ЕЗИДЫ (ЭЗИДЫ)
Месопотамия
– долина между реками Тигр и Евфрат, явилась колыбелью первых цивилизаций на
планете – нашего Круга. Основоположниками этих ранних цивилизаций Междуречья,
явились на юге – шумерийцы, а на севере аккадийцы. В результате борьбы за
политическую гегемонию, которая велась между Шумером и Аккадом, последнему
удалось объединить под своей властью всю Месопотамию, а также и соседнее
государство Элам. Вооруженная борьба за создание единого централизованного
государства велась талантливым военачальником и выдающимся государственным
деятелем – царем Аккада Саргоном Великим. Могущественный царь Саргон Аккадский
объединил Аккад и Шумер, вместе с тем образовал первое на нашей планете
древнейшее централизованное рабовладельческое государство. Границы Аккадского
государства за период правления (55 лет, 2316-2261г.г. до н.э.) Саргона
Великого простирались от Средиземного моря до Персидского залива, он покорил
Мари и Элам, его войско совершило походы к Серебряным горам (Малоазийский
Тавр), и на Симмурим – город-государство на реке Нижний (ныне Малый) Заб, между
нынешними городами Эрбиль и Киркук. Царство Аккада особенно укрепилось в
правление внука Саргона Нарамсина (23 век до.н.э.), который принял титул царя
«четырёх стран света». При Нарамсине под власть царей Аккада попадает область,
а также горные племена Загроса и города Элама. На севере войска Нарамсина
доходили до гор Армении. Одно из свидетельств, указывающее на масштабы
территорий древнего государства Аккад – клинописная наскальная надпись…
недалеко от истоков реки Тигр (район современного Диярбакыра), которая была
высечена писцами царя Нарамсина.
Позднее
в период правления царя Хаммурапи (1792-1750гг.до.н.э.) земли Шумера и Аккада
вновь были объединены и образовалось древнее государство Вавилония. Со времен
Шумера и Аккада в Вавилонии проживало множество народов и племен, среди которых
огромное количество составляли пленные, переселенные туда в результате военных
походов Вавилонских царей. Львиная доля пленников пришлась на период завоеваний
халдейского царя Навуходоносора II.
Сегодня
этнический состав Ирака не так сложен. Приблизительно 80% населения составляют
арабы, 18% курды, а остальные – персы, турки, ассирийцы, эзиды и др. Из древних
жителей Месопотамии ныне в Ираке проживают потомки ассирийцев, халдеев, а также
сабейцы (мандейцы)- потомки ассиро-вавилонян. Судьба же шумеров и аккадийцев,
которые стояли у истоков основания первых цивилизаций, осталась одной из
неразгаданных тайн Месопотамии. Исчезли ли они бесследно или ассимилировались,
смешавшись с другими народами.
Если
арабы поселились в Месопотамии после известных событий с начала VII века, то на
исторической арене Передней Азии народ под названием “курды” стал известен в
основном в средние века.
Что
касается эзидов то в справочнике “Современный Ирак”, Москва, 1966г, стр. 29
читаем: “Предполагают, что они переселились в эти районы совместно с курдскими
племенами. Неизвестно также происхождение названия “езиды”.”
Прежде
всего, хотелось бы отметить, что в русском традиционном написании искажено
самоназвание народа “езид”, правильная форма которого “эзид”.
История изучения корней этногенезиса этого
народа и их религии продолжается вот уже более двухсот лет. На всем протяжении
исследований выдвигались разные версии и предположения о происхождении эзидов –
арабском, персидском, армянском, иудейском, ассирийском, курдском; некоторые
видели в них потомков древних мардов.
Однако
по сей день, в науке проблема происхождения эзидов до конца не изучена, как и
впрочем, не уяснено возникновение их религиозного вероисповедания.
Сегодня
в науке доминирует лишь такое мнение, что эзиды являются частью курдов и
произошли от них.
Такова
ли историческая действительность?
Несомненно,
что у эзидов и курманджей (большая часть курдов) прослеживается общность в
антропологическом типе, языке, быте, культуре, в некоторых традициях и обычаях,
а также в названиях племен.
И
все-таки при всех этих общностях, должен был учитываться тот фактор, что эзидам
исторически свойственна эндогамия.
Так,
не учитывая, а то и вовсе игнорируя древнейшие религиозные канонические и
социальные устои, свойственные только эзидам, практически исключающие их
межэтническое смешение и поддерживающие генетическую однородность, был
однозначно решен вопрос происхождения эзидов.
Сегодня
уже не вызывает сомнения, что такой односторонний подход сыграл больше
отрицательную роль, нежели внес ясность в определении исторических корней как
эзидов, так и курманджей (курдов).
Именно
уникальное кастово-теократическое устройство общества эзидов (где браки
запрещены между представителями различных каст, а браки с иноверцами и вовсе
запрещены) и их древняя религия (где священнослужителем стать нельзя, кроме как
родиться в семье священнослужителя ), являются ключевой основой для этнографов.
Еще в XIX столетии при должном и своевременном их внимании, должны были
бы пролить свет на проблему этнической принадлежности эзидов, но вместо этого
происхождение эзидов отнесли к курдам. История формирования курдов же, теряется
в лабиринте гипотез и окутана весьма туманными предположениями и версиями.
А
потому ,прежде всего актуально разрешение вопроса происхождения эзидов.
Прояснив
же вопрос этногенетических корней эзидов, мы можем констатировать, какой народ
сыграл фундаментально-главенствующую роль в формировании современной курдской
нации. Т.к. и по сей день родственные эзидам курманджи, являются большей частью
курдов.
Сегодня
эзиды проживают в основном, в Ираке, Турции, Сирии, также живут в России,
Грузии, Армении и в ряде Европейских стран.
Исторической
родиной эзидов, является Месопотамия.
По
поводу самоназвания народа “Езид” в науке существует несколько версий:
1.
Слово Иезиди, от слова Иезден – города в Адиабене;
2.
Иездани – от персидского слова Иезд, что значит Бог;
3.
Иезиды – от слова “Изед фервер” – злой дух в Зороастрийском учении;
4.
Езиды – от слова “иезид” – гений добра, князь света в Зороастрийском учении;
5.
Езид – от названия идола – дуба “Яздад”, “Язад”;
6.
Езид – слово происходит от имени халифа Йазида I, сына Омейядского халифа
Муавийа.
Так
каково истинное значение слова Эзид?
Опираясь
на священные гимны и молитвы, духовенство эзидов значение слова “Эзид”
объясняет следующим образом: “Эзид – приверженность наша”.
В
эзидском священном гимне ”Кавле Эзиде Мир” говорится:
Повелитель
Эзид – сам Царем является.
Нарекший
себя 1001 именем.
Самое
величественное из которых – Бог.
Повелитель
Эзид изрек:
“Я
тот, кто Всемилостив.
(Явлен)
не от отца и не от матери.
Явлением
своим ясен”.
Из
содержания священного гимна, очевидно, что слово “Эзид” является именем Бога.
Бог
Эзид по вероучению эзидов является покровителем Земли и Небес, что
подтверждается в гимне ”Кавле Кочака”
В
эзидском священном гимне ” Кавле Кочака ” говорится:
X
”Князь
(господин) мой, Эзид.
Знамя
красно-белое основа.
Четырнадцать
слоев Земли и Небес
Длань
Эзида (оберегает)”.
Этимология
имени Бога – Эзида, приводит нас к названию древневавилонского храма Эзида.
Свидетельством
его географического местоположения и сегодня являются 47 метровые развалины
храмовой башни в Ираке, в городище Бирс Нимруд (бывшая Борсиппа).
Общеизвестно,
что храм Эзида играл значительную роль, как в духовной, так и в политической
жизни народов Вавилонии. В дни празднования Нового Года (в месяце Нисане) храмы
городов Вавилона – Эсагила и Борсиппы – Эзида были в центре событий, т.к. во
время празднеств определялась как судьба царя, так и всей Вавилонии. В Новый
Год происходило избрание царя, это совершалось каждый год традиционно, но при
обязательном наличии двух статуй: из храма Эсагила “Бэл-Мардук” (которая
являлась символом государственного существования Вавилона), символической
статуи “Набиу” из Борсиппского храма Эзида и, естественно, самого царя.
Праздничные торжества, связанные с переизбранием царя в Новый Год, не могли
проводиться без участия хотя бы одного из вышеуказанных персонажей.
Как
очевидно храм Эзида напрямую влиял на политическую жизнь народов Вавилонии,
т.к. если символическая статуя Набиу, не прибывала в Вавилон, то царь не мог
быть избран царем.
Сам
город Борсиппа являлся священным городом, и не был резиденцией какой – либо
политической власти. Городом управляли священнослужители храма Эзида. Город был
знаменит еще тем, что храмовая башня Эзида уступала знаменитой вавилонской башне
всего на 9,5 м. и была высотой 82 метра.
Итак,
если название народа “Эзид”, является священно-магическим именем их покровителя
Бога Эзида, то каково же изначальное самоназвание народа?
Об
изначальном названии народа духовные наставники говорят так: “Мы народ –
Адаби”.
Шейх
Хасан Калаш Хасанян в своей работе “Путь следования народа Эзид, согласно
постановлений религии”, Ереван, 1995 г. стр.4 отмечает:
“До
принятия имени Эзида (как самоназвание народа), мы назывались ”
Адаби” – народ чести”.
Как
подтверждение к вышесказанному, в эзидском священном гимне “Кавле
Шамс” в 50 куплете говорится:
“Ших
Ади прибыл в Лалыш (просветленным),
И
исходило от него чистосердечие,
Адабийцы
его (трансцендентальным) состоянием
(проникшись),
впали в блаженство (духовного экстаза)”.
В
эзидском священном гимне “Кавле мызгина Мера” сказано:
XVII
Поклон
дару небесного свода.
Где
в вышине светильник сияющий (Солнце).
Лишь
он, для нас Адабийцев
Направлением
поклона (во время молитвы) является.
В
эзидском священном гимне ”Кавле Эзиде Мир” говорится:
VII
“Мы
говорим, мы – Эзиды и мы – Адами.
…
Каков
корень, что за верование и к тому же
от
Бога (мы, как народ) Адаба”.
Итак,
исконное название народа – Адаби.
Общественный
уклад эзидов – кастовый. Это древнейшее деление народа было канонизировано и
упорядоченно не на основе классов (согласно их социально-экономическому
положению), а на теократическом принципе. Этническое общество эзидов –
замкнутое, кастово-теократическое, где религия посредством канонических
постановлений регламентирует каждый “шаг” эзида. Эзиды стремятся
сохранять этническую однородность не только путем запрещения браков с
иноверцами, но и запрещением браков между представителями разных каст. Переход
из одной касты в другую путем брачного союза невозможен.
Прежде,
чем мы поговорим об исконно-традиционных брачных союзах, давайте рассмотрим
положения кастового деления эзидского народа, который объединен не только
этнически, но и конфессиально (вероисповеданием).
Кастово-теократическое
общество эзидов делится на три касты и состоит из двух сословий: духовенство (
poaнвед) и миряне (мырид).
Духовенство
эзидов состоит из двух каст:
1. Шейхи . 2. Пиры .
Звание
священнослужителя в религии эзидов наследственно, т.е. предопределено
рождением.
Миряне
делятся на кавалов (кавалы – это односторонне замкнутая группа духовных
наставников-мирян, звание передается по рождению) и собственно мирян.
Первая
каста – Шейхани
Шейхи
происходят из трех родоплеменных союзов, которые в свою очередь делятся на “оджах”
( очаг), “мал” ( семья) – очаги-семьи.
Существуют
три родоплеменных союза Шейхов:
I.
Шамсани ; II. Адани ; III. Катани .
I.
Шамсани:
Представители родоплеменных союзов шейхов
“Шамсани” (очаги служителей – шех Шамса, шех Фарха-дина, шех
Сыджа-дина, шех Насре-дина) вступают в браки только внутри этих семей-очагов (
т.е. эндогамия).
II.
Адани:
Брачные
союзы заключаются исключительно внутри семей-очагов служителей Шех Сина и его
потомства (т.е. эндогамия).
III.
Катани:
Брачные
союзы совершаются ислючительно внутри семей-очагов служителей Шеху Бакыра (
т.е. браки эндогамны).
Брачные
союзы между представителями семей-очагов шейхов Шамсани, Адани и Катани
запрещены (т.е. браки экзогамны).
Это
каноническое постановление ( ”Хад и сад”), отмеченное институтом “Фарзе братье”
( важная необходимость в духовном братстве), распространяется и на другие
касты.
Вторая
каста духовенства эзидов – Пирани
Среди
пиров главной семьей-очагом является очаг пиров Асмаман или же, как их называют
иначе, “Пиры сорока пиров” .
В
касте пиров недопустимы брачные союзы всех пиров с семьей-очагом пиров Асмаман,
т.е. экзогамия в браках со всеми остальными сорока семьями-очагами.
Для
пиров Асмаман браки разрешены только внутри семьи-очага, между представителями
которых соблюдается эндогамия в браках, с соблюдением условия степени родства
между бракосочетающимися – не менее пяти колен (последнее каноническое
постановление распространяется на всех эзидов).
В
брачных союзах пиров между некоторыми очагам-семьями, также соблюдается
экзогамия.
Ввиду
того, что на территории Грузии и Армении не проживают представители всех сорока
семей-очагов пиров, невозможно установить точную экзогамию в браках между
семьями-очагами пиров.
Третья
каста эзидов – Миряне
Кавалы,
их называют также “якнави”, являются духовными наставниками–мирянами, знатоками
гимнов, молитв и обрядов. Кавалы посещают места проживания эзидов и собирают
пожертвования, имея при себе обязательную священную атрибутику: санджак –
медный литой светильник с изображением птицы (павлина). При вступлении в
эзидские деревни, кавалы под звуки бубна и свирелей распевают священные гимны и
молитвы; подобную церемонию проводят и в домах, тем самым ,совершая освящение и
“очищение”.
Кавалы
во время разъездов, также разрешают конфликтные ситуации и спорные вопросы,
касающиеся традиций, обычаев, нравов и постановлений религии.
Брачные
союзы среди кавалов заключаются, в основном, внутри их среды, в исключительных
случаях разрешается приводить в жены дочерей мирян. Мирянин (не кавал) не имеет
права жениться на дочерях кавалов.
У
остальной части мирян бракосочетания совершаются исключительно между ними, т.е.
браки эндогамны.
Брачные
союзы между представителями первой, второй и третьей каст запрещены, т.е. браки
экзогамны.
“Кастовая
система в отношении брака решала позицию не только езида, она определяла и
позицию иноверца, с которым всем езидам брак был запрещен.”
“Невозможно
стать эзидом. Рождение от отца и матери – эзидов, предопределяет рождение
эзидом. Кровь эзидов, от эзидов”.
Невозможно
мирянину-эзиду стать священнослужителем (шейхом или пиром).
Принадлежность
к кастам духовенства предопределена рождением , при этом стать служителем
другого ангела – покровителя, кроме как своего очага невозможно!
Замкнутая
кастовая структура общества эзидов и древнейшие уникальные брачные союзы,
соблюдаемые ими, и посей день, говорят как о консервативности брачных традиций,
так и о сохраненной этнической однородности народа.
Сохраненная
этническая однородность эзидов и многотысячелетняя приверженность к древнейшей
религии, способствуют установлению их этногенетических корней.
Что
касается “тайны тайн Востока” – религии эзидов, то в науке бытуют различные
мнения.
С.А.Егиазаров
в своей работе ”Краткий этнографическо-юридический очерк езидов Эриванской
губернии”, 1891г., стр.181-182;185. отмечает:
“Религиею
езидов занимаются еще со времен Гарцони, Притчарда, Риттера, Айнсворта,
Букингама, Форбеса, Соси и Текси. Высказывались самыя разнородныя мнения и
бездоказательныя предположения относительно их вероучения. Одни причисляли
езидов к несторианам, другие считали их магометанами, а третьи видели в них
последователей Зороастрова учения. Нет сомнения, что езиды имеют свое
самостоятельное учение; но так как оно передавалось в форме преданий, то и исказилось,
подвергшись притом влиянию религий соседних народов. Поэтому неудивительно, что
в эту религию, напоминающую Зороастрово учение, проникли догматы как
христианства, так и ислама, и что она представляет наслоение различных
вероучений.
К
несчастью езидов, на всем Востоке сложилось и твердо держится убеждение в том,
что они вовсе не веруют в Бога, а чтят дьявола – Мелек-Тоуза …
Они,
действительно почитают его, но не как божество, а как ангела.
…Очень
вероятно, что езиды в отдаленном прошлом были последователями Зороастрова
учения, подвергшагося впоследствии значительному изменению”.
С
конца XIX века до конца
XX века исследователи
не продвинулись в своих исследованиях касающиеся истока религии, которую
исповедуют эзиды. Отчасти это обстоятельство объясняется и тем, что религия
эзидов – эзотерия.
В
своем труде В.П.Никитин в книге ” Курды”, Москва, 1964г., стр.334 отмечает:
“…
езидство, основанное судя по дошедшим до нас данным в XII в н.э. Основателем ее
считается Шейх Ади ибн Музаффар (1073-1163 гг.), которого считают своим
пророком. Религия езидов синкретична и содержит элементы язычества, иудаизма,
христианства и ислама”.
Некоторые
исследователи утверждают, что эзиды являются солнцепоклонниками или же
язычниками и вовсе не верят в Бога, а чтят дьявола.
Такова
ли действительность?
Правоверные
Эзиды действительно во время утренней молитвы совершают поклон первым лучам
Солнца, но это совершенно не значит, что они поклоняются этому светилу и
только!
Во-
первых Солнце источник света и тепла, без которых жизнь на нашей планете
немыслима, а это значит что оно источник жизни.
Во-
вторых этот источник жизни нерукотворный, а сотворен и наделен энергией самим
Господом Богом, а через своего слугу Ше Шамса управляет этим светилом.
Не
будь Солнца, тьма покроет Землю и всякая жизнь прекратит свое существование!
В
третьих, если эзиды воздают поклон источнику жизни во время утренней молитвы,
это вовсе не значит, что они не признают Бога, а лишь поклоняются его творению!
Духовенство
эзидов в своих службах воздает хвалу Господу, и во славу Его произносятся
посвященные Ему молитвы и гимны.
По
религии эзидов, никто из людей смертных не может служить Богу непосредственно!
А
потому, служение Богу у эзидских священнослужителей происходит через
посредничество архангелов и ангелов, в честь которых и называются их
семьи-очаги.
К
примеру:
Православные
христиане придя в церковь подходят к иконе и осенив себя крестным знамением ,
поцеловав икону , зажигают свечку и начинают молиться, но это вовсе не значит,
что они иконопоклонники и вовсе не почитают Бога.
В
Исламе – где бы не находился мусульманин во время ”намаза”, направлением его
поклона является священный город Мекка. И это также не значит, что он поклонник
этого города, а не Всевышнего.
В
Вишнуизме – верующие поклоняются статуе Вишну, и эта форма (статуя) называется
“арча-виграха”. Верующие преподносят этой статуе еду, окуривают благовониями и
предлагают ей цветы и огонь, и это вовсе не принято называть –
идолопоклонничеством.
Исходя
из теологии религии эзидов, увидеть Верховную личность Бога, никак невозможно в
этом теле, т.к. это тело несовершенно. Мы своими материальными глазами не можем
долго смотреть на Солнце, что же говорить о Боге, который является источником
многих других энергий. Бог – не книга, открыв которую можно прочесть и познать
Его. Бог – Величайшее таинство, и цель человеческой жизни – познание любви к
Нему.
Правоверный
эзид, поклоняется во время молитвы источнику света, силам света, но не
источнику тьмы, ибо поклоняясь злу – это путь деградации души.
За
то, что эзиды вовсе не ведут беседы о дьяволе, и уходят с того места, где его
ругают, некоторые исследователи причислили их к его поклонникам. Духовенство
эзидов объясняет это так: ”Если вы беседуете о Боге и Его светлых слугах, то
эта медитация вызывает – положительную энергетику. Но в случае, когда вы
говорите о дьяволе, то он также будет присутствовать своей отрицательной
энергией, тем более ругать его не надо ибо последует за это реакция. А потому
избегайте те места, где ведутся беседы о дьяволе.”
Еще
в XIX столетии в статье
“Иезиды”- Сб.газеты “Кавказ”(Тифлис), 1848г., стр.36. отмечено:
…
народ этот назван поклонниками дъявола, единственно по причине ненависти
и презрения к ним соседних народов, известных своим фанатизмом, непонимающих
истинного значения их догматов, и потому, что они не в состоянии объять
нравственную философию, отличающую эти грубыя, но глубокочувствующия и мыслящия
общества, от многих соседей их. Поносительное прозвище (поклонников дьявола)
произошло от того, что Иезиды в противность всем вероисповеданиям, оказывают участие
и некоторое сожаление к судьбе злого духа, но отнюдь не божеское
почитание, как вообще все думают. Они говорят: все злое и худое делает сам
человек и только тщетно старается показывать, по врожденной ему привычке, что
другой был соблазнителем и виновником его злых дел. Бог единожды низверг и
лишил достоинства заблуждшаго духа; но дескать, несообразно было бы с Его
могуществом и всеблагим милосердием – чувство мести и презрения к такому
ничтожному творению. Потому то, он рано или поздно умилостивится и слишком
жестоко было бы, во-первых, вмешиваться во всемудрое правление Господа;
во-вторых, увеличивать поношением и презрением, бедствие проклятого творения
Божия.”
Религия
Эзидов – путь к Богу освещенный Светлыми силами.
Путь
добра же – это начало духовного восхождения души к вершинам человеческого духа.
По завершению процесса духовной самореализации достигается просветление, а
вместе с ним человек всей душой и сердцем окунается, в безграничный трансцендентальный
океан любви к Богу, и тем самым познает Абсолютную Истину.
В
религии эзидов процесс пробуждения и раскрытия этой любви, дремлющей в каждом
человеческом сердце, возможен через преодоление ступеней самосовершенствования
– “арканов”. Знание реализации “арканов” (в процессе духовной практики) – это
одна из частей сокровенного знания, и оно самое драгоценное из всех духовных
сокровищ религии.
В
священном гимне эзидов “Кавле сыбак ж Адабиа” говорится:
VII
99
арканов аскетизма.
Молитва
– начало тому.
Страх
(уже) не вредит душе.
Знанием,
через познание – заглушишь тот (страх).
Те
же, кто реализовали знание, они познали себя
(т.е.
душу),
Тем
самым избавились от страха (смерти грядущей).
Мужи
добродетелью достигают (венца блаженного)
“царствования”
…
Духовная
практика – путь восхождения, начинается с претворения в жизнь принципов
религии, а в конце этого пути, по достижении самореализации, просветленный
человек будет одарен освобождением от пут материального мира и истинным
счастьем – любовью к Богу.
В
священном гимне “Кавле сыбак ж Адабиа” говорится:
XXIX
Есть
также один аркан (реализовав который).
Царь-Господин
(Бог) себя проявляет.
Благочестивые
братья, во имя Вас вероисповедание …
XXXI
Тот, кому истинная любовь вознаграждением
дана,
(Для
него) Вся работа (проповедническая)
заклад
наилучший,
“Отцом”
(об истинной святости)
из
“Собрания” Господнего является …
XXXII
Тот,
кто речь ведет об истинной любови
(к
Богу), навзрыд рыдает,
В
сновидениях испытывается,
Украшения (ценности) религии
перед его глазами раскрываются,
“Отцом”
(о степени святости) из
собрания
Бога – Властелина Небес является …
XXXIII
Истинная любовь (к Богу) –
лампада
блаженством сияющая,
…
XXXIV
Совершенные,
добродетельные
аскеты
будут освобождены.
Будьте
полезны (религии), правдивы,
с
честным именем и деяниями.
Аскетизма
рубашка – удел Шеху Бакыра …
Совершенно
не случайно этимология самоназвания народа “эзид”, привела нас к названию
древневавилонского храма Эзида. При анализе пантеона божеств древневавилонской
религии и пантеона божеств религии эзидов, мы убедимся, что божества почитаемые
еще со времен Аккадской цивилизации, по сей день почитаемы у эзидов.
1.
У вавилонян: “Забаба – главный бог важной общины гор. Киша и др”. Шумер III-II
тысячелетие до н.э.
Забаба
У
эзидов: Имя Бога “Зарбаба” упоминается в священном гимне
“Кавле
сыбак ж Адабиа”
VI
Привели
меня в собрание Зарбаба,
Я
воспитанников Мира (Бога) узрел
здесь
многочисленных, (и все) могущественных (духом),
Духовные
покровители,
покровители
– благо дающие,
покровители
вероисповедания,
“Царя”
(Бога) своего прославляющие
и
воздающие Ему почести …
Религия
эзидов – монотеизм, т.е. они верят в единого Бога.
Духовные
наставники говорят: “Бог един, но врат (ведущих к Нему) тысячи”.
Только
избранным посвященным эзидам известно 3003 имени Господа, каждое из которых
заключает в себе Его величие, аспекты проявлений и энергий.
В
молитве “Дрозга” говорится:
IX
“Господи …
…
Прости Во имя трех тысяч и трех Имен Своих”,
2.
У вавилонян: Думузи (шумер. “истинный сын”), позже Ду’узу (аккадский). Таммуз,
в шумеро-аккадской мифологии –божество, … герой-вождь, победитель вражеских
стран.
Места
почитания гор. Бадтибир и гор. Кулаб.
“Таммуз
… страж небесных врат бога Ана.”
=Dumu-zi=Tammuz
(Думмузи=Таммуз)
У
эзидов: главой пантеона архангелов, Могущественный покровитель эгрегора религии
эзидов, является Тавуси Малак. По вероучению эзидов Малак Тавус – экспансия
Бога и он обладает статусом непосредственного слуги Всевышнего.
Со
слов священнослужителей эзидов Ю. С. Карцевым в 1886 г. было зафиксированно
следующее:
“Бог
создал свет совместно с Мелек-Таузом; все, что делает Мелек-Тауз, Бог принимает
без возражений. Вообще Мелек-Тауз, по воззрению езидов, не имеет своей
определенной природы, а является тем-же Богом, но только действующим. ”
Статус
слуги Бога подтверждается в священном гимне “Кавле Имане”,
где
говорится:
“Ранее
тех 90000 лет, я (Тавус) уже был явлен.
Не
от отца и не от матери (Богом экспансирован).
Я
состою на службе Маоле,
Всецело
ею поглощенный.
Взял
меня на (преданную) службу Маолаи,
Велением
длани (своей), Творец-наставник.
Тем
самым оказавший мне благодеяние и ниспославший
блаженство
(экстатической любви к Богу )” …
Малак
Тавус по вероучению эзидов страж райских врат .
В
эзидской молитве “Ай Мал” повествуется:
Есть
у Меня верховный орел.
На
спине этого орла – Тавуси Малак.
Это
(тот), кто своею дланью нам врата
Рая
отпирает и замыкает.
Имя
Тавуси – буквально значит:
Тав – Cолнце,
у
– и,
си–
тень.
Тавуси
– тень на солнце, т.е. затмение солнца.
Таким
образом, Его проявление и реакцию следует ожидать во время и после затмения
Солнца, или же когда на Солнце появляются темные пятна.
Малак
Тавус, слуга Бога, действует непосредственно по воле Верховного Всевышнего, что
и подтверждается вышеприведенным гимном “Кавле Имане”.
В клинописном написании имя божества состоит из следующих
знаков:
= Dumu
= zi.
Но
клинописный знак, дающий значение -zi, также дает и другие:
= ze; zi; se; si.
Несомненно,
что вместо -zi, следует читать –si.
Соответственно,
при таком чтении, имя будет звучать так:
Dumusi
(Думуси) = Tammus (Таммус).
3
У вавилонян: Шамаш (аккад.,”солнце”) Бог Солнца в аккадской религии и
мифологии.
“Уту
(шумер., “cветлый”, “сияющий”, “день.”) Шамаш (аккад.,
“солнце”; общесемитское в том же значении – шамс, …), в
шумеро-аккадской мифологии солнечный бог,…”
Места
культа божества солнца – Сиппар на севере и Ларса на юге.
Шамаш
Дело
в том, что клинописный знак,
кроме значения Шамаш, также дает и другое –Шамшу.
= Уту =
шамаш, Солнце (бог), шaмашу, Солнце.
Значение
слова “свет” дает следующий клинописный знак:
nurum =
= нуру = свет,
а
“солнечный свет” пиcался следующим образом:
nurra =
свет =
=шамаш.
=Шамаша.
У
эзидов: Шамс, Малак Шамс – Архангел, царь, правитель небесного светила – Солнца
.
В
гимне “Кавле Ше Шамс” говорится:
.
Ше Шамс – царем является.
В
священной молитве “Шадатьа Шех у Пира” говорится:
II
Ше
Шамс – свет.
III
Ше
Шамс – светильник (сияющий).
В
молитве “Доае Рожылате” говорится:
XIX
Ше
Шамс сияющий,
На
троне златом восседает,
В
его длани ключи,
Двери
многих сокровищниц, отпирает он ими,
И
дарами из них наделяет,
Эзиды
ждут от Него,
Бальзам
от всех страданий (материального мира).
В
священном гимне “Кавле Карафыркан” говорится:
XIV
(Господь)
Мой Царь, шеху Фархе Адийа разъясняет,
Говорит:
“Фархо, …
На
небесах …
Малак
Шамсадин – Солнце.
По
религии эзидов Малак Шамс царь-правитель Солнца , он управляет энергиями этого
небесного светила и тем самым все планеты нашей Галактики вращаются вокруг
него, и это является его машем.*
4.
У вавилонян: “Син (аккадский), Суин (староаккадский)… “владыка знания”,
… в шумеро-аккадской мифологии Лунное божество. Имя Син часто в клинописи
пишется знаком, обозначающим число 30. Божество-покровитель гор. Ура, его
второй важный культовый центр находился в гор. Харране”.
“Син”
“Син”-число
30
У
эзидов: Малак Ших Син произносится и как Малик Ших Сын, его “маш” –
“Знание”.
Шейхи-служители
Малик Ших Сина обучали грамоте. Сын Малик Шех Сина – Шарфа-дин является
преданным Богу и Святым в религии. Он – Великий Учитель, один из духовных
наставников народа. Сегодня в его честь эзиды свое вероисповедание называют “Вероучение
Шарфа-дин”.
У
эзидов слово “си” обозначает число 30.
В
священном гимне “Кавле Ше Шымс” говорится:
В
длань Малик Шех Сину вложено
перо
(письменности) вероисповедания.
…
Малик
Шех Син дланью своей перо водит.
В
молитве “Шадатьа дине Эздиа” говорится:
Пером
(письменностью) Малак Ших Сина написано (осталось),
5.
У вавилонян: “Адад, Адду (аккадск.),… в шумеро-аккадской мифологии –
“бог” грома, бури, ветра. Места почитания божества гор. Энеги возле
гор. Ура, город Мурум (не локализован) и Вавилон.”
Ишкур=
Аддад= Адду.
У
эзидов: Мир Ато – один из Могущественных покровителей эгрегора религии и народа.
Он победитель двенадцати царей демонов, пленивший их.
6.
У вавилонян: Богиня Гула– богиня-врачевательница. Храм богини Гулы был в
гор. Кише (Шумер).
= Gu-la
(Гула)
У
эзидов: Сытиа*
* Гулан упоминается
во многих молитвах. Сытиа Гул – дочь Малак Шамса
В
священном байте “Байта Шех Манд Геле” говорится:
IV
Гела-старшая
говорит: “Имя мое Гула”.
…
В
священном байте “Байта Шамс” говорится:
XXXV
Вы
Отец (о Шамсе) госпожи Гулы
Восседаете
в Совете-собрании.
В
священном байте “Байта Ших Але Шамса” говорится:
XXIV
Госпожа
Гула, сестра моя,
Она
пойдет к Ших Ади, к Малак Ших Сину,
Будет
молить, и просить их за меня.
У
эзидов слово “гул” означает- цветок.
“Гулан”
– название месяца “Май”.
В
гимне, посвященном месяцам года “Кавле Маан”, говорится:
Май
говорит: “Я месяц ”Гулан” – цветоносный
С
птахами и (певчими) соловьями
Я
целебный бальзам для болезней и ран
Здоровье для живых
Весна на горах (высоких)
Наполняю поля для страждущих”.
7. У вавилонян: “Набу в аккадской мифологии – бог
искусства писцов и мудрости. Главный храм Набу – Эзида.
…
Набу называют “открывающий источники”.
…
К рангу высших божеств Набу причисляется и как писец таблицы судеб …”
“Набу:
… божественное веление”.
Клинописный
знак, дающий значение Набу, также дает и другой вариант прочтения имени
божества:
AG(NA)=Nabiu,
Nabu (Набиу, Набу)
У
эзидов: Хыдыр Наби (Xidir Nebо – miraz baxş) – ангел-покровитель,
помогающий исполнению заветной мечты и способствующий реализации праведных
желаний человека. Наби покровительствует влюбленным и воссоединяет любящие
сердца. Через него и при его содействии исполняется ниспосланное божественное
веление и предначертание судьбы.
8.
У вавилонян: Аб-гал (у шумеров), Апкал (у аккадийцев) – “Большой
отец”. Семь мудрецов – “Большие отцы”, наделенные мудростью и
знанием о судьбе мира, но смертные. Они жили в городах Эриду и Шуруппаке в
допотопном временном периоде. Аб-галы, Апкалы – Отцы народа, основоположники
цивилизации и культуры в Месопотамии.
Abgal=Apkallu
(Абгал=Апкаллу)
У
шумеров:
Abgal
= ab (отец) + gal (большой).
Abgal
= Большой отец.
У
аккадийцев: Abkallu, Apkallu (Абкаллу; Апкаллу)
Abkallu
=Ab (отец, предок) + kallu (жрец, заклинатель, маг).
Abkallu,
Apkallu – Отцы жрецы (предки).
A-da-pa
“Адапа
– в аккадской мифологии герой, один из “семи мудрецов” (абгалей),…”
У
эзидов: Абгал буквально значит:
Аб
(Ab) – отец;
Гал
(Gel) –
народ.
Аб
гала (Ab gela)
– отцы народа, предки, прародители .
Слово
Абкал буквально означает:
Аб
(Ab) – отец;
Кал
(Kal) –
дедушка, старец, предок.
Аб
кал (Ab kal)
– отец-предок, т.е. прародитель.
А слово Апкал буквально значит:
Ап
(Ap) – дядя
со стороны отца;
Кал
(Kal) –
старец, дедушка, предок.
Ап
кал (Ap kal)
– дядя-предок, т.е. прародитель.
Основоположниками
“очагов-семей” духовенства эзидов стали семь экспансий из
“Совета-собрания Адаба” , т.е. “Совета-собрания Земного” .
Для cовременных шейхов, шестеро членов “Совета
Адаба” являются Абкалами Апкалами (т.е. прародителями), а для всего
эзидского народа члены “Совета Адаба” считаются Святыми “Отцами
народа”, т.е. “Аб гала” .
Священным
“Советом–собранием Адаба” во главе с Ших Ади в глубокой древности
было установлено и канонизированно кастовое общественное устройство,
канонизированы были брачные союзы согласно кастовым и внутрикастовым делениям,
даны религия и ее каноны, а также путь познания и самосовершенствования . Совет
Адаба принес народу культуру, привил традиции и обычаи. Все это было путеводной
звездой для народа Адаби, прошедшего за тысячелетия через множество испытаний.
9.
У вавилонян: Ануннаки – земные, подземные и небесные божества, собрание судей,
определяющие людские судьбы после смерти.
A-nun-na=Anunnaku (Ануннаки)
У
эзидов: “Совет-собрание Aкунaaка” произносится и как “Совет-собрание Aкнaaка” .
Акунаака
– в религии эзидов также являются собранием ангелов-судей. Этим собранием судей
решаются судьбы душ после смерти. В зависимости от поступков (праведных и
неправедных) определяется дальнейшее местопребывание каждой души, где ей
воздастся по заслугам за все содеянное на Земле.
Буквальное
значение :
“Aкунaaка”
– [(h)акуна(h)ака]:
(h)aк-
закон, воздаяние.
y
– и.
нa(h)aк
– незаконный, виновный.
Дивана
(h)aкyнa(h)aка – Cовет-собрание
(судей) устанавливающий воздаяние за законные (праведные) и незаконные
(неправедные) поступки.
Рассмотрим
клинописные знаки, дающие значение слова “Аннунаки”.
Первый
клинописный знак при чтении дающий букву “А”, дает
также и другие значения: a, ‘a4, ‘e4, ‘i4,
‘u5, me5, dur5, tur5.
Традиционно
‘a4 = ” а”(Ха).
Не
исключено, что слоговое значение ‘a4 может быть = “Ha”
(ha). В таком случае возможно прочтение как Hanuna – Hanunnaku.
При
таком чтении клинописного знака, становятся почти тождественными названия
Собрания судей в религии вавилонян и эзидов.
Руководствуясь
подобным прочтением вышеуказанного знака, также меняется звучание слова Akkad
(Аккад).
Akade = Akkad (Aккaд)
Hakkad = [(h)Аккад].
Название
государства Hekard (Акард) упоминается у эзидов в священном гимне
“Bore-Bor”.
10.
У вавилонян: воинственный “Бог” Шара – общинный “бог” гор.
Уммы.
= Шар,
Шара.
У
эзидов: буквальное значение слов Шар – Шара – война.
.
11.
У ваилонян: Ашнан – богиня зерна.
Ашнан
У
эзидов: слово Ашнан буквально значит:
Аш
– мельница, Нан – зерно.
12.
У вавилонян: Алала во многих случаях пишется как детерминатив божества труда.
“В
одном из ассирийских текстов, описана картина страны – разоренной и опустошенной,
из которой забрали Алалу. Там где голод – Алалы нет”.
“В
моих полях уничтожили Алалу”.
Alala (Алала)
У
эзидов: слово Алал означает честный, праведный.
Честный
труд, праведный хлеб – один из “арканов” на пути духовного
самосовершенствования.
13.
У ваилонян: Нин Урта (шумер. “владыка земли”) в шумеро–аккадской мифлогии
бог–герой.
Божество
растительности и плодородия, а также войны: владеет оружием богов – шаруром.
Нин-Урта
– покровитель плодородия полей, скота и рыболовства (по-видимому, связан с
размножением).
Имя
Нин-Урты состоит из двух слов: “Нин” и “Урта”. Слово “Нин” значит “владыка”,
“господин”. А поставленное перед именем женского божества слово “Нин” означает
“владычица”, “госпожа”.
У
эзидов: слово Урт означает продолжение рода, поколения, т.е.
прирост, размножение.
Из
обширных храмовых библиотек Вавилонии до наших дней дошли сборники заклинаний,
известные под названиями “Маклу” и “Шурпу”.
С
древнейших времен к прочтенному гимну или молитве духовенством эзидов в
доказательство приводился другой гимн или же молитва, и этот процесс по сей
день называется “мак” , а комментарии и разъяснения к сказанному –
“шыро” .
Величественные
храмы и храмовые башни крупных городов, особенно в Южной Месопотамии, не только
прославили вавилонскую цивилизацию, но и увековечили ее. Масштабы развалин
некогда грандиозных построек впечатляют и сегодня. В древнем мире считалось:
чем грандиозней храм и зиккурат, тем явственнее милость божества-покровителя,
снисходившая на его служителей и всех остальных последователей и почитателей.
Принято
считать, что традиция строительства храмовых башен с верхним храмом на
последней культовой терассе восходит к древнешумерийской. Существует ряд
теорий, раскрывающих истинные причины столь специфического архитектурного стиля
строительства зиккуратов:
“Не
решенный окончательно до сих пор вопрос о происхождении шумеров и гипотеза,
согласно которой они не являются коренным населением Двуречья, привели к
предположению, что они пришли сюда из горной местности, где привыкли чтить
своих богов. Поэтому в равнинной Месопотамии они имитировали горы, насыпая
искусственные возвышенности. Другая теория опирается на местные условия,
связанные с характером выпадения осадков. Южную Месопотамию, пронизанную реками
и каналами, часто затопляли полые воды; случались и большие наводнения. Чтобы
уберечь святилище и собственность богов от воды, культовые постройки
возводились на платформе, которая с годами по мере проведения необходимых
обновлений становилась все выше. Многое говорит в пользу второй теории, тогда
как происхождение шумеров из горной страны и связанные с этим выводы,
касающиеся постройки зиккуратов, кажутся все менее правдоподобными”.
У
Вавилонян: ziqqurat (зиккурат) – святыня, священная храмовая
башня.
У
эзидов: слово зийарат – святое место, священное место, святыня, место
поклонения святым, храм.
Слово
зийарат буквально значит:
зийа
– сухой(е);
рат
– укороченная форма от ра(h)ат.
ра(h)ат – спокойный, отдых,
легко, успокаиваться, залечиваться.
Из
религиозных представлений древних жителей Вавилонии:
“Все
люди, обитающие на земле, кормят своими жертвоприношениями богов, а те за это
могут оказывать им милости и иногда спускаются с неба в свои храмы, особенно в
“высокие” храмы на платформах, или зиккураты”.
По
представлению вавилонян, истинное назначение храмовых башен состояло в том, что
божество-покровитель посещало храм и отдыхало на предназначенном ему ложе.
Геродот:
“На последней башне есть большой храм, а в храме стоит большое прекрасно
убранное ложе и перед ним золотой стол. … божество само посещает храм и отдыхает
в постели”.
В
религиозной практике духовенства эзидов по сей день, соблюдается традиция
священного ложа – “стере худан”, что является неотъемлемой частью в
обрядово-культовой службе ангелу-покровителю. Эта религиозная традиция
соблюдается не только у эзидского духовенства, но и у всех религиозных мирян, в
домах которых обязательно должно быть подобное ложе с постелью.
В
Ираке находится единственный сохранившийся священный храм эзидов – зийарат
Лалыш *
** . В одном из
его залов установлено священное ложе, предназначенное для Ших Ади.
В
описываемое Геродотом время главой вавилонского пантеона считался царь богов
Бэл-Мардук, владыка Вавилона.
“Бэл-Мардук”
возглавлял семерку верховных богов вавилонского пантеона, каждый из которых
имел свой город, храм-жилище, определенные функции, небесное светило и свой
день недели.
Мардук
был богом города Вавилона, а Бэл – главой всего вавилонского пантеона,
воплощением единства вавилонских граждан, владыкой Вавилона и всей страны. Его
храм, как и главный храм города, имел храмовую башню – зиккурат – знаменитую
Вавилонскую башню”.
Именно
там и находилось предназначенное Богу священное ложе.
В
клинописи значение слова “Бэл” передает знак.
Наряду
с этим, клинописный знак дает и другие значения, которые мы и рассмотрим:
I. en = ADI
– до; пока; до тех пор.
II. en = belu: господин. en = adi: до; к.
III.
– en, in4.
en = adi – до, по; кроме того [en = beltu, госпожа; en = belu, господин; belu, господствовать, властвовать. dEn = Bel (Marduk)].
Совешенно
очевидно, что клинописный знак дает слоговые значения “en”
и “in4”. Наряду с этим он читается и как слова: ADI,
beltu, belu, belu и B l.
В
случае, если перед клинописным знаком писался знак, то это
означало имя Бога или божества.
Знаки
дешифрированы как Бог Бэл.
Так
как клинописный знак кроме значения Бэл (Bel) дает значение Ади
(ADI), то вполне допустимо читать его как Бог Ади.
Имя
Бога Ади, почитаемое эзидами, было известно древним египтянам и записано в их
“Книге мертвых”, а также чтимо в Индии и зафиксировано в древнем
священном ведическом писании индусов “Шримад Бхагаватам”, оно
известно и в Тибете.
Несомненно,
главный храмовый комплекс Вавилонии и его знаменитая Вавилонская Башня были
посвящены Богу Ади.
Как
известно, храм Ади (Бэла) и храм Эзида играли огромную роль как в политической,
так и в духовной жизни народов Вавилонской Империи. Политически значимыми они
становились в Вавилонский Новый год, который наступал в день весеннего
равноденствия (точка отсчета зодиакального круга) в месяце Нисане. Тогда из
великолепного Борсипского храма Эзида в Вавилонский храм Ади торжественная
процессия сопровождала статую (Хыдыр) Наби, без которой не могло произойти
переизбрание царя в Вавилоне, происходившее каждый год.
Продолжая
традицию вавилонян, празднование Нового Года у эзидов также начинается в день
весеннего равноденствия и называется “Айда саре сале” . С этого дня в
месяце Нисане у эзидов начинается Новый год – очередной цикл смены времен года,
в природе нашей планеты.
В
эзидском священном гимне “Кавле Шарфадин” говорится:
Наступила
первая среда (месяца) Нисана.
Это
– праздник Эзидов.
Шарфадин
восседает в Совете.
Сколько
прекрасных цветов, роз, лилий и ромашек,
принесены
в Совет-собрание, во славу и в честь
Тавуси
Малака.
Вышеприведенные
сопоставления уже выявили идентичность ряда имен божеств в религии вавилонян и
эзидов. В нынешнем чтении клинописи многое подлежит переосмыслению и
исправлению. Необходимы новые кропотливые исследования для дальнейшего точного
прочтения клинописных знаков, в первую очередь обозначающих имена божеств
вавилонского пантеона.
Следует
учитывать и тот факт, что на протяжении всего существования Вавилонского
государства, у жрецов Вавилонии соблюдалась традиция наследственной
преемственности жреческого сана от отца к сыну, включая место службы отца в
храме.
“Жречество
официальных храмов в Вавилоне и в других городах было весьма многочисленно и
делилось на несколько разрядов, как по рангу, так и по специальным функциям.
…
Профессия жрецов была очень доходной и передавалась по наследству в семейной
общине; при разделе имущества отцовского дома жреческие должности иногда
делились между сыновьями таким образом, что каждый должен был отправлять в
течение года должность по очереди, в определенный срок, и получать за это время
с нее доходы. Если должность жреца при разделе переходила к старшему сыну, то
братья получали соответствующий эквивалент путем выделения им лишней доли из
другого наследственного имущества”.
“Жрецы
относились к числу наиболее образованных людей в государстве, так как в
храмовых школах они получали познания в самых различных областях науки. На
протяжении веков важнейшие жреческие должности переходили по наследству от отца
к сыну, и постепенно в среде жречества образовался господствующий слой, который
сконцентрировал в своих руках богатство и власть”.
Древняя
традиция наследования звания священнослужителя (от отца к сыну) духовенством
эзидов соблюдается и в настоящее время так же, как и тысячелетия тому назад.
Это каноническое положение в религии вавилонян и эзидов, а также
тождественность имен божеств, свидетельствуют о том, что цепи преемственности
священнослужителей неразрывны со времен Вавилонского государства и тянутся из
глубокой древности, прослеживаясь с периода эпохи государства Аккад.
Также
как и в глубокой древности, так и по сей день, никак невозможно стать
служителем того или иного божества – покровителя религии эзидов.
Из
всего вышесказанного следует, что представители духовенства эзидов не кто иные,
как прямые потомки вавилонян, а именно аккадийских жрецов.
Это
сведение сохранилось в эзидском священном гимне “Кавле Бора-Боре”, где
говорится:
IX
Шейх
мой был (из) (h)Акарда, (h)Акард
Почитаемый
семьею отца моего,
Опора
ему (шейху), милость и мощь горизонта,
Мир
(Господь) странствующих аскетов –
Мир
(h)Ара, (h)Ара.
Лалыш
Бор, Совет Бор,
Марга
Бор, Бор, Бор.
О,
“лекарь” (духовный) пирано!
Четырнадцать
слоев Земли и Небес,
дланью
почитаемого Ших Ади – “взнуздано”.
Для
человечества и науки важнейшими источниками сведений о Вавилоне были Библия и
свидетельства античных авторов.
“О
Шумере и Аккаде, так же, как о раннем Вавилоне времен Хаммурапи, ни Библия, ни
античные авторы ничего, или почти ничего не сообщали.” Сведения о
Шумере и Аккаде сохранились лишь на клинописных табличках, погребенных под
пепелищами минувших войн и покрытых на протяжении тысячелетий многометровым
слоем земли.
Лишь
в XIX столетии после дешифровки клинописи миру стало известно о Шумере и
Аккаде. У духовенства эзидов же сведения об Аккаде (Hekard-Акард) передавались
из уст в уста в живой цепи ученической преемственности (от отца к сыну). Из
поколения в поколение устно передавался несущий исторические сведения священный
гимн “Bore-Вor” (“Бора-Бор”), где речь идет и об амореях (точнее об
аморее шейх Хасане).
В
гимне ” Кавле Бора-Боре ” сказано:
IV
Шейх
Хасан асад, асад.
Почитаемый
домом отца моего (про Господа),
Отец
из отцов (шейх Хасана), измена трону.
…
VI
Шейх
Хасан амарей, амарей.
…
Эти
исторические сведения подтверждаются клинописными текстами. Амореи упоминаются
с 2025 г. до н.э. (т.е. 4025 лет тому назад). Шумеры называли западных семитов
“лу-мар-ту”, а аккадцы – “аммурру”, “амореями”, т.е. “западными”.
“Аморейское
вторжение носило характер постепенного просачивания. Население Аккада было для
амореев не чужим, а родственным, говорило на понятном языке, почитало тех же
богов, в значительной мере сохраняло сходные черты быта и обычаи. Опустошенный
и обезлюдевший Шумер оказался в полной зависимости от Аккада в экономическом отношении.
В
1932 г. до. н.э. аморей Гунгунум, потомок Напланума, вероятно находившийся на
службе у Липит-Иштара, царя Иссина, захватил власть в маленьком, но
стратегически важном городе Ларсе, … … и объявил себя царем Шумера и Аккада.
Вслед за ним в течение двух поколений аморейские наемники захватывают по всей
Месопотамии город за городом. Начинается совершенно новый в социальном и
культурном отношении этап истории Междуречья Евфрата и Тигра”.
“В начале XIX в. до н.э. вожди сутийско-аморейских племен, следуя
правителям Ларсы, стали захватывать один за другим почти все города, в которых
их люди служили наемниками, как в Сирии и Верхней Месопотамии, так и в Южном
Двуречье …
…
В 1894 г. до н.э. в Вавилоне создал отдельное царство некий аморей Сумуабум, …”
Совершенно
очевидно, что исторические сведения, содержащиеся в гимне “Bore-Вor” (гимн
состоит из 366 куплетов, соответственно числу дней високосного года),
подтверждаются клинописными текстами и, соответственно, он сложен намного
раньше, нежели были написаны священные писания: иудеев, зороастрийцев, христиан
и мусульман.
Религия, которой следуют эзиды, вопреки
мнению некоторых ученых, не является синкретизмом иудаизма, зороастризма,
христианства и ислама.
Если
под религиозным синкретизмом следует принять объективный процесс слияния
различных религиозных элементов, верований и культов в ходе их взаимодействия и
образования новой, целостной системы мировоззрения, мироощущения и культа со
своей специфической структурой, то вышеприведенное исследование свидетельствует
о том, что вероисповедание, которому привержены эзиды, намного древнее, нежели
вышеуказанные четыре религии. А потому концепция синкретизма религии эзидов –
неприемлема.
Уже
в III тысячелетии до. н.э. жрецами Аккада, а несколько позднее и Вавилонии, в
грандиозных храмах совершались службы во славу и в честь Бога Ади (Бэла), Малак
Тавуса (Таммуса), Шамса (Шамша), Ато (Адду), Наби (Набиу), Сина – нынешних
божеств-покровителей эзидов. В это время (в III тыс. до н.э.) еще не
сформировались те народы (евреи и арабы), среди которых произошло явление
Иудаизма, Христианства и Ислама.
В
том же III тысячелетии до н.э. ираноязычные племена (мидяне, персы и др.) еще
не перекочевали в Переднюю Азию. Этот процесс начался со II тыс. до н.э. Лишь в
646 г. до н.э. образовалось государство Мидия, а в 558 г. до н.э. –
персидско-ахменидское царство, где позднее вероучение пророка Заратуштры стало
государственной религией.
“По
материалам самой Авесты можно лишь относить жизнь пророка ко времени между X-IX
– началом VI вв. до н.э.
Согласно
Гатам, Заратуштра, не найдя признания на родине, бежал в страну правителя
Виштаспы, принявшего его учение”.
Известный
британский ученый-иранист Мэри Бойс в труде “Зороастрийцы. Верования и
обычаи” пишет:
“Зороастризм
– самая древняя из мировых религий…
Зороастризм
был государственной религией трех великих Иранских империй … и некоторые из
важнейших его доктрин заимствованы иудаизмом, христианством, исламом, а также
гностическими сектами.”
Древнюю
религиозную традицию, легшую в основу учения пророка Заратуштры сегодня
называют “Авестийской традицией”, т.к. она осталась зафиксированной в
своде священных текстов – “Авесте”.
…
Авестийская традиция – это материнская система всех религий и астрологических
школ.
Поздним
преемником “Авестийской традиции”, восстановившим ее изначальные
Законы для человека и Земли, стал Зороастризм.
Таким образом, основой Зороастризма является
изначальное знание древних Ариев.
У
эзидов в священном гимне “Кавле Кочака” сказано:
XII
Прежде
всех оставшихся (живущих на Земле).
Ключ,
ко всем сокровищам (духовным).
Столп
четырех религий –
Веление
Шарфа-дина.
Вероисповедание
эзидов – это древневавилонская государственная религия, своими корнями уходящая
в глубь тысячелетий.
Очевидно
то, что из всех сегодня исповедуемых религий, вероисповедание эзидов – одно из
древнейших в мире. Несомненно, и то, что при дальнейшем ознакомлении с
теологией, изучением религиозных писаний, священных гимнов и молитв, прольется
свет на ряд вопросов, касающихся религии древних вавилонян, их глубинном
видении и понимании мира через призму духовного знания.
Наследие
древневавилонской культуры прослеживается также и в эзидской письменности.
Например, у вавилонян при написании клинописных текстов (гимнов, эпосов и др.)
каждая последующая табличка начиналась с того слова, которым заканчивалась
предыдущая. Такое же правило действовало и у эзидов – каждая новая страница
эзидских священных писаний начинается со слова, которое было последним на
предыдущей.
Говоря,
об эзидской национальной письменности следует отметить, что ее буквы не просто
воспроизведение знаков прототипа, а результат произвольного изобретения.
“Тайнопись
эзидов” – так называют эту письменность. “Подавляющее большинство букв,
по-видимому, создано заново на основе геометрических элементов – прямых линий,
небольших квадратов, треугольников, углов и т.д.; некоторые буквы сходны с
латинскими, имеющими геометрическую форму (I, V, T, L и т.д.), но
фонетическое значение их совершенно иное.”
Алфавит
взят из книги А. Диренгера ”Алфавит”.
Этой
письменностью пользовалось духовенство при написании своих религиозных книг.
Миру на сегодняшний день известны две священные книги эзидов:
“Джельва” и “Масхафа Раш” .
“Надо
предполагать, что еще существовали (или существуют) более древние религиозные
литературные памятники. Ведь неспроста в среде бывших советских езидов говорят,
что имеются “Забун” и “Мшур”, которые строго хранятся у шейхов и
никто не имеет к ним доступа.
Еще
в 1853 г. А. Лейард отмечал, что у езидов есть древние священные книги. Так, в
“Discoveries in Nineveh and Babilon” он писал: “Однажды Кавал Юсуф принес от
писаря шейха Насифа и показал мне одну книгу. Я догадался, что он мог читать эту
книгу. В ней был бейт Шейха Ади. В этих бейтах Шейх Ади представлен как
создатель всего живого на земле (в мире).” Лейард переводит этот бейт на
английский язык и заключает: “Раньше у езидов было много (религиозных) книг.
Однако, эти книги были уничтожены во время войн или же отняты у них. Кавал Юсуф
сказал мне, что раньше имелись собственно древнеезидские книги. Когда эмир
Равандуза напал на езидов, то эти книги были уничтожены и сожжены. Он дал мне
бейты и сказал, что в них описаны законы вероисповедания езидов и ее копия
находится в Таране?”
“Китаб
аль-Джельва” состоит из отдельных листов тонкого пергамента из кожи
газели. Этим листам приданы очертания полумесяца, солнца, земли, двух рек,
человеческой головы с двумя ушами или рогами и т. д. Страницы не пронумерованы,
но в конце каждой страницы написано слово, которым начинается следующая.
…
Время возникновения письма неясно”.
Древним
названием языка эзидов является язык Адаби*
***.
Что касается языкового наследия народов Древней Месопотамии, то в современной
речи эзидов прослеживается адстрат шумерийского языка.
Дальнейшие
исследования языка в этом направлении, несомненно, принесут положительные
результаты. Также следует провести сравнительный анализ с аккадским языком,
т.к. аккадские слова превалируют над теми шумерийскими, которые до наших дней
сохранились в разговорной речи эзидов.
Еще
одним свидетельством преемственности культуры Двуречья может послужить шедевр
поэзии Древнего Востока – “Эпос о Гильгамеше”, сохранившийся в
фольклоре эзидов.
У
эзидов этот эпос сохранился и по сей день, но, к сожалению, лишь в отрывках. Он
очень ценен тем, что дает возможность проследить за происшедшими изменениями в
сказании, передававшемся многими поколениями сказителей из уст в уста более
четырех тысяч лет.
Записал
эти отрывки “Эпоса о Гильгамеше”, со слов знатоков эзидского
фольклора, ныне покойный поэт Джардо Озманян.
Историческая
преемственность эзидов от древних народов Месопотамии, следующие:
Этногенетическая
– в ходе исследования установлены корни этногенезиса эзидов.
Эзиды
являются прямыми потомками древних вавилонян, а именно – аккадийцев*
****
Подтверждением генетической связи эзидов с древними аккадийцами, должны
стать палеоантропологические материалы, находящиеся на территории Месопотамии,
требующие в дальнейшем проведения сравнительно–антропологического исследования,
с обязательным молекулярно-генетическом анализом.
Языковая
– в современном языке эзидов существует адстрат шумерийского языка. В связи
с этим обстоятельством, в дальнейшем необходимо провести более тщательный
сравнительный анализ. Сведения о языке эзидов – Адаби (ныне в науке известный
под названием – “диалект курманджи”) в плане его исторического развития,
несомненно, пополнятся после тщательного сравнительно-лингвистического анализа
с аккадским языком
Культурная
– религия эзидов существует со времен Аккадской цивилизации и уходит
своими корнями в еще более глубокую древность. Существует взаимосвязь ряда
традиций и обычаев древних вавилонян и современных эзидов. Примером культурного
наследия служит сохранившийся в фольклоре эзидов в отрывках древнейший
литературный памятник “Эпос о Гильгамеше”.
На
начальном этапе этнографических исследований эзидов учеными выдвигались
различные версии об их происхождении – арабском, персидском, армянском,
ассирийском, еврейском и курдском.
К
середине XIX века некоторые исследователи утверждали, что эзиды по своему
происхождению являются курдами, но даже тогда в научном мире это мнение не было
единодушным. Признанный авторитет востоковедения России XIX века исследователь
Петр Лерх, автор трехтомного труда “Исследования об Иранских Курдах и их
предках северных Халдеях” (1856-1858 гг.), об эзидах пишет следующее:
“…Езиды
привлекли внимание почти всех путешественников, посещавших страны, протекаемыя
Тигром и Ефратом. Указывая здесь, в замечании, на реляции путешественников и на
статьи, в которых говорится о Езидах, не могу не высказать, что сделанныя до
ныне изследования об этой языческой секте, имели мало успеха, и именно по двум
главным причинам. Во-первых, путешественники, сближавшиеся с Езидами могли
узнать мало положительнаго о их верованиях, потому что эта секта, как и все
языческия секты передней Азии, скрывают оныя, сколько возможно, от всякого
посторонняго лица, и обманом и хитростью стараются завлечь в заблуждение
любопытство путешественников; во-вторых, еще слишком мало старались отыскивать
указания и сведения, которыя в большем количестве должны содержаться в
исторических и богословских литературах Армян, Арабов, Персиян и, может быть,
Сирийцев.
…
Русская литература приобрела довольно подробныя сведения о Езидах через г.
Березина. Но в некоторых отношениях я не могу согласиться с его взглядом; так,
например, он называет Езидов соседями Курдов, а не их соплеменниками, которыми
мы их однакоже должны считать, на основании свидетельств Шереф-хана, Бар-Еврея
и почти всех новейших путешественников, говорящих в своих реляциях о Езидах.
Арабскаго происхождения только весьма малое число синджарских Езидов.”
П.Лерх
в отличие от профессора И.Березина никогда не бывал в Передней Азии,
соответственно, с эзидами никогда не встечался, а его общение с курдами было
весьма ограничено. Единственный раз эта встреча состоялась в Рославле
(Смоленская губерния), куда он был послан Российской Имперской Академией Наук и
где он общался всего лишь с 50 военнопленными курдами. Все другую информацию,
касающуюся курдов или эзидов, он черпал из трудов изданных до него. Анализируя
научные труды, касающиеся эзидов, он приходит к выводу, что проведенные до него
исследования не дали конкретных результатов. Этнографические данные, полученные
П.Лерхом в ходе обзора работ своих предшественников, носили поверхностный
характер и, естественно, он не был посвящен во все тонкости традиций, обычаев и
нравов эзидов.
Тем
не менее, П.Лерх не согласен с мнением И.Березина. Последний же, путешествуя по
Ближнему Востоку, провел свои исследования, непосредственно контактируя как с
курдами, так и с эзидами. Результаты своих изысканий профессор Казанского
Университета И.Березин опубликовал в труде “Езиды” – Магазин землевладения и
путешествий ”- Т.III [М], 1854 г.
В
дальнейших исследованиях, посвященных этногенетическим корням эзидов и курдов,
выявился целый ряд тесных связей существующих у эзидов именно с курманджами.
Несомненно,
что у эзидов и курманджей прослеживается общность в антропологическом типе,
языке, быте, культуре, в некоторых традициях и обычаях, а также в названиях
племен (к примеру, сипка, рожка, баиндура и др.).
В
конце XIX столетия К.Горощенко провел антропологическое исследование эзидов, на
которое многие ученые ссылаются ,и по сей день.
“Антропологическим
исследованием, проведенным русским ученым К.Горощенко, доказано большое
физическое сходство езидов с остальными курдами.
…
Подробное изучение курдских диалектов, их сравнение с разговорным языком езидов
(диалект курманджи) окончательно потвердили ту мысль, что происхождение езидов
и их история тесно связаны с остальными курдами. Езидов, безусловно, следует
рассматривать как одну из религиозных курдских общин, а не как отдельный
народ”.
Все
вышеприведенные факты, подтверждающие общность эзидов и курманджей, выявленные
этнографами в ходе исследований, проведенных в XIX веке, дали некоторым ученым
основание заключить, что эзиды – часть курдов.
Подобная
концепция породила в научной литературе совершенно новый термин “курд-езид.”
Если
название “курд” и его дальнейшая трансформация в самоназвание народа
произошли в течение длительного времени в процессе принятия этого термина
самими “курманджами”, и этот процесс шел естественным путем. То
недавнее появление в научной литературе нового термина “курд-езид” –
результат искусственного синтеза названия народа, лишенный диалектической
логики; он – лишь “плод” кабинетных исследований этногенезиса эзидов.
Термин
“курд-езид” не является историческим названием народа. Одним из подтверждений
тому является исторический документ XVIII века – послание эзидского феодала
Чобан-аги к грузинскому царю Ираклию:
“…
Сообщаем нашему милостивому государю, что через ассирийского епископа Эсаю, вы
пожаловали фирман и письмо.
…
Весь езидский народ готовы принять ваше господство.”
Так,
не учитывая, а то и вовсе игнорируя древнейшие религиозные канонические и
социальные устои, свойственные только эзидам, практически исключающие их
межэтническое смешание и поддерживающие генетическую однородность, был
однозначно решен вопрос о происхождении эзидов.
Сегодня
уже не вызывает сомнения, что такой односторонний подход сыграл больше
отрицательную роль, нежели внес ясность в определение исторических корней как
эзидов, так и курдов.
Именно
вышеуказанная уникальность кастово-теократического устройства общества эзидов и
их древняя религия, являясь ключевой основой, еще в XIX столетии при должном и
своевременном внимании этнографов, должны были пролить свет на проблему
этнической принадлежности курманджей, но вместо этого происхождение эзидов
отнесли к курдам.
Сегодня
в науке принято считать, что эзиды произошли от курдов, и весь акцент в поисках
этногенетических корней курдской нации этнографами был сделан на исследование
курдов, вследствие чего сегодня бытует множество гипотез и версий.
На
самом деле историческая действительность заключается в том, что не эзиды
происходят от курдов, а наоборот. В формировании современной курдской нации
основную роль сыграла та большая часть народа Адаби, которая по тем или иным
причинам приняла Ислам.
“В
результате предпринятых при халифе Омаре походов, примерно, в 637 – 644 гг.
Арабскому халифату подчинились также курдские районы. Как было отмечено выше,
те немногочисленные сведения, которые дошли до нас в связи с арабскими
походами, показывают, что курдские районы также были подчинены арабами уже
известными двумя методами: либо так называемым мирным путем (сулхан), либо
силой оружия (унватан). Известно, что таким образом арабами были подчинены
почти все завоеванные ими страны. Мирный договор заключался в том случае, если
местные властители принимали условия арабов, а именно: принять ислам или же не
оказывать сопротивления и выплачивать подушную и поземельную подати. В случае
же, если эти условия не принимались, арабы прибегали к силе.
Силой
оружия захватывались те области, где между населением и завоевателями возникали
споры вокруг условий договора. В подобных случаях по приказанию арабских
военачальников все население или его часть уничтожались или же угонялись в
плен.
…
На первом этапе завоевательных походов истребление противника иногда продолжалось
и после достигнутой победы”.
После
VII века, оставшаяся в меньшинстве часть народа Адаби под названием
“эзиды”, продолжала оставаться приверженной религии предков и строго
соблюдала древние традиции и обычаи. В течении 1300 лет эзиды испытывали
жесточайшие гонения и постоянно подвергались угрозе полного физического
истребления. За этот трагический период им удалось выстоять против 72 попыток
их уничтожения.
Большая
же часть народа Адаби, в VII веке насильственно переведенная в лоно Ислама,
осталась проживать на своей территории. Впоследствии ими было принято
самоназвание “курманджи” (“сыновья остались на месте”). Смена религии
неизбежно привела и к смене традиций, обычаев, в частности брачных, вследствие
чего курманджи на протяжении 1300 лет смешивались с другими народами. А в
средних веках за ними закрепился термин “курд”, который сегодня
является их названием.
Ввиду
того, что у эзидов и курманджей (курды) этногенетические корни одни, то следует
констатировать тот факт, что в формировании современной курдской нации
фундаментально-главенствующую роль сыграл аккадский этнический элемент.
Все
вышесказанное подтвердится современными высокоточными биологическими методами
исследований, ибо несерьезно решать такой фундаментальный вопрос о происхождении
народа, опираясь только на антропологические данные. А потому совершенно
необходимо в будущем провести исследования эзидов и курдов, aпробированными методами
популяционно-генетического и молекулярно-генетического анализа.
Предки
современных эзидов и курманджей, образовали первое древнейшее централизованное
государство Аккад, которое в дальнейшем стали называть Вавилония.
Более
подробно Вы можете ознакомиться с исследованием – в книге
“Вавилон
Храм Эзида Эзиды”.
В
книге Вы прочтете: о поисках города Вавилона,об устройстве самого дивного
города древности.
.Дан
краткий обзор истории Вавилони, также рассказывается об истории дешифровки
клинописного письма.
Так
как принято считать,что шумеры и аккадийцы – древние и исконные народы
Вавилонии исчезли, растворились в других народах. Рассмотрен вопрос
исторической преемственности современных эзидов, от древнейших обитателей
Вавилонии.
Список литературы
М. Фароян. Езиды (эзиды).
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.jamali.ru/
*
Слово “маш”
– вознагрождение. В данном случае,
вознагрождение исходящее от Бога.
*
* Сыти – госпожа
*
** По преданию,
священный храм Лалыш изначально был, воздвигнут нерукотворно, т.е. мистически.
Храм стоит на том священном месте, где Бог впервые сотворил земную твердь и
семь небесных сфер.
*
***
Сегодня, название “Адаби” – относят лишь к литературному языку.
*
****
Э. Мулдашев.”От Кого Мы Произошли? ”Москва, “АиФ- Принт”2001г.стр. 232.
”Имеются сведения о том, что атланты были разных
наций и подрас. Так, в “Хронике Акаши”(Р. Штайнер,”Из
летописи мира”, 1992, стр.23-29) выделяется 7 подрас в расе атлантов.
… Шестая
подраса (аккадийцы) развила силу мышления…”