Пути сыскания смысла жизни главными героями романа "Война и мир"

Пути
сыскания смысла жизни главными героями романа “Война и мир”

Высшая задача
таланта – своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.

В.О.Ключевский

В. И. Ленин
высоко оценивал художественное наследие знаменитого русского писателя Л. Н.
Толстого. “В его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что
принадлежит будущему”, – писал В. И. Ленин о Толстом. От своего отца,
участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Толстой
унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость.
Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в
изучении иностранных языков однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В
19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя
улучшению жизни своих крестьян.

Начинается пора
исканий Толстым цели в жизни. Он то собирается ехать в Сибирь, то отправляется
в Москву, затем в Петербург; то решает поступить в Конногвардейский полк… В
эти же годы Л. Толстой серьезно занимается музыкой, педагогикой, философией. В
мучительных поисках приходит Толстой к главному делу своей жизни –
литературному творчеству. Всего великий писатель создал свыше 200 произведений,
в том числе роман-эпопею “Война и мир”. По мнению Тургенева,
“ничего лучшего у нас никогда не было написано никем.” Достаточно
заметить, что текст романа переписывался 7 раз, его композиция поражает своей
сложностью и стройностью.

Изучение
человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило Толстому
стать глубоким психологом. В созданных им образах, особенно в образах главных
героев романа, обнажается внутренняя жизнь человека – сложный противоречивый
процесс обычно скрытый от посторонних глаз. Толстой, по словам Н. Г.
Чернышевского, раскрывает “диалектику человеческой души”, т.е.
“едва уловимые явления… внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с
чрезвычайной быстротой”… /Н. Г. Чернышевский/ Толстой говорил:
“Люди, как реки… ” – подчеркивая этим сравнением многогранность и
сложность человеческой личности.

Духовная
красота любимых героев Толстого – князя Андрея Болконского и Пьера Безухова –
проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной
для всего народа. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к
правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру
Курагиных и Шерер. Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой
любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской
битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя
каждый из них идет к добру и правде своим путем. Желая выбраться из сферы
надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну.
Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг.
“Ведь что же слава? – говорит князь Андрей. – Та же любовь к
другим…” Но во время Аустерлицкого сражения стремление к славе приводит
его к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для князя Андрея
символом высокого понимания жизни: “Как же я не видел прежде этого
высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все
обман, кроме этого бесконечного неба.”

Андрей Болконский
понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем
война и слава Наполеона. Дальнейшие события – рождение ребенка, смерть жены –
заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях,
жизнь ради себя, для родных – единственное, что ему остается. Но деятельная
натура Болконского, конечно, не могла ограничиться этим. Начинаются опять
поиски смысла жизни, и первой вехой на этом пути является встреча с Пьером и
беседа с ним на пароме. Слова Безухова – “Надо жить, надо любить, надо
верить” – указывают князю Андрею путь к счастью.

Встреча с
Наташей Ростовой, со старым дубом помогают ему ощутить радость бытия,
возможность приносить пользу людям. Князь Андрей пытается теперь уже найти
смысл и цель жизни в любви, но это счастье оказалось кратковременным. Наиболее
знаменательной вехой в жизни Андрея явились события 1812 года. Высочайшей целью
его жизни становится защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже не
волнуют. Жить, помогая и сочувствуя людям, – вот новый идеал, который
пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. Именно в
разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя
Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит,
что его мысли созвучны народным: “И так же думает Тимохин и вся армия,
“Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с
народом, борющимся за родную землю.

Иными
жизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что и
князя Андрея. “Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что
смерть?” – на эти вопросы мучительно искал ответ Пьер, чей образ был
задуман Толстым как образ будущего декабриста. Сначала Пьер защищает идеи
французской революции, восхищается Наполеоном, желает то “произвести
республику в России, то самому быть Наполеоном…” Не найдя еще смысла
жизни, Пьер мечется, совершает ошибки, одной из которых является его женитьба
на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Поиски правды и смысла жизни приводят
его к масонам. Он страстно желает “переродить порочный род
человеческий”. В учении масонов Пьера привлекают идеи “равенства,
братства и любви,” поэтому прежде всего он решает облегчить участь
крепостных. Ему кажется, что он нашел наконец цель и смысл жизни: “И
только теперь, когда я… стараюсь… жить для других, только теперь я понял
все счастье жизни”. Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его
дальнейших исканиях. Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как
республиканские идеи Пьера не разделялись его “братьями”, и к тому же
Пьер видит, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все
это приводит Пьера к разрыву с масонами.

Так же, как и
для князя Андрея, целью жизни, идеалом становится для Пьера любовь к Наташе
Ростовой, омраченная узами брака с ненавистной ему Элен. Но его жизнь лишь со
стороны казалась спокойной и безмятежной. “К чему? Зачем? Что такое
творится на свете?” – эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта
непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни
Отечественной войны 1812 года.

Огромное
значение имело для Пьера соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и
после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. “Солдатом быть,
просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем,
что делает их такими” – вот какое желание овладело Пьером после
Бородинского боя.

Образами князя
Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что, какими бы разными путями ни
шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они
приходят к одинаковому итогу: смысл жизни – в единении с родным народом, в
любви к этому народу. Именно в плену Безухов приходит к убеждению:
“Человек сотворен для счастья”. Но люди вокруг Пьера страдают, и в
эпилоге Толстой показывает Пьера напряженно думающим, как защитить добро и
правду. Пути исканий приводят Безухова в тайное политическое общество,
борющееся против крепостничества и самодержавия. Проблемы, поднятые Толстым в
романе “Война и мир”, имеют общечеловеческое значение. Его роман, по
словам Горького, – “документальное изложение всех исканий, которые
предприняла в 19 веке личность сильная, в целях найти себе в истории России
место и дело…”
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/