестокое и несправедливое отношение русских
промышленников к местному населению, о чем глава миссии архимандрит Иоасаф
неоднократно направлял доклады в Россию. Не получив ответа, он сам с двумя
другими монахами в 1798 году отправился в Сибирь для разрешения этого важного
вопроса. Здесь архим. Иоасаф был по решению Святейшего Синода хиротонисан во
епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии, с тем, чтобы имея авторитет
архиерея, он смог бы преодолеть препятствия к успеху миссионерства на Аляске.
Но на обратном пути корабль, на котором находился новохиротонисанный епископ
утонул, и все погибли.
Конечно, это
была огромная потеря, но Промыслом Божиим самым видным миссионером становится
преподобный Герман Аляскинский , единственный в миссии монах, не облеченный
священным саном. Своей проповедью и делами христианского милосердия и любви он
привлек множество туземцев в лоно Православной Церкви.
В 1811 г. из-за
обострившегося конфликта с главой компании русских промышленников Св. Синод
вынужден был закрыть Американскую епархиальную кафедру и передать дела миссии
Иркутской епархии.
В 1823 г. на о.
Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский
и Коломенский). Трудно переоценить его вклад в дело просвещения Америки.
Обладая поистине апостольской ревностью и обширными знаниями в области
этнографии и лингвистики о. Иоанн хорошо изучил язык и нравы своей паствы. На
острове Уналашке была открыта школа для мальчиков, в которой он сам и
преподавал. О. Иоанн даже создал алеутом письменность, которой у них до этого
не было, и перевел множество библейских богослужебных и поучительных текстов.
После смерти
супруги о. Иоанн (в 1849 г.), по благословению своего духовника святителя
Филарета (Дроздова), принимает монашеский постриг с именем Иннокентия, а вскоре
и хиротонию во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Прибыв на
кафедру в г. Новоархангельск (центр тогдашних русских владений), святитель
основал в Всеколониальную Школу для подготовки среди местного населения
моряков, картографов, врачей и др..
В 1867 г.
Аляска была продана Америке, и в Русской Церкви шли разговоры о упразднении
миссии, но владыка Иннокентий видел в этом Промысл Божий устраивающий всё во благое.
В это время он писал, что для распространения православной веры по всем
Соединенным Штатам следует специально подготавливать пастырей, чтобы они хорошо
владели английским языком, и таким образом Православие могло бы распространится
по всей Америке.
В 1872 г.
епископская кафедра была переведена из Новоархангельска в Сан-Франциско; тогда
же в церковное богослужение был введен английский язык.
В конце XIX
столетия масса эмигрантов, украинских безземельных крестьян, прибыла из России
в Канаду в поисках лучшей жизни. Православные украинцы становились одними из
первых носителей веры христианской в этой стране. Они объединялись в приходские
общины, воздвигали храмы и приглашали священнослужителей.
Покидали родные
края и карпатороссы бывшей Австро-Венгрии. Испытывая социальную нужду, они
уезжали из родных Карпат в Америку. Многие из них принадлежали униатскому
расколу, но Господь вскоре воздвиг из их же среды добрых пастырей, приведших
многих в лоно Православия. Среди сих добрых делателей на ниве Христовой особенно
потрудился протоиерей Алексий Товт . Позже (в 1916 г.) была даже открыта
Питтсбургская епархия, прихожанами в которой являлись в основном американцы
карпаторосского происхождения. Всего в период с 1891 г. до Первой мировой
войны, с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120
униатских карпаторосских приходов.
В 1905 г.
епархиальный центр Алеутской и Североамериканской епархии был перенесен в
Нью-Йорк всвязи с увеличением количества приходов на западе США. По просьбе
увеличившейся православной общины в Нью-Йорке Святейший Синод Русской
Православной Церкви ассигновал 20тысяч долларов, и в 1904 г. был воздвигнут
величественный храм во имя Святителя Николая. Заботами архиепископа Тихона
существовавшая в Миннеаполисе миссионерская школа была преобразована в
семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, в Пенсильвании открыт мужской
общежительный монастырь, был также сделан перевод богослужебных книг на
английский язык.
К 1918 г.
Американская епархия располагала четырьмя викариатствами — Аляскинским,
Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую,
Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257
священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в
Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные
школы; насчитывала до 300 тысяч верующих. Северо-Американская миссия
располагала также своими печатными органами, в числе которых официальным
являлся “Американский Православный Вестник”. Издавалась также
православная народная газета “Свет”, ставившая своей задачей
поддержание духа народности, память об отечестве и защиту Православия в
американской пастве.
Полнота русской
православной церковной жизни в Америке уже в начале века приводила к мысли
русских церковных деятелей в США о самостоятельности Церкви. В 1906 г.
архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал
предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил в 1916 г. и
архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте архиепископа Тихона и его
преемников тогда не суждено было сбыться.
Революция 1917
года в России очень болезненно отозвалась на православной жизни в Америке.
Накануне революции архиепископ Северо-Американский Евдоким (Мещерский) и
несколько священников уехали на Московский Собор 1917–1918 года. Из-за
разыгравшихся в России событий архиепископ Евдоким не смог вернуться в Америку,
и вскоре стал обновленцем. Регулярные сношения Церкви в Америке с Церковью в
России стали невозможны. Более того, вся духовная и финансовая поддержка,
осуществляемая Российской Церковью по отношению к Американской Православной
Церкви, мгновенно прекратилась. Американская Церковь оказалась в очень
затруднительном положении, что спровоцировало появление многих и весьма критических
проблем.
С целью
разрешения этих проблем в Американской Церкви было решено созвать Собор, второй
по счету, что и осуществилось в 1919 году. На нем было принято решение избрать
нового епархиального архиерея. После отъезда архиепископа Евдокима, Американской
Церковью управлял его старший викарий – епископ Александр (Немоловский). Почти
единогласно второй Всеамериканский Собор избрал его архиепископом
Североамериканским, и избрание это было утверждено Святейшим Патриархом
Тихоном.
Но занимал он
этот пост недолго. Встретившись с трудностями управления в условиях
вынужденного отрыва от Матери-Церкви, он не пожелал не только оставаться на
кафедре, но даже продолжать свое пребывание в Америке. Как только из России в
Америку прибыл митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский),
занимавший до этого Североамериканскую кафедру с 1907 по 1914 год,
Преосвященный Александр передал ему все дела по управлению епархией (1922), а
сам отбыл в Европу.
Положение
митрополита Платона как правящего архиерея в Америке было определено на
Американском Соборе 1922 года, а в 1923 году ему было направлено официальное
уведомление о назначении его на Североамериканскую кафедру.
До русской
революции 1917 года Православие в Америке было структурно единым, находясь в
подчинении русскому епископу. Но когда свершился Октябрьский переворот,
произошло раздробление: греки основали свою епархию, сербы — свою, арабы — свою
и т.д. Таким образом, возникло, совершенно не в соответствии с нормальным
каноническим порядком, существование параллельных юрисдикций на единой
территории. Большой проблемой также было существование
раскольников-живоцерковников.
В 1924 году
четвертый Всеамериканский Собор, ввиду нужды в крепком местном управлении
Церковью, провозгласил временное самоуправление Церкви в Америке,
долженствующее существовать до того момента, когда возможно будет восстановить
нормальные отношения с Церковью в России. Также Собор вновь подтвердил избрание
митрополита Платона и постановил приступить к разработке постоянного, полного устава
Американской Православной Церкви, но ввиду различных проблем и трудностей в
организации Церковь управлялась разными временными уставами в течение тридцати
последующих лет, пока, наконец, не пришла к утверждению постоянного.
В 1934 году
скончался митрополит Платон. Снова был созван Собор, который опять-таки
сражался с проблемой разных юрисдикций, с живоцерковнической проблемой и т.д. В
этой связи еще раз было подтверждено временное самоуправление Американской
Церкви, а ее главой был избран архиепископ Феофил (Пашковский). Он стал
митрополитом всея Америки и Канады.
Некоторые
церковные историки имеют несколько иной взгляд на причины и последствия
перехода Американской Церкви на самоуправление. В частности проф. К. Е. Скурат
в своей книге по истории Поместных Церквей пишет: “Жизнь Православной
Церкви в Америке несомненно вошла бы в нормальное русло, если бы митрополит
Платон сделал правильные выводы из событий, происшедших в России, и, сохраняя
сыновнее послушание высшей церковной власти, направил бы все свои духовные силы
на строительство местной церковной жизни. Американская Церковь не испытала бы
того тяжелого внутреннего кризиса, в который она вскоре попала, особенно после
прибытия из Москвы “живоцерковника” — женатого архиерея Иоанна Кедровского,
сумевшего представить себя перед американским судом в качестве
“подлинного” представителя высшей церковной власти в России и отнять
у митрополита Платона кафедральный собор в Нью-Йорке с резиденцией при нем. От
митрополита Платона вскоре стал требовать признания своей власти над ним и
“Заграничный архиерейский Синод” в Карловцах (Югославия). К
сожалению, митрополит Платон не сделал из всего этого должного вывода:
утвердить единство православной американской паствы с Матерью-Церковью, но
повел ее по пути отчуждения. Церковную кафедру подчас он стал использовать для
политических выступлений, направленных против Матери-Церкви и России.
В условиях
отрыва от Матери-Церкви Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке предстала
одинокой перед хорошо организованными и целенаправленно действующими
католическими и протестантскими миссиями. Деятелям Православной Церкви в
Америке пришлось не думать о распространении Православия на американском
континенте, что присуще было их славным предшественникам, а больше заботиться о
сохранении своей паствы. Прежде всего трудным положением епархии не преминул
воспользоваться Ватикан, который начал привлекать к себе на началах унии
выбитые из колеи православные приходы. Стремились не отстать от него и
протестанты. Последние стали привлекать на свою сторону бедствующую
Православную Церковь, оказывая ей материальную помощь. Так, они назначили
ежемесячное “жалованье” митрополиту Платону, а также отпустили
необходимые средства на созыв в 1924 г. Детройтского Собора, который принял
первое антиканоническое постановление о временной автономии Русской
Православной Церкви в Америке без предварительной консультации и согласия на то
со стороны Матери-Церкви, хотя и отметил необходимость урегулирования отношений
с Русской Церковью в будущем.
Когда Святейший
Патриарх Тихон узнал о неканонической деятельности митрополита Платона, то
незамедлительно в январе 1924 г. специальным указом освободил его от управления
Североамериканской епархией. Митрополит Платон патриаршего указа не принял и
последовательно повел американскую паству к полному отрыву ее от Матери-Церкви.
Положение осложнилось еще тем, что 7 апреля (н. ст.) 1925 г. Патриарх Тихон
скончался. После кончины Святейшего Патриарха оживились внутренние церковные
расколы в Русской Православной Церкви и, естественно, главное внимание высшей
церковной администрации теперь было направлено на упорядочение внутренней
жизни. Только в марте 1933 г. решением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя
Митрополита Сергия (Страгородского) и Священного Синода для выяснения
сложившейся на американском континенте обстановки, а также для ознакомления с
действительным отношением митрополита Платона к Матери-Церкви и оставленной им
Родине был направлен в Америку настоятель Трехсвятительского подворья в Париже
архиепископ Вениамин (Федченков).”
В связи с
заявлением митрополита Платона о разрыве канонических отношений и своем выходе
из подчинения Матери-Церкви, решением Патриаршего Местоблюстителя митрополита
Сергия и Священного Синода в 1933 г. правящим архиереем в Североамериканскую
епархию был назначен Вениамин (Федченков) с титулом архиепископа Алеутского и
Североамериканского, в звании Экзарха Московской Патриархии. Так был учрежден
Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной Америке, объединивший
верные Матери-Церкви приходы и просуществовавший до 10 апреля 1970 г., когда в
связи с дарованием автокефалии Православной Церкви в Америке он был упразднен.
В 40-х годах
Церковь в России обрела некоторую свободу и состоялось избрание патриарха (1943
г.). Церковь в Америке радовалась этому и искала примирения с Матерью-Церковью.
В связи с этим на 7-ом Всеамериканском Соборе (1946 г.) было принято решение
просить у Русской Матери-Церкви предоставления автономии. В то время переговоры
успехом не увенчались.
На 13-ом Всеамериканском
Соборе (1967 г.) был поставлен вопрос об официальной перемене названия Церкви,
которое тогда звучало: Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в
Америке. Епископат запретил Собору принять решение по этому вопросу, так как
считал его слишком преждевременным. После длительных прений по вопросу,
архиереи всё же допустили неофициальное голосование. Голосование состоялось, и
подавляющее большинство выступило за переименование в “Православную Церковь в
Америке”.
К концу 1960-х
годов вновь начались переговоры представителей Американской митрополии с
Русской Православной Церковью, в результате которых в апреле 1970 года
Православной Церкви в Америке была дарована автокефалия. Этот новый статус
Церкви был принят и подтверждён в октябре 1970 г. на четырнадцатом
Всеамериканском Соборе, который стал первым Собором Поместной автокефальной
Православной Церкви в Америке. В это время предстоятелем Церкви являлся Ириней,
Митрополит всея Америки и Канады.
Пятнадцатая по
диптиху в великой семье автокефальных Православных Церквей Поместная
Православная Церковь в Америке имеет все необходимое для своего
самостоятельного бытия. Она располагает 16 епархиями, имеет более 500 приходов
(в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле) и насчитывает около миллиона
человек паствы.
В 1971 г. в
состав Православной Церкви в Америке была принята Албанская епархия в США
согласно ее прошению. В том же году Православная Церковь в Америке организовала
в Австралии миссию, во главе которой был поставлен администратор в сане
архимандрита. Деятельность миссии дала положительные результаты — в 1974 г.
несколько православных русских общин “карловчан” получили
канонический статус под юрисдикцией Православной Церкви в Америке.
Весной 1972 г.
к Православной Церкви в Америке присоединилось свыше 20 священников и около 20
тысяч мирян Мексиканской Национальной Старокатолической Церкви (образовалась в
20-х годах текущего столетия). В связи с этим был образован Мексиканский
Экзархат.
Еще до
объявления автокефалии Православной Церкви в Америке часть православных румын
вместе со священниками — около 40 приходов США и Канады, отделившихся в 1951 г.
от Церкви в Америке Румынского Патриархата. Последняя выделила присоединившиеся
приходы в автономную епархию под названием “Румынская православная
епископия Америки” и присвоила ее епископу титул “Детройтский и
Мичиганский”.
В настоящее
время Православная Церковь в Америке имеет мужские и женские монастыри, три
Духовных Семинарии и Академию. Также действуют курсы по подготовке диаконов. На
курсы принимаются, как правило, люди зрелого возраста, уже имеющие гражданскую
специальность. Почти в каждом приходе имеются воскресные школы. Программы и
материалы для них подготавливаются и издаются Комитетом религиозного
образования Церкви.
Широко поставлена
и издательская деятельность: ежегодно выпускается церковный календарь, а также
множество журналов и газет на разных языках. Кроме этого, имеются и другие
издания как на английском, так и на русском языках разных организаций,
связанных с Церковью, — Федерации русских православных клубов (в нее входят
родившиеся в Америке православные), Всеамериканской организации православных
женщин, организации взаимопомощи, братства и сестричества и т. п.
Список
литературы
Послушник Владимир Крупко. Американская православная церковь
Либеровский А.
П. “Православная Церковь в Америке: святые и соборы”
профессор К. Е.
Скурат “Очерки по истории Поместных Церквей”