Философия религии Г. Гегеля

Яблоков И.Н., д-р филос. наук
Немецкийфилософ Г. Гегель исследовал проблемы философии религии во многих своихпроизведениях: “Феноменология духа”, “Энциклопедия философских наук”, “Философияистории” и др. В то же время он счел необходимым “присовокупить” рассмотрениерелигии в качестве отдельной части к философскому знанию вообще. Такое“присовокупление” содержится в его “Лекциях по философии религии”. Чтобы понятьгегелевскую трактовку религии, необходимо иметь в виду главные принципы его“философии в целом”.
Субстанциювсего сущего, по Гегелю, составляет мышление, преодолевшее односторонностьсубъективного и объективного. Оно есть субстанция не только внешних вещей, но ивсего духовного. От этого понимания мышления в его “объективном значении”Гегель отличал мышление “в субъективном смысле” — мышление человека. Мышление в“объективном значении”, “объективная мысль” представляют собой “разум” в мире,который есть его внутренняя сущность, внутренняя природа. Мысль в своейзавершенной всеобщности предстает как абсолютное или абсолютная идея. Такоевоззрение Гегель именовал абсолютным идеализмом. Гегель разделяет философскуюнауку на три части: логику—рассматривающую идею в себе и для себя; философиюприроды — исследующую идею в ее инобытии; философию духа — анализирующую идею,которая возвращается в самое себя из своего инобытия. Религию Гегельрассматривал в третьем разделе.
Философиядуха исследует субъективный, объективный и абсолютный дух: субъективный дух —это духовные образования индивида; объективный — представляет собойобщественную жизнь в человеческой истории; абсолютный — делает себя своимпредметом и выражает для себя свою сущность. Субъективный и объективный духобнаруживаются в человеческих индивидах, обществах, народах, поэтому конечны иограничены. Абсолютный дух свободен и бесконечен. Формами абсолютного духаявляются искусство, религия, философия. Искусство — это конкретное созерцание ипредставление в себе абсолютного духа как идеала, “форма красоты”, порожденнаясубъективным духом, в которой природная непосредственность есть только знакидеи. Данная форма абсолютного духа является предметом философии искусства(эстетики). Религия суть форма абсолютного духа, в которой он выступает какблагоговейно.представляющий себя, она осмысливается в философии религии.Наконец, философия представляет собой дух, мыслящий свою сущность в понятиях ипознающий ее, она есть синтез и раскрытие истин, содержащихся в искусстве ирелигии.
Философия,по мнению Гегеля, делая предметом рассмотрения религию, не находится враздвоении с последней, у них общее содержание, потребности и интересы. Предметфилософии, как и религии, есть вечная истина в ее объективности, Бог иобъяснение Бога. Философия тождественна с религией, различие заключается в том,что философия пользуется собственным методом, отличным от религиозного. Поясняярелигию, философия поясняет самое себя, а поясняя себя, поясняет религию.Философия рассматривает абсолютное, во-первых, как логическую идею, как онаесть в мысли, а во-вторых, показывает абсолютное в его деятельности, в еговоплощениях. Соответственно Гегель так формулировал задачи философии религии:познание логической необходимости, в процессе прогрессивно развивающихся определенийтого существа, которое познается как абсолютное; “познание немирского”;познание мирского самосознания, раскрытие тово, что является в человеке еговысшим назначением.
Философконструировал и развивал понятие религии по модели “истинной религии” — христианства: постижение религии включает познание Бога, анализ религиозногоотношения, исследование культа.
Гегельдавал свою интерпретацию христианской идеи Бога: Бог — это абсолютная идея,дух, рассматриваемые как единство понятия и реальности. Бог представляет собойабсолютно истинное, из которого все исходит и к которому все возвращается, откоторого все зависит и вне которого ничто не имеет подлинной самостоятельности.Он есть в себе и для себя всеобщее, всеохватывающее, всесодержащее и придающее всемуустойчивость. Бог как всеобщее есть единый и не противопоставлен многим богам:он есть единое и единственное, Бог. Единое и единственное предстает далее кактриединое: Бог делает себя предметом для себя, но в этом саморазличении оностается тождественным самому себе.
Раскрывпонятие Бога и, тем самым, сделав шаг в определении религии, Гегель переходилко второму моменту этого определения — анализу религиозного отношения. Религиякак таковая начинается с появлением конечного духа, субъективного человеческогосознания. Тогда уже Бог как дух существует для духа, Бог становится предметомсознания: “это отношение духа к духу лежит в основе религии”. Религияпредставляет собой “… отношение духа к духу, знание духа о духе в его истине”.
Воснове религии, полагал философ, лежит существенное отношение конечного ибесконечного. Религия есть последняя и наивысшая сфера человеческого сознания,будь то мнение, воля, представление, знание или познание: она есть абсолютныйрезультат, область, в которую человек вступает как в область абсолютной истины.Но необходимо, чтобы сознание, вступая в эту сферу, предварительно ужевозвысилось над конечным как таковым — существованием, условиями, целями,интересами, мыслями, отношениями всех видов: прежде чем вступить в сферу религии,нужно покончить со всем этим.
Врелигии дух существует для духа, вместе с абсолютным присутствует исубъективный дух, сознание; в ней конечный дух относится к божественному.Религиозное сознание представляет собой уход от непосредственного, конечного,переход к интеллектуальной сфере, поглощение преходящего абсолютной,субстанциальной сущностью. Гегель писал; “Религия есть сознание в себе и длясебя истинного в противоположность чувственной, конечной истине и конечномувосприятию. Тем самым она есть возвышение, рефлексия, переход отнепосредственного, чувственного, единичного… следовательно, выход и уход кдругому (но не к некоему третьему и т.д., ибо в этом случае другое тоже было быконечным, а не другим); тем самым это — переход ко второму, но такой, что этотуход и создание второго сами себя снимают, и это второе есть первое истиннонепосредственное и неположенное. В этом переходе религиозная точка зренияявляет себя как точка зрения истины, в которой содержится все богатство мираприроды и духа”. Универсум божествен, а божественная идея есть абсолютныйсубъект — истина универсума природы и духа.
Хотярелигия начинается только с появлением конечного духа субъективного сознания,считал Гегель, она не является продуктом последнего. Она есть порождениеБожественного духа, а не человеческое открытие — результат Божественноговоздействия на человека и деятельность Бога в человеке. Позитивная религия(христианство) дана в Откровении внешним для индивида образом, религиозная вераопосредована Откровением. Но вера в то же время является внутренней: знание оБоге непосредственно, хотя он дано в Откровении. Дух свидетельствует о духе, иэто свидетельство есть собственная внутренняя природа духа. Поэтому религия неявляется механическим привнесением, воздействием извне, он находится в самомчеловеке, его разуме, его свободе.
ДалееГегель анализировал формы религиозного сознания, истолковывая их как формырелигиозного отношения, проявляющиеся в области конечного духа. Философ выделялсубъективную и объективную стороны этих форм: субъективную сторон образуетсознание Бога, вера и уверенность в его бытии; объективную составляетсодержание, которое выступает в формах созерцания, представления, мышления.Первой и наиболее простой формой субъективного обоснования веры Гегель считалчувство в нем непосредственно дан предмет, и, значит, оно свидетельствует, чтов бытии моего “Я” содержится и бытие предмета, “чувство чувствует”. Религиозноечувство считают основой веры и знания Бога, и тем самым чувство обретаетзначение основания. Постольку религиозное чувство не только субъективно, емусвойственен переход к рефлексии. Гегель интеллектуализировал религиозноечувство (как и иные формы сознания).
Созерцание— другая форма религиозного отношения (сознания) — отлично от чувства тем, чтов созерцании истина выступает в своей объективности, однако остается вчувственной непосредственной самостоятельности, В созерцании предмет исамосознание распались, но субъект нуждается в чувственно созерцаемом предмете.
Представление— более высокая ступень религиозного отношения (сознания). В религии,возведенной в форму представления, Содержание постигается уже ненепосредственно в чувственном созерцании в форме образов, а опосредованно,путём абстракции; чувственное, образное возводится до всеобщего.
Следующаяступень религиозного отношения (сознания) постижение истины в форме мышления, впонятиях, посредством рассудка и разума. Рассудок мыслит по принципуабстрактного “или — или”, полагает, что противоречивые определения не могутпринадлежать единому. Например, он полагает, что всеблагость Бога противоречитего справедливости, что представление о триединстве содержит внутреннеепротиворечие. Разум в отличие от рассудка имеет две стороны; диалектическую,или отрицательно-разумную, и спекулятивную, или положительно-разумную. Вдиалектике конечные определения снимаются и переходят в свою противоположность,спекуляция постигает единство определений в их противоположности, в ихразрешении и переходе. В спекулятивном разуме Гегель усматривал единственнуюпочву, где религия может быть “у себя”.
Философподчеркивал, что все предыдущее “движение” представляло собой конкретноенаполнение понятия религии, создание понятия, посредством самого себя. Этопонятие есть самосознание абсолютного духа. И Гегель следующим образомформулирует спекулятивное понятие религии: “… Религия есть соотношение духа сабсолютным духом… Это — не только отношение духа к абсолютному духу, но самабсолютный дух есть относящееся к тому, что мы положили по другую сторону в качестверазличенного; поэтому в более высоком понимании религия есть идея духа,относящегося к самому себе, самосознание абсолютного духа. Сюда относится и егосознание, которое раньше было определено как отношение. Сознание как таковоеесть конечное сознание, знание о другом, чем то, что есть “я”. Религия такжеесть сознание и тем самым содержит в себе конечное сознание, но снятое вкачестве конечного, ибо то другое, о котором знает абсолютный дух, есть он сам,и, лишь зная себя, он есть абсолютный дух. Конечность сознания выступает тогда,когда дух различает себя в себе самом, однако ато конечное сознание есть моментсамого духа, он сам есть различение себя, определение себя, т. е. полаганиесебя как конечного сознания. Однако тем самым он есть только как опосредованныйсознанием или конечным духом: следовательно, он должен положить себя какконечное для того, чтобы; будучи положенным в качестве конечного, стать знаниемо самом себе. Итак, религия есть знание божественного духа о себе черезопосредование конечного духа. В наивысшей идее религия тем самым не есть делочеловека, а есть в своей сущности высшее определение самой абсолютной идеи”.
Гегельреабилитировал рациональные “метафизические” доказательства бытия Бога, в своевремя подвергнутые критике И. Кантом, — онтологическое, космологическое,телеологическое. Гегелю особенно импонировал онтологическийаргумент,в котором из понятия Бога следует его бытие. При иных доказательствах исходятиз конечного бытия и из него заключают к бесконечному, истинному бытию,выступающему в форме необходимости, абсолютной силы, которая одновременно естьмудрость имеющая цели в себе самой. В онтологическом аргументе, напротив,исходят из понятия и переходят к бытию.
Анализпонятия религии Гегель завершал рассмотрением культа: деятельность,практическая сторона представляет собой культ. “… Культ составляетпрактическое отношение, поскольку нем заключена противоположность субъекта егопредмету и поскольку он снимает раздвоение субъекта и объекта…”. В культрассуждал философ, я стою по одну сторону, Бог — по другую, главное в том,чтобы я был в Боге, а Бог во мне, т. е. было создано конкретное единство. Вкульте через веру реализуется абсолютная божественная связь.
Историюрелигии Гегель осмысливал как единый процесс. Естественная религия представляетсобой единство духовного природного. Вначале “момент религии и моментвозвышения” выступает в виде колдовства. “Первое колдовство” имеет делопредметами природы, над которыми человек может осуществлять непосредственнуювласть. “Второе колдовство” — это отношение к “самостоятельным” предметам, т.е. силам, — Солнцу, Луне, небу, морю. Развитие колдовства ведет к появлениюкульта животных и фетишизму.
Далеепроисходит возвышение духа над природным, вначале непоследовательно.Исторически это происходит в трех восточных религиях субстанции, которым присущпантеизм: в китайской (религии меры), индуистской (религии фантазии), а такжеламаизме или буддизме (религии в-самом-себе-бытия). Далее Гегель выделялрелигии перехода к ступени свободной субъективности. К их числу он относилперсидскую — религию добра или света, сирийскую — страдания, египетскую —загадки. Поскольку и в них дух еще не подчинил себе природное полностью, онивместе с предшествующими составляют в целом сферу естественной религии.
Навторой ступени определенной религии последовательно проводится возвышение духанад природным, здесь представлена религия духовной индивидуальности илисвободной субъективности. К религии духовной индивидуальности Гегель относилиудейскую — религию возвышенного, греческую — красоты, римскую —целесообразности или рассудка.
Отрелигии целесообразности философ переходил к совершенной религии; таковойявляется христианство — абсолютная религия, “открывшая себя религия”, “религиядуха”, “позитивная религия Откровения”. Понятие Бога составляет ее содержание;данное понятие есть понятие абсолютной идеи. В этой религии открылось, чтотакое Бог, он больше не является чем-то потусторонним и неизвестным, ибовозвестил людям, что он есть, и не просто во внешней истории, а в сознании. Вхристианстве неразрывны всеобщее и отдельный дух — бесконечный и конечный.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.religiovedenie.ru