Учение о втором пришествии

1. Сроки и способы исчисления Ч. Расселом даты второгопришествия
   Основоположник иеговизма Чарльз Рассел учил,что Второе Пришествие Христово свершилось в 1874 г. В своей книге «Деньмести» он писал: «Время присутствия нашего Господа с 1874 по
   1914 г. есть время жатвы… после чего наступитпадение современных государственных и социальных институтов как приготовление кновому царству… Земная часть царства Божьего (т.е. 1000-летнего. — И.Е.)начнется с 1914 г. и будет представлять собой, главным образом, Воскресениесвятых Ветхого Завета — от Иоанна Крестителя до Авеля. Авраам, Исаак и всесвятые пророки… они удостоены быть „земными министрами“ [109].
   Ссылки на Второе Пришествие Спасителя в 1874 г.весьма многочисленны и встречаются во всех изданиях Общества до 1927 г.;например, в 7-м томе Рассела насчитывается девять прямых ссылок на эту дату.
   В 1927 г. дата 1874 г. была заменена на 1914 г.,которая появилась в книге „От потерянного до возвращенного рая“,написанной Д.Рутерфортом.
   В настоящее время свидетели Иеговы не упоминают опророчествах 1874 г. И вообще о шумной истории развития иеговизма и становленияего догматики правящая корпорация Бруклинского центра сегодня благоразумнопредпочитает не распространяться. Нет ныне среди памятных дат, отмечаемыхсвидетелями Иеговы, ни 1874 г., ни 1878 г., о котором будет сказано ниже.
   Восприемник Ч.Рассела — Д.Рутерфорт в своем труде»Творение” писал, что его предшественник в целом верно указывал на1874 г. как дату присутствия Христа среди нас [110 ], но в дальнейшемсерьезные изменения претерпел и этот тезис. Иеговисты объясняют это тем, чтоистины Божественного откровения находятся в непрерывном становлении, что небыло открыто Ч.Расселу, позднее было дано в откровениях его последователям.
   Год 1914 Рассел воспринял как начало заката«мировой системы зла» и наступления тысячелетнего Царства. Врезультате меняется сама терминология. Так, если пришествие Христовосовершилось невидимым для человечества образом, то это событие следует называтьуже присутствием Христовым. Возникает вопрос, а что, разве до 1874 г. или 1914г. Спаситель не присутствовал Своим благодатным промыслом на земле?
   Свидетели Иеговы утверждают, что в 1914 г.сбылись слова пророчества Священного Писания: «Седи одесную Меня, доколеположу врагов Своих к подножию ног Твоих», то есть 1 октября 1914 г. ОтецНебесный поместил Сына Своего по правую руку [111]. До этого Христоснаходился по правую руку Отца, не восседая на троне. Что могли дать этиперемещения дат и цифр для ищущих духовного спасения — так и осталось загадкойиеговизма.
    Дату Второго Пришествия — 1874 г. Рассел получилпосредством прибавления 1335 дней (дни были переведены в годы), указанных вкниге пророка Даниила (12, 12), к 539 г. Христовой эры — времени паденияостготской династии в Европе. В тот год у власти находилось десять царей,причем три из них пали. В этом факте иеговисты усматривали исполнениепророчеств книги Откровений Иоанна Богослова, где действительно говорится одесяти царях и падении трех из них (Откр. 17,12). Но какое это имеет отношениек 539 г.? В данном случае, как, впрочем, и в остальных, свидетели Иеговыпускаются в произвольные манипуляции с цифрами, взятыми из пророческой книги, иконкретной исторической датой. При таком «толковании» пророчества,если поискать, то в каждом столетии в том или ином регионе планеты нетруднонайти их «исполнение». Толковать события 539 г. по РождествуХристову, когда действительно пали три царства из десяти, можно лишь как фактдуховной мистики — не более. Шестой век вообще был отмечен многими войнами иперемещениями народов, но к исполнению пророчеств Священного Писания ониотношения не имеют.
   Итак, 1874 г. получен путем сложения чисел 539 и1335, что дало в сумме 1874. Отметим, что эта дата была получена не безкосвенного влияния адвентизма, учившего, что Антихрист в лице римских папполучил полное господство над землей в 539 г. Остается вопрос о возникновениидругой даты — 1914 г. — времени «конца света» на Земле.
   Ч.Рассел рассматривал 1914 г. как началотысячелетнего царства Христова, незадолго до которого произойдет священнаявойна Армагеддон и Воскресение мертвых. При этом он исходил из того, чтоиудейский век закончился в 70 г. эры Христовой. В тридцатом году Спасительвышел на Свое общественное служение, а спустя 40 лет столица иудейскогогосударства была захвачена и разрушена римлянами. С этого времени иудейскоецарство, распявшее Христа, окончательно утратило статус самостоятельного бытия.Нечто подобное, согласно суждению Ч.Рассела, должно было произойти и во времяВторого Пришествия (1874+40=1914), спустя сорок лет после которого ожидалось падениегосударственности и всех социально-политических институтов на Земле.
   По этому поводу стоит заметить, что в упомянутом7-м томе Рассела, в частности, пишется, что в «1918 г. Бог начнетуничтожать церкви и членов церквей миллионами — этой участи избежит тот, ктоприбегнет к трудам Рассела, дабы постичь значение падения христианства».При жизни ничего подобного Ч.Рассел, конечно же, писать не мог, ибо глубоковерил, что Армагеддон наступит в 1914 г. В 1920 г. 7-й том был переиздан сподстрочным примечанием, касающимся даты 1918 г., где говорилось:«Исполнение этого пророчества начнется в России в 1918 г.» [112].
   Манипуляции и подтасовки иеговистов не обошли итакую трагическую дату для России, как события 1917 г. Массовые уничтожения какверующих, так и неверующих за пределы России не распространялись и никак небыли предсказаны Ч.Расселом
2. Арифметика второго пришествия у современныхиеговистов
   После провала этого пророчества последователиРассела сформулировали новое учение, согласно которому на небесах в течениесорока лет велась борьба с сатаной, после чего он был низринут на землю.
   Оправдывая неудачи своих пророчеств, иеговистыотмечали, что Рассел, предсказывая грядущее в 1914 г., имел в виду толькоокончание «времени язычников», а отнюдь не священную войнуАрмагеддон, с окончанием которой должно было наступить тысячелетнее царство.Однако повторимся: окончание «времен язычников» Рассел трактовал какисчезновение зла на земле и воцарение блаженного бытия тысячелетнего царства.Нынешние иеговисты тоже учат, что в 1914 г. окончились «времена язычников»,но наполняют этот термин другим содержанием. Языческие времена завершилисьпотому, что совершилось Второе Пришествие и на земле установилосьтеократическое царство Иеговы. Существует и другой способ вычисления 1914 г.,описанный Ч.Расселом в книге «Время приблизилось». Он довольно-такипрост: к 607 г. до Р.Х. прибавляют 2520 лет и получают 1913 г. (с 1 октября1914 г.).
   Говоря о 1914 г., иеговисты утверждают, что насей счет содержится указание в Священном Писании. Известно из Библейскойистории, что в 607 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор осадил Иудею ипленил последнего еврейского царя Седекию. С той поры, говорят они, — прекратило свое существование теократическое царство, с его культом поклоненияИегове. Прибавив к 607 г. до н.э. 2520 лет, иеговисты получили дату 1914 г. (вдействительности получается — 1913 г.) — время Второго Пришествия Христова.Именно в этом году и было, по их мнению, вновь воздвигнуто Богом теократическоеЦарство. На этой арифметике зиждется главное догматическое положение о началеземного царства Иеговы.
   История появления цифры 2520 лет, о которой неупоминается в Священном Писании, такова. Из книги Откровения Иоанна Богослова,пишут иеговисты, из 12-й главы 6-го и 14-го стихов мы узнаем, что 1260 днейравны «времени», «двум временам» и еще«полувремени», что в целом равно 3,5 времени. Отсюда делается вывод,что одно время составляет 360 дней. Затем 360 дней переводят в годы и, получив360 лет, умножают их на цифру семь (360х7=2520 лет). Цифра семь (семь времен)заимствована из книги пророка Даниила (4, 20).
   Будучи в вавилонском плену, пророк Даниил имелоткровение, по которому до восстановления царской власти должно пройти семьвремен. Если приравнять день к году, то, согласно «библейскомуправилу» иеговистов, «семь времен» равны 2520 годам  [113].Одно «забывают» они, что пророчество Даниила касалось исключительноцаря Навуходоносора, которому определено было Господом находиться в болезни«семь времен». Понятно, что быть в болезни 2520 лет Навуходоносор немог.
   Известно, что царь Навуходоносор пребывал втечение четырех лет своего царствования в состоянии глубокого психическогорасстройства, о чем свидетельствует запись самого Навуходоносора и второго егопреемника — Нериглиссора, в которой он назвал себя сыном Билусумискуна, царявавилонского. В вавилонских летописях отсутствует имя последнего царя. На этомосновании делается предположение, что Билусумискун был не царем, а регентом навремя болезни Навуходоносора, который после болезни писал: «В течениечетырех лет мое сердце не радовалось трону моего царствования: я непредпринимал никаких построек, не пел хвалебных гимнов Меродоха, не приносилему жертв, не очищал каналов» [114]. Следовательно, четыре года равнысеми временам. На этом основании отцы Церкви Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин семьвремен принимают за 3,5 года, используя при этом известное выражение книгиОткровения, где «время», «времена», «полувремя» всовокупности определяются как 1260 дней (Откр. 11, 3), где «одновремя» равно 360 дням, «два времени» — 720 дням и«полувремя» составляет 180 дней. К тому же заключению приходит изнаток еврейского языка — блаженный Феодорит. Как видим, пророчество Даниила оцаре Навуходоносоре не имеет никакого отношения ко Второму ПришествиюСпасителя.
   Иеговисты вообще весьма вольно обращаются сдатами — таков их «научный стиль». В одних случаях библейские цифрыпереводят в годы, в других оставляют за ними их собственное значение, как тобыло при определении времени и срока заключения в тюрьму в 1918 г. несколькихих лидеров за антивоенную пропаганду, а также при подгонке под библейскоепророчество времени проведения конгрессов 1922, 1925 и 1931 гг. По своемуусмотрению иеговисты применяют в расчетах принцип «год за день».Библия, однако же, ясно свидетельствует: где этот принцип действует, тамГосподь Сам указывает на это (Числ. 14, 34; Иез. 4, 6). В остальных случаяхбиблейские цифры несут свое собственное значение.
   Пророк Иона был в чреве китовом три дня, и этотфакт личной жизни Ионы явился прообразом пребывания Спасителя во гробе. Но некощунство ли было бы и здесь следовать принципу «год за день»…Точно так же и «семь времен» болезни царя Навуходоносора нет никакогооснования возводить в годы. И почему, скажем, свое тысячелетнее царство«свидетели» понимают именно как тысячу лет? Отчего бы и в этом случаекаждый день тысячелетия не перевести в годы и получить 360 тысяч лет блаженства?Двойная арифметика иеговистов, например, делает невозможным исполнениепредсказания пророка Исаии о городе Тире и многие другие. Отчего«семидесяти седьмицам» пророка Даниила (Дан. 9, 24-27) иеговистыпридают буквальный смысл (пророчество о семидесяти семилетних периодах).Вероятно потому, что получится вовсе полная нелепица, если принимать «годза день», поскольку счет достигнет 176400 лет. Разумно предположить, чтоесли бы правило полагать везде год за день было истинным для всех пророчеств,даже там, где нет указания на соответствие дней и лет, имеющихся в книге Чисел(14, 34) и книге пророка Иезекииля (4, 6), то оно было бы применено везде. Ноесли сами сектанты при чтении и толковании пророческих книг не везде могутследовать этому правилу, значит оно не более чем плод человеческого суемудрия.Не в постыжение, а во вразумление запутавшимся в сектантстве должно сказать,что эта околобиблейская арифметика глубоко ложна и никак не оправдываетсясвятой Библией, но, как всякая ложь, ведет к погибели [115]. В книгеОткровения (11, 3) нам указано на 1260 дней правления Антихриста, равных 3,5года. И разве уместны и в этом случае какие-либо манипуляции с этой воистинустрашной цифрой!
   Касаясь вопроса о «семи временах» книгипророка Даниила, можно лишь отметить, что цифра семь в Священном Писании — число сокровенное. Семь урожайных и неурожайных лет, семь церквей, семьпечатей, семь труб и т.п. Любое явление, творимое промыслом Божиим, может бытьопределено в Писании этой цифрой.
   Вот и сами свидетели Иеговы в комментариях накнигу Откровения Иоанна Богослова пишут: «Число семь символизируетБожественную полноту» [116]. Если же это только выражениебожественной полноты, то почему сектанты не толкуют цифры из книги пророкаДаниила в их прямом значении? Разве Священное Писание не богодухновенно для нихво всей своей совокупности?
   Итак, к чему же привели «научныеизыскания» сектантов? Об этом красноречиво свидетельствуют сами иеговистыв 1-м томе книги «Свет», изданной Обществом в 1930 г.:«Сторожевая башня» и ее издания для всего Общества на протяжениисорока лет подчеркивали тот факт, что 1914 г. должен стать временем свидетельстваустановления Царства Божиего и полного прославления Церкви. В течение этогосорокалетнего периода народ Божий на земле совершал дело свидетельства, котороев свое время совершали Илия и Иоанн Креститель. Весь народ Господень срадостным ожиданием взирал на 1914 г. Когда это время пришло и прошло — наступило невыразимое разочарование, печаль и рыдание, и народ Божий был ввеликом злословии. Ибо был беспощадно осмеян духовенством (протестантскихденоминаций. — И.Е.) и особенно родственниками и близкими. С насмешкой ипрезрением укоряли их, ибо они много говорили о 1914 г. и всех связанных с нимсобытиях и их «пророчества» не исполнились… «Народ Божий наземле, после укоров и злословия, павших на его после 1914 г., облекся вовретище»
3. О времени теократии над богоизбранным народом
   Возникает ряд других вопросов, на которыесектанты не в силах ответить достаточно аргументированно. Так, еслитеократическое правление завершилось в 607 г., то когда, в таком случае, былоположено начало теократическому служению? Ведь известно, что и после плененияиудеев вавилонянами Господь не оставил Своего народа, воздвигая в нем такихпророков, как Ездра, Неемия, Иоанн Креститель и других. Господь Иисус Христосявился видимым воплощением всех чаяний подлинного Израиля. Уже одно этодостаточно ясно свидетельствует о том, что хотя царская власть с пленениемвавилонским ослабла, но Господь не покидал Свой народ и Богоправление(теократия) народом Божиим не пресеклось. Если принять точку зрения сектантов,то окажется, что теократия в Израиле берет свое начало с помазания на царствопервого царя Израиля. Однако факты истории Израиля в «доцарственный»период вступают в явное противоречие с этим доводом.
   Вступление Авраама в Завет с Богом — вот в чемследует усматривать начало теократического правления народом Божиим.Богоправление, как существенно важную черту, предполагает исполнение волиБожией человеком. Мы знаем, что среди царей израильских нашлось немалоотступников от принципов теократии. Однако и тогда Господь продолжалосуществлять Свои мессианские чаяния через Свой народ.
   На смену эпохе патриархального Богоправления,продолжавшегося 215 лет, пришло время вождей, в бытность которого составленознаменитое законодательство Моисея. До Моисеевой эпохи избранный народуправлялся отдельными патриархами, которые передавали друг другу полученные имиобетования и вверенный залог истинной веры, взамен обретая ее«разъяснения, подтверждения и дополнения в личных явлениях и откровенияхим Бога или его святых ангелов» [118].
   По избавлении от рабства Египетского Господьвновь заключает Завет, но уже не с одним человеком — Патриархом, и через него спрочими, а с целым народом, посредником которого явился пророк Моисей. ТеперьБогоправление, как основа жизни израильского народа, не ограничивалась толькорелигиозно-нравственной областью, а проникло во весь «склад жизни»как государственной, так и общественной” [119].
   После смерти вождя евреев Иисуса Навина наступаетэпоха Судей Израильских продолжительностью до 350 лет. И в это время Господьявляет Свои обетования избранному народу через посредство осененных егоблагодатью людей. По истечении этого периода наступает период правления царейИзраильских. Священное Писание нам свидетельствует, что, относительнопредшествующей эпохи Судей, это было время религиозно-нравственных уклоненийИзраиля.
   Священное Писание говорит об этом устами СамогоТворца. Вместо непосредственного правления через Судей народ израильскийпожелал иметь над собою царя, как и иные народы: «И собрались всестарейшины Израиля, и пришли к Самуилу (судье. — И.Е.) в Раму, и сказалиему… поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И непонравились слова сии Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судилнас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народаво всем, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня,чтобы Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8, 4-7). Таким образом, хотя ибыла принята форма царского правления, сокровенное теократическое правлениеутратило свою былую полноту.
   Кульминацией этой эпохи явилось Вавилонскоепленение, когда Господь пресек царскую династию, однако не оставил Своеготеократического правления над избранным народом. Через пророков и праведниковГосподь руководил Своим народом, и будь иудеи покорны наместникам Божиим, товремена этого правления были бы исполнены великой благодатью и было бы онодуховно более многоценно, нежели царское правление, где подчас так многозависит от личных наклонностей и пороков помазанника Божия.
   Подводя итог сказанному, отметим: утверждениесектантов, будто бы в 607 году до Рождества Христова Израиль лишился теократии,есть не более чем произвольное умствование людей, незнакомых с элементарнойБиблейской историей. Бог отступил от иудеев, а вернее — они от Бога только вовремена Спасителя, когда со смертью Его разодралась надвое завеса вИерусалимском Храме.
   Правда, еще некоторое время по Вознесении Божиемхристиане из иудеев посещали Иерусалимский храм. Ветхозаветные чаяния нашлисвое исполнение в Иисусе Христе, который был отвергнут большинством иудеев. В70-м году I в. по Рождеству Христову Иерусалим был захвачен и разрушенримлянами. В начале II в. город был частично отстроен и получил новое название- Элея-Капитолина. Таким образом, завершение эпохи Богоправления избраннымнародом следует усматривать со времени пришествия Бога к Своему народу, которыйотверг Его. Тем самым он подписал себе смертный приговор, который висторическом плане и был исполнен в грозном 70-м году I в.
   Впрочем, если даже принять подход иеговистов кисчислению дат и времени исполнения пророчества и полагать за истину их времявосстановления теократического царства, а следовательно, и царской власти (ведьначало «времен язычников» они связывают именно с низвержением царяСедекии с трона), то какое отношение все это имеет к собственно иеговистам?Ведь пророчество касается только еврейского царства. И если следовать логикесектантов до конца, то в 1914 г. у евреев должен был появиться свой царь.
4. О «гебраизмах» [*]свидетелей иеговы
   Сознавая сомнительность своих богословскихизысканий, иеговисты согласны на более «компромиссную» арифметикуради достижения заветной для них цифры — 2520 лет. По представлениямбруклинских богословов, еврейский год состоит из 360 дней, именно эту цифруумножают на 7, а не на привычные 364 или 365, равные количеству дней всолнечном году. Но если мы примем в расчет современную лунно-солнечную систему,то 2520 лет после 607 года до н.э. дадут в итоге не 1913, а лишь 1877 г.Получается, что 2520 раз иеговисты не досчитываются по 5-6 дней, что в суммесоставляет дополнительно 36 лет.
   Из чего же исходили бруклинские богословы,объявляя продолжительность года в иудейском календаре — 360 дней? Первоначальноу иудеев был лунный календарь, в котором год состоял из 12 месяцев с 29 или 30днями в каждом. Год состоял из 354 дней, т.е. был короче солнечного более чемна 11 суток [120]. Начиная примерно с IV в. до Рождества Христова этусистему отсчета стал вытеснять более сложный лунно-солнечный календарь. Егоусовершенствование продолжалось несколько столетий, а впервые основныеастрономические расчеты, использовавшиеся для составления календаря, былиопубликованы в 359 г. от Рождества Христова и в основном остаются неизменнымидо сих пор [121]. Кратко поясним их суть. Поскольку продолжительностьлунного года составляет 354 дня, то для согласования солнечного года (364 дня)с лунным периодически вводится дополнительный 13-й месяц. Годы, состоящие из 12месяцев, называются простыми, а из 13 месяцев — високосными. В иудейскомкалендаре применяется 19-летний цикл, состоящий из 12 простых и 7 високосныхлет. Последние занимают в цикле следующую очередность: 3, 6, 8, 11, 14, 19.Простые годы состоят из 354 дней, а високосные — из 384.
   После этого остается только недоумевать, почемубруклинские теоретики решили, что иудейский год состоял из 360 дней?
   Во всем мире известен растиражированный в 1961 г.перифраз Библии, сделанный издательским центром иеговистов, — Перевод Новогомира Священного Писания. После такой шокировавшей ученый мир безграмотностибезудержное, ничем не обоснованное сектантами манипулирование датами и цифрамиБиблии теперь ни для кого не новость.
   Но даже если принять заведомо их ошибочныерасчеты, то естественно задаться вопросом: почему ими назван все-таки 1914 г.,а не 1913 г., как то следует из вычислений: 2520-607? Новый год в иудейскомкалендаре начинается в октябре, что позволяет сделать вывод о том, чтополученный ими при расчетах 1913 г. (с 1 октября) соответствует 1914 г.
   Таков необременительный и лукавый подходсектантов к поиску святая святых — последних сроков мира. Известно, чтоЧ.Рассел в своих математических изысканиях не прибегал к иудейской календарнойсистеме. Очевидно, это понадобилось его последователям, чтобы хоть как-тосохранить эсхатологические построения своего «пророка».
   Укажем на еще одно немаловажное обстоятельство,способное сделать бессмысленными все математические выкладки иеговистов. Дело втом, что ни один серьезный хронолог не станет утверждать, что сейчас действительно1997 г. от Рождества Христова. Мы пользуемся календарными расчетами, которыесделал монах Дионисий в VI в. Ученые единодушны в том, что он в своихвычислениях ошибся не менее чем на 4-6 лет (1996+4(6) и человечество, возможно,уже шагнуло в третье тысячелетие.
   Как видим, вопросы хронологии и датировки событийкрайне сложны и запутанны и даже само утверждение, что 1914 г. хронологическисоответствует 1914 г. от Р.Х., далеко не бесспорно. И тем более было бысамонадеянным невежеством отсчитывать от 607 г. до н.э. 2520 лет с точностью домесяца и утверждать, что это дает вожделенный иеговистами 1914 г.
   Вопиющая неосведомленность иеговистов в вопросахбиблейской хронологии подрывает самые основы их учения о Втором Пришествии.«Со временем Царство иудеев, установленное Иеговой, — пишут они, — сталотаким развращенным, что Он разрешил царю Навуходоносору уничтожить, или»срубить”, его. Это случилось в 607 г. до н.э. В то время Седекии,последнему царю Иудеи, «сидевшему на престоле Иеговы», было сказано:«Сложи венец… его не будет, доколе не придет Тот, кому принадлежит он, иЯ дам Ему» (Иез. 21, 25-27).
   Отметим еще раз, что 607 год у сектантов являетсяключевой датой, с него отсчитывают они 2520 лет, вследствие чего арифметическимспособом получают 1914 г. — год Второго Пришествия.
   Между тем утверждения сектантов, будто в 607 г.был уведен в плен последний иудейский царь Седекия, совершенно безосновательны.
   Обратимся к святой Библии. «В третий годцарствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский,к Иерусалиму и осадил его: и предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейскогои часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннар» (Дан. 1,1-2). Происходившее датировано 605 г. до Р.Х. [122].
   С этого времени начинается отсчет семидесяти летвавилонского плена. Это так называемое первое пленение, которое совершилНавуходоносор в первый год своего царствования (605 г. до Р.Х.), когда увел вВавилон иудеев царского и княжеского рода.
   Второе пленение Навуходоносор совершил в восьмойгод (4 Цар. 24, 12) своего царствования: «выселил весь Иерусалим и всехкнязей, и все храброе войско… и всех плотников и кузнецов; никого не осталоськроме бедного народа земли» (4 Цар. 24, 12-14).
   Пророк Иеремия увещевал находившихся в Вавилоне иоставшихся в Иерусалиме не восставать против царя Вавилонского, доколе неистечет 70 лет (Иер. 27, 17; 29,10). Однако иудеи не вняли его призыву, и царьСедекия, вступив в сговор с Египтом, восстал против Навуходоносора. ТогдаНавуходоносор в девятнадцатый год своего царствования пришел в Иерусалим иразрушил его. Случилось это в 586 г., а не в 607-м, как учат сектанты, царьСедекия был ослеплен и уведен в Вавилон.
   Откуда же такая путаница в датах? Иеговистысовершенно справедливо отмечают, что вавилонский плен закончился в 537 г. доР.Х. и, следовательно, свое начало полагает в 607 г. (537+70=607). Из этого онизаключают, что Иерусалим был разрушен Навуходоносором в 607 г.
   Выше мы уже отметили, что в 605 г. (по расчетамиеговистов — в 607 г.) Навуходоносор увел в Вавилон пленных — первое пленение.Какая же дата ближе к истине — 605 или 607 г.?
   Напомним, что библейская хронологияпридерживается так называемого включительного счета [123]… Примером чемуможет служить сама Библия (4 Цар. 18, 9-10), «где указаны три года,длившиеся от четвертого по шестой год царствования царя Езекии» [124].Подобным образом и трехдневное пребывание Спасителя во гробе включает в себяпятницу после обеда до утра первого дня недели.
   «Декрет царя Кира об освобождении иудеев изплена был издан в конце 537 г. до Р.X. Поскольку путешествие в Иерусалим занялооколо четырех месяцев, библеисты полагают, что иудеи прибыли туда весной 536 г.до Р.Х. (600-536=64+6 лет) 605 г. — включительно (70 лет).
   Начало пленения (605 г.) никак не связано сразрушением Иерусалима. Если бы жители Иерусалима вняли гласу пророка Иеремии:»Не слушайте их, служите царю Вавилонскому и живите; зачем доводить городдо опустошения?” (Иер. 27, 17), — разрушения Иерусалима (в 586 г. до Р.Х.)могло бы и не быть [125].
    В книге «Вавилон великий пал»,изданной иеговистским Бруклинcким центром, в частности, сказано: Алель Мирдук(или Эвиль Мередах) стал наследником Навуходоносора на Вавилонском престоле в581 г. до Р.Х. Он правил в течение двух лет, за ним царствовал 4 годаНеглиссар, затем — 9 месяцев Лабаш Мардук; Нибонид правил 17 лет вплоть до 539г. до Р.Х., когда Вавилон пал [126]. Суммируя время правления царей послеНавуходоносора, мы получаем 23 года и девять месяцев. Прибавляя к 539 г. этуцифру, мы получаем 562 г. до Р.Х., а не 581 г. до Р.Х., как считают иеговисты.В итоге ошибка сектантских хронологов составляет 19 лет.
   Свидетели Иеговы правы, когда говорят, чтоНавуходоносор правил 43 года и умер в 562 г. до Р.Х. Священное Писаниесвидетельствует, что Иерусалим был разрушен «в девятнадцатый годНавуходоносора» (4 Цар. 25, 8). Девятнадцатый год царствования приходитсяна 587 г. до Р.Х. Эта дата подтверждается надежными археологическими иастрономическими доказательствами и находится в полном согласии со всей библейскойхронологией. В этот же год иудейский царь Седекия был уведен вавилонянами вплен. В 607 г. он не занимал иудейского престола, поскольку тогда царствовал (с609 по 589 г. до Р.Х.) Иоаким, который, по ошибочным расчетам иеговистов,занимал престол с 618 г. до Р.Х. В чем же причина ошибок?
   Из книги «Вавилон великий пал» следует,что Навуходоносор выступил против Иерусалима во второй раз в 618 г. до Р.Х. Дляподтверждения этой версии иеговисты приводят ссылки из «Библей-скогословаря Харпера (1952 г. издания, стр. 306. Статья: „Иоаким“).
   Однако проверка показала, что в ней нет такойдаты (618 г. до Р.Х.). Там указано, что Иоаким — царь иудейский был пленен в589 г. до Р.Х.
   В другой книге — »Кризис совести” (1983г., стр. 25-26) Реймонда Френца, бывшего члена руководящей корпорациииеговистов, — описывается, как «разрешались» сектантами проблемыхронологии: «Когда тема, касающаяся хронологии, была определена для меня,передо мной встали трудные проблемы. Многие месяцы были потрачены на исследования,касаюшиеся хронологии, а их результаты изложены в самой большой статье,помещенной в книге „Помощь в изучении Библии“. Много времени ушло напоиски хотя бы каких-то следов в истории, связанных с 607 г. до Р.Х. — столькритически необходимым для исчисления „итогового“ 1914 г. ЧарльПлоджер, член правления, служил у меня секретарем, он проводил время вбиблиотеках Нью-Йорка, чтобы найти историческую привязку к этой дате. Но мы ненашли абсолютно ничего… Столь необходимые исторические события датировалисьлишь 20 годами спустя… Хотя это сильно беспокоило меня, я все-таки склонился ктому, что именно наша хронология была верной, вопреки фактам, доказывавшимобратное. Собирая материалы для книги „Помощь в изучении Библии“, мыпотратили немало времени и сил, чтобы несколько притушить, ослабить эффектхронологических и исторических данных, которые могли представить искомый нами607 г. до Р.Х. как ошибочную дату, потребную, чтобы „подогнатьрасчеты“ к „нужному“ 1914 г. »
   Далее Френц рассказывает о тщетных поискахиеговистов ошибок и темных мест хронологии, которые помогли бы убедитьчитателя, что дата 607 г. до Р.Х., установленная Обществом, является верной.«Подобно адвокату, стоящему лицом к лицу с доказательствами, которые он неможет опровергнуть, я направлял свои усилия на то, чтобы дискредитировать илиослабить доверие к свидетельствам древних времен — относительно историческихтекстов Ново-Вавилонской империи. Представленные мною аргументы соответствовалимоей „внутренней истине“, но я слишком хорошо знал о их намерении — поддержать дату, которая не соответствовала хронологии» [127].
   В целом на Западе критике спекуляций свидетелейИеговы по библейской хронологии посвящено немало публикаций. Известны древниеастрономические наблюдения (глиняная табличка У.А.Т.4956 в Берлинском музее онаблюдении светил в царствование Навуходоносора), свидетельства историковантичности — Птолемея, сообщения Иосифа Флавия и другие египетские ивавилонские источники, также заключения авторитетных библеистов, равно как исвидетельства святой Библии, которые указывают на ошибочность хронологиче-скихрасчетов иеговистов.
   Итак, хронологическая посылка иеговистов о 1914г., как начале невидимого присутствия Христа на земле, не имеет никаких научныхоснований и вследствие этого рушатся все эсхатологические построения свидетелейИеговы.
   Что же принес миру 1914 г., согласно учениюсвидетелей Иеговы, завершивший времена язычников? Принес ли он великую радостьдля жителей Земли? «Нет, — пишут они, — наступает самое тревожное время,какое когда-либо испытывала земля» [128]. Иеговисты понимают ВтороеПришествие как время величайших бедствий и страданий. Исполнилась ли радости иликования земля, узрев грядущего Спасителя? Отнюдь, везде видим лишь горе иумножение беззакония. В чем же тогда смысл Второго Пришествия? При ПервомПришествии Спасителя возликовали небеса, воздавая Ему славу и предвозвестив«в человеках благоволение» (Лк. 2, 14). В лице волхвов родившемусяСпасителю поклонилась вся земля, принеся Ему дары как своему царю, пророку ипервосвященнику.
5. Рассмотрение 14-й главы Евангелия от Матфея
   Первое Пришествие на землю Христа-Спасителябыло скромным и для мира почти незримым. Но таким ли оно будет во второй раз,когда Господь явится с ангелами и Его увидит всякий живущий под солнцем (Мф.24, 30). Это пришествие Христово будет явным и видимым для каждого живущего наземле. Тогда «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звездынебесные спадут с неба», — читаем мы в Священном Писании (Мф. 24, 29).
   Свидетели Иеговы видят это грандиозное событие, вотличие от других, уже свершившимся. Уже сбылось, говорят они, пророчество:«Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады и моры поместам. Все же это — начало болезней» (Мф. 24, 7-8). Особый акцент приэтом делается ими на мировой войне 1914-1918 гг. В
   1914 г. разрушения были в семь раз большими, чемво всех 900 войнах за предыдущие 2,5 тысячи лет, пишут они, вероятно«забывая», что в 1914 г. война только начиналась.
   Статистика свидетельствует, что в различные эпохивойны по своей разрушительности и количеству жертв в процентном отношении кчислу населения практически всегда оставались неизменными. Усматривать в этомнекую глобальную мировую катастрофу — явное преувеличение уже потому, чтовторая мировая война по числу жертв и разрушений намного превзошла войну1914-1918 гг. Что же касается возможности мировых катаклизмов, будь то засуха,болезни, голод, эпидемии, землетрясения и т.д., то нужно заметить, что подобныебедствия не вдруг обрушились на нашу планету. История человечества не знает ниодного десятилетия своего существования, когда в том или ином регионе мира непроисходила крупная природная катастрофа.
   В прежние времена человечество подвергалось никакне меньшим бедствиям, насылавшимся Творцом в назидание, дабы остановитьдвижение человека на путях неправды. Современный научно-технический прогрессесть не более чем попытка греховного человечества освободиться из руквсеблагого промысла Божиего, самочинно обезопасить и защитить себявсевозможными техническими ухищрениями от благих Господних врачеваний,являющихся нам в виде многообразных наказаний. Надо ожидать, что с падением вчеловечестве уровня нравственности возможен рост числа стихийных бедствий и ихсила.
   Вместе с тем нужно отметить, что «глады,моры» (Мф. 24, 7) и прочие катастрофические события, о которых так охотноговорят иеговисты, не имеют отношения ко Второму Пришествию, а являются ответомна известный вопрос: когда сие будет? — т.е. когда будет разрушен Иерусалимскийхрам. Итак, стихи 6-й и 7-й 24-й главы Евангелия от Матфея, повествующие овойнах, землетрясениях и иных бедствиях, были суть знамения скорого разрушенияИерусалимского храма. Все они имели место до разрушения Иерусалима, о признакахкоего, собственно, и вопрошали Апостолы, когда услышали слова Спасителя:«Не останется здесь камня на камне» (Мф. 24, 2)
   «Так, Веспасиан осадил Иерусалим не сразу,но подавил сначала галилеян. Так начались в Палестине войны и военные слухи…В 38 г. по Р.Х. началась смута в Александрии… Около этого же времени вСелевкии во время смуты было убито более 50000 иудеев. Сильный бунт был еще вЯмнии, близ Иопии» [129 ]. А незадолго до разрушения Иерусалимаразразились стихийные бедствия. «Так, в 45 г. или в 47 г. было сильноеземлетрясение на Крите, в 51 г. — в Риме, в 53 г. — в Апомее и Фригии, в 60 г.- в Лаодикии и Фригии» и т.п. Достоверно известно об опустошительномголоде, четырежды одолевавшем народы в те времена (Деян. 11, 28), о двухморовых язвах, жертвами которых оказались 30000 жителей Рима [130 ].
   В 9-м стихе интересующей нас главы Писания,сказано: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будетененавидимы всеми народами за Имя Мое» (Мф. 24, 9). Но известно ли, чтобыгде-то или когда-то мучили и убивали свидетелей Иеговы? Относительно историисоветского периода нужно только сказать, что тогда преследовались верующие всеххристианских и иных конфессий, а не только иеговисты. Сегодня со страницмногочисленных буклетов и брошюр, изданных Бруклинским центром, на читателяобрушивается шквал сообщений о якобы массовых убийствах свидетелей Иеговы. Какправило, эта информация из африканских стран, где жертвами боевых действий илиэтнических конфликтов стали члены Общины свидетелей Иеговы, но вы ни слова ненайдете в этих сообщениях о том, что точно так же гибнут там приверженцы другихвероисповеданий. Не исключено, в некоторых случаях, что иего-висты,отказывающиеся принимать участие в военных действиях (исполняя обет не брать вруки оружие), чаще подвергают себя опасности, лишая себя возможностизащититься. Поэтому очевидно, что приводимые сектантами факты гибели иеговистовневозможно всерьез рассматривать как исполнение пророчеств Библии.
   Несомненно, что слова Писания о ненависти (Мф.24, 9) к христианам относятся к гонимым со стороны императора Нерона, а такжеиудействующих к апостолу Павлу и другим. Апостол говорит: «Хулят нас, мымолим, мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4,13).
   Представляется неверным мнение, что в 24-й главеЕвангелия от Матфея Спаситель говорит не ученикам, а обращается к Церкви.Вернее думать, что речь обращена к ученикам и через них к Церкви [131].
   С 10-го по 14-й стих Евангелия апостол Матфейповествует о соблазнах, предательствах, восстании лжепророков, охлаждении любвии проповеди Евангелия «по всей вселенной» (Мф. 24, 14). Из книгиДеяний святых Апостолов следует, что еще до разрушения Иерусалима евангельскаяпроповедь, причем истинная проповедь, без повреждения слова Божия — приняластоль широкий размах, что в определенном смысле можно утверждать, что уже тогдаЕвангелие было проповедано «по всей вселенной» [132].
   В Апостольские времена обетования Христовыослепительно сияли в сердцах верных Господу и поддерживали их в нередкие тогдатрудные минуты. Пророчество Христа о проповеди веры по всей вселенной сбылосьуже в I в. и его никак нельзя отнести к последним, эсхатологическим событиямземной истории. В наше время, или последнее, как называют его иеговисты, мынаблюдаем обратный процесс — отпадение от Иисуса Христа, когда с невероятнойбыстротой плодятся богоборческие и явно сатанинские секты, однако именующиесебя христианскими. Господь вопрошает нас: когда приду на землю, найду ли веруна земле (Лк. 18, 8).
   Времена Антихриста принесут неимоверно тяжкиеиспытания для правоверных христиан истинного Израиля. При этом остальное, т.е.безбожное, человечество не будет подвергаться гонениям и, в известном смысле,заживет в благополучии. Сам Господь Иисус Христос говорит, что те времена будутподобно Ноевым. И тогда люди ели, пили, веселились и внезапно начался потоп, илишь семь душ спаслось. Так случится и во Второе Пришествие Сына Человеческого(Мф. 24, 39).
   С 15-го по 26-й стих 24-й главы Евангелия отМатфея Спаситель наставляет Апостолов о том, как спастись во времена скорогрядущих бедствий. «Тогда находящиеся в Иудеи да бегут в горы… Молитесь,чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (20 ст.).«Предсказания Христа исполнились над иудеями. Более миллиона их погибло вовремена осады Иерусалима Веспасианом и Титом»; 97 тысяч были пленены.Всего же, если доверять свидетельству Иосифа Флавия, в иудейской войне погибло1 миллион 356 тысяч иудеев [133].
   Итак, только начиная с 29-го стиха Евангелие отМатфея повествует о собственно последних временах
6. «Плоды второго пришествия»
   Теперь обратимся к такому непростому вопросу втрактовке иеговистов, как «плоды Второго Пришествия». Ангел, определенныйблюсти бытие человечества, учат они, усомнился в законности и справедливостивладычества Иеговы над землею и, сменив доброе свое существо на злое, бросилвызов Богу. Сатана, полагают они, способен побудить все человечество отказатьсяот истинного поклонения. Бог дал сатане около 6000 лет, чтобы тот мог выяснитьспорный вопрос о суверенитете Иеговы [135].
   Со Вторым Пришествием, по учению иеговистов,суверенитет Иеговы был восстановлен. Плоды Второго Пришествия знаменуютвоцарение «небесного правительства» и установление теократическогоцарства на земле. Однако возникает недоуменный вопрос, как связать, с однойстороны, 6000-летнее господство сатаны над землею и небом (откуда он якобы былизгнан лишь в 1914 г.), а с другой — столетнее, но возможно и меньшеесуществование теократического царства, ибо Армагеддон может разразиться в любоевремя. Ведь даже после того, как сатана был свергнут с небес, где, вероятно,тоже правил, ему было попущено Богом развязать одну из самых кровопролитныхвойн, ввергнуть при этом все человечество в небывалые бедствия. Выходит нечтостранное — нелегко свергнутый сатана получает еще большую власть, нежели та,которую имел до 1914 г.
   Диавол, говорят иеговисты, получил власть надиудеями с 607 г., над остальным же миром он царил во все времена от паденияПрародителей. Но вспомним, разве не исполнена вся история еврейского народасвидетельств бесчисленных падений и уклонений от истины. Неоспоримо, что всесие свершалось по наветам сатаны. Как видим, в этом ему нисколько не мешалаякобы царившая тогда теократия. Есть многочисленные свидетельства промыслаБожия и о прочих языческих народах. Так, даже языческий царь Навуходоносорименуется в Священном Писании рабом Бога истинного. Господь не оставляет своимпромыслом и языческий мир, ведя его ко спасению. Только по причине худых наклонностейязычников предал Господь ходить путями собственной похоти. Религиозная икультурная история мировых языческих государств подтверждает, что и тамсуществовало стремление к святости и преодоление своей греховности черезпокаяние (например, покаяние жителей Ниневии). Традиция глубокого покаяния былаприсуща вавилонскому религиозному культу. Язычество — это отнюдь не сплошнаятьма, немало в нем было светлых и истинно духовных движений, которые могливполне осуществиться только с пришествием Спасителя. Вспомним, что языческиймир в лице волхвов приветствовал Спасителя, а многие из иудеев его отвергли.Итак, к Божественной маслине были привиты ветви (Рим. 11, 17-21) чужогорелигиозного бытия, но и в его глубинах всегда пребывали, пусть неполно инесовершенно, образ и подобие Божие. Таким образом, суждение иеговистов отеократии над единым только еврейским народом глубоко ошибочно. Орудиемпромысла Божия был весь мир, о чем во множестве свидетельствуют пророчестваБиблии, особенно когда Господь вершил Свой суд над одними народами посредствомдругих.
   Далее совершенно не имеет никакого смыслаутверждение иеговистов, будто впереди их ожидает блаженное пребывание втысячелетнем царстве. Разве не они сами говорят о шеститысячелетнем господствесатаны, многократно превышающем продолжительность искомого ими царства?..
   Если с Пришествием Христовым в 1914 г.завершились «времена язычников» и установилось новое царство, то вчем же признаки его? Уж не в нашествии ли на мир лжехристов, сект, оккультных итеософских сообществ и сатанинских «церквей»?
   А чего стоит, как было уже отмечено,кощунственное высказывание второго президента общества свидетелей ИеговыД.Рутерфорта, объявившего, что в 1917 г. в России «пал варварскийстрой» [136]. Но на место «варварского» пришел строй,уничтоживший миллионы неповинных людей. Неужели все это произошло по воле«небесного правительства» и теократического богоподчиненного царствана земле?
   Отвечая на вопрос: отчего так умножились бедствияна земле, если в 1914 г. утвердилось «небесное правительство», — иеговисты объясняют, что ответственным за умножившееся зло и беззакониеявляется диавол… Зная, что его конец приблизился, он чинит на земле великиенестроения
7. Пришествие: видимое или невидимое?
   Рассуждая о Втором Пришествии Христовом в 1914г., сектанты говорили и повторяют ныне, что никому из живущих и умерших, кроме«воскресших» и причисленных к «небесному классу», не даноувидеть Спасителя. Священное Писание, однако, говорит обратное. При вознесенииХристовом Ангелы оповестили учеников, что «Иисус придет таким же образом, каквы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11).
   Комментируя этот стих Писания, иеговистывозражают: «Да, Ангелы оповестили, но они сказали, что Иисус придет такимже образом, а не в том же теле. А каким образом оставил Иисус Землю? Тихо, непривлекая всеобщего внимания» [138].
   Невольно задаешься вопросом: да читали ли«отцы» иеговисты Священное Писание или вычитывали из него толькоподходящее для своего системостроительства? О Втором Пришествии возвестятчеловечеству ангельские трубы. Всем живущим явится знамение Сына Человеческого- святой крест (Мф. 24, 30). «И узрит Его всякое око и те, которыепронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр. 1, 7).
   Казалось бы, слова Откровения «узрит Еговсякое око» невозможно понимать иначе, как в прямом значении. В своемпереводе Библии, названном «Новый Мир», иеговисты оставили этот стихбез изменения, полагая, по-видимому, вполне убедительными свои комментарии нанего, которые, однако, совершенно расходятся с общепринятым толкованием.«Здесь, — разъясняют они, — Бог „разумеет“ слово „узрит“ не буквально, а в смысле „распознания“ или»понимания”. Так, если кто-либо постигнет или распознает некоеявление, то он может сказать: «Я вижу». Библия же в этом случаеговорит об «очах сердца нашего» (Еф. 1, 18). Следовательно, выражение«узрит всякое око» означает, что каждый поймет или осознает, чтоХристос присутствует” [139].
   Осознал ли ты, читатель, что Спаситель ужепосетил нашу землю во второй раз? Если же нет, то разве не ложны умствованиясвидетелей Иеговы?
   Осознали ли это и те, кто в первом веке эрыХристовой пронзили Его копием холодного железа, а отнюдь не копиемсимволическим?
   Осознают ли это те, кто все две тысячи летхристианства сознательно, согласно тайне беззакония в действии, и несознательно(буддисты, индуисты, магометане, атеисты и прочие) своей безблагодатной жизньюдуховно повторяли эту казнь, распиная в душах своими грехами Христа?
   По смерти человек перестает существовать какиндивидуальная личность, утверждают сектанты и громоздят этим тезисом очередноепротиворечие в своем учении. Признай они, что души умерших пребывают всознании, то можно было бы еще допустить, что умершие телом, но живые душой«узрели» Второе Пришествие Христа. Но как могут «узреть»Пришествие те, кого нет ни среди живущих на земле, ни среди «мертвых»на небе?
   Далее, следуя своей доктрине, иеговисты убеждают,что перволюди Адам и Ева, отступник Иуда и прочие беззаконники никогда более невоскреснут. Но как в таком случае они и те, кто ныне, живя в теле и сознательноотвергая «волю Божию» (т.е. учение иеговистов), смогли«узреть» Второе Пришествие Спасителя. Иеговисты на это отвечают: тех,которые пронзили Иисуса, давно нет в живых, но представлены сегодня теми, кточинит «вред последователям Христа в настоящее время» [140].
   Не странно ли, что те, которые в буквальномсмысле «пронзили Его», уже не получат воздаяния от Господа «поделам их», ибо они давно умерли и потому уже не воскреснут?
   Бедствия от века были уделом грешников, но небыло такого, чтобы восплакали сразу все народы земли (Мф. 24, 30). Этопроизойдет во времена истинного, а не грезящегося сектантам Второго Пришествия.Тогда по причине умножения беззакония среди людей, обнажения скверны порокапосле воскресения мертвых и телесного преображения живущих Господь, какнелицеприятный судия, ввергнет грешников в великий плач.
   Первая мировая война принесла много бед и горя,но она была уделом, в основном, только Европы и мало затронула население Азии,Америки и Африки. Примечательно, что иеговистов нисколько не смущает тот факт,что Пришествие Сына Человеческого в 1914 г. мнится только им. Непостижим смыслих пророчеств. Ликуют ли они, что наконец-то «сгорит» этотсатанинский безбожный мир? Или оплакивают падших? Оставим для них этусоблазнительную гадательность.
   Соблазном для сектантов явились слова Спасителя,приведенные апостолом Иоанном: «еще немного; и мир уже не увидитМеня» (Ин. 14, 19). Не очевидно ли, что Спаситель подразумевает здесьскорое окончание Своего мессианского служения, а отнюдь не то, что Он станетдля всех и навсегда невидимым. И это так, ибо архидиакону Стефану СынЧеловеческий явился стоящим «одесную Бога» (Деян. 7, 56) после СвоегоВознесения.
   Пребывая в уверенности о знании ими времениВторого Пришествия, иеговисты возвещают, будто им открыто даже больше, нежелиАпостолам Христовым. Д.Рутерфорт без обиняков относил на счет иеговистов словаапостола Павла к Фессалоникийцам [141]: «Вы, братия, не во тьме,чтобы день (Пришествие Христово. — Н.Е.) застал вас, как тать» (1Фес. 5, 4).
   Однако эти слова получают совершенно иной смысл,если не отрывать их от предшествующих стихов этой главы: «сами выдостоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес.5, 2), т.е. совершенно неожиданно. О появлении вора — татя никто из живущих иохраняющих не знает, и надо постоянно бодрствовать, дабы не пострадать от него.Христиане, пребывающие не во мраке мирских забот, а во свете Христовой жизни,также не ведают, когда придет Спаситель, но Его явление не застанет ихврасплох. Всегда ожидавшие Его, они выйдут к Нему навстречу подобно мудрымдевам с полными светильниками веры [142] (Мф. 25, 1-12). О внезапностиПришествия Христова свидетельствуют последующие стихи Писания: «Итак,бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет СынЧеловеческий» (Мф. 25, 13), чтобы Пришедший внезапно не нашел вас спящими(Лк. 24, 43-44).
   Святой Иоанн Златоуст учит, что день Христов незастанет истинно верующих как тать, не потому что они знают, когда придетСудия, а потому что всегда ожидают его, всегда готовы к встрече сНим [143].
   Равным образом никак не служит к правотесектантов и обличение Господом фарисеев и книжников в том, что времена землиони могут различать, а время Пришествия Спасителя на землю, обстоятельства егорождения и жизни в духе пророческих предречений по причине их жестоковыйности идуховного ослепления для них сокрыты.
   Возможно, попущением мерзких беззаконий, великимистихийными бедствиями и болезнями пред последними временами Господь будетобращать человечество с губительного пути греха к покаянию. Таков будет особыйудел тех времен. Но в силах человечества обратиться и покаяться и тем на сотнии даже тысячи лет отсрочить грядущий день гнева… Вот еще почему возвещать онекоей точной дате Второго Пришествия есть великий грех и соблазн. Достаточнотолько отметить, что многие новозаветные писатели верили в скорое ВтороеПришествие Спасителя.
   Вселенная будет преображена, будут созданы новоенебо и новая земля (Откр. 21, 1). Грубая или, как говорят физики, плотнаяматерия, которая нас окружает, включая более тонкие ее проявления, такие каксолнечный свет, не будет более потребна в жизни вечной, ибо преображенное нашетело, состоящее из «тонкого вещества», ни в чем этом нуждаться небудет.
   Не испытало покуда человечество и времен великойскорби (Мф. 24, 21), какой не бывало от начала мира. Мы знаем, как наставлялАпостол фессалоникийских христиан: ” Да не обольстит вас никто никак: ибодень тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человекгреха, сын погибели, противящийся (Антихрист. — И.Е.) и превозносящийсявыше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он,как Бог, выдавая себя за Бога… Откроется беззаконник, которого пришествие, подействию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными” (2Фес. 2, 3-11). Не слышны покуда грешному миру и проповеди ветхозаветныхправедников, которые, согласно пророчеству, в последние времена сойдут с небеси будут преданы смерти за обличения Антихриста (Откр. 7, 11)
   Итак, признаки последних времен, предреченные вСвященном Писании, еще не исполнились.
   Цель жизни христианина — это непрестанноеочищение сердца от страстей и во всем следование воле Божией. Все прочее неявляется существенно важным для него. Если бы мы горячо исполняли заветыГоспода, то, возможно, удостоились бы более глубокого ведения о последнихвременах и кончине мира; впрочем, и того, что дает нам святая Церковь, вполнедостаточно для нас.
   Вообще, смещение центра внимания верующего изобласти сотериологии (учении о спасении) в область эсхатологии (учение о концемира) есть характерное уклонение от истины, присущее многоликому сектантству.Отказавшись от главного — возрождения души посредством деятельной жизни вограде Церкви, они назойливо проповедуют то о состоявшемся, то о скором ВторомПришествии, забывая, что радостным будет оно только для тех, кто любит Бога«не словом и языком, а делом и истиною» (1 Ин. 3, 18). Всем намзаповедал Господь: «Вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придетСын Человеческий» (Мф. 24, 44). Но представим себе, что это обетование ужесбылось, и наш Спаситель Христос незримо уже взошел на небо… Как же в этомслучае понимать увещевание к живущим: «Будьте готовы», к чему теперьследует готовиться и что с нами, живущими, произошло?
   Ангелы объявили, что таким же образом Господьвернется. И мы верим пророческим словам Сына Божия — Господа нашего Иисуса Христа,что во время Второго Пришествия «все племена земные увидят СынаЧеловеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою»(Мф. 24, 30).
8. PAROUSIA — «Присутствие» или«пришествие»?
   В заключение рассмотрим термин греческогооригинала Священного Писания — parousia, которым недобросовестно манипулируютиеговисты. Буквально это слово означает «присутствие», хотя имеет идругие значения, например «пришествие». Известно, что правильноезначение термина можно определить, исходя из контекста. Действительно, внекоторых случаях употребляемый в Священном Писании термин parousia можноперевести как «присутствие», однако в других случаях перевод,сделанный сектантами, не соответствует значению этого термина в данномконтексте, равно как и содержанию текста, из которого исходит христианскаяЦеркoвь [144].
   Греческое слово parousia является лишь одним изнемногих в этом языке слов, употребляемых в Писании для описания ВторогоПришествия Спасителя. Это слово используется официозом Бруклинскогоиеговистского центра с тем, чтобы убедить, что пришествие Спасителя в 1914 г.было невидимым. Вопреки этому, древние греки использовали слово parousia дляописания прибытия или посещения царственной личности или самого царя. Принятоезначение этого слова таково: «буквальное, видимое личностное посещение,обычно сопровождаемое пышностью и великолепием. Таков и метод Библии — вописании будущего возвращения Христа» [145].
   Востоковед, знаток древних языков А.Дейсман всвоей книге «Свет из Древнего Востока» по поводу термина parousiaпишет: «Начиная от эпохи Птолемея и вплоть до второго столетия по Р.Х. мыможем проследить, что это слово употребляется на Востоке как техническоевыражение для обозначения факта прибытия или посещения царя илиимператора» [146].
   С этим согласны Д.Х.Моултон и Д.Миллиган, авторы«Словаря греческого Нового Завета», где они пишут: «От временПтолемея и впредь, чтобы обозначить „посещение“, визит императора илидругой авторитетной личности, употребляется термин parousia» [147].
   В современном греческом языке словом parousiaвыражается ежедневное посещение школы, вуза и т.п. И разумеется, слово parousia- «присутствие» не включает в себя еще такого значения, как«невидимый», — это грубейшее преднамеренное сектантское искажение.Писание содержит достаточно свидетельств того, что те, о ком идет речь, немогли быть невидимыми в силу их присутствия (1 Кор. 16, 17; 2 Кор. 7, 6-7; 10,10; Флп. 1, 26; 2, 12).
   В первом послании к Коринфянам апостол Павелсообщает: «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили дляменя отсутствие ваше» (1 Кор. 16, 17). В греческом оригинале вместотермина «прибытие» стоит слово parousia, т.е.«присутствие», что в славянском переводе Библии переведено словом«пришествие». «Возрадовался же о пришествии Стефанинове…»(1 Кор. 16, 17). Смысл слов вполне ясен. Апостол Павел рад был находиться средисвоих сотрудников о Господе.
   Во втором послании к Коринфянам также читаем:«Бог, утешение смиренным, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытиемего» (2 Кор. 7, 6-7). В славянском переводе дважды слово«прибытие» переводится словом «пришествие», что в греческоморигинале соответствует слову parousia (присутствие).
   Так же и в Послании к Филиппийцам апостол Павелпишет: Дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моемвторичном к вам пришествии (parousia. — И.Е.) (Флп. 1, 26). «Итак,возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии(parousia. — И.Е.) моем, но гораздо более ныне во время отсутствиямоего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2, 12).
   Если бы рупор иеговистов — журнал«Сторожевая башня» — хотя бы на миг допустил, что слово parousiaможно перевести как «пришествие» в тех стихах, где речь идет овозвращении Христа (а этой точки зрения придерживаются все квалифицированныепереводчики), тогда все концепции пастора от иеговизма «рассыпались бы впрах» [148].
   «Во многих местах Нового Завета приупоминании о Втором Пришествии используется не слово parousia, а форма глаголаelthon и производные от erchomai, которые переводятся как видимое пришествиеГоспода» [149]. Эти тексты никак невозможно переиначить в«бруклинском духе», ибо слово erchomai означает«приходить», «явиться» и не допускает других трактовок.
   В Библии на русском языке эти термины переведеныследующими глаголами: «Все племена земные увидят Сына Человеческого,грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24, 30). „Придуопять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были где Я“ (Ин. 14, 3). „Се грядетс облаками, и узрит Его всякое око“ (Откр. 1, 7). „Смерть Господнювозвещаете, доколе Он придет“ (1 Кор. 11, 26).
   Отметим также другие термины, употребляемые вСлове Божием для описания Второго Пришествия: „В явлении apokalnyei- И.Е.) Господа Иисуса с неба с ангелами сила Его“ (2 Фес. 1, 7).»В тот день, когда Сын Человеческий явится apokalnptieta.- И.Е.)” (Лк. 17, 30), «До явления epifaneia. — И.Е.) Господа нашего ИисусаХриста» (1 Тим. 6, 14). «Получить себе царство и возвратиться»(Лк. 19, 36). «Ожидающим analnsei — И.Е.)Господа своего» (Лк. 12, 36). «Только то, что имеется, держите, пока приду»(Откр. 2, 25). Авторитетный богослов Уолтер Мартин в книге «Царствокультов», разъясняя семантику слова «пришествие», писал:«Свидетели Иеговы претендуют на ученость в своем безграмотном переводеслова parousia, однако ни один крупный специалист в области греческойэкзегетики и перевода не подтвердил правильность их толкования. Начиная с 1871г., когда „пастор“ Рассел создал свою концепцию, и по настоящий деньвсе значительные ученые последовательно отвергли ее»
Список использованной литературы
   1. Ю.Гжезик. Движение второго адвента.Люблин, 1993, с.7. 
   2. Там же, с.15. 
   3. Там же, с.15. 
   4. A.Hoekema. Four Mojor Culteю Б.м.,1976, р.223. 
   5. Т.Д.Гулякевич. Социальная сущностьсовременного американского иеговизма (критический анализ иеговистскойлитературы). М., 1971, с.16. 
   6. А.Ноекема. Ор.cit., p.225. 
   7. Там. же, с.225. 
   8. Там же, с.225. 
   9. Т.Д.Гулякевич. Цит.соч.,с.16. 
   10. В.В.Коник. Иллюзии свидетелейИеговы. М., 1981, с.5. 
   11. Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский.Именем бога Иеговы. М., 1960, с.160. 
   12. Д.Е.Фурман. Церкви в США. М.,1982, Вып.4, с.189. 
   13. Уолтер Мартин. Царство культов.1982, с.46. 
   14. Ч.Рассел. Божественный план веков.Б.м., 1924. Т.1, с.29. 
   15. Т.Д.Гулякевич. Цит.соч.,с.20. 
   16. А.Ноеkemа. Ор.cit., р.229. 
   17. В.Ерофеева, И.Дору. Тайнасвидетелей Иеговы. Ставрополь, 1968, с.6. 
   18. Э.М.Бартошевич,Е.И.Борисоглебский. Цит.соч., с.14. 
   19. В.В.Конник. «Истины»свидетелей Иеговы. М., 1978, с.56.  
   20. В.В.Коник. Критика эсхатологиисвидетелей Иеговы. М., 1976, с.26. 
   21. Там же, с.26. 
   22. Цит.по: П.Л.Яровицкий. Эволюциясовременного иеговизма. Киев, 1981, с.11. ^
   23. Ч.Рассел. День мести. Б.м. и г.,с.90. 
   24. А.Ноеkеmа. Ор.cit., р.226.