Женские образы и судьбы в русской классической литературе (1 и 2 половина XIX века)

Русскаялитература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустаннымстремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку,правдивостью изображения.
Русскиеписатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашемународу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистыхженщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимойдушевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания наизображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души.
Начинаяс XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, сбольшим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги.Достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образ древнерусскойженщины Ярославны. Она — воплощение любви и верности. Ее печаль в разлуке сИгорем совмещается с гражданской скорбью: Ярославна переживает гибель дружинысвоего мужа и, обращаясь к силам природы, просит помочь не только ее«ладе», но и всем его воинам. Автор «Слова» сумел придатьобразу Ярославны необыкновенную жизненность и правдивость, Он первый создалпрекрасный образ русской женщины.
А.С.Пушкин создал незабываемый образ Татьяны Лариной. Татьяна «русскаядушою», это автор подчеркивает на протяжении всего романа. Ее любовь крусскому народу, к патриархальной старине, к русской природе проходит через всепроизведение. Татьяна — «натура глубокая, любящая, страстная».Цельная, искренняя и простая, она «любит без искусства, послушная влеченьючувства». О своей любви к Онегину она не говорит никому, кроме няни. Ноглубокую любовь к Онегину Татьяна сочетает с чувством долга к мужу: Я вас люблю/к -чему лукавить?/ Но я другому отдана, И буду век ему верна. Татьянесвойственно серьезное отношение к жизни, к любви и к своему долгу, у нееглубина переживаний, сложный душевный мир. Все эти черты воспитала в ней связьс русским народом и русской природой, создавшими поистине русскую женщину,человека большой душевной красоты.
Пушкиндал и другой, казалось бы, менее выдающийся образ скромной русской девушки. Этообраз Маши Мироновой в «Капитанской дочке». Автор сумел показать исерьезное отношение к любви, глубину чувства, которое она не умеет выразитькрасивыми словами, но верность которому сохраняет на всю жизнь. Она готова пойтина все для любимого человека. Она способна пожертвовать собой для спасенияродителей Гринева.
Нельзязабыть и другой образ женщины, полный красоты и трагизма, образ Катерины вдраме Островского «Гроза», в котором, по мнению Добролюбова,отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство,стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту. Катерина — «светлый луч в темном царстве», исключительная женщина, натурапоэтически-мечтательная. Попав в атмосферу лицемерия и ханжества, выйдя замужза нелюбимого человека, она глубоко страдает. Но как ярко вспыхивает еечувство, когда она в этом «темном царстве» встречает человека,близкого ей по своим настроениям. Любовь к нему становится для Катериныединственным смыслом жизни: ради Бориса она готова переступить свои понятия огрехе. Борьба между чувством и долгом приводит к тому, что Катерина публичнокается перед мужем и, доведенная до отчаяния деспотизмом Кабанихи, кончаетжизнь самоубийством. В гибели Катерины Добролюбов видит «страшный вызовсамодурной силе».
Большиммастером в создании женских образов, тонким знатоком женской души и сердца былИ.С. Тургенев. Он нарисовал целую галерею изумительных русских женщин. Переднами встает Лиза Калитина — светлая, чистая, строгая. Чувство долга,ответственности за свои поступки, глубокая религиозность сближают ее сженщинами древней Руси /«Дворянское гнездо»/. Но Тургенев дал образыи новых женщин! Елены Стаховой и Марианны. Елена — «необыкновеннаядевушка», она ищет «деятельного добра». Она стремится выйти изузких рамок семьи на простор общественной деятельности. Но условия русскойжизни того времени не допускали для женщины возможности такой деятельности. ИЕлена полюбила Писарева, который всю жизнь посвятил делу освобождения своей родины.Он увлек ее красотой подвига в борьбе за «общее дело». После егосмерти Елена остается в Болгарии, посвящая свою жизнь святому делу — освобождению болгарского народа от турецкого ига.
Подлиннымпевцом русской женщины был Н.А. Некрасов. Ни один поэт ни до Некрасова, нипосле него не уделил столько внимания русской женщине. Поэт с болью говорит отяжелой доле русской крестьянки, о том, что «ключи от счастья женскогоутеряны давно». Но никакая рабски-приниженная жизнь не сможет сломить гордостьи чувство собственного достоинства русской крестьянки. Такова Дарья в поэме«Мороз, Красный нос». Как живой встает перед нами образ русскойкрестьянки, чистый сердцем и светлый. С большой любовью и теплотой пишетНекрасов о женщинах- декабристках, последовавших за своими мужьями в Сибирь.Трубецкая и Волконская готовы делить с мужьями, пострадавших за счастьенародное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни лишения.
Наконец,великий революционный демократ Н.Г. Чернышевский показал в романе «Чтоделать?» образ новой женщины Веры Павловны, решительной, энергичной,самостоятельной. Как страстно рвется она из «подвала» на«вольный воздух». Вера Павловна правдива и честна до конца. Онастремится облегчить жизнь очень многих людей, сделать ее прекрасной и необыкновенной.Вот почему многие женщины так зачитывались романом и стремились в своей жизниподражать Вере Павловне.
Л.Н.Толстой, выступая против идеологии демократов-разночинцев, противопоставляетобразу Веры Павловны свой идеал женщины — Наташу Ростову /«Война имир»/. Это одаренная, жизнерадостная и решительная девушка. Она, подобноТатьяне Лариной, близка к народу, к его жизни, любит его песни, деревенскуюприроду. Толстой подчеркивает в Наташе практичность и хозяйственность. Приэвакуации из Москвы в 1312 году она помогает взрослым укладывать вещи, даетценные советы. Патриотический подъем, который пережили все слои русскогообщества при вступлении армии Наполеона в Россию, охватил и Наташу. По еенастоянию подводы, предназначенные для погрузки имущества, были освобождены дляраненых. Но жизненные идеалы Наташи Ростовой не сложны. Они лежат в семейнойсфере. Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый рядзамечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их душевные,нравственные и интеллектуальные качества, чистоту, ум, полное любви сердце,стремление к свободе, к борьбе — вот черты, характерные для образа русскойженщины в русской классической литературе.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/