Краткие
заметки об общинах ессеев и терапевтов
О маленькой
общине египетских евреев под названием терапевты сохранилось только одно
свидетельство – это сочинение Филона Александрийского “О созерцательной
жизни”. Многие исследователи считали и до сих пор считают терапевтов
частью ессейского движения. А о ессеях сохранилось значительно больше
свидетельств: помимо Филона о них писали еще Иосиф Флавий, Ипполит в “Опровержении
всех ересей” и даже Плиний Старший в своей “Естественной
истории”. Интерес к ессеям и терапевтам вызывается в первую очередь тем
обстоятельствам, что их связывали с первоначальным христианством. Чтобы
выяснить, что собой представляли эти общины и насколько они близки между собой,
давайте просмотрим свидетельства этих древних авторов.
Сначала
напомню, что еврейская эмиграция из Палестины в Египет началась еще в VI веке
до Р.Х. При Птолемеях поток еврейских поселенцев значительно возрос, так что к
моменту римского завоевания Египта евреи уже расселились по всей стране.
Наибольшее количество евреев сконцентрировалось в Александрии, где по
свидетельству Филона Александрийского они занимали два городских квартала из
пяти. Евреи были лояльными сторонниками Птолемеев, а затем и римлян, и получили
еще от Птолемеев право жить в соответствии с законами предков. Они жили в
замкнутых общинах, имели свои законы и обычаи, установления и должностных лиц.
Строго следилось за соблюдением всех основных законодательных и религиозных
норм иудейства: обрезание, суббота, посты, чистота пищи и т.д.
Но
эллинистическое окружение не могло не сказаться на жизни даже замкнутых общин.
Постепенно верхушка еврейской диаспоры, а затем и рядовые члены восприняли
греческий язык. Был осуществлен перевод Библии на греческий язык, а арамейский
язык к I веку до Р.Х. был практически полностью вытеснен из деловой и
повседневной жизни. Все это создало предпосылки для восприятия египетскими
евреями идей греческой философии, хотя к греческой религии, мифологии и
мистериям они относились резко отрицательно.
Рассмотрим
вначале сообщение Филона о терапевтах. В самом начале своего трактата Филон
сообщает, что он будет описывать тех, кто предпочел созерцательную жизнь, в
отличие от ессеев, которые вели жизнь трудовую. Он называет терапевтов теми,
“кто
посвятил свою жизнь и себя науке и созерцанию природы согласно священным
предписаниям пророка Моисея”.
Филон сообщает
о том, что терапевты перед вступлением в общину отдают свое имущество родным и
близким, но совершенно не касается вопроса о том, каким способом они добывали
себе средства для ведения хотя бы самого скромного существования. Расставшись с
имуществом, терапевты без оглядки бежали от прежней жизни, избегали городов и
селились в пустынных и уединенных местах. Согласно Филону терапевты селились по
всему Египту, но их центром была колония, расположенная в окрестностях
Александрии около Мареотидского озера.
Смысл слова
“терапевты” Филон раскрывает как врачевателей душ от всевозможных
пороков и страстей и как почитателей Бога. На представлениях терапевтов о Боге
Филон останавливается мельком, сообщая, что они почитают
“Сущего,
что лучше блага, чище единицы и первоначальнее монады”.
Именно к
вИдению сущего и стремятся терапевты путем постоянного созерцания, то есть
непрерывных теоретических размышлений, так как познание Сущего должно привести
их к совершенному блаженству. Терапевты вступают на путь служения Богу
проникнутые небесной любовью и пребывают в восторженном состоянии, пока не
достигнут вИдения Божества.
Прошу извинить
меня, уважаемые читатели, за сухое изложение текста Филона, но других
источников у нас нет, а излагать двухтысячелетние споры по этой проблеме очень
уж скучно. Поэтому я буду и дальше излагать, в основном, содержание источников.
Коротко
расскажу о жизни терапевтов. Живут они по одному в очень простых и скромных
хижинах, которые защищают их только от зноя и холода и находятся на некотором
расстоянии друг от друга. В каждой хижине есть священное место, куда терапевты
могут вносить лишь священные книги и где они совершают свои таинства. Кроме
того, у терапевтов есть и общее святилище, в котором они собираются по субботам
на собрания, а также празднуют свой самый торжественный праздник по пятидесятым
дням.
В течение шести
дней терапевты, уединившись в своих хижинах, предаются толкованию Учения. Этим
они занимаются с утра и до вечера. Они читают и иносказательно толкуют
священные книги и сочинения основателей секты. Многие из них сами составляют в
честь Бога гимны и песни на различные размеры и мелодии. Все время они думают о
Боге, так что даже во сне они не видят ничего иного, кроме красоты Божественных
добродетелей и сил. Благочестивая жизнь терапевтов предполагала обязательные
утренние и вечерние молитвы при восходе и закате солнца. По седьмым дням, то
есть по субботам, они собирались все вместе в общее святилище, где старейший,
а, следовательно, и наиболее сведущий в учении, член секты предлагал толкование
учения, а все остальные внимательно его слушали.
Филон сообщает,
что община терапевтов включала в себя и женщин, которые так же рьяно, как и
мужчины, изучали закон и стремились к мудрости. Они строго и добровольно
хранили девственность и вели целомудренную жизнь, отвергали все чувственные
удовольствия и добивались только духовного союза с Богом. Женщины принимали
участие в субботних собраниях вместе с мужчинами, но располагались в отдельном
помещении.
Филон особенно
подчеркивал скромный и умеренный образ жизни терапевтов. Они принимали за
основу жизни воздержание и лишь незначительную часть времени посвящают заботам
о теле. Они едят хлеб с солью и иногда иссоп, а пьют родниковую воду. Едят и
пьют они лишь для того, чтобы не чувствовать голода и жажды. Многие из
терапевтов практиковали трехдневные и шестидневные посты. Одежда у терапевтов
тоже была очень скромной и простой: зимой – грубый плащ, а летом – простая
туника или кусок полотна.
Более всего
терапевты почитают скромность, так как она является началом истины, из которой
проистекает обилие божественных и человеческих благ.
Подробно Филон
описывает самый торжественный праздник терапевтов, который они празднуют каждый
пятидесятый день. В канун этого праздника все собираются в святилище, одетые в
белые и чистые одежды. Вначале по сигналу распорядителя они встают в ряд по
установленному порядку и совершают молитву, подняв глаза и руки к небу. Затем
они располагаются в определенном порядке согласно давности вступления в секту.
Отдельно для мужчин и женщин накрываются столы. Пиры терапевтов очень скромны и
благочестивы. Циновки, на которых они возлежат во время пира, просты и дешевы и
сделаны из местного папируса. Трапеза состоит из хлеба, приправленного солью и
иссопом, и родниковой воды. Вино и мясо совершенно отсутствуют. Прислуживают во
время пира новички, допущенные в секту после тщательного отбора. Они усердно и
тщательно выполняют все необходимые услуги. Филон поясняет, что у терапевтов
вообще нет рабов, так как по их представлением обладание рабами противоречит
природе, создавшей всех равными.
После того как
все возлягут в определенном порядке, председатель при полном молчании
присутствующих начинает толковать какое-нибудь место из Священного писания,
стараясь, чтобы все могли легко понять его. Толкование заключается в раскрытии
тайного смысла, скрытого в иносказаниях. Слушатели выражают одобрение улыбкой и
спокойным поворотом головы. Непонимание они выражают тихим движением головы и
указательного пальца правой руки. После того как председатель закончит
толкование, и все окажутся удовлетворенными, он исполняет какой-нибудь гимн в
честь Бога, или собственного сочинения, или один из старых. Вслед за ним
исполняют гимны и все остальные в должном порядке, причем присутствующие хранят
молчание и подают голоса только когда поют рефрены и окончания.
После
исполнения гимнов начинается их скромная трапеза, после которой начинается
ночное празднество, которое состоит в том, что все участники пира создают два
хора, мужской и женский, и поют в честь Бога гимны, составленные на
всевозможные размеры и мелодии. Затем оба хора объединяются в один, и так они
поют и приплясывают до утра. Когда же восходит солнце, они совершают утреннюю
молитву и расходятся по своим хижинам, чтобы снова заниматься чтением и
толкованием Священного писания.
Вот что сообщил
нам о терапевтах Филон Александрийский. Больше никто из его современников о
терапевтах не сообщил ни слова, но с легкой руки Евсевия Кесарийского за
терапевтами укрепилось представление, как о первых христианах. Впоследствии это
не раз мнение подвергалось ожесточенной критике, и настоящее время уже не
отождествляют терапевтов с первыми христианами, но и не подвергают сомнению
существование такой секты.
О сектах ессеев
известно гораздо больше, тем более что находки рукописей у Мертвого моря и
археологические раскопки, проводимые в тех же местах, позволяют отождествить
жителей этих мест с ессеями или очень близкой им сектой. Я уже упоминал
источники, сообщающие нам сведения о ессеях. Но Плиний Старший, например,
говорит о ессеях очень кратко. Он только сообщает, что ессеи жили на западном
берегу Мертвого моря, очень уединенно и замкнуто, без женщин и не знали денег.
Число ессеев постоянно увеличивается из-за постоянного притока людей, бегущих
от городской жизни (т.е. цивилизации). Вот и все.
Филон
Александрийский сообщает о ессеях в двух различных трактатах:
“Апологии” и “О том, что каждый добродетельный свободен”. В
“Апологии” ессеи изображаются как образец коллективной жизни и
человеколюбия, а во втором трактате ессеи представляются примером истинно
добродетельной, а потому и свободной, жизни.
Во всех
сообщениях о ессеях отмечается общность имущества, отсутствие какой-либо
частной собственности и право каждого члена пользоваться общим имуществом по
мере необходимости. Филон пишет, что
” никто из
них не имеет собственного дома, который не принадлежал бы всем сообща”,
и
“у них
имеется общая для всех касса и общие расходы; общими являются также одежда и
питание… Ту плату, которую они получают за проработанный по найму день, они
не хранят как свое собственное, но делают это общим, предоставляя желающим
пользоваться своим доходом”.
В другом месте
Филон пишет:
“Никто не
имеет вообще ничего собственного: ни жилища, ни раба, ни земельного участка, ни
скота, ни другого имущества и источников богатства. Помещая все собранное в
общее место, они сообща пользуются имуществом всех… У них общая не только
трапеза, но и одежда”.
Живут ессеи все
вместе, все время проводят в труде для общей пользы, занимаясь земледелием,
скотоводством и ремеслами. Избранные казначеи собирают все доходы общины,
контролируют общее имущество и заботятся о приобретении необходимых для жизни
товаров. Общие трапезы у ессеев отличаются скромностью, так же как скромна и их
одежда. Молодые члены общины заботятся о старших. Ессеи не женятся и не
допускают в свою общину женщин.
Об отношении
ессев к рабству Филон сообщает:
“У них нет
ни одного раба, но все они свободны, взаимно оказывая друг другу услуги. Они
осуждают господ не только как [людей] несправедливых, оскверняющих равенство,
но и как нечестивцев, нарушающих установления и закон природы, которая, подобно
матери, всех породив и выкормив равным образом, сделала людей законными
братьями не только по названию, но и в действительности. Коварная и чрезмерно
возрастающая жадность расшатала их родство, вместо близости создала
отчужденность и вместо дружбы – вражду”.
Филон сообщает,
что ессеи больше других людей думают и заботятся о Боге, не приносят в жертву
животных и стремятся к благочестивому образу мыслей. Больше всего они
занимаются философией, в основном моралью, и во всем руководствуются древними
законами. В священный день субботу они собираются все вместе на собрание, где
располагаются в определенном порядке и внимательно слушают чтение и толкование
священных книг. Философия ессеев заключается в символическом и аллегорическом
толковании текстов. Флавий добавляет, что ессеи очень усердно изучают древние
тексты, а священные книги секты хранят в тайне.
В своем
стремлении к благочестию ессеи руководствуются любовью к Богу, любовью к
добродетели и любовью к человеку. Любовь к Богу предполагает воздержание от
клятв и лжи, целомудрие, веру в то, что Божественное является причиной только
благ. Любовь к добродетели означает отвращение к стяжательству, равнодушие к
славе и наслаждениям, стойкость, выдержку, скромность и незначительные потребности
в жизненно необходимом. Любовь к людям проявляется у ессеев в чувстве
равенства, общности и благорасположении к другим.
Флавий писал о
ессеях значительно позже Филона, поэтому у него вместе с большим количеством
совпадающих сведений есть и отличия. Он отмечает священный характер трапез у
ессеев, утренние молитвы восходящему солнцу, ритуальные омовения, вступительную
клятву ессеев, наказание провинившихся, веру в предопределение, их способность
предсказывать будущее, а также наличие среди ессеев течения, допускающего брак.
Так, по Флавию, трапезе ессеев предшествовал обряд очищения, заключавшийся в
ритуальном омовении. Сама трапеза происходила в священном помещении, куда
допускались только полноправные члены общины, одетые в белые одежды. За
приготовлением еды следили жрецы, один из которых перед началом еды и по ее
окончании произносил благословение. Во время трапез царила полная тишина.
Если нам ничего
не известно о представлениях терапевтов о душе, то ессеи считают, что душа
бессмертна, а тело обречено на гибель, так что тело рассматривается ими лишь
как временная темница души. Ипполит же в своих заметках о ессеях сообщает, что
многие их них верят также и в воскресение тела.
Филон сообщал,
что ессеи вообще не знают торговли, а Флавий пишет о том, что они ничего не
покупают и не продают друг другу. Филон отмечал пацифизм ессеев, то Флавий
сообщает об участии ессеев в Иудейской войне. Но эти расхождения в описании
ессеев, сделанные с интервалом более чем в сто лет, вполне понятны и допустимы.
Прочтение рукописей,
найденных у Мертвого моря, и археологические раскопки Кумранской общины
показали, что эта община была очень близка к ессеям, как их изображали Филон и
Флавий. Так согласно “Уставу” Кумранской общины, каждый вступающий в
общину обязан был внести
“все свое
знание, свою силу [т.е. труд], свое имущество в общину Бога”.
Все это
передавалось
“в руки
человека, надзирающего за работой старших”.
Когда
вступающий проходил испытательный срок, его имущество смешивалось с имуществом
остальных членов общины. Отлученному члену общины возвращалось его имущество, а
остальным членам общины запрещалось им пользоваться. Большинство исследователей
в настоящее время прямо отождествляют Кумранскую общину с ессеями или
рассматривают их как очень близкие движения.
Я не буду
дополнительно описывать сходство и различие между ессеями и терапевтами, так
как те, кто добрались до этих строк, легко смогут сделать это самостоятельно, а
утяжелять текст лишними рассуждениями и описаниями, наверно, не стоит.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.abhoc.com/