Животворная смерть: святые мощи

Малков П.Ю.
Издревлехристиане хранят и почитают св. мощи — тела, останки умерших святых, прославленныхЦерковью. Чудотворение от мощей, иногда — их нетление, есть одно изсвидетельств в пользу святости того или иного подвижника, в пользу возможностиего канонизации и почитания Церковью в качестве святого: по смертисподобившегося райского блаженства и сделавшегося активным, действеннымходатаем, заступником за христиан перед Богом. Церковь устанавливает не толькопраздничные даты, связанные с днем памяти самого подвижника — зачастую, днемего смерти, но и даты, связанные с обретением (нахождением, обнаружением) иперенесением (например, из одного города в другой) его мощей. Мощи святыхторжественно полагаются в храмах, монастырях и часовнях. Они кладутся в алтаряхв основание престола, зашиваются в «антиминсы»: специальные платы, без которыхсвященнослужитель не имеет права совершать главное православное таинство —Евхаристию, иначе говоря, служить Литургию.
Вдревности особым образом почитались в первую очередь тела мучеников. Как пишето таком почитании святитель Амвросий Медиоланский, «во плоти мученика я почитаюязвы, приятые за имя Христово, почитаю память живущего бессмертием добродетели,почитаю исповеданием Господним освященную персть, почитаю в персти семенавечности, почитаю тело, учащее меня любить Господа и не бояться смерти заНего». Однако, затем такое почитание распространилось и на тела иных умерших ипрославляемых Церковью христианских святых.
Иногдапонятие «мощи» воспринимается даже шире, чем просто тела умерших христианскихподвижников, святых: сюда включаются и носящие на себе следы крови орудия казнидревних христианских мучеников, и даже просто соприкасавшиеся с ними при жизниих личные вещи, которые удивительным образом также делаются благодатными, чудотворными.
Длясознания современного человека все выше сказанное может показаться не толькостранным (впрочем, все это не столь уж странно для тех, кто еще не разучилсяверить в существование духовной реальности, кто не утратил доброго и подлинногодетского взгляда на мир с его верой в чудо), но в то же время и смутительным.Неужели Церковь верит в то, что та или иная вещь может стать волшебной, «магически»даруя входящему в соприкосновение с ней верующему человеку здоровье, духовноеблагополучие, решая его житейские проблемы? Неужели христиане верят примерно вто же, чему учат сегодня современные экстрасенсы, оккультисты: что материальнуювещь, вроде какого-нибудь амулета или оберега, можно «зарядить» положительнойэнергией, «аурой» и тогда она сможет сохранить своего владельца от «порчи», статьдля него оберегом, стать источником того или иного чуда? И неужели дляправославных такими «оберегами» становятся даже тела умерших.
Конечноже, Церковь (которая, кстати говоря, не верит ни в сглаз, ни в порчу) недопускает и мысли о чем-либо подобном. Она исходит здесь совершенно из иныхпринципов и идей. Тела святых — не «волшебные», не «магические» вещи хотя быпотому, что их вообще нельзя рассматривать как «бездушные предметы». Да всмерти для всякого человека происходит разделение, разлучение души и тела: душауходит в духовный мир, а тело погребается в земле. Однако, как веритПравославная Церковь, у святых, у друзей Христовых все это особым, таинственнымспособом происходит далеко не в той мере, не в той степени кардинально, как удругих людей. Этот разрыв тела и души конечно же происходит и здесь, ухристианских святых, но осуществляется далеко не в той степени, как у прочихумерших. Смерть святых (начиная от Пресвятой Богородицы) иногда принятоназывать «успением», т. е. сном. Тем самым получается, что смерть святых — этодаже и не совсем смерть, как бы смерть «лишь наполовину». По слову СвященногоПисания, «праведных души в руце Божией, и не прикоснется их смерть» (Прем. 3, 1).С одной стороны их тела отделяются от души, могут истлеть, разложиться, дажеобратиться в прах (далеко не все мощи обладают так называемым свойством«нетления», когда мертвое тело святого усыхает, меняется, но в то же времяостается целостным, сохраняя личностные черты умершего, с плотью, мышцами, кожей).А с другой стороны в этих телах по-прежнему присутствует действовавшая еще приих земном существовании в святом человеке благодать Святого Духа — ДухаЖивотворящего, Начала всякой жизни, всякого бытия. Как говорит в 1 Послании кКоринфянам св. ап. Павел, «не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в васСвятого Духа?» (1 Кор. 6, 19). Именно поэтому, благодаря неизменномуприсутствию все также действующего в них и по кончине ЖивотворящегоБожественного Духа, тела умерших святых хотя и мертвы, но в то же время иживотворны для приступающих к ним с верой христиан. В них — все та жеБожественная благодать. И, кроме того, они как бы не «в такой большой степени»оторваны от души умершего святого, как оторваны от своих умерших тел душидругих, не сподобившихся подобного благодатного боговселения, людей. Святой, посвоей смерти заступаясь за живущих на земле людей перед Богом, может оказать, посиле подаваемой ему Господом благодати, помощь людям, в том числе и через своесобственное умершее тело, которое становится для нас источником исцеления отболезней и утешения в тех или иных житейских несчастьях. Как пишет древний ОтецЦеркви VIII века преподобный Иоанн Дамаскин, умершие святые, и даже все глубоковерующие христиане «не мертвецы. Ибо с тех пор, как Тот, Кто есть сама жизнь, Причинажизни (Бог), «в мертвецех вменяшеся», мы не называем мертвыми усопших в надеждена воскресение (из мертвых) и с верою в Него. Ибо каким образом мертвое теломожет творить чудеса?» И уж если даже обыкновенных умерших христиан послепришествия в мир Христа, после того, как в людях начала активно действоватьосвящающая их Божественная благодать, подаваемая им в Церкви и в таинствахцерковных, нельзя в полном смысле слова назвать мертвецами, то это тем болееверно в отношении умерших святых.
Благодать,сила, которая действует в чудесах от мощей святых принадлежит Самому Богу. Но иумерший святой оказывается здесь деятельным участником происходящего чуда, егокак бы «инициатором», заступником перед Господом для нуждающихся в этом, участником,а также отчасти и активным исполнителем, соработником Бога в деле Спасения иутешения нуждающегося в чудесной помощи от мощей человека. Именно поэтому такиечудеса от мощей нельзя сравнивать с оккультными оберегами и амулетами, смагическими предметами. Мощи — тело, через которое совершается чудо — это не«вещь», не «предмет», но мертвое, но в то же самое время, отчасти, и живое теловсе того же самого христианина, святого, который и по смерти действует черезэто свое тело, как действовал он через него и при своей земной жизни. Крометого Бог свободно, а не по принуждению, заклинанию подает Свою благодать черезмощи православным христианам, никак не завися от каких-либо якобы окружающих их«аур», наполняющих их «энергетик», но просто совершая через посредство мощейдеятельный поступок Своей любви.
Вдревнем языческом мире, в античности, отношение к телам (в том числе и к теламумерших) было, мягко говоря, не слишком уважительным — скорее отрицательным ипренебрежительным. Идея о том, что плоть человека может быть святой, облагодатствованной,живительной не могла быть приемлема для античного языческого сознания, как иидея о возможном телесном воскресении человека. Так думали и в античнойязыческой философской традиции, полагая, что виновник греха в нашем естестве —это тело, и потому тело презирали и даже ненавидели. Скажем, Платон — великийдревнегреческий философ в своем диалоге «Федон» утверждает, что человеческаядуша заключена в теле, как в тюрьме. Тело — темница, куда человеческая душаотправлена в ссылку за то, что она отвлеклась от богопознания, отступила отподлинного духовного идеала бытия в своем прежнем небесном отечестве. Платонпишет: «душа туго–натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынужденарассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы черезрешетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве. Видит философия и всюгрозную силу этой тюрьмы: подчиняясь страстям, узник сам крепче любогоблюстителя караулит собственную темницу». Именно поэтому одной из важнейшихцелей истинного античного философа было поскорее умереть и освободиться отсостояния телесности. Нечто подобное, хотя конечно же далеко не в такой степени,мы можем наблюдать и в ветхозаветной религии. Там прикосновение к телу умершегобыло равносильно осквернению и требовало специальных очистительных действий, обрядов.
Напротив,для христианина тело может и должно оказаться верным помощником и в борьбе сгрехом, и в деле нашего освящения. Преподобный Паисий Величковский говорит:«Тело не только не враг нам, оно друг нам. Телом мы можем поститься, слезыпроливать, колена преклонять, милостыню творить; без тела, одной душой, мы неможем этого делать». О положительной роли тела в нашем освящении, на путяхнашего единения со Христом, пишут и другие Отцы Церкви. Вот чему учит святительФеофан Затворник: «Кто трезв, целомудр, воздержен, трудолюбив и готов навсякого рода дела, телом совершаемые во исполнение заповедей, тот прославляетБога в теле своем». Такое освящение, осуществляемое по Божественному дару длячеловека не только благодаря нашей душевной деятельности, но также и благодаряучастию в деле Спасения нашей телесной природы, принято именовать «обожением».По выражению апостола Петра нам необходимо сделаться причастникамиБожественного естества (2 Петр. 1, 4). Конечно же, мы не можем «превратиться» вБога, перестав быть людьми и сделавшись «новыми» Лицами Пресвятой Троицы, какбы «в придачу» к Отцу, Сыну и Святому Духу». Но в то же время мы безусловнодолжны приобщиться к благодати Божьей, и она может даровать нам те Божественныесвойства, качества, которыми Бог обладает по Своей природе. В Боге, Которыйявляет Себя как милость, любовь, благость, и мы — по дару благодати — должнысделаться любовью, милостью, благостью. Итак, с помощью Божией, мы способныобрести те качества и те свойства, которыми обладает Бог. Залогом такойвозможности для нас является то, что Сам Бог пришел в мир и стал человеком; СынБожий, Господь Иисус Христос воспринял нашу телесную природу и соединил ее вСебе со Своей природой Божественной. Сын Божий, Бог стал человеком, чтобычеловек стал богом. Как говорит святитель Афанасий Великий, «Божие Слово…вочеловечилось, чтобы мы обожились». Итак, человек может стать богом не сбольшой буквы, не по природе, а по благодати, по тем совершенствам, к которыммы призваны: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5, 48). Ивот это обожение, преображение благодатью, не окажется доступным для нас лишь вжизни будущего века, но отчасти достижимо для нас уже сегодня, сейчас, здесь наземле. Обожение не есть только конечная цель человека по его воскресении измертвых; оно — то состояние, к которому человек должен стремиться постоянно:через жизнь в Церкви, посредством церковных Таинств. Осуществляется оно еще прижизни и в святых — христианских подвижниках, в которых состояние обожениякасается не только их душ, но и их тел. Эта обоженность их телесностисохраняется в них и после их смерти — их тела и во гробе по-прежнему хранят всебе Божественную благодать, являются ее сокровищницей, источником, посредникамив деле передачи этой благодати от Бога к живущим на земле христианам. Об этомярко свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин. Он пишет: «а что святые сутьбоги, говорит (Священное) Писание: «Бог ста в сонме Богов» (Пс. 81, 1)… Ибосвятые и при жизни были исполнены Святого Духа, также и по их смерти благодатьСвятого Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, лежащих во гробах, и вих чертах… не по причине их (якобы божественной — П.М.) сущности, а вследствиеблагодати и божественного действия».
Этаблагодатная обоженность тел умерших святых умножится, раскроется, расцветет ещев большей, неизмеримо более высокой степени в будущем всеобщем воскресении измертвых, когда восставшие из гробов тела святых просияют предельнойослепительной благодатной славой. То, что совершается сегодня в их умершихтелах — как бы некий «залог», прообраз этой славы, грядущей осуществиться воВтором пришествии Христовом. Как пишет святитель Иоанн Златоуст (IV век), «еслиБог сообщил мертвым и превратившимся в прах телам такую (благодатную) силу, какоюне обладает никто из живых, то насколько в большей степени даст Он им, в деньвоздаяния (Страшного Суда — П.М.), жизнь лучшую и блаженнейшую прежней».
Новероятно самым главным, важнейшим аргументом в пользу действительнойблагодатности и животворности мощей христианских святых является, то, что присвоей жизни они были причастниками Тела и Крови Христовых, таинства Евхаристии.Тела Святых чудотворны и благодатны именно потому, что они при жизни вкушалиподлинно благодатное Тело — причащались Тела Христова. Именно в ТаинствахЦеркви мы подлинно становимся во Христе «членами тела Его, от плоти Его и откостей Его» (ср. Ефес. 5, 30). Особенно полно это осуществляется в Евхаристии, нои в каждом другом Таинстве мы — спасаемые — как бы заново творимся Христом идаже, по мысли блаженного Феодорита Кирского, творимся из Самого Христа:подобно тому как Ева была сотворена из ребра Адама. Блаженный Феодорит пишет:«как Ева создана из Адама, так мы — из Владыки Христа. С Ним погребаемся ивосстаем в Крещении, вкушаем Тело Его и пьем Кровь Его». Таков образпредельного единения с Господом, который оказывается достижим для нас именноблагодаря Таинствам Православной Церкви. В полноте это, конечно же, осуществляетсякак раз в христианских святых, которые становясь причастниками Святых ХристовыхТаин, как бы предельно «реализуют» в себе те благодатные дары и возможности, котороедает им такое Причащение. В чем же заключены эти дары? Ко всему прочему, еще ив том, что по мысли Святых Отцов, не Евхаристия становится нами, перерабатываясьв «клеточки» нашего физического организма, а мы становимся ею. Не Тело Христовопосле Причастия становится нашим телом, а наши тела прелагаются в ТелоХристово. Так, святой Николай Кавасила пишет: «В Причащении Господь всецелоизменяет получившего Таинство и преобразует в Собственное свойство; и персть(то есть наше тело — П. М.), приняв царский вид, бывает уже не перстью, ноТелом Царя, блаженнее чего нельзя и измыслить. Поэтому Евхаристия и последнее(в смысле — самое совершенное — П. М.) Таинство, так что нельзя простиратьсядалее, нельзя и приложить большего. После Евхаристии нет уже ничего такого, кчему нам надо еще стремиться».
Этотобраз нашего преложения в Евхаристию Святые Отцы пытаются проиллюстрироватьразличными житейскими, даже «бытовыми», примерами. Конечно же, примеры этинесовершенны и лишь в малой степени отражают то, что происходит с нами вТаинстве Причащения, — но все равно и они помогают нам хоть немного понять ипостичь ту благодатную перемену, что совершается с нами за Литургией. Тот жесвятой Николай Кавасила пишет: «Церковь указуется (Евхаристическими) Тайнами…Для Церкви они — истинная пища и питие; и причащаясь их, она не превращает их вчеловеческое тело, как какую-нибудь другую пищу, но сама превращается в них.Так железо, сообщившись с огнем, само становится огнем, а не огонь делаетжелезом». Мы понимаем: если железо раскалить в огне, оно само становитсяогневидным — оно обжигает, как огонь; оно приобретает красноватый оттенокпламени; раскалившись, оно делается жидким, текучим и в этом также уподобляетсянеустойчивым, колеблющимся, пляшущим огненным языкам. Железо не уподобляет себеогненную стихию, а само приобретает свойства огня. Подобное же совершает с намив Евхаристии и огонь обоженного, прославленного Тела Христова, претворяя нашуплоть — перстную, в чем-то подобную грубому и тяжеловесному железу — вСобственное благодатное огненное достоинство. И тогда все мы — благодаряЕвхаристии — сами делаемся огневидными, пожигая обитающий в нас грех. Наши тела,оставаясь по-прежнему и после Причастия, сами собой — тварными, материальными —в то же время неким таинственным, загадочным образом становятся и ТеломХристовым — нетленным, прославленным, животворным. Именно поэтому мощи — телапрославленных Церковью христианских святых, бывших при жизни участникамиТаинства Евхаристии, и сумевших своим подвигом, своей устремленностью коСпасению, его плоды в себе предельно полно реализовать — и по смертипо-прежнему хранят в себе след и плод животворящей и святой Христовойтелесности, телесности, которая уже однажды победила смерть — в воскресенииГоспода из мертвых — и теперь также отчасти преодолевает эту мертвенность: вусопших, но в то же время наделенных чудесной благодатной силой телах святыххристиан.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru