“Татьяна
– существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная…”
Женский
характер пушкинских времен… С портретов и миниатюр кисти О. Кипренского и В.
Боровикова, В. Тропинина и К. Брюллова беззащитно, задумчиво и нежно смотрят на
нас глаза современниц великого поэта. Неповторимые судьбы, сбывшиеся и
несвершившиеся надежды, мечты… Увы, время в своем необратимом течении унесло
все это в историю. Но осталось искусство. Остался Пушкин. Осталась с нами его
незабвенная Татьяна Ларина, так просто и естественно занявшая ведущее место в
галерее женских образов русской литературы 19 века.
Собственно, кто
был у нас в литературе до Татьяны? Его же Людмила из “Руслана” и
Мария из “Бахчисарайского фонтана”? Или Светлана Жуковского? А
может, Лиза из повести Карамзина? Все эти героини, обладающие, несомненно,
массой индивидуальных достоинств, начала русскому национальному женскому типу
не дали. А Татьяна сделала это.
Чем же
интересен образ героини романа “Евгений Онегин”?
Прежде всего –
своими глубокими национальными корнями, своей русской основой, делающей ее
совершенным явлением в московском и петербургском обществе, притягивающий блеск
которого оставляет Татьяну равнодушной.
А мне, Онегин,
пышность эта,
Постылой жизни
мишура,
Мои успехи в
вихре света,
Мой людный дом
и вечера,
Что в них?
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь
маскарада,
Весь этот
блеск, и шум, и гад
За полку книг,
за детский сад,
За наше бедное
жилище,
За те места,
где в первый раз,
Онегин,
встретила я вас,
Да за смиренное
кладбище,
Где нынче крест
и тень ветвей
Над бедной
нянею моей.
В этой, может
быть, несколько длинной цитате из финального диалога героини с Онегиным – вся
она, Татьяна. И здесь все, что связывает с нею автора, все, за что Пушкин любит
ее. Ни в Голицыной, ни в Завадовской, ни в Воронцовой, ни в Кери не чувствовал
поэт этой внутренней силы, самобытности, простоты. А потому и создал
“милый идеал”. Неслучайно М. Цветаева в книге “Мой
Пушкин” обращает внимание на связь: Пушкин-Татьяна-няня. Арина Родионовна
всю жизнь была для поэта непревзойденным образцом истинно русской женщины,
воплотившим в себе все самое светлое и чистое в судьбе Пушкина. Отсюда – и слова
Татьяны.
Итак, Татьяна
Ларина – любимая героиня поэта, олицетворение его Музы. Именно поэтому так
неторопливо рисует он картины ее детства, юности, стремясь передать динамику
характера, показать образ в развитии. Любимая женщина – всегда тайна, и Пушкин
стремится постигнуть тайну Татьяны, приглашая читателя, доверяя ему свое самое
дорогое.
Вот Татьяна
безмятежно живет в родительском доме. Она читает, мечтает в одиночестве, водит
хороводы с крестьянскими девушками, беседует по ночам с няней.
Поэт рисует
исключительно тонкий психологический портрет героини:
Она звалась
Татьяной,
Ни красотой
сестры своей,
Ни свежестью ее
румяной
Ни привлекла б
она очей.
Дика, печальна,
молчалива,
Как лань лесная
боязлива,
Она в семье
своей родной
Казалась
девочкой чужойЕ
А кругом – русская
природа, мир деревни, столь отрадный сердцу самого Пушкина. И юное женское
сердце, пробуждаясь, жадно впитывает звуки, краски и запахи родных мест.
Все в Татьяне
ново, даже имя:
Впервые именем
таким
Страницы нежные
романа
Мы своевольно
освятим
Но входит она в
наше сознание сразу и неотвратимо, даже магически. И хорошо, что Татьяна не
похожа ни на кого. Именно это позволяет ей вначале почувствовать, а потом
понять Онегина. Его “урок” в саду, последовавший за ее письмом,
пошел ей на пользу. Пусть Онегин знает о жизни все, а Татьяна ничего, зато она
сильнее его, сильнее нравственно, потому что близка к своим истокам, она –
“русская душою”. Этого-то как раз и лишен герой. В конечном счете
именно это объясняет развязку романа.
Счастлива ли
Татьяна, выгодно (только не для себя!) выйдя замуж и заняв достойное место в
обществе? Естественно, нет. Ее чистота, красота, высокая нравственная сила –
все это чуждо окружающему ее миру, где ценится совсем иное. Потому она искренна
с Онегиным, чувствуя в нем родственную душу, но потому она и отказывает ему:
ведь она действительно любит его и никому, кроме него, в этом бы не призналасьЕ
Думается,
пушкинская героиня во многом повлияла на героинь Тургенева, Гончарова,
Некрасова, Льва Толстого, Чехова. Став “родоначальницей” женского
национального типа в нашей литературе, столь неповторимого и яркого, героиня
романа “Евгений Онегин” своим прекрасным обликом, богатым
внутренним миром оказывает серьезное воздействие и на современное поколение.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/