Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского)
Жертвы хищников в пьесах Александра Николаевича
Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. К первым
относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы “Волки и овцы”. Драматург не
проявляет к ним никакой симпатии. Они привыкли к паразитическому образу жизни,
их моральная гибель предрешена.
Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает
против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с
протестующим образом Катерины из пьесы “Гроза” Островский создал целую галерею
персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую
очередь Лариса Огудалова из драмы “Бесприданница”. Она богато одаренная натура,
талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает безвыходность своего
положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за “широту души”,
Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что “Сергей Сергеевич…
Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще
молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со
мной”. Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не
вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у
нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать “героем ее
романа”.
Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше
жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она
воспринимает как избавление от этой страшной жизни.
Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и
нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов этого
мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих
античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу
против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из “Доходного места”,
учитель Иванов из “В чужом пиру похмелье”.
Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество
и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: “Как я буду молчать, когда на каждом
шагу вижу мерзости?” Он не хочет жить среди всей этой “грязи”, процветающей в
чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. “Мы с вами начнем жить честно,
по-новому…— говорит он своей невесте,— вы еще не знаете высокого блаженства
жить своим трудом”. Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу
герой,— его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь
сломила Жадова, он вынужден признаться: “Я не герой, я обыкновенный, слабый
человек”. Мелузов из пьесы “Таланты и поклонники” — человек новой формации,
интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет
приносить пользу обществу: “Я свое дело буду делать до конца. А если я
перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно
погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет,
спасибо скажу”.
Островский считал театр действенным средством борьбы
за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми
большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и
лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы “Лес”, Наров из “Талантов и
поклонников”, Кручинина и Незнамов из “Без вины виноватых”.
Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их,
торжеству правды он посвятил свою жизнь.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/