В чём не
сомневался Николай Ростов
Иосиф Гольдфаин
Николай Ростов
– герой романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, – вернувшись после длительного
отпуска в свой полк, быстро почувствовал преимущества полковой жизни перед
московской. В частности, “в полку было известно… кто хороший, кто дурной
человек, и главное – товарищ”. Эта особенность полковой жизни заслуживает
серьёзного рассмотрения. Отметим сначала, что Николай Ростов не сомневался, что
людей можно отличать по признаку “хороший” – “дурной”. Он даже различал понятия
“хороший человек” и “хороший товарищ”. А отличие Москвы от полка заключалось в
том, что в сложных московских условиях очень трудно понять, кто хороший, а кто
плохой. Хотя сам факт наличия в Москве и хороших, и плохих людей у Николая
Ростова сомнения не вызывал.
По-другому
относился к людям Пьер Безухов, который иногда был способен оправдать даже
явную подлость. Его рассуждения иногда вполне соответствовали принципу “нет в мире
виноватых”. При этом нельзя сказать, что он был последователен в своём
“всепрощении”. Наоборот, когда он говорил и действовал под влиянием своих
эмоций, то особых сомнений не испытывал. Например, когда он вызывал Долохова на
дуэль. Лишь потом, пожалев раненого противника, Пьер Безухов сначала
засомневался, а потом пришёл к неожиданному выводу, что Долохов ни в чём не
виноват. Характерно, что, размышляя о своей ссоре и последовавшей за ней
дуэлью, Пьер Безухов вспомнил про французскую революцию. При этом он допустил
распространённую логическую ошибку. Действительно, бывают ситуации, когда
трудно, а то и невозможно понять, кто прав, а кто виноват, разделить людей на
хороших и дурных. Как, например, во время французской революции, когда и
революционеры, и роялисты были по-своему правы. Но это отнюдь не означает, что
не бывает простых ситуаций, когда вполне можно различить, кто прав, а кто
виноват, кто хороший человек, а кто дурной. Кстати, сам Пьер Безухов не
сомневался в вине своей супруги. А в конце своего разговора с шурином Анатолем
Курагиным, вознамерившимся похитить Наташу Ростову, он произнёс: “О, подлая,
бессердечная порода”, имея в виду своего шурина и его сестру. И сомнений у него
в этом не было.
Отметим, что у
читателя не возникает сомнения ни в виновности Долохова, ни в подлости Анатоля
Курагина. И здесь просматривается позиция автора “Войны и мира” Л.Н.Толстого во
время написания романа. Более того, трудно усомниться в том, что к одним своим
героям писатель относится с симпатией, а к другим с антипатией, явно выделяя
среди них хороших и дурных.
Для сравнения
можно отметить, что в романе “Анна Каренина” почти не видно авторских антипатий
к кому-либо из главных героев. Пожалуй, только к Алексею Каренину писатель
относится с иронией. Но и он, как и все другие главные герои романа,
представляется скорее жертвой обстоятельств, которые, в свою очередь, являются
следствием ненормальных общественных условий. Возможно, в этом отличии между
двумя романами можно увидеть свидетельство эволюции взглядов писателя.
В наши дни
стало модным “неоднозначное” отношение к морально-этическим проблемам. Можно
сомневаться в том, в чём наши предки не сомневались. В этом смысле роман “Война
и мир” старомоден. В частности, история Долохова выглядит чистой морализацией,
немодной уже во времена Л.Н.Толстого. Действительно, Долохов вызывает к себе
неоднозначное отношение. Но он жестоко и подло поступил со своими близкими
друзьями Пьером Безуховым и Николаем Ростовым. Можно сказать, что Л.Н.Толстой
иллюстрирует житейский тезис – быть другом Долохова очень опасно. Современным в
романе выглядит лишь Пьер Безухов, способный усомниться в том, в чём мало кто
сомневается.
Надо сказать,
что и сам Л.Н.Толстой иногда сомневался в том, в чём мало кто сомневается. Но в
своём романе автор “Войны и мира” сам даёт ответ на свои сомнения. Тот же Пьер
Безухов, столкнувшись с явной подлостью, не размышлял, а действовал, вызвав на
дуэль Долохова и добившись немедленного выезда из Москвы Анатоля Курагина. А
обладавший, как сказано в романе, здравым смыслом Николай Ростов не сомневался,
что люди бывают хорошие и дурные. Нравственное чувство и здравый смысл помогают
человеку не сомневаться в тех случаях, когда сомнения неуместны. Более того,
автор “Войны и мира”, не скрывая своих симпатий и антипатий к героям романа,
тем самым даёт читателю почувствовать, что он тоже делит людей на хороших и
дурных.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/