«Великая
дидактика» Я.А.Каменского
Реферат по
социальной психологии студентки III курса. Мухиной Марины Васильевны
Институт
Государственного Администрирования
Педагогический
факультет
с. Намцы
2002 год.
Антролого-педагогические
взгляды Каменского. Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Каменского.
Введение
Образование в
Европе в 500-1789гг прошло длительный путь развития от всеобщего невежества до
всеобщего обязательного начального образования. Около 500г пал древний Рим,
завоеванный германским имением вандалов. Исчезла культура, а вместе с ней и
классическое образование. Сохранилось только христианское образование
священников в монастырских и церковных школах. В них господствовало
догматическое обучение, основанное на вере и заучивание наизусть молитв и
других священных текстов. Логическое мышление развивалось путем схоластических
рассуждений, целью которых было теоретическое обоснование церковных догматов.
Постепенно в городах организовывались церковные и общинные школы для
ремесленников, купцов, горожан. Орден иезуитов, организованный при
каталогической церкви, разработал иезуитскую систему образования, существующую
и в настоящее время.
Её цель
воспитание преданности каталогической религии. В 11-м веке появились первые
европейские университеты. Система университетского высшего образования широко
распространилось по всей Европе. Первые университеты организовали профессора,
прибывшие из Константинополя. В 1538г в Страсбурге появилась первая гимназия,
готовившая учащихся к поступлению в университет.
Новое время в
историко-педагогическом развитии открывается удивительным феноменом: рождением педагогической системы, необычайно
смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным решениям,
отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика «отпочковывалась»
от философии как новая отрасль научного знания с собственным предметом
исследования, научной аргументацией, исследовательской проблематикой,
собственным «языком» – понятийно-терминологическим аппаратом.
Эта система
плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого
философа-гуманиста Я.А.Каменского, трансформировавшего в своей мировоззрении, в
своей философии образования величайшие достижения человеческого духа
предшествующих веков культурного развития. Его «Великая дидактика» (1632г) –
начала всех начал в педагогике нового времени. Духовный мир Каменского,
человека энциклопедически образованного, – сложнейший оригинальный «сплав»
воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма,
современного ему гуманитарного и естественнонаучного.
Задачей каждого
христианского государства, утверждал педагог-философ, должна стать «всеобщее
образование юношества». Теоретическая мысль великого гуманиста избежать
«соблазна» исторических условий его времени: низведения человека до его
сословного облика, орудия национально-государственных и религиозных интересов и
целей, а его воспитания – до подготовки человека к выполнению его сословных ролей,
социальных функций. Каменский обосновал демократическую и гуманистическую идею
всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного века
была и ниже остается «путеводной» в отставании всеобщего образования как
неотьемлемого права каждого человека, как необходимого условия «единения» людей
на общечеловеческих началах.
В концепции
Каменского человек помещен в «микромир», наделен властью над вещами и
ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая практическая
деятельность человека в той или иной сфере жизни общества – это «искусство», а
путь к искусству «научное образование» дающее знание об окружающем мире
природы, общества, о делах и трудах общества человека. Человек сам сложный мир,
«микрокосм». Его внутренняя жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и
пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей.
Направить природный дар свободу воли к истинно человеческому: разуму,
нравственности, добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.
Духовная опора
человека в его внутреннем само строительстве и в его деятельности в мире –
стремление «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом», осуществлять
свое предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной. «Семена
благочестия», как и «семена ума», «семена нравственности», призвано растить
религиозное воспитание.
Христианско-антропологическая
концепция человека, как базовая в педагогической системе Каменского, обусловила
гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе
признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания
доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.
Педагогическая система Каменского – это «строгая» педагогика, она предполагает
отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих
мыслях и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности
как сложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке.
Педагогическая система Каменского оптимистична, пронизана светом веры в
возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного
«общежития человеческого», обьединения «возвышенных, мужественных, великодушных
людей».
Педагогический
оптимизм Каменского не
только на его христианско-антропологических воззрениях, но и опирается на
общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании
в ходе исследования природного мира – принцип природосообразности. В трактовке
Каменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует
учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы
природы самого воспитания. Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из
многих наук (в «Великой дидактике» – это философские, психологические,
педагогические знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования
педагогического процесса. К пониманию природы этого процесса теоретик подходил
от темологических представлений в науке его времени. Общее свойство природы –
целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему
предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть. В
искусстве воспитания это означает – развивать, то что имеет человек «заложенным
в зародыше, развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу
туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет
свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума,
нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем
людям, Каменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и
некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития
воспитанника. При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а
сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика и
утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного
отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем
природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная» педагогика
естественного и свободного развития природных сил и способностей, педагогика
успеха как стимула учения – преодоления учения – удовлетворения, учения –
удовольствия, радости.
В последующие
века рациональное научное знание отказалось от темологических обьяснений
развития природных процессов, а в социо-ориентированной образовательной
практике утвердились принципиально иная педагогическая парадигма: воспитание
как воздействие на воспитанника с целью формирования определенных качеств
личности. Однако идея о природосообразном (естественном, свободном) воспитании
с постоянством закономерности будет актуализироваться вновь и вновь,
обосновывать возможность счастливой и радостной школьной жизни, стимулировать
поиски адекватных технологических решений.
Столь высоким
идеалам (будь то человек как предмет воспитания или же педагогическая
деятельность, педагогический процесс) традиционная практика воспитания,
семейного и общественного, явно не соответствовала. И Великий теоретик создает
грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до
двадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Каменский
обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса
человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был
ориентирован на идею «учить всех всему» – на рациональную организацию «массовой
школы».
Опираясь на
принцип природосообразности, первый в истории образования носитель идеи
возрастной и педагогической психологии представил время взросления человека как
четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи,
содержательную и процессуальную стороны образовывания человека – матерью ли в
семье, учителем ли в школе, профессором ли в академии. Обратим внимание на
замысел Гуманиста: не ребенок для школы, а школа для ребенка, способная учесть
и реализовать его возрастные возможности и особенности.
В плане
содержания образования этот замысел облечен в идею «пансофии» (всеобщей
мудрости). Каждый возраст способен
обьять пансофические знания на своем уровне возможного (концентрические круги)
и Каменский определяет примерное содержание «материнской школы», «школы родного
языка», «латинской школы», создает учебники. При этом неизменными остаются
принципы энциклопедизма «вместе с тем практической нравственности знаний –
связи с живым» опытом взаимодействия развивающегося человека с миром. Не каждый
склонен и способен одолеть весь путь к пансоджи, тем более, что академия
предполагает специализацию в том роде занятий, к которому «предназначила природа».
Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим любому, чтобы в
детстве были заложены основания для разумной, нравственной и благочестивой жизни.
Обосновывая
идею школы родного языка (глава ХХ1Х «Великой дидактики»), педагог постоянно имеет
в виду природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и
условиями жизни человека аргументирует Каменский необходимость в школе родного
языка начал родиноведения, граждановедения (эта идея будет переоткрыта
Песталоцци через полтора века). Столь же естественно и необходимо в латинской
школе наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с
действиями его свободной воли как владыка вещей», изучение «стрежневого
предмета истории», знание», знание которой «как бы освещает всю жизнь» –
сокращенная библейская история, история естествознания, история изобретений,
история морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история,
но преимущественно история своего отечества. «Семь свободных искусств», эти
традиционные учебные предметы средневековой школы, пансоджи Каменский дополняет
основами наук нового времени. Все содержания общего образования обращает к
человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его стремлений и
способностей «знать, уметь, действовать, говорить».
Широкая
философско-гуманистическая трактовка природосообразности воспитания
детерминитровала создание Каменским такого смыслового поля в поисках ответа на
вечный педагогический вопрос «Чему учить», которое оказалось далеко не
освоенным теорией содержания общего образования и практикой школьного обучения
последующих веков. Было утрачено гуманистическое, от растущего человека видение
проблемы, возобладал подход к ее решениям от социальных запросов «времени и
мести». В наши рубежные годы, годы осознания кризиса духовности и
нравственности и его опасных последствий в планетарных масштабах, предстоит
очевидно, заново оценить гуманизм и актуальность установки философа-педагога:
«Мы стремимся к общему образованию в области всего человеческого для всех, кто родился
человеком».
Не менее
радикальные изменения традиций характеризовали в проекте Каменского
процессуальную сторону обучения. Поиск «естественного (природосообразного)
метода» был ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу,
на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную
«книжную ученость», бастионы которой ученик брал памятью и напряжением воли
(догматический метод).
Аналог
«естественного метода» дидакт нашел в деятельности ученого. Известные
гносеологии его времени закономерности познания Каменский интерпретировал в
индуктивный путь формирования понятий. Дедукция используется как частные выводы
из общих, уже известных ученику положений. Проблемные ситуации (в современной
терминологии) «включают» мышление. Самостоятельные работы предполагают и
самостоятельное наблюдение, и самостоятельное применение, и приобретение
знаний. Естественность обучения усматривается также в специальном развитии
способности рассуждать так, в латинской школе рекомендуется изложение материала
в следующей последовательности: «происхождение и состояние вопроса, тезис и
антитезис, верные и вероятные аргументы, защита того или другого, затем пусть
будут вскрыты ошибки одного из двух утверждений и самый повод к этой ошибке,
ложные доказательства и подлинные доказательства в пользу истинного тезиса и
т.д. или, наоборот, если то и другое утверждение заключает в себе частицу
истины, то пусть будет показано из применение между собой. Таким образом одна и
та работа будет представлять собой и самое приятное повторение как пройденного,
и чрезвычайно полезное разьяснение непонятного ранее». К выводу дидакта нельзя
не добавить, что учебная работа такого плана (не часто встретишь и в
современной школе), вызывая мыслительную активность, создавая позитивный
эмоциональный настрой, обеспечивает движение личности как в овладении знаниями,
так и в развитии интеллектуальных сил.
В
историко-педагогической и дидактической литературе воззрения Каменского обычно
сводят к обосновыванию обьяснительно-репродуктивного способа обучения. Между
тем теоретические представления Каменского, апологета учения как познания
истины, связаны с сочетанием репродуктивной и продуктивной деятельности
ученика, с идеей самостоятельности и умственной активности. Не бесспорна
используемая в педагогической литературе аналогия разработанной первым дидактом
формы организации обучения с классно-урочной системой в ее современной
трактовке. Термин «класс» потребовался теоретику для того, чтобы расположить
образовательный материал по годам обучения и таким образом организовать
совместную работу учеников, рационализировать их труд и труд учителя (в
традиционной школе каждый обучался индивидуально). С определенной дозой
образовательного материала для отдельного занятия связывалось и понятие «урока». Само же значение – это и школьная
лекция, и наблюдение природы, и изучение с помощью школьного телескопа
звездного неба, и работа в школьной мастерской или студии (в таких картинках
представлена школа на титульном листе прижизненного издания сочинений Каменского).
В иерархии
задач воспитания высшие ступени Каменский связывал с непосредственным
обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным
отношением к знаниям пронизан образовательный процесс. Известный прагматизм установок: нацеленность научных
знаний на деятельность человека в «мире вещей» – «уравновешивается» возвышенной
трактовкой человека как «владыки мира». На каждой возрастной ступени вводятся
этические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначение
которых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям,
к самому себе. В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Каменский
специально выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этике
средневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность,
мужество, справедливость.
В искусстве
развивать и возвышать духовность человека педагог-гуманист стремился к
природосообразности. Главное основание формирования нравственности и
благочестия – это непрестанная духовная жизнь и практическая деятельность
человека: «Добродетели учатся, постоянно осуществляя честное». В таком ключе:
человек сам выстраивает свой внутренний мир – предстают «шестнадцать правил
искусства развивать нравственность». Воспитатель ориентирован на стимулирование
самодисциплины растущего человека (сдерживание влечений, обуздывание
нетерпеливости, гнева и т.п.), нравственных стремлений (справедливость по
отношению к другим людям, готовность уступить, услужить, оказать пользу своими
услугами возможно большему числу людей и др.). Его «инструменты» – и
наставление, и «примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же –
организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной
деятельности, деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к
труду, полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.
Кладези
нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для воспитанника –
священное писание и размышления великих людей. «Почему и как нужно избежать
зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких человеческих
несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев и умерить
преступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Каменский ориентирует
учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной сознательной
внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается преодолеть слабости и
пороки, противостоять разрушительной силе негативных чувств, влечений,
сохранить душевное равновесие. При этом определенно и четко обозначены и
«предьявлены» требования к человеку как духовно-нравственному существу. Для
гуманиста Каменского это отнюдь не проявление авторитарности, насилия над
личностью. В его антрополого-педагогической концепции за человеком, «образом
подобным Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В
то же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной
позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной испорченности»,
научить «преодолевать самих себя».
В этой связи и
в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», доминирует
установки на самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской
и обращалась в любовь, а главное на создание в школе атмосферы «искреннего и
открытого расположения», «господства бодрости и внимания как у учащих, так и у
учащихся», «любви и радостной бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по принуждению, а
давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики любили и уважали бы
своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, куда подобает,… и сами к
тому же стремились.
Выше
отмечалось, что в современном обществе феномен бездуховности, дефицит
человечности – следствие доминирующих в общественном сознании прагматического
отношения к вопросам морали, сциентистских трактовок духовного развития
человека, противопоставления науки и религии, непосредственно связываются с
глобальным мировым кризисом, а их преодоление с выходом к новому гуманному
витку цивилизационного развития. Тем значимее для современности опыт тех
педагогов, которые, как Каменский усматривали в воспитании духовности человека
главное назначение образования, главное направление педагогической
деятельности.
Педагогическую
систему Каменского возможно представить как гуманистическую модель
педагогического процесса, цель которого ценностно-направленное и целостное
развитие природных сил и способностей растущего человека. Цель реализуется в
организации жизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно
богатой, стимулирующей разностороннее развитие среде: в системе разнообразных
видов деятельности, соответствующих природосообразному развитию сил и
способностей, человеческому в человеке, в системе гуманных отношений между
воспитанниками, отношений взаимодействия педагога и учащихся как субьектов
педагогического процесса, в нарастающей субьектности воспитанников, что
переводит цель и задачи педагогического процесса в их собственные цели и
задачи, а воспитание «перерастает» в самовоспитание. Результат педагогического
процесса – достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального
развития, включая самосознание, самоопределение, потребности и способности к
дальнейшему саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития
личности воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями
саморазвития, «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо
выявляется в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого,
органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что
свидетельствует об универсальности педагогических открытий Каменского.
Обстоятельства
сложились так, что о Каменском – ученом, философе, при жизни признанном
«наставником мира», забыли вплоть до конца Х1Хв., и многие его идеи пришлось
«переоткрывать» другим педагогам. Каменский настолько обогнал свое время, что и
сегодня не в полном мере, осознана вся глубина его воззрений, многое остается
невостребованным. В европейском историко-педагогическом процессе педагогическая
система Я.А.Каменского предстает гениальным обобщением многовекового
гуманистического опыта христианского средневековья и вместе с тем началом
нового этапа в развитии гуманистической традиции, идеологически связанного с
просвещением.
Гуманистическая
традиция в педагогике западной цивилизации органически связана с
гуманистической традицией западной культуры. Интерпретируя и синтезируя
гуманистические идеи и опыты развития европейской философии, науки, искусства,
религии, педагогика, в свою очередь, средствами воспитания и образования
способствовала их передаче от поколения к поколению, укоренению их в
индивидуальном и общественном сознании.
Гуманистическая
педагогика целенаправленно служила утверждению «человеческого в человеке»,
духовно-нравственному обогащению его внутренней жизни, возвышению жизнесмыслов
его деятельности. Она сыграла свою историческую роль в признании европейским
человечеством в качестве высших духовных ценностей самоценности человеческой
личности, права человека на свободное развитие, самоопределение и
самореализацию, абсолютной ценности Истины, Добра, Красоты как идеальных
стремлений человеческой природы, вытекающих из них кардинальных добродетелей,
норм и правил гуманистической морали. Генезис гуманистической педагогической
традиции в процессе европейского культурного развития (от средневековья до
конца ХХ в) происходил на базе антропологических концепций (принцип
природосообразнсоти), на основе познания природы воспитания как явления
культуры (принцип культуросообразности) и как целенаправленного саморазвития
человека (выявлялись условия, возможности, средства педагогической поддержки и
помощи воспитаннику в его духовно-нравственном, личностном становлении и
развитии). В том, что именно в гуманизации воспитания и образования высший
смысл и назначение педагогической науки, убеждает классическая педагогика,
педагогические системы ее корифеев Каменского, Локка, Руссо, Песталоцци,
Гербарта, Дистервега.
ХХ век
продолжил и развил в новых социальных и культурно-исторических условиях
гуманистические идеи педагогов-просветителей, умножил их имена.
Педагоги-гуманисты ХХ века стремились противостоять обострению социальных
противоречий, дефициту гуманности и духовности, нараставшему во всех сферах
человеческой жизнедеятельности, в том числе в образовательно-воспитательной
сфере.
Философия и
история образования, обращение к многовековому духовному опыту педагогов
гуманистов помогает всесторонне обьяснить
и верно оценить бытующие в современном общественном и педагогическом
сознания проявления бездуховности и прагматизма, авторитарности и
социоцентризма, косности и реакционного консерватизма, сознательно и убежденно
противостоять им, целенаправленно утверждать в своей педагогической
деятельности гуманистические общечеловеческие и педагогические идеалы и
ценности.
Список
литературы
История
педагогики. А.И.Пискунова
История
образования и педагогической мысли. В.Г.Праникова, З.И.Равкин
Философия и
история образования. Л.А.Степашко.