Роль любовной интриги в произведениях И. С. Тургенева

Роль
любовной интриги в произведениях И. С. Тургенева

Любовная
интрига составляет основу большинства произведений в русской классической
литературе. Истории любви героев привлекали многих писателей. Особое значение
они имели в творчестве Тургенева.

Шесть романов
писателя и повесть “Вешние воды” по типу любовной интриги можно разделить на
две группы. К первой относятся романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”,
“Новь”, “Отцы и дети”; ко второй — “Дым” и “Вешние воды”.

В романах,
относящихся к первой группе, Тургенева интересовали не столько личные отношения
героев, сколько их общественные взгляды. Этой теме и подчиняется любовная
интрига. Она основана на системе “треугольников”, обеспечивающих ситуацию
выбора: Рудин — Наталья — Волынцев, Лаврецкий — Лиза — Паншин, Инсаров — Елена
— Берсенев, Шубин, Курнатовский, Нежданов — Марианна — Калломийцев (Соломин). В
ходе развития любовной интриги проверяется состоятельность или несостоятельность
героя, его право на счастье. Центром “треугольника” является женщина
(тургеневская девушка). В образах главных героинь представлены три
последовательные ступени вовлечения русской женщины 50 — 70-х годов в
общественную жизнь: Наталья и Лиза, еще только стремящиеся к общественной
деятельности, Елена, уже нашедшая себе полезное дело, но пока что на чужбине, и
Марианна, участница русского революционного движения, окончательно определившая
цель своей жизни.

Наталья
воспитывалась матерью и немного получила от ее салонных бесед, французских
романов и гувернанток. Елена “сперва обожала отца, потом страстно привязалась к
матери и охладела к обоим”. Марианна же вообще росла не с родителями. Наталья
“с первого взгляда могла не понравиться”. Тургенев не наделяет ее (как и
впоследствии Елену и Марианну) физической красотой. Марианна казалось “почти
дурнушкой”, Елена и Марианна готовы были “голову сложить” за всех притесненных,
бедных и жалких. Знакомство с теми, кто являлись главными героями романов, становилось
для девушек окном в незнакомый мир (для Натальи и Елены) или возможностью найти
свои идеалы (для Лизы и Марианны). И Рудин, и Лаврецкий, и Инсаров, и Нежданов
являлись, по сути, их наставниками.

Наталья в речах
Рудина находила ответы на мучившие ее вопросы. Для нее он был подвижником, за
которым девушка готова безоглядно идти на любые жертвы. Наталья еще не
стремится к “полезной деятельности”, однако ищет достойного, сильного человека,
поступки которого не расходились бы с его убеждениями. Разочарование возвращает
ее в привычную среду, о чем свидетельствует брак с Волынцевым.

Юную Калитину с
самого детства покоряла самоотверженность отшельников, их готовность пострадать
за чужие грехи, Лаврецкий рассуждает о том, что они с Лизой пошли бы к
“прекрасной цели” — “пахать землю”. Он понял, что “любят и не любят они одно и
то же”. Невозможность счастья не дает Лизе, в отличие от Натальи, вернуться в
свою среду. Она порывает с прошлым, уходя в монастырь.

“Восторженная
республиканка” (так называет Елену отец), сознательно ищет себе опору в жизни,
она сравнивает, сопоставляет людей, присматриваясь к Шубину, Берсеневу, и
останавливает выбор на Инсарове, так как он вполне отвечает ее представлению о
том, каким должен быть муж, товарищ в совместном большом общественном деле. Так
же, как и Лиза, Инсаров и Елена не могут избавиться от ощущения
непростительности своего счастья. Гибель Инсарова, несмотря на то, что он более
цельная и деятельная натура, чем Рудин и Лаврецкий, “уравнивает” положение
Елены и двух первых героинь. Она, как и Лиза, не возвращается в свою среду, но
ее цель — не монастырь, а борьба, хотя будущее окутано неизвестностью.

Марианну никто
не вел за собою, никто на нее не влиял. Горькие обстоятельства ее семейной
жизни, унизительное положение в доме Сипягиных открыли ей глаза на положение
всех униженных и обездоленных, и она ухватилась за Нежданова как
единомышленника, честного человека, уже принимающего участие в борьбе. Впрочем,
еще более говорило в его пользу то, что девушка почувствовала в нем одного из
тех несчастных, кому необходимо помочь: “Мы оба одинаково несчастливы; вот что
нас связывает”. Поэтому сколько бы слабости он ни выказывал, героиня готова
была преданно служить ему. И все-таки для деятельности ей требовалась гораздо
более стойкая опора, а не тот, кто говорит: “Марианна, я обязан сказать тебе,
что я не верю больше в то дело, которое нас соединило”. Нежданов признается,
что в их сближении личное чувство играло второстепенную роль, соединились же
они во имя дела. Марианна, столкнувшись с несостоятельностью своего избранника,
связывает судьбу с Соломиным. В отличие от трех других героинь, она нашла
выход, позволяющий обрести “новую, осознанно счастливую жизнь”.

Любовная
интрига в этом романе наиболее социальна и рациональна. Во время первого
признания в любви, замечает автор, “они даже не поцеловались — это было бы
пошло и почему-то жутко”.

Итак, в романах
“Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне” и “Новь” героини влюбляются скорее в
идеи, чем в их носителей.

Наибольшей
функциональности любовная интрига достигает в романе “Отцы и дети”, когда
испытываются нигилистические идеалы Аркадия и Базарова. В отличие от других
романов первой группы, здесь не одна, а две любовные истории. Кроме того, их
завязка происходит только в середине романа.

История Аркадия
— очень типична для дворянской молодежи 60-х годов, временно попавшей под
влияние революционно-демократической идеологии. Поверхностное увлечение
Кирсанова нигилизмом Тургенев разоблачает в сценах, происходящих в усадьбе
Одинцовой. Катя заявляет Аркадию, что она его “переделает”. Действительно,
проходит несколько месяцев и при содействии Кати у Аркадия от нигилизма ничего
не остается: “Я уже не тот заносчивый мальчик, каким сюда приехал… До сих пор
я не понимал себя, я задавал себя задачи, которые мне не по силам… Глаза мои
недавно раскрылись благодаря одному чувству…” Желая показать
нежизнеспособность взглядов Базарова, Тургенев во второй части романа
“переносит” своего героя в новую обстановку, в новые условия, где ему
приходится действовать в полном противоречии со своими убеждениями.
Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров охвачен страстью к
женщине, чуждой ему и по общественному положению и по характеру, причем охвачен
настолько, что начинает сам злиться на себя.

Идейно-художественный
замысел произведений “Дым” и “Вешние воды” определил своеобразие положенных в
их основу конфликтов и взаимоотношений героев. Если в предыдущих романах
центром “любовного треугольника” являлась женщина, то в этих произведениях —
мужчина (Ирина — Литвинов — Татьяна, госпожа Полозова — Санин — Джемма).
Главным для писателя становится исследование иррациональной природы чувства.

В произведениях
не сказано ни слова относительно того, каковы были общественные взгляды
Литвинова и Санина и тем более общественная деятельность. Тургенев даже
подчеркивает аполитизм героев. Так, в “Вешних водах” он прямо говорит об
отсутствии у Санина общественных интересов: “Тревожные чувства, обуревавшие
лучшей частью тогдашней молодежи, были ему мало известны”.

Конфликт, на
котором строятся эти произведения, — противопоставление слабого духом героя
(Литвинова и Санина) и сильной, властной героини (Ирины и г-жи Полозовой).
Перед Литвиновым и Саниным стоит проблема выбора: или напряжение, или Таня и
Джемма, которые несут своей любовью спокойствие, уверенность, умиротворение.

У Ирины
огненная, ненасытная душа. С юных лет ею движут сильные чувства, и хорошие и
дурные. Встреча с Литвиновым в Баден-Бадене воскресила в ней единственно
настоящую любовь. Но прошедшие годы наложили неизгладимый отпечаток. В душевном
холоде остывает и ее собственное, вначале как будто пылкое, чувстве”. Герой
романа Литвинов не столь цельный и самобытный, как Рудин, Базаров, Инсаров; это
не деятельная, а страдающая фигура. “Ангел-хранитель” Татьяна спасает жалкую
жертву “роковых страстей”.

Тема
“чада”переходит и в повесть “Вешние воды”, где Тургенев показывает пошлость,
которая засасывает. Санин — человек благородный, пылкий, отважный, готовый
жертвовать собой, если речь идет о деле чести. Но все это оказывается зыбким.
Достаточно ему попасть в чадную атмосферу, как слепая, нелепая страсть стирает
все — и истинную любовь и благородство: “Ему следовало отдохнуть от этого чада,
который забрался ему в голову, в душу — этого негаданного, непрошенного
сближения с женщиной, столь чуждой ему”. Утрата Джеммы привела Санина к горькой
утрате радостного сознания осмысленного бытия.

Философия
чувств у Тургенева противопоставляет иллюзорную любовь-страсть истинному
чувству. Композиция этих произведений ведет к решительному утверждению величия
подлинной любви, к пониманию того, что настоящее чувство вечно.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/