Гавриил Романович Державин — «отецрусских поэтов»
Вмоем представлении Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане«старины глубокой», и век XIX, совсем близкий, знакомый по столькимименам. Ведь, с одной стороны, Державин — младший современник Ломоносова, а сдругой — тот, кто оценил одним из первых талант юного Пушкина.
Когдая читаю стихи Державина, у меня возникает сложное чувство.
Чтони говори, для восприятия, современного читателя эти стихи трудноваты: иобороты, и слова старинные, и от жанра оды мы успели отвыкнуть. Но мне кажется,что в них живет душа очень умного, ироничного человека — их автора. И еще ядумаю, что человек этот был смелым экспериментатором в языке и литературе.
Возьмемхотя бы его известные оды. Посвящены они по большей части императрице ЕкатеринеВеликой. Но героиня самой известной из них названа Державиным Фелицей, чтозначит «счастливая», а не «великая» или «мудрая»,как можно было бы ожидать. И действительно, эта «царевна Киргиз-Кайсацкияорды» велика именно тем, что счастлива и человечна. Ее достоинства в том,что она ходит пешком и ест простую пищу, разрешает самостоятельно мыслить иговорить правду. Словно для того, чтобы подчеркнуть ее простоту, рядом авторрисует и «свой» портрет”, на который, по его словам, «весьсвет похож»:
Ая, проспавши до полудня,
Курютабак и кофе пью;
Преобращаяв праздник будни,
Кружув химерах мысль мою.
Хотелосьбы особо отметить, что в своих одах Гавриил Романович Державин во многом отошелот правил классицизма. Так, в оде «Фелица» писатель смешал в одномпроизведении разные жанры, соединил оду с сатирой, резко противопоставивположительный образ царицы отрицательным образам ее вельмож. Под перомДержавина ода приблизилась к произведению, правдиво и просто изображавшемудействительность. Нарушая строгие правила классицизма, Державин отвергустановившуюся в литературе теорию трех стилей Ломоносова. Таким образом, оносуществил «опрощение», «снижение» высокого слога,приспособив его к нормам разговорного языка, далекого от утонченности светскогодворянского салона.
Оченькрасочно характеризует эту державинскую особенность смешения высокого слова снизким Н.В.Гоголь: «Слог у него (Державина) так крупен, как ни у кого изнаших поэтов; разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит отнеобыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми.
Исмерть как гостью ожидает,
Крутязадумавшись усы.
Кто,кроме Державина, осмелился бы соединить такое дело, как ожидание смерти, стаким ничтожным действием, каково кручение усов?» («Выбранные местаиз переписки с друзьями»)
Обличая«свет» и придворную знать, поэт отмечает, что представители этогокруга погрязли в суете, незаслуженных забавах и развлечениях, косности инепросвещенности. С удивительной прямотой и резкостью он высмеивает вельмож,которые кичатся своим высоким положением, не имея никаких заслуг перед страной.В оде «Вельможа» он пишет:
Оселостанется ослом,
Хотяосыпь его звездами,
Гдедолжно действовать умом,
Онтолько хлопает ушами.
Воде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеалгосударственного деятеля:
Вашдолг есть: сохранять законы,
Налица сильных не взирать,
Безпомощи, без обороны
Сироти вдов не оставлять.
Согласитесь,поместить в оду не восхваление, а критику своего общества — это довольно смело!К тому же, если повнимательней перечесть заслуги Фелицы и примерить их кЕкатерине II, то некоторые строки могут показаться злой сатирой:
Стыдишьсяслыть ты тем великой,
Чтобстрашной, нелюбимой быть;
Медведицеприлично дикой
Животныхрвать и кровь их пить.
… Иславно ль быть тому тираном,
Великимв зверстве Тамерланом,
Ктоблагостью велик как бог?
Державинговорит это женщине, потопившей в крови восстание Емельяна Пугачева, взошедшейна престол после убийства своего мужа! Недаром в последних строфах он с горечьювопрошает, обращаясь к Фелице:
Ногде твой трон сияет в мире?
Где,ветвь небесная, цветешь?
Этимпоэт как бы подчеркивает, как мало соответствует Россия образу идеальнойстраны.
Мысльо величии простых человеческих чувств, а также о бренности всего земногопронизывает оду «На смерть князя Мещерского». Мне кажется, это оченьхарактерно для Державина — посвятить оду одному из своих знакомых, чье имя таки кануло бы в историю, если бы поэт не написал о его смерти. Жизнь делит людейна богатых и бедных, сытых и голодных, царей и подданных, а смерть равняетвсех:
Глядитна всех — и на царей,
Комув державу тесны миры;
Глядитна пышных богачей,
Чтов злате и сребре кумиры;
Глядитна прелесть и красы,
Глядитна разум возвышенный,
Глядитна слезы дерзновенны
Иточит лезвие косы.
Интересното, что в самые разные годы, в самых разных стихах у поэта прорывается темасмерти. Державин был отважным человеком. Он не робел ни перед царевым, ни передвельможным гневом, ни перед пугачевскими разбойниками, ни перед бушующим Белымморем. Но его умение полнокровно жить и чувствовать, страстно переживать жизньв слове, может быть, и не давало ему отвести взгляд от смерти. В своейудивительной оде «Бог» он говорит о своем понимании жизни, смерти,бессмертии, обращаясь к Создателю:
Твоейто правде нужно было,
Чтобсмертну бездну преходило
Моебессмертно бытие:
Чтобдух мой в смертность облачился
Ичтоб чрез смерть я возвратился,
Отец!— в бессмертие Твое.
Размышляяо жизни и смерти, поэт в своих исканиях пришел к постижению истины через веру вСпасителя. Себе и другим и утешение он оставляет слова надежды:
Почтож терзаться и скорбеть,
Чтосмертный друг твой жил не вечно?
Жизньесть небес мгновенный дар;
Устройее себе к покою
Ичистою твоей душою
Благословляйсудеб удар.
Ине случайно Гаврила Романович Державин очень много стихов написал именно оземных радостях и печалях, которые близки всем людям без исключения. Это«Объявление любви», «Разлука», «Купидон»,«Разные вина» и другие. Их слог очень прост, ярок и доступен читателюXX века, как доступны описанные переживания: любовь, печаль, расставания,радости дружбы. В знаменитом послании «Евгению. Жизнь Званская» поэтпротивопоставляет суетную придворную жизнь, полную интриг, клеветы, и жизньпростую, деревенскую. Он так подробно, со вкусом перечисляет прелести званскогожитья, что тоже хочется побывать среди прекрасных пейзажей, искупаться в пруду,глядеть, «как на воду ложится красный день», и пить «под небомчай душистый». Мне кажется, что Державину было очень важно утвердить вумах своих читателей эти вечные ценности человеческой души, может быть, даже впротивовес уже привычным приоритетам, подчиняющим личность государству.
СогласноДержавину, идея государственности не должна подминать под себя человека. Встихотворении «Властителям и судиям» он высказывает мысль о том, чтозакон должен быть не только справедливым, но и гуманным.
Безпомощи, без обороны
Сироти вдов не оставлять…
Несчастливымподать покров,
Отсильных защищать бессильных,
Исторгнутьбедных из оков.
Адалее поэт приходит и вовсе к крамольному по тем временам выводу: цари, эти«земные боги», на самом деле смертны, как и все, и так же подверженыстрастям. Не правда ли, нужна большая смелость, чтобы так открыто восстатьпротив произвола властителей:
Воскресни,Боже! Боже правых!
Иих молению внемли:
Приди,суди, карай лукавых
Ибудь един царем земли!
Этасмелость обошлась поэту дорого, — он пережил ссылку, но о своих словах и делахон не жалел. Недаром в переложении оды Горация, получившем название«Памятник», поэт среди своих заслуг, обеспечивших ему бессмертие,отмечает прежде всего:
Чтопервый я дерзнул в забавном русском слоге
Одобродетелях Фелицы возгласить,
Всердечной простоте беседовать о Боге
Иистину царям с улыбкой говорить…
Досих пор не было сказано еще об одной важной теме поэта Державина. Русскийсолдат, русский народ является главным героем его победно-патриотическихпроизведений. Русский народ в изображении Державина — защитник своей родины иосвободитель порабощенных Наполеоном народов Европы. В оде «На переходАльпийских гор» поэт восклицает:
Воюетросс за обще благо,
Засвой, за ваш, за всех покой.
Однимиз мистических событий в русской литературной жизни, как мне кажется, явиласьвстреча «старика-Державина», признанного мэтра русской поэзии, июного лицеиста Александра Пушкина, будущая слава которого затмит всех егопредшественников. Сам Пушкин в своих воспоминаниях так описывал это событие:«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Этобыло в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее… Державин был очень стар.Экзамен наш очень его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзаменпо русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразилсявесь. Разумеется, читаны были его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной.Наконец вызвали меня. Я прочел мои „Воспоминания в Царском Селе“,стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когдадошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, асердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение,не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меняобнять… Меня искали, но не нашли…» Вот такая судьбоносная встреча двухвеликих поэтов, определивших своим творчеством важные вехи на пути развитиярусского национального языка и литературы.
ГавриилРоманович Державин гордо верил в свое творчество, в его бессмертие, он писал:«А я Пиит — и не умру». И его пророческим словам суждено сбыться. Мыи сегодня читаем произведения Державина, отыскивая в них заветные строки:
Ялюбил чистосердечье,
Думалнравиться лишь им,
Уми сердце человечье
Были гением моим.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/